В отдельном издании: • Предисловие//Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Paris: YMCA Press, 1981. C. V-X. [Репр. изд. – Paris, 1982, 1983, 1988; Вильнюс: б. и., 1991; Киев: б. и., 1991]. 88 . Foreword//Slesinsky R. Pavel Florensky: A Metaphysics of Love (Dissertatioad Doctoratum). Crestwood, NY: SVS Press, 1984. P. 11–12. 89 . Foreword//Lossky V. In the Image and Likeness of God/Ed. J. H. Erikson,T. E. Bird. Crestwood, NY: SVS Press, 1985. P. 9–11. 90 . Foreword//Zizioulas J. D. Being as Communion: Studies in Personhood andthe Church. Crestwood, NY: SVS Press, 1985. P. 11–12. 91 . General Introduction//A Woman’s Quest for Spiritual Guidancë The Correspondence of Princess Irene Eulogia Choumnaina Palaiologina//Ed., transl. and comment. by A. C. Constantinides Hero. Brookline, Mass: Hellenic CollegePress, 1986. P. 15–20. (The Archbishop Iakovos Library of Ecclesiastical andHistorical Sources; Vol. 11). 92 . Foreword//The Fathers Speak: St. Basil the Great, St. Gregory of Nazianzus,St. Gregory of Nyssä Select Letters and Life-Records/Transl. and introd. By G. A. Borrois. Crestwood, NY: SVS Press. 1986. 9–10. 93 . У истоков зарубежного раскола [предисловие к письмам митрополитов Антония и Анастасия Г. Н. Трубецкому]//ВРХД. 1987. 151. С. 219–226. 94 . Предисловие//Стамулис И. Восточно-православное богословие имиссия сегодня//Православная миссия сегодня: Сборник текстов по курсу «Миссиология»/Сост. В. Федоров. СПб.: Апостольский город, 1999.С. 93–95. В отдельном издании: • Предисловие//Стамулис И. Православное богословие и миссия сегодня. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. С. 11–15. V. Некрологи и воспоминания 95 . Peter Zouboff//SVTQ. 1964. Vol. 8. P. 221–222. 96 . Памяти учителя//ВРСХД. 1964. 75–76. С. 46–47. 97 . In Memoriam: V. M. Bensin (1881–1973)//SVTQ. 1973. Vol. 17. P. 248–249. 98 . In Memoriam Francis Dvornik (Aug. 14, 1892-Nov. 4, 1975)//SVTQ. 1975. Vol. 19. P. 254–255. 99 . Kitzinger E., Meyendorff J., Ševenko I. Francis Dvornik. Obituary//Harvard University Gazette. February 18, 1977. 20 (72). P. 7. [Memorial Minute,Adopted by the Faculty of Arts and Sciences, Harvard University, December 14,1976].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

D. Régnier-Bohler. P., 1997; Пуцко В. Г. «Гроб Господень» в каменной пластике средневекового Новгорода//ППС. 1998. Вып. 98(35). С. 159-184; Birch D. J. Pilgrimage to Rome in the Middle Ages: Continuity and Change. Woodbridge, 1998; Grabois A. Le pèlerin occidental en Terre Sainte au Moyen Âge. Brux., 1998; Patlagean É . Byzantine " s Dual Holy Land//Sacred Space: Shrine, City, Land: (Proc. from the Intern. Conference in Memory of J. Prawer)/Ed. B. Z. Kedar, R. J. Zwi Werblowsky. L., 1998. P. 112-126; Spencer B. Pilgrime Souvenirs and Secular Badges. L., 1998; Мусин А. Е. Археология древнерус. паломничества в Св. землю в XII-XV вв.//БТ. 1999. Сб. 35. С. 92-110; он же. Паломничество в Др. Руси: Ист. концепции и археол. реалии//Archeologia Abrahamica: Исслед. в области археологии и худож. традиции иудаизма, христианства и ислама/Ред.-сост.: Л. A. Беляев. М., 2009. С. 231-272; Bitton-Ashkelony B. The Attitudes of Church Fathers toward Pilgrimage to Jerusalem in the 4th and 5th Cent.//Jerusalem: Its Sanctity and Centrality to Judaism, Christianity and Islam/Ed. L. I. Levine. N. Y., 1999. P. 188-203; eadem. Encountering the Sacred: The Debate on Christian Pilgrimage in Late Antiquity. Berkley etc., 2005. (Transformation of the Classical Heritage; 38); Pilgrimage Explored/Ed. J. Stopford. York, 1999; Schein S. Bridget of Sweden, Magery Kempe and Women " s Jerusalem Pilgrimages in the Middle Ages//Mediterranean Hist. Review. L., 1999. Vol. 14. P. 44-58; Малето Е. И. Хожения рус. путешественников XII-XV вв. М., 2000; Chareyron N. Les pèlerins de Jerusalem au Moyen Âge: L " aventure de saint voyage d " après journaux et mémoires. P., 2000; Morrison S. S. Women Pilgrims in Late Medieval England: Private Piety as Public Performance. L., 2000; Назаренко А. В. Др. Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 616-648; он же. У истоков рус. паломничества: (Ист., богосл., дисциплинарные и правовые аспекты)// Он же. Др.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

