Das Problem des Übels in der Philosophie des Abendlandes. W., 1955. Bd. 1: Von Platon bis Thomas von Aquino; Cusimano F. A. Il problema del male e della grazia in S. Agostino//Iustitia. 1973. Vol. 26. P. 146-164; Evans G. R. Augustine on Evil. Camb., 1982; Burns J. P. Augustine on the Origin and Progress of Evil//J. of Religious Ethics. 1988. Vol. 16. N 1. P. 9-27; Sch ä fer Ch. Unde malum: Die Frage nach dem Woher des Bösen bei Plotin, Augustinus und Dionysius. Würzburg, 2002. S. 194-343; Bracht K. Freiheit radikal gedacht: Liberum arbitrium, securitas und der Ursprung des Bösen bei Augustin//Sacris Erudiri. 2005. Vol. 44. P. 189-217. А. Р. Фокин Учение о З. в античной философии В сочинениях древнегреч. философов понятие «зло» охватывает: З. как метафизический принцип или явление космического порядка, осмысление к-рого предполагает постановку проблемы теодицеи и космодицеи; З. как один из главных предметов этической мысли. Последнее включает в себя моральное З., т. е. душевный порок, и его реализацию в действиях и поступках, а также разного рода неморальное З., т. е. страдание как таковое и проч. разновидности неморального вреда (бедность, болезнь, смерть и т. п.). Различные аспекты понятия «зло» не всегда отчетливо разграничиваются на уровне теоретической рефлексии и тесно взаимосвязаны, причем в контексте того или иного философского учения эта взаимосвязь может принимать разные формы. Источником человеческих бед и несчастий, по мнению ранних греч. авторов, является либо воля богов, к-рые по своему произволу посылают людям не только благо, но и З. (см., напр.: Homer. Od. IV 236-237: «…по желанию Зевс посылает людям и зло и добро,/Ибо все для Кронида возможно»), либо судьба, стоящая выше богов и часто персонифицируемая в образе 3 мойр ( Hes. Theog. 217-222; 905-906), либо деятельность самого человека, приводящая его к страданиям независимо от богов или даже вопреки судьбе ( Homer. Od. I 32-34; Hes. Theog. 833-836). Боги могут посылать людям З. прежде всего из зависти (φθνος), под которой понимается неприязненное отношение божества к человеческому счастью, в особенности если оно очень велико и превышает меру (см., напр., историю о перстне Поликрата - Herod.

http://pravenc.ru/text/199913.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРА [греч. λδβλθυοτεΗρα], в греч. мифологии супруга и сестра Зевса , верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи ( Hes. Theog. 453 и далее). Ее имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Брак Г. с братом - рудимент древней кровнородственной семьи. Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была проглочена им, а затем благодаря хитрости Метиды и Зевса изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Г. у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Г. примиряла их в супружеских ссорах ( Homer. Iliad. XIV 301-306). Г. была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса ( Hes. Theog. 921). Однако задолго до их брака у Г. с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Г. ( Homer. Iliad. XIV 295 и далее). Супружество Г. определило ее верховную власть над др. олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого жен. местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Г. преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу - сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Г. стала причиной гибели Семелы , родившей Зевсу Диониса ( Eur. Bacch. 1-42; 88-98). Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по др. версии, это делает Афина ) ( Apollod. III 6, 7), насылает безумие на дочерей царя Пройта, на Ино, бросившуюся в море (Ibid. I 9, 2). В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Г. рождает без супруга Гефеста ( Hes. Theog. 927 и далее). Однако эта ее матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, т. к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Г. сбрасывает его с Олимпа ( Homer. Hymn. II 138-140), откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Г., к-рую он хитроумно приковал к трону. Древняя связь Г. с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона ( Homer.

