XV в. (Avila. Catedr.) В XIII в. в Каталонии и Арагоне появляется квадратная нотация на 4 линиях; в XIV в. часто добавляли 5-ю линию. Квадратная нотация более точно передает ритмические особенности напева. Для этого периода характерно использование нотного ключа и знака custos (букв.- сторож) в конце строки (обозначает 1-ю ноту следующей строки), а также типичные начертания знаков квадратной нотации. В 5-линейных рукописях фразы или отдельные слова часто разделены вертикальными штрихами. От XIII-XVI вв. сохранилось ок. 200 испан. списков Антифонария оффиция и ок. 180 - Антифонария мессы. Во 2-й пол. XIII в. в Кастилии еще бытовала переходная аквитанская форма нотации с невмами, близкими к квадратным, на красной линии. Употребление этой формы нотации в период, когда в др. областях И. уже использовалась более точная квадратная нотация, объясняется авторитетом традиции и хорошей муз. подготовкой певцов и клириков ( Guti é rrez. 1998. Sp. 1628-1630). Формы песнопений, сохранившиеся в испан. репертуаре, идентичны римским, т. к. ко времени распространения в И. процесс их формирования полностью завершился. Путем изучения древнейших испанских рукописей римского обряда можно установить, какие тексты или мелодии использовались - римские или испано-мосарабские. Особенностью испанской практики было раннее по сравнению с рим. традицией введение гимнов , происшедшее еще в испано-мосарабский период. Репертуар текстов и мелодий гимнов в испанском богослужении X-XIV вв. весьма обширен и отличается от римского, нек-рые мелодии могут восходить к испано-мосарабской практике (см.: Gutiérrez. 1995). Остальные жанры испанского богослужения исследованы мало, испано-мосарабская мелодическая традиция сохранилась в наиболее простых песнопениях и литургических чтениях: в ординарии мессы, в чтениях Светлой седмицы, в гимне «Exsultet» и в некоторых молитвах; опубликованы только мелодии различных частей ординария мессы и песнопения из кн. Плач Иеремии (см.: Anglés. La música a Catalunya. 1935; Prado.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В О. т. принципиально уделяется первоочередное внимание феномену бедности. Бог понимается как Тот, Кто проявляется в истории бедняков, Чья универсальная любовь воплощается ради них ( Guti é rrez G. Theology and Spirituality in Latin America Context//Harvard Divinity Bull. Camb., 1984. Vol. 14. P. 4-5). Забота о бедных и об угнетенных является началом миссии О. т., их страдания - аутентичным источником для понимания христ. истины и практики, потому что библейский Бог разделяет их участь. О. т. обращается также к отчужденным, сиротам, вдовам, к тем, кто бессильны в об-ве и безгласны в Церкви. К ее методу относится обязательное деятельное соучастие теолога в судьбе обездоленных, приобретение им реального опыта жизни среди них ( Singh. 2017. P. 556). Как указывают приверженцы О. т., Библия не подтверждает того, что богатство - знак божественного избрания. Разрабатывая христологию, идущую «снизу», т. е. имеющую отправной точкой человеческую природу и общественную миссию Спасителя (см.: Sobrino. 1976), они подчеркивают, что родившийся в яслях Иисус был наиболее близок к обремененным и угнетенным. Преимущество на стороне бедных, они блаженны, «ибо их есть Царствие Небесное»,- так в О. т. трактуются слова Христа о «нищих духом» (Мф 5. 3). Вместе с тем в качестве социального явления бедность относится теологами освобождения к разрушительным факторам, к-рым нужно противостоять. Она не следствие выбора, но прямое следствие несправедливого общественного устройства ( Dyrness. 1990. P. 81), а нищета ведет не только к физической, но и к ментальной и культурной смерти ( Guti é rrez. We Drink from Our Own Wells. 1984. P. IX). В О. т. затрагивается вопрос о коллективных взаимосвязях, о социальном конфликте, приводящем людей к бедности и к освободительной борьбе. Правдивая история - это история, рассматриваемая с позиции «жертв истории», тех, кто принадлежат к низам. Именно эти люди являются сердцем человеческой истории, основной мотив которой состоит, по мнению Гутьерреса, в борьбе за свободу для обеспечения не только лучших условий жизни, но и глубинных изменений социальной структуры, активного участия людей в Божием «непрерывном творении» (creatio continua) и перехода к иному образу человеческого существования ( Idem. 1988. P. 21).

