О. Георгий Флоровский. Храмы святой Софии (резюме доклада « Христос Премудрость Божия в византийском богословии»)//Resumes des Rapports et Communications, Sixieme Congres International d " Etudes Byzantines. Paris, 1940. Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1995. С. 303-309. В пользу нашего вывода свидетельствует так называемое «осеннее» отклонение азимута алтаря Святой Софии - 120 градусов. Приводится в ряде святоотеческих сочинений, в том числе у преподобного Иосифа Волоцкого: Просветитель. М., 1993. С. 182-183; Великие Минеи Четии. Собр. Всерос. Митр. Макарием/Изд. Археограф. Комис. Ноябрь, дни 23-25. М., 1916 (1917). Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. III, Ч. II. М., 1997. С. 374-375. Ferrua A. Le pitture della nuova catacomba di Via Latina. Citta del Vaticano, 1960. P. 50, tav. 44-2. J. Mateos. Evolution historique de la Liturgie de saint Jean Chrysostom. Premiere partie. S.I. et s. a. Roma, 1962. P. 34-35; Успенский Н.Д. Византийская литургия//Богословские труды. Сб. 22. М., 1981. С. 90. В послании императора Константина из Никеи к епископам, не присутствовавшим на Соборе, об этом следующее: «мы сами устраним от себя постыдное о нас мнение иудеев, которые странно хвастают, будто независимо от их постановлений, мы уже и не можем сделать». Приводится в кн.: Творения Свт. Афанасия Великого. Т. Ш. М., 1994. Прил. С. IV. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии, составл. И. Дмитревским. СПб., 1884. С. 26. Редин E. К. Мозаики равеннских церквей. СПб., 1896. С. 125 и след.; П. Мильковик-Пепек. Материал и за македонската средневековиа уметност. Фреските во светилиштето на црквата Св. Coфuja во Охрид. Зборник на археолошкиот Myзej, 1. Ckonje, 1956. С. 37-67; Kitzinger Е. I mosaici di Monreale. Palermo, 1960. P. 70, VI, pl. 33. Лазарев В. H. История византийской живописи. Т. 1. М., 1986. С. 86; датировка росписи не может выходить за рубеж Х1-ХП вв., исходя из размещения жилища Авраама в левой части композиции «филоксении».

http://bogoslov.ru/article/2602946

Много внимания Д. уделял церковно-каноническим вопросам. Так, он проводил четкое различие между клиром (clerici) и мирянами (laici); клир состоит из 3 степеней священнослужителей (ministri): епископов, пресвитеров и диаконов, к-рые участвуют в совершении Божественных жертвоприношений и руками к-рых преподается благодать крещения и приготовляется Тело Христово (Ibid. II 5-6). Епископов и пресвитеров Д. также называет священниками (sacerdotes), приносящими Богу «духовные жертвы» (spiritalia sacrificia) и совершающими «небесное служение» (officium coeleste - Ibid. II 6). Они должны быть примером для церковного народа в нравственности и добродетелях; быть целомудренными и соблюдать плотское воздержание (continentiam corporalem servare), даже если они женаты (Ibid. II 5). Епископы должны рукополагаться из числа клириков, т. е. из числа людей испытанных (Ibid. V 15). Они не должны переходить из одной церкви в другую (Ibid. V 16), равно как и распространять притязания за пределы своей канонической территории, вмешиваться в дела др. церкви и совершать там рукоположения (Ibid. VI 18). Пресвитеры и диаконы по приходам от имени епископа могут совершать таинство Крещения в период праздника Пасхи; в др. же время в случае необходимости (напр., во время опасной болезни) совершать крещение могут только пресвитеры (Ibid. IV 10). Клирики, отстраненные от служения своим епископом, не могут переходить в др. церковь и не должны допускаться там до церковного общения даже в качестве мирян (Ibid. VI 17). Также и миряне, отлученные от церковного общения своим епископом, не могут быть рукоположены в члены клира др. епископом (Ibid. VI 19). Д. упоминает и о служении девственниц (virgines), к-рые публично объявляли о своем решении сохранить целомудрие и венчаться Христу (velari Christo); в знак этого они после молитвы священника получали «покров благословения» (benedictionis velamen - Ibid. I 3). Соч.: PL. 13. Col. 347-424; CPL, N 1632-1635; Ep. 8-9//CSEL. Vol. 54. P. 103-104, 265-267; Ep. 2-4//Ibid. Vol. 71. P. 518-522; Ep. 10: Canones Synodi Romanorum ad Gallos episcopos//PL. 13. Col. 1181-1194; Epigrammata Damasiana: Sussidi allo studio delle antichità cristiane/Ed. A. Ferrua. Vat., 1942; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 178-190.