http://pravenc.ru/text/164511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕВС [греч. Ζες], в Древней Греции религии и мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. принадлежит к 3-му поколению богов, свергших 2-е поколение (титанов). Имя З. имеет индоевроп. происхождение (ср. индоевроп. deiuo - дневное сияющее небо, древнеинд. deva - бог, dyaus - небо) и означает «светлое небо». В античности этимология имени З. связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «то, через что все существует». Сын титанов Кроноса (отсюда вариант имени З.- Кронид, Кронион) и Реи ( Hes. Theog. 457). Кронос, опасаясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждого рожденного Реей ребенка. При рождении З. Рея обманула мужа, дав ему вместо родившегося младенца завернутый камень, а ребенка тайно отправила на о-в Крит, на гору Дикта (Ibid. 453-491). По др. варианту мифа, Рея родила З. в пещере горы Дикта и отдала на воспитание куретам и корибантам (спутникам и служителям Великой матери богов Реи-Кибелы), к-рые вскормили младенца молоком козы Амалфеи ( Apollod. I 1. 5-7). Они заглушали плач ребенка ударами копий о щиты, игрой на тимпанах, плясками и криками. На о-ве Крит сохранились древнейшие символы почитания З. Критского, или З. Лабриса: изображения двойного топора (лабрис) - магического оружия, убивающего и дарующего жизнь. Главным местопребыванием З. Критского, отождествляемого с Минотавром, считался лабиринт. В Дельфах почитался архаический фетиш омфал (пуп земли) - камень, проглоченный Кроносом, или камень как пуп младенца З. ( Pausan. Descript. X 16. 3; Strabo. Geogr. IX 3. 6). Возмужав, З. вывел своих братьев и сестер из утробы отца ( Hes. Theog. 493-496, 501). З. опоил его зельем ( Apollod. I 2. 1), после чего Кронос изрыгнул своих детей. Борьба за власть с Кроносом и др. титанами (титаномахия) продолжалась 10 лет, побежденные титаны были низвергнуты в Тартар. Три брата, З., Посейдон и Аид , разделили власть между собой: З. досталось господство на небе (он получил имена Громовержец и Тучегонитель), Посейдону - на море, Аиду - царство мертвых (Ibidem). В древнейшие времена З. считался прародителем всего живого, он также владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми (отсюда один из его эпитетов - Хтоний - подземный) ( Hes. Opp. 465; Homer. Il. IX 457). Позднее, сохранив за собой верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, он начал именоваться Олимпийским (от горы Олимп, где он постоянно пребывал) или Фессалийским. З. почитали как хранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев.

http://pravenc.ru/text/199691.html

Обувь из грубой бычьей кожи (не чета гомеровским золотым сандалиям), на спине и плечах накидка из шкуры козла, на голове войлочный колпак. Хлеб с молоком, кусок мяса, немного вина под тенью от скалы у журчащего ручья - набросок скромного отдыха поселянина ( Hes. Орр. 588-595), преображенный Феокритом в роскошную идиллическую картину. Этот крестьянин, автор «Теогонии» (1021 гексаметр), впрочем мечтающий о богатстве, нажитом честным трудом и молитвой к богам, почитает родных ему геликонских муз (он воспевает этих дочерей Зевса как муз олимпийских, перечисляя их во главе с матерью Мнемосиной - Hes. Theog. 36-103). По сообщению Павсания ( Pausan. Descript. IX 29. 1-3), в глубокой древности на Геликоне обитали 3 музы, к-рым чудовищные Алоады, От и Эфиальт, приносили жертвы и дали имена Мелета (Опытность), Мнеме (Память), Аойда (Пение). Впосл. сюда прибыл Пиер из Македонии, перенес в Беотию почитание пиерид, установил, что муз должно быть 9, и дал им имена. Алоады основали, по преданию, и поселение Аскра, от к-рого во времена Павсания (II в. по Р. Х.) осталась одна башня. Именно геликонские (они же и олимпийские) музы, водившие хороводы у жертвенника Зевса и фиалково-темного источника, вручили Гесиоду посох из лавра и вместе с ним вдохнули в крестьянина дар песен, чтобы он воспевал прошлое и будущее, а главное, племя блаженных богов, не боясь ни правды, ни вымысла. Здесь важен именно момент передачи посоха. Это несомненный рудимент фетишизма: посох из лавра несет в себе песенный дар, в посохе заключено творческое, живое начало. Получив такой дар (фетиш), Гесиод начинает прославлять поколения богов ( Hes. Theog. 