http://pravenc.ru/text/2581599.html

Cronología documentada de los viajes, estancias y actuaciones de fray Bartolomé de las Casas. Bayamón (Puerto Rico), 1984; Земсков В. Б. Творчество Бартоломе де Лас Касаса//История лит-р Лат. Америки. М., 1985. Т. 1. С. 174-196; Мень А., свящ. «Отцы» Лат. Америки//Три каравеллы на горизонте. М., 1991. С. 116-129; Rand Parish H., Weidman H. E. Las Casas en México: Historia y obra desconocidas. México, 1992; Guti é rrez G. En busca de los pobres de Jesucristo: El pensamiento de Bartolomé de las Casas. Salamanca, 1993; Beuchot M. Bartolomé de las Casas: (1484-1566). Madrid, 1995; Frades E. El uso de la Biblia en los escritos de fray Bartolomé de las Casas. Caracas, 1997; Andi ó n Herrero M. A. Los indigenismos en la «Historia de Las Indias» de Bartolomé de Las Casas. Madrid, 2004; Vickery P. S. Bartolomé de Las Casas: Great Prophet of the Americas. N. Y., 2006; Castro D. Another Face of Empire: Bartolomé de Las Casas, Indigenous Rights and Ecclesiastical Imperialism. Durham; L., 2007; Iglesias Ortega L. Bartolomé de las Casas: Cuarenta y cuatro años infinitos. Sevilla, 2007; Lavall é B. Bartolomé de Las Casas: Entre l " épée et la croix. P., 2007; Á lvarez-Cienfuegos Fidalgo J. La cuestión del indio: Bartolomé de las Casas frente a Ginés de Sepúlveda: La polémica de Valladolid de 1550. México etc., 20102; Zorrilla V. El estado de naturaleza en Bartolomé de las Casas. Pamplona, 2010; C á rdenas Bunsen J. A. Escritura y derecho canónico en la obra de fray Bartolomé de las Casas. Madrid; Fr./M., 2011; Valdivia Gim é nez R. Llamado a la misión pacífica: La dimensión religiosa de la libertad en Bartolomé de las Casas. Madrid; Sevilla, 2011; idem. Bartolomé de Las Casas. Madrid, 2012; Clayton L. A. Bartolomé de Las Casas: A Biography. Camb. (N. Y.), 2012; Beuchot M. Filosofía y política en Bartolomé de las Casas. Salamanca, 2013; Spuch R. Bartolomé de las Casas: A la búsqueda de su verdadero rostro. Madrid, 2014; Hern á ndez B. Bartolomé de las Casas. [Barcelona], 2015. В. А. Ведюшкин Рубрики: Ключевые слова: АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) АНДРЕЙ ХРИСОВЕРГ (кон. XIV - 1451), архиеп. Никосии, апостольский легат Кипра, Родоса и Эгейского м., сторонник церк. унии

http://pravenc.ru/text/2463135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСВОБОЖДЕНИЯ ТЕОЛОГИЯ [Испан. Teología de la liberación; англ. Liberation theology], богословское течение, возникшее в Лат. Америке во 2-й пол. XX в., основной задачей к-рого является осмысление христ. вести в контексте совр. проблематики социального неравенства. Название «теология освобождения» было принято вместо альтернативного «теология снизу» и стало устойчиво использоваться с 1969 г. ( Guti é rrez. 2003. P. 20). В совр. лит-ре оно иногда применяется также в отношении нек-рых сотериологических концепций в нехрист. религиях и религиозно-политических явлений, направленных против различных форм угнетения и несправедливости (см., напр.: Dabashi H. Islamic Liberation Theology: Resisting the Empire. L., 2008; Theologies of Liberation in Palestine-Israel: Indigenous, Contextual, and Postcolonial Perspectives/Ed. N. Masalha, L. Isherwood. Camb., 2014). Предпосылки возникновения Формирование О. т. (с 1962) происходило под влиянием идей марксизма и христ. социализма, как ответ на социологическую теорию зависимого развития Лат. Америки, зиждущийся на возрождении в обществе надежд на выход из всеобъемлющего кризиса, на устремлениях к духовному и интеллектуальному оздоровлению в латиноамер. католицизме, вдохновляемых решениями Ватиканского II Собора ( Boff L., Boff C. 1987. P. 66). В этот период умонастроения в католич. Церкви Лат. Америки определяли 3 группы: традиционалистское правое крыло, которое выступало против коммунизма; группа обновления, поддерживавшая разнообразные социальные начинания, к к-рой принадлежали члены епископского совета Лат. Америки (CELAM), в частности известный браз. архиеп. Элдер Камара ; ультралевые радикалы-социалисты «мятежной Церкви», стоявшие на антиимпериалистических и антиолигархических позициях, призывавшие к крайним методам изменения ситуации вплоть до вооруженной борьбы. На общее развитие теологии существенное влияние оказывало усвоение концепций совр. европ. авторов: интегрального гуманизма Ж. Маритена , социального персонализма Э. Мунье , прогрессивного эволюционизма П. Тейяра де Шардена , размышлений А. де Любака о социальном христианстве и И. Конгара о мирянах . Основные представители, метод и задачи

