Изложенный выше мною взгляд на отношение государства к церковному законодательству согласуется с учением и практикой нового западноевропейского государства. Новое государство считает своим, неотъемлемым правом только определять государственное положение церкви, как публичной корпорации, и это делает оно самостоятельно, сообразуясь с общественными интересами, внутреннюю же дисциплину церковную предоставляет автономной деятельности самой церкви, проявляющейся в праве внутреннего законодательства, наблюдения и суда (см. мою брошюру: Новое государство в его отношении к религии). Ознакомление г. Суворова с отношением нового государства к религии должно быть очень полезно для г. Суворова. Оно можете выяснить г. Суворову, как понимают настоящие-то юристы дело церковного законодательства; оно покажет ому, что настоящие-то юристы не называют государственные законы по делам церковным «церковными законами», как это делает на каждой строке своей критики г. Суворов и тем производит диковинную «пертурбацию в понятиях читателей», – напротив, тщательно различают эти два термина; когда они употребляют термин «церковные законы», «церковное законодательство» (Kirchliche Gesetze, Kirchliche Gesetzgebung), то разумеют под этим правила, изданные самими органами церковной власти, а когда говорят о государственных законах по делам церковным, то и называют их государственными законами (Staatskirchenrecht), или внешним церковным правом (das aussere Kirchenrecht) (Richter. Kirchenrecht p. 286) 1 . Сказанного выше могло бы быть достаточно для опровержения мнения г. Суворова о том, имеет ли церковная власть право самостоятельно издавать церковные правила и какое значение имеет государственная санкция церковных правил, а также законы, издаваемые по церковным делам самой государственной властью. Но в виду важности этого вопроса в области церковного права, в виду того, что он нередко подаёт повод к разнообразным мнениям и другим авторам, в виду того наконец, что г. Суворов высказывает свои мнения во имя западноевропейской науки, считая себя единственным представителем её в России, я считаю полезным войти в некоторые подробности по указанному вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Schmidt С. Studien zu den Pseudoclementinen//TU. 4. Reihe. Bd. XLVI. Heft 1. Leipzig, 1929. Sohm R. Kirchenrecht. Bd. I. Die geschichtlichen Grundlagen. München und Leipzig, 1892; 1923. Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altenchristlichen Litteratur/Begründet von O. von Gebhardt und A. Harnack. Bd. 1 – 136– . Leipzig, Berlin, 1883–1989-. Weizsäcker K.H., von. Das apostolische Zeitalter der christlichen Kirche. Tübingen und Leipzig, 1902. Zahn T. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. Bd. I-IV. Leipzig, 1888–1892. Zanders L. Etudes sur Saint Jerome. Bruxelles-Paris, 1903. Наиболее часто цитируемые святоотеческие и древнехристианские источники (основные издания): Игнатий Антиохийский  – Ignatii opera//PG 5; Ignace d " Antioche. Lettres et Martyre de Polycarpe de Smyrne. Texte, intr., trad. et notes par P. – Th. Camelot. 1964 (SC; Vol. 10). Евсевий Кесарийский  – Eusebius Werke/Ed. I.A. Heikel et alii. 8 Bde. Leipzig, 1902-. (GCS; Bd. 7-); Евсевий Памфил . Церковная История/Пер. СПбДА. СПб., 1958. Евтихий Александрийский – Eutychii Alexandrini patriarchae annales//PG 111 (также: CSCO. Vol. 50. Scr. arab. III. Т. 6/Ed. L. Cheikho. Beryti, 1906). Климент Римский  – Clementis opera//PG 1–2; Clement de Rome Epitre aux Corinthiens, intr., texte, trad., notes et index par A. Jaubert. 1971 (SC; Vol. 167). Тертуллиан  – Tertulliani opera omnia//PL 1–3; Q.S. Florentis Tertulliani opera. Partes I-IV. 1890, 1939, 1942, 1906, 1957 (CSEL; Voll. 20, 69, 70, 47, 76). Киприан Карфагенский  – Cypriani Carthaginensis opera omnia//PL 3–4; Thasci Caecili Cypriani opera omnia/Recensuit et commentario critico instruxit G. Hartel. Pars IÏ Epistolae; Pars IIÏ Appendix, Sententiae episcoporum. 