74, p. 181–189; Idem. Le martyre de saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste, 1976, t. 26, p. 410–414; Dalmais I.H. La vie de Saint Maxime le Confesseur reconsiderée?//Studia Patristica, 1982, vol. 17, pt. 1, p. 26–30; Idem. Maxime le Confesseur//Dictionnaire de Spiritualité. Fase. LXVI-LXVII. P., 1978, p. 836–838. 117 См.: Devreesse R. La vie de S. Maxime le Confesseur et ses recensions//Analecta Bollandiana, 1928, t. 46, p. 5–49. 118 См.: Lackner W. Zu Quellen und Datierung der Maximosvita//Analecta Bollandiana, 1967, t. 85 S. 285–316. 119 Эти выражения в «Житии» органично вписываются в общую традицию православного исихазма, ярким представителем которого был и преп. Максим. См.: Hausherr I. Hesychasme et priere. Roma, 1966, p. 163–237. 120 О нем см.: Иеромонах Феодосий (Олтаржевский). Палестинское монашество с IV до VI века. СПб., 1896, с. 24–47. 121 См.: Lackner W. Der Amstitel Maximos des Bekenners//Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 1971, Bd. 20, S. 63–65. 123 Gamgues J. M. La Personne composée du Christ, p. 183–184; Idem. Maxime le Confesseur. La charite, avpnir divin de íhomme. P., 1976, p. 35–36. 125 П. Шервуд предполагает, что в 624/625 г. преп. Максим перебрался из Хрисопольского монастыря в эту обитель. См.: Scherwood Р. An Annotated Date-List of the Works of Maximus Confessor. Roma, 1952, p. 2–3. 127 См.: Guillaumont A. Les «Kephalaia Gnostica» d’Evagre le Pontique et l " histoire de l’origenisme chez les grecs et chez les syriens. P., 1962, p. 176–182. 128 Сагарда Н. И. Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в период ее расцвета (IV-V вв.) – ее главнейшие направления и характерные особенности. СПб., 1910, с. 14. 129 Карсавин А. П. Святые отцы и учители Церкви. Раскрытие Православия в их творениях. Париж, 1927, с. 110. 130 См.: Bunge J. G. Origenismus – Gnostizismus. Zum geistgeschichtlichen Standort des Evagrios Pontikos//Vigiliae Christianae, 1986, vol. 40, p. 24–54. 131 См.: Gendle N. Cappadocian Elements in the Mystical Theology of Evagrius Ponticus//Studia Patristica, 1987, vol. XVI, pt. 2, p. 373–384. 132 См.: Refoule F. La christologie d " Evagre et origenisme//Orientalia Christiana Periodica, 1961, vol. 27, p. 221–266. 135 См: Meyer R. Т. Palladius and Early Christian Spirituality//Studia Patristica, 1970, vol. 10, pt. 1, p. 379–390.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

124 . Hausherr I. Opus Dei//OCP 1947. 13. 195–218. же://Id. 1 .405). 121–144. [О непрестанной молитве]. 125 . Hausherr I. Variations récentes dans les jugements sur la méthode d " oraison des hésychastes//OCP 1953. 19. 423–428. 126 . Hausherr l. Les Exercises spirituels de saint Ignace et la méthode d " oraison hésychaste//OCP 1954. 20. 7–26. 127 . Hausherr I. Note sur l " inventeur de la méthode d " oraison hésychaste//OCP 1954. 20. 179–182. же://Id. 2 .132). 4–7. 128 . Hausherr I. Comment priaient les Perès//RAM 1956. 32. 33–58, 284–296. 129 . Hausherr I. Noms du Christ et voies d " oraison. Roma I960. 314. (OCA 157). Basile (Krivocheine)//ВРЗПЭ 1964. 46–47. 180–183. пер.: The Name of Christ: The Names of Jesus used by the early Christians. The development of the Jesus Prayer. Kalamazoo 1978. (Cist. Studies. 44). McGuckin J.//Heythrop J. 1986 (Jan.). 27:1. 87. 130 . Hausherr I. Prière de vie-vie de prière. P. 1964. 