VPancr Εαγρου πισκπου ες τν βον ... Παγκρατου ρχιπροδρου Ταυρομενας, ed. [auszugsweise] A.Veselovskij, Sbornik otdlenija russkago jazyka i slovesnosti Imp. Akad. Nauk LX/2, St.Petersburg 1886, 73–110. [s.IX] VPancrA F.Angiò, Divinità pagane e sacrifici umani nella Vita di San Pancrazio di Taormina. BollGrott n.s. 52 (1998) 49–76. [s.X vel antea] VParasc F.Halkin, Sainte Parascève la Jeune et sa Vie inédite BHG 1420z, in: Studia slavico-byzantina et mediaevalia Europensia I. Sofia 1989, 281–292. [s.XII–XIV?] VPaulLatr H.Delehaye, Vita S.Pauli iunioris in monte Latro. AnBoll 11 (1892) 5–74. 136–182. [s.X] VPelag P.Petitmengin [et al.], Pélagie la pénitente. Métamorphoses d’une légende, I: Les textes et leur histoire. Paris 1981. VPetAth K.Lake, The early days of monasticism on Mount Athos. Oxford 1909, 18–39: The Life of Peter the Athonite. [s.XI?] VPetrI V.Laurent, La Vie merveilleuse de S.Pierre d’Atroa. Bruxelles 1956 (Index 226–234). [s.IX] VPetr II V.Laurent, La vita retractata de S.Pierre d’Atroa. Bruxelles 1958 (Index 172–178). [s.IX] VPhant V.Saletta, Vita S.Phantini Confessoris. Roma 1963. [s.IX?] VPhantJun La Vita di San Fantino il Giovane, ed. E.Follieri. Bruxelles 1993 (Index 567–591). [s.IX] VPhilAg C.Pasini, Vita di S.Filippo d’Agira attribuita al monaco Eusebio. Roma 1981 (Wörterverz. 103f.). [ca 900] VPhilaretos M.-H.Fourmy – M.Leroy, La Vie de S.Philarète. Byz 9 (1934) 85–170. [s.IX] VPhilEl A.A.Vasil’ev, itie Filareta Milostivago. IRAIK 5 (1900) 49–86. [s.IX] VProph Prophetarum vitae fabulosae, ed. Th.Schermann. Leipzig 1907 (Index 226–240). VRom F.Halkin, La Vie de S.Romylos. Byz 31 (1961) 111–147 (Index S.146). [s.XIV] VSab K.M.Koikylides, Βος κα πολιτεα το σου πατρς μν Σβα. Jerusalem 1905. [s.X] VSilv Il testo greco del Βος di S.Silvestro. Roma e l’Oriente 6 (1913) 332–367. [s.XII?] VSpyrTrim P.van den Ven, La légende de S.Spyridon évêque de Trimithonte. Louvain 1953. [s.VII] VStephJun La Vie d’Étienne le Jeune par Étienne le Diacre, éd. par M.-F.Auzépy. Aldershot 1997 (Index 299–344). [s.IX]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

1978-1980. Vol. 2. P. 936-950), самая древняя греч. гомилия, посвященная ап. Луке, содержит выдержки из «Слова на Пасху» свт. Прокла К-польского (CPG, N 5814; PG. 65. Col. 800-805), а также из т. н. антимаркионистского пролога к Евангелию от Луки, полемического трактата II-III вв., составленного в Риме на греч. языке ( Regul J. Die antimarcionitischen Evangelienprologe. Freiburg, 1969. S. 16). Текст гомилии близок к 2 др. редакциям: анонимной (BHG, N 993; Meyer Ph. Zwei bislang ungedruckte Enkomien auf den Evangelisten Lukas//Jb. für protestantische Theologie. Lpz., 1890. Bd. 16. S. 431-434) и приписываемой свт. Проклу К-польскому (CPG, N 5871; BHG, N 992z, не издана). «На Воскресение» (Περ τς ναστσεως το κυρου μν Ιησο Χριστο; In resurrectionem; PG. 93. Col. 1452D - 1453A), помещена также среди творений свт. Григория Нисского (PG. 46. Col. 627-652), в действительности принадлежит Севиру Антиохийскому ( Kugener . 