О некоторых гонимых «измах» Содержание Психологизм Эмоционализм Сентиментализм Рационализм Что значат эти измы?     Каждая эпоха имеет свои лозунги, свои любимые словечки. Борьба идей и стилей, ведущаяся тяжелыми, регулярными армиями ученых, критиков, философов, богословов, заостряется в нескольких крылатых формулах, – употребляемых одними, как оружие, другими, как знамя. Легкая кавалерия публицистов пользуется почти исключительно этим оружием, которое для широких масс кристаллизует духовное содержание века. Изменчива судьба слов; некоторые из них способны навести на элегическое раздумье не хуже похвальных надписей на гробницах древних, некогда славных, но ныне угасших фамилий. Символы, которые для наших дедов были знаком совершенства, бросаются нами для выражения презрения. Мы убиваем словом, которое некогда было увенчивающим лавром: так Локки убивает Бальдура веткой омелы. Давно ли говорили о чувствительности, как о высоком строе души? В следующем  поколении таким патентом на культурное благородство служило слово «позитивизм». Можно ли придумать что-нибудь более компрометирующее, чем эти титулы в наши дни? «Идеализм» и «реализм» по очереди, в вечной смене боевого счастья, то поднимаются, то падают на весах культуры. Я говорю об этом не от усталости душевной, не для того, чтобы вывести из этой неустойчивости оценок урок релятивизма или иронии. Я убежден, что лежащая за поверхностью словесно-литературной борьбы человеческая драма истории полна глубокого  смысла, хотя и трудно уловимого. Изучение судьбы слов, в которых эпоха выражает себя, дает ключ к ее глубине, невыразимой в слове. Я хотел бы предложить взиманию читателя несколько крылатых словечек нашего времени, чтобы за ними уловить дух «времени». Не только для того, чтобы узнать его, но и для того, чтобы с ним бороться. Почему я выбираю не положительные, а отрицательные лозунги века? Потому, что наше время лучше находит себя в отрицании старых, чем в утверждении новых ценностей. В борьбе со старым объединяются чуть ли не все; в поисках нового  начинается разброд. Конечно, можно было бы найти несколько слов, в которых новое поколение пробует утверждать свой идеал жизни: порядок, единство, собранность, дисциплина, строительство, конструктивность... Но ни одно из них не приобрело священного  смысла знамени, за которое борются и умирают. Умирают за революцию, за нацию, за Церковь , за вождя. Но все эти идеалы разделяют, а не соединяют. Объединяющие  врагов боевые или практические добродетели еще не получили освящающих имен. Зато в общей ненависти к отходящему веку все различая исчезают. Атеист-комсомолец и православный фашист подают друг другу руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

«Се предается Сын Человеческий в руки грешников» (иконы и картины) Суд над Иисусом Христом, Сыном Божиим, свершился в пятницу 14 нисана… 2 мая, 2013 Суд над Иисусом Христом, Сыном Божиим, свершился в пятницу 14 нисана… Суд над Иисусом Христом, Сыном Божиим, свершился в пятницу 14 нисана (по еврейскому календарю) в царствование императора Тиверия в Иерусалиме. Начался он ночью и завершился ранним утром. В мировой истории, полной несчетных уголовных разбирательств и процессов, этот суд уникален – был осужден на казнь вочеловечившийся Бог, Иисус Христос. (Иеромонах Иов (Гумеров). «Суд над Иисусом Христом: богословский и юридический взгляд») 14Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! 15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. 16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. Евангелие от Иоанна, 19:14-16 Джеймс Тиссо (1886-1894) Ecce Homo (1560-1570), Хуан де Хуни Ecce Homo (1606), Караваджо Ecce Homo (1515), Квентин Массейс Брамантино Андреа Мантенья Ecce Homo (1639), Гвидо Рени «Ecce homo», Гверчино, 1647 Михай Мункачи Тинторетто Дуччо ди Буонинсенья Маттиас Стомер Неизвестный автор. 1500   Бертрам из Миндена, ок. 1390 Мозаика. Равенна Босх Иероним. Осмеяние Христа Dean Cornwell Якопо из Понтормо У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 марта, 2024 12 марта, 2024 1 марта, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 15 января, 2024 22 декабря, 2023 23 октября, 2023 10 июля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/se-predaetsya-syn-chel...

