Места, связанные с церковным служением свт. Афанасия I Великого Места, связанные с церковным служением свт. Афанасия I Великого Конфликты последних лет жизни А. В. были незначительны. Когда во время бунта в июле 366 г. язычники сожгли Великую церковь, построенную имп. Констанцием и освященную арианином Георгием, последовал приказ восстановить ее, но А. В. основал церковь в др. месте; храм был освящен 7 авг. 370 г. и получил впосл. имя святителя. Арианский еп. Лукий, к-рый еще при Иовиане пытался занять кафедру А. В., сделал новую попытку с помощью местных ариан (24 сент. 367), но власти, опасаясь народного возмущения, выдворили его из города и из Египта через 2 дня после его прибытия (Hist. aceph. 5. 11-13). А. В. оставался общепризнанным вселенским главой борьбы за никейское Православие. Когда епископы лат. Африки склонялись к замене Никейского Символа веры вероопределением Аримино-Селевкийского Собора, А. В. созвал в 368/69 г. собор егип. и ливийских епископов и от лица Собора составил «Послание к африканским епископам» (Ep. ad Afros episcopos). А. В. находился в переписке со свт. Василием Великим по важным догматическим и каноническим вопросам; в частности, он поддержал свт. Василия, когда каппадокийские монахи подвергли его нападкам за уклончивые выражения о Св. Духе: А. В. видел, что свт. Василий «немощен только для немощных» - эта «немощь» служила созиданию Церкви, привлечению в нее колеблющихся. Свт. Василий рассчитывал на посредничество А. В. в нормализации осложнившихся из-за раскола в Антиохии отношений между «восточными» и Римской кафедрой, но его надеждам не суждено было сбыться. 2 мая 373 г. А. В. преставился ко Господу, завещав перед смертью избрать архиепископом ближайшего своего помощника пресв. Петра. Не дожив неск. лет до Всел. II Собора , великий александрийский святитель сделал очень многое для окончательного торжества над арианством правосл. веры в Св. Троицу. Подобно тому, как жизнь А. В.- важная часть истории его времени, его влияние как богослова и подвижника определяется тем местом, какое принадлежит ему в истории.

http://pravenc.ru/text/76946.html

Находящийся у Thedoret. h. е. 16, 27 протокол переговоров Констанция с Либерием не подлинен Seeck PW. IV, 1. S. 1079 1371 Hieron. de vir. ill. 100 Chr. 2372 Hilar de syn. 2 contra Auxent. 7 fragm. 2, 18=MSL X 481. 614. 644. 1382 Hist. aceph. 5. 6 MSG. 26 1444 Ath. ad Lib. 7 p. 553. C. cp. v. Gutschmid 437; – Ammian. Магс. 22, 1, 4: in tullonio natus, ut ferebatur, apud Epiphaniam Ciliciae oppidum – секундарно. cp. Loofs II, 31. 1385 Отсюда: πικληθες θεος уже y Ath. de syn. 6 p. 689 B cp. Ath. c. Ar. 1, 4 p. 20 C: ρειος θεος. 1413 Cp. Athan. expos. fidei 4 p. 205 σον μοιον cp. c. Arian. 2, 74 p. 304 B: νθρωπος γενμενος χει τος μοους, ν κα τν μοαν νεδσατο σρκα. 1426 Cp. Hil. de syn. 1. 2. и Phoebadius Aginum (в Аквитании) liber c. Arianos. MSL. XX 13 – 30 cp. об Осии c. 23 p. 30. 1427 Athan. de syn. 38 p. 761 cp. его вероисповедание y Caspari, Alte und neue Quellen. Christiania. 1879 S. 176 ff. 1435 Во главе этого собора стояли: Василий анкирский, Елевзий кизический, Сильван тарсийский, Георгий лаодикийский, Македоний константинопольский и Евстафий севастийский. Рядом с ними выступали епископы, подписи которых, по Епифанию (haer. 73), находились в соборном послании, именно Василий (Анкира), (Севастия) Иперехий, Летой, Неортик, Гимназий, Мемноний, Евтихий (Амазия), Северин, Евтихий (Елеетерополь палест.?), Алкимед, Александр и кроме того Кекропий (Лаодикия или Никомидия) и Евгений (Никейский?) Sozem. IV, 13 см. Mansi III, 268. 288). 1436 Epiph. h. 73, 2 – 11=Mansi III, 269 – 288, анафематизмы (Hahn § 92) отчасти также у Hilar. de syn. 12 – 25. 1439 Soz. IV , 13, 5 – 15. Для последующих событий Созомен единственный и несмотря на некоторые промахи (напр. 15, 1: в мае 357 г. Констанций был в Риме) достоверный источник Loofs RE. II, 34. 1446 Об этом и об отношении Либерия к этой сирмийской формуле см. G. Kruger Art. Liberius, в RE. Bd. XI. 450. Болотов признает, что Либерии подписал первую сирмийскую формулу Хр. чтение 1901 т. 1 стр. 308. 1463 Ath. de eyn.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