1898. P. 435-451). Фрагмент Слова «На Рождество Христово» (Ες τν Χριστο γννησιν; In Christi natalem; CPG, N 6595; PG. 93. Col. 1449AB), скорее всего принадлежит Исихию Милетскому , хронографу VI в. (PG. 92. Col. 1057AC; см.: Schermann Th. Die Geschichte der dogmatischen Florilegien vom V-VIII. Jh. Lpz., 1904. S. 98-100. (TU. N. F.; Bd. 13. H. 1)). «Слово на Богоявление» (Λγος ες τ θεοφνεια; In theophaniam; CPG, N 4212; BHG, N 1928; PG. 65. Col. 15-26 (под именем свт. Иоанна Златоуста)), принадлежит еп. Севериану Габальскому , приписывается И. И. в ряде южнослав. рукописей, содержащих слав. версию гомилии ( Hannick . 1981. S. 174; Idem. 1984/1985. P. 340 (список рукописей), 342-345 (текст); ВМЧ. Янв., дни 1-6. С. 299-308). Сир. версия под именем свт. Иоанна Златоуста сохранилась в 2 гомилиариях: Vat. syr. 368. Fol. 24r - 25v, VIII в. и Vat. syr. 368. Fol. 26v - 29v, IX в. ( Sauget J.-M. Deux Homéliaires Syriaques de la Bibliothèque Vaticane//OCP. 1961. Vol. 27. P. 403, 415). «Завещание Авраама» (Διαθκη Αβραμ; Narratio de Abraam; CPG, N 6593; BHG, N 2001; Schmidt.

http://pravenc.ru/text/674956.html

линии, и на сообщении Каталога апостолов от 70 Псевдо-Епифания (V-VI вв.), где ап. Марк назван Киринянином ( Schermann Th. Prophetarum vitae fabulosae: Indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicata. Lpz., 1907. Р. 115), делает вывод, что он мог быть уроженцем Кирены (Кирины) только по матери, т. к. родственники, связанные с ап. Варнавой, происходили с Кипра. Т. о., митр. Афанасий считает, что М. род. в Кирене ( Αθανσιος (Κυκκτης). 2014. Σ. 18-19). Память М. отсутствует в визант. и ранних лат. календарях. Она была внесена под 29 июня в Римский Мартиролог, составленный кард. Цезарем Баронием (XVI в.). Его формулировка «На Кипре [память] святой Марии, матери Иоанна, прозываемого Марком» (MartRom. Comment. P. 261-262) вызвала догадки, что она скончалась на этом острове, т. е. скорее всего когда сопровождала в миссионерском путешествии на Кипр апостолов Варнаву и Марка (ActaSS. 1744. P. 476; Rolla. 1964. Col. 963). Из православных авторов первым о М., как о святой, пишет архим. Киприан в «Хронологической истории острова Кипр» и называет днем ее памяти 29 июня ( Κυπριανς, ρχιμ. Ιστορα χρονολογικ τς νσου Κπρου. Ενετα, 1788. Σ. 352). Он считает М. дочерью ап. Аристовула и женой ап. Петра, к-рая, согласно «Строматам» Климента Александрийского, приняла мученическую смерть еще при жизни мужа ( Clem. Alex. Strom. VII 11). Но в тексте «Строматов» не указаны родственные связи жены ап. Петра, архим. Киприан привлек сведения средневизант. агиографических источников, в к-рых сообщается, что дочь ап. Аристовула была замужем за ап. Петром (SynCP. Col. 777; Van Deun P. Un Mémoire anonyme sur S. Barnabé (BHG, 226e)//AnBoll. 1990. T. 108, fasc. 3-4. P. 326), и ошибочно отождествил ее с М. Вслед за архим. Киприаном имя М. внес в книгу, посвященную кипрским святым, Кипрский архиеп. Макарий III ( Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972. Σ. 38). В 2002 г. память М. как святой и равноапостольной была включена под 30 июня в изданную Кипрской Архиепископией Кипрскую Минею (Κπρια Μηναα.

