Spirit of Truth: Ecumenical Perspectives on the Holy Spirit: Papers of the Holy Spirit Consultation, October 24–25, 1985, Brookline, Massachusetts. Sponsored by the Commission on Faith and Order, NCCCUSA; edited by Theodore Stylianopoulos and S. Mark Heim. Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 1986. vi, 197 p. Suttner, Ernst Christoph. Church Unity: Union or Uniatism?: Catholic-Orthodox Ecumenical Perspectives. Translated by Brian Mcneil. Rome: Centre for Indian and Inter-Religious Studies; Bangalore: Dharmaram Publications, 1991. x, 151 p. (Placid lecture series; n. 13.) Swidler, Leonard J., ed. Scripture and Ecumenism: Protestant, Catholic, Orthodox, and Jewish. Pittsburgh: Duquesne University Press, 1965. vii, 197 p. (Duquesne studies. Theological series, 3.) Towards the Healing of Schism: The Sees of Rome and Constantinople: Public Statements and Correspondence Between the Holy See and the Ecumenical Patriarchate, 1958–1984. Edited and translated by E. J. Stormon; introduction by Thomas F. Stransky. NY: Paulist Press, 1987. vii, 559 p. (Ecumenical documents; 3.) Wingenbach, Gregory Charles. Broken, Yet Never Sundered: Orthodox Witness and the Ecumenical Movement. Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 1987. 184 p. Bibliography: p. 165–172. World Council of Churches. Commission on Faith and Order. Standing Commission. Minutes of the Meeting of the Standing Commission Held at the Orthodox Academy, Crete, Greece, 6th-14th April 1984. Geneva: World Council of Churches, 1984. 96 p. (Faith and order paper; n. 121.) World Council of Churches. Orthodox Task Force. Orthodox Contributions to Nairobi: Papers. Compiled and presented by the Orthodox Task Force of the WCC. Geneva: World Council of Churches, 1975. iii, 35 p. Zander, Leon Alexander. Vision and Action. Translated from the Russian by Natalie Duddington, with an introduction by the Bishop of Chichester. London: Gollancz, 1952. 224 p. Zernov, Nicolas. Fellowship of St. Alban & St. Sergius: A Historical Memoir. In collaboration with Militza Zernov. Oxford: The Fellowship, 1979. ii, 32 p.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Высвобождение Священного Предания из человеческих преданий, стремящихся его монополизировать, есть по существу непременное условие его сохранения. Ибо если бы оно окаменело в формах какой-либо определенной культуры, оно не только исключило бы других и предало кафоличность Церкви, но и отождествило бы себя с реальностью преходящей и относительной; ему грозило бы тогда исчезновение вместе с последней. В этом заключается очень важная для современного православия проблема, особенно в связи с его экуменической ответственностью и связями. Было время, когда «христианский Восток» как таковой вызывал энтузиазм в экуменических кругах – как прекрасная, экзотическая и таинственная традиция, привлекательная тем, что она совершенно «иная». Эта фаза ушла в прошлое по мере роста взаимного ознакомления и информации просто потому, что участники экуменического движения приняли православие всерьез. Продолжая ценить возможности всего того, что местные традиции могут привнести в соборную реальность Единой Святой, они с надеждой ожидают саму Единую Церковь. Основной целью экуменической деятельности и мысли является объединение всех. Совершенно очевидная ответственность православных заключается в том, чтобы показать, где это объединение может стать реальностью и как оно может осуществиться. Утверждение Православной Церкви, что она уже и есть Единая Святая, должно подтверждаться эмпирической действительностью ее жизни, так чтобы она в действительности явилась также и Соборной. Это как раз и является целью внутренних реформ Римской церкви, которыми она теперь стремится подтвердить свое собственное подобное утверждение. Однако все усилия принесут плоды, если завершатся встречей не только друг с другом, но и с Господом в духе истины. Быть воистину «экуменическим» – значит быть готовым в любой момент к этой встрече, которая состоится в день и час, когда мы ее меньше всего ожидаем. The Meaning of Tradition Впервые опубл. в: Scripture and Ecumenism: Protestant, Catholic, Orthodox and Jewish/ed. L.J. Swidler. Pittsburgh, Pä Duquesne University Press, 1965 (Duquesne Studies. Theological Series, 3). P. 43–58. Переизд. в: Meyendorff J. Living Tradition. P. 13–26. Впервые на рус. яз. в: Мейендорф И. Живое Предание. 1997. С. 13–32. Переизд. в: Мейендорф И. Живое Предание. 2004. С. 15–38. Публикуется по изданию 1997 г. с необходимыми уточнениями. Пер. с англ. Л. А. Успенской . 34 Ср. с нашим эссе: Meyendorff J. Bible and Tradition in the Orthodox Church//The Student world. Geneva, 1958. 