ИППО, имевшее десятки региональных отд-ний по всей России, развернуло активную издательскую и просветительную деятельность, финансировало научные проекты и экспедиции. Большой интерес вызвали раскопки на рус. участке в Иерусалиме в 1883 г., открывшие порог Судных врат, через которые Христос шел на Голгофу. Под эгидой ИППО изучались рукописи Синая (Н. Я. Марр, 1902), б-ки ИПЦ (А. И. Пападопуло-Керамевс), археологические памятники Сирии и Заиорданья (Н. П. Кондаков, 1891; Ф. И. Успенский, 1898), груз. древности Ближ. Востока (А. Цагарели, 1882). В рамках издававшейся ИППЦ серии «Православный палестинский сборник» были опубликованы десятки источников и исследований по истории Св. земли и прилегающих регионов. Особое беспокойство в России вызывал рост католич. и протестант. влияния в среде правосл. арабов. Стремясь уравновесить культурное воздействие зап. держав, ИППО стало открывать в Палестине свои школы и больницы. В 1909 г. оно содержало в юрисдикции ИПЦ 25 учебных заведений с 1576 учениками (в то время как всего в ведении ИПЦ находилось 87 школ с 4175 учениками). Из всех рус. учебных заведений выделялись жен. школа в Бейт-Джале и мужская в Назарете, ориентированные на подготовку араб. преподавателей для школ начального уровня. Однако просветительная работа ИППО среди правосл. арабов сталкивалась с растущим неприятием греч. духовенства деятельности ИПЦ, опасавшимся, что Россия стремится вытеснить греков из Св. земли и занять их место ( Лебедев. 1901. Т. 2. С. 830-840; Лисовой. 2006. С. 194-206). Подобные опасения святогробцев усиливались в связи с греко-араб. противостоянием и той поддержкой, к-рую Россия в этом конфликте оказывала арабам. Греко-арабский конфликт В XIX в. по мере усиления европ. культурного влияния на Ближ. Востоке все большее распространение получала секулярная, либеральная и националистическая идеология, к-рая проникала в арабо-правосл. среду прежде всего через школьное образование. Даже в тех случаях, когда арабы учились не в миссионерских, а в рус. правосл. школах, они знакомились с новыми идеями и ценностями, не соотносившимися с традиц. замкнутыми средневековыми устоями правосл. общины. Новые веяния привели к тяжелому внутреннему кризису правосл. сообщества Османской империи. С победой Греческого национально-освободительного восстания 1821-1829 гг. среди греков Османской империи возобладала узкоэтническая идеология панэллинизма, нацеленная на воссоединение греков в одну державу. Большинство правосл. народов Османского гос-ва, которых образованные греки воспринимали как «варваров», стали тяготиться греч. засильем в церковной иерархии. Они выступали против гегемонии фанариотов в церковных делах и требовали создания «национальных Церквей» ( Hopwood. 1969. P. 21, 159-160).