http://pravenc.ru/text/2581599.html

Лит.: Guti é rrez G. Teología de la liberación: Perspectivas. Lima, 1971 (англ. пер.: Idem. A Theology of Liberation: History, Politics and Salvation. Maryknoll (N. Y.), 19882; рус. пер.: Гутьеррес Г. Теология освобождения (отрывки)/Пер.: О. В. Боровая//Соц.-полит. измерение христианства: Избр. теолог. тексты XX в./Ред.: С. В. Лёзов, О. В. Боровая. М., 1994. С. 204-213); idem. Beber en su propio pozo: En el itinerario espiritual de un pueblo. Lima, 1983 (англ. пер.: Idem. We Drink from Our Own Wells: The Spiritual Journey of a People. Maryknoll, 1984); idem. The Poor and the Church in Latin America. L., 1984; idem. The Task and Content of Liberation Theology//The Cambridge Companion to Liberation Theology/Ed. C. Rowland. Camb., 2003. P. 19-38; Boff L. Jesus Cristo libertador: Ensaio de cristologia crítica para nosso tempo. Petrópolis, 1972; idem. A graça libertadora no mundo. Petrópolis, 1976; idem. Igreja: Carisma e poder. Petrópolis, 1982; Bonino J. M. Doing Theology in a Revolutionary Situation. Phil., 1975; idem. Toward a Christian Political Ethic. Phil., 1983; Segundo J. L. Liberación de la teología. Buenos Aires, 1975 (рус. пер.: Сегундо Х. Освобождение теологии (фрагм.)/Пер.: О. В. Боровая//Соц.-полит. измерение христианства. 1994. С. 214-219); idem. El dogma que libera: Fe, revelación y magisterio dogmático. Santander, 1989; Sobrino J. Cristologia desde América Latina: Esbozo a partir del seguimiento del Jesús histórico. México, 1976; Boff C. Teologia e prática: Teologia do político e suas mediações. Petrópolis, 1978; Dussel E. Ethics and the Theology of Liberation. Maryknoll, 1978; Boff L., Boff C. Como fazer teologia da libertação. Petrópolis, 1985 (англ. пер.: Iidem. Introducing Liberation Theology. Maryknoll, 1987); Революция в Церкви?: (Теология освобождения): Док-ты и мат-лы/Сост.: Н. Н. Поташинская. М., 1990; Dyrness W. Learning about Theology from the Third World. Grand Rapids, 1990; The Systematic Theology: Perspectives from Liberation Theology/Ed. J. Sobrino et al. Maryknoll, 1996; Latin American Liberation Theology: The Next Generation/Ed. I. Petrella. Maryknoll, 2005; Гренц С., Олсон Р. Богословие и богословы XX в. Черкассы, 2011. C. 318-340; Заритовская З. А. Теология освобождения в странах Лат. Америки//Зап. философия кон. XX - нач. XXI в.: Идеи. Проблемы. Тенденции/Отв. ред.: И. И. Блауберг. М., 2012. С. 184-209; Крылов П. В. «Теология освобождения» и взгляды ее представителей на концепцию мировой истории//Религия. Церковь. Общество: Исслед. и публ. по теологии и религии. СПб., 2012. Вып. 1. С. 151-178; Introducing Liberative Theologies/Ed. M. A. De la Torre. Maryknoll, 2015; Singh D. Liberation Theology//The Oxford Handbook of the Epistemology of Theology/Ed. W. J. Abraham, F. D. Aquino. Oxf., 2017. P. 551-563.