1. P. 39–45.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Высвобождение Священного Предания из человеческих преданий, стремящихся его монополизировать, есть по существу непременное условие его сохранения. Ибо если бы оно окаменело в формах какой-либо определенной культуры, оно не только исключило бы других и предало кафоличность Церкви, но и отождествило бы себя с реальностью преходящей и относительной; ему грозило бы тогда исчезновение вместе с последней.    В этом заключается очень важная для современного православия проблема, особенно в связи с его экуменической ответственностью и связями. Было время, когда «христианский Восток» как таковой вызывал энтузиазм в экуменических кругах — как прекрасная, экзотическая и таинственная традиция, привлекательная тем, что она совершенно «иная». Эта фаза ушла в прошлое по мере роста взаимного ознакомления и информации просто потому, что участники экуменического движения приняли православие всерьез. Продолжая ценить возможности всего того, что местные традиции могут привнести в соборную реальность Единой Святой, они с надеждой ожидают саму Единую Церковь. Основной целью экуменической деятельности и мысли является объединение всех. Совершенно очевидная ответственность православных заключается в том, чтобы показать, где это объединение может стать реальностью и как оно может осуществиться. Утверждение Православной Церкви, что она уже и есть Единая Святая, должно подтверждаться эмпирической действительностью ее жизни, так чтобы она в действительности явилась также и Соборной. Это как раз и является целью внутренних реформ Римской церкви, которыми она теперь стремится подтвердить свое собственное подобное утверждение.    Однако все усилия принесут плоды, если завершатся встречей не только друг с другом, но и с Господом в духе истины. Быть воистину «экуменическим» — значит быть готовым в любой момент к этой встрече, которая состоится в день и час, когда мы ее меньше всего ожидаем.     The Meaning of Tradition    Впервые опубл. в: Scripture and Ecumenism: Protestant, Catholic, Orthodox and Jewish/ed. L.J. Swidler. Pittsburgh, Pä Duquesne University Press, 1965 (Duquesne Studies. Theological Series, 3). P. 43—58.    Переизд. в: Meyendorff J. Living Tradition. P. 13—26.    Впервые на рус. яз. в: Мейендорф И. Живое Предание. 1997. С. 13—32.    Переизд. в: Мейендорф И. Живое Предание. 2004. С. 15—38.    Публикуется по изданию 1997 г. с необходимыми уточнениями.    Пер. с англ. Л. А. Успенской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Asceticism as Cure for Consumerism: An Interview with Fr. Gregory Jensen Source: Eastern Christian Books With the impending release this week of the papal encyclical on ecology, attention is once again focused on the social outworkings of the Christian gospel. As I noted recently, it has often been said that Orthodoxy has not developed its social teaching as much as the Catholic Church has. This is not a point of triumphalism but rather a recognition that--as with so many other things--most of Orthodoxy until 1991 was living under tyrannical rule, either Islamic or communist, and thus in no position to make these developments. But as with so many things in Eastern Christianity in the last quarter-century, we are now happily seeing a stream of books emerge each year to fill in some of the gaps. One such book has just been published. Written by the Orthodox priest-scholar Gregory Jensen, The Cure for Consumerism (154pp.) is the second volume in a new series devoted to Orthodox Christian social thought published by the Acton Institute. I asked him for an interview and here are his thoughts: AD: Tell us about your background Let’s see, my wife and I have been married for 30 years and I’ve been a priest for 18. These are probably the two most important things I can tell you about myself not just personally but also as a scholar. Everything I do flows out of my experiences as a husband and a priest. Professionally, academically, I did my undergraduate work in psychology at the University of Dallas. After graduation I stayed on for an MA in theology (and meet my wife—I had a good year!). My thesis was on ethics in psychotherapy, which got me interested in exploring issues of fundamental anthropology in the social sciences. In 1995 I received my doctorate from Duquesne University’s Institute of Formative Spirituality where I was able study with the late Fr Adrian van Kaam. Both a Catholic priest and a psychologist, van Kaam was instrumental in establishing a critical—but appreciative and collaborative dialogue—between psychology and Christian spirituality.