http://pravenc.ru/text/168690.html

375 Букв.: «Он знал, что из низкого [места] обычно быстрее [можно] достигнуть неба». Пруденций обыгрывает два значения слова humilis – «низкий» и «смиренный», – увязывая их с распятием Петра вниз головой. 379 См.: Lampe P. Traces of Peter Veneration in Roman Archaeology. P. 274–284; Mazzoleni D. Pietro e Paolo nellepigrafia Cristiana; Bisconti F. La memoria apostolorum. – Liverani P. La basilica di San Pietro in Vaticano. P. 55. 383 Ghetti А. В. М., Ferrua A., Josi E., Kirschbaum E. Esplorazioni sotto la confessione di San Pietro in Vaticano. 385 Такой перевод предложен в кн.: Guarducci М. La tomba di San Pietro. P. 94–95. Учитывая, что сохранилась лишь часть надписи, возможны другие варианты перевода. 386 Подробности об этой стадии раскопок см. в: Walsh J. Е. The Bones of St Peter. P. 103–127. См. также: Bockmuehl M. Simon Peter in Scripture and Memory. P. 148–149; Bisseil T. Apostle. P. 129–173. 388 Катехизис Католической Церкви 880–882 (кавычки в тексте и сноски на документы, из которых он состоит, опущены при цитировании). 393 Он же. Письмо 47, к Корнелию о Фортунате и Фелициссиме, или против еретиков. Рус. пер. С. 265 (в русском переводе – письмо 47). 395 Он же. Письмо 70, к Януарию и прочим епископам нумидийским о крещении еретиков (CSEL 3, 769). Рус. пер. С. 324 (в русском переводе – письмо 57). 397 Евхаристическая экклезиология – направление в экклезиологии, исходящее из представления о Евхаристии как главном критерии единства и идентичности Церкви. 400 Иероним. Письмо 97, к Паммахию и Маркелле (CSEL 55, 184); Рус. пер. С. 382 (в русском переводе – письмо 81); Письмо 15, папе Дамасу (CSEL 54, 63–64). Рус. пер. С. 44; Письмо 16, папе Дамасу (CSEL 54, 69). Рус. пер. С. 49. 403 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 65, 1 (PG 58, 535). Рус. пер. С. 553. 407 Комментарий Оригена на книгу Бытия сохранился лишь фрагментарно. В частности, приводимая Евсевием цитата из 3-й книги комментария нигде более не засвидетельствована (CPG. No. 1410. – Vol. 1. P. 141–142).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Davids P. H. The Letters of 2 Peter and Jude. Grand Rapids; Cambridge, 2006. Dunn J. Jesus, Paul, and the Law: Studies in Mark and Galatians. Louisville, 1990. Dunn J. The Acts of the Apostles. Valley Forge, PA, 1996. Ghetti A. B. M., Ferrua A., Josi E., Kirschbaum E. Esplorazioni sotto la confessione di San Pietro in Vaticano. Citta del Vaticano, 1951. 2 Bde. Fitzmyer J. A. The Gospel according to Luke (I–IX). Introduction, Translation and Notes. New York, 1981. Frey J. The Epistle of Jude between Judaism and Hellenism//The Catholic Epistles and Apostolic Tradition: A New Perspective on James to Jude. Ed. K.-W. Niebuhr, R. W. Wall. Waco, Texas, 2009. P. 109–329, 463–475. Fung R. Y. K. The Epistle to the Galatians. Grand Rapids; Cambridge, 1988. Gaventa B. R. The Acts of the Apostles. Nashville, 2003. George T. Galatians. Nashville, Tennessee, 1994. Goppelt L. A Commentary on 1 Peter. Grand Rapids, 1993. Green M. 2 Peter and Jude. Revised edition. Grand Rapids, 1994. Green M. 2 Peter Reconsidered. London, 1960. Grundmann W. Der Brief des Judas und der zweite Brief des Petrus. Berlin, 1974. Guarducci M. La tomba di San Pietro. Una straordinaria vicenda. Milano, 2000. Harink D. 1 and 2 Peter. Grand Rapids, 2009. Harvey R., Towner Ph. H. 2 Peter and Jude. Downers Grove, 2009. Heil J. P. The Transfiguration of Jesus: Narrative Meaning and Function of Mark 9:2–8 , Matt 17:1–8 and Luke 9:28–36. Roma, 2009. Hemer C. J., Gempf C. H. The Book of Acts in the Setting of Hellenistic History. Winona Lake, 1990. Holladay C. R. Acts: A Commentary. Louisville, Kentucky, 2016. Holladay C. R. Introduction to the New Testament. Reference Edition. Waco, Texas, 2017. Hultgren A. J. The Parables of Jesus. A Commentary. Grand Rapids, 2002. Jewett R. A Chronology of Paul’s Life. Philadelphia, 1979. Johnson L. T. The Acts of the Apostles. Collegeville, Minnesota, 1992. Jones I. H. The Matthean Parables. A Literary and Historical Commentary. Leiden; New York; Köln, 1995. Keener C. S. The Gospel of John. A Commentary. Vol. 1–2. Peabody, 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Образцом для сказания, составленного свт. Димитрием, послужило повествование о М. и др. рим. мучениках в «Житиях святых Ветхого и Нового Завета» Петра Скарги ( Skarga P. ywoty witych Starego y Nowego Zakonu na kady dzie przez cay rok. Kraków, 1933. T. 1. S. 116-122). Неясно, почему свт. Димитрий указал память М. под 7 июня (под этим же днем приведено сказание о папе Маркеллине, предшественнике М., т. к., по мнению митрополита Ростовского, было «небезместно» напомнить, что Маркеллин и М.- разные люди). Ист.: BHL, N 5234-5239; ActaSS. Ian. T. 2. P. 367-378; LP. T. 1. P. XII, XCIX-C, CCIX, 72-73, 162, 164-166, 228; T. 3. P. 6-7, 76; Liber Pontificalis. Pars 1/Ed. Th. Mommsen. B., 1898. P. LIII-LV, 43-44, 243. (MGH. Gest. Pont. Rom.; 1); MartHieron. Comment. P. 42-43, 540, 543-544; MartRom. Comment. P. 23-24; Epigrammata Damasiana/Ed. A. Ferrua. Vat., 1942. P. 129-134, 181. N 18, 40; Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. (CCSL; 175); Das Kalenderhandbuch von 354: Der Chronograph des Filocalus/Hrsg. J. Divjak, W. Wischmeyer. W., 2014. Bd. 2. S. 520, 528, 560-561. Лит.: Mommsen T. Ordo et spatia episcoporum Romanorum in Libro Pontificali//NA. 1896. Bd. 21. S. 335-357; Duchesne L. La nouvelle édition du «Liber Pontificalis»//MArHist. 1898. T. 18. P. 381-417; idem. Histoire ancienne de l " Église. P., 19104. T. 2. P. 92-97; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908; Turner C. H. The Papal Chronology of the Third Century//JThSt. 1916. Vol. 17. N 68. P. 338-353; Kirsch J. P. Die römischen Titelkirchen im Altertum. Paderborn, 1918. S. 77-80; idem. Der stadtrömische christliche Festkalender im Altertum. Münster, 1924; Caspar E. Kleine Beiträge zur älteren Papstgeschichte. 1: Die römischen Bischöfe der diokletianischen Verfolgung, Marcellinus und Marcellus//ZKG. 1928. Bd. 46. S. 321-355; idem. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 97-102; Lietzmann H. Petrus und Paulus in Rom: Liturgische und archäologische Studien. B.; Lpz., 1927; Leclercq H.