1-34). Он перечисляет первопотенции космоса (Ibid. 116-120) ( Хаос , Гея , Тартар, Эрос). Хаос (ср. греч. глаголы χσκω, χανω - зеваю, раскрываю рот или пасть) - разверстая пасть земли, из недр к-рой появляются смутные бесформенные очертания, Ночь-Никта и Мрак-Эреб. Они вступают в брачный союз, т. к. появилась еще одна мощная сила, движущая миром,- Эрос-Любовь, тоже не имеющая определенного образа, стихийная мощь, дающая жизнь и побуждающая все живое к брачным союзам.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Od. X 227-306); спасает бога Ареса от козней Алоадов. Г. охраняет героев во время странствий ( Homer. Iliad. XXIV 334). Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла ( idem. XXIV 339-447), причем здесь сказалось умение Г. открывать незримо любые узы ( Homer. Hymn. III 410). Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Г. и история кражи младенцем Г. прекрасного стада коров у Аполлона дается в гомеровском «Гимне Гермесу» (Ibid. III 68-94). Г. обучил плутовству своего сына Автолика - деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея - результат наследственности, полученной от божественного предка ( Homer. Od. XIX 394-398). Благодаря хитрости и обману Г. освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Г. ловко убил одного из гигантов ( Apollod. I 6, 2). Функция Г. как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой ( Hes. Theog. 444), вторична (ср. Пан - сын Г., бог стад). Г. и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Г.) найдя черепаху, Г. впервые изготовил из ее панциря семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров ( Homer. Hymn. III 413-502). В придачу Г. вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания ( Apollod. III 10, 2). В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Г. потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т. н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения (см. Герметизм ). Г. почитался на анфестериях - праздниках пробуждения весны и памяти умерших. В рим. мифологии почитался под именем Меркурия - покровителя торговли. Ист.: Pausan. Descript.; Homer. Hymni/Ed. A. Baumeister. Lpz., 1915; Thucydides historiae/Ed. С. Hude. Lpz., 1903. 2 vol.; Euripidis tragoediae/Ed. A. Nauck. Lpz., 1912-1921. 3 vol.; Apollod. ; Plat. ; Homer. Iliad.; idem. Od.; Hes. Theog. Лит.: Der homerische Hermeshymnus/Erläutert u. untersucht v. L. Radermacher. W., 1931; Raingeard P. Hermès psychagogue: Essai sur les origines du culte d " Hermès. P., 1935; Ker é nyi К. Hermes der Seelen-Führer. Zürich, 1944; Brown N. O. Hermes - the thief. Madison, 1947; Moorsel G. V. The mysteries of Hermes Trismegistus. Utrecht, 1955. А. А. Тахо-Годи Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164829.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕКАТА [греч. Εκτη], в древнегреч. мифологии богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанидов Перса и Астерии (по др. версии - Зевса и Деметры ). Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой ( Hes. Theog. 409-420). Г.- древнее хтоническое божество, к-рое после победы олимпийцев над титанами сохранило архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях в спорах, в войне), охраняет детей и юношество ( Hes. Theog. 421-452). Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Г.- богиня колдовства, к к-рой обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий ( Apoll. Rhod. Ill 842, 985, 1026-1041; IV 246-251). Она помогает покинутым возлюбленным ( Theocr. II). Г.