http://pravenc.ru/text/2562078.html

Функ, а независимо от него и проф. А.А. Спасский  , выдвинули гипотезу о Дидиме, и к ней примкнули: Leipoldt, Bonwemch, Krьger, Julicher, Schubert, Schermann, Stoltz, Bardy. По мнению Функа, — упоминаемое самим Дидимом 14 раз, — его πρvτοξ λογοσ есть ни что иное, как эти же книги «Против Евномия». 4. «Против Манихеев». Из него сохранилось в оригинале только 18 глав; начало утеряно и только отчасти, может быть, восстановлено из «Sacra Parallela» св. Иоанна Дамаскина. Манихеи были тогда сильны, и Дидим вооружается против них с большим рвением. 5. «Книга о смерти маленьких детей». Написана около 386 г. 6. «Против Ариан» — в двух книгах, написано около 392 г. Оба эти произведения упоминаются только у Иеронима. 7. Тот же Иероним говорит о каком–то произведении «О числах». Возможно, что это только отрывок из трактата «О Троице» (кн. II, 14), в котором автор рассуждает о числе «семь». 8. Апология Оригенова труда «О началах», о котором упоминается у Сократа (НЕ. IV, 25), утеряна. 9. «К философам» 10. «О бесплотном» 11. «О душе» Из этих трех произведений сохранились лишь незначительные отрывки в «Священных Параллелях» св. Иоанна Дамаскина. 12. «О Троице». Это одно из самых значительных произведений, числившихся в списке Дидима. Но в самое последнее время его подлинность вдруг подверглась сильному сомнению. Обратимся к истории этого трактата. Блаж. Иероним его не знает, но зато Сократ (НЕ. IV, 25) упоминает в числе трудов Дидима. Оно было найдено в Болонье в 1759 г. итальянцем J. — L. Mingarelli; в 1763 г. описано, а в 1769 г. издано тем же Мингарелли. Рукопись, содержащая это произведение — поздняя, принадлежащая к XI веку. В ней не хватает пяти–шести глав; но что самое прискорбное, что ни начала, ни конца трактата не сохранилось, так что приходится догадываться об авторе. На покрышке манускрипта рукою, еще более позднею (вероятно, XV века), написано имя «божественного Кирилла». Произведение состоит из трех книг: первая говорит о Сыне, вторая о Святом Духе, третья занята опровержением еретических положений о Троице.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Феодор Мопсуестийский 62, 75, 94, 100–101, 114, 134, 138. Феофан Архим. 103–104. 3 Архим. Леонид. Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в библиотеку Троицкой Духовной Семинарии, вып. 2 (Москва. 1887), стр. 19. 4 Р. G. t. 81, col. 1985D – 1988А: рус. ч. 5, стр. 146 (заключение толкования на пророка Малахию). 5 Словом нарицательное мы хотим условно отметить характер имени сравнительно с . Эта терминология нам представ­ляется не точною, особенно по отношению к тем именам, которые да­вались в первый раз. Не было бы, думается, ошибки представлять имена первоначально все нарицательными по характеру их, особенно если принять во внимание, что некоторые так называемые собственные имена представляют собою скрытые или явные сложные выражения, а иногда и целые предложения. А лучше сказать, – в еврейском языке есть только имя без принятого современным языком деления на соб­ственные и нарицательные. 6 У Delitzsch’a это – в его Prolegomena к ассирийскому словарю, (Assyr. Handwörterbuch, 384 – книга, которой у нас под руками не было, – цитата заимствована). Такое производство имени пророка принимает Cheyne р. 170, Marti, S. 331, Gesenius15. Ср. Duhm, S. 1011. 14 Что касается до повествования о Сусанне и о Виле и Змии (– слав. Δων греч.), то в Еврейской Библии их нет. Да и пророк Аввакум второго из этих повествований не может быть отождествлён с нашим пророком. Об этом повествовании мы выскажемся ниже. 15 Laur. Die Prophetennamen... SS. 12, 20, 27, cp. свящ. Д. Рождественский. Книга пророка Захарии. Исагогическое исследование. Выпуск первый (Сергиев посад, 1910), стр. 231 – прим. 99 с его цитатами. 19 F. Delimzsch, De Habacuci Prophetae vita atquc aetate, p. 17–19; он жт; Der Prophet Habakuk..., S. 205; Baumgartner, p. 78; 228. 21 Schermann, Prophetarum vitae fabulosae...; p. XIX; Propheten – und Apostellegenden, ss. 116, 121; свящ, Д. Рождественский. Книга пр. Захарии Исагогич. изсл. в. 1, стр. 27. 24 Свящ. Д. Рождественский. Книга пр. Захарии в. 1, стр. 19. За левитское происхождение Аввакума высказывается определенно Orelli (в комментарии Strack’a SS. 325, 333).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