http://pravenc.ru/text/2562318.html

Обращение к художественному наследию прошлого в росписях катакомб на Виа-Дино-Компаньи нашло выражение не столько в использовании языческих сюжетов и символов, характерном для эпохи Юлиана Отступника и следующих десятилетий, сколько в применении к библейской тематике эллинистической художественной традиции. Развернутое повествование, представленное в виде последовательности обрамленных широкими рамами композиций с многочисленными персонажами; крупные, объемные фигуры с выразительными жестами и живой мимикой; энергичная, хотя часто упрощенная моделировка объемов; более реалистическая трактовка деталей и окружения - эти черты, характерные для рим. искусства 2-й пол. IV в. являются признаками «классической реакции», наступившей в христ. искусстве после прекращения гонений на Церковь и утверждения ее ведущей роли в общественной жизни. Аркосолий с изображением музицирующего Орфея в катакомбах святых Марцеллина и Петра. 2-я пол. IV в. Аркосолий с изображением музицирующего Орфея в катакомбах святых Марцеллина и Петра. 2-я пол. IV в. Нек-рые росписи рим. К. IV в. свидетельствуют о сохранении традиций языческого искусства. Напр., в гипогее Вибии, принадлежавшем приверженцам культа Сабасия ( Cecchelli. 1944; Ferrua. 1971, 1973), изображены Плутон, увозящий усопшую на своей колеснице, Меркурий, вводящий ее душу в рай, и пиршество жрецов Сабасия в характерных костюмах с фригийскими шапочками. В др. росписях сохраняется свойственный поздней античности синкретизм. Во всех К. встречаются изображения Орфея, имеющие в IV в. тот же прообразовательный смысл, который нередко делается более явным через введение дополнительных библейских сюжетов. Так, на одной из фресок катакомб Домитиллы Орфей был помещен посреди свода рядом с псалмопевцем Давидом, который тоже очаровывал животных своей музыкой ( Bisconti. 1988). В аркосолии 79 в катакомбах святых Марцеллина и Петра (2-я пол. IV в.; Andaloro. 2006) Орфей представлен рядом с композициями «Иссечение Моисеем воды из скалы», «Прор. Даниил во рву львином» и «Воскрешение Лазаря», что позволяет интерпретировать его как прообраз Христа, дарующего спасение и вечную жизнь. Но нагляднее всего «превращение» Орфея в Доброго Пастыря демонстрирует фреска на входной стене кубикулы 64 в катакомбах святых Марцеллина и Петра: он изображен в центре, а вокруг него крестообразно располагаются сцены из ВЗ и НЗ (2-я пол. IV в.; Bisconti. 1988).