– 25 февр.). Иначе, удаление св. Афанасия из Александрии продолжалось бы не год и три месяца, но год и девять месяцев, и потому возвращение в Александрию надобно полагать 13 февр. 364 г. 357 Созомен VI, 5, подобно неизвестному современнику св. Афанасия, говорит; что он, посоветовавшись с немногими друзьями, признал за нужное видеть лично государя – христианина. Α другие говорят, прибавляет он же, что государь сам призвал его. 358 Об этом пишет Филосторий, сам принадлежавший к той же секте. Η. Ε. VIII, 6. В Едессе был Иовиниан 27 сент. 363 г. (Cod. Theod. L. VII. Tit. 4 . E. 9), в Антиохию прибыл в октябре (Theoph. Hist. p. 45). Moratum paulisper Antiochiae principem, замечает Амм Марцеллин 25, 10. 359 Орр. s. Ath. Т. 1. p. 781. В истории бл. Феодорита это изложение имеет вид соборного послания, от имени Афанасия и прочих египетских епископов. Но в рукописи оно надписывается просто: о вере к Иовиниану. – Притом, и св. Григорий Богослов выражается об этом исповедании, не как о соборном. 364 В рукописях оно встречается даже с именем св. Афанасия, но по несправедливой догадке. Оно называется λεγχος τ ς ποκρ σεως τ ν παρ Μελ τιον κα Ε σ βιον Σαμοσ τεα κατ τον μουσ ου. Ορρ. S. Athan. Τ. 2. ρ. 31. 365 Hist, acephal. p. 509. Обыкновенно, начало гонения Валентова полагают позднее, именно 367 г. Но Гарниер, еще не зная современной александрийской записи о делах Афанасия, только на основании похвального слова св. Григория Василию В. и писем самого Василия, доказывал, что гонение началось гораздо ранее. В Каппадокию, еще в 365 г., прибыл Валент с полчищем арианских епископов, чтобы и здесь водворить свое нечестие. Vita Basilii Μ. с. 10. § V – VII. Теперь, свидетельством упомянутой записки подтверждается соображение критики. Живое описание начала Валентова гонения можно читать у св. Григория Ч. 4. Но смутными обстоятельствами империи оно было приостановлено, и потом возобновилось с новой силой. 366 В Александрии эта пеня назначена в триста фунт. золота: mulctae auri librarum ССС; следов. втрое более, нежели сколько назначал Юлиан в подобном случае. 367 Весь этот рассказ современника (Hist, aceph. p. 509) переписан Созоменом в его истории 6, 12. Не достает только хронологических показаний. Место, где поселился св. Афанасий, называется πατρ ον μν μα, а в записи cobpeмehhuka-villa iuxta fluvium novum, т. е. подле новаго канала, который около того времени был устроен префектом Тацианом. Cod. Th. cum not. Gothofred. Т. IV. p. 653.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

