Примечательно уже употребление термина в древних латинских источниках. Если фрагмент Муратория употребляет catholica ecclesia без ближайших пояснений, как греческий технический термин, то всё же остаётся вопросом: какое ближайшее значение соединял с ним составитель фрагмента? Под такое же сомнение можно поставить и Тертуллиана , ради неясности значения у него термина. Несколько яснее отношение к термину Иринея: уклонение его от употребления этого, несомненно древнехристианского, термина даёт видеть, что он был недостаточно ясен для писателя и уже искал себе замены в других терминах. В таком же быть может отношении к термину стоит и сам Ориген , но не его латинский переводчик, употребляющий греческое catholicus в техническом значении, „православный.“ Разъяснение даёт Киприан. Уже заглавие сочинения, посвящённого раскрытию единства церкви „De catholicae Ecclesiae unitate“ (ed. Hartel, 1. 209), сближает идею „кафоличности“ с идеей „единства“ или „единственности вселенской церкви“. В такой связи термин повторяется несколько раз. Epist, XLV. 1. Hart, 2. 600. 5: contra sacramentum semel traditum divinae dispositionis et catholicae unitatis. XLVI. Hart, 604. 10 sq: contra Dei dispositionem, contra evangelicam legem, contra institutionis catholicae unitatem alium episcopum fieri consensisse. XLIX. 2. Hart 2, 611. 14. sq: unum Deum, unum Christum Dominum, unum Sanctum Spiritum, unum episcopum in catholica (Ecclesia) esse debere. LXX. 1. Hart, 767. 1: ecclesia catholica una est. LXXI. 2. Hart. 773. 9: per omnia debemus Ecclesiae catholicae unitatem tenere. Cp. Sent. episcop. 9. Hart. 1. 447: venientes ad Ecclesiam haereticos integro et catholico baptismate baptizari debere, – и Epist, XXV. Hart, 2. 558: catholica fides. Почти совсем ясно, что „соборность“ для Киприана выражалась в позднее раскрытой и осуществлённой, римско-папистической и отчасти греко-византийской, идее внешне-канонического, догматического и литургического единства, вселенскости и ортодоксальности Церкви, вопреки особности и индивидуализму ересей. Такое же понимание термина быть может надо видеть и у Ипполита Philosoph. IX. 2. Migne Gr.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11 Nicephori. 41: κλιπαρν — ε ζντα ουστινιανν την κεφαλν ατω κπμψαι.12 Раскопки Русского археологического института в Константинополе//Известия. Т. X.13 Псал. 91, 13. 14 Theoph. 368, 16: κλευσε Στεφνω τω πατρικω και στρατηγ νυκτς ποκτεναι τον δμον Κωνσταντινουπλεως, αρ " ξασΟαι δε απ του πατριρχου. 15 Theophanes. 376; Nicephori. 44. 16 Nicephori. 44: " Εκ τε των στρατιωτικν καταλγων, τι δε κα του γεωργικο και των βαναοσικν τεχνν, των τε εκ του συγκλτου βουλς και του της πλεως δμου. 17 Theoph. 379, 23: Δια του κριο τον λεγμενον Κεντηναρσιον πργον καταβαλντος. Ср. такого же наименования башню в Никее//Известия инст. III. 180. 18 Gregorovius. II. 182—199. Сноски к главе V 1 Pauli Diaconi. 