http://pravenc.ru/text/1681353.html

(235-238) к-рый был провозглашен императором солдатами после убийства Александра Севера, «из-за ненависти к дому Александра, состоявшему большей частью из верующих» поднял новое непродолжительное Г. ( Euseb. Hist. eccl. VI 28). На этот раз преследование было направлено против клириков, к-рых император обвинил в «обучении христианству». В Кесарии Палестинской были арестованы и мученически погибли Амвросий и свящ. Протоктит, друзья Оригена, к-рым он посвятил трактат «О мученичестве». В 235 г. в Риме жертвами Г. стали папа Понтиан (пам. 5 авг.; пам. зап. 13 авг.) и антипапа сщмч. Ипполит Римский, сосланные на рудники о-ва Сардиния (Catalogos Liberianus//MGH. AA. IX; Damasus. Epigr. 35. Ferrua). В 236 г. был казнен папа Антер (пам. 5 авг.; пам. зап. 3 янв.). В Каппадокии и Понте преследования коснулись всех христиан, но здесь они были скорее не столько следствием приложения эдикта Максимина, сколько проявлением антихрист. фанатизма, пробудившегося у язычников из-за разрушительного землетрясения, происшедшего ок. 235-236 гг. в этом регионе (Письмо Фирмилиана Кесарийского - ap. Cypr. Carth. Ep. 75. 10). При императорах Гордиане III (238-244) и Филиппе Арабе (244-249), к-рого даже считали христианином ( Euseb. Hist. eccl. VI 34), Церковь переживала период процветания и спокойствия. Деций (249-251) был провозглашен императором войсками в Мёзии и сверг Филиппа Араба. С его именем связано одно из наиболее жестоких Г. в рим. истории. Г. приняло всеобщий характер, распространилось по всей империи. Мотивы, побудившие Деция начать преследование христиан, не совсем ясны. Визант. хронист XII в. Иоанн Зонара, опиравшийся на утраченные источники, утверждает, что к Г. его подстрекал цензор Валериан ( Zonara. Annales. XII 20). Однако когда в 253 г. последний занял престол, то стал проводить антихрист. политику не ранее 257 г. Евсевий Кесарийский считал, что Деций поднял на Церковь новое Г. из ненависти к предшественнику, известному своими прохрист. симпатиями ( Euseb. Hist. eccl. VI 39. 1). По словам сщмч. Киприана Карфагенского, Деций готов был скорее принять дурные известия о восстании узурпатора где-нибудь на окраине империи, чем услышать о поставлении нового епископа в Риме ( Cypr. Carth. Ep. 55. 9).