131 . Hausherr l. La prière perpétuelle du chrétien//Laicat et sainteté. Roma 1965. 2. 111–166. же://Id. 2 .132). 255–306. 132 . Hausherr l. Hésychasme et prière. Roma 1966. XII, 308. (OCA 176). Guillaumont A. Notices bibliographiques//RHR 1968. 174. 221; Bayer M.//OS 1969. 18. 61. [Сб-к, куда вошли все осн. статьи автора на указ. тему]. 133 . Heiler F. Das Gebet. Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung. München 1923. 5 München; Basel 1969. [Один из базовых зап. трудов о молитве]. 134 . Jugie М. Les origines de la méthode d " oraison des hésychastes//EO 1931. 30. 179–185. 135 . Kallistos of Diokleia, bp. Praying with the body: the hesychast method and non-Christian parallels//Sobornost. 1992. 14:2. 6–35. 136 . Kallistos of Diokleia, bp. The «Monk of the Eastern Church» and the Jesus prayer//Sobornost. 1993. 15:2. 17–27. 137 . Kallistos Ware, hierom. Pray without ceasing: the ideal of continual prayer in Eastern monasteries//ECR 1969. 2. 253–261. 138 . Kallistos Ware, hierom. The power of the Namë The function of the Jesus Prayer//Word out of silencë A symposium on world spiritualities/Ed. Robinson J.-D. Cross Currents. 1974. (Summer/Fall). 24:2/3. 184 sq.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

 Paulinus, ep. 1, 4. 174 Ер. 1, 2. Паулин цитирует псалмы: 13, 3; 5, 10-11 и 17, 26. 175  Ер. 1, 4-7. 176 Ер. 5, 6. 177 Учение Мартина о скором пришествии Антихриста см.: D II, 14, 1-4; вера Сульпиция: V. M. 24, 3; ср.: также: Chron II, 28, 1; 29, 5-6; 33, 3. Позиция Мартина по поводу вмешательства власть предержащих в церковные дела: Chron II, 50, 5, Сульпиция - D I, 7, 2. Взгляды Мартина на сравнительную ценность сана епископа и аскетизма - D II, 12, 6, хотя остается вопрос о том, было ли его отвращение к епископам-соглашателям столь же сильным, как у Сульпиция (D I, 21, 3-4; Chron I, 23, 5-6). 178 Epp. 2 et 3. 179 Ер. 31. Это письмо было доставлено Сульпицию весной 403 г.; см.: J.T. Lienhard. Op. cit., pp. 182-187. 180 J. Bernays. Ueber die Chronik des Sulpicius Severus. Berlin, 1861, p. 3, n. 4. Его мнение оспаривает ван Андель (G.K. van Andel. Op. cit., рр. 51-52). 181 D I, 1, 1. 182 D I, 6, 1. Полное изменение взглядов Феофила Александрийского относительно Оригена произошло в 399 г. и в 400 г. он созвал собор, проклявший его. См.: A. Guillaumont. Les " Ke phalaia Gnostica " d " Evagre le Pontique et l " histoire de l " Orige nisme. Paris, 1962, p. 62-64. 183 D 14, 4. Поскольку Мартин умер в ноябре 397 г., это дает нам предельную дату - 405 г. 184 D III, 5, 2-3. 185 H. de Prato. Vol. I, pp. 266-268. Вдобавок к веронскому и брешианскому кодексам, использованным де Прато, текст " D " из " Книги Армы " (807 г.) тоже показывает нам изначальное деление на 2 диалога. 186 Chron I, 1, 4. Ван Андель далее доказывает, что " Хроника " Сульпиция добивается обращения образованных читателей к аскетизму еще до того, как они будут застигнуты концом света (см. особенно: G.K. van Andel. Op. cit., рр.139-142). Данное разъяснение самого Сульпиция делает это вероятным и тезис ван Анделя весьма интересен. Однако он слишком преувеличивает то, о чем умалчивает " Хроника " . 187 G.K. van Andel. Op. cit., рр. 12, 14, 80-83, 94-95, 107-108, 115. 188 Chron II, 50-51. 189 Ср.: ер. 1б 2-4 и D I, 26, 4-6. 190