11, 32. Post cuius mortem Langobardi per annos decem regem non habentes sub dicibus fuerunt; Hartmann. Geschichte Italiens im Mittelal-ter. 11; 1 Halfte. Gotha, 1900. 2 Hartmann. Untersuchungen zur Geschichte der Byz. Verwaltung in Italien. S. 8; Diehl. Etudes sur I " administr. byzant. dans 1 " Exarchat de Ravenne. P. 6—22. 3 Migne. Patrol. Lat. LXXII. Col. 703.4 Diehl. L " exarchat de Ravenne. P. 174, 175. 5 О папе Григории обширная литература. Укажем: Lau. Gregor I nach seinem Leben. 1845; Hartmann. Gesch. Italiens. II. I. S. 120. На русском: Успенский Ф. Церковно-полит. деят. папы Григория. Казань, 1901. 6 Migne. Patr. lat. LXXIV, 1010. Lib. 11. Horn. VI; Gregorovius. Geschichte der Stadt Rom. II. S. 42—45.7 Gregorovius. Geschichte der Stadt Rom. II. S. 59—60. 8 Epist. IV, 24. Так, папа поручает диакону Григорию: «Propterea experien-tiae tuae praecipimus ut de vita et actibus ipsius (речь идет об епископе) subtili indagatione studeat perscrutari... ad nos eum cum scriptis tuis de his, quae in veritate cognoveris, omni modo sub competenti cautela transmitte.» 9 Разбор вопроса в книге Успенского: Церковно-политич. деятельность папы Григория. С. 208 и ел.10 Migne. LXXVn. Epistol. Lib. XIII. Epist. XXXI. 11 Edictum Rotharis. Ed. Bluhme. Mon. Germ. Разбор эдикта: Hegel. Gesch. der Stadteverfassung in Italien. I. S. 386; В runner. Deutsche Rechtsgesch. I; Hartmann. Gesch. Italiens. II. 2, 1. Кар.

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

   II Cor. 5: 10.17; 6: 14—16; 7: 1.    Ср. трехчастное деление души у Платона (Rep. IV 435 b — 441 c).    II Cor. 6: 16.    Cf. Mt. 5: 27—28.    II Cor. 6: 16—18.    II Cor. 7: 1; 11: 2.    II Cor. 11: 3.    I Pet. 2: 11—12; 15—16.    Mt. 5: 27; Rom. 7: 7.    Rom. 7: 7; 7: 17—18; 20. 23—24; 8: 10. 2—4.11.    Лакуна в тексте.    I Tim. 3: 4—5; I Cor. 7: 22—24.    Rom. 7: 2; I Cor. 7: 39—40.    Татиан (или Тациан), ок. 150 г. н.э., автор труда, называемого Diatessaron, представляющего собой попытку гармонизировать все версии Евангелия. Из других источников известно, что он действительно ратовал за крайний аскетизм.    I Tim. 4: 1—5.    Rom. 14: 21; I Cor. 7: 8.    Климент цитирует Epist. Barnabae, 11: 9. Источник этого «пророчества» неизвестен.    1Кор. 7: 32—33.34.    Действительно, см.: Strom. VII 75, 3; VI 147, 1.    Is. 50: 1; Bar. 3: 10.    I Tim. 5: 14—15.    I Tim. 2: 15.    Cf. Jer. 3: 4.    Exod. 20: 14; Deut. 5: 18.    Имя это до Иеронима никем, кроме Климента, не упоминается. Трудно сказать что-либо более определенное относительно воззрений этого раннехристианского писателя. См. т.ж.: Strom. I 101.    В этой фразе или в манускрипте, или же у самого Климента, части предложения не вполне согласованы. Смысл, однако, ясен.    Mt. 19: 12; Is. 56: 3.    Этот же пассаж цитируется Климентом Римским (II Clem. Ad Cor. 12, 2).    Cf. Plato, Phaedo 81 c; Phaedrus 248 c.    II Cor. 11: 3.    Gen. 3: 21; cf. Philo, Legum Allegoriae, III 69.    1Кор. 7: 1—2.5.    Источник неизвестен.    Io. 13: 33; Gal. 4: 19; I Cor. 4: 15.    