http://pravenc.ru/text/166129.html

Некоторые надписи называют мучениками И., смерть к-рых наступила не в результате мучений, а через нек-рое время, как следствие жестокого обращения в тюрьме или ссылке. Так, св. Понтиан , еп. Римский (230-235), был сослан на рудники Сардинии в 235 г. при имп. Максимине и умер, не перенеся тяжести каторжных работ. В 1909 г. в крипте пап в катакомбах Каллиста в Риме была обнаружена эпитафия: ΠΟΝΤΙΑΝΟС ΕΠΙСΚ ΜΡ («Понтиан епископ мученик»), причем монограмма martyr была добавлена позднее, когда эпитафия уже находилась на своем месте, скорее всего в IV в. ( Marucchi. 1909). Сосланный на Сицилию свт. Евсевий , еп. Римский († 309/10), именуется мучеником, потому что его смерть наступила на месте ссылки. Св. Дамас I, еп. Римский, перенес его останки в Рим и запечатлел надписью: «Создал Дамас епископ Евсевию епископу и мученику» ( Ferrua. 1942. P. 25. N 19). Свт. Евсевий Верцелльский († 371), был сослан арианами в Скифополь в Палестине, но умер он естественной смертью спустя много лет и находясь на кафедре, однако надпись, помещенная в базилике г. Верчелли, построенной в его честь, называет его мучеником: «Евсевий епископ и мученик» (CIL. T. 5. N 6723; Bruzza. 1874. P. 292-301). По-видимому, обычай называть умерших в ссылке мучениками соблюдался недолго. В более поздних надписях такие лица именуются И. Напр., свт. Дионисий , еп. Медиоланский, сосланный арианами в Армению и умерший в ссылке, именуется в надписи 474 г. не мучеником, а исповедником: pontifex sanctus confessorque Dionysius (CIL. T. 5. N 6183a; Delehaye. 1921. P. 36). В нач. XX в. в турецком г. Динекдагы (к востоку от Анкары) была обнаружена греч. надпись, к-рую можно датировать не раньше чем V в., т. е. периодом, когда гонения прекратились: «Домн исповедник украсил [приготовил к погребению] Серилия брата» ( Ramsay. 1905. P. 172). И. Делаэ рассматривает эту надпись как один из примеров якобы позднего значения слова μολογητς, обозначающего низшую степень церковнослужителей, т. е. «псаломщик», «певец» ( Delehaye. 1921. P. 37), и приводит др. случай похожего словоупотребления в эпиграфике - надпись VII в. в испанском г. Мерида: «Эолалия клирика и исповедника» ( H ü bner E. Inscriptiones Hispaniae christianae. Berolini, 1900. Vol. 2. P. 25). Однако более обоснованной и учитывающей критику Ботта является гипотеза А. П. Каждана , к-рый полагает, что слово «исповедник» употреблено здесь в смысле «благочестивый христианин» ( Kazhdan. 1991. P. 494).

http://pravenc.ru/text/675007.html

Magani, sin embargo, había defendido ya la pluralidad de los baptisterios. De Roma, en la segunda, mitad del siglo IV, se tienen también noticias de más baptisterios, citados por la lista de Zettinger, de los cuales Ferrua ha estudiado recientemente los de San Pedro y el de Santa Inés. Un himno de Ennodio alaba al arzobispo Eustorgio II, de principios del siglo VI, por algunos trabajos geniales que había realizado en el baptisterio de San Esteban. La base octogonal de la bañera de este baptisterio fue encontrada en las excavaciones de la sacristía septentrional de la catedral, y allí se conserva todavía en el subterráneo existente. El de San Esteban, con el de San Juan, llamados ambos ad fontes, había constituido el doble baptisterio medieval de la catedral. A los des baptisterios se iba procesionalmente al final de las laudes y de las vísperas de los oficios del tiempo, de ecclesia in baptisterium y de baptisterio in aliud, como dicen las rúbricas de los antifonarios y de los manuales, encabezando las Psauendae que se cantaban en las respectivas procesiones. Parece que en el Medievo el doble baptisterio servía para la administración del bautismo a los distintos sexos. Como quiera que sea, la cosa no está absolutamente probada. Se ha llegado a hablar hasta de diaconisas para el rito del bautismo en el baptisterio de las mujeres . Se quiso ver una doble representación de estas diaconisas en un fresco, hoy desaparecido, del baptisterio de Galliano y en otro de la basílica ambrosiana. Pero la interpretación no es exacta, ni mucho menos. Las leyendas de San Bernabé y de San Calogero han dado origen a la opinión de que las fuentes añejas a las iglesias de San Eustorgio y de San Calogero pertenecían a los primitivos baptisterios. Pero la opinión tiene el mismo valor crítico que las leyendas en las cuales se apoya. Es más digno de atención, si es exacto, un testimonio del Líber Notitiae Sanctoram Mediolani, del siglo XIII, sobre el cual ha llamado recientemente la atención el profesor Bognetti. Dice el texto citado que, entre las iglesias dedicadas en la ciudad a San Juan, ítem est Ecclesia in Brollo, cum baptisterio. Unde íllic de sancta Thecla ibi in Baptista, et Decumani in Evangelista. Esta iglesia habría que identificarla con la de San Juan en Augirolo, llamada después en Guggirolo, situada en algún tiempo junto a la antigua Porta Romana.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

   001    002    003   004