http://pravenc.ru/text/293788.html

После смерти патриарха Иерофея в июне 1882 г. появилась возможность возвести на престол пророссийски ориентированного предстоятеля, в С.-Петербурге называли кандидатуру архиеп. Никодима, настоятеля Иерусалимского подворья в Москве. Эта перспектива вызывала сопротивление святогробцев, к-рые спешно нарекли в патриархи Фотия, 28-летнего архимандрита со скандальной репутацией (впосл. патриарх Александрийский). Выбор шокировал даже греч. общество, а Порта отказалась утвердить эту кандидатуру. В итоге после 14 месяцев напряженной борьбы Патриарший престол занял Никодим (1883-1890). Однако, хотя патриарх Никодим и не позволял себе резких антирус. выпадов, его политика в отношении араб. паствы и рус. присутствия в Палестине в целом не отличалась от позиций предшествующих патриархов. Утратив поддержку России и не имея опоры в османской администрации, патриарх Никодим был бессилен справиться с оппозицией Святогробского братства и под его давлением в 1890 г. объявил об отречении от престола (Выход в отставку иерус. патр. Никодима. Выборы нового патриарха//СИППО. 1891. Т. 2. С. 1-10; Суворин. 1898. С. 14-16; Hopwood. 1969. P. 193-194; Лисовой. 2006. С. 318-326). Избрание его преемников Герасима (1891-1897) и Дамиана (1897-1931) прошло без политических потрясений. Российская дипломатия в 90-х гг. XIX в. больше стала интересоваться проблемами Антиохийского Патриархата, где араб. национальное движение было значительно сильнее, чем в Палестине, и сумело в 1899 г. вернуть Патриарший престол арабам. Новый всплеск греко-араб. противоборства в ИПЦ произошел после младотур. революции, стимулировавшей политический подъем на араб. Востоке. Осенью 1908 г. в Палестине начались выступления правосл. арабов с требованиями уравнения в правах арабов и греков, допуска местных уроженцев на ответственные церковные посты и создания Смешанного совета из духовенства и мирян для управления делами общины. Члены Свящ. Синода ИПЦ заподозрили патриарха Дамиана в соглашательстве с арабами и 13 дек. низложили его.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Дамиан отказался признать низложение; арабы сразу же стали представлять опального патриарха идеологом своей борьбы. В городах Палестины происходили манифестации с требованием вернуть Дамиана к власти. Тур. правительство долго колебалось, не зная, чью сторону принять. 2 янв. 1909 г. Порта признала местоблюстителем Иерусалимского престола архиеп. Мелетия, избранного святогробцами, что привело к резкому обострению обстановки в Иерусалиме. Греч. монахи были осаждены в Патриаршем мон-ре толпами араб. демонстрантов; власти не решались силой подавлять выступления. Порта направила в Палестину специальную комиссию для изучения обстановки. Под впечатлением демонстраций арабов комиссия 30 янв. постановила, что низложение Дамиана является незаконным. 7 февр. власти выслали из Палестины самых непримиримых противников Дамиана - секретаря Патриархии Мелетия (Метаксакиса) и ректора Богословской школы Хризостома (Пападопулоса). 10 февр. архиеп. Мелетий скончался от сердечного приступа. Продолжающиеся выступления арабов и давление османских властей деморализовали святогробцев, и 16 февр. Свящ. Синод обратился к патриарху Дамиану с просьбой о прощении и примирении. В мае 1910 г. под воздействием новых араб. выступлений правительство приняло решение о создании Смешанного совета из клириков и мирян для управления церковным имуществом и наблюдения за церквами и школами. Однако деятельность Совета оказалась малоэффективной ввиду постоянных конфликтов между делегатами ( Соколов И. И. [псевд.: Световостоков И.] Вести с правосл. Востока//СИППО. 1908. Т. 19. С. 592-600; 1909. Т. 20. С. 133-144; 1910. С. 129-150; Померанцев И. Патриарший кризис в Иерусалиме (13 дек. 1908 - 16 февр. 1909)//Там же. С. 255-311; [ Аноним.] Примирение Иерусалимской Патриархии с туземной паствой//Там же. 1910. Т. 21. С. 620-639; Hopwood. 1969. P. 197-200). Осенью 1914 г., после вступления Турции в первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии, рус. подданные были высланы из Палестины, а учреждения ИППО закрыты.