http://pravenc.ru/text/2581599.html

Das Evangelische Kirchengesangbuch: Ein Bericht über seine Vorgeschichte, sein Werden und die Grundsätze seiner Gestaltung. Kassel, 1950; Norberg D. Introd. à l " étude de la versification latine médiévale. Stockholm, 1958; Moberg C. -A. Die Musik in Guido von Arezzos Solmisationshymne//Archiv f. Musikwiss. 1959. Bd. 16. S. 187-206; Halporn J. , Ostwald M. , Rosenmeyer Th. The Meters of Greek and Latin Poetry. Indianapolis, 1963; Messenger R. , Pfatteicher H. A Short Bibliography for the Study of Hymns. N. Y., 1964; Gerber R. Zur Geschichte des mehrstimmigen Hymnus. Kassel, 1965; Ward T. R. The Polyphonic Office Hymn from the Late 14th Cent. until the Early 16th Cent.: Diss. Pittsburgh, 1969; idem. The Polyphonic Office Hymn, 1400-1520: A Descriptive Catalog. Stuttg., 1980; Gneuss H. Latin Hymns in Medieval England: Future Research//Chauser and Midle English Studies: In honour of R. H. Robbins/Ed. by B. Rowland. L., 1974. P. 407-424; Blume F. Protestant Church Music. L., 1975; Martimort A. -G. La place des hymnes à l " office dans les liturgies d " Occident//Studi ambrosiani in onore P. Borella/Ed. C. Alzati, A. Majo. Mil., 1982. P. 138-153; Agustoni L. Gregorianischer Choral//Musik im Gottesdienst. Regensburg, 19832. Bd. 1/Hrsg. v. H. Musch; Springer C. P. E. Sedulius «A solis ortu cardine»: The Hymn and Tradition//Ephemerides Liturgicae. 1987. Vol. 110. P. 69-75; Sz övé rffy J. Latin Hymns. Turnhout, 1989; Bullough D. A. , Correa A. L. H. Texts, Chant, and the Chapel of Louis the Pious// Godman P. , Collins R. Charlemagne " s Heir: New Perspectives on the Reign of Louis the Pious (814-840). Oxf., 1990. P. 489-508; Lattke M. Hymnus: Materialen zu einer Geschichte d. antiken Hymnologie. Freiburg (Schweiz); Gött., 1991. (NT et orbis antiquus; 19); Guti é rrez C. J. El himnario de Huesca: nueva aproximación//Anuario musical. 1989. T. 44. P. 23-60; idem. La himnodia medieval en España: Diss. Orviedo, 1993; Ansgar F. Tageslauf und Heilsgeschichte: Untersuch. z. literarischen u.