218 Ер. Am. с. 19 (108. 1). См. также V. P. G с. 134 (84. 30) женские обители занимались μλινα νθειν εις τους λεβτωνας. 226 P. G. XXV, 52334. Датировка этого послания (3534) определяется по ссылке (532д), извещающей об отбытии в другие земли Серапиона и Аммония (ср. Soz. Η. Ε. IV. 9; Festal Index, P. G. XXVI. 135в; и Hist. Aceph. 3, P. G. XXVI. 1443 BC). 227 Ibid, 532A. Однако Афанасий, говоря о Мовите в Верхней Фиваиде и Павле в Латополе, мог перепутать епархии. Согласно праздничным посланиям, Мовит был епископом Латополя, а Филон Фив. См. выше, примечание 57. 232 Ibid. (47. 24, 56. 15). См. также с. 20 (63.13), где Макарий рассказывает Павлу Фермийскому, что он вот уже шестьдесят лет совершает «по сто положенных молитв». 234 Он крестился за шестьдесят лет до своей кончины Н. L. с. 18 (58. 34). Созомен, Η. Ε. III. 14. 3, пишет, что он стал священником позже, нежели его египетский тезка, то есть после 340 года. 238 Ibid. (52. 153. 13). В начале следующего столетия в Сирии святой Симеон Столпник, который в ту пору был совсем еще молодым человеком, вызвал подобную же реакцию братии своей чрезмерной аскезой. 239 Ср. с историей, изданной Draguet (Le Museon 70, pp. 267306) из MS. V&t. 2091, ff. 9Г10Г, где она входит в Н. L. с. 7 и да простит меня Draguet представляется ничуть не более (но и не менее) достоверной, чем вся прочая рецензия В «Лавсаика». См. также историю в V. С. S1 pp. 35 (и S3 pp. 669). 257 Это произошло за сорок восемь лет до посещения его Палладием, которое, скорее всего, приходилось на 394 г. Н. L. с. 35 (105. 16). 264 Jerome, Chronicle (ed. Helm), p. 240 (A.D. 356) PL. 27, 687. Эта дата подтверждается в написанном в 356 году послании Серапиона Тмуисского ученикам Антония, сохранившемся на сирийском и армянском языках и опубликованном Draguet (см. Le Museon 64 (1951), pp. 125). 266 7 февраля 356 года: Ath. Αρ. de F. 24;Ap. adConst. 25; Hist. Ar. 48,81; Ep. Am. c. 31; Hist. Aceph. 5; Festal Index (A.D. 356). 270 mAmm. Marc.XXII ;A.S. Boll. Oct. VIII,pp. 85688;G.C.S. 21 (Philostorgius), pp. 15175; Theod. H.E. III. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