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Butler C. 25 сн. , 510 C allahan J. F. 245 338 , 275 492 , 495 Candal M. 299 сн . , 511 Canivem P. 25 сн . , 511 Cayre F. 62 Ceresa-Gastaldo A. 158 115, 117 , 249 365 , 507 Christov I. 307 1 Clément O. 61 Constas N. 446 7 Conticello C. G. 449, 556 Conticello V. 449, 556 Courtonne Y. 153 83 , 176 25–27 , 178 46 , 289 569 , 402 7 , 492 Couvreur P. 300 11 , 489 Cozza-Luzi J. 20 49 , 511 Cunningham M. см. Каннин гэм М. Cupane C. 556 D arrouzes J. 158 113 , 207 174 , 511 Danielou J. 405 31 , 412 68 , 495, 554 Datema C. 277 507 , 506 Dekkers E. 554 Demetracopoulos J. A. 449 Desmet J. 554 Diels H. A. 282 540 , 488 Dihle A. 47 19, 21 Disdier M.-Th . см. Дидье М. Durand, G.-M. de 152 78 , 508 F abricius см. Фабриций Follieri H. 509 G aar A. 554 Gallay P. 92 15 , 175 22 , 177 32, 33, 37 , 221 233 , 205 168 , 225 250 , 235 290 , 237 306 , 250 372 , 259 404 , 261 414, 417 , 265 434 , 279 529 , 281 534, 539 , 287 562 , 289 569 , 296 612 , 300 11 , 405 31 , 493, 494 Gass W. см. Гасс В. Gautier P. 300 11 , 509 Geerard M. 554 Gehin P. 329 сн . , 500 Girod R. 510 Glorie F. 554 Gouillard J. 136 35 , 461 20 , 514 Graf G. 60 Grumel V. см. Грюмель В. Guillaumont см. Гийомон Guy J.-C. 151 72 , 501 H alkin F. 436 сн . , 554 Hall S. G. 239 309 , 508 Hausherr I. см. Осэр И. Heath T. 282 540 , 488 Heil G. 176 24 , 231 270 , 245 337 , 252 378 , 278 518 , 316 6 , 326 41 , 331 56 , 382 206 , 383 210 , 384 218, 221 , 385 222 , 398 264 , 461 19 , 499, 500 Henry R. 44 8 , 513 Henry P. 278 518 , 489 Holl K. 24 72 , 197 132 , 328 сн . , 501 Hero A. C. 163 2 , 298 7 , 493 Hinterberger M. 449 Hunger H. 556 I rmsch er J. 93 22 Ivanka E., von 51 35 Ivanova-Sullivan T. D. см. Иванова- Сулливан Т. Д. J aeger W. см. Йегер В. Jones H. S. 555 Jugie M. см. Жюжи М. K aimakis D. B. 260 407 , 513 Kapriev G. см. Каприев Г. Kambylis A. 1418, 511 Kislinger E. 556 Koder J. 141 8 , 511 Kott er B. 182 см . , 183 70 , 187 87 , 190 99, 102, 103 , 197 132 , 252 379 , 253 384 , 255 389 , 261 416 , 262 421, 422 , 273 475, 476, 479 , 275 494 , 276 503 , 277 504, 506 , 283 545 , 287 564 , 289 569 , 295 598, 600 , 300 11 , 303 26 , 467 41 , 469 51 , 474 81, 82 , 502, 503

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

92 . Liber Graduum ( ) е codicibus syriacis./Ed. Kmosko М. P. 1926. CCVI. 1168. (Patrologia Syriaca. P. 1, vol. III). Исследования 93 . Aveta M. Ad instar angclorum. Per un’analisi storico-religiosa dell’antropologia del «LiberGraduum»//CrSt 1987. 8. 481–500. 94 . Baker A. The Gospel of Thomas and the Syriac Liber Graduum//New Testament Studies. 1965. 12. 49–55. 95 . Baker A. Fasting to the world//J. of Biblical Literature. 1965. 84. 291–294. 96 . Bäss P. Der Liber Graduum – Ein Messalianisches Buch?//Zs. der Deutschen morgenlandischen Gesellschaft. Suppl. 1969. 1. 368–374. 97 . Böhlig A. Zur Rhetorik im Liber Graduum//IV SympSyr 5 .21). 297–305. 98 . Davids A. J. M. Von der Anonymitat zur Pseudonymität. Der Liber Graduum und das Corpus Macarianum//Zs. der Deutschen morgenländischen Gescllschaft. 1969. Suppl. 1. 375–379. 99 . Desprez V. L’ascétisme mésopotamien au IV е siècle. III. Le «Livre des Degrés»//La Lettre de Ligugé. 1992. 262. 16–29. 100 . Gribomont J. Liber Graduum//Dizionario degli Istituti di Perfezione. 1978. 5. 441–442. 101 . Guillaumont A. Nësteuein ton kosmon//Bulletin de l’Institut Français d’Archéologie Orientale. Cairo. 