II. Ambrosius//Theologische Studien und Kritiken. 1890. Bd. 1. Joannes Scylitzes. Synopsis historiarum//CSHB. Bonnae, 1838. Kayser J.W. Beitrage zur Geschichte und Erklärung der ältesten Kirchenhymnen. 2 Aufl. Paderborn, 1881. Kellner J.B. Der hi. Ambrosius, als Erklärer des Alten Testaments. Regensburg, 1893. Kühner K. Augustin’s Anschauung von der Erlösungsbedeutung Christi im Verhältnis zur voraugustinischen Erlösungslehre bei den griechischen und lateinischen Vätern. Heidelberg, 1890. Labriolle P. Ch. de. Saint Ambroise et l’exegese allegorique//Annales de Philosophic chretienne. 1908. Mars. Labriolle P. Ch. de. Saint Ambroise. Paris, 1908. Leipoldt J. Didymus der Blinde von Alexandria. Leipzig, 1905. Lisiecki S. Quid S. Ambrosius de s. Eucharistia docuerit, inquiritur. Vratislaviae, 1910. Loofs F. Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. Halle, 1906. Macholz W. Spuren binitarischer Denkweise im Abendlande seit Tertullian. Jena, 1902. Niederhuber J. Die Eschatologie des hi. Ambrosius. Paderborn, 1907. Niederhuber J. Die Lehre des hi. Ambrosius vom Reiche Gottes auf Erden. Mainz, 1904. Patin W.A. Niceta, Bischof von Remesiana als Schriftsteller und Theologe. München, 1909. Philo Alexandrinus. Opera omnia/Sumptibus E.B. Schwickerti. Lipsiae. 1828–1829. Vol. 1–5. Philo Alexandrinus. Opera quae supersunt/Ed. L. Cohn et P. Wendland. Berlin, 1896–1930. 7 vols. Plass P. De Basilii et Ambrosii excerptis ad historiam animalium pertinentibus. Marpurgi Cattorum, 1905. Pruner J. Die Theologie des hl. Ambrosius. Eichstadt, 1862. Redepenning E.R. Origenes. Eine Darstellung seines Lebens und seiner Lehre. Bonn, 1841–1846. Reeb J. Über die Grundlagen des Sittlichen nach Cicero und Ambrosius. Zweibrüken, 1876. Reuter H. Augustinische Studien. Gotha, 1889. Richter H. Das weströmische Reich besonders unter den Kaisern Gratian, Valentinian II. und Maximus (375–388). Berlin, 1865. Rozynski F. Die Leichenreden des hi. Ambrosius. Breslau, 1910. Schermann Th. Die griechischen Quellen des hi.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Bonn, 1909; idem. Zur Urgeschichte der Chrysostomosliturgie//Theologie u. Glaube. Paderborn, 1913. Bd. 5. S. 299-313; idem. Zur Herkunft der Anaphora der Chrysostomusliturgie//Ibid. S. 392-395; Korolevskij C. Le rite byzantin et la liturgie chrysostomienne dans les patriarcats melkites//ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΙΚΑ. 1908. P. 473-718; Meester P., de. Les origins et les développements du texte grec de la liturgie de S. Jean Chrysostome//Ibid. P. 245-357; Petrovskij A. Histoire de la rédaction slave de la Liturgie de S. Jean Chrysostome//Ibid. P. 859-928; Engdahl R. Beiträge zur Kenntnis der byzantinischen Liturgie: Texte und Studien. B., 1908; Salaville S. L " épiclèse d " après S. Jean Chrysostome et la tradition occidentale//EO. 1908. Vol. 11. N 69. P. 101-112; Дмитриевский А. А. Отзыв о соч. М. И. Орлова «Литургия св. Василия Великого»//Сб. отчетов о премиях и наградах, присуждаемых Имп. АН: Отчеты за 1909 г. СПб., 1912. С. 176-347; он же. Исправление книг при патр. Никоне и последующих патриархах/Подгот. текста, публ.: А.Г. Кравецкий. М., 2004; Schermann Th. Die griechische Chrysostomusliturgie: Einleitung// Schermann Th., Storf R. Griechische Liturgien. Kempten etc., 1912. S. 198-204; idem. Zur Herkunft der Anaphora der Chrysostomusliturgie//Theologie u. Glaube. Paderborn, 1913. Bd. 5. S. 392-395; Euringer S. Die äthiopische Anaphora des hl. Johannes Chrysostomus//Katholik: Eine religiöse Zschr. z. Belehrung u. Warnung. Mainz, 1913. F. 4. Bd. 11. S. 406-414; Mercer S. A. B. The Anaphora of St. John Chrysostom (Ethiopic Liturgy)//J. of the Society of Oriental Research. Toronto, 1920. Vol. 4. P. 35-42; Αμβρσιος (Σταυρινς), μητρ. Α ρχαιταται κα α σγχρονοι λειτοργαι. Κωνσταντινοπολις, 1921-1922. Τ. 1. Σ. 86-114; Borgia N. Frammenti liturgici antichissimi inediti//BZ. 1929/1930. Bd. 30. S. 340-350; idem. Frammenti eucaristici antichissimi. Grottaferrata, 1932; Engberding H. Urgestalt, Eigenart und Entwicklung eines altantiochenischen eucharistischen Hochgebetes//Oriens Chr. 1932.