- ночная «хтония» и небесная «урания», «неодолимая», бродит среди могил и выводит призраки умерших (Hymn. Orph. I). В образе Г. тесно переплетаются хтонически-демонические черты доолимпийского божества, связывающего 2 мира - живой и мертвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая к Селене ( Theocr. II 11-14) и к Артемиде , что уводит происхождение Г. в пределы М. Азии. Г. можно считать ночным коррелятом Артемиды; она тоже охотница, к-рую сопровождает свора собак, но ее охота - это мрачная, ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Г. близка к Деметре - жизненной силе земли, к Персефоне - олицетворению подземного мира, к-рую она помогает искать матери (Hymn. Hom. V 52-62). Римляне отождествляли Г. с «богиней трех дорог» Тривией. Изображение Г. помещалось на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно приносили жертвы. Образ Г. совмещает мир героической мифологии и архаический демонизм, поставленный на службу человеку, но часто губящий классический героизм, переводя его в план прямой зависимости от темных сил. Ист.: Apollonii Rhodii Argonautica/Emendavit R. Merkel; Scholia vetera e Cod. Laurentiano/Ed. B. Keil. Lipsiae, 1854. [T.] 2; Callimachea/Ed. O. Schneider. Lipsiae, 1870-1873. 2 t.; Orphica/rec. E. Abel. Lipsae, 1885; Hymni Homerici/Ed. A. Baumeister. Lipsiae, 1915; Theocritus. Works/Ed. by A. S. F. Gow. Camb., 1950. 2 vol.; Hesiod. Theogony/ed. by М. L. West. Oxf., 1966. А. А. Тахо-Годи Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161921.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРОДИТА [Греч. Αφροδτη], в древнегреч. мифологии богиня любви и красоты малоазийского происхождения. Этимология ее имени неясна. Существуют 2 версии происхождения А.: по одной, она - дочь Зевса и Дионы ( Hom. Il. 370), по др.- род. из крови оскопленного Кроносом Урана, к-рая попала в море и образовала пену ( Hes. Theog. 189-206). Отсюда имя богини - Пенорожденная как результат т. н. народной этимологии (греч. φρς - пена). Очевидно древнее хтоническое происхождение культа богини, тем более что Гесиод в том же месте «Теогонии» сообщает, что одновременно с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты; следов., А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил. А. обладала мощным, пронизывающим весь мир чувством любви. Это ее воодушевляющее, вечно юное начало представлено у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I 1-13). А. почиталась как богиня плодородия, вечной весны и жизни, и ее имя сопровождалось эпитетами «в садах», «священно-садовая», «в стеблях», «на лугах». Она всегда изображалась в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф ( Hom. Il. V 338; Od. XVIII 194; Hymn. Hom. VI 5 сл.), прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря») - т. о., сила А. распространялась на землю, море и горы. А.- богиня браков и родов ( Paus. I 1, 5), а также «детопитательница» (Anthol. Pal. VI 318). Ее любовной власти подчинены боги и люди, но ей неподвластны Афина , Артемида и Гестия (Hymn. Hom. VI 7-33). Служение А. часто носило чувственный характер, близкий к вост. культам ( Herod. I 199). А. считалась также богиней гетер и сама иногда именовалась гетерой и блудницей. Однако в Греции черты малоазийской богини, сближающие ее с Иштар , Исидой и Кибелой, становятся гораздо мягче. Архаическая А., внушавшая ужас, с ее стихийной сексуальностью и плодовитостью, превращается в кокетливую и игривую богиню, занявшую достойное место среди богов Олимпа. Классическая А.- дочь Зевса и Дионы ( Hom. Il. V 370), др. вариант мифа почти забыт. В VI гомеровском гимне рисуется великолепная картина рождения богини из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда Киприда, Кипророжденная). Супругом А. является Гефест, самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Любви А. домогаются Посейдон и Арес . Ряд источников, в к-рых рассказывается о любви А. и Ареса, называет детей от этой незаконной связи: Эроса и Антэроса, а также Деймоса, Фобоса (Страх и Ужас - спутники Ареса) и Гармонию ( Hes. Theog. 934-937).