Deut. 23: 1; Mt. 19: 12. О соблюдающих пост говорится в Oxyrhynchus Papyrus 1, 3 (J. Ferguson).    II Esd. 5: 35.    Cf. I Cor. 7: 6.    В смысле, «и познал Адам жену свою Еву…». Cf. Gen. 2: 9.    Место неизвестное. Ср. Rev. 9: 10.19.    Оба эти слова означают «хвост», однако часто используются для указания на половой член. Метафора, впрочем, вполне очевидная. Именно так употребляется, например, последнее слово в комедии Аристофана (Aristophanes, Thesmophoriazusae, 239).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Считаю здесь своим долгом предупредить, что в дальнейшем цитирую творения Амвросия по двум изданиям: 1) PL 14–16 и 2) CSEL 32. 40 Nos autem objecti barbaricis motibus, et bellorum procellis, in medio versamur omnium moles- tiarum freto, et pro his laboribus et periculis graviora colligimus futurae vitae pericula [Мы же, подвергнувшись волнениям варваров и бурям войн, находимся в середине моря всех [этих) неприятностей, и к этим невзгодам и опасностям присовокупляем еще большие опасности будущей жизни] (Ambrosius Mediolanensis. Epistula 59, 3, PL 16:1182). 46 Paulinus Mediolanensis. Vita sancti Ambrosii, 9, PL 14, 30. Cp.: Selecta veterum testimonia. Nicolai papae I ex epist. ad Photium, PL 14,118. 48 Edoctus liberalibus disciplinis [(Амвросий) обучился свободным наукам...] (Paulinus Mediolanensis. Vita sancti Ambrosii, 5, PL 14:28). κα πειϑο τ λληνικ κα μοσ γεγυμνασμνος. [(Амвросий) обучился и греческому красноречию и поэтическому искусству] (Auctor incertus. Vita et institutum, 3, PL 14:48). 50 Ego enim raptus de tribunalibus atque administrationis infulis ad sacerdotium, docere vos coepi, quod ipse non didici. Itaque factum est, ut prius docere inciperem, quam discere. Discendum igitur mihi simul et docendum est; quoniam non vacavit ante discere [Ибо, будучи взят на священство от дел судебных и гражданских, начал учить вас тому, чему сам не учился. И так случилось, что я прежде начал учить, нежели учиться. Потому надлежит мне учиться и учить одновременно; поскольку прежде не имел на то времени] (Ambrosius Mediolanensis. De officiis ministrorum I, 4, PL 16, 24–25). 51 Non in Ecclesiae nutritus sinu, non edomitus a puero [He был вскормлен в Церкви, не был приучен с детства...] (Ambrosius Mediolanensis. De poenitentia II, 72, PL 16, 514–515). Cp.: Broglie J. V. A. de. Op. cit. P. 16. 66 Inibi multa secundum leges et publicam disciplinam pro quiete et tranquillitate perorasset [...Там же он многое говорил согласное с законами и гражданским порядком ради (восстановления) мира и спокойствия] (Rufinus Aquileiensis.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