http://pravoslavie.ru/80008.html

The 2015 Orthodox Christian Camp and Youth Worker Conference will be held at Antiochian Village on January 22-24. Photo: http://orthodoxcamps.org/ The 2015 Orthodox Christian Camp and Youth Worker Conference , with the theme “Walking Alongside our Youth,” will be held at Antiochian Village on January 22-24. The Conference, now in its 13th year, exists to bring all Orthodox Christians doing youth ministry at any level and in any form together for several days to further their education, foster brotherhood, and provide fellowship.  Each year a different jurisdiction of the Orthodox Churches in the United States hosts the Conference, with the input and direction provided by the Orthodox Christian Camp Association and national Church Youth Department directors. Keynote Addresses will be offered by The Rev. Dr. Bogdan Bucur, associate professor of Theology at Duquesne University, and Dr. Stefanie Yazge, professor of Theology at St. Vincent College . A series of workshops focusing on youth ministry as it relates to youth workers and camp staff, daily services, and fellowship, will be available to enable attendees to get to know each other better. Registration is available online  and an early-bird discount is offered through December 15, 2014. Code for blog Since you are here… …we do have a small request. More and more people visit Orthodoxy and the World website. However, resources for editorial are scarce. In comparison to some mass media, we do not make paid subscription. It is our deepest belief that preaching Christ for money is wrong. Having said that, Pravmir provides daily articles from an autonomous news service, weekly wall newspaper for churches, lectorium, photos, videos, hosting and servers. Editors and translators work together towards one goal: to make our four websites possible - Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru and Pravmir.com. Therefore our request for help is understandable. For example, 5 euros a month is it a lot or little? A cup of coffee? It is not that much for a family budget, but it is a significant amount for Pravmir. If everyone reading Pravmir could donate 5 euros a month, they would contribute greatly to our ability to spread the word of Christ, Orthodoxy, life " s purpose, family and society. Also by this author Today " s Articles Most viewed articles Functionality is temporarily unavailable. Most popular authors Functionality is temporarily unavailable. © 2008-2024 Pravmir.com

http://pravmir.com/orthodox-christian-ca...

Тотальность и бесконечное. С. 31. 93 Левинас, От существования к существующему, в: Левинас, Избранное. Тотальность и бесконечное. С. 33. 97 Emmanuel Levinas, God, Death and Time, txans. B. Bergo, Sandford: Sandford University Press, 2000. P. 39–40. 102 Gerald L. Bruns, “The Concepts of Art and Poetry in Emmanuel Levinas ‘Writings’» in: Simon Critchley and Robert Bernasconi, The Cambridge Companion to Levinas, Cam bridge: Cambridge University Press, 2002. P. 218. 106 Jean-François Lyotard, Lessons on the Analytic of the Sublime: Kant’s ‘Critique of Judgment», trans. E. Rottenberg, Stanford, CA: Stanford University Press, 1994. P. 50–58 109 Сам Левинас, иллюстрируя эту мысль, отсылал к статуям Родена: Левинас, «От существования к существующему», в: указ. соч. С. 32–33. 110 Emmanuel Levinas, Nine Talmudic Readings, transi. A. Aronowicz, Bloominton: Indiana University Press, 1994. P. 41. 112 Emmanuel Levinas, Otherwise than Being. Or Beyond Essence, transi. A. Lingis, 1974, Pittsburgh: Duquesne University Press, 1998. P. 110–112. 