37 Обычный перевод: «кого-либо, кто был последователем старцев», возможно, неверен, особенно на современном английском. Значение глагола parakoloutheô – не столько «следовать за», сколько «подходить близко, посещать». Кроме того, в английском языке перевод причастия parèkolouthëkôs словами «был последователем» создает впечатление, что названный человек был учеником старцев, а затем перестал им быть, тогда как в оригинале говорится всего лишь, что этот человек посещал их (и может посещать снова). Schoedel в Polykarp, с. 99, переводит осторожно, но верно: «кого-либо… кто бывал у старцев». 38 Перевод, кроме первой фразы и выражения parèkolouthëkôs, взят из: Lightfoot, Harmer, and Holmes, The Apostolic Fathers, 314; слова в квадратных скобках добавлены мной. (Перевод с английского Н.Холмогоровой – Прим. ред.) 39 Schoedel, Polykarp, с. 98–100, дает краткий, но содержательный обзор различных истолкований этого отрывка и приводит свое истолкование, совпадающее с нашим. 40 См., например, C.E.Hill, The Johannine Corpus in the Early Church (Oxford: Oxford University Press, 2004), 384. 41 Например, Орчард в: В. Orchard and H. Riley, The Order of the Synoptics: Why Three Synoptic Gospels? (Macon: Mercer University Press, 1987) 176. 42 В этом отношении убедительна интерпретация этих слов Папия, предложенная J. Chapman, John the Presbyter and the Fourth Gospel (Oxford: Clarendon, 1911), 9–27. Ту же интерпретацию принимают: Kôrtner, Papias, 114–122 (однако его мнение, что старцы были странствующими учителями, вызывает сомнения); В. Reicke, The Roots of the Synoptic Gospels (Philadelphiä Fortress, 1986) 155; M.Hengel, Die johanneische Frage, 79. 45 Chapman, John the Presbyter, аргументирует в пользу того, что речь идет об одном и том же Иоанне; однако тогда остается непонятным, почему Папий упоминает одного человека два раза подряд. 47 Таким образом, все, что пишет о Поликарпе Ириней, вполне заслуживает доверия, если мы идентифицируем упомянутого им Иоанна как «Иоанна Старшего»: «как он говорил о своих встречах с Иоанном и с теми остальными, кто своими глазами видел Господа, о том, как припоминал он слова их, что он слышал от них о Господе, о чудесах Его и Его учении» [по: Евсевий, Церковная история, 5.20.6; англ. пер. R.M.Grant, Second-Century Christianity, (London: SPCK, 1946), 116]. См. ниже, главу 17.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

78 . Николаев Ю. В поисках божества. – Киев, 1995. 79 . Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: «Респуб.», 1994. 80 . A complet History of the Catholic Church to the present day by Rev. JOHN. LAUX. M. A., N.Y., 1939. 81 . Barr Robert. Main currents in early Christian thought. – NY. 1966. 82 . Chadwic Henry. Early Christian thought and the classical tradition. – Oxford, 1966. 83 . Dictionaire de Spiritualite. – Paris, 1969–1989. 84 . El dinamismo trinitario en divinizacion de los seres racionales segun Origenes. – Roma, 1970. 85 . Encyclopaedia Britannica. – N.Y., 1992. 86 . Hanson, R.P.C. Allegory and Event. – London, 1951. Schmaus M., Grillmeier A., Handbuch der dogmengeschichte. Freiburg, Basel, Wien: «Herder» Faszikel 1a 1965 von Jackues Liebaert. 