ИППО, имевшее десятки региональных отд-ний по всей России, развернуло активную издательскую и просветительную деятельность, финансировало научные проекты и экспедиции. Большой интерес вызвали раскопки на рус. участке в Иерусалиме в 1883 г., открывшие порог Судных врат, через которые Христос шел на Голгофу. Под эгидой ИППО изучались рукописи Синая (Н. Я. Марр, 1902), б-ки ИПЦ (А. И. Пападопуло-Керамевс), археологические памятники Сирии и Заиорданья (Н. П. Кондаков, 1891; Ф. И. Успенский, 1898), груз. древности Ближ. Востока (А. Цагарели, 1882). В рамках издававшейся ИППЦ серии «Православный палестинский сборник» были опубликованы десятки источников и исследований по истории Св. земли и прилегающих регионов. Особое беспокойство в России вызывал рост католич. и протестант. влияния в среде правосл. арабов. Стремясь уравновесить культурное воздействие зап. держав, ИППО стало открывать в Палестине свои школы и больницы. В 1909 г. оно содержало в юрисдикции ИПЦ 25 учебных заведений с 1576 учениками (в то время как всего в ведении ИПЦ находилось 87 школ с 4175 учениками). Из всех рус. учебных заведений выделялись жен. школа в Бейт-Джале и мужская в Назарете, ориентированные на подготовку араб. преподавателей для школ начального уровня. Однако просветительная работа ИППО среди правосл. арабов сталкивалась с растущим неприятием греч. духовенства деятельности ИПЦ, опасавшимся, что Россия стремится вытеснить греков из Св. земли и занять их место ( Лебедев. 1901. Т. 2. С. 830-840; Лисовой. 2006. С. 194-206). Подобные опасения святогробцев усиливались в связи с греко-араб. противостоянием и той поддержкой, к-рую Россия в этом конфликте оказывала арабам. Греко-арабский конфликт В XIX в. по мере усиления европ. культурного влияния на Ближ. Востоке все большее распространение получала секулярная, либеральная и националистическая идеология, к-рая проникала в арабо-правосл. среду прежде всего через школьное образование. Даже в тех случаях, когда арабы учились не в миссионерских, а в рус. правосл. школах, они знакомились с новыми идеями и ценностями, не соотносившимися с традиц. замкнутыми средневековыми устоями правосл. общины. Новые веяния привели к тяжелому внутреннему кризису правосл. сообщества Османской империи. С победой Греческого национально-освободительного восстания 1821-1829 гг. среди греков Османской империи возобладала узкоэтническая идеология панэллинизма, нацеленная на воссоединение греков в одну державу. Большинство правосл. народов Османского гос-ва, которых образованные греки воспринимали как «варваров», стали тяготиться греч. засильем в церковной иерархии. Они выступали против гегемонии фанариотов в церковных делах и требовали создания «национальных Церквей» ( Hopwood. 1969. P. 21, 159-160).

http://pravenc.ru/text/293788.html

1969. 7 августа; Рапорт настоятеля храма святого князя Александра Невского в Александрии протоиерея А. Казновецкого от 20 ноября 1969 г. (Архив ОВЦС. Д. 4а. 1969. Ч. 2. С. 6)). К примеру, на предшествующем интервью обеде, равно как и на приеме и обеде 16 июля, присутствовал представитель Совета по делам религий при Совете министров СССР по Одесской области А. С. Арбузников. Отчет о пребывании в Одессе делегации Александрийской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Николаем 25 июля 1969 года за подписью архиепископа Херсонского и Одесского Сергия от 27 июля 1969 г. (Архив ОВЦС. Д. 4. 1969. С. 9–10). Заявление Патриарха «Тахидромосу»//Тахидромос. 1969. 8 августа; Рапорт настоятеля храма святого князя Александра Невского в Александрии протоиерея А. Казновецкого от 20 ноября 1969 г. (Архив ОВЦС. Д. 4а. 1969. Ч. 2. С. 8). Письмо Папы и Патриарха Александрийского Николая Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 627 от декабря 1969 г. (Архив ОВЦС. Д. 4. 