113 Levinas, “Meaning and Sense” in: A. Peperzak (ed.), Levinas. Basic Philosophical Writings, Bloomington: Indiana University Press, 1996. P. 49. 114 Luce Irigaray, “Questions to Emmanuel Levinas” in: Margaret Whitford (ed.), The Irigaray Reader, Oxford: Blackwell, 1991. P. 180. 118 Левинас, «Трудная свобода», в: Эммануэль. Левинас, Избранное: Трудная свобода. М., 2004. С. 334 119 Левинас пишет об этом в работе Beyond the Verse. Talmudic Readings and Lectures, trans. G.D. Mole, London: Continuum, 2007. P. 161–163. 121 David Bentley Hart, The Beauty of the Infinite. The Aesthetics of Christian Truth, Grand Rap ids, Michigan: Eerdmans, 2003. P. 75–92. (Рус. пер.: Дэвид Харт, Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М.: ББИ, 2010). 122 Левинас, «Тотальность и бесконечное», в: Левинас, Избранное. Тотальность и бесконечное. С. 74 123 Emmanuel Levinas, Ethics and Infinity, trans. R. Cohen, Pittsburgh: Duquesne University Press, 1985. P. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Вот ещё одна из телеграмм. Перевод любительский. ЧЕТВЕРТАЯ # 144 от 09.08.1918 года Ministerio de Estado Cabinete de cifra Roma ( Guiranal) 9 Agosto de 1918 a las 16 Madrid 10 Agosto de 1918 a las 15 El Ambajador de Espana Al Ministro de Estado # 144 Muy reservado : Embajador Rusia que es antiquo colege y amigo vino ayer visitarme y despues de hacerme los mayores elogios del humanitario y hermoso rasgo de nuestro Augusto Soberano , que anque no obtuviera favorable resultado seria debidamente agradecido y apreciando en Rusia me dijo gue creia,como Sonnino, que cualquier gestion de las Potenciaa Aliadas en apoyo de la de Su Majestad serviria para empeorar la suerte de ambas Emperatrices y de las Grandes Duquesas hijas encarseladas ya, pero creia tambien que ninguna de las Emperatrices aceptaria la oferta del Rey si supiesen o sosprechasen que su liberacion se debia a la influencia alemana solicitada por Espana, La Emperatris Madre se encuentra en Kiew, protegida por el Arctman que fue Ayudente del Emperador y en las garras de Alemania a quien profesa odio impacable, y como ostenta esta representacion es en Rusia solamente saldria de alli si se lo aconsejasen si su hermana la Reina de Inglaterra , que tiene sobre ella gran intluencia. La Emperatriz Viuda , que esta trastornada, ha pedido permiso para entrar en un Convento con su hija mayor que se ha senalado como colaboradora politica de su Madre. No cree Giera que quieran salir de Rusia; pero podrian aprovechar las tres hijas menores del Zar la hospitalidad que en Espana las ofrece Su Lajestad . Esta me dijo el Embajador que era su opinion personal y que me la daba a titulo de amigo. Villaurrytia. Посол России, который является старым коллегой и другом, вчера навестил меня и после того, как сделал самые высокие оценки гуманитарных и прекрасных черт нашего Государя Августа (Суверена), поскольку ( даже если бы ) у него не было благоприятного результата, он был бы должным образом благодарен и признателен в России , он сказал мне, что, как Соннино, он верил, что любое управление (руководство) союзных держав в поддержку его Величества служило бы ухудшению удачи ( везения, судьбы) , как обоих императриц, так и Великих Княжон дочерей, уже заключённых в тюрьму, он верил, что ни одна ( никакая) из Императриц не примет предложение Короля , если они знают или подозревают, что их освобождение было ( должно было) вызвано влиянием Германии, запрошенное Испанией.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/18/pr...