James Tissot. The message from Pilate’s wife.      November 9 is the feast-day of Claudia Procula, Pontius Pilate’s wife. She was recognized as a holy martyr by the Greek Orthodox, the Coptic and the Ethiopian Churches. The episode connected with her is perhaps among the most mysterious. In the Gospel according to Matthew (Mat. 27:19) we read: When he [Pontius Pilate.—Trans.] was set down on the judgment seat, his wife sent unto him, saying, Have thou nothing to do with that just man: for I have suffered many things this day in a dream because of him. According to many authors, Pilate’s wife was later converted to Christ, and, according to some evidence, she was executed as a Christian. Different sources vary on exactly what happened to Pilate after the Crucifixion of Christ: Eusebius of Caesaria wrote that Pilate had been exiled to Vienne in Gaul where manifold misfortunes eventually caused his suicide; according to other information, Pilate was executed by Emperor Nero; and, finally, the apocryphal tradition referred to his repentance, conversion to Christianity and attributed his execution to his faith in Jesus Christ. Archpriest Oleg Stenyayev speaks about what is known of Pilate’s wife, how she may have suffered, and what Russian people thought of her in olden times. Antonio Ciseri’s portrayal: Ecce Homo (“Behold, the Man!”). Pontius Pilate presents scourged Jesus Christ to Jerusalem residents, with grieving Pilate’s wife in the right corner.      Claudia Procula, according to the third-century early Christian sources (including, first of all, the apocryphal Gospel of Nicodemus), was the wife of Pontius Pilate, a Roman governor. She is venerated as a saint by the Greeks of Cappadocia and by the Ethiopian Church, but there is no universal veneration of her. I saw an icon of Pontius Pilate and his wife in Hurghada, Egypt. I asked the Copts why they venerate them. And I was answered that this veneration dates back to the earliest times. The Church of Greece commemorates Claudia Procula on October 27 according to the old calendar. The Ethiopian Church honors her memory together with that of her husband Pontius Pilate on June 25. Let us take note of the fact that they are commemorated together—the husband and the wife, which makes it one of the earliest examples of the veneration of a couple by Christians. By the way, there are few saintly married couples venerated by our Church.

http://pravoslavie.ru/102542.html

Где бы мы были, когда толпа кричала «Распни Его»? Игумен Нектарий (Морозов) 6 апреля, 2022. Игумен Нектарий (Морозов) Об актуализации Евангелия Михай Мункачи. «Ecce Homo» Смогли бы мы сохранить веру в то, что преследуемый, гонимый — и есть Сын Божий? И сегодня, когда кого-то несправедливо обвиняют в чем-то, мы на чьей стороне? Публикуем проповедь игумена Нектария (Морозова). Игумен Нектарий (Морозов) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! По традиции, дорогие братья и сестры, вечером воскресного дня Великим постом мы собираемся, чтобы совершить последование Акафиста Страстям Христовым. Он должен напомнить нам о том, о чем мы должны помнить на протяжении всей жизни.  О том, какой была цена нашего спасения. О том, что претерпел Господь только лишь ради нас, ради того, чтобы мы, изгнанники из отчего дома, вновь могли вернуться к своему Небесному Отцу.  И каждый раз, когда мы мысленно переносимся в это время, когда Господь был гоним, когда был судим и осужден, когда претерпел распятие и смерть, мы недоумеваем, почему это произошло? Ведь ничего худого не сделал Господь роду иудейскому, людям, живущим на земле. Он исцелял, Он утешал, Он воскрешал умерших. И Он был тем, кем Он является, — воплощенной Любовью.   И тем не менее такова была ненависть человеческая, что те же самые люди, которые наблюдали чудеса исцелений и воскрешения, сами кричали: «Распни, распни Его!» И когда язычник Пилат спрашивал: «Что же худого сделал Христос?» — они ничего не могли ответить на это. Только продолжали кричать: «Распни Его». Кричали еще громче и с еще большей ненавистью. Об этом очень хорошо говорит апостол: свет пришел в мир — а люди больше возлюбили тьму. В этом свете их злые дела оказывались слишком явными, слишком очевидными. Им невозможно было скрыться.  Именно эта любовь к темным делам, к тем делам, которые выражали собой самую суть сердец множества людей, и заставила их возненавидеть Христа. Заставила их восстать против Него.  Антонио Чизери. «Се, человек» Но не только для того мы прочитываем евангельские строки, не только для того мы внимаем словам Акафиста, чтобы сердце наше сокрушилось и умирилось. Мы читаем это все для того, чтобы задаться самым важным вопросом. Где бы мы оказались в то время, когда беснующаяся толпа кричала «Распни Его»?

http://pravmir.ru/gde-by-my-byli-kogda-t...

