И. Д. Самойлова, с. Нижняя Синячиха Новгородский музей-заповедник – Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород Музеи Московского Кремля – Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» Музей религии – Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург Музей им. Хоненко – Музей западного и восточного искусства им. Богдана и Варвары Хоненко, Киев Псковский музей-заповедник – Псковский архитектурно-художественный музей-заповедник, Псков РГБ – Российская Государственная библиотека, Москва Сергиево-Посадский музей-заповедник – Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад ЦМиАР – Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва ЯХМ – Ярославский художественный музей, Ярославль Источники иллюстраций Ouspensky L., Lossky W. Der Sinn der Ikonen. Bern; Olten, 1952; Ouspensky L., Lossky V. The Meaning of Icons. Crestwood, NY, 1982. Andaloro М., Romano S. L’orrizonte tardoantico e le nuove immagini 312–468. Romä Brepols, 2006 (La Pittura Medievale a Roma 312–1431, Corpus Volume 1) (илл. на с. 34, 35, 36, 37,130,172, 254, 300). Byzantium: 330–1453/ed. R. Cormack, M. Vassilaki. London: Royal Academy of Arts, 2008 (илл. на с. 49,133, 294, 317). Byzantium: Faith and Power (1261–1557)/ed. H. C. Evans. New York: Metropolitan Museum of Art, 2004 (илл. на с. 143). Cormack R. Byzantine Art. Oxford: Oxford University Press, 2000 (илл. на с. 270). Grabar A. Le premier art chrétien: 200–395. Paris: Gallimard, 1966 (илл. на с. 36, 38). Lowerance R. Byzantium/The British Museum. Cambridge: Harvard University Press, 2004 (иллюстрации на с. 197, 238, 270). The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843–1261/ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. New York: Metropolitan Museum of Art, 1997 (илл. на с. 149). Treasures of Mount Athos: [Exhibition Catalogue]. Thessaloniki, 1997 (илл. на с. 190, 203). La rivoluzione dell’immagine: Arte paleocristiana tra Roma e Bisanzio/a cura di F.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Образ усопшей с сыном. Фрагмент росписи ниши в Кеметериум-Маюс. 2-я четв. IV в. Еще одна древняя традиция - изображение усопших. В росписях 1-й пол. IV в. тенденция к конкретизации и индивидуализации их образов усиливается. Так, в кубикуле Пяти святых в катакомбах св. Каллиста (нач. IV в.; Baruffa. 2004) фигуры орантов, пребывающих в райском саду, представлены в богато украшенных одеждах; рядом с ними подписаны имена. Полуфигурное изображение оранты с ребенком перед грудью в нише в Кеметериум-Маюс (2-я четв. IV в.), долгое время считавшееся образом Богородицы с Младенцем ( Wilpert. 1901), в наст. время большинство исследователей интерпретируют как образ усопшей с сыном ( Grabar. 1966; Andaloro. 2006), поскольку оно наделено очень ярко выраженными портретными чертами. Женщина представлена в богатых цветных одеждах, с украшениями, подчеркивающими ее высокое общественное положение; ее прическа соответствует моде эпохи имп. Константина Великого. Характер живописи - плотной, яркой, с объемной моделировкой лица и тела, с тщательной проработкой деталей - очень близок к традиции римского портрета. В гробнице 2 орант в катакомбах Джордани (1-я пол. IV в.; Nestori. 1975; Fiocchi Nicolai, Mazzoleni, Bisconti. 1998) представлены 2 обращенные друг к другу жен. фигуры в богатых одеждах, с украшениями и покрывалами на головах, причем одно из этих изображений оформлено как отдельное панно. Оно отличается от др. образов орант большей индивидуализацией (бледное лицо с крупными чертами, низким лбом, большим чувственным ртом) и при этом наделено острой экспрессивностью (брови сильно опущены вниз, огромные черные глаза возведены ввысь, взгляду придано напряженное, скорбное выражение). Как и образ в Кеметериум-Маюс, эта фреска больше напоминает позднеантичные портреты. Изображение усопшей в позе оранты. Фрагмент росписи в катакомбах Джордани. 