87 . В. II. Der Trinitarische Gott. Die Schopfung. Die Sunde. 88 . B. III. Christologie, Soteriologie, Mariologie, Reich Gottes und Kirche. Faszikel За (1. Teil) Urstand, Fall und Erbsunde, 1981 von Leo Scheffczyk 89 . Band IV. Sackramente Eschatologie. Faszikel 7a Eschatologie, 1986 von Brian Daley. 90 . Les oevres philosophiques. – Paris, 1995 91 . Nemeshegui Peter. La patemite de Dieu chez Origene. – Toumai (Belg), 1960. 92 . New Catholic Encyclopidya. T 11. – NY., 1995. 93 . Bardenhewer Otto. Geschichte der Altkirchlichen Literatur. T.2. – Freiburg, 1914. 94 . Beatrice Pier Franco. Introduction to the Fathers of the Church. – Vicenza, 1987. 95 . Pietras Henryk. Poczatki teologii Kosciola. – Krakow; «WAM», 2000. 96 . Christentum als neuheitserlebnis. – Freiburg im Breisgaü «Herder», 1939. 97 . Adalbert – G. Hamman. Les peres de l’Eglise. – Paris, 1991. 98 . Pietras Henryk. By nie milczec о Bogu. – Krakow, 1991. 99 . Kania Wojciech. Swiadkowie tradycii. 1998. 100 . Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. – San Francisco, 1978. 101 . Canpenhausen Hans von. Griechische Kirchenvaeter. – Stuttgart, 1994. 102 . Lexikon der antiken christlichen Literatur. – Freiburg: «Herder», 1988 7 “Из толкователей божественного Писания более всего выбирай тех, которые дальше всего отходят от буквы. После Павла такого рода прежде всего Ориген ... Эразм Роттердамский, Оружие христианского воина. Он ценил Оригена в первую очередь как экзегета и знатока метода аллегорических толкований, Принимает его трихотомию души. Там же о трёх частях человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

" Contra Nestorianos et Eutychianos " . Vigiliae Christianae, vol. 65, No. 5 (2011), pp. 484-513.   Трактат Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutichianos (CPG 6813), далее CNE, а также его более поздняя работа Epilysis (CPG 6815) цитируются по Patrologia Graeca 86 и B.E. Daley . Leontius of Bisantium. A Critical Edition of His Works, With Prolegomena (Diss. Oxford), 1978. См. A. Grillmeier . Jesus der Christus im Glauben der Kirche, vol. 2, pt. 2: Die Kirche von Konstantinopel im 6. Jahrhundert. Freiburg, Basel, Vienna, 1989, p. 223. Раздел, посвященный Леонтию Византийскому, Грильмайер заканчивает так: «Нам, вероятно, придется отказаться от представления о Леонтии Византийском как о первопроходце новой метафизической эпохи в христологии»; B . E . Daley . “A Richer Union”: Leontius of Byzantium and the Relationship of Human and Divine in Christ, in E.A. Livingstone (ed.), Studia Patristica, 24. Leuven,1993, pp. 239-265. На с. 243 Дейли цитирует вердикт Грильмайера и пишет: «У меня нет сколько-нибудь существенных расхождений с анализом Грильмайера». Таково же основное содержание работ U.M. Lang . Anhypostatos-Enhypostatos: Church Fathers, Protestant Orthodoxy and Karl Barth. The Journal of Theological Studies, New Series 49.2 (1998), pp. 630-657 и M. Gockel . A Dubious Christological Formula? Leontius of Byzantium and the Anhypostasis - Enhypostasis Theory. JTS, n.s. 51.2 (2000), pp. 515-532, хотя эти авторы воздерживаются от прямых оценочных суждений. Даже такой симпатизирующий Леонтию Византийскому автор, как К.-Х. Утеман, отмечает очевидную банальность его аргументации и в конце даже рассматривает возможность того, что текст поврежден: K .- H . Uthemann . Definitionen und Paradigmen in der Rezeption des Dogmas von Chalkedon bis in die Zeit Kaiser Justinians, in J. Van Oort and J. Roldanus (ed.). Chalkedon: Geschichte und Aktualität. Studien zur Rezeption der christologischen Formel von Chalkedon. Leuven, 1997, pp. 54-122, esp. pp. 98-101. Краткое рассмотрение этого вопроса и список литературы можно найти в Grillmeier . Jesus der Christus, 2.2, pp. 210-223.