Джеймс Тиссо. Послание от жены Пилата      9 ноября – день памяти Клавдии Прокулы, жены Понтия Пилата. Она признана святой мученицей в Греческой, Коптской и Эфиопской церквах. Эпизод, связанный с ней, наверное, один из самых загадочных. В Евангелии от Матфея (27: 19) читаем: «Между тем, как сидел он (Понтий Пилат. – Ред. ) на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». Об обращении жены Пилата ко Христу пишут многие авторы, есть сведения, что она была казнена как христианка. О том, как складывалась судьба Пилата после распятия Спасителя, источники сообщают разные сведения: согласно Евсевию Кесарийскому, Пилат был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству; по другим сообщениям, он был казнен Нероном; апокрифическое же предание говорит о его раскаянии, обращении в христианство и казнь его связывает с его верой во Христа. О том, что известно о жене Пилата, как именно она могла пострадать, как воспринимали ее на Руси, рассказывает протоиерей Олег Стеняев . Антонио Чизери, Ecce Homo (Се, Человек!). Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата      Клавдию, о которой упоминается во Втором послании к Тимофею, Предание считает женой Понтия Пилата Клавдия Прокула, согласно древнехристианским источникам, восходящим к III веку, а это, прежде всего, апокрифическое «Евангелие от Никодима», была женой Понтия Пилата , римского правителя. В греческой Каппадокии и Эфиопской церкви она причислена к лику святых. Но повсеместно не почитается. Я видел икону Понтия Пилата и его жены в Хургаде в Египте. Расспрашивал коптов о том, почему они их почитают. Мне сказали, что эта традиция восходит к самым древним временам. В Греческой Церкви ее память совершается 27 октября по юлианскому календарю. Эфиопская церковь совершает память Клавдии Прокулы вместе с ее мужем Понтием Пилатом 25 июня. Заметим, что их почитают вместе – мужа и жену, и это один из самых ранних случаев христианского прославления четы. В нашей Церкви, кстати, таких святых супружеских пар мало.

http://pravoslavie.ru/87482.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед нами известный евангельский сюжет, повествующий о пути Господа нашего Иисуса Христа на страсти. На картине запечатлен момент, когда прокуратор Иудеи Понтий Пилат выносит приговор Спасителю, выведя Его к народу, желая возбудить сострадание в их душах. Однако же народ, некогда приветствовавший Сына Божия пальмовыми ветвями и возглашавший Осанну при входе в Иерусалим, теперь в неистовстве кричал: «Распни Его, распни!», ликуя при оглашении смертного приговора. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины» ( Ин. 19: 5 ) Описание Художник показывает вынесение смертного приговора Иисусу, как бы погружая зрителя в казалось бы далекие события. С этой целью художник новаторски выстраивает перспективу: зритель как будто сам стоит на балконе, присутствуя при оглашении приговора. Лица людей, кричащих вслед Спасителю: «Распни!» освещены жгучим Иерусалимским солнцем, одна лишь Клавдия Прокула – супруга Понтия Пилата повёрнута к зрителю лицом. Изумительно прописаны драпировки одежд присутствующих на балконе персонажей: они буквально светятся под лучами солнца, создавая ощущение легкости, воздушности раннего летнего утра. На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса Христа жителям Иерусалима. Он представляет Иисуса перед толпой величественным жестом. Художник изображает своих персонажей со спины, не показывая их лиц, за исключением жены римского правителя.  Кажется, она  выражает свою убежденность в том, что Христос невиновен, но никто ее не слышит. В этой картине художник делает отсылки к знаменитой книге Э. Ренана «Жизнь Иисуса», пытаясь создать полотно на историческую тему, где Спаситель предстает как человек, как персонаж истории. Толпа образует отдаленную массу, почти лишенную индивидуальности, не случайно внимание зрителя здесь сосредоточено на второстепенных фигурах свиты Пилата, его супруги,охранников, секретаря и пр. История Последние три десятилетия художник создавал работы для миссионерских религиозных орденов Капуцинов, монахов Биджи и францисканцев Ордена Гроба Господня. Самые известные картины Чизери — «Семь мучеников Маккавеев и мать их, Святая Соломия» (1863), «Ecce homo» (1871), «Перенесение тела Христа в гробницу» (1883) и др. Рекомендуемая литература Тематическая подборка 2 комментария Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/ecce-homo/