http://pravenc.ru/text/77144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЯ [греч. Γαα, Αα, Γ], в греч. мифологии мать-земля. Древнейшее доолимпийское божество, игравшее важнейшую роль в теогоническом процессе. Г. род. вслед за Хаосом ( Hes. Theog. 116 сл.). Она - одна из 4 первопотенций ( Хаос , Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая Урана -небо и взявшая его в супруги (Ibid. 126 след.). Вместе с Ураном Г. породила 6 титанов и 6 титанид, среди к-рых - Кронос и Рея, родители Зевса . Ее порождения также Понт-море, горы, трое киклопов и трое сторуких (Ibid. 126-153). Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Г., страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила пресечь стихийную плодовитость своего супруга, и по ее наущению Кронос оскопил Урана, из крови к-рого появились на свет чудовища (гиганты, эринии) и прекрасная Афродита (Ibid. 154-206). Брак Г. и Понта-моря дал начало целому ряду чудовищ (Ibid. 237-240). Внуки Г. во главе с Зевсом в битве с детьми Г., титанами, победили последних, сбросив их в Тартар, и поделили между собой мир (Ibid. 674-740). Г. не принимает активного участия в жизни олимпийских богов, но часто дает им мудрые советы. Она советует Рее, как спасти Зевса от прожорливости Кроноса, и сообщает о том, какая судьба ожидает Зевса (Ibid. 470-486). По ее совету Зевс освободил сторуких, к-рые сослужили ему службу в титаномахии (Ibid. 624-628, 713-717, 734 сл.). Она же посоветовала Зевсу начать Троянскую войну ( Homer. Iliad. I 5). Золотые яблоки вечной молодости - ее свадебный дар Гере. Известна мощная сила, к-рой Г. питала своих детей; ее сын Антей был неуязвим благодаря именно этой силе. Иногда Г. демонстрировала свою независимость от олимпийцев (в союзе с Тартаром она породила чудовищного Тифона, к-рого уничтожил Зевс) ( Hes. Theog. 821-868). Ее порождением был дракон Ладон. Потомство Г. ужасно, отличается дикостью и стихийной силой, несоразмерностью, уродством и миксантропизмом, т. е. смешением животных и человеческих черт (напр., Эхидна - дева-змея). С течением времени стихийно порождающие функции Г. отошли на 2-й план. Она оказалась хранительницей древней мудрости, и ей были ведомы веления судьбы и ее законы, поэтому она отождествлялась с Фемидой ( Aeschyl. Prom. 209-210) и имела свое древнее прорицалище в Дельфах , к-рое потом стало прорицалищем Аполлона . Образ Г. частично воплотился в Деметре с ее благодетельными для человека функциями, в образе Богини-Матери с ее неиссякаемым плодородием, в Кибеле с ее оргиастическим культом. Лит.: Dieterich A. Mutter Erde. Lpz., 1925; Mayer A. Erdmutter und Hexe. Münch., 1936. А. А. Тахо-Годи Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164935.html

Hist. III 39-43; ср.: Ibid. I 32-34; Homer. Od. IV 181; V 118; Pindar. Isthm. 7. 39). В этом случае боги не просто следуют своим страстям, но выступают и как выразители космического порядка, к-рый нарушает все чрезмерное. Именно κρος, т. е. «пресыщенность» благами, ведет к βρις, т. е. «наглости», или «гордыне», которая понимается как источник и сущность морального З. ( Herod. Hist. III 80; Hes. Theog. 153-154, 833-836, 1171-1176). Напротив, осознав, что смена счастья несчастьем есть закон человеческого бытия, вслед. к-рого никто не может быть обоснованно назван счастливым вплоть до смерти, человек может выработать в себе сдержанное отношение ко всем превратностям судьбы. Посылаемое богами З. может осмысляться также в качестве наказания за человеческие прегрешения; боги в этом случае рассматриваются как защитники справедливости и блюстители нравственного миропорядка ( Homer. Il. XVI 384-392; Idem. Od. XIII 214). Возмездие со стороны богов нередко носит коллективный характер, затрагивая не только самого человека, совершившего З., но и его потомков или весь полис, в к-ром он живет ( Hes. Opp. 238-247, 260-262; Herod. Hist. VII 137). В греч. трагедии наследственное проклятие, тяготеющее над родом, выступает в качестве необоримого рока по отношению к его отдельным членам, обрекая их как на неизбежные страдания, так и на новые преступления ( Aeschyl. Agam. 763-766; Sophocl. Antig. 584-585, 593-598, 856), которые в таком случае могут рассматриваться как недобровольные ( Sophocl. Oedip. Colon. 521-523, 962-968). Впрочем, уже Феогниду представление о коллективном наказании казалось проблематичным и не соответствующим идее божественной справедливости ( Theogn. 731-752). З. как онтологическое и космологическое понятие Для досократиков , сосредоточившихся на натурфилософской проблематике, наибольший интерес представлял космологический аспект понятия «зло». Уже в первом из сохранившихся до наст. времени тексте греч. философской традиции (DK. 12B1) Анаксимандр говорил о том, что «рождение», или «возникновение», индивидуальных сущих в ходе космического процесса есть своего рода «неправда», или «несправедливость», справедливым возмездием за к-рую является их «гибель».