3120. См.: epist. 4. 15. 3121. В действительности в Персидский залив. 3122. Ср. у Филона, leg. alleg. 1. 21. 69: «Третья река – Тигр, он течет в землях ассирийцев. Третья добродетель – благоразумие, противостоящее наслаждению, которое, как кажется, является уступкой человеческой слабости»; 1. 22. 72: «Евфрат символизирует четвертую добродетель, справедливость». 3123. См.: Лев 19:13. 3124. См.: Втор. 24:14–15. 3125. Ср.: Тов. 2:8; 14:49; 16:54. 3126. О милостыне см.: Тов. 4:7–11. 3127. Ср.: Тов. 4:1–2. 3128. Ср.: Abr. 1. 5. 35. 3129. См.: Суд. 20:44. 3130. См.: Быт. 34:25. 3131. Ср.: Abr. 1. 9. 93. Ср. также у Тертуллиана (uirg. uel. 11). 3132. Ср. у Тертуллиана (ad uxor. 2. 9). 3133. См.: Числ. 25:1–18. Ваал–Фегор – идол, почитавшийся моавитянами и мадианитянами. 3134. См.: Числ. 25:8. 3135. Историю Самсона см.: Суд. 13–16. 3136. Самсон был судьей Израиля в течение 20 лет (см.: Суд. 15:20; 16:31). 3137. Ср. у Иосифа Флавия (antiq. iud. 5. 8. 2). 3138. Совр. Хирбет–Тибне. 3139. Ср. у Иосифа Флавия (antiq. iud. 5. 8. 6). 3140. То же добавление про женщину у Иосифа Флавия (antiq. iud 5. 8. 6). 3141. См.: Суд. 15:1–8. 3142. Ср. у Вергилия, Аеп. 3 606: si pereo, hominum manibus perisse innabit. 3143. См.: Суд. 15:11–16. 3144. Такого названия местности в Священном Писании не обнаружено. – Примеч. ред. 3145. Ср.: Суд. 16:3. В тексте Писания речь идет о воротах, которые Самсон унес из города. 3146. См.: Суд. 16:4–20. 3147. См.: Суд. 16:30. 3148. Здесь и далее свт. Амвросий в своих рассуждениях следует Оригену (см. in Rom. 6. 8.) О пользе закона свт. Амвросий пишет в lacob 1. 4, 13–14, 21. – Примеч ред. 3149. Ср.:2 Кор. 3:3. 3150. Ср.: Рим. 3:19. 3151. Ср.: Рим. 3:19. 3152. См. Кол. 2:14. 3153. Ср.: Рим. 5:20. 3154. См. Тит. 3:5. 3155. Ср. Рим. 5:9. 3156. Ср.: Числ. 15:32–36. 3157. См.: Исх. 20:25. 3158. Ср.: Ис. 6:9; Мф. 13:14; Ин. 12:40; Деян 28:26; Рим. 11:8. 3159. Блж. Августин пишет, что свт. Амвросий часто в своих проповедях приводил эту цитату (см. conf. 6. 4). – Примеч. ред.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Deut. 5:9. 2549 О том, что Василид учил о перевоплощении Климент пишет в четвертой книге своего основного произведения. Грешные души, согласно Василиду, вынуждены проводить здесь еще одну жизнь как наказание, избранные же за их свидетельствование (или мучения — diaÜ marturi/ou) получают отпущение грехов (Strom. IV, 83,2). Об этом же говорит Ориген (In Epist. ad Rom., 5). 2550 Двусмысленный пассаж. Тишина понимает Отца, но свойственным ей образом (см. след. Извл. 30). Фактически, только Сын знает его. Casey предложил kate/laben исправить как не понимала ou) kate/laben. Однако такое исправление, как справедливо замечает Sagnard, в данном контексте неоправданно. Термин kate/laben cf. Io. 1:5. 2551 Col. 2:9. 2552 Io. 1:2; Phil. 2:7. 2553 Текст испорчен. Casey предполагает лакуну после слова Топос: w(/ste kaiÜ tou=To/pou tw=n klh/twn taÜ a)ggelikaÜ au)th?=proba/llousa par ) au(th?=kate/xei… Избранные — это духовные сущности, которые созданы от начала. Что может создать и оставить при себе София? Очевидно, душевные сущности (то есть, женское семя или душевную природу) и того самого архонта, который здесь называется Топосом, в то время как у Иринея и Ипполита — Творцом или Демиургом. Возможно, это особенности терминологии самого Теодота. 