http://bogoslov.ru/article/6169306

489 . Maréchal J. (S J). Ontology and theology of Christian mysticism//Understanding mysticism/Ed. Woods Richard, O. P. N. Y. 1980. 469–476. 490 . Mayer J. Die christliche Askesë Ihre Wesen und ihrc historische Entfaltung. 1894. 491 . Meester P. de. De monachico statu iuxta disciplinam byzantinam. Statuta selectis fontibus et commentariis instructa. Città del Vaticano. 1942. (Sacra Congregazione per la Chiesa orientale, Codificazione canonica orientale. 2:10). 492 . Mensching G. Das heilige Schweigen. Giessen 1926. 493 . Meredith A. Asceticism – Christian and Greek//JThS 1976. 27. 313–332. 494 . Meredith A. The pneumatology of the Cappadocian Fathers and the Creed of Constantinople//The Irish Theological Quarterly. 1981.48. 196–211. 495 . Merton T. Hesychasm//Diakonia. [USA] 1967. 2(4). 380 sq. 496 . Merton Th. The spiritual father in the desert tradition//CistSt 1968. 3.1. 3–23. 497 . Μεταμρφωση. θνα 1984. [Сб-к статей]. 498 . Meyendorff J. La vision de Dieu en Orient Orthodoxe//Lumière et Vie. 1961. 52(11). 5–22. 499 . Meyendorff J. L’hésychasme, problèmes de sémantique//Mélanges Puech. H.-Ch. P. 1973. 543–547. 500 . Meyendorff J. Byzantine Theology. Historical trends and doctrinal themes. N. Y. 1974. 243. 2 L.: Oxford 1975. Hardy E. R.//Church History. 1975. 44. 397–398; Sherrard P. O. A.//JEH 1975. 26. 430–431; Rexine J. E.//Amer. Hist. Rev. 1976. 81. 382–383; Failler A.//REB 1977. 35. 305; Kallistos Ware//JThS 1977. 3(28). 204–208; Podskalsky G.//OCP 1978. 44. 195–197; Gero St.//Speculum. 1980. 35. 1 56–158; Ferguson J.//Relig. Studies. 1982. 18. 111–113; Radi K.//Istorijsk. asopis. 1986. 33. 123–126. пер.: Initiation à la théologie Byzantine. L’histoire et la doctrine. P. 1975. Karmires// Θεολογα 1976. 47. 406–401; Jacobs H.//NRTh 1976. 98. 720–721; G.R.A.//Contacts. 1976. 94. 173–175; Зилонский A.//ВРХД 1977. 120. 60–64; Gouillard J.//Cahiers Civil. Médiév. 1978. 82. 195–196. пер.: Majendorf Jovan. Buзahmujcko ucmopujcku токови и догматске теме. Kragujevac 1985. пер.: Bysantinsk teologi. Historik och lora. Skelleftea 1995. пер.: Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. М. 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

by C. Meyers, R.S. Kraemer, T. Craven. Houghton Mifflin Books, 2001. P. 21, 94–95, 148–149. 92 Буквально: «дела рождения». Но γνεσις может значить «творение» как совокупность тварных вещей (ср. L, s.v. 3), и я предпочитаю более широкое значение (в отличие от G.P. 248, n. 2). 93 Фр. 316 (на Мф.14:6–8 ): «Жена царя Трахонитского, – [т. е.] некое порочное мнение и учение, благодаря движениям одноименного [ей] чада, соразмерным для любивших тварные блага (τ γενσεως πργματα), становится причиной того, что ныне в народе нет пророческой главы». 94 Следую переводу Жиро: c’est pour un anniversaire qu’ils dansent, tandis que regne sur eux une doctrine impie (G.P. 249). Но можно перевести: «они танцуют на дне рождения правящего ими беззаконного учения», так как в дальнейшем контексте это «учение» уподобляется Ироду, справляющему свой день рождения. 95 Ср. Phil. De ebr. 208–209. О влиянии Филона на Оригена см.: Runia D.T. Philo and the Church Fathers: A Collection of Papers. Brill, 1997. P. 117–126; Hoek A., van den. Philo and Origen: A Descriptive Catalogue of their Relationship//The Studia Philonica Annual, 2000. 12. P. 44–121; Thummel H.G. Philon und Origenes//Origeniana octava. Р. 275–286. Для большинства ссылок на Филона в оригеновских текстах характерна расплывчатость формулировки, с которой мы сталкиваемся и в данном месте («кто-то из наших предшественников»). Ср. Runia D.T. Op. cit. P. 125. 