http://pravenc.ru/text/2110609.html

Index apostolorum discipulorumque Domini [textus Ps.Dorothei]/Ed. T. Schermann. Leipzig, 1907 (BSGRT). P. 146–147. TLG 1750/4), а также в «Краткой истории» свт. Никифора Константинопольского (Niceph. Const. Chronogr. brevis/Ed. C. de Boor. Leipzig, 1880, r 1975 (BSGRT). P. 112, col. 1,2:20. TLG 3086/2). В том же и более широком круге источников первым рукоположенным ап. Андреем епископом Византия именуется Стахий (ср. Рим. 16, 9 ), который, однако, служил по соседству в Аргируполе и в течение 16-ти лет окормлял общину, состоявшую из двух тысяч человек (Vitae Prophetarum. P. 147:4–6; Epiph. Index discipulorum [Sp.]/Ed. T. Schermann. Leipzig, 1907 (BSGRT). P. 120:19–21. TLG 2021/24; Phot. Fragm. in ep. ad Romanos/Hrsg. v. K. Staab. Münster, 1933. S. 542:4–5. TLG 4040/14; Ps.-Cod. Patria Constantinopoleos 3, 179:2–5/Ed. T. Preger. Leipzig, 1907, r 1975 (BSGRT). TLG 3168/5. У Пс.-Кодина (X–XV в.) указывается место рукоположения еп. Стахия – храм св. Ирины в Галате). Поэтому Стифат и называет следующего епископа Онисима как рукоположенного апостолом Андреем, даже не упомянув о его предшественнике. Скорее всего, Стифат, так же как и Пс.-Дорофей, отождествлял Онисима с тем, за которого ходатайствовал ап. Павел в послании к Филимону ( Фил. 1, 10–19 ) (ср.: «После того, как Стахий находился вместе со своей паствой 16 лет, епископское место занимает Онисим, о котором апостол Павел написал Филимону». Το δ Στχυος διαγενομνου τος ατο ξ κα δκατον τος ν τ πισκοπ νσιμος μετ τοτον γνεται, περ ο Παλος πστολος τ Φιλμονι γραψεν. Vitae Prophetarum. Index apostolorum. P. 147:7–9). Согласно «краткой истории», приписываемой свт. Никифору, Онисим был епископом Византия в течение 14-ти лет. 183 Севастия – митрополия Армении 2-й. Епископская кафедра в Севастии учреждена не позднее сер. III в. (Fedalto 1988. P. 50). В 1-й «Нотиции» Константинопольской Церкви, приписывавшейся свт. Епифанию Кипрскому , упоминается на 16-м месте (Darrouzès 1981. P. 204). 184 Милитена – митрополия Армении 1-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Церковная традиция относит К. к числу 70 апостолов. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V-VI вв.), Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) и Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) К. назван епископом Берита (ныне Бейрут) (PG. 10. Col. 956; Schermann. 1907. S. 123, 140; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 479). В каталоге апостолов и учеников в сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 17193 (874 г.) говорится о смерти К. на о-ве Кос ( Esbroeck. 1994. Р. 146), а в списке 70 апостолов в конце сир. Евангелия Lond. Brit. Lib. Or. 2695 (XII - нач. XIII в.) сообщается, что он проповедовал «на центральном острове», где умер и был погребен ( Esbroeck. 1994. P. 158). В визант. Синаксарях краткое сказание о К. и др. святых, упомянутых в последней главе Послания к Римлянам,- апостолах Олимпе, Родионе, Сосипатре, Тертии и Ерасте - помещено под 10 нояб. По сведениям синаксарных сказаний, К. перенес много страданий за свое благочестие, обратил значительное число язычников к вере во Христа и мирно скончался в сане епископа Берита (PG. 117. Col. 153; SynCP. Col. 209). Память К., еп. Беритского, также приводится в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) под 30 июня в числе 70 апостолов (SynCP. Col. 786). Кроме того, в визант. стишных Синаксарях и вслед за ними в слав. стишных Прологах и греч. печатной Минее (Венеция, 1591) память К. и посвященное ему двустишие приведены под 3 авг. (SynCP. Col. 865-866). В лат. Мартирологах, начиная с Мартиролога Адона Вьеннского, память К. отмечается 3 нояб. Ист.: Schermann Th. Prophetarum vitae fabulosae: Indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicata. Lpz., 1907; Esbroeck M., van. Neuf listes d " apôtres orientales//Augustinianum. 1994. T. 34. N 1. P. 109-199; Νικδημος. Συναξαριστς. 20035. Τ. 2. Σ. 81-83; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 165; Нояб. С. 200-204; Écrits apocryphes chrétiens/Éd. P. Geoltrain, J.-D. Kaestli. P., 2005. Vol. 2. Р. 471, 479. Лит.: ActaSS. 1887. Nov. T. 1. P. 585-586; Сергий (Спасский). Месяцеслов.