Любовь Письма от Валентины Они были знакомы с детства, с восьми лет, когда Андрей впервые отправился за город, в место, называвшееся " пионерский лагерь " . Ему очень не хотелось ехать туда без мамы, среди множества незнакомых ребят. И ощущение сосущей тревоги не покидало его, особенно ночью, когда он лежал среди спящих и не мог уснуть. У Петра и Февронии Как-то принято просить у Петра и Февронии любви, а я вот ездила затем, чтоб от этой самой любви избавиться. Про «попробовать» Разговор о христианском отношении к сексу обычно вызывает самый живой интерес у людей нецерковных… А правда, что до свадьбы совсем нельзя? А как насчет попробовать? Вдруг окажется, что люди не подходят друг другу? Любовь и филология. История семьи «А муж-то чем занимается?» «Он кандидат филологических наук. Но в школе продолжает работать. Детей учит русскому языку и литературе». И тут монах радостно так говорит: «И при этом вы думаете, Господь вас оставит? Никогда не оставит». Балашов. Рассказ-судьба Однажды его прорвало, и Балашов рассказал Антонине про бегство с целины, мерзлый барак и жену полицая, его знобило и трясло, и Антонина положила его голову к себе на колени, мучилась и молилась за его израненную душу. Ecce homo В конце концов, меня никто не спрашивал, хочу я рождаться или не хочу. Мне бы родиться в веке этак тринадцатом, в Шотландии, в замке с драконами... К тому же я не выбираю Бога... Что делать в этом мире без выбора? Жить заново - Ну почему они к нам не приходят? - сквозь слезы говорю я. - Мне ничего от них не надо. Ну пусть просто придут, просто так. Алексей обнимает меня и гладит ладонью по спине. Ничего не говорит. А что тут скажешь, когда не понимаешь причины, по которой самые близкие люди забывают о твоем существовании? Плач на горах Да, я понимаю, что жизнь не может состоять из одних только радостей, что нужно трудиться, нести свой крест. Я всё это понимаю и принимаю, конечно... Но почему в повседневной и, вроде бы, правильной нашей «церковной» жизни так мало подлинной, чистой радости? Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/lyubov/page/33/

Ecce homo В конце концов, меня никто не спрашивал, хочу я рождаться или не хочу. Мне бы родиться в веке этак тринадцатом, в Шотландии, в замке с драконами… К тому же я не выбираю Бога… Что делать в этом мире без выбора? 4 августа, 2011 В конце концов, меня никто не спрашивал, хочу я рождаться или не хочу. Мне бы родиться в веке этак тринадцатом, в Шотландии, в замке с драконами… К тому же я не выбираю Бога… Что делать в этом мире без выбора? Никогда не думал, что смогу полюбить ирисы. Нет, ненависти к ним не было. Люто и яростно я ненавидел только лилии, и было за что, но ирисы — что-то легкомысленно избыточное, даже деревенски наивное было в их облике, и потому я даже не тратил внимания на эти глупые цветы, ведь ненависть — это тоже внимание. Но — лечите зрение картинами ! — на полотне одного жутко известного художника я увидел те же ирисы и — возблагоговел. И цвет, и стройность растений были переданы с безупречной чёткостью натуралиста, ни одна черта не упущена и не искажена, он их не выдумал и не приукрасил, — никаких ухищрений художественной выделки, и наивность и избыточность оставались на своих местах, но — это были другие цветы! И я понял; нет, даже раньше, чем понял, я как-то глубоко пережил, что маэстро смотрел на ирисы другими глазами: его взгляд был взглядом любящего. Воистину, как писал святитель Климент, “повар и пастух видят одну и ту же овцу по-раз¬ному”(2). Ван Гог, Винсент Виллем. Натюрморт с ирисами. 1889. Подумать только: чтобы полюбить цветы, мне понадобился урок посредника. Чтобы полюбить человека, мне тоже нужен посредник, потому что одна тревога давно уже гложет меня: я не люблю людей. Справедливости ради надо сказать, что у меня нет постоянства в этом чувстве — люди неустойчивы и в любви и в ненависти: иногда я готов весь мир расцеловать со всеми его гадюками и кактусами, — и в минуту перемена: оставьте меня в покое, глаза б мои вас не видели. В те времена и мгновения, когда я люто ненавижу или пугающе безразличен к людям, внутренне я осознаю всю правоту слов апостола Иоанна : не любящий брата пребывает в смерти (1 Ин 3:14), и не просто осознаю, но всё существо моё пронзает мертвящий холод, проникающий “до разделения составов и мозгов”, убивающий именно меня.