http://pravenc.ru/text/293788.html

1881. С. 208, 211, 220; Суворин. 1898. С. 115-119). Обеспокоенные активностью протестантов, католики в 1846 г. в Иерусалиме восстановили Латинский Патриархат, существовавший после эпохи крестовых походов лишь номинально. Пользуясь поддержкой Франции и опираясь на ряд уже традиционно действовавших в Св. земле католич. орденов, лат. патриарх развернул активную религ. пропаганду среди православных. Помимо традиц. районов распространения католичества (Вифлеем, Назарет, Иерусалим), наибольших успехов миссионеры достигли в Бейт-Джале, Эс-Салте, Айн-Кареме. Создание широкой сети католич. школ и больниц, защита новообращенных европ. консулами, неприятие арабами-христианами греч. ксенократии в ИПЦ привели к тому, что число католиков в Палестине за 40-80-е гг. XIX в. выросло с 2 до 12 тыс., а количество православных среди палестинских христиан сократилось с 90 до 67%, что показывает соотношение только православных и латинян; если же учесть ок. 10 тыс. католиков вост. обряда, то доля православных составляла до 50% ( Хитрово. 1881. С. 29-47, 71, 109; Суворин. 1898. С. 107-114; Леонид (Кавелин). 2008. С. 145-147, 291-292). Здравоохранение и образование у православных в сравнении с др. христ. общинами были в зачаточном состоянии ( Хитрово. 1881. С. 60-62; Суворин. 1898. С. 75-83, 86; Лисовой. 2006. С. 315-316, 321, 325-326; Леонид (Кавелин). 2008. С. 112-114). В нач. 80-х гг. XIX в. на 20-25 тыс. правосл. христиан Палестины приходилось 98 храмов, 29 школ и 4 больницы (12 тыс. католиков имели 72 церкви, 20 госпиталей и 57 учебных и культурных заведений) ( Хитрово. 1881. С. 108-122). Несмотря на высокий естественный прирост, численность правосл. населения увеличивалась медленно по причине переходов в католичество. К нач. XX в. в Св. земле насчитывалось ок. 50 тыс. православных, проживавших в 70 городах и деревнях Палестины и неск. районах Заиорданья. Наибольшее количество христиан, как и раньше, проживало в Иерусалиме и 15 прилегающих деревнях ( Hopwood. 1969. P. 19-20). Русское присутствие в Палестине

http://pravenc.ru/text/293788.html

1114 Бутова Р. Б ., Лисовой H. Н. Русское паломничество в Святую Землю в XIX-XX вв.//Тысяча лет русского паломничества. Каталог выставки. Государственный Исторический музей. 24 ноября 2009 г. – 28 февраля 2010 г. М., 2009. С. 18–23. 1115 Graham St. With the Russian Pilgrims to Jerusalem. Lnd., 1913. Цит. по: Безобразов П. В. Английский путешественник о русских паломниках//Сообщения ИППО. 1914. T. XXV. Вып. 1.С.С. 92–93. 1116 «Хаджи Москов» – «русский паломник» или «хаджи рум москов», русский православный паломник – так называли наших паломников палестинские арабы. 1118 Цит. по: Никодим (Ротов), митрополит. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997. С. 122–123. 1122 Бутова Р. Б. Школа Е. Ф. Бодровой. К 150-летию русского учебного дела в Святой Земле//Русская Палестина. Россия в Святой Земле. Материалы Международной научной конференции. СПб., 2010. С. 121–134. 1124 Там же. См. также: Аничков H. М. Учебные и врачебные заведения Императорского Православного Палестинского общества в Сирии и Палестине. Ч. II. Учебные заведения Галилеи. СПб., 1910; Омар Махамид. Россия – Палестина. Диалог на рубеже XIX-XX веков. СПб., 2002. С. 36 и сл. 1125 Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine. 1843–1914. Church and Politics in the Near East. Oxford, 1969. P. 108. 1129 О самоотверженном труде педагогов-энтузиастов в Отчете ППО было сказано так: «Не забудьте их имена, русские люди! Это: А. Г. Кезма, А. И. Якубович, Н. Абу-Табих» (Отчет о деятельности ППО за 1888–1890 г. СПб. 1891. С. 36. ). 1130 О том, что отношения складывались непросто, свидетельствует, например, тот факт, что М. С. Савельева, так много сделавшая для Назаретской женской школы, была вынуждена в 1889 г. покинуть Палестину. 1132 Нехуштай Ш. Ш. Русская деятельность в Палестине. С. 100 (со ссылкой на архив С. Рыдвана, внука А. Г. Кезмы, находящийся в Хайфе). 1133 В настоящее время в здании организовано кафе-музей, знакомящее с историей и бытом Бет-Джалы, получившей с 1912 г. статус города. Современный вид амбулаторной и других помещений Русской Бет-Джалы см. в альбоме: Beit Jala in Photos. Beit Jala (Palestine). 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