1962. 61. 15–23. 102 . Guillaumont A. Les «arrhes de 1’esprit» dans le Livre des Degrés//Mémorial Mgr Khouri-Sarkis/Ed. Graffin F. Louvain. 1969. 107–114. 103 . Guillaumont A. Situation et signification du «Liber Graduum» dans la spiritualité syriaque//I SympSyr 5 .18). 311–325. 104 . Hausherr l. Quanam aetate prodierit «Liber Graduum»//OCP 1935. 1. 496–502. 105 . Kitchen R. A. The Gattung of the Liber Graduum. Implications for a sociology of asceticism//IV SympSyr 5 .21). 173–182. 106 . Kowalski A. Il sangue nel Liber Graduum//Sangue e antropologia biblica nella letteratura cristiana. 1982. 3. 1193–1205. 107 . Kowalski A. Die Gebet im Liber Graduum//OCP 1989. 55. 273–281. 108 . Kowalski A. Perfezione e giustizia di Adamo nel’Liber Graduum. Roma 1989. (OCA 232). Halleux A. de//Muséon. 1990. 103. 184–187. 109 . Vööbus A. Liber Graduum. Some aspects of its significance for the history of early Syrian asceticism//Papers of the Estonian Theol. Society in exile. 1954. 7. 108–128.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1427 Обзор содержания «Книги Иерофея» приводится в изд.: Frothingham Л. L. Stephen Bar Sudaili the Syrian Mystic… Pp. 91–111; Marsh F. Sh. The Book of the Holy Hierotheos… Pp. 205–210; Guillaumont A. Les ‘Kephalaia Gnosdca’ d’Evagre le Pontique… Pp. 311–318; Pinggera K. All-Erlosung und All-Einheit… S. 45–66. 1433 Widengren G. Researches in Syrian Mysticism: Mystical Experiences and Spiritual Exercises//Numen. 8, 1961. Pp. 161–198 (особенно p. 169 ff.). 1434 В тексте приводится цитата из «божественного Варфоломея», источник которой не установлен, но которая связывает нас с гнрстической по содержанию литературой, носящей имя этого апостола (см.: Les apocryphes coptes. Premiere partië Les evangiles des douze apotres et de saint Barthelemv/Publ. et trad. par. E. Revillout. Paris, 1904 (Patrologia Orientalis II/2); Budge E. A. W. Coptic Apocrypha in the dialect of Upper Egypt. London, 1913; ScbneemelcherW. (Hg.). Neutestamentliche Apokryphen. Bd. I. Tubingen, 1990. S. 424 440). Кроме того, «Книга Иерофея» обнаруживает параллели с «Откровением Варуха» и «Откровением Павла» (рус. пер.: Апокрифические апокалипсисы/Пер., вступ. стагья и комм. М. и В. Витковских. СПб., 2003), а также с трактатом «Pistis Sophia» (рус. пер.: Премудрость Иисуса Христа: Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками/Пер. и комм. А. И. Еланской. СПб., 2004). 1435 См. в связи с этим:, [урье В. М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000. Сс. 45–48. 1436 См.: Диллон АСредние платоники. СПб., 2002. с. 143–188. Особенно интересно в связи с «Книгой Иерофея» сочинение Филона «О призвании Авраама», в котором путешествие патриарха толкуется Филоном как путь «ума» ( νος) к Богу на пути очищения и отказа от чувственного восприятия. 1440 Cm.: Wright W. Catalogue of Syriac manuscripts in the British Museum. Part 3. London, 1872. P. 1205. 1441 Отрывки из этих двух комментариев были изданы и переведены Ф. Ш. Маршем: Marsh F. Sh. The Book of the Holy Hierotheos… Pp. 152– 159, 169–172 [сирийский текст], 161–172,176–182 [английский перевод].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Liber Graduum//Dictionnaire de spiritualite, fasc. LXI. Paris, 1976. P. 749–754. 