1-я пол. IV в. Изображение усопшей в позе оранты. Фрагмент росписи в катакомбах Джордани. 1-я пол. IV в. Во 2-й пол. IV в., особенно со времени понтификата папы Дамаса, в живописи К.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Лит.: Гиргас В. Ф. Право христиан на Востоке по мусульманским законам. СПб., 1865; Кустодиев К. Л., свящ. Христианство в Испании под владычеством мусульман. М., 1867; Simonet F. J. Historia de los mozárabes de España. Madrid, 1897-1903. 4 t.; Asín Palacios M. El Islam cristianizado. Madrid, 1931; Dozy R. P. A. Histoire des musulmans d " Espagne jusqu " à la conquête de l " Andalousie par les almoravides. Leiden, 1932. 3 vol.; Крачковский И. Ю. Арабская культура в Испании. М.; Л., 1937; González Palencia Á. Moros y cristianos en España medieval: Estudios histórico-literarios. Madrid, 1945; Cagigas I., de las. Minorías étnico-religiosas en la Edad Media española. Madrid, 1947-1948. T. 1-2: Los mozárabes; Lévi-Provençal É. Histoire de l " Espagne Musulmane. P., 1950-1953. 3 vol.; Cruz Hernández M. La filosofía árabe. Madrid, 1963; idem. El Islam de al-Andalus: Historia y estructura de su realidad social. Madrid, 1996 2; Vernet Ginés J. Literatura árabe. Barcelona, 19682; idem. El Islam en España. Madrid, 1993; Ladero Quesada M. Á. Granada: Historia de un país islámico (1232-1571). Madrid, 1969; Cuevas García C. El pensamiento del Islam: Contenido e historia: Influencia en la mística española. Madrid, 1972; Haines C. R. Christianity and Islam in Spain, A. D. 756-1031. N. Y., 1972r; Arié R. L " Espagne musulmane au temps des Nasrides (1232-1492). P., 1973; idem. España musulmana (siglos VIII-XV). Barcelona, 1984. (Historia de España; 3); Ashtor E. The Jews of Moslem Spain. Phil., 1973-1989. 3 vol.; Chejne A. G. Muslim Spain: Its History and Culture. Minneapolis, 1974; Бойко К. А. Арабская ист. лит-ра в Испании (VIII - 1-я треть XI в.). М., 1977; Cantarino V. Entre monjes y musulmanes: El conflicto que fue España. Madrid, 1978; Arte y cultura mozárabe: Ponencias y comunicaciones presentadas al I Congreso Intern. de Estudios Mozárabes (Toledo, 1975). Toledo, 1979; Bulliet R. W. Conversion to Islam in the Medieval Period: An Essay in Quantitative History. Camb., 1979; Collins R.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Роспись гипогея Аврелиев на Виале-Манцони. 1-я пол. III в. Роспись гипогея Аврелиев на Виале-Манцони. 1-я пол. III в. Еще один пример позднеантичного синкретизма в погребальной живописи - мозаика мавзолея Юлиев под базиликой св. Петра (между сер. III и нач. IV в.; Andaloro. 2006). Свод гробницы украшают виноградные лозы на золотом фоне, образующие в центре медальон, в к-ром изображен возносящийся на колеснице Гелиос или, возможно, Иисус Христос с атрибутами Гелиоса (голова окружена лучами, туника высоко препоясана, колесница запряжена четверкой белых коней). Культ Солнца в Риме пользовался большой популярностью в III - 1-й пол. IV в. Однако мн. тексты ВЗ и НЗ дают возможность для проведения параллелей между образом Иисуса Христа и солнцем, светом. Поэтому одни исследователи высказывались за истолкование программы мавзолея Юлиев как христианской ( Perler. 1953; Bruyne. 1953; Murray. 1981), другие - против ( Griffiths. 1956/1957; Testini. 