http://pravenc.ru/text/1684013.html

1 Kgs 14:5; 2 Kgs 4:27; 5:26; 6:12; Jos. Asen. 6:6; 23(despite textual variants in 23:8, the context clarifies the sense); 26:6; Liv. Pro., Nathan 2 (ed. Schermann, §28); p. Hag. 2:2, §5; Sanh. 6:6, §2; Joseph in Tg. Neof. 1 on Gen 41:45 . 4731 Smith, Magician, 116–17,199, favors more distant magical parallels but in so doing ignores the clearer prophetic parallels. 4732 E.g., Pss. So1. 17:25. Cf. the rabbinic tradition in which King Messiah could distinguish sinners by the sense of smel1. 4736 E.g., Josephus Ag. Ap. 2.181, claiming that all Jews agree; Sir 39:19 ; Bar 3:32 ; Sus 42; Let. Arts. 210; Sib. Or. 1.151; 3.12; 1 En. 9:5; 39:11; 84:3; CD 2.9–10; 2 Bar. 21:8; cf. Tg. Ps.-J. on Gen 3:9; 16:13 ; Tg. Neof. 1 on Gen 1:9 ; «God of knowledge» in 4Q504 frg. 4, line 4; 4Q510 frg. 1, line 2; 4Q511 frg. 1, line 7. Greeks also spoke of high deities who knew (e.g., Homer Od. 4.468; 13.417; 20.75; Pindar Pyth. 3.28; Xenophon Cavalry Commander 9.9; Plutarch Isis 1, Mor. 35IE; Athenaeus Deipn. 5.218F; Musonius Rufus 1, p. 32.17–18; Maximus of Tyre Or. 3.1; Philostratus Hrk. 16.4) and saw (Homer/. 3.277; Hesiod Theog. 514; Aeschylus Eumenides 1045; Supp1. 139,210, 303–305; Apollonius of Rhodes 2.1123, 1133, 1179; cf. Aristophanes Birds 1058; Ovid Metam. 13.852–853) all things; cf. the claim for Caesar in Ovid Ex Ponto 4.9.125–128; a hero in Philostratus Hrk. 43.3; the function of oracles in Aune, Prophecy, 68. At one point a mortal suggests that the gods know all things (Homer Od. 4.379), but the deity, who does not know, must refer him to another (4.382–393), who does know (4.472–480). 4737 4Q180 frg. 2–4, 2.5–10 (explaining Gen 18:21 ); 4Q299 frg. 2,2.10–11; Pss. So1. 9:3; 14:8; Let. Arts. 132–133; Josephus Ag. Ap. 2.166; Ant. 4.41; Philo Providence 2.35; T. Jud. 20.3–4; T. Zeb. 5:2; Γ. Naph. 2:4–5; t. B. Qam. 7:2; p. Roš Haš. 1:3, §§39–42; Exod. Rab. 21:3; 43:3; 46:3. Among Greeks and Romans, see, e.g., Hesiod Op. 267; Euripides E1. 1176; Xenophon Cyr. 5.4.31; Mem. 1.1.19; Epictetus Diatr. 2.14.11; Valerius Maximus 7.2.ext.8.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010