http://pravmir.ru/ecce-homo/

Если в русском доме действительно находится порог «Судных врат», чрез которые Христос шел за город на крестные страдания, то они являются последней стадией великого крестного пути Спасителя. Этим путем и мы отправились теперь на русские постройки. Крестный путь – путь великий и страшный, в настоящее время – цепь узких, грязных, темных и шумных улиц и переулков Иерусалима. Чего-чего только здесь нет?! Верблюды, ослы, лошади, их погонщики, разносчики всевозможного товара, турки, евреи, арабы, христиане всех национальностей – все столпились на этом пути. Крики погонщиков, ругань арабов, выкрикивания продавцов, рев ослов – все слилось здесь в один нестройный гул. Невозможно грязная улица завалена грудами разного товара, где фрукты перемешались с тушами мяса, галантерейные товары с священными реликвиями. Одним словом, крестный путь Христа в современном Иерусалиме – это одна из самых грязных, быть может в целом мире, шумных, торговых улиц. Не указывает ли это символически на то, как последователи Христа в. современном христ. мире, взявшие на себя крест Его и обещавшие идти Его путем – путем страданий и унижений, идут широкой и шумной дорогой радостей и наслаждений жизни. От Русского дома через Дамасскую улицу мы вошли в узкую улицу-коридор, сквозь арки которой проникают сюда слабые лучи света; серая мраморная колонна обозначает здесь место вторичного падения Христа под тяжестью креста. Далее, среди позднейших построек улицы, занятой грязными, полуоткрытыми лавками, местами проступает остаток древнееврейской стены. Благочестивое предание ознаменовало каждый шаг крестного пути Спасителя священными воспоминаниями. Вот, по преданию, дом евангельского Добрука – сердобольного богача; далее, место, где плакали преданные Христу Иерусалимлянки и где Он, Сам изнемогающий под тяжелой ношей креста, утешал их; вот место, где встретила божественного Страдальца Его Мать и где сострадательный Симон Киринейский взял на себя Его крест. Наконец, мы доходим до излома улицы, где находится древняя арка, известная под названием: «ecce homo».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Интерес фабулы, в его чисто внешнем, синематографическом волшебстве, принимался суровым большевизмом, как законный отдых борца. Лишь интерес к миру души признавался разлагающим. Этой тенденции не объяснить одной политикой. Политике шла навстречу новая литература, с ее тенденциями. Наконец, насилие политики само является орудием той идеи, того замысла новой культуры, которая не ограничена в своем проявлении большевизмом, но представляет последний крик века. В Европе эта тенденция – роман без души – выражается не столь победно... Здесь она парализуется могучим сопротивлением старого  мира, который дает, быть может, накануне умирания, самые прекрасные свои цветы. Во Франции психологический роман, конечно, связан с именем Пруста, открывшим новую глубину человеческой жизни и новые, неиссякаемые темы для психологизирующего искусства. Но Пруст весь, целиком, своими корнями и даже культурными интересами – в XIX веке. Его Франция, его человечество – это Франция 90-х годов. Пруст – не зачинатель, а завершитель. Еще позже, как раз в самые последние годы, расцвел психологический роман в Англии. Но Англия, в своем развитии, чрезвычайно отстала от Европы. Ее интеллигенция переживает сейчас, с одной стороны, эпоху декаданса, с другой – нечто напоминающее русские 60-е годы и Достоевского. Я не хочу сказать, что психологизм в Англии, как и вся ее культура, обречены. Напротив, они могут оказаться источником победоносной и творческой реакции. Но, конечно, не здесь бьется сейчас пульс нового, безумного, самоубийственного  мира. Живопись освободилась от психологизма так давно, что скоро можно будет справлять столетний юбилей преодоления в ней человека. Приблизительно – с импрессионистов. Человек – в его душевности – это «литература», ужас для художника. Лицо человека и его сапоги трактуются в одном плане. Мы настолько привыкли к этому, что даже не удивляемся. Гибель портрета явилась первым результатом преодоления психологизма в живописи. Обездушение музыки было более трудной задачей. Но на наших глазах оно осуществляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010