1969. С. 1–2). Рапорт настоятеля храма святого князя Александра Невского в Александрии протоиерея А. Казновецкого от 15 февраля 1970 г. (Там же. Д. 4а. 1970. С. 1). Ответное письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Папе и Патриарху Александрийскому Николаю от 16 февраля 1970 г. (Там же. Д. 4. 1969. С. 2). Письмо старшего секретаря Александрийской Патриархии и Священного Синода и экзарха в России архимандрита Иринея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 9 февраля 1970 г. (Там же. 1970). Письмо митрополита Аксумского Мефодия митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 16 марта 1972 г. (Там же. 1972). Письмо Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Николая VI местоблюстителю Московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 16 декабря 1970 г. (Там же. Д. 60а. 1970). Определения Священного Синода от 19 октября 1971 г.//Журнал Московской Патриархии. 1971. 11. С. 3–4. Письмо доктора Феодора Д. Мосхонаса епископу Зарайскому Ювеналию от 13 марта 1966 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10312279/

Haddad R. On Melkite passage to the Unia. – Haddad R. On Melkite Passage to the Unia: the Case of Patriarch Cyril al-Za‘im (1672–1720)/Christians and Jews in the Otto-man Empire. N.Y.-L. 1982. Vol. 2. P. 67–90. Haddad R. Syrian Christians. – Haddad R. Syrian Christians in Muslim Society. An In-terpretation. Princeton. 1970. Heyberger B. – Heyberger B. Les Chretiens du Proche-Orient au temps de la reforme catholique. P. 1994. Hitti P. – Hitti P. History of Syria. N.Y. 1951. Hiyari M. – Hiyari M. Crusader Jerusalem 1099–1187 AD/Jerusalem in History. N.Y. 1990. P. 130–176. Hopwood D. – Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine. 1843–1914. Church and Politics in the Near East. Ox. 1969. Humphreys S. – Humphreys S. From Saladin to the Mongols. The Ayyubids of Damascus. 1193–1260. N.Y. 1977. Icones Arabes. – Mere Agnes-Mariam de la Croix. Icones Arabes mysteres d’Orient. S.l. 2006. Immerzeel M. Divine Cavalry. – Immerzeel M. Divine Cavalry: Mounted Saints in Middle Eastern Christian Art/East and West in the Crusader States. III//OLA. 125. Leiden. 2003. P. 265–286. Inalcik H. Ottoman Methods of Conquest. – Inalcik H. Ottoman Methods of Conquest/Inalcik H. The Ottoman Empire: Conquest, Organization and Economy. L. 1978. P. 103–129. Inalcik H. The Status of the Greek Orthodox Patriarch. – Inalcik H. The Status of the Greek Orthodox Patriarch under the Ottomans/Inalcik H. Essays in Ottoman His-tory. Istanbul. 1998. P. 195–218. Iorga N. Byzantium after Byzantium. Iasi – Ox. – Portland. 2004. Irwin R. – Irwin R. The Middle East in the Middle Ages. The Early Mamluk Sultanate 1250–1382. L.1986. Jotischky A. – Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule/The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven. 2001. P. 85–96. Karalevskij C. Antioche. – Karalevskij C. Antioche/DHGE. T. III. Col. 585–703. Karalevsky C. Bostra. – Karalevsky C. Bostra/DHGE. T. IX. Col. 1399–1405. Kilpatrick H. – Kilpatrick H. Macarius Ibn al-Za‘im and Bulis Ibn al-Za‘im (Paul of Aleppo)/Essays in Arabic Literary Biography 1350–1850. Wiesbaden. 2009. P. 262–273.