Система декорации этой кубикулы с близким к триконху планом и крупномасштабными сюжетными композициями, представленными в неск. ярусах как обрамленные панно, напоминает более поздние и сложные программы декорации храмов ( Bisconti, Nestori. 2000). Кубикула F (Самсона) в гипогее на Виа-Дино-Компаньи. 3-я четв. IV в. В неск. кубикулах катакомб на Виа-Латина композиции на христ. сюжеты соединяются с образами, имеющими менее определенный философско-религиозный смысл или даже связанными с языческой традицией. Так, в кубикуле Самсона (3-я четв. IV в.; Bisconti, Mazzei. 1999; Andaloro. 2006) тимпаны 3 аркосолиев заняты библейскими сценами («Самсон, избивающий филистимлян ослиной челюстью», «Явление ангела Валааму», «Христос и самаритянка»), тогда как в простенках изображены люди, выглядывающие из приоткрытых врат, а остальные поверхности заняты буколическими и проч. мотивами, символизирующими рай. Более сложна и интересна декорация кубикулы I (2-я пол. IV в.; Ferrua. 1960; Idem. Catacombe sconosciute. 1990; Fink. 1978; Tronzo. 1986), имеющей 6-угольную форму, с 2 глубокими нишами на 2 концах. В нишах помещены явно сопоставленные друг с другом сцены, символизирующие философию и истинную мудрость. В одной нише представлен Иисус Христос, сидящий в торжественной позе, Он обращается к стоящим по сторонам верховным апостолам. Эта иконографическая схема имеет отвлеченный иератический характер; она восходит к изображениям императора среди приближенных и подчеркивает величие Иисуса Христа, Который выступает в роли учителя, владыки и судии. В противоположной нише представлен некий философ с др. учеными, одетыми в туники и паллии; один из них указывает палочкой на труп юноши. Первые исследователи гробницы на Виа-Дино-Компаньи интерпретировали эту сцену как изображение врача с учениками ( Ferrua. 1960). Однако, учитывая смысл остальных изображений в этом помещении (фигуры ученых мужей на стенах, бюсты философов и корзины со свитками в своде), ее следует скорее понимать как урок философии, а фигуру в центре - как изображение Сократа или Аристотеля, обсуждающего с учениками вопрос о душе человека. Расположение 2 сцен друг напротив друга позволяет видеть в философии прошлого предысторию или альтернативу «истинной мудрости», воплощением которой является образ Христа Учителя ( Bruyne. 1969/1970; Fink. 1978; Tronzo. 1986). Подобные идеи были характерны для религ. и культурной обстановки 2-й пол. IV в., когда возрождение язычества, начатое Юлианом Отступником, встретило поддержку рим. сената, не желавшего сдавать свои позиции перед лицом христианства, ставшего в это время реальной силой.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

«Самсон, избивающий филистимлян ослиной челюстью». Роспись арксолия в гипогее на Виа-Дино-Компаньи. 3-я четв. IV в. Эти тенденции воплотились в росписях 2 др. кубикул 2-й пол. IV в. в катакомбах на Виа-Дино-Компаньи: кубикула N с подвигами Геракла и кубикула Теллус (или Клеопатры) ( Ferrua. 1960; Idem. 1990; Tronzo. 1986). В 1-й из них языческий миф, по мнению нек-рых исследователей, переосмыслен через сопоставление с христианским учением ( Fink. 1978; I dem. Catacombe sconosciute. 1980; Engemann. 1983; Berg. 1994). Лейтмотив всего цикла - вера в жизнь после смерти; Геракл, неск. раз изображенный с нимбом, выступает в роли героя-спасителя. Главные сюжеты, занимающие люнеты аркосолиев,- Алкестида, желающая умереть вместо Адмета, и Геракл, выводящий ее из Аида. Кроме того, здесь представлены Геракл в саду Гесперид (возможно, аллюзия на грехопадение); Геракл, убивающий лернейскую гидру; Геракл и Афина и др. Свод кубикулы украшают гирлянды и венки из колосьев, здесь также изображены занятые жатвой путти - аллегория небесного воздаяния за земные труды и испытания. Языческий характер имеют росписи кубикулы Теллус (или Клеопатры). В люнете аркосолия на дальней стене изображена полуобнаженная женщина с нимбом, отдыхающая посреди пшеничного поля, облокотившись о корзину с фруктами, к которой приближается змея. Эту фигуру, изображенную на фоне пещеры, первооткрыватели гробницы идентифицировали как Клеопатру, собирающуюся покончить с собой ( Ferrua. 