2554 Mt. 5:16. 2555 Io. 1:9. 2556 Cf. Lc. 14:27. 2557 Весь последующий третий раздел базируется на том же источнике, что и Irenaeus, Adv. Haer. I 4,5 — 7,5. 2558 Col. 1: 16; Phil. 2: 9–11; Eph. 4: 9. 2559 I Cor. 11:10. 2560 Io. 1:3. 2561 Cf. Irenaeus, Adv. Haer. I 8, 5; Heracleon, fr. 2; Philo, De opifitio Mundi 30,31. 2562 Rom. 8: 20–22. 2563 Cf. Mt. 5:25; Rom. 7:25; Lk. 12:58; Mt. 12:29. 2564 Cf. Mt. 13:25; 13:39; Io. 10:1. 2565 Ср. фр. А Валентина. 2566 I Cor. 15: 47. 2567 Rom. 11:17.24. 2568 Rom. 11:25 sq. 2569 Cf. Rom. 5:12.14.20–21; Hebr. 2:14–15. 2570 o( me/gaj a)gwnisth/j. Cf. Clemens, Prot. 110, 3. 2571 eu(=ren )Ihsou=j (чтение предложенное Bunsen, MSS: Ihsou=n) Xristo/n e)ndu/sasqai toÜn prokekhrugme/non. 2572 LP. sfo/dra, Sofi/a? Sagnard. 2573

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Источники и литература Ф. И. Успенский. История Византийской империи Сноски к Введению 1 See bo m. Village Community. В«Журн. Мин. Нар. Просв.» за 1911 г. (март и апрель) помещена статья по этому вопросу профессора Π Γ. Виноградова. 2 Monum. Germaniae Historica. Capitularia ed. Boretius (Capitul. de villis и Capit. Aquisgranense). 3 Λμπρος Μιχαλ Ακομιντου τα σωζμενα. II. Ρ. 207—208; моя книга «Образование второго Болгарского царства». Прилож., с. 65—66. 4 Nicetas Acominatus. P. 391, 537, 761. Период I Сноски к главе II 1 Herodoti, I. V. С. 923. Русский перев. Ф. Г. Мищенко. 11.18—49. 2 Cod. Theod. IX. 14, 3. 3 Polybii Hist. lib. XXXVI. С. 4 (V. IV. P. 106 sq. ed. Dindorf). 4 Annal. XII. 63. 5 Seeck. Geschichte des Untergangs der antiken Welt. Берлин, 1895—1909. 3 тт.; Bury. A History of the later Roman Empire. T. I. Introduction; Schurtze. Geschichte des Untergangs des griechisch-romischen Heidentums. Иена, 1887—1892. 2 тт.; Корелин. Падение античного миросозерцания. СПб•., 1895; Boissier. La fin du paganisme. Париж; есть рус. перев. 1892—1894. Москва. Сноски к главе III 1 Описание Тацита. Annales. XV. 38—45. Литература обширная. Назовем: Baur. Das Christenthum der drei ersten Jahrhunderten; Hausrath. Neutes-tamentliche Zeitgeschichte; Renan. Ongines du christianisme, и др. 2 Suetonius. Nero. C. 38. 3 Dio Cassius. 62, 16. 4 Priamum felicem vocabat, quod superstes omnium suorum extitisset. 5 Annales. XV. 44. 6 Schiller. Nero. S. 433. Anm. 4. 7 Suetonius. Tib. 36. 8 Plinii epist. X, XCVI. 9 Acta S. Maximiliani: «Mihi non licet militare quia christianus sum»; «Non possum militare, non possum malefacere». 10 Burckhardt. Die Zeit Constantins des Grossen. 3. Aufl. S. 308—309. 11 Burckhardt, 157; Wietersheim. Geschichte der Volkerwanderung. B. III. S. 223. 12 Vita Constantini. C. 28. 13 Panegyr. Nazarii. C. 14. 14 Lactantii. C. 48; Eusebii. Historia ecclesiastica. X. 5. 15 Vita Constantini. II. 24—42, манифест к язычникам; II. 48—60 — к восточным народам. 16 Burckhardt. Die Zeit Constantins des Grossen. S. 340—341.