1868–1871 (CSEL; Voll. 3–4); Reliquiae Sacrae editio altera/Ed. Routh M.J. Voll. I-IV. Oxonii, 1846. Фотий Константинопольский  – Photii patriarchi opera//PG 103– 104(103:Bibliotheca). (Русские переводы указаны в изд.: Kern С. Les traductions russes des textes patristiques. Guide bibliographique. Chevetogne, 1957.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Revue philosophique. Revue pratique d’ apologétique. —637— Revue scientifique. Theologische Revue. 60 . Psychologische Studien. Theologische Studien und Kritiken. Theologie der Gegenwart. Expository Times. Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie. 65 . Zeitschrift für Kirchengeschichte. Zeitschrift für Psychologie. Zeitschrift für Religionspsychologie. Zeitschrift für katholische Theologie. Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie. 70 . Zeitschrift für alttestamentliche Wissenschaft (mit Beiheften). Zeitschrift für neutestamentliche Wissenschaft. Byzantinische Zeitschrift. Deutsche Zeitschrift für Kirchenrecht. 74 . Zodiakus. XVI . Представление Библиотечной Комиссии, от 16 декабря за 1090: „Библиотечная Комиссия, на основании своего постановления от 11 декабря 1912 года, сим имеет честь просить Совет Академии об утверждении на 1913-й год расходной сметы по фундаментальной библиотеке в том же виде, в каком Советом Академии была утверждена смета на 1912-й год. Прилагается вырезка из журналов Совета Академии за 1912-й год, в которой на стр. 56–57 напечатана смета 1912-го года“. Справка : Определением Совета Академии от 11 января 1912 года расходная смета на 1912-й год по фундаментальной академической библиотеке утверждена была в следующем виде: 1) На кафедры: основного богословия, догматического богословия, нравственного богословия, пастырского богословия и гомилетики, истории древней церкви, церковного права, систематической философии и логики, психологии, истории философии, педагогики, еврейского языка с библейской археологией, библейской истории, истории греко-восточной и славянских церквей, истории и обличения западных испове- —638— даний и греческого языка – по 60 рублей на каждую; 2) на кафедры: Священного Писания Ветхого Завета – 1-ю и 2-ю, Священного Писания Нового Завета – 1-ю и 2-ю, патрологии 1-ю и 2-ю, истории русской церкви, русской гражданской истории, истории и обличения русского раскола, истории и обличения русского сектантства, церковно-славянского и русского языка, истории русской литературы, литургики, церковной археологии – по 50 рублей на каждую; 3) на кафедры немецкого, французского и английского языка – по 20 рублей на каждую; 4) на выписку периодических изданий – 500 р., 5) на выписку ценных изданий – 300 р., 6) на переплёт книг – 300 р., 7) на пересылку книг – 70 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

588 В этой оценке сходятся: P. Kramer, Kirchenrecht I, op. cit., с. 113, и J.M. Serrano Ruiz, Ispirazione conciliare nei principi generali del matrimonio canonico, op. cit., с. 59. 590 J.M. Castano, Gli impedimenti matrimoniali, в: Il Codice del Vaticano II. Matrimonio canonico, op. cit., сс. 101_131, здесь с. 109. 593 В этом отношении см. G. Dauvillier, Le mariage dans le droit classique del " Eglise depuis le decret de Gratien (1140) jusqúa la mort de Clement V (1314), Париж 1934, особенно сс. 76_90. 594 Полезные библиографические сведения содержатся в: P.A. Bonnet, Introduzione al consenso matrimoniale canonico, Milano 1985; K. Ludicke, Eherecht, в: MK, Literaturverzeichnis vor 1055; Incapacidad consensual para las obligacines matrimoniales, под редакцией J.A. Fuentes, Pamplona 1991; M. Wegan, L " incapacite d " assumer les obligations du mariage dans la jurisprudence recente du tribunal de la Rote, в: RDC 28 (1978), сс. 134_157. Здесь мы вынуждены ограничиться лишь кратким указанием на некоторые наиболее важные аспекты этого богатого канонистического наследия и отослать читателя для более углубленного изучения вопроса к обширной литературе, указанной в данных работах. 