1960), однако в наст. время большинство исследователей считают ее персонификацией Земли или богиней Теллус ( Guarducci. 1964/1965; Fiocchi Nicolai, Bisconti, Mazzoleni. 1998). На стенах и своде кубикулы размещены различные изображения, представляющие элементы мироздания - планеты, стихии, времена года, ветер и огонь, а также общеизвестные символы земли (сныть, виноградные лозы) и неба (птицы). Все это вращается вокруг помещенной в центре свода головы медузы, змеевидные волосы к-рой закрашены белым цветом, возможно для того, чтобы смягчить апотропеическое значение образа.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

В нише 14 лаконичная программа состоит из традиц. образов и сюжетов, связанных с темой спасения, Крещения и Евхаристии. Они воплощены в четко организованных, крупных и выразительных изображениях Доброго Пастыря, оранты, Ноя в ковчеге, в композициях «Иссечение Моисеем воды из скалы», «Прор. Даниил во рву львином», «Воскрешение Лазаря», «Умножение хлебов». В нише 8, росписи которой выполнены в несколько небрежной импрессионистической манере, прослеживается та же тенденция к более развернутому сопоставлению лиц в ветхозаветных сценах (история прор. Ионы, «Три отрока в пещи огненной», «Прор. Даниил во рву львином», «Жертвоприношение Авраама») с образом Иисуса Христа. Он представлен здесь в софите ниши восседающим на престоле в окружении апостолов. Данная сцена, воспроизводящая античную иконографию собрания философов (ср. с мозаикой сер. IV в. из Апамеи с изображением Сократа), становится очень популярной в живописи К. в IV в. Иисус Христос в окружении апостолов. Фрагмент росписи катакомб на Виа-Анапо. Нач. IV в. Иисус Христос в окружении апостолов. Фрагмент росписи катакомб на Виа-Анапо. Нач. IV в. Нарастание повествовательности, усложнение сопоставлений и иконографии отдельных сцен в живописи К. достигают кульминации в сер. и 2-й пол. IV в., что было связано с развитием пластики саркофагов, монументальной декорации наземных храмов и, вероятно, книжной иллюстрации. Ансамбль, наиболее ярко и полно воплощающий эту тенденцию,- открытый в 1955 г. гипогей на Виа-Дино-Компаньи (2-я миля Виа-Латина) ( Ferrua. 1960; K ö tzsche-Breitwenbruch. 1976; Tronzo. 1986; Andaloro. 2006). Это комплекс частных погребений, возможно принадлежавших одной или нескольким связанным друг с другом семьям. Высокое качество живописи, сложность иконографии, разнообразие архитектурных решений, имитирующих наземные мавзолеи (прямоугольные или многоугольные в плане кубикулы с вытесанными в туфе пристенными полуколоннами, фронтонами и консолями, с живописной имитацией архитектурных деталей и мраморной облицовки) - все это говорит о высоком общественном положении заказчиков, очевидно, происходивших из среды сенатской знати.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