http://pravenc.ru/text/165007.html

L., 1986; Azcona J. M. Bibliografía de San Francisco de Javier. Pamplona, 1952; Brodrick J. Saint Francis Xavier (1506-1552). L., 1952; Grasso D. Il pensiero di S. Francesco Saverio sulla salvezza degli antichi pagani//Studia Missionalia. 1953. T. 7. P. 109-123; L é on-Dufour X. Saint François Xavier: Itinéraire mystique de l " apôtre. P., 1953; Wicki G., Raggi A. M. Francesco Saverio//BiblSS. Vol. 5. Col. 1226-1238; Elizalde I. San Francisco Xavier en la literatura española. Madrid, 1961; S. Francisco de Xavier, apóstolo das Indias. Lisboa, 1963; Aoyama P. Die Missionstätigkeit des hl. Franz Xaver in Japan aus japanischer Sicht. St. Augustin, 1967; Recondo Iribarren J. M. Francés de Xavier. Pamplona, 1970; idem. San Francisco Javier. Madrid, 1999; Aubert R., Bernard-Maitre H., Gilmont J.-F. François de Xavier (Saint)//DHGE. T. 28. Col. 773-791; Neill S. A History of Christianity in India. Camb., 1984. Vol. 1: The Beginnings to AD 1707; Bourdon L. La Compagnie de Jésus et le Japon: La fondation de la mission japonaise par François Xavier (1547-1551) et les premiers résultats de la prédication chrétienne sous le supériorat de Cosme de Torres (1551-1570). P., 1993; O " Malley J. W. The First Jesuits. Camb. (Mass.), 1993; Alonso Romo E. J. Los escritos portugueses de San Francisco Javier. Braga, 2000; Bermejo L. M. Unto the Indies: Life of St. Francis Xavier. Anand, 2000; Franz Xaver - Patron der Missionen: FS zum 450. Todestag/Hrsg. R. Haub, J. Oswald. Regensburg, 2002; Lacouture J. Dialog in Yamaguchi: Weitreichende Ansätze in Franz Xavers Mission. Mannheim, 2002; Osswald M. C. The Iconography and Cult of Francis Xavier, 1552-1640//AHSI. 2002. T. 71. N 142. P. 259-277; Oswald J. Ignatius Loyola and Francis Xavier//Ibid. P. 231-247; Garcia Guti é rrez F. San Francisco Javier en el arte de España y Oriente. Sevilla, 2005; S. Francisco Xavier: 450 anos da sua morte (1552-2002). Braga, 2005; upanov I. G. Missionary Tropics: The Catholic Frontier in India (16th-17th Cent.).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Парадигма О. т. опирается на тексты перуанского доминиканца Г. Гутьерреса . В марте 1964 г. на конференции в г. Петрополисе он впервые представил свое новое понимание теологии - как «критическое осмысление практики». Заявив о принципиальной возможности совмещения христианства и марксистской философии, Гутьеррес призвал Церковь быть на стороне обездоленных и униженных, считал необходимой социально-политическую интерпретацию Свящ. Писания, раскрывающую спасение как освобождение человека во всех сферах жизни различными средствами, включая активное сопротивление ( Guti é rrez. 1988. P. 88). К Гутьерресу примкнули уругвайский иезуит Х. Л. Сегундо († 1996), бразильский францисканец Л. Бофф (род. в 1938), живущий в Сальвадоре испан. иезуит Х. Собрино (род. в 1938), аргентинский методист сотрудник Всемирного совета Церквей Х. М. Бонино († 2012) и др. теологи, чьи интересы были сосредоточены на проблематике социальной этики, глобализации и политической теологии . Открытая критическая позиция последователей О. т. в отношении совр. общественно-политического устройства привела к тому, что многие из них подверглись гонениям, претерпели пытки или были убиты. Прещения со стороны католич. учительства (см., напр., инструкцию Конгрегации вероучения «Libertatis nuntius» (AAS. 1984. Vol. 76. P. 876-909)) были вызваны гл. обр. некритичным применением ими марксистских идей при интерпретации истин Свящ. Писания и вероучения. Критики О. т., в частности кард. Й. Ратцингер (впосл. папа Римский Бенедикт XVI), видят в ней чрезмерную политизированность, зависимость от нехрист. концепций и крайние формы антиклерикализма, подменяющего иерархическую природу Церкви социальной (см.: Ratzinger J. (Benedikt XVI., Papst), Boff L. Dokumente eines Konfliktes um die Theologie der Befreiung: Das Buch «Kirche: Charisma und Macht» in der Diskussion. Fr./M., 1984). Представители О. т. подвергли критике академическую богословскую методологию за ее отчужденность от человеческих страданий, указав на необходимость поисков нового, адекватного социальным запросам метода ( Segundo. 1975). По их мнению, теологи уже давно не имеют дело с реальными проблемами своего времени, тогда как в совр. ситуации крайне важно через призму веры рассматривать социокультурные категории, а Библия дает основания только для функциональной теологии, находящейся в диалоге с конкретной реальностью и служащей практическим целям ( Dyrness. 1990. P. 90). Наряду с марксистской теорией в качестве методологической опоры для анализа общественных феноменов и экклезиологической ситуации теологи освобождения стали активно использовать экономические, политологические, этико-социологические разработки, применять принципы герменевтики в трактовках Свящ. Писания, канонической, учительной и богословской традиций христианства ( Singh. 2017. P. 558-559).