98 Фр. 318 (на Мф.14:10 ): «И ныне Иудеи убивают пророчества не открыто, но словно в темнице и тайно. Ибо они у них мертвы и обезглавлены, так как у них нет главного [в пророчестве] – Иисуса Христа, Который у нас невредим, ибо, говорит он, „Кость Его не сокрушится“». 101 Имеется в виду, что жалость представляет собой πθος, «страдание» или «претерпевание». Это парадоксальное высказывание, в котором платоническое представление о бесстрастности Бога (ср. PA 2:4, 4; HN (l.) 23:2//PG 12, 718 C; Sel. Ez. 16//PG 13, 809 D) совмещается с утверждением Его способности страдать из-за любви к людям (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

L. E. DupiN (католик, умер в 1719): Nouvelle Bibliotèque des auteurs ecclésiastiques, contenant l " histoire de leur vie, etc. Par. 1688–1715, 47 vols. 8°, продолжено Coujet, Petit–Didier до XVIII века, с критикой В. Simon, 61 vols., 9 th ed. Par. 1698 sqq.; еще одно, неполное издание – Amstel. 1690–1713, 20 vols. 4°. Remi Ceillier (католик, умер в 1761): Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques. Par. 1729-«63, 23 vols. 4°; новое издание с дополнениями Par. 1858–1865, 14 vols. Более полное и точное, но менее либеральное, чем Дюпен; доходит до середины XIII века. Will. Cave (англиканин, умер в 1713): Scriptorum ecclesiasticorum Historia literaria, a Christo nato usque ad saecul. XIV, Lond. 1688–98, 2 vols.; Geneva 1720; Colon. 1722; лучшее издание – Waterland, Oxf. 1740–43, репринт – Basle 1741-»45. Этот труд организован с делением на столетия (saeculum Apostolicum, s. Gnosticum, s. Novatianum, s. Arianum, s. Nestorianum, s. Eutychianum, s. Monotheleticum, etc.). W. Cave: Lives of the most eminent fathers of the church that flourished in the first four centuries. Лучшее издание – пересмотренное, Henry Cary. Oxf. 1840, 3 vols. Chas. Oudin (сначала монах, потом протестант, библиотекарь Лейденского университета, умер в 1717): Commentarius de scriptoribus ecclesiae antiquis illorumque scriptis, a Bellarmino, Possevino, Caveo, Dupin et aliis omissis, ad ann. 1460. Lips. 1722. 3 vols. fol. John Alb. Fabricius («ученейший, подробнейший и полезнейший из библиографов», родился Лейпциге в 1668, профессор красноречия в Гамбурге, умер в 1736): Bibliotheca Graeca, sive notitia scriptorum veterum Graecorum; ed. III. Hamb. 1718-«28, 14 vols.; ed. IV. – G. Chr. Harless, с дополнениями. Hamb. 1790-»1811,12 vols, (незавершенное). Этот великий труд, результат сорока лет работы, охватывает всех греческих авторов до начала XVIII века, но неудобно построен. (Ценное дополнение к нему – S. F. G. Hoffmann: Bibliographisches Lexicon der gesummten Literatur der Griechen. Leipz. 3 vols.), 2 nd ed. 1844-«45. J. A. Fabricius опубликовал также Bibliotheca Latina mediae et infimae aetatis, Hamb. 1734-»46, 6 vols, (дополненный вариант Mansi, Padua 1754, 3 tom.), и Bibliotheca ecclesiastica, Hamb. 1718, 1 vol. fol., содержит также списки церковных авторов, составленные Иеронимом, Геннадием, Исидором, Ильдефонсом, Тритемием (умер в 1515 г.), и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Подробнее об эстетике Ямвлиха см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики, [т. VII, кн. 1], с. 122 и далее. 93 Об эстетических взглядах Филона см.: Лосев А. Ф. Указ, соч., [т. VI], с. 82 - 128. 94 Трубецкой С. Н. Филон и его предшественники. - Вопросы философии и психологии. М., 1898, кн. 1, с. 177. 95 Подробнее см.: Danielou. Philon d " Alexandrie, Paris. 1958. 96 См.: Siegfried С. Philo von Alexandria als Ausleger des Alten Testaments. Jena, 1875, S. 140-141, а также: Иваницкий В. Ф. Филон Александрийский: Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911, с. 511-512. Т. Моммзен писал: «Филон, один из самых знатных и богатых иудеев эпохи Тиберия, фактически относится к своей родной религии не многим иначе, чем Цицерон - к религии римской; однако сам он считал, что не уничтожает ее, но лишь раскрывает ее внутренний смысл» (Моммзен Т. Указ. соч., т. V, с. 443). 