1452 Rebillard E. Religion et sepulture, l’Eglise, les vivant et les morts dans l’Antiquite tardive. Paris, 2003. 1453 Guyon J. A propos d’un ouvrage recent: retour sur le «dossier des origines» des catacombes chretiennes de Rome/Rivista di archeologia cristiana. 2005. Vol. 81. P. 235–254. Жан Гийон во многом согласен с Ребийяром. 1454 Origine delle catacombe romane: Atti della giomata tematica dei Seminari di Archeologia Cristiana (Roma – 21 marzo 2005)/A cura di V. Fiocchi Nicolai e J. Guyon. Citta del Vaticano, 2006. Bo Введении, написанном редакторами (с. 9–14), содержится основная библиография вопроса и обзор разных точек зрения. В своей статье Э. Ребийяр рассматривает критические замечания на его книгу и обращает внимание на «удивительное молчание церковных источников» о погребальных коллегиях разных групп населения империи, в том числе и христиан ( Rebillard Е. Chretiens et formes de sepulture collective a Rome aux 2 е et ПГ siecles/Origine della catacombe romane. P. 41–47). 1455 Conde Guerri M. Los «fossores» de Roma paleocristiana: Estudio iconografico, epigrafico у social. Citta del Vaticano, 1979. 1456 Testini P. Archeologia cristiana. 2 ed. Edipuglia, 1980. P. 92–326. В книге рассмотрены не только римские христианские катакомбы, но и катакомбы многих других регионов, а также катакомбы иудеев и еретиков. 1457 Guyon J. Le cimetiere aux deux lauriers: Recherches sur les catacombes romaines. Citta del Vaticano, 1987. 1458 Задворный В. История римских пап. Т. 1. От св. Петра до Симплиция. М., 1995; Reekmans L. La tombe du pape Corneille et sa region cimeteriale. Citta del Vaticano, 1964. 1459 Ferrua A. Epigrammata Damasiana. Citta del Vaticano, 1942; Ferrua A., Carletti C. Damasus und die romischen Martyrer. Citta del Vaticano, 1986. 1460 Josi E. Il cimitero di Callisto. Roma, 1933; Reekmans L. Le complexe cimeterial du pape Gaius dans la catacombe de Callixte. Citta del Vaticano, 1988; Barujfa A. Le catacombe di S. Callisto. Citta del Vaticano, 1992. 1461 О типе «цирковидной» базилики, у которой продольные стены переходят в апсиду, образуя широкий обход в алтарной части, см. в главе «Христианское здание».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2216       Ecclesiae Urbis: Atti del Congresso internazionale di studi sulle chiese di Roma (IV-X secolo). Roma, 4–10 sett. 2000. T. 1–3/A cura di F. Guidobaldi e A. Guiglia Guidobaldi. Città del Vaticano, 2002; Хрушкова Л.Г. Рец.: Ecclesiae Urbis…//Виз. временник. 2005. T. 64 (89). C. 271–274. 2217       Khrushkova L.G. Les influences romaines dans l’architecture paléochrétienne sur le littoral oriental du Pont Euxin//Ecclesiae Urbis. Atti del Congresso… P. 1307–1339. 2218       Guidobaldi F., Guigla Guidobaldi A. Pavimenti marmorei di Roma dal IV al IX secolo. Città del Vaticano, 1983 (Studi di Antichità Cristiana, 36). Новая работа уточняет применение полов «малого модуля» в западном мире: Guidobaldi F. Sectilia Pavimenta tardoantichi e paleocristiani a piccolo modulo dell’Italia settentrionale//Rivista di Archeologia Cristiana. 2009. 85. P. 355–420. 2219       Marmoribus vestita: Miscellanea in onore di Federico Guidobaldi/A cura di O. Brandt, Ph. Pergola. Città del Vaticano, 2011 (Studi di Antichità Cristiana, 63), c библиографией трудов Ф. Гуидобальди. 2220       Deckers J. G., Mietke G., Weiland A. Die Katakombe «Commodilla»: Repertorium der Malereien mit einem Beitrag zu Geschichte und Topographie von C. Carletti. Città del Vaticano, 1994 (Roma Sotterranea Cristiana, X); Хрушкова Л.Г. Рец.: Deckers J.G., Mietke G., Weiland A. Die Katakombe «Commodilla " …//Виз. временник. 2002. T. 61 (86). C. 236–238. 2221       O. Ферруа издал несколько книг об этой катакомбе, есть переводы на разные европейские языки. Последнее издание: Ferrua A. Catacombe sconosciute: Una pinacoteca del IV secolo sotto via Latina. Firenze, 1990. O Ферруа: Mazzoleni D. Ferrua A., S.J.//PChA. Bd. I. S. 489–491. 2222       Bisconti F. Il restauro dell’ipogeo di via Dino Compagni: Nuove idee per la lettura del programma decorativo del cubicolo «A». Città del Vaticano, 2003 (Scavi e Restauri, 4). 2223       Testini P. Le catacombe e gli antichi cimiteri cristiani in Roma. Bologna, 1966; Reekmans L. Die Situation der Katakombenforschung in Rom. Opladen, 1979; Pergola Ph., Barbini P. Le catacombe romane: Storia e topografia. Roma, 1997; Fiocchi Nicolai L., Bisconti F., Mazzoleni D. Le catacombe cristiane di Roma: Origine, sviluppo, apparati decorativi, documentazione epigrafica. Regensburg, 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