http://pravenc.ru/text/2581599.html

Корнем всякой несправедливости и гнета является грех - «разрушение дружбы с Богом и другими людьми... окончательная причина бедности, несправедливости и угнетения, в которых сегодня живет человек» (Ibid. P. 24-25). Грех рассматривается не только в частном смысле, как внутренняя реальность, проявления эгоизма и индивидуализма, но и в социально-экономической и исторической перспективе - как отсутствие братства и любви в отношениях между людьми (Ibid. P. 102). Он обретает формы внутри различных структур человеческой жизни, организаций и учреждений, становясь, т. о., структурным грехом. К одной из самых мощных греховных структур представители О. т. относят капитализм с его производными - колониализмом и девелопментализмом, утверждающими развитие богатых гос-в за счет экономически отсталых стран (Ibid. P. 49-50). В этом контексте спасение есть протест против зла, являющегося причиной бедности. Процесс спасения имеет 3 уровня: политическое освобождение, заключающееся в трансформации общества; психологическое и антропологическое освобождение, «трансформация мысли», к-рая направляет жизнь обездоленного и бедного человека; освобождение от самого греха, обретаемое только в Распятом Христе (Ibid. P. XXXVIII). Т. о., подлинное спасение связывается с Божиим действием в истории, с Его призывом к радикальному преобразованию не только личной жизни, но и целостной структуры общества. Ибо «богатые и бедные не будут по-настоящему освобождены, пока структурная несправедливость останется нетронутой» ( Dyrness. 1990. P. 99). О. т. представляет Христа в первую очередь Освободителем, несущим свободу и справедливость людям всех классов, спасающим человечество от греха, имеющего также социальное измерение ( Bonino. 1983. P. 84). При этом в понимании ее последователей О. т. не просто политическое движение, ибо борьба, к к-рой Бог призывает Свой народ, направлена против всех сил смерти, как бы они ни проявлялись. Это борьба за жизнь в полном и подлинном смысле, и Церковь, откликающаяся своей верой и участием на нужды бедных в моменты освободительного исторического пробуждения, поистине носит печать Церкви Христа ( Guti é rrez. The Poor and the Church. 1984. P. 4-5).

http://pravenc.ru/text/2581599.html

Помимо Гимнария и Бревиария Г. помещались также в др. богослужебных книгах: Consuetudines, Псалтирях, Антифонариях, Процессионалах, Миссалах, Тропариях, Канционалах - в соответствующих литургическому уставу местах или в конце этих книг. В связи с реформой немонашеского Бревиария в XVI в. последовал пересмотр корпуса лат. гимнографии. Папа Лев X (1513-1521) поручил еп. Дзаккарии Феррери провести ревизию Г. исходя из правил классической лат. просодии, что привело к появлению новых вариантов текстов Г. Реформа была завершена комиссией, назначенной папой Урбаном VIII (1623-1644). Она подготовила издание Г., одобренное в 1629 г., объявленное папской буллой «Divinam psalmodiam» (1631) и утвержденное в 1643 г. Т. о., в посттридентском рим. обряде благодаря авторитету свт. Амвросия и прп. Венедикта, а также многовековой традиции бытования Г. сохранил свои прочные позиции, в то время как мн. др. гимнографические жанры подверглись значительному численному сокращению и даже запрету. В реформированном рим. обряде (Novus Ordo) особый Г. поется в начале каждой службы суточного круга - между начальными стихами и псалмопением (на основных службах) или антифоном (на малых часах). Вместо включенных в офиц. издания неизменяемых Г., многие из к-рых являются переводами традиц. лат. Г., на местах могут употребляться по выбору и другие, утвержденные церковными властями (см. изд.: Литургия часов. Mil., 1995; Часослов. М., 2001). Г. повлияли на др. жанры лат. гимнографии - тропы , секвенции. Нек-рые лат. Г. послужили образцами для церковных песен на новых европ. языках. С XIV в. стали появляться переводы Г. на чеш., нидерланд., швед., англ., венг. и нем. языки. Монодийная певческая традиция Древнейшая нотированная запись Г. (Pange lingua) найдена в рукописи, датируемой ок. 900 г. (St. Gallen. Stiftsbibl. 359). Певч. традиция Г. отражена гл. обр. в Антифонариях и Гимнариях. Древнейшие нотированные Гимнарии сохранились от X-XI вв.: Zürich. Zentralbibl. Rh. 83, Vat. Ross. 205, Verona. Bibl. Capitolare. 109 (102), Cantabr. Corpus Christi. 391, Lond. Brit. Lib. Harl. 2961 (см.: St ä blein. 1956; Milfull. 1996) и еще 16 рукописей испан. происхождения (см.: Guti é rrez. 1993). За редким исключением, нотировались только 1-е строфы и не каждого Г.; иногда над разными строфами одного Г. записывались разные мелодии (Huesca. Catedral. 1; Vat. Ross. 205 - обе рукописи XI в.).

http://pravenc.ru/text/165007.html

  001     002