р. 890, в похвальном слове Григ. Богослова Ч. 2. 350 О заточении пресвитеров Hist. aceph. Здесь же упоминается и о Пифиодоре, который со своей шайкой настоял у префекта об изгнании пресвитеров. О нем говорит и св. Григ. Богослов в 1 обличительном слове на Юлиана Ч. I. О сожжении церкви упоминают – св. Епифаний (Haer. 69. Т. I. р. 728) и св. Амвросий медиоланский ер. 40. (Patrolog. Т. 16. р. 1107). 352 Ер 6. «Если к декабрю Афанасий не оставит города, и даже Египта, – писал Юлиан, – то, клянусь Сераписом, взыщу с твоей когорты сто фунтов золота». 353 Hist, aceph. p. 501. Episcopus moratus, sicut praedictum est, apud Thereon, ascendit ad superiores partes Aegypti, usque ad Hermopolim et Antinoum. 355 Паммон, вероятно, одно лицо с аввой Памвой, о котором в Патерике также говорится, что он был близок к Афанасию и был приглашаем им в Александрию. 356 Следуем рассказу об этом самого св. Афанасия, изложенному в письме Аммония к Феофилу, епископу александрийскому. Аммоний, в 351–354 годах, жил в Тавенне у Феодора, и сообщая об нем, что знал, припоминает между прочим и этот рассказ, слышанный из уст св. Афанасия самим Феофилом, – когда еще он был пресвитером александрийским. Act. ss. Maii Т. 3. p. 356. Opp. s. Athan. T. 1. p. 868. С этим соглашается и дальнейшее повествование неизвестного, современного писателя о делах Афанасия. Quo in his locis degente, – продолжает он после слов, выше приведенных, – cognitum est, Iulianum imperatorem mortuum, et Iovianum christianorum imperatorem. Ingressus igitur Alexandriam latenter Episcopus, adventu ejus non pluribus cognito, occurrit navigio ad imp. Jovianum, et post, ecclesiasticis rebus compositis, accipiens litteras venit Alexandriam et introivit in Ecclesiam Athir XIX die, consul. Ioviani et Varroniani, ex quo exiit Alexandria secundum praeceptum Iuliani, usque dum advenit praedicto die Athir XIX, post annum unum et menses III et dies XXII. Hist. aceph. p. 503. Но здесь, вместо месяца Athir (соответствующего нашему окт. 28 – нояб. 27) должно стоять Wechir (который соответствует 26 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Ε. О.=Echos d»Orient. Ehrhard=A. Ehrhard, Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche, T. und U. 502. Ep. adE.=Antiochus, Epistula ad Eustathium, P. G. 89. Ep. Am.=Epistula Ammonis (ed. Halkin, S. P. V. G., pp. 97121). Ep. Ant.=Epistulae Antonii. Ep. Fest.=St. Athanasius, Festal Letters. Epp. R. P.=Thiel, Epistulae Romanorum Pontificum. Epiph. c. Haer.=Epiphanius, contra Haereses. Eus.=Eusebius Pamphili. Ε M.=Histoire de I " Eglise depuis les originesjusqu a nosjours, ed. A. Fliehe and V. Martin. G. Ant., Ars., etc.=P. G. 65,71440, Alphabetical Geronticon. G. C. S.=Griechische christliche Schriftstellere. Η. E.=Historia Ecclesiastica (Eusebius, Socrates, etc.). H. L. (или Hist. Laus.)=Palladius, Lausaic History. Η. Μ. (или Hist. Моп.)=Historia Monachorum in Aegypto (Greek). Η. M. (Lat.)=Hist. Моп. (латинский перевод Руфина). Η. R. (или Hist. Rel.)=Theodoret, Historia Religiosa, P. G. 82,12831496. Hist. Aceph.=Historia Acephala Athanasii, P. G. 26,144350. Hist. Pair.=Severus of Ashmunein, History of the Patriarchs of the Coptic Church, ed. Evetts, P. О. I. pp. 99214,381518, etc. Inst.=Cassian, Institutes. It. Aeth. (или hin. Aeth.)=Itinerarium Aetheriae. JaffiWittenbach=Regesta Pontificum Romanorum, Jaffe, ed. Wittenbach, etc. Jer.=Jerome. J. E. H.=Journal of Ecclesiastical History. J. M.=John Moschus, Pratum Spirituale, P. G. 87, 3,28513112. J.T.S.=Journal of Theological Studies. Lib. Ors.=Liber Orsiesii (Pach.Lat., pp. 10947). Mansi=Mansi, Sacrorum Conciliorum nova et amplissima Collectio. N=анализ (в R. О. С. 190713) «Апофтегм» Но (Nau) в MS Coislinianus 126. N (G)=его завершение Гюи (Guy) в Apophthegmata Patrum, pp. 6474. Nie. Rhac.=Nicodemus Rhacendytus " Ascetic Anthology, MS В. M. Add. 28. О. C.=Oriens Christianus. O.C.P.=Orientalia Christiana Periodica. Or., Orr.=Oratio, Orationes. Oros. Hist. adv. Pag.=Orosius, Historia adversus Paganos, C. S. E. L. 5. Pack Lat.=Pachomiana Latina, ed. A. Boon, Louvain, 1932.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

На Павла исповедника ивведена была calumnia de Constante et Magnentio («hist, aceph.» n 2), и он отправлен был в железных кандалах сперва в Сингару, потом в Емису, наконец в Кукус каппадокийский, где и был удавлен.  Το δ τοιοτου θαντου δικονον [Ath. de fuga, n. 3, даже  δμιον] λεγον γεγενσθαι Φλιππον τν γενμενον παρχον. Но и префекта постигло Божие наказание:  ο γρ παρλθεν νιαυτς, κα μετ πολλς τιμας καθηρθη τς ρχς Φλιππος, испытал горькую долю опального сановника и умер на чужбине; последние дни его жизни были отравлены постоянным страхом, что вот явится человек посланный убить его. Atii an. Inst, ad mon., n. 7. Эти сведения о кончине Павла константинопольского (а может быть и о Филиппе) идут из источника самого высокого качества: из рассказа Филагрия, который в то время был викарием диэцеза Понта. Обвинение в магненцианстве возможно было не ранее 350 г.; но ученые – от Тилльмона, VI, 832, до Гуоткина 280. 146, 1 – справедливо полагают, что и кончина Павла последовала в том же 350 г. Если в Галлии (Amm. Marc, 14, 5) преследование магненциан продолжалось и в 353 г., то эта префектура была очагом узурпации; но предположить существование «магненциан» в Константинополе можно было под гнетом первого впечатления, когда император вынужден был считаться разом с двумя узурпациями, – не в 351 г, когда он счастливо одержал верх над обеими. Что осенью 350 г. разыскивали в Константинополе всякую измену, очень вероятно: 25 октября совершается память св. нотариев, которые (Soz. 4, 3; 3, 7, 5 .  6 ) обезглавлены были по подозрению, что они подняли то восстание, во время которого погиб в 342 r. magismer equimum Гepмoreh. Память св. Павла исповедника совершается 6 ноября и нет никаких оснований думать, что день его кончины в месяцесловах обозначен неверно. Но менее, чем год спустя, Филиппа постигла опала, следовательно еще до 6 ноября 351 г. он лишен был должности префекта. Еще в июле – августе 351 г. он стоит на высоте своего положения пользуется доверием императора и сам служит ему верой и правдой. За что постигла его так скоро опала, угадать не легко; но и сомневаться в возможности этой опалы было бы странно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