596 P.A. Bonnet, Il consenso, в: Il Codice del Vaticano II. Matrimonio canonico, op. cit., сс. 149_216, здесь с. 153. 597 По данному вопросу см. A. Dordett, Eheschliessung und Geisteskrankheit. Eine Darstellung der Rechtsprechung der Sacra Romana Rota, Wien 1977, особенно сс. 14_19. Однако ежегодные реляции, передаваемые на Апостольскую подпись, порождают опасную тенденцию к переоценке применимости канона 1095. Например, в США количество деклараций о несостоятель ности брака в связи с психической недееспособностью неизмеримо превышает число решений, основанных на других пунктах нормы, относящейся к провозглашению несостоятельности брака. См. Z. Grocholewski, Processi di nullita matrimoniale nella realta odierna, в: Il processo matrimoniale canonico, Citta del Vaticano 1988, сс. 11_24, здесь с. 14. 598

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Hoc involuero prolato in medium, es quae in conciliis sanctorum patrum salubrifer instituta sunt, nec formam consiliis nec finen negotiis imponunt, precalentibus epistolis, quas forsitan adiocati conductun sub nomine Romanorum pontificum in apothecis (…) (Слово неразборчиво – примечание электронной редакции) cubiculis suis confingunt et conscrilnent. Novum volumen ex eis compactum et in scholis solemniter legitur et in fore venaliter exponitur, applaudante coetu notariorum, qui in conscribendis suspectis opusculis et laborem suum gaudent imminui et mercedem augeri... 1063 Decretales epistolae sunt apocryphac et seducunt a Christi fide, et clerici Sunt stulti, qui student eis. Впрочем эти слова относятся по-видимому ко всем декреталиям вообце, а не к одним только Лжеисидоровским. Ballerini, col. 240–241. 1064 De concord, cathol. III, 2 (Sicardius, De jurisd. imperiali, Basil. 1566, p. 611). Sunt meo judicio illa de Constantino apocrypha, sicut fortassis etiam quaedam alia longa et magna scripta sanctu Clementis et Anaclete papae attributa. 1066 Laur. Valla, De falso credita et ementita Constantini donatione (Sicardius, De jurisdict. imperiali, p. 728). 1069 Так представляли дело: Блондель, Феброний, Гиберт, Петр де Марка Дюжа (Doviatius), Дюнэм, Ван-Есаем, Кэв (Cave), Эйхгорн, Тейнер, Эллендорф. 1070 Mohler, Fragmente aus und über Pseudoisidor. Schriften, herausg. von Döllinger, I, 283. – Walter, Lehrb. d. Kirchenr. § 97, V. – Hefele, Über Pseudoisidor in der Tubing Theolog. Quartalschrift. 1847, S. 629. – Phillips, Kirchenrecht. IV, § 174. C. – Pachmann, Lehrb. des Kirchenr. (3 Aufl.) I, 81. – Сюда же примыкают: Döllinger, Kirchengeschichte, II, 40; Alzog. Kirchengesch. (6 Aufl.) 410. Roishirt, Vorwort, § 4 и другие, по большей части католики. К этому взгляду весьма близко подходит Hinschius, Negari non potest, Pseudo-Isidoro ante omnia in animo fuisse, ut ampliorem et perfectiorem collectionem quam alias ante compilatae conficeret, cum totam collectionem Hispanam circiter ante sexaginta annos in Galliam allatam in suam exceperit et eam rebus ex Hadrianea et Quesnelliana hanstis amplificaverit. Quod non solun ipsius collectionis forma, sed etiam praefationis verbis confirmatur... Гиншиус не согласен с другими исследователями этого направления только в одном пункте, именно, он не признает, что лже-Исидор хотел представить в своем труде всю церковную дисциплину того времени (totam disciplinam ecclesiasticam Paeudo-Isidorum in unum opus congerere voluisse). Вообще писатели этого направления основывают свой взгляд на следующих словах предисловия лже-Исидора. «Compellor а multis tam episcopis, quam reliquis servis Dei canonum sententias colligere et uno in volumine redigere et de multis unam facere... quatenus ecclesiasti ordinis disciplina in unum a nobis coacta atque digesta et sancti praesutes paternis instituantur regulis et obedientes ecclesiae ministri vel populi spiritualibus imbuantur exemplis et non malorum hominum pravitatibus decipiantur».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