арабов, по крайней мере контролирующей школьное образование ( Hopwood. 1969. P. 162). Этот шаг стимулировал развитие национального движения в арабо-правосл. среде. По сведениям В. Н. Хитрово , посетившего Ближ. Восток в 1884 г., в АПЦ из 8 епископов 6 были арабы и только 2 титулярных - греки ( Дмитриевский. А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века: 1882-1907. М.; СПб., 2008. С. 306). В год смерти И. (1885) в АПЦ насчитывалось 321 храм, 17 мон-рей, 75 школ. Из церквей только городские были относительно благоустроены и снабжены богослужебной утварью, остальные находились в крайней бедности и были лишены самого необходимого. Сельские школы оставались без материальных средств, хороших учителей, учебных пособий. На весь Патриархат в Бейруте существовали единственная духовная школа, содержавшаяся на средства митр. Гавриила, где обучались 6 учеников, и одна школа для правосл. девочек ( Соколов. 1901. С. 243). Оценивая деятельность И. в период его Патриаршества, необходимо признать, что он не был ни богословом, ни выдающимся администратором. Назначение архиереев на вакантные кафедры производилось без к.-л. учета нужд и проблем епархий. Полувековые усилия российских дипломатов (с 1833 до 1885) по продвижению и поддержке т. н. своего кандидата на Востоке не оправдались. Умело соблюдая интересы греч. иерархии и уходя от подозрений Порты по поводу его «русофилии», И. незаметно для рус. дипломатов и иерархов сдерживал финансируемые Россией образовательные программы и одновременно привлекал новые средства в казну Патриархата. После избрания на Антиохийский престол И. фактически заморозил все начинания рус. правительства в интересах правосл. араб. населения. В большой церковно-дипломатической игре, к-рая велась долгие годы с целью усилить влияние России на Ближ. Востоке, российская сторона потерпела поражение. Активная помощь России араб. населению в пределах Антиохийского Патриархата смогла дать реальные результаты лишь после кончины И., когда инициатива перешла к Имп.