1979), третьи стремились показать в ней взаимосвязь языческого и христианского ( D ö lger. 1920; Klauser. 1956; Idem. 1967; Kirschbaum. 1974; De Maria. 2000). Мозаика в верхних частях стен мавзолея осыпалась, но угадываются очертания изображений Доброго Пастыря, рыбака с удочкой и прор. Ионы, сброшенного с корабля в море и поглощенного китом. Сопоставление этих образов, а также изображение истории прор. Ионы придают программе мавзолея Юлиев христ. коннотации. Не только фигура Гелиоса, но изображения Доброго Пастыря и рыбака связаны с языческой космологией, с идеей основных природных начал. Эти образы, как и фигуры философов и орантов, напоминающие о неких идеальных духовных качествах, были распространены в искусстве Средиземноморья в III в. благодаря широкому и размытому символизму, уходящему корнями в старые классические традиции. Все 4 образа часто встречаются как в ранних фресках К., так и в рельефах саркофагов ( Fiocchi Nicolai, Bisconti, Mazzoleni. 1998). Эти фигуры интерпретируются как намек на состояние блаженства, счастливого пребывания в потустороннем мире.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Ravenna, 1985. (Biblioteca di «Felix Ravenna»; 1); idem. La decorazione musiva: Torcello e la cultura artistica mediobizantina//Torcello: Alle origini di Venezia tra Occidente e Oriente/A cura di G. Caputo, G. Gentili. Venezia, 2009. P. 60-85; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Т. 1. С. 114-121; Demus O. The Mosaic Decoration of San Marco, Venice. Chicago; L., 1988; idem. The Mosaics of Norman Sicily. N. Y., 1988; Kitzinger E. Mosaic Decoration in Sicily under Roger II and the Classical Byzantine System of Church Decoration//Italian Church Decoration of the Middle Ages and Early Renaissance: Functions, Forms and Regional Tradition/Ed. W. Tronzo. Bologna, 1989. P. 147-165; idem. The Mosaics of St. Mary " s of the Admiral in Palermo. Wash., 1990; idem. I mosaici del periodo Normanno in Sicilia. Palermo, 1992-2000. 6 t.; Andaloro M. La Cattedrale della memoria//La Cattedrale di Palermo/A cura di L. Urbani. Palermo, 1993. P. 55-66; Novara P. La Cattedrale di Ravenna: Storia e archeologia. Ravenna, 1997; Tronzo W. The Cultures of His Kingdom: Roger II and the Cappella Palatina in Palermo. Princeton, 1997; Попова О. С. Византийское искусство в Италии: Мозаики Торчелло//ВВ. 2000. Т. 59. С. 152-165; Mason M. Il complesso cattedrale di S. Giusto a Trieste e la sua decorazione musiva: La genesi degli edifici medievali in una prospettiva storica//S. Giusto e la tradizione martiriale tergestina nel XVII centenario del martirio di S. Giusto e per il Giubileo d " oro sacerdotale di Mons. Eugenio Ravignani, Vescovo di Trieste/A cura di G. Cuscito. Trieste, 2005. P. 311-342; Polacco R. Lo stile dei mosaici medievali di Venezia//Venezia e Bisanzio: Aspetti della cultura artistica bizantina da Ravenna a Venezia (V-XIV sec.)/A cura di C. Rizzardi. Venezia, 2005. P. 455-477; Valenzano G. Le pitture della cripta di Aquileia//Ibid. P. 479-511. А. В. Захарова Скульптура. VIII-XII вв. Общая характеристика Своеобразие итал. скульптуры обеспечили сильное воздействие античного прошлого и тесные связи с другими странами.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

