с. 928: «Созерцающие сила и энергия Того, Кто ведает все прежде рождения, и Его власть и промысел»; ср. с. 937, 956. 432 S. Greg. Palam. cap. 96//PG. CL. С. 1181; cp.: cap. 97,98,100,102; cap. 103, с. 1192; cap. 135, c. 1216. 5. Marci Ephes. apud Gasz., S. 217. 433 S. Greg. Palam. cap. 125//PG. CL. C. 1209; S. Marc. Ephes., apud Gasz, c. 14, S. 220; c. 9, S. 219; c. 22, S. 225; cp.: c. 10, S. 209. 435 Византийское богословие о силах и действиях Божьих еще ожидает монографического исследования, тем более, что большинство творений св. Григория Паламы остается еще в рукописях. Общую характеристику эпохи и богословских движений см. у En. Порфирия («Первое путешествие в афонские монастыри и скиты», часть II, с. 358 сл.) и его же «Историю Афона», ч. III, отд. 2, с. 234 сл.; Архим. Модест. Св. Григорий Палама , архиеп. Солунский. Киев, 1860. С. 58–70, 113–130; En. Алексий. Византийские церковные мистики XIV века. Казань, 1906, и в Собрании сочинений, том I; Παπαμιχαλ Γ. X. γιος Γρηγριος Παλαμς αρχιεπσκοπος Θεσσαλονκης. Πετροπολις – λεξνδρει, 1911; русское изложение в библиографической статье И. И. Соколова в «Журнале Министерства народного просвещения», 1913, апрель-июль. Восточное различение «сущности» и «энергии» было встречено резким осуждением в католическом богословии. Наиболее подробно и резко об этом говорит Петавий (Opus de theologicis dogmaticus, editio Thomas. Barri-Ducis, 1864. Tomus 1,1.1. C. 12–13,145–160; III, 5. 273–276). 438 S. Athanas. С. arian. II, 31//PG. XXVI. С. 212; рус. пер. II, 302: «Не ради нас получило бытие Божье Слово; напротив, мы ради Его получили бытие, и о Нем создашася всяческая ( Кол.1:16 ). Не по нашей немощи, Он, как мощный, получил бытие от единого Отца, чтобы Им, как орудием, создать Отцу и нас. Да не будет сего! Не таково учение истины! Если бы угодно было и не созидать тварей, тем не менее было Слово у Бога, и в Нем был Отец. Тварям невозможно было получить бытие без Слова, потому и получили бытие Им, – что и справедливо. Поскольку Слово есть собственный, по естеству, Сын Божий сущности; поскольку Оно от Бога и в Боге, как само изрекло о сем, то созданиям невозможно было не Им получить бытие».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   Concil. Ephes. pag. 332.    Concil. Ephes. pag. 379.    Феодорит. церк. истор. кн. V, гл. 9.    См. службу в неделю св. Отец.    Книга правил... СПб. 1838, стр. 3.    Collat. III, apud Gennad. pag. 317.    Там же стр. 4.    Там же стр. 5.    Defens anathem. 8, tom. II concil. Binii, pag. 457.    Commonit. cap. 1, § 2 et cap. 4.    «Вот мы показали, говорит он, как это учение передаваемо было от Отцов к Отцам, как бы из рук в руки». De Synod. Nicen. decret. n. 27.    См. глав. 29, в творениях св. Отцов, VII, 341—350.    «Мы написали, говорит он, книгу против Нестория, везде последуя определениям св. Отцов». Epist. ad Successum.    См., например, его разговоры между Еранистом и православным, в Хр. Чт. 1846, I. 62—75, 388—396.    Epist. CXLII ad Fortanat., n. 15. Ту же мысль повторяет он in Epist. LXXX, ad Hyeronim, n. 3; in lib. XI, сар. 5 contra Ezustum; in lib. VII, cap. 20 contra Donatist. Так рассуждает св. Амвросий in Epist. 47, tom. III, pag. 152. Basil. 1527.     Wicent. Lerinens. Commonitoriam 1.    Вообще, когда речь идёт об Отцах Церкви и употреблении их свидетельств, нельзя не порекомендовать прекрасного сочинения этого древнего писателя, под заглавием: Commonitoriam... В последний раз оно издано — in Theolog. Cursu completo, tom, 1, pag. 911—961. Paris, 1842.    