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, рукою епископа Порфирия все листы рукописи перенумерованы внизу арабскими цифрами. У нас нижс приводятся два параллельных столбца, из которых в одном листы следуют друг за другом, как теперь, в другом – как должны бы следовать, и следовали: теперь: должно: КВ лист 153 КВ лист 153         »     154         »     157 r         »     155         »     157 v КГ   »     156         »     158         »     157 r         »     159         »     157 v         »     160         »     158         »     161         »     159         »     154         »     160         »     155         »     161 КГ   »     156         »     162         »     162 За листом 153 прямл следовал л.157, и, таким образом, соединяются Дeяh. I, 1–7 Дeяh. I, 7–12 , две половины апостольского чтения на Вознесение Господне. После л. 161 сразу следовал л. 154, и этим опять соединяются в целое Ebp. II, 2–3 Ebp. II, 4–10 , половины апост. чтения на день архан. Михаила. После л. 156 (который теперь получает правильную отметку КГ, как первый после 8-ми предыдущих с отмеченнымъ КВ сразу следовал л. 162, и так восстановляется цельность третьего разорванного чтения: 1Kop. I, 18–25 Кор. I, 25–29, на Воздвижение св. Креста. Листы 157 v , 158, 159 и 160, писанные другою рукою, так и стояли между лл. 153 и 161. Первый копиист видел эти листы и считал, и, вследствие, именно, их присутствия здесь, отметил свой 156 лист буквами КГ. Но упорядочение листов не решает всех затруднений. Неизвестно, почему второй копиист отмечал у себя дыхание и ударение, когда первый нигде этого не делал раньше и после. Мефологическая часть остается не вполне стройною, так что: 1) неделя Всех святых стоит пред 50-цею (лл. 157. 158) 99 . 2) после 24 июня следуют 1 и 8 ноября (лл. 159. 160. 161), за которыми 6 и 15 августа; 3) 29 августа остается по прежнему после великой субботы (л. 169). Вообще мефологическая часть производит впечатление как бы ранее заготовленной рамки, в которой не все отвечает вставленному в нее. Напр., есть четыре случая, где оглавления апостольских чтений иные, чем самые нижеследующие чтения. Это – под 4 декабря (названо послание к Евреям, а нужно – к Галатам), под 24 июня (к Евр.; нужно – к Римл.), под 1 ноября (к Евр.; нужно – к Корин. 1) и после 29 августа погребальное апостольское чтение (к Корин.; нужно – к Фессал. 1). §2. Характер письма рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

Obrašenie к uastnikam sessii Sovešatel " nogo komiteta prodoloenija rabot ChMK v Sofii, in: MP 1966,12,49 . Otvety na voprosy korrespondenta Agentstva Peati Novosti, in: MP 1967,1,4–5. Otvety na voprosy korrespondenta ital. gazety «Corriere della sera» v Moskve, in: MP 1967,3,2–3. Paschalnoe poslanie..., in: MP 1967,4,1. Poslanie к 40-letiju Patriaršich Prav. obšin v Finljandii, in: MP 1957,5,6. Re na prieme v est’ d-ra Ju.K. Blejka, in: MP 1967,5,8–9. Poslanie Predstojatel’ju Konstantinopol’skoj Cerkvi, in: MP 1967,6,3–4. Otvety na voprosy pol’skogo urnalista J. Stojnovskogo, in: MP 1967, 6,4–7. Obrašenie к uastnikam Zasedenija raboego komiteta ChMK in: MP 1967,8,3–4. Ob otnošenii к Mitropoli’emu okrugu v Amerike – Patr. Afinagoru, in: MP 1967,9,2. Poslanie s svjazi s 50-letiem Velikoj Oktjabr’skoj Soc. Revolucii, in: MP 1967,11,1–4. Rozdestvenskoe poslanie..., in: MP 1968,1,1–2. Obmen poslanijami.. Pape Pavlu VI., in: MP 1968,2,1–2. Paschal‘noe poslanie..., in: MP 1968,4,1–2. Obrašenie к III Vsechristianskomu Mirnomu Kongressu, in:MP 1968,5,1–2. Pis’mo d-ru I. Gromadke, in: MP 1968,5,5. Privestsvennoe slovo... vo vremja priema predstavitelej bogosl. Konsul’tacii Vsemirnogo Soveta Cerkvej, in: МР 1968,5,9. Poslanie predsedatelju Central’nogo Komiteta VSC g-nu M.M. Tomasu, in: MP 1968,10,1–2. Poslanie D-ru I. Gromadke, in: МР 1968,10,2. Rozdestvenskoe poslanie..., in: МР 1968,12,1. Otvetnoe poslanie Nikolaju VI Pape i Patriarchu Aleksandrijskomu i vsej Afriki, in: MP 1968,12,4. Interv’ju korrespondentu gazety «Golos Rodiny», in: MP 1969 ,2 ,2–3. V ustremlenii к sotrudniestvu i miru. Privetsvennoe slovo, in: MP 1969,2,39,40. Paschal’noe poslanie..., in: MP 1969,4,1–2. Poslanie v svjazi s poloeniem na Svjatoj Gore... g-nu G. Papadopulosu, in: MP 1969,5,2–3. Poslanie к prazdnovaniju 1100-letiju so dnja bl. koniny Sv. Ravnoap. Kirilla, in: MP 1969,6,1–2. Poslanie... Patr. Bolgarskomu Kirillu..., in: MP 1969,6,3–4 Poslanie Moskovskim Duchovnym Školam..., in: MP 1969,8,4.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