1474 Помимо указанной энциклопедической статьи А. Гийомона, см. также еще одну его работу, где излагаются основные положения аскетического богословия автора «Книги ступеней»: Guillaumont А. Situation et significance du “Liber Graduum” dans la spiritualite syriaque//Symposium Syriacum – 1972. Roma, 1974. P. 311–322. 1475 О мессалианах или евхитах, представляющих собой специфично «монашескую ересъ», см. примеч. 81 (гл. III) к переводу «Истории боголюбцев». 1476 См. его предисловие к изданию: Liber Graduum е codicibus syriacis Parisiis, Londini, Romae, Hierosolymis alibique asserva//Patrologia syriaca. T. 3. Paris, 1926. P. CXXXIX-CXLIX. 1477 Hausherr I. Quanam aetate prodierit “Liber Graduum”//Orientalia Christiana Periodica. Vol. 1.1935. P. 495–502; Idem. Spiritualite syrienne: Philoxene de Mabboug en version framjaise//Orientalia Christiana Perio­dica. Vol. 23.1957. P. 181–182. 1478 См., например: Gribomont J. Les Homélies ascétiques de Philoxène de Mabboug et l’écho du Messalianisme//L’Orient Syrien. T. 2.1957. P. 422. 1479 Vööbus A. Liber Graduum. Some Aspects of its Significance for the History of Early Syrian Ascetism//Papers of the Estonian Theological Society in Exile. Vol. 7. 1954. P. 108–128; Idem. A History of Ascetism. V. 1. P. 178–184. 1480 См.: Bäss P. Der Liber Graduum, Ein Messalianisches Buch?//17. Deutscher Orientalistentag. Bd. II. 1969. S. 368–374; Davids A. J. M. Von der Anonymität zur Pseudononymität: Der Liber Graduum und das Corpus Macarium//Zeitschrift der deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Supplement 1.1969. S. 375–379; Murray R. Symbols of Church and Kingdom. P. 34–36. 1481 Cp. предположение A. Викхама, считающего, что мессалианство в зародыше присутствует в «Книге ступеней», но не столько в самом учении, сколько в этой «дискриминации»: Wickham L. The “Liber Graduum” revisited//Symposium Syriacum VI. Roma, 1994. P. 186. 1482 См.: Kitchen R. A. The Gattung of the Liber Graduum. Implications for a Sociology of Ascetism//IV Symposium Syriacum – 1984. P. 178. 1483 О том, что автор «Книги ступеней» являлся членом Православной Церкви и по своему богословскому миросозерцанию был сроден Афраату и св. Ефрему Сирину , см.: Kowalski A. Perfezione е giustizia di Adamo nel Liber Graduum. Roma, 1989. P. 213–222. 1484 Общий обзор жизни, творений и богословия св. Ефрема см. в работах: Ortiz De Urbina I. Op. cit. P. 56–83; Beck E. Ephrem le Syrien (saint)//Dictionnaire de spiritualite, fase. XXVI-XXVII. Paris, 1960. P. 788–800. 1489 См.: Hemmerdinger-Iliadou D. Ернгет (les versions)//Dictionnaire de spiritualité, fase. XXVI-XXVII. P. 800–815. 1490 Анализ аскетических сочинений св. Ефрема в аспекте установления их подлинности см. в работе: Vööbus A. Literary, Critical and Historical Studies in Ephrem the Syrian. Stockholm, 1958. P. 58–93. Правда, следует заметить, что не все выводы этого ученого признаются другими исследователями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Евагрий Понтийский . Умозритель ­­ Evagre le Pontique. Le gnostique. Ed. A. et C.Guillaumont. SC 356. 1989. Евсевий Кесарийский . О церковном богословии ­­ Eusebius Werke IV: Gegen Marcelli, Über der kirchlische Theologie. Hrsg. von E.Klostermann. GCS 14. 1972. S.60–182. Епифаний Кипрский . Якорь ­­ Epiphanias. Anchoratus und Panarion. Hrsg. von K.Holl. GCS 25. 1915. Ефрем Сирин. Гимны на Рождество Христово ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnen de Nativitate. Hrsg. von E.Beck. CSCO 186. Scr.Syri 82. 