http://pravenc.ru/text/199913.html

е. камни (Ibid. 318 сл., 350 сл., 390-413). Версия потопа была красочно и величественно разработана у поэта V в. по Р. Х. Нонна Панополитанского ( Nonn. Dion. V 250-388). В этих поздних повествованиях важна роль Прометея и его потомков как своеобразных культурных героев, хотя Платон в диалоге «Протагор» ( Plat. Prot. 320d - 322d) говорит о создании богами людей из земли и огня, об Эпиметее, неразумно наделившем животных избытком средств к жизни, и Прометее, к-рый, выяснив, что для людей не хватает жизненных сил и способностей, украл огонь из кузницы Гефеста. Зевс же даровал роду людей законодательство, гражданственность и разумную общественную жизнь. Гесиод в «Трудах и днях» рисует личность Прометея отнюдь не как помощника людей, а как ловкого хитреца, ввергнувшего их в многочисленные беды и явно имеющего связь с архаикой. По своим корням Прометей - архаическое доолимпийское божество, пришедшее из балканского субстрата, покровитель древнего автохтонного населения. В образе Прометея, если судить по поздним свидетельствам, видимо, сказалась попытка соединить старое местное божество с богами новых племен, пришедших на Балканы, почему Прометей и мыслится благодетелем и даже создателем первых людей. Такого Прометея, как у Эсхила, конечно, Гесиод не мог и предположить. Его Прометей скорее напоминает платоновского неудачника из «Протагора», отличавшегося ловкостью, с помощью к-рой он украл огонь для обделенных его братом людей. У Гесиода заслуга Прометея в первую очередь в том, что он ввел обычай приносить богам не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром ( Hes. Theog. 535-560). Таким подношением он пытался обмануть всеведение Зевса в Меконе при установлении жертвенного ритуала. Зевс разгадал хитрость Прометея, но допустил подмену, чтобы наказать хитреца, а заодно и людей, лишив их огня. Но Прометей снова обманул Зевса и украл у Гефеста огонь (Ibid. 561-567). В свою очередь разгневанный Зевс отплатил Прометею и людям, приказав Гефесту слепить из земли подобие девы, «прекрасное зло вместо блага», откуда и пошел губительный род женщин (Ibid. 567-591). Более подробный рассказ об этой мести Зевса - в «Трудах и днях» ( Idem. Opp. 54-105), где дева названа Пандорой (Одаренная всеми [богами]) и имеет «лживую хитрую душу» при небывалой внешней красоте, чтобы соблазнять глупых мужчин вроде Эпиметея, взявшего ее в жены. Любопытная Пандора открыла сосуд, переданный ей богами, и оттуда разошлись по миру беды, болезни и страдания. По воле Зевса она захлопнула крышку, оставив там Надежду, и принесла еще больше несчастий человеку (Ibid. 69-105; Idem. Theog. 570-612).

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

  001     002    003    004    005    006    007