19 авг. в Александрии было официально объявлено о гибели имп. Юлиана (Hist. aceph. 4. 1). По вступлении на престол имп. Иовиана , приверженца Православия, стало возможным возвращение Афанасия. Сначала он отправился в Антиохию ко двору нового императора, к-рому направил догматическое послание с изложением Никейского Символа веры как единственно истинного. Александрийские ариане со своей стороны послали к императору своего ставленника Лукия, пытаясь интриговать против Афанасия (Hist. aceph. 4. 7). Их усилия остались безрезультатными: под покровительством императора свт. Афанасий вернулся в Египет. Но в нач. 364 г. скоропостижно умер Иовиан; новым императором Вост. Римской империи стал Валент (364-378), убежденный сторонник арианства. 4 мая 365 г. в Александрии был оглашен имп. эдикт, вновь подвергавший епископов, сосланных при Констанции и возвращенных при Юлиане, проскрипциям и ссылкам. Это повлекло за собой народные волнения, на к-рые городские власти ответили вооруженным захватом храма св. Дионисия, где обычно служил Патриарх. Афанасию удалось скрыться. Народное возмущение было настолько сильным, что Валент отозвал свой эдикт, и 1 февр. 366 г. свт. Афанасий вернулся в Александрию, не опасаясь более гражданских властей (Hist. aceph. 5. 1-7). Язычники, предавшие огню один из александрийских храмов (11 июля 366), были наказаны. Попытка Лукия организовать беспорядки в городе в сент. 367 г. не увенчалась успехом. Патриарх Афанасий созвал Собор 90 епископов Египта и Ливии (368/69), к-рый составил «Послание к африканским епископам», предупреждая соседнюю Карфагенскую Церковь о кознях ариан. К тому времени установились близкие отношения 2 великих святителей - Афанасия и Василия , незадолго до этого избранного епископом Кесарийским. В 371 г. Афанасий принял посольство Маркелла Анкирского , представившего на его суд Исповедание веры с осуждением савеллиан и ариан. В 372 г. Патриарх вел борьбу с аполлинариевой ересью. 2 мая 373 г. свт. Афанасий мирно отошел ко Господу. IV. Предстоятельство Петра II (373-380) и Тимофея (380-384)

http://pravenc.ru/text/82070.html

посланников арестовать его и доставить к имп. двору. Наконец в ночь с 8 на 9 февр. 356 г. отряд легионеров во главе с дуксом Сирианом ворвался в храм св. Феоны, где А. В. совершал богослужение при большом стечении народа. Клирикам и монахам чудом удалось вывести его из храма, где бесчинствовали солдаты, и препроводить в безопасное место ( Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 24; Hist. aceph. 1. 11). Через год, 24 февр. 357 г., место А. В. ценой жестоких насилий занял арианин Георгий, к-рого возмущенные александрийцы вскоре изгнали из города (2 окт. 358). Ставленник императора решился вернуться в Александрию лишь спустя 2,5 года (Hist. aceph. 2. 2-6). Тем временем было предписано задержать А. В., объявленного в послании Констанция к сенату и народу Александрии заговорщиком и врагом императора ( Athanas. Alex.. Apol. Const. 29. 3; Athanas. Alex. Hist. arian. 48). От епископов под угрозой низложения требовали прервать с ним общение, правосл. храмы Александрии были переданы арианам ( Athanas. Alex. Hist. arian. 55). Нек-рое время А. В. оставался в Александрии или ее окрестностях, затем удалился в пустыню к монахам, где продолжал бороться против ариан, постоянно меняя места пребывания. Не прекращая управлять епархией, он составил обращенную к Констанцию Апологию, в к-рой искал у императора правосудия, будучи вынужден защищаться от несправедливых обвинений врагов. Попытка А. В. повлиять на Констанция и изменить его проарианскую политику не увенчалась успехом, и в адресованной монахам «Истории ариан» святитель уже открыто говорил о самом Констанции как насаждающем арианство гонителе Православия (9. 2; 32. 1 sq.). Недостаток прямого общения с паствой А. В. восполнял, ведя переписку и плодотворно работая над своими большими творениями, все время оставаясь душой правосл. противостояния арианству. К этому периоду относятся «Послание к епископам Египта и Ливии против ариан», «Защитительное слово о бегстве своем», «Житие св. Антония», 3 книги «Против ариан», 3 «Послания к Серапиону» и др.