MAXIMUS CHRYSOBERGA. De processione Spiritus Sancti, 154, 1217–30. ESAIAS CYPRIUS. De processione Spiritus Sancti. 158, 971–6. JOSEPH CP. Confessio fidei, 158, 1051–2. NICOLAUS V, papa. Epistola de Unione (græce per Th. Gazam), 160, 1201–2. ORIENTALES EPISCOPI. Sententia synodalis adversus Metrophanem СР.. 147. 532–5. Epistola ad Joannem VIII, imperatorem, 533–8. JOSEPHUS METHONENSIS. Pro Concilio Florentino, 159, 959–1024. Refutatio Marci Ephesini, 1023–94. Canon in Synodum Florentinam, 1095–1102. Synaxarium Synodi Florentinæ, 1101–6. Pro Concilio Florentine, 1109–1394. MARCUS EPHESINUS. De corporis et sanguinis Christi consecratione, 160, 1079–90. Confessio fidei, 160, 13–110 (in refutatione a Gregorio Mamma), 1103–4. Epistola ad omnes orthodoxos, 111–204. Ad Georgium Scholarium, 1091–6. Ad Theophanem, monachum, 1095–1100. Latinos dialogus de additamento in symbolo 1099–1102. Verba Marci morientis ad Georgium (Gennadium), 160, 529–33. Apologia Marci morientis, 535–38. GREGORIUS MAMMAS. Apologia contra Ephesini confessionem, 160, 13–110. Responsio ad epistolam Marci Ephesini, 111–204. Ad imperatorem Trapezuntis, 205–48. GEORGIUS GEMISTUS PLETHO. De processione Spiritus Sancti, 160, 975–80. GENNADIUS (GEORGIUS SCHOLARIUS). Homiliæ 1–2, de sacramentali corpore Christi, 160, 358–75; 375–80. Orationes 1–4 in Synodo Florentina. 385–524. Responsio ad Marcum morientem. 533–36. Epistola ad Maximum monachum, fg., 537–40. De processione Spiritus S., epistola ad Plethonem, 599–630. Aliud, præmissa epistola ad Joannem Comnenum, 665–714. De additione ad Symbolum, 713–82. Contra Latinos de jejunio Sabbatino, quadragesima, matrimonio sacerdotum et barba, 737–44. Epistoæ 1–13, 747–68. Aliæ, fg., 256, 273–4. Apologia ad Constantinum imperatorem, fg., 255–6, 258. Instrumentum abdicationis, 264–5. Refutatio inchoata Marci Ephesini. Vide BessaRionem. ANDREAS COLOSSENSIS. In Marci Ephesini epis-tolam, fg., 150, 863. BESSARION. Refutatio Marci Ephesini (inchoata a Gennadio), 161, 11–244.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Духа» (Σ. 239-252; изд.: PG. 160. Col. 649-664; Œuvres complètes de Gennade Scholarios/Ed. L. Petit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. P., 1930. Vol. 3. P. 204-228), «Изложение православного учения об ипостаси Св. Духа» (Σ. 252-272; изд.: PG. 160. Col. 665-691; Œuvres complètes. 1929. Vol. 2. P. 458-495), «Об изречениях западных святых» (Σ. 272-282; изд.: PG. 160. Col. 691-702; Œuvres complètes. Vol. 3. P. 49-63), «О невозможности исхождения Св. Духа «ab utroque»» (Σ. 282-291; изд.: PG. 160. Col. 702-713; Œuvres complètes. Vol. 3. P. 63-76), «Против прибавки к Символу веры, сделанной латинянам» (Σ. 291-307; изд.: PG. 160. Col. 713-732; Œuvres complètes. Vol. 3. P. 77-100), «Против симонии» (Σ. 307-313; изд.: PG. 160. Col. 731-738; Œuvres complètes. Vol. 3. P. 239-251), «Против субботнего поста латинян» (Σ. 312-315; изд.: PG. 160. Col. 737-744; на самом деле Геннадию Схоларию не принадлежит, см.: TByz. Vol. 2. P. 520). Плифон Георгий Гемист , «Против книги, [написанной] в защиту латинского учения» (Σ. 316-320; изд.: PG. 160. Col. 975-980). «Изложение (λβελλος) веры гуситского посла иерея Константина Платра, прибывшего в Константинополь в 1452, и