1959. Ефрем Сирин. Гимны о вере ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnen de iide. Hrsg. von E.Beck. CSCO 154. Scr.Syri 73–74. 1955. Ефрем Сирин. Гимны о девстве ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnen de virginitate. Hrsg. von E.Beck. CSCO 223. Scr.Syri 94. 1962. Ефрем Сирин. Гимны о Нисивине ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Carmina Nisibena. Hrsg. von E.Beck. Bd.I-H. CSCO 218; 240. Scr.Syri 92; 102. 1961–1963. Ефрем Сирин. Слова о вере ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Sermones de fide. Hrsg. von E.Beck. CSCO 212. Scr.Syri 88. 1961. Ефрем Сирин. Сочинения ­­ Patris nostri Ephraem Syri Opera. Ed. J.Assemani. Roma, 1732–1746. Игнатий Антиохийский . Послания ­­ Ignace d " Antioche; Polycarpe de Smyrne. Lettres; Martyre de Polycarpe. Ed. P.-Th.Camelot. SC 10. 1969. Иларий Пиктавийский . О Троице ­­ Hilarius. De Trinitate. Ed. P.Smulders. CCL 62. 1979. Илия Экдик. Цветособрание ­­ Ανθολγων γνωμικον φιλοσφων σπουδαων. Φιλοκαλα 2. Σελ.289–314. Иоанн Антиохийский. О монашеской дисциплине ­­ Oratio de disciplina monastica et de monasteriis laicis non tradendis. PG 132, 1117–1150. Иоанн Дальятский. Письма ­­ La collection des lettres de Jean de Dalyatha. Ed. R.Beulay. PO 39. Fasc.3. No. 180. 1978. Иоанн Дамаскин. Беседы ­­ Die Schriften des Johannes von Damaskus V: Opera homiletica et hagiographica. Hrsg. von B.Kotter. PTS 29. 1988. Иоанн Дамаскин. Житие Варлаама и Иоасафа – Vita Barlaam et Joasaph. PG 96, 860–1240 (dubia). Иоанн Дамаскин. Против ересей ­­ Die Schriften des Johannes von Damaskus IV: Liber de haeresibus, Opera polemica. Hrsg. von B.Kotter, PTS 22. 1981.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Георгий .Каппадокиянин занял александрийскую кафедру вместо св. Афанасия, лишь с помощью военной силы, сломив сопротивление православных. Дурной репутацией он прославился и в своем мирском прошлом будучи одним из самых коррумпированных чиновников в Константинополе. Кстати сказать, Георгий являлся и одним из учителей будущего императора Юлиана Отступника. Насилия Георгия, как александрийского предстоятеля, вызвали такое возмущение всех жителей Александрии, что в августе 358 г. они восстали и изгнали его из города. См.: The Church in the Christian Roman Empire by J. R. Palanque, G. Bardy, P. de Labriolle, G. de Plinval et L. Brehier, v. I. London, 1949, p. 181—182.    В виду известного расхождения текста этой книги в «Сеп-туагинте» с церковнославянским и русским переводами, мы передаем текст «Семидесяти толковников», который цитируется в послании Феодора.    Сходное экклесиологическое толкование этого места Священного Писания наблюдается у ев. Кирилла Александрийского: «Итак, во время пришествия Спасителя нашего несравненно славнейшим явился храм Божий, настолько лучше и превосходнее древнего, насколько, как об этом каждый может судить, отличается и подзаконное служение от Христова и евангельского, и истина от сеней». Поэтому «несомненно, что слава последнего храма, то есть Церкви, будет больше». Творения святаго отца нашего Кирилла Александ-рийскаго , ч. 10. Сергиев Посад, 1897, с. 433—434.    