См. Трулльского Собора правило 2.    См. систему любого из них: Фейера, Либермана, Перроне и др.    См., например, в Догмат. Богословии Протоиерея Терновского, между понятиями предварительными о свойствах истинной Церкви и православии Церкви восточной кафолической.    См. также, какую угодно, систему, протестантских богословов.    См. системы православного Богословия: Архимандрита Иакинфа Карпинского (pag. 168, Lipsiae, 1786), Преосвящ. Иринея Фальковского (tom. II, pag. 150—151, Mosquae, 1802), Иеромонаха Ювеналия (часть 3, стр. 47. Москва, 1806), Преосвящ. Феофилакта (par. I, pag. 333—334, Petrop. 1818), особенно же — Православное учение или Христианское Богословие Преосвященного Платона (стр. 54, СПб. 1701), и Разговоры между испыт. и увер. о православии восточной Церкви Преосвященного Филарета (стр. 59 и далее. Москва 1833).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

III. Тело и его связь с душой. Человеческое тело, по В. М., так же двойственно, как душа. Следуя повествованию кн. Бытие, он говорит, что Бог взял прах земной и создал из него тело человека (Adv. Ar. I 62. 9-14). Даже тело человека имело образ Божий, поскольку было создано «по образу вышней плоти Слова», т. е. по образу «духовной плоти» Спасителя, к-рую Христос актуально приобрел после Своего Воскресения и к-рая предполагается в качестве буд. конечного состояния человека после всеобщего воскресения (Ibid. I 64. 15-19). Нынешнее, земное, тело подвержено непрерывным изменениям (Ibid. I 62. 9-10). Вместе с тем вслед за неоплатониками В. М. утверждает, что соединение души с телом связано с удалением души от Бога и духовного мира; весь материальный мир творится для того, чтобы души, попав в него, через чувственное познание достигли истинного умственного познания мира и его Творца (In Ephes. 1. 4). Связь между человеческой душой и телом В. М. воспринимает как весьма случайную и временную и, т. о., отступает здесь от христ. традиции, рассматривающей человека как единство души и тела (ср.: 1 Фес 5. 23; Iren. Adv. haer. V 6. 1; Greg. Nyss. Contr. Eun. II; см. также ст. Антропология ). IV. Грехопадение и его последствия. Подобно платоникам и Оригену, В. М. полагает, что первородный грех состоял гл. обр. в ниспадении пребывавших в умопостигаемом мире человеческих душ в мир чувственный. Однако он соединяет неоплатоническое представление о грехопадении всеобщей души с библейским повествованием о свободном грехопадении человека (Ibid. 1. 7). Согласно В. М., когда душа, обладающая мыслительной способностью, взирает на Божественный Ум, она объединяется с ним и тоже становится «как бы умом», поскольку в умственном мире единство есть созерцание. Но когда душа отвращается от Божественного Ума, она и себя, и свой ум тащит вниз, к чувственному миру: душа воплощается и переходит в область только мыслящего, но не умопостигаемого. Ее жизненное влечение постепенно становится все более грубым. Когда душа погружается в материальные элементы, а затем опутывается плотскими узами, смешиваясь с тлением и смертью, она порождает лишь призрак жизни (Adv. Ar. IV 11. 13-20). Рассматривая воплощение как страдание и источник греха, В. М. не называет его виной или пороком, добавившимся к сущности души, но лишь ее меньшим совершенством (In Ephes. 1. 4, 1. 7). Греховную природу человек наследует от плотского, материального, рождения (Ibid. 2. 3).