предоставленное Константину изложение православной веры» (Σ. 320-332; см.: Sala A. Constantinople et Prague en 1452. Praha, 1958. P. 25-61 ÿÿ Феодор Агаллиан , «Опровержение книги Иоанна Аргиропула в защиту учения латинян» (Σ. 333-367; изд.: PG. 158. Col. 1011-1052). «Опровержение православных посланного папой Григорием IX (1227-1241) Константинопольскому патриарху Герману II (1222-1240) изложения латинской веры» (Σ. 367-378), представляет собой выдержки из 3 сочинений Варлаама Калабрийского (изд.: Barlaam Calabr. Oper. contr. Lat. T. 2. P. 495-526, 528-538, 482-491). Анонимный трактат против латинян об исхождении Св. Духа (Σ. 380-387), на самом деле принадлежит Варлааму Калабрийскому (см.: Fyrigos A. Per l " identificazione di alcune opere ignoti auctoris contenute nel «Tómos Agapès» di Dositeo, Patriarca di Gerusalemme (e recupero di un opuscolo antilatino di Barlaam Calabro)//RSBN.

http://pravenc.ru/text/180353.html

3. Отношение христианства к государству по воззрениям гр. Л. Н. Толстого. К. Григорьев. Стр. 44–65. 4. К вопросу об образовании инородцев. И. Износков. Стр. 66–85. 5. Разбор грамоты неокружников от 6 мая 7407 лета (1899 года), поданной московскому окружническому архиепископу Иоанну, с замечаниями Арсения, епископа Уральского. Свящ. Ф. Воловей. Стр. 86–96. 6. Из миссионерских писем, дневников и летописей. Исповедь уверовавшего интеллигента. Врач С. Апраксин. Стр. 97–106. 7. Иночество и старчество в расколе. Мисс. свящ. С. Манусов. Стр. 107–113. 8. Из миссионерской полемики. О незаконности австрийский иерархии (беседа вторая с Усовым). Мисс. свящ. С. Шалкинский. Стр. 114–130. 9. Миссионерство, секты и расколы.(Хроника ). Из залы заседаний Козельского окружного миссионерского съезда. Стр. 131–144. 10. Библиография. Критическое обозрение противораскольничьих бесед, помещенных в епархиальных ведомостях. К. П. Стр. 145–158. Беседы по закону Божию в старшем классе Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы за 1900–1901 учебный год. (Спб. 1901 г. стр. 283). Свящ. М. Лисицын. Стр. 158–159. В. П. Лебедев. Великий Страдалец. Историческая повесть. (Спб. изд. П. Сойкина. стр. 159). Стр.159. Прот. В. Бажанов . Примеры благочестия из житий святых. (Спб. 1902 г. Изд. 9-е. стр. 145)Стр. 159. Талмуд, его сущность, значение и история. Д-ра Бернфельда (перев. Г. Генкеля. Изд. Звонарева. Стр. 144. Спб. 1902). Свящ. М. Лисицын. Стр. 159–160. Филарет (Гумилевский) . Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. (Изд. 3-е. Стр. 384). Свящ. М. Лисицын. Стр. 160. Послания Игнатия Богоносца в русском переводе. (Изд. И. Л. Тузова. Стр. 111 с рис. в тексте. Спб. 1902 г.). Стр. 161. Е. В. Богданович. Безгранична милость русского царя. (Спб. 1902 г. стр. 32). Свящ. М. Лисицын. Стр. 161. 11. Миссионерский Вестник. Первый Калужский епархиальный съезд. Э. М. Стр. 162–169. 12. Расколоведение и миссионерство на калужских церковно-школьных курсах и паломничество. Э. Я. Стр. 170–175.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зделашная запись Бориса Устратьева [сына] Христофорова 157-го году. Зделашная запись Афонасья Васильева сына Титова 157-го году. Зделашная запись боярина князя Якова (Л. 56) Куденетовича Черкаского вотчины Юрьевского уезду села Парши приказного ево человека Якова Кривцова 157-го году. Зделошная запись суздальца Гаврила Иванова сына Каблукова 157-го году. Отпись боярина князя Ивана Никитича Хованского человека ево Григорья Суботина 157-го году. Отпускная Ростовского уезду государева дворцового села Яковлевского деревни Гарей на крестьянскую дочь 157-го году. Зделошная запись Ильи Осипова сына Баранова сотника 158-го году. Зделашная запись Федора Иванова сына Мякишева 158-го