15) полагают, что Бенедикт сам был составителем Лжеисидоровского сборника; другие, как Баллерини (III, 6 § 4), Кнуст (М. G. IV, II, р. 13), Штоббе (Rechtsquell. I, 237), Меркель (Herzog, R.-E. 45), Вейнсекер (Sybels Zeitschr. III. 88) утверждают, что Бенедикт пользовался декреталиями лже-Исидора или по крайней мере тем материалом, который был лже-Исидором приготовлен; третьи, как Гиншиус (CXLIII) и Дове (Richter, Lehrb. § 38 not. 34. § 39 n. 45), доказывают, что сборник Бенедикта служил источником для лже-Исидора; наконец, четвертые, как Вассершлебен (Die pseudo-isidorische Frage. Zeitschr. für protest Kirchenrecht. В. IV. S. 279), высказывают мысль, что Бенедикт пользовался Лжеисидоровским сборником в краткой форме с декреталиями до Дамаса и что лже-Исидор (или другой автор) пользовался Бенедиктом при составлении распространенной формы своего сборника с декреталиями после Дамаса. Долгое время господствовало мнение Балюзия, что сам Бенедикт нисколько не повинен в подлоге, что он только воспользовался раньше его составленным из различных источников капитуляриями франкских королей § XLV, Migne, XCLII, col. 92). Goecke, (De exceptione spolii, Berol. 1858, p. 57) тоже думает, что настоящем виновником обмана был не Бенедикт, а Отгар. 1028 Один из таких сборников, именно, Lex Romana canonice compta, сохранился до нашего времени именно в Галльских монастырях. Maassen, 888. 1029 Маассен (I, 821–876) описывает 12 таких систематических сборников. В некоторых из них преобладает пенитенциальный элемент. Ср. Walter, Lehrbuch, § 91. 1030 Schulte, Quellen, 288. Все они изданы у Гардуина, Conciliorum, Т. IV, и V; за исключением Герарда у Манси, Concil. Т. XIII, XI, XV. Об этих Capitula Ang. Maji, Scriporum veterum nova collectio, T. VI, II, 146. 1031 Издания: Jac. Merlin, Concilia generalia Graeca et Latina. Paris. 1523. Pars. I, Tom I, IV concilior, generalium, XLVII concil. provincialium authenticorum, decretorum LXIX. Тоже самое перепечатал Denzinger в Патрологии Миня, s. 1. CXXX.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

16. Revue scientifique. 17. Expositor. 18. Revue des deux Mondes. 19. Philosophische Studièn. 20. Theologische Studien und Kritiken. 21. Historische Zeitschrift. 22. Zeitschrift für wissonschaftliche Theologie. 23. Zeitschrift für die alttestamentische Wissenschaft. 24. Byzantinische Zeitschrift. 25. Zeitschrift für Kirchengeschichte. 26. Archiv für katholisches Kirchenrecht. 27. Deutsche Zeitschrift für Geschichtwissenschaft. 28. Acaderaische Revue. Zeitschrift für das internationale Hochsschulwesen. 29. Bulletino di archeologia christiano. Б. Русские: 30. Русский Архив. 31. Вопросы философии и психологии. 32. Церковные Ведомости. 33. Вера и Разум. 34. Вестник Воспитания. 35. Вестник Европы. 36. Исторический Вестник. 37. Правительственный Вестник. 38. Русский философский Вестник. 39. Журнал Министерства Народного Просвещения. 40. Филологическое Обозрение. 41. Этнографическое Обозрение. 42. Пантеон Литературы. 43. Собрание узаконений и распоряжений Правительства. 44. Киевская Старина. 45. Русская Старина. —312— 46. Русская Школа. 47. Церковно-приходская Школа. 48. Научное обозрение. 49. Византийский Временник. Кроме того, имею честь представить Совету о необходимости выписать в библиотеку журналы: 1. Церковный Вестник с Христианским Чтением. 