http://pravenc.ru/text/293750.html

Haddad R. On Melkite passage to the Unia. – Haddad R. On Melkite Passage to the Unia: the Case of Patriarch Cyril al-Za‘im (1672–1720)/Christians and Jews in the Otto-man Empire. N.Y.-L. 1982. Vol. 2. P. 67–90. Haddad R. Syrian Christians. – Haddad R. Syrian Christians in Muslim Society. An In-terpretation. Princeton. 1970. Heyberger B. – Heyberger B. Les Chretiens du Proche-Orient au temps de la reforme catholique. P. 1994. Hitti P. – Hitti P. History of Syria. N.Y. 1951. Hiyari M. – Hiyari M. Crusader Jerusalem 1099–1187 AD/Jerusalem in History. N.Y. 1990. P. 130–176. Hopwood D. – Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine. 1843–1914. Church and Politics in the Near East. Ox. 1969. Humphreys S. – Humphreys S. From Saladin to the Mongols. The Ayyubids of Damascus. 1193–1260. N.Y. 1977. Icones Arabes. – Mere Agnes-Mariam de la Croix. Icones Arabes mysteres d’Orient. S.l. 2006. Immerzeel M. Divine Cavalry. – Immerzeel M. Divine Cavalry: Mounted Saints in Middle Eastern Christian Art/East and West in the Crusader States. III//OLA. 125. Leiden. 2003. P. 265–286. Inalcik H. Ottoman Methods of Conquest. – Inalcik H. Ottoman Methods of Conquest/Inalcik H. The Ottoman Empire: Conquest, Organization and Economy. L. 1978. P. 103–129. Inalcik H. The Status of the Greek Orthodox Patriarch. – Inalcik H. The Status of the Greek Orthodox Patriarch under the Ottomans/Inalcik H. Essays in Ottoman His-tory. Istanbul. 1998. P. 195–218. Iorga N. Byzantium after Byzantium. Iasi – Ox. – Portland. 2004. Irwin R. – Irwin R. The Middle East in the Middle Ages. The Early Mamluk Sultanate 1250–1382. L.1986. Jotischky A. – Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule/The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven. 2001. P. 85–96. Karalevskij C. Antioche. – Karalevskij C. Antioche/DHGE. T. III. Col. 585–703. Karalevsky C. Bostra. – Karalevsky C. Bostra/DHGE. T. IX. Col. 1399–1405. Kilpatrick H. – Kilpatrick H. Macarius Ibn al-Za‘im and Bulis Ibn al-Za‘im (Paul of Aleppo)/Essays in Arabic Literary Biography 1350–1850. Wiesbaden. 2009. P. 262–273.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новым патриархом стал Прокопий II (1872-1875). Россия пыталась оказать давление на ИПЦ, перестав выплачивать ему доходы с бессарабских имений Св. Гроба. Часть этих средств теперь шла на содержание низложенного патриарха Кирилла († 1877) и на поддержку араб. национального движения. Однако российские дипломаты видели, что уровень самосознания и политической организованности правосл. арабов был недостаточен для того, чтобы поколебать позиции греков в ИПЦ. Святогробцы также искали пути нормализации отношений с Россией ввиду растущих финансовых трудностей Патриархата. Компромиссом стали отречение от престола патриарха Прокопия и избрание патриархом Иерофея (1875-1882), при к-ром с Кирилла было снято обвинение в схизме, а бессарабские доходы возвращены ИПЦ. Однако это не решило финансовых проблем ИПЦ: бремя долгов нарастало, а денежные займы и проч. поступления расхищались иерархами братства ( Хитрово. 1881. С. 63-70, 93-94; Дмитриевский. 1909. Т. 20. Вып. 1. С. 98-99; Hopwood. 1969. P. 187-193; Муркос. 2003. С. 89-90, 95-96; Лисовой. 2006. С. 316-317). В Патриаршество Иерофея система управления ИПЦ претерпела существенные изменения. В 1874 г. был принят новый Устав ИПЦ, в котором полномочия патриархов были сокращены. В ведении патриархов оставалось лишь совершение богослужения, у них не было права самостоятельно, без согласия Свящ. Синода принимать адм. решения (напр., о рукоположении архиереев и архимандритов), вести переписку, получать и тратить пожертвования. В результате положение патриархов в посл. четв. XIX - 1-й пол. XX в. стало крайне нестабильным. В конфликтах со Святогробским братством, к-рое зачастую поддерживали османские власти и К-польский Синод, были низложены или отреклись от престола несколько патриархов: Кирилл II (1872), Прокопий II (1875), Никодим (1890). Дважды (в 1908 и 1918) святогробцы пытались сместить патриарха Дамиана (СИППО. 1902. С. 71-72; Соколов. 1905; Суворин. 1898. С. 75-76; Лисовой. 2006. С. 316). Патриарх Иерофей сопротивлялся внедрению этого устава, окончательно он был утвержден лишь после смерти патриарха. Храмостроительная деятельность в эти годы ознаменована созданием храма на месте дома прав. Симеона Богоприимца в Катамоне, началом возрождения мон-ря св. Георгия Хозевита (1878) и строительством мон-ря Марфы и Марии в Вифании (1879).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Bergamo, 1949. P. 133-145; Benoit P. Prétoire, Lithostroton et Gabbatha//RB. 1952. Vol. 59. P. 531-550; Simons J. J. Jerusalem in the Old Testament. Leiden, 1952; Avi-Yonah M. The Madaba Mosaic Map. Jerusalem, 1954. P. 50-60; idem. The Holy Land from the Persian to the Arab Conquests. Grand Rapids, 1966; idem. Building History from the Earliest Times to the 19th Cent.//Urban Geography of Jerusalem/Ed. D. H. K. Amiran. N. Y.; B., 1973. P. 13-19; idem. The Jews of Palestine: A Political History from the Bar Kokhba War to the Arab Conquest. Oxf., 1976; Parrot A. The Temple of Jerusalem. L., Clark K. W. Worship in the Jerusalem Temple after A. D. 70//NTS. 1960. Vol. 6. N 4. P. 269-280; Milik J. T. Notes d " épigraphie et de topographie palestiniennes: Sanctuaires chrétiennes de Jerusalem à l " époque arabe (VIIe-Xe s.)//RB. 1960. Vol. 67. P. 354-367, 550-586; idem. La topographie de Jérusalem vers la fin de l " époque byzantine//MUB. 1960/1961. Vol. 37. P. 127-189; Stavrou Th. G. Russian Interests in Palestine, 1882-1914: A Study of Religious and Educational Enterprise. Thessal., 1963; Madden D. M. Monuments to Glory: The Story of A. Barluzzi, Architect of the Holy Land. N. Y., 1964; Jeremias J. The Rediscovery of Bethesda. Louisville (Ky.), 1966; idem. Jerusalem in the Time of Jesus. Phil., 1969; Boase T. S. R. Castles and Churches of the Crusading Kingdom. L., 1967; Grabar O. The Umayyad Palace of Khirbat al-Mafjar//Archaeological Discoveries in the Holy Land. N. Y., 1967; Kenyon K. M. Jerusalem: Excavating 3000 Years of History. L., 1967; edem. Digging Up Jerusalem. N. Y., 1974; Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914: Church and Politics in the Near East. Oxf., 1969; Amiran R., Eitan A. Excavations in the Courtyard of the Citadel, Jerusalem, 1968-1969: Preliminary Report//IEJ. 1970. Vol. 20. P. 9-17; Hennessy J. B. Prelim. Rep. on Excavations at the Damascus Gate, Jerusalem, 1964-1966//Levant. L., 1970. Vol. 2. P. 22-27; Hopkins I. W. J. Jerusalem: A Study in Urban Geography.