E. De Ruggiero. Roma, 1886 ff.; BuchelerF. Carmina Latina epigraphica. Lipsiae, 1895–1897; Inscriptiones Regni Neapolitani latinae/Ed. Th. Mommsen. Lipsiae, 1852; Silvagni A., FerruaA. e.a. Inscriptiones Christianae Urbis Romae, nova series. Romae – In civitate Vaticana, 1922–1985. 1760 Wilmanns G. Exempla inscriptionum latinarum in usum praecipue academicum. 2 Bde. Berlin, 1873. 1761 Aufrecht S.Th., Kirchhoff A. Die umbrischen Sprachdenkmaler: Ein Versuch zur Deutung derselben. 2 Bde. Berlin, 1849–1851. 1763 Fabretti A. Corpus inscriptionum Italicarum antiquioris aevi ordine geographic digestum. Turin, 1867 (supplementi: 1872–1878). 1764 Цветаев И.В. Сборник осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием. Киев, 1877 – с приложением атласа Sylloge inscriptionum Oscarum. Petersburg, 1878 (докторская диссертация); idem. Inscriptiones Italiae mediae dialecticae... Vol. Lipsiae, 1884–1885; idem. Inscriptiones Italiae inferioris dialecticae. Mosquae, 1886. 1765 Corpus inscriptionum etruscarum Academiae litterarum regiae borussicae et Societatis litterarum regiae saxonicae munificentia adiutus in societatem operis adsumpto Olavo Augusto Danielsson edidit Carolus Pauli. Lipsiae, 1893–1936. 1766 Inscriptiones Christianae urbis Romae septimo saeculo antiquiores: nova series/Colligere coepit Johannes Baptista de Rossi; complevit ediditque Angelus Silvagni, A. Ferrua, D. Mazzoleni, C. Carletti. Vol. 1–8, 10. Roma, 1922–1992 ( ICUR) [v. 1. Inscriptiones incertae originis; v. 2. Coemeteria in viis Cornelia, Aurelia, Portuensi, et Ostiensi; v. 3. Coemeteria in Via Ardeatina. Tabulae 1–21; v. 4. Coemeteria inter vias Appiam et Ardeatinam. Tabulae 1–31; v. 5. Coemeteria reliqua viae Appiae. Tabulae 1–39; v. 6. Coemeteria in viis Latina, Labicana, et Praenestina; v. 7. Coemeteria viae Tiburtinae; v. 8. Coemeteria viarum Nomentanae et Salariae. Nova series; v. 10. Coemeteria viae Salariae veteris et viae Flaminiae]; cm. также: Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculo antiquiores/Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Repertorio topografico delle pitture delle catacombe romane. Vat., 1975; Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century/Text by M. E. Fraser; introd. by K. Weitzmann. N. Y., 1977; Stevenson J. A. R. The Catacombs: Rediscovered Monuments of Early Christianity. L., 1978; idem. The Catacombs: Life and Death in Early Christianity. Nashville, 1985; Mancinelli F., Wassermann C. The Catacombs of Rome and the Origins of Christianity. Firenze, 1981; Deichmann F. W. Einführung in die christliche Archäologie. Darmstadt, 1983; Gaston R. W. British Travellers and Scholars in the Roman Catacombs//J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1983. Vol. 46. P. 144-165; St ü tzer H. A. Die Kunst der römischen Katakomben. Köln, 1983; idem. Frühchristliche Kunst in Rom. Köln, 1996; Scheffler W. Vasa Sacra aus fünf Jahrhunderten: Ein Kat. B., 1984; Osborne J. The Roman Catacombs in the Middle Ages//Papers of the British School at Rome. L., 1985. Vol. 53. P. 278-328; Snyder G. F. Ante Pacem: Archaeological Evidence of Church Life before Constantine. Macon, 1985, 2003 2; Konikoff A. Sarcophagi from the Jewish Catacombs of Ancient Rome. Stuttg., 1986; Weitzmann K., Kessler H. L. The Frescoes of the Dura Synagogue and Christian Art. Wash., 1990; Ferrua A. The Unknown Catacomb: A Unique Discovery of Early Christian Art. New Lanark, 1991; Morris J. Death-Ritual and Social Structure in Classical Antiquity. Camb., 1992; Baruffa A. The Catacombs of St. Callixtus: History, Archaeology, Faith. Vat., 1993; idem. Giovanni Battista de Rossi: L " archeologo esploratore delle catacombe. Vat., 1994; Finney P.