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

XXXI, 960 Β: ποχ τν δων); 3) умеренное, вынуждаемое самой необходимостью, насыщение пищей (против 3-го вида чревобесия) и благодарное вкушение даров Божиих, а не пресыщение ими (И. Кассиан, De coenobior. instit. с. 14, p. 230, ibid. с. 23, p. 240 С.; Исидор Пелусиот , Epist. lib. I, 383 и 384. Μ. 1. с. p. 400). в) Души. В этом отношении имеет значение душевное воздержание, усовершающее внутреннего человека (Исследования. К сноске абзац начало: «Из сказанного о телесном воздержании»), а вместе с ним и внешнего. Попечение о душе, ведущее к подавлению чревобесной похоти, имеет своей целью отвлечь её от телесного и сосредоточить её внимание на духовном. Достижению этой цели содействуют: страх Божий ( Ефрем Сирин , Περ τν κτ λογισμν, p. 422), желание совершенства (И. Кассиан, De coenobior. inst. lib. V, c. 14, p. 229 ВС.): desiderium perfectionis), непрерывные духовные занятия (ibid.), любовь к добродетелям и помышление о красоте небесных вещей. «Мы, – говорит И. Кассиан, – никоим образом не могли бы презирать настоящие снеди, если бы ум, предавшись божественному созерцанию, не услаждался любовью к добродетелям и красотой небесных вещей (ibid. р. 230 В.). Некоторые из указанных средств предлагаются и бл. Диадохом; он советует пользоваться только необходимым (гл. 55), воздерживаться от многих и сладостных снедей и напитков (Исследования. К сноске гл. 50 и 51), презирать сладости настоящей жизни ради вкушения сладости Божией (гл. 44 конец). Последняя мысль и выражение её очень сходны с вышеприведённым местом из сочинения И. Кассиана (De coenobior. Lib. V, с. 14, р. 230 В.). Сравнение учения бл. Диадоха о чревобесии с учением о нём других церковных писателей показало, что 1) автором не выяснена обстоятельно природа чревобесной страсти; 2) не сделано определение её; 3) обозначены признаки только двух видов её (2-го и 3-го); 4) не отмечено место её в списке главных восьми страстей; 5) не поименованы ни помысл, ни демон чревобесия; 6) указаны только некоторые средства для подавления этой страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

789 Диог. Лаэрц., VII, 115–116 и др. По вопросу о том, к какому разряду вещей следует отнести δον, учение стоиков, вообще, отличается значительной неясностью, неопределенностью и некоторой непоследовательностью, откуда и возникают разногласия ученых в точной формулировке этого пункта стоической этики (Ср. у Pearson’a, Fragm. of Zeno 127–128, стр. 167–170. и Fragm. of Cleaothes 88–89, стр. 309–311). 790 в подтверждение своего мнения, ссылается на Диог. Лаэрц. VII. 130. Stob. Eclog. II. 120; ср. II, 118; 164. Cic. Tusc. IV, 72. Plut., Com. not. 1073 с и P lat., Phädr. 76. 791 Диог. Лаэрц., VII, 113. Stob., Eclog. II. 174; особенно Seneca, Epist. 116, 5, где этот взгляд приписывается Панэтию. – Подробнее об этом см. у Hirzelя, ibid. II Th. 1, а. З87–403. 792 Stob., Eclog. II, 7, 10, p. 88, 6 (w.). II, 90, 7 (w.). Диог. Лаэрц., VII, 140. Cic., De fin III, 10. Ill, 11. Ill, 35. Tusc. Ill, 25. IV, 14–15. IV, 21; 22. IV, 7, 14. Andronic., Περ παθν 1, p. 11 (Kreuttner). Galen., Hipp. et Plat. plac. p. 322 (K.). 336 (K.). 416 (K.). 419 (K.). Plut., Vir. mor. p. 441a и др. (Подроб. см. Arnim, III, Fragm. 377–420, стр. 92–102). 