2. Странник. 3. Православный Собеседник. 4. Труды Киевской Духовной Академии. 5. Руководство для сельских пастырей. 6. Книговедение. Необходимость эта обусловливается 1) тем, что журналы эти получаются библиотекой очень поздно (напр. за нынешний год некоторых из этих журналов в библиотеке нет ни одного остальных же – не более 2–3 и 2) тем, что некоторые этих журналов в последние годы библиотекой совсем не получены, вследствие чего нельзя составить полных томов этих журналов. Между тем все эти журналы постоянно и усиленно спрашиваются. Представляю также на благоусмотрение Совета выписку нового журнала Академии Наук: Известия Академии Наук – на будущий и истекающий годы. Определили : Выписать для академической библиотеки на 1895 год поименованные в представлении библиотекаря периодические издания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

764 См. H. Muller, Der Anteil der Laien an der Bischofswahl, Amsterdam 1977, с. 242; P. Kramer, Bischofswahl heute-im Bistum Trier, в: TThZ 89 (1980), сс. 243_247, здесь с. 243. 765 См. A. Carrasco Rouco, Le primat de l " evkque de Rome. Etude sur la coherence ecclesiologique et canonique du primat de jurisdiction, Freiburg 1990, сс. 211_220. 766 Таков вывод, который делается в комментарии к библейскому повествованию о призвании апостола Матфея ( Деян 1 , 15_26) J. Ratzinger, Zur Gemeinschaft gerufen. Kirche heute verstehen, Freiburg i. Br. 1991, с. 39. 767 Подробный анализ всех этих многообразных процедур см. в: L. Gerosa, Die Bischofsbestellung in okumenischer und kichenrechtlicher Sicht, в: Catholica 46 (1992), сс. 70_86. 768 В некоторых куриях роль модератора давно передана генеральному секретарю, см. AAS 69 (1977), сс. 5_18. 769 Об общем статуте деканов см. J. Diaz, Vicario foraneo, в: NDDC, сс. 1121_1128; более подробное рассмотрение органов диоцезальной курии см. в: H. Muller, Die Diozesankurie, в: HdbKathKR, сс. 364_376. 770 См. LG 28,2; SC 42,2; AA 10,2 и комментарий в: L. Gerosa, Diritto ecclesiale e pastorale, op. cit., сс. 114_115. 771 См. K. Rahner, Friedliche Erwagungen uber das Pfarrprinzip, в: Schriften zur Theologie, Vol. II, Zurich -Einsiedeln-Koln 1968, сс. 299_337. 772 Анализ социологической эволюции территориального прихода см. в: N. Greinacher, Sociologia della parrocchia, в: AA.VV., La Chiesa locale, Diocesi e parrocchia sotto inchiesta, Brescia 1973, сс. 133_166. особенно сс. 133_139. 774 Такая интерпретация соответствует не только семантической эволюции термина «parokia», но также историческому развитию этого каноническо го института. См. Longhitano, La parrocchia fra storia, teologia e diritto, в: AA.VV., La parrocchia e le sue strutture, Bologna 1987, сс. 5_27. 775 Такое суждение подтверждается как уже отмеченными неточностями законодателя (см. выше, прим. 18), так и внимательным рассмотрением названных норм. См. P. Kramer, Kirchenrecht II, op. cit., сс. 130_147, и O. Stoffel, в: MK, кан. 431/4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

753 В этом мнении сходятся: F. Coccopalmerio, Il sinodo diocesano, в: Raccolta di scritti in onore di P. Fedele, под редакцией G. Barberini, Vol. 1, Perugia 1984, сс. 406_416, в частности, с. 408, а также P. Valdrini, Les communautes hierarchiques et leur organisation, в: Droit caonique, под редакцией P. Valdrini, Paris 1989, сс. 186_187. В отличие от того, как это происходит с решениями поместного собора (каноны 439_446), декреты диоцезального синода, будучи одобрены епископом, не нуждаются для окончательного получения обязывающей силы в каком-либо дальнейшем recognitio (признании). Они сообщаются Конференции епископов только в целях информирования, а также для того, чтобы содействовать возрастанию общения (кан. 467). См. комментарий к канонам 466_468 в: Codice di diritto canonico. Edizione bilingue commentata, под редакцией P. Lombardia-J. Arrieta, Roma 1986, с. 366. 