-C. The Invisible God: The Earliest Christians on Art. N. Y.; Oxf., 1994; Meyer W. W. The Phial of Blood Controversy and the Decline of the Liberal Catholic Movement//JEcclH. 1995. Vol. 46. N 1. P. 75-94; Порфирий (Успенский), еп. Святыни земли Италийской: (Из путевых зап. 1854 г.). М., 1996; Ditchfield S. Text Before Trowel: Antonio Bosio " s Roma Sotterranea Revisited//The Church Retrospective/Ed.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

1952       Дворжак M. Живопись катакомб. Начала христианского искусства//Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. С. 37–72 (ориг. название: Die Anfänge der christlichen Kunst). Российский читатель получает знание о римских катакомбах из компилятивных и популярных работ, которые являются адаптацией трудов, прежде всего, де Росси: Фон Фрикен A. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Ч. I. Римские катакомбы. M., 1872; Завьялов А. Римские катакомбы. СПб., 1903. Есть и переводы популярных изданий: Буасье Г. Археологические прогулки по Риму. M., 1915. С. 139–217 (гл. 3). 1957       Pillinger R. Zur Genese der christlichen Archäologie in Österreich//Mitteilungen zur Christliche Archäologie. 1999. 5. S. 74–90. B последние годы в каждом номере этого журнала публикуется библиография новых публикаций австрийских археологов, см. последний вып.: Mitteilungen zur Christliche Archäologie. 2011. 17. S. 107–113. 1958       Dassmann E. Dölger F.J.//Lexikon für Theologie und Kirche. 1995. 3. Bd. Sp. 304–306; Хрушкова Л.Г. Дельгер Ф.-Й.//Католическая энциклопедия. M., 2002. T. 1. Ст. 1588; Heid S. Dölger F.J.//PChA. Bd. I. S. 427–429. 1959       Klauser Th. Franz Joseph Dölger. 1879–1940. Sein Leben und sein Forschungsprogramm «Antike und Christentum». Münster, 1980 (Jahrbuch für Antike und Christentum. Ergänzungsband 7); уточнения и новые сведения в статье Г. Шелльгена, нынешнего директора Института Дёльгера: Schöllgen G. Franz Josef Dölger und die Entstehung seines Forschungsprogramms «Antike und Christentum»//Jahrbuch für Antike und Christentum. 1993. J. 36. S. 7–23. 1960       Dölger F.J. ΙΧΘΥC: Das Fisch-Symbol in frühchristlicher Zeit. Bd. I-V. Münster, 1910–1943; перепеч. V тома: Münster, 1957. B своей рецензии на 5-й том о. Антонио Ферруа заметил, что иногда Дёльгер ищет смысл христианский и мистический там, где можно видеть изображения более простые и реалистические: Ferrua A. Рец.: Dölger F.J. ΙΧΘΥC. V. Band. Die Fisch-Denkmäler in der frühchristlichen Plastik, Malerei und Kleinkunst. Münster, 1943//Rivista di Archeologia Cristiana. 1957. XXXIII, 1–4. P. 211.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1462 Danielou J. Les symbols chretiens primitifs. Paris, 1961; Bisconti F. Memorie classiche nelle decorazione pittoriche delle catacombe romane: Continuity grafiche e variazioni semantiche/Historiam Pictura Refert: Miscellanea in onore di p. A. Recio Veganzones. Citta del Vaticano, 1994. P. 23–66. 1463 Temi di iconografia paleocristiana/Cura e introduzione di F. Bisconti (Sussidi alio studio delle antichita cristiane, 13). Citta del Vaticano, 2000 (2° ed.: 2007). 