123       Cm.: Mango C. Materials... Здесь подробно описываются также мозаики, известные по за­рисовкам путешественников и братьев Фоссати, не дошедшие до наших дней. См. также: Teteryatnikov N. В. Mosaics of Hagia Sophia... 125       Mango C., Hawkins E. J. W. The mosaics of Saint Sophia at Istanbul: The church Fathers in the north tympanum//DOP. 1972. Vol. 26. P. 1–41. 126       Underwood P. A. A preliminary report on some unpublished mosaics in Hagia Sophia//AJA. 1951. Vol. 55, N 4. P. 367–370; Cormack R., Hawkins E. J. W. The mosaics of Saint Sophia at Istanbul... 128       Whittemore T. The mosaics of St. Sophia at Istanbul, preliminary report on the first year’s work 1931–1932: The mosaics of the narthex. Oxford, 1933; Hawkins E. J. W Further observations on the nar­thex mosaic in St. Sophia at Istanbul//DOP. 1968. Vol. 22. P. 153–166; Oikonomides N. Leo VI and the narthex mosaic of Saint Sophia//DOP. 1976. Vol. 30. P. 153–172. 129       Whittemore T. The mosaics of St. Sophia at Istanbul, second preliminary report on the work done in 1933–1934: The mosaics of the southern vestibule. Oxford, 1936; Niewöhner R, Teteriatnikov N. The south vestibule... 130       Underwood P. A., Hawkins E. J. W. The mosaics of Hagia Sophia at Istanbul: the portrait of the emperor Alexander, a report on work done by the Byzantine Institute in 1959 and 1960//DOP. 1961. Vol. 15. P. 187–217. 131 Whittemore Т. The mosaics of Haghia Sophia at Istanbul, third preliminary report on work done in 1935–1938: The imperial portraits of the south gallery. Oxford, 1942. 132       Whittemore Т. The mosaics of Haghia Sophia at Istanbul, fourth preliminary report on work done in 1934–1938: The deesis panel of the south gallery. Oxford, 1952. 133       Mango C. Materials... P. 66–68, 83–86; Della Valle Μ. La Santa Sofia di Costantinopoli come riflesso di un «regno delle ombre»//L’Officina dello sguardo: scritti in onore di Maria Andaloro I a cura di G. Bordi, I. Carlettini, Μ. L. Fobelli, Μ. R. Menna, P. Pogliani. Roma, 2014. P. 396.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Система декорации этой кубикулы с близким к триконху планом и крупномасштабными сюжетными композициями, представленными в неск. ярусах как обрамленные панно, напоминает более поздние и сложные программы декорации храмов ( Bisconti, Nestori. 2000). Кубикула F (Самсона) в гипогее на Виа-Дино-Компаньи. 3-я четв. IV в. В неск. кубикулах катакомб на Виа-Латина композиции на христ. сюжеты соединяются с образами, имеющими менее определенный философско-религиозный смысл или даже связанными с языческой традицией. Так, в кубикуле Самсона (3-я четв. IV в.; Bisconti, Mazzei. 1999; Andaloro. 2006) тимпаны 3 аркосолиев заняты библейскими сценами («Самсон, избивающий филистимлян ослиной челюстью», «Явление ангела Валааму», «Христос и самаритянка»), тогда как в простенках изображены люди, выглядывающие из приоткрытых врат, а остальные поверхности заняты буколическими и проч. мотивами, символизирующими рай. Более сложна и интересна декорация кубикулы I (2-я пол. IV в.; Ferrua. 1960; Idem. Catacombe sconosciute. 1990; Fink. 1978; Tronzo. 1986), имеющей 6-угольную форму, с 2 глубокими нишами на 2 концах. В нишах помещены явно сопоставленные друг с другом сцены, символизирующие философию и истинную мудрость. В одной нише представлен Иисус Христос, сидящий в торжественной позе, Он обращается к стоящим по сторонам верховным апостолам. Эта иконографическая схема имеет отвлеченный иератический характер; она восходит к изображениям императора среди приближенных и подчеркивает величие Иисуса Христа, Который выступает в роли учителя, владыки и судии. В противоположной нише представлен некий философ с др. учеными, одетыми в туники и паллии; один из них указывает палочкой на труп юноши. Первые исследователи гробницы на Виа-Дино-Компаньи интерпретировали эту сцену как изображение врача с учениками ( Ferrua. 