756 Sinodo dei Vescovi, Documento Ultimis temporibus (30. XI.1971), в: EV, Vol. 4, nn. 1226_1227. 757 О вопросе в целом см. H. Schmitz, Die Konsultationsorgane des Diozesansbischofs, в: HdbKathKR, сс. 352_364, особенно с. 362. 758 См. R. Puza, Mitverantwortung in der Kirche, в: Staatslexicon, op. cit., сс. 1188_1192, особенно с. 1191. 759 В таком толковании сходятся: R. Potz, Bischofsernennungen. Stationen, die zum heutigen Zustand gefuhrt haben, в: Zur Frage der Bischofsernennungen in der romisch-katholischen Kirche, hrsg. von G. Greshake, Munchen-Zurich 1991, сс. 17_50, здесь с. 22; H. Muller, Aspekte des Codex Iuris Canonici 1983, в: ZevKR 29 1984), сс. 527_546, здесь с. 534. 760 См. H. Maritz, Das BischofzwaHlrecht in der Schweiz, St. Ottilien 1977, сс. 47_49; P. Leisching, Kirche und Staat in den Rechtsordnungen Europas. Ein Uberblick, Freiburg I. Br. 1973, с. 83. 761 В этом смысле типичным является случай Coira; см. H. Maritz, Erwagungen zum Churer «Bischofswahlrecht», в: Fides et ius. Festschrift fur G. May, hrsg. von W. Aymans-A. Egler-J. Listl, Regensburg 1991, сс. 491_505. 763 Наиболее убедительными являются модели, разработанные в этой перспективе следующими авторами: E. Corecco, Note sulla Chiesa particolare e sulle strutture della diocesi di Lugano, в: Civitas 24 (1968/69), сс. 616_635 и сс. 730_743; H. Schmitz, Pladoyer fur Bischofs-und Pfarrerwahl. Kirchenrechtliche Uberlegungen zu ihrer Moglichkeiten und Ausformung, в: TThZ 79 (1970), сс. 230_249.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

695 См. Giovanni Paolo II, Omelia a Lugano del 12 Giugno 1984, в: Insegnamenti di Giovanni Paolo II, Citta del Vaticano 1984, Vol. VII/1, сс. 1676_1683. 696 В этом отношении см. E. Corecco, Ius universale-Ius particulare, в: Ius in vita et in missione Ecclesiae. Acta Symposii internationalis iuris canonici (Citta del Vaticano 19_24 апреля 1993), Citta del Vaticano 1994, сс. 551_574. 698 Если первая несообразность была отмечена E. Corecco (см. Aspetti della ricezione del Vaticano II nel Codice di diritto canonico, в: Il Vaticano II e la Chiesa, под редакцией G. Alberigo-J.P. Jossua, Brescia 1985, сс. 333_397, здесь сс. 368_369), то вторая несообразность была выявлена разными авторами: G. Ghirlanda, Il diritto nella Chiesa mistero di comunione, op. cit., с. 497; P. Kramer, Kirchenrecht II, op. cit., с. 99. 699 G. Ghirlanda, Il diritto nella Chiesa mistero di comunione, op. cit., с. 497; см. также Giovanni Paolo II, CA Pastor Bonus, в: AAS 80 (1988), сс. 841_912, особенно n. 2. 700 Среди наиболее авторитетных выступлений следует упомянуть: W. Bertrams, De subjecto supremae potestatis Ecclesiae, в: Periodica 54 (1965), сс. 173_232; K. Morsdorf, Uber die Zuordnung der papstlichen Primatialsgewalt im Lichte des kanonischen Rechtes, в: J. Ratzinger-W. Dettloff-R. Heinzmann (Hrsg.), Wahrheit und Verkundigung. Festschrift fur M. Schmaus, Paderborn-Wien 1967, Vol. II, сс. 1435_1445. 701 Эту несообразность выявляет A. Longhitano, Il libro IÏ Il Popolo di Dio, в: Il nuovo Codice di diritto canonico. Studi, op. cit., сс. 60_79, здесь с. 71. 702 Например, в LG 17, 1; 18, 2, 19; 20; 23, 3 и 24, 1 Второй Ватиканский собор отдает Коллегии епископов приоритет перед папой. 703 Помимо канонов 330 и 336, единственный текст Кодекса, где Коллегия епископов называется прежде Апостольского Престола, – кан. 755 § 1. Эта вторая несообразность выявлена E. Corecco, Aspetti della ricezione del Vaticano II nel Codice, op. cit., сс. 372_373. 704 Критическое исследование этих канонов содержится в: J. Komonchak, Il Concilio ecumenico nel nuovo codice di diritto canonico, в: Concilium 19 (1983), сс. 160_169.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010