http://pravenc.ru/text/158588.html

396. Св. Иоанн Златоуст. In: Epist. ad Ephes, cap. Vi, Homil. 3. 397. Св. Афанасий Великий. " De Incarnat " , 54. 398. Св. Иоанн Златоуст. Exposition in Psalm. VIII, 1. 399. " Братья Карамазовы " , т.12, с.70. 400. Там же, с.380. 401. Там же, с.69-70. 402. Там же, с.280-281. 403. Там же, с.83. 404. " Подросток " , m.VIII, с.220,219. 405. 1Кор.2:16. 406. Курсив Достоевского. 407. " Дневник писателя " , m.VIII, с.369. 408. " Подросток " , m.VIII, с.369. 409. Св. Иоанн Златоуст. Ad. Ephes. Homil. IX,3. 410. E.C. Mayne. " Letters of Dostojevsky " , р.135. 411. " Идиот " , m.VI, с.412. 412. Христолюбивая душа православного христианина в восхищении молится чудесному Господу Иисусу: " Иисусе, всея твари Украсителю, помилуй мя " . - Акафист Иисусу Сладчайшему, икос 4. 413. Ср.: Прем.2:23. 414. " Дневник писателя " , m.XI, с.476. 415. " Братья Карамазовы " , m.XII, с.372. 416. E.C. Mayne. " Letters of Dostojevsky " , р.135. Наивысшая полнота жизни Душа европейского человека раздроблена на части, мелкие, как атомы, и современный мир, созерцаемый в этой душе, представляется хаотичной, дробящейся, одичавшей стихией, которая никак не может вылиться в благозвучную симфонию любви. Душа христоносного человека соборна, целостна, ибо через богочеловеческие добродетели исцелилась от трагической раздробленности, и если глядеть на современный мир через призму такой души, мир видится монадой, которая устремлена к своей блаженной полноте, к чудесному Господу Иисусу. К наивысшей полноте жизни приходят через наивысшую полноту личности, ибо проблема жизни решается одновременно в проблеме личности. Достоевский, более чем кто-либо, знает о безмерной ценности человеческой личности, поэтому на примерах своих отрицательных и положительных героев неутомимо ищет отгадку загадочности человеческой личности. На своих антигероях он опробовал все пути человекобога, но не смог решить " проклятой проблемы " личности. На своих положительных героях он опробовал евангельский путь и пришел к заключению, что Богочеловек Христос - единственное решение " проклятой проблемы " человеческой личности. Дорога, ведущая к разрешению проблемы личности - это личное подвизание в евангельских добродетелях, в личном подвижничестве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1087 Послания Игнатия некоторые делили на две группы, из которых одна признавалась подлинной, другая – позднейшей. Некоторые признавали подлинной самую краткую редакцию этих посланий – сирскую. При этом в подлинных посланиях видели именно свидетельство о раннейшем устройстве Церкви. Напротив, в неподлинных посланиях усматривали ясные следы позднейшего устройства. Такое противопоставление подробно делает Bohringer («Die alte Kirche». Bd. Th 1. 33–46). В позднее, по его мнению, прибавленных четырех посланиях сквозит явная цель – возвышение и прославление обособившегося от пресвитериата епископата в специфически иерархическом смысле 41). 1088 Период этот следует и еще сократить лет на двадцать, потому что, как мы уже видели, даже Гарнак и Зом при анализе первого послания Климента Римского признают, что в нем уже даны все элементы позднейшего католицизма. 1091 Ad Philad. 8, 1. «ς νθpωπος ες νωσιν κατηpτισμνος». О единении или единомыслии см. еще Ad Ephes. 2, 2; 4, 1–2; 5, 1–2; 13, 1–2; 14, 1. Ad Magn. 1, 2; 6, 1–2; 7, 1–2; 13, 2; 15. Ad Trall 12, 2; 13, 2. Ad Philad. ргооет 2, 1–2; 3, 1–2; 7, 2; 11, 2. Ad Smyrn. 12, 2. Ad Polyc. 1, 2; 8, 3. Прот. П. Преображенский пишет о св. Игнатие: «Мысль о внутреннем и внешнем единстве Церкви, увещания христианам к соблюдению его так часто встречаются в посланиях св. Игнатия, так глубоко занимали его душу, проникали все его наставления, что справедливо можно назвать св. Игнатия учителем единения». Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 267. 1095 Ad Magn. 7, 2: «Ως ες να να συντpχετε θεο, ς π ν θυσιαστpιον, π να ησον Χpιστν». 1118 Упоминание о лжеучителях-докетах встречается неизменно почти во всех посланиях св. Игнатия. См, напр.: Ad Ephes. 7, 9. Ad Magn. 8, 10, 11; Ad Trall. 6, 8, 9, 10; Ad Philad. 6; Ad Smyrn 2, 4, 7 и др. Подробно о доминирующем в настроении св. Игнатия чувстве, под действием которого писал он малоасийским Церквам, см. у В. Н. Мышцына , цит. соч. С. 295 и далее. 1119 См.: В. Н. Мышцын . С. 299: «Для него епископ, как и вообще церковная власть, сам по себе, как очевидный и не нуждающийся ни в каком обосновании факт, является вполне надежным и даже единственным оплотом истинной веры, локализирующим в себе истинное, не подлежащее никакому сомнения христианство».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   См. выше примеч. 116.    Точн. Изл. пр. веры, кн. III, гл. II, стр. 166. Или как замечает св. Прокл: «выражением: плоть бысть, Евангелист показывает неделимость совершеннейшего соединения. Ибо как единица не может быть разделена на две единицы, потому что если бы могла так разделяться, то была бы не единица, а двоица: так и то, что по совершеннейшему единению есть едино, не может быть разделено на двое» (Посл. к армян. о вере, в Хр. Чт. 1841, I, 359). Мысли других древних учителей, как понимать выражение: Слово плоть бысть, собрал еще блаж. Феодорит в разгов. 1 между еранист. и правосл. (см. в Хр. Чт. 1846, I, 69—76).    См. св. Кирилл. алекс. о вочеловеч. Господа, гл. 9, в Хр. Чт. 1847, III, 176—183.    Дамаск. Точн. Изл. пр. веры кн. III, гл. 12, отр. 168. На те же слова апостольские (Гал. 4:4) св. Амвросий замечает следующее: «Сказал: Сына своего, а не из многих единого, не усыновленного, а своего. Сказав: Своего, указал на вечное рождение Сына; а когда за тем присовокупил: рождаемого от жены, показал, что и его рождение к Нему же относится, но рождение не по Божеству, а по восприятию Им человечества» (Apud Binium, Concil. Ephes. T. I, Part. II, Act. I, p. 195).    «Назвал Его Христом, дабы показать, что Он сделался истинным человеком: назвал Его происшедшим от Иудеев по плоти, дабы доказать, что Он стал существовать не с того только времени, как воплотился; сказал о Нем: сый, дабы провозгласить, что Он безначален; сказал: сый над всеми, дабы возвестить, что он есть Господь твари; назвал Богом. дабы мы, обманувшись Его видом и страстями, не отвергли бессмертного естества Его; назвал благословенным, дабы поклонялись Ему, как Вседержителю, а не порицали Его, как подобного нам раба; оказал о Нем: во веки, дабы показать, что создавший их (веки) словом всегда в них и возвещается, как Бог» (св. Прокл. послан. к армян. о вере, в Хр. Чт. 1841, 1, 373—374).    Apud Bingham. Origin. eccles. lib. X, c. 4.    Concil. Ephes. T. 1, Patr. II, act. 1, p. 121, apud Bin.    В Хр. Чт. 1841, 1, 57—58.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Разбирая вопрос о соотношении Божественной благодати и свободы человека в деле его спасения, В. М. предвосхищает т. зр. блж. Августина. С одной стороны, он справедливо полагает, что человек является господином своей воли и за добро получает добрые награды (merita de bonis bona), а за злодеяния - наказания (In Ephes. 4. 27). С др. стороны, под влиянием богословия Посланий ап. Павла он в поздний период жизни отказывается от своей философской (неоплатонической) антропологии в пользу представления об абсолютно независимом и в нек-ром роде принудительном действии Божественной благодати на человеческую волю. Согласно В. М., после грехопадения воля человека стала «плотской», «мирской» (In Philip. 