1960). Однако, учитывая смысл остальных изображений в этом помещении (фигуры ученых мужей на стенах, бюсты философов и корзины со свитками в своде), ее следует скорее понимать как урок философии, а фигуру в центре - как изображение Сократа или Аристотеля, обсуждающего с учениками вопрос о душе человека. Расположение 2 сцен друг напротив друга позволяет видеть в философии прошлого предысторию или альтернативу «истинной мудрости», воплощением которой является образ Христа Учителя ( Bruyne. 1969/1970; Fink. 1978; Tronzo. 1986). Подобные идеи были характерны для религ. и культурной обстановки 2-й пол. IV в., когда возрождение язычества, начатое Юлианом Отступником, встретило поддержку рим. сената, не желавшего сдавать свои позиции перед лицом христианства, ставшего в это время реальной силой.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Ср. века. СПб., 1902-1912. 5 т.; М., 2008п; Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jh. Freiburg i. Br., 1916; Krautheimer R., Frazer A. K., Corbett S. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. N. Y., 1937-1977. 5 vol.; Matthiae G. SS. Cosma e Damiano e S. Teodoro. R., 1948; idem. S. Pietro in Vincoli. R., 1960. (Chiese di Roma illustrate; 54); idem. Pittura romana del medioevo. R., 1987 2. Vol. 1: Sec. IV-X/Con aggiornamento scientifico di M. Andaloro; Bovini G. La cappella arcivescovile di Ravenna//Bolletino economico della camera di commercio, industria ed agricoltura di Ravenna. 1956. N 11. P. 3-6; idem. I mosaici di S. Maria della Croce a Casaranello//Corso di cultura sull " arte ravennate e bizantina. 1964. Vol. 11. P. 35-42; idem. Il mosaico absidale di S. Stefano Rotondo a Roma//Ibid. P. 101-114; idem. I mosaici dell " oratorio di S. Venanzio a Roma//Ibid. 1971. Vol. 18. P. 141-154; Lafontaine J. Peintures médiévales dans le temple dit de la Fortune Virile à Rome. Brux.; R., 1959; Belting-Ihm Ch. Die Programme der christlichen Apsismalerei vom 4 Jh. bis zur Mitte des 8 Jh. Wiesbaden, 1960; Bruno T. Il Battistero degli Ariani a Ravenna//Felix Ravenna. Faenza, 1963. Vol. 37. P. 5-82; Waetzoldt S. Die Kopien des 17. Jh. nach Mosaiken und Wandmalereien in Rom. W.; Münch., 1964; Budriesi R. I mosaici della Chiesa dei SS. Cosma e Damiano a Roma//Felix Ravenna. Ser. 3. 1966. Vol. 42. P. 5-35; Krautheimer R. The Constantinian Basilica//DOP. 1967. Vol. 21. P. 115-140; idem. Rome: Profile of a City: 312-1308. Princeton (N. J.), 1980; Olivieri Farioli R. La decorazione musiva della cappella di S. Matrona nella chiesa di S. Prisco presso Capua//Corsi di cultura sull " arte ravennate e bizantina. 1967. Vol. 14. P. 267-291; Repertorium der Christlich-antiken Sarkophage/Hrsg. von T. Ulbert. Wiesbaden, 1967-2003; Belting H. Studien zur beneventanischen Malerei (des 8-10. Jh.). Hamburg, 1968; idem.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Early Medieval Spain: Unity in Diversity, 400-1000. N. Y., 1983; Millet-Gérard D. Chrétiens mozarabes et culture islamique dans l " Espagne des VIIIe-IXe siècles. P., 1984; Torres Balbás L. Ciudades hispanomusulmanas. Madrid, 1985 2; Faulhaber Ch. B. Libros y bibliotecas en la España Medieval. L., 1987; Fierro Bello M. I. La heterodoxia en Al-Andalus durante el período omeya. Madrid, 1987; eadem. Al-Andalus: Saberes e intercambios culturales. Barcelona, 2001; Harvey L. P. Islamic Spain, 1250 to 1500. Chicago, 1990; Urvoy D. Penseurs d " al-Andalus: La vie intellectuelle à Cordoue et à Séville au temps des empires Berbères (fin XI siècle - début XIII siècle). Toulouse, 1990; Pavón Maldonado B. Ciudades hispanomusulmanas. Madrid, 1992; Viguera M. J. Los reinos de taifas y las invasiones