97 См.: Wolfson H. A. The philosophy of the church fathers. Cambridge (Mass.), 1956, vol. 1. Следует, правда, отметить, что в этой «координатной системе» не всегда можно точно определить параметры того или другого явления христианской философии, ибо Вольфсон в своей предшествующей монографии («Philo. Foundatiohs of religion philosophy in Judaism, Christianity and Islam». Cambridge (Mass.), 1947, vol. 1-2) во многом модернизирует взгляды Филона, пытаясь, по меткому выражению его оппонента К. Бормана, «превратить Филона из эклектика в систематика» (Bormann K. Die Ideen- und Logoslehre Philos von Alexandrien: Eine Auseinandersetzung mit H. A. Wolfson. Köln. 1955, S. 5). 98 Подробнее о теории познания Филона см. в указанной монографии Г. А. Вольфсона, а также в работах: Freudenthal M. Die Erkenntnislehre Philos von Alexandria. Berlin, 1891; Jonas H. Op. cit., Bd. II, H. l, S. 70-121. 99  При цитировании работ Филона дается общепринятое сокращенное латинское название работы, глава и параграф по изданию: Philonis Alexandrini Opera Ed. L. Cohn et P. Wendland. Berolini. 1896-1926, vol. I-VII. 100 τ γρ ν, ν στιν, οχ τν πρς τι - De mut. nom. 27. Трансцендентный характер Бога у Филона и вытекающий отсюда агностицизм подчеркивает в своем исследовании Г. Ионас: Jonas H. Op. cit., Bd. II, Η. l, S. 74-80; 82-83. 101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

463 Евстохий был так занят оригенистскими волнениями в Палестине, что не мог участвовать в Константинопольском соборе 553 г. 464 Ср. текст: Diekamp F. Die origenistische Streitigkeiten im sechsten Jahrhundert und das fünfte allgemeine Konzil. Münster-in-W., 1899. S. 90—97 (ср. также: PG 86. Col. 989—993). 465 ACO. IV. 1. P. 218; англ, перевод см.: A Select Library of Nicene and Post-Nicene Fathers… 14. P. 314. 466 Собраны Diekamp F. Op. cit. P. 98—112 и включают авторитетное свидетельство Кирилла Скифопольского (Vita Sabae. Ed. cit. P.I 19) и мнение более поздних пап, которые считают, что Вигилий одобрил осуждение Оригена вместе с другими решениями собора. 467 Дидим Слепой — в IV веке преемник Оригена как главы александрийской школы. 468 Текст трактата Юстиниана не сохранился, хотя общее его содержание известно. Исчез этот текст, вероятнее всего, потому, что императору нужно было оставить за собой «последнее слово» в постановлениях 553 г., а они не во всем совпадали с его собственным текстом. Этот пример, как и многие другие, показывает действительную ограниченность императорской власти в византийских церковных постановлениях 469 Такое истолкование, основанное на данных Факунда Гермианского и Либерата Карфагенского (двух упорных западных защитников «Трех Глав», заинтересованных в том, чтобы представить их осуждение как случайное), часто встречается в научных трудах; ср., например: Jedin-Dolan. History. III. P. 450—451. 470 Изд. Schwartz E. AGO. IV. 2. P.191—192. 471 Мандат Ипатию см.: Mansi. IX. Col. 364; англ, перевод см.: Roman State and Christian Church. III. P. 981. 472 PL 68. Col. 921—928. 473 Об этой попытке Константинополя вознести Равенну как соперницу Рима вплоть до объявления ее «апостольской кафедрой» см.: Dvornik F. The idea of Apostolicity in Byzantium. Cambridge, Mass., 1958. P.151—152; Richards J. Popes. P.154—156; ср. также ниже. 474 Текст в PL 67. Col. 527—854. О Факунде см. монографию русского ученого А. Доброклонского. Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту трех глав, Москва, 1880.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010