http://pravenc.ru/text/293782.html

(см. также статьи Русская духовная миссия в Иерусалиме , Православное Палестинское общество ). После череды военных побед России над Османской империей во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. рус. влияние в Вост. Средиземноморье усилилось. С 1815 г. вновь активизировались контакты ИПЦ с рус. дипломатией; в 1820 г. в Яффе было организовано российское вице-консульство. Российские посланники при Высокой Порте неоднократно отстаивали интересы ИПЦ и св. мест Палестины, поддерживали ее в тяжбах с армянами в 30-х гг. XIX в. и с католиками в 40-х - нач. 50-х гг. В 1818 г. в Москве было учреждено подворье ИПЦ. В 1833-1839 гг. в России находился архиеп. Иерофей Фаворский с миссией для сбора милостыни на покрытие долгов ИПЦ ( Каптерев. 1898. Ч. 2. С. 514-656; Хитрово. 1881. С. 57; Лисовой. 2006. С. 82). А. С. Норов. Фотография. XIX в. А. С. Норов. Фотография. XIX в. Рус. общество в XIX в. начинает снова открывать для себя правосл. Восток. Этому во многом способствовали паломничества в Св. землю А. Н. Муравьёва, А. С. Норова, Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского и др. представителей русской культуры. В 1839 г. в Бейруте было учреждено российское консульство, которое до 1853 г. возглавлял К. М. Базили, писатель и ученый, поддерживавший тесные связи с ближневост. патриархами. Увеличение числа рус. паломников и потока пожертвований в Палестину, активизация церковно-политических контактов выявили необходимость более тесного знакомства России с положением ближневост. Православия. В 1843-1845 гг. под рук. МИД России и Свящ. Синода РПЦ на Ближ. Востоке действовала миссия архим. Порфирия (Успенского) , собравшего подробную информацию о состоянии правосл. Церквей Сирии и Палестины, в т. ч. о стоявших перед ними проблемах, таких как бедность и невежество паствы и значительной части духовенства, коррупция и упадок духовности среди святогробцев, нарастающее греко-араб. отчуждение внутри ИПЦ и Антиохийской Православной Церкви ( Порфирий (Успенский). 1894-1895. Т. 1-2; Каптерев. 1898. Ч. 2. С. 660-760; Мат-лы для биографии еп. Порфирия Успенского. 1910. Т. 1. С. 3-156; Т. 2. С. 98-190; Hopwood. 1969. P. 14 f.; Лисовой. 2006. С. 85-95).

http://pravenc.ru/text/293788.html

  001     002