793 К видовым понятиям πιθυμα стоики относят следующие страсти: ργ, θομς, χλος, πιχρα, μνις, χτος, ρως, μερρος, πθος, δυσμνεια, δσγνοια, ψιχορα, ιψοφθαλμα, σπνις, τραχυτς, ρις, προςπθεια, φιληδονα, φιλοζρηματα, φιλοτιμα, φιλοζοα, φιλοσωματα, γαστριμαργα, ονοφλυγα, λαγνε и некоторые другие. Разновидностями δον, по учению стоиков, являются страсти: σμενισμς, τρψις, χλησις, πιχαιρεχαχα, γοητεα и т. п. К разновидностям φβος стоики относят: χνος, ασχνη, δεμα, δος, χπληξις, χατπληξις, δειλα, ψοφοδεα, γονα, μλλησις, ωδα, θρυβος, δεισιδαιμονα и т. п. Наконец, разновидностями λπη стоики считают такого рода душевные движения, как λεος, φθνος, ζλος, ζηλοτυπα, δυσθυμα, συμφορ, χθος, χος, σφαχελισμς, πνθος, δυςχρανσις χλησις, δνη, να, μεταμλεια, σγχυσις, θυμα, ση, νμεσις, δυσφορα, γος, βαρυθυμα, χλασις, φροντς, οχτος и др. Andronicus, Περ παθν, 2, p. 12; 3p. 15; 4, p. 16; 5, p. 19 (Kreuttner). Stob., Eclog., Il, 90, 7 (w.). II, 92, 18 (w.). II, 91, 10 (w.). II, 92, 7 (w.). Диог. Лаэрц., VII, 110. 112. 113. 121. 123. Cic., Tusc. IV, 17–18. Mur. § 61. Acad. II, 113. August., Contra Acad. II, 11. Nemes., De nat. hom. c. 19–21. Lactant., Instit. III, 23 и др. (Подроб. см. Arnim, III, Fragm. 377–420, стр. 92–102. Pearson. Fragm. of Zeno 152–159, стр. 192–196).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

   Известный стоический парадокс.    Стоический парадокс. См. SVF III 589—603.    Plato, Theaetetus 176 b.    Philo, Vita Mos. I 22. Филона Климент называет «пифагорейцем» еще раз (I 72, 4). Подробнее об этом примечательном обстоятельстве, равно как и о пифагорейских пристрастиях самого Климента см: Е.В. Афонасин. o(Klhme» puqagorizeï «Гносеология» Климента Александрийского и неопифагорейская традиция. — Историко-философский ежегодник, 99. М., 2001, с. 31—63, в особенности с. 40.    Cf. Lk. 6: 36.    Chrysippus, fr. mor. 4—9; SVF III 4—9.    Cf. Aristoteles, Ethica Nicomachea, VIII 3, 1156 a.    Cf. Prov. 21: 26.    Cf. Prov. 2: 21—22.    Cf. Homer., Odyssea XVII 415.    Добавлено для заполнения возможной лакуны и уточнения смысла.    II Cor. 8: 12—14.    Euripides, Antiope, fr. 200 N.    Dan. 1; 6; 3: 6.    [Plato] Minos, 319; «собеседником» Бога Гомер называет Миноса (Odyssea, XIX, 179).    Cf. Gal. 6: 14.    Plato, Phaedrus 266 a; Homer., Odyssea II, 406.    Euripides, Andromache, 629.    Euripides, Orestes, 1287.    Antisthenes, fr. 11, 1.    Xenophon, Memorabilia II 1, 30.    Ariston, fr. 370 SVF I 85.    Plato, Leg. I 633 d; Phaedo, 83 d.    Cf. Mk. 8: 35.    Plato, Phaedrus, 81 a.    Cf. Eph. 6: 11.    II Cor. 10: 4—5.    Cf. Philo, Leges Alleg. II 22.    Cf. Plato, Phaedrus, 230 d.    Cf. E. de Faye, Gnostiques et Gnosticisme (Paris, 1925), p. 46, n.1, где отмечается сходство этого пассажа с Plato, Rep. 588 b.    H. Jonas сравнивает этот образ с аналогичным у Порфирия, Ad. Marc. 21 (The Gnostic Religion, Boston, 1963, p. 283).    Cf. Mt. 19: 17.    Ипполит пересказывает этот образ в Ref. VI 34. Представление о том, что демоны населяют человека и используют его в своих целях, было довольно распространено в античности. Образ постоялого двора (или караван-сарая) см. также Государство Платона (Rep. 580 a 4 f.), Corpus Hermeticum 16,14; Epist. Barnab. 16,7; Origen, De principiis III, 3,5. Интересные детали см. в: J. Whittaker, " Valentinus fr.2 " , Studies in Platonism and Patristic Thought, XXVI.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010