http://pravenc.ru/text/76946.html

сочинения. Откликом на раскол среди ариан и Аримино-Селевкийский Собор стало его «Послание о Соборах в Римини и Селевкии», призывающее к миру в Церкви. А. В. не боялся покидать пределы Египта и даже тайно возвращаться в Александрию ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 14). Последние годы жизни (362-373) Конец изгнанию А. В. положила внезапная смерть имп. Констанция (3 нояб. 361). Его преемник Юлиан Отступник , надеясь вызвать распри среди христиан, распорядился вернуть всех сосланных епископов. 21 февр. 362 г. А. В. был торжественно и радостно встречен александрийцами (епископ-арианин Георгий незадолго до этого был убит). В Александрии (возможно, в апр. 362) был созван «Собор исповедников», в к-ром участвовали 22 правосл. епископа, в т. ч. возвращавшийся из фиваидской ссылки Евсевий Верцелльский ( Rufinus. Hist. eccl. I 27-29). Собор впервые со времен Константина Великого утвердил на Востоке незыблемость Никейской веры и принял меры к восстановлению мирной церковной жизни (в частности, были определены условия принятия в общение раскаявшихся ариан). На Соборе решался вопрос о преодолении раскола в Антиохийской Церкви между общиной «евстафиан» и еп. Мелетием . Был принят «Томос к Антиохийцам», в к-ром утверждалась незыблемость Никейского вероисповедания, а также рассматривался ряд догматических вопросов (о соотношении терминов«сущность» и «ипостась», о Воплощении). Но Юлиану были невыносимы успехи А. В., и император-язычник, сбросив личину веротерпимости, повелел изгнать святителя из Египта. 24 окт. 362 г. А. В. скрылся из Александрии и первое время оставался неподалеку, а затем удалился в Фиваиду, где много общался с монахами. После гибели Юлиана (26 июня 363) новый имп. Иовиан милостиво принял А. В. в Антиохии и просил его составить исповедание веры («Послание к императору Иовиану»). Прошения александрийских ариан были оставлены без внимания, и 5 сент. А. В. вернулся в свой город. Но уже 17 февр. 364 г. Иовиан скончался. Его преемником в вост. части империи стал арианин Валент , к-рый своим эдиктом (май 365) распорядился вновь отправить в изгнание всех епископов, сосланных Констанцием и возвращенных Юлианом (Hist. aceph. 5. 1). Народ требовал, чтобы А. В. был оставлен на кафедре, и имп. наместник обещал довести эту просьбу до сведения императора. Но, узнав, что против него планируются насильственные действия, А. В. 5 окт. тайно покинул город и укрылся неподалеку, у могилы своего отца; на следующую ночь солдаты ворвались в храм св. Дионисия, где должен был находиться А. В. Впрочем, святитель опасался не только насилия властей, но и беспорядков среди горожан, к-рые они могли вызвать. Удаление А. В. стало причиной резкого обострения обстановки в городе, Валент был вынужден уступить александрийцам, распорядившись не беспокоить более их епископа. 1 февр. 366 г. А. В. смог вернуться и уже до смерти оставался на кафедре (Hist. aceph. 5. 6-7). Из 40 лет епископского служения А. В. более 17 лет пребывал в изгнании (SC. 317. P. 80).

http://pravenc.ru/text/76946.html

  001     002    003