1468 Bisconti F. Letteratura patristica ed iconografia paleocristiana/Complementi interdisciplinari di pa- trologia/A cura di A. Quacquarelli. Roma, 1989. P. 367–412; idem. Arte e artigianato nella cultura figurative paleocristiana: Altre equivalenze tra letteratura patristica e iconografia paleocristiana/Res Christiana: Temi interdisciplinari de patrologia. Roma, 1999. P. 21–108. УваровА.С. Христианская символика. I. Символика древнерусского периода. М., 1885 (репринт: СПб., 2001). 1469 Nestori A. Repertorio topografico delle pitture delle catacombe romane. Citta del Vaticano, 1975 (2° ed.: 1993). 1470 Camiruaga I. et al. La arquitectura del hipogeo de via Latina en Roma. Burgos; Citta del Vaticano, 1994. 1471 Ferrua A. Le pitture della nuova catacomba di Via Latina. Citta del Vaticano, I960; idem. Catacombe sconosciute: Una pinacoteca del 4 secolo sotto via Latina. Firenze, 1990. 1473 Wilpert G. Die Malereien der Katakomben Roms. 2 Bde. Freiburg, 1903; Kirsch G.P. Le catacombe romane. Roma, 1933. 1474 Styger P. Die romischen Katakomben: Archaologische Forschungen fiber den Ursprung und die Bedeutung der altchristlichen Grabstatten. Berlin, 1933. 1475 Testini P. II simbolismo degli animali nell’arte figurativa paleocristiana/Settimana di Studio del Centre Italiano di Studi sull’alto Medioevo. Spoleto, 1985. 31/2. 1476 Grabar A. Christian Iconography: A Study of its Origins. Princeton (NJ), 1968 (франц. версия: Les voies de la creation en iconographie chretienne: Antiquite et Moyen Age. Paris, 1979; итал. пер.: La vie della creazione nell’iconografia criatiana: Antichita e Medioevo. Milano, 1983).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. 3 Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. Исследования в области истории ранневизантийского искусства. СПб., 1900; Kitzinger E. Byzantine Art in the Making. Main lines of stylistic development in Mediterranean Art 3 rd –7 th Century. Cambridge, Mass., 1977. 5 Grabar A. Martyrium: Recherches sur le cult de reliques et l’art chretien antique. Paris, 1943–1946 (Album. T. 1–2); Он же. Les Ampoules de Terre Sainte: Monza — Bobbie. Paris, 1958. 7 Dobaschutz E., von. Christusbilder: Untersuchung zur christlichen Legende. Leipzig, 1899; Weitzmann K. The Mandylion and Constantine Porphirogennetos//Cahiers archeologiques. Vol. XI. Paris, 1960. P. 163–184; Грабар А. Н. Нерукотворный Образ Ланского собора//Зографика. Т. 3. Прага, 1930; Спас Нерукотворный в русской иконе. М., 2005. 8 Kitzinger E. The Cult of Images in the Age before Iconoclasm//Dumbarton Oaks Papers. Vol. VIII. Washington, 1954. P. 85–150. 9 Примеры см. Ihm Chr. Die Programme der christlichen Apsismaleri von vierten Jahrhundert bis zur Mitte des achten Jahrhunderts. Wiesbaden, 1960. 10 Grabar A. L’Image Clipeata chretienna//Academie des Inscriptions et Belles-Lettres: Comptes rendus de seances de l’annee 1957, avril-juin. Paris, 1958. P. 209–213; Он же. Le portrait en l’iconographie paleochretienne//Revue des sciences religieuses. T. XXXVI. 3–4. Strasbourg, 1962. P. 87–109. 11 Архимандрит Макарий (Веретенников). Русская святость в истории, иконе и словесности: Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 73–96. 13 Styger P. Die romischen Katakomben: Archaologische Forschungen uber den Ursprung und die Bedeutung der altchristlichen Grabstatten. Berlin, 1993; Achelis H. Die Katakomben von Neapel. Leipzig, 1936; Ferrua F. Le Pitture della nuova catacomba di Via Latina. Vatican City, 1960. 14 Пуцко В. Христианское искусство и наследие античной сценографии//Учёная игра: сборник материалов научной конференции. Курск, 2006. С. 50–57. 15 Айналов Д. В. Пользование античными композициями и фигурами на памятниках христианского искусства//Сборник статей в честь С. А. Жебелева. Л., 1926. С. 107–117.

http://pravmir.ru/hristianskaya-ikonogra...

  001     002    003    004