2. 13; In Ephes. 2. 3). Души, попавшие в плен греховных страстей и обмана чувств, не способны разорвать эти оковы. Поэтому волю к исполнению добрых дел и спасению и сами добрые дела производит в падшем человеке Сам Бог (In Philip. 2. 12-13, 4. 8; In Galat. 3. 6; In Ephes. 4. 17-18). Благодать Божия «подается не по заслугам, но по милости Божией» (In Galat. 5. 4-5; ср.: In Ephes. 2. 7; Aug. De Trinit. XIII 17). Снискать ее можно не делами закона, а только верой (sola fide), к-рая сама есть дар Божий (In Philip. 1. 29-30; 3. 13; In Galat. 1. 6; 3. 2; In Ephes. 3. 18-19). Оправдание происходит так же, не делами, а верой: одной лишь веры в Иисуса Христа достаточно для оправдания и освобождения человека (In Galat. 3. 9, 22). Вслед за ап. Павлом В. М. различает праведность человеческую, достигаемую исполнением закона, и праведность от Бога, к-рая дается по вере во Христа (In Philip. 3. 9). В. М. даже настаивает на том, что христ. совершенство не основывается на нравственных поступках человека, поскольку они ему не принадлежат (Ibid. 3. 13-14; 4. 8). Он склоняется к своего рода квиетизму, когда утверждает, что спасение не зависит от усилий человека, что оно - лишь вера во Христа (In Ephes. 2. 15): «Иметь совершенную веру во Христа не подразумевает никакого труда, никакой трудности, но всего лишь волю души, преданную и доверяющую» (Ibid. 6. 11). Экклезиология и сакраментология

http://pravenc.ru/text/158588.html

Smyrn. 1. I. р. 234 при указании на крещение Господа буквально приведены слова из Мф. 3:15 : να πληρωθ πσα δικαιοσνη π’ ατν. Характерное πσα δικαιοσνη показывает, что цитат приведен именно по Матфею, а не по Евионитскому евангелию евреев, т. е. по испорченной редакции арамейского Матфея, где читалось: φες, τι οτως στ πρπον πληρωθναι πντα (Епиф. Haeres. XXX, 13. Dind. II: 106). Polyc. II, 2. p. 246–248: φρνιμος γνου ς φις ν πασιν κα κραιος ς περιστερ= Мф.10:16 . Ephes. XIV. 2. p. 184 Мф.12:33 Лк. 6:34 : φανερν τ δνδρον π το καρπο ατο. Smyrn. VI, 1. p. 238: χωρν χωρετω Мф.19:12 . Указанная в index’e Функа Smyrn. III. 1–2. p. 236 параллель Лк. 24:39 , по ясному свидетельству Иеронима (De vir. ill. с. XVI: М. XXIII. 633–634. В), взято из евангелия евреев. (Ср. Евс. Н. Е. III. 36, Н. Hein. р. 144. Ориг. Deprine. proem 8 М. XI. 119. ср. Pseudo-Ign. ad Smyrn. III. 1–2. Funk. II 144; Theodoret, Dial. II. Migne LXXXIII. 169. В. см. у Resch’a op. cit. S. 411 и сл. Cornely, Intr. Spec. v. III. 34. nota 4 и Funk, Op. cit. p. 236 237 nota ad h. loc. Связь с терминологией Ев. Иоанна находим в следующих местах: Magnes. VI – VIII р. 194–198: ς (И. Хр) πρ ανων παρ πατρ ν κα ν τλει φνη… σπερ κριος νευ το πατρς οδν ποησεν… Χριστν τν φ’ νς πατρς προελθντα κα ες να ντα κα χωρσαντα… ες θες στιν, φανερσας αυτν δι ησο Χριστο το υο ατο, ς στιν ατο λγος π σιγς προελθν, ς κατ πντα εηρστησεν τ πμψαντι ατν ср. Ин. 1:1; 5:19:30; 8:29:42; 13:3; 16:27–28; 17:5 и др. Philad. VII, 1 p. 228: πνεμα… οδεν, πθεν ρχεται κα πο πγει ср. Ин. 3:8 ; ρχων το ανος τοτου Ephes. XVII, 1; XIX, 1. p. 186; Magnes. 1:2. p. 192; Trall. IV. 2. p. 206; Rom. VII, 1 . p. 220 Philad. VI, 2. p. 228 ср. Ин.12:31; 14:30; 16:11 ; θρα το πατρς Philad. IX, 1. p. 230 cp. Ин. 10:9 ; δωρ ζν, ρτος Θεο, στι σρξ Ι. Χριστο Rom. VII, 2–3 . p. 220 cp. Ин. 4:10–15:6: 32:45, 51 ; ζω ανις Ephes XVIII. 1. p. 186; Polyc. II, 3 p. 248; cp. Ин. 4:14 и др. Phil. II, 1 . p. 224 Τκνα φωτς, ληθεας, που ποιμν στιν, κε ς πρβατα κολουθετε· πολλο γρ λκοι cp. Ин. 12:36; 10:11 сл. и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Smyrn. 