magrebíes. Madrid, 1992; Peñarroja Torrejón L. Cristianos bajo el Islam: Los mozárabes hasta la reconquista de Valencia. Madrid, 1993; Wasserstein D. The Caliphate in the West: An Islamic Political Institution in the Iberian Peninsula. Oxf.; N. Y., 1993; Burman T. E. Religious Polemic and the Intellectual History of Mozarabs, c. 1050-1200. Leiden; N. Y., 1994; Chalmeta P. Invasión e islamización: La sumisión de Hispania y la formación de al-Andalus. Madrid, 1994; Chrétiens, musulmans et juifs dans l " Espagne médiévale/Ed. R. Barkaï. P., 1994; The Legacy of Muslim Spain/Ed. S. K. Jayyusi. Leiden; N. Y., 1994 2. 2 vol.; Benavides-Barajas L. Los Mozárabes y Muladies. [Granada], 1995; Herrera Roldán P. Cultura y lengua latinas entre los mozárabes cordobeses del siglo IX. Córdoba, 1995; Kennedy H. Muslim Spain and Portugal: A Political History of al-Andalus. L.; N. Y., 1996; Los mozárabes: Una minoría olvidada/Ed. M. González Jiménez, J. del Río Martín. Sevilla, 1997; Lagardère V. Les Almoravides: Le djihad Andalou (1106-1143). P.; Montréal, 1998; Варьяш И. И. Правовое пространство ислама в христианской Испании XIII-XV вв. М., 2001; Попова Г. А. Мосарабы Толедо: Проблемы идентификации: Дис./ИВИ РАН.

http://pravenc.ru/text/674995.html

С. 295 … потревожить классическую тень Корнеля, Расина, оскорбить Вольтера.. — Пьер Корнель (1606–1684) — основоположник французской трагедии эпохи классицизма; Жан Батист Расин (1639–1699) — великий французский драматург-трагик, трагедии которого, как и трагедии Корнеля, высоко ценил Достоевский; Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694–1776) — великий французский писатель и философ-просветитель. 125 С. 319. … на столе нашем явился «Ивангое» Вальтер-Скотта… — «Ивангое» — старый русский перевод названия романа В. Скотта «Айвенго» (1820). 126 С. 323. …взяла роман Вальтер-Скотта, «Сен-Ронанские воды».. — «Сен-Ронанские воды» (1823) — единственный роман В. Скотта, действие которого развертывается не в прошлом, а в эпоху жизни романиста. Трагическая любовь героини этого романа Клары Моубрей к Фрэнсису Тиррелу должна была быть близка сердцу Александры Михайловны, о чем свидетельствует найденное Неточкой в этом романе старое письмо. 127 С. 357. …ему удалось-таки недавно оправдать эту догадку… — Слово «догадка» употреблено здесь вместо слова «догад», имевшего, согласно В. И. Далю, значения «умысел, дума, намерение». 128 С. 357. Бонмотисты (от французского bon mot — острота) — острословы. 129 С. 358. …ее наверное прозвали бы школьницей. — Школьница — проказница, озорница. 130 С. 359. …блондинка моя, право, стоила той знаменитой брюнетки — к мантилье его красавицы. — Имеется в виду пятая строфа стихотворения французского писателя Альфреда де Мюссе (1810–1857) «Андалузка» («L " Andalouse», 1829), которое приобрело широкую известность как романс. 131 С. 363. Есть женщины, которые точно сестры милосердия… — Первая в России петербургская Община сестер милосердия, филантропическая организация для оказания помощи бедным и больным, существовала в 1849 г. лишь пятый год и была мало известна своими делами. В предыдущем году о ней неоднократно писали газеты в связи с благотворительным концертом, устроенным ею для сбора средств и привлечения к себе внимания. См., например: Соллогуб В. Община сестер милосердия//С.-Петербургские ведомости. 1848. 27 марта. Концерт Томбола//Там же. 4 апр. В. В. Община сестер милосердия//Там же. 29 июня. Статью В. Соллогуба перепечатали «Ведомости СПб. полиции» (1848, 1 апр. 132

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

  001     002    003    004