Из всех поименованных здесь лиц известен Драконтий. Он был сначала монахом, а затем, по настоятельному убеждению св. Афанасия (написавшего специальное послание ему), принял на себя крест епископского служения в Малом Гермополе (ок. 354 г.). Вместе с другими сторонниками св. Афанасия Драконтий подвергся гонению, организатором которого был дук Севастиан. Как говорит святите, ль, «епископа Драконтия заточили, в пустынные места около Клисмы». Святитель Афанасий Великий. Творения, т. II, с. 164.    Диоскор, ученик аввы Памво, был одним из четырех «длинных братьев» — известных нитрийских подвижников, славящихся в свое время святостью жизни, а в конце IV в. обвиненных в «оригенизме». Архиепископ Феофил, до возникновения «оригенистских споров» весьма благоволивший к «длинным братьям» и высоко ценивший их, рукоположил Диоскора во епископа Малого Гермополя в 394 г. См.: Guillaumont Α. Les «Kephalaia gnostica» d " Evagre le Pontique et l " histoire de Torigenisme chez les Grecs et chez les syriens. Paris, 1962, p. 62. После изгнания монахов — «оригенистов» из Египта Диоскор, по свидетельству Созомена, вместе с братом Аммонием и еще 80 скитскими и нитрийскими иноками поселился в Палестине (ок. 400 г.) в г. Скифополе. См.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинскаго , с. 572. Однако вскоре (до 403 г.) Диоскор умер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Atlanta (Georgia), 1984; Haas C. De geest bewaren: Achtergrond en functie van de pneumatologie in de paraenese van de Pastor van Hermas. Hague, 1985; idem. Die Pneumatologie des «Hirten des Hermas»//ANRW. 1993. Tl. 2. Bd. 27. Tlbd. 1. S. 552-586; Nijendijk L. W. Die Christologie des Hirten des Hermas: Exegetisch, religions- und dogmengeschichtlich Untersucht. Utrecht, 1986; Staats R. Hermas//TRE. 1986. Bd. 15. S. 100-108; Brox N. Die unverschamten Fragen des Hermas//Anfänge der Theologie. Graz, 1987. S. 175-188; idem. Die reichen und die armen Christen: Eine Parabel aus der altromischen Kirche//Biotope der Hoffnung. Olten, 19892. S. 224-229; idem. Die weggeworfene Steine im Pastor Hermae Vis. III, 7, 5//ZNW. 1989. Bd. 80. N 1/2. S. 130-133; idem. Der Hirt des Hermas. Gött., 1991. (Kommentar zu den Apostolischen Vätern; 7); idem. Hermas und eine «politische Metaphysik»//Panchaia: Fs für K. Thraede/Hrsg. M. Wacht. Münst., 1995. S. 24-31; Beylot R. Hermas: le Pasteur: quelques variantes inédites de la version éthiopienne//Mélanges A. Guillaumont. Gen., 1988. P. 155-162; Henne Ph. A propos de la christologie du «Pasteur» d " Hermas: La cohérence interne des niveaux d " explication dans la «cinquième similitude»//RSPhTh. 1988. Vol. 72. P. 569-578; idem. La polysémie allégorique dans le «Pasteur» d " Hermas//EThL. 1989. Vol. 65. P. 131-135; idem. Canonicité du «Pasteur» d " Hermas//Revue thomiste. P., 1990. Vol. 90. P. 81-100; idem. Le péché d " Hermas//Ibid. P. 640-651; idem. Hermas en Égypte: La tradition manuscrite et l " unité rédactionnelle du «Pasteur»//Cristianesimo nella storia. 1990. Vol. 11. P. 237-256; idem. La véritable christologie de la «Cinquième Similitude» du «Pasteur» d " Hermas//RSPhTh. 1990. Vol. 74. P. 182-203; idem. La pénitence et la rédaction du «Pasteur» d " Hermas//Rb. 1991. Vol. 98. P. 358-397; idem. Athanase avait-il une version complète du «Pasteur d " Hermas»?//RSR. 1992. Vol. 66. P. 69-76; idem. La Christologie chez Clément de Rome et dans le Pasteur d " Hermas.

http://pravenc.ru/text/190137.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010