1. I. р. 234 при указании на крещение Господа буквально приведены слова из Мф. 3:15 : να πληρωθ πσα δικαιοσνη π’ ατν. Характерное πσα δικαιοσνη показывает, что цитат приведен именно по Матфею, а не по Евионитскому евангелию евреев, т. е. по испорченной редакции арамейского Матфея, где читалось: φες, τι οτως στ πρπον πληρωθναι πντα (Епиф. Haeres. XXX, 13. Dind. II: 106). Polyc. II, 2. p. 246–248: φρνιμος γνου ς φις ν πασιν κα κραιος ς περιστερ= Мф. 10:16 . Ephes. XIV. 2. p. 184 Мф. 12:33 Лк. 6:34 : φανερν τ δνδρον π το καρπο ατο. Smyrn. VI, 1. p. 238: χωρν χωρετω Мф. 19:12. Указанная в index " е Функа Smyrn. III. 1–2. p. 236 параллель Лк. 24:39 , по ясному свидетельству Иеронима (De vir. ill. с. XVI: М. XXIII. 633–634. В), взято из евангелия евреев. (Ср. Евс. Н. Е. III. 36, Н. Hein. р. 144. Ориг. Deprine. proem 8 М. XI. 119. ср. Pseudo-Ign. ad Smyrn. III. 1–2. Funk. II 144; Theodoret, Dial. II. Migne LXXXIII. 169. В. см. у Resclía op. cit. S. 411 и сл. Cornely, Intr. Spec. v. III. 34. nota 4 и Funk, Op. cit. p. 236 237 nota ad h. loc. Связь с терминологией Ев. Иоанна находим в следующих местах: Magnes. VI – VIII р. 194–198: ς (И. Хр) πρ ανων παρ πατρ ν κα ν τλει φνη.... σπερ κριος νευ το πατρς οδν ποησεν… Χριστν τν φ’ νς πατρς προελθντα κα ες να ντα κα χωρσαντα.... ες θες στιν, φανερσας αυτν δι ησο Χριστο το υο ατο, ς στιν ατο λγος π σιγς προελθν, ς κατ πντα εηρστησεν τ πμψαντι ατν ср. Ин. 1:1; 5:19, 30; 8:29, 42; 13:3; 16:27–28; 17:5 и др. Philad. VII, 1 p. 228: πνεμα... οδεν, πθεν ρχεται κα πο πγε ср. Ин. 3:8 ; ρχων το ανος τοτου Ephes. XVII, 1; XIX, 1. p. 186; Magnes. 1, 2. p. 192; Trall. IV. 2. p. 206; Rom. VII, 1 . p. 220 Philad. VI, 2. p. 228 ср. Ин. 12:31; 14:30; 16:11 ; θρα το πατρς Philad. IX, 1. p. 230 cp. Ин. 10:9 ; δωρ ζν, ρτος Θεο, στι σρξ Ι Χριστο Rom. VII, 2–3 . p. 220 cp. Ин. 4:10–15: 6:32, 45, 51 ; ζω ανις Ephes XVIII. 1. p. 186; Polyc. II, 3 p. 248; cp. Ин. 4:14 и др. Phil. II, 1 . p. 224 Τκνα φωτς, ληθεας, που ποιμν στιν, κε ς πρβατα κολουθετε. πολλο γρ λκοι cp. Ин. 12:36; 10:11 сл. и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Curs. Compl. Migne, Ser. gr. t. LXII. In epistol. ad Ephes. cap. V, homil. XX, nr. I, col. 136» (6. См. «Введение», с. I, сн. 3). 14 «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем» ( Еккл. 9:9 ). 16 Цит. по электронной версии, со ссылкой на 15:647. Адрес сайта: 17 «…Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившейся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами Для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:9–12 ). 22 Цит. по электронной версии, со ссылкой на 12:302. Адрес сайта: 23 Цит. по электронной версии, со ссылкой на 12:302. Адрес сайта: 24 Цит. по электронной версии, со ссылкой на 14:205. Адрес сайта: 26 П.Д.: Здесь имеется в виду «взаимное вспоможение…, которое христиане не должны ограничивать одними житейскими нуждами, но должны простирать и на духовные потребности, то есть должны вспомоществовать друг другу в деле спасения, утверждать друг друга в вере и уповании на Бога, молиться не только друг за друга, но друг с другом, и таким образом составлять, в малом круге своем, домашнюю церковь . В особенности это нужно, когда Бог дарует им детей – нужно, говорю, для того, чтобы дети их одушевлялись христианскими добродетелями своих родителей» (125:401). 27 Цит. по электронной версии, со ссылкой на 15:647. Адрес сайта: http://optina. 29 Цит. по электронной версии, со ссылкой на 14:205. Адрес сайта: 31 Ниже, в систематизированном виде, приведены тематические цитаты (высказывания святых отцов, учителей Церкви, а также современных православных авторов), отражающие различия в подходе к вопросу о физической (супружеской) близости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010