году. Зделашная запись князь Семенова человека княжь Петрова сына Львова Сеньки Севергина 158-го году. Датошная запись на тягло села Добрынского крестьянина Мокейка Федорова 158-го году. (Л. 56 об.) Зделашная запись Павла да Григорья Михайловых детей Векеньтьева Ярославля Большого 158-го году. Запись домовые вотчины Кохомской волости деревни Игнатцова крестьянина Стеньки Ульянова с сыном ево Афонькою 158-го году. Запись Серьгея Афонасьева сына Казимерова во взятье беглова крестьянина Проньки Иванова з детьми 158-го году. Запись стольника князя Ивана Григорьевича Ромодановского приказного ево человека Василья Пестрикова во взятье крестьянина села Хорятина Меньшичка с матерью 159-го году. Зделашная запись Алексея Федорова сына Новокщенова 159-го году. Другая зделашная запись ево ж, Алексея Новокщенова, 159-го году, под нею список приказного Дениса Петровых. Зделашная запись жильца Прокофья Серьгеева сына Ступишина 160-го году. (Л. 57) Отпись Алексея Новокщенова 160-го году. Зделашная запись князь Григорья княж Никитина сына Бельского да под тою записью ево, князь Григорьевы, две отписи 160-го году. Зделашная запись суздальца Осипа Степанова сына Крюкова 160-го году. Зделашная запись Михаила Тимофеева сына Измайлова 161-го году. Зделошная запись Аввакума Иванова сына Кашинцова белянина 161-го году. Зделашная запись Володимерского уезду вотчины Вознесенского монастыря села Борисовского крестьянина Антипки Деменьтьева 161-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

По сей причине мы не одобрили того неправого пути, на к-рый столь нерассудительно вступила Константинопольская Церковь» ( Муравьев А. Н. Переписка с вост. иерархами по греко-болг. делу//ТКДА. 1873. Т. 1. С. 143). 7 нояб. 1872 г. Свящ. Синод ИПЦ объявил о низложении патриарха. Кроме того, его отлучили от Церкви по обвинению в расколе. В защиту К. выступили правосл. арабы. Российский посол в К-поле гр. Н. П. Игнатьев добивался у Высокой Порты поддержки К., но османские власти после нек-рых колебаний встали на сторону Святогробского братства. Активные действия арабов в поддержку К. вызвали беспокойство османских властей. 6 дек. 1872 г. губернатор Иерусалима Назиф-паша по приказу, полученному от Высокой Порты, арестовал экс-патриарха и отправил его на пароходе из Яффы в К-поль. Наиболее активные представители араб. духовенства были по наветам святогробцев заключены в тюрьму, а затем высланы из Палестины. В качестве места ссылки К. был определен один из Принцевых о-вов в Мраморном м. ( Хитрово. 1881. С. 59; Соколов. 1914; Hopwood. 1969. P. 180-187). Новым патриархом стал Прокопий II (1872-1875). Архим. Антонин (Капустин), принявший сторону К., выступал в его защиту в греч. и российской печати и отказывался возглашать за богослужением в Иерусалиме имя нового патриарха. Россия пыталась оказать давление на ИПЦ, наложив секвестр на бессарабские имения Св. Гроба. Часть их доходов была направлена на содержание низложенного патриарха и на поддержку араб. национального движения. Усилия российской дипломатии в конце концов привели к компромиссу: патриарх Прокопий отрекся от престола, на его место был избран Иерофей (1875-1882), при к-ром 22 апр. 1877 г. с К. было снято отлучение. Отправленная бывш. патриарху мирная грамота вводила его в молитвенное общение с ИПЦ и восстанавливала в звании члена Святогробского братства. После этого доходы с бессарабских владений Св. Гроба были возвращены ИПЦ. К. скончался через неск. месяцев после продолжительной болезни. Его отпели без особой торжественности и похоронили на подворье Святогробского братства в Неохорионе, пригороде К-поля.

http://pravenc.ru/text/1840397.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010