174 . A Consultation between “Chalcedonians” and “Non-Chalcedonians”//SVTQ.1964. Vol. 8. P. 149–152. 1965 175 . The Meaning of Tradition//Scripture and Ecumenism: Protestant, Catholic, Orthodox and Jewish/Ed. L. J. Swidler. Pitsburg, PÄ Duquesne University Press, 1965. P. 43–58. 176 . συκασμ ς//ThEE. 1965. T. 6. Ζ. 83–87. 177 . Vatican II: A Preliminary Reaction/Transl. from French by A. E. More-house//SVTQ. 1965. Vol. 9. P. 26–37. 178 . Spirit, Order and Organization from an Orthodox Standpoint//Concept: Papersfrom the Department of Studies in Evangelism. Genevä WCC, 1965. P. 31–39. 1966 179 . Anthropology and Original Sin// John XXIII Lectures. New York: Fordham University Press, 1966. Vol. 1. P. 52–58. 180 . A Christian Theology of Creation// John XXIII Lectures. New York: Fordham University Press, 1966. Vol. 1. P. 59–67. 181 . The Holy Spirit in the Church// John XXIII Lectures. New York: Fordham University Press, 1966. Vol. 1. P. 68–75. 182 . Grecs, Turcs et Juifs en Asie Mineure au XIVe siècle//BF. 1966. Bd. 1.S. 211–217. 183 . Vatican II and Orthodox Theology in America//Vatican II: An Interfaith Appraisal. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1966. P. 611–618. 184 . Papacy: an Issue the Vatican Council Skirted: Orthodox View//Christianity Today. 1966. Vol. 10. P. 6–9. 185 . Чрезвычайное Епархиальное Собрание Православной Архиепископии//ВРСХД. 1966. 80. С. 31–33. 1967 186 . Historical Relativism and Authority in Christian Dogma//SVTQ. 1967.Vol. 11. P. 73–86. Также опубликовано в: • Hermann Dietzfelbinger zum 60. Geburtstag/Hrsg. von F. W. Kantzenbach. Amsterdam: Verlag Adolf M. Hakkert, 1968. S. 225–238. • The Jurist. 1971. Vol. 3. P. 143–162. • Who Decides for the Church: Studies in Co-Responsibility/Ed. J. A. Coriden. Washington, DC: The Canon Law Society of America, 1971. P. 143–162. • The New Man: An Orthodox Reformed Dialogue/Ed. J. Meyendorff, J. Mclelland. New Brunswick: Agora Books, 1973. P. 77–91. Французский перевод: • Relativisme historique et autorité dans le dogme chrétien//Istina. 1969. T. 14. P. 251–264.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

385 В этом посмертном замечании Фрейда Деррида играет двусмысленностью фразы «душа простирается, ничего не зная о том (или: я не знаю о том)»; Jacques Derrida, Le Toucher; Jean-Luc Nancy (Paris: Editions Galilee, 2000), 21 ff. 388 S. Zuckerman, The Social Life of Monkeys and Apes (London, 1932), цит. nö Canetti, Crowds and Power, P. 214. 394 Левинас, Тотальность и бесконечное, здесь и далее пер. И. Вдовиной: Э. Левинас, Избранное. Тотальность и бесконечное. – М. – С.-П6., 2000. – С. 251. 397 «Рядом с ночью как анонимным шелестом il y a существует ночь эротики; за бессонной ночью скрывается ночь тайного, сокровенного, загадочного, убежище невинности... [она] погружена в обманчивую надежность стихии» (ibid, Р. 251). Жак Деррида посвятил главу своего Le Toucher: Jean-Luc Nancy Левинасовой феноменологии ласки (глава IV, «Lmtouchable ou le voeu dabstinence»), и от него не ускользнуло то, что у Левинаса ласка переворачивает структуру этического (см. особ. Р. 107). См. также комментарий Ellen Т. Armour: «Описание ласки Левинасом равноценно обращению (если не извращению) этического» («Touching Transcendence»/Derrida and Religion, ed. Kevin Hart and Yvonne Sherwood. – London: Routledge, 2005. – P 355). 401 «Субъективность чувственности, понимаемая как воплощение, это оставление без возврата, материнство, тело, страждущее для другого, тело пассивности и самоотречения, чистое претерпевание». Emmanuel Levinas, Otherwise than Being, or Beyond Essence, trans. Alphonso Lingis (Pittsburgh, Penn.: Duquesne University Press, 1981), P. 79. 407 Lévinas, Autrement queˆtre ou au-delà de lessence. – Paris: Martinus Nijhoff, 1978. – P. 123. Пер. Л. Карачевцевой. 409 Прокл, Начала теологии, Часть III, XV, « Πν τ πρς αυτ πιστρεπτικο’ν σω’ματο’ν στιν» (ed. Е. R. Dodds. – Oxford: Clarendon Press, 1963). Тело не способно обращаться само на себя или само к себе, следовательно, это единственная материальность. 410 См.: Sorabji, «Aristotle on Demarcating the Five Senses»/Articles on Aristotle, vol. 4, P. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

40 Для Сартра Другой, являющийся мне посредством взгляда, который смотрит-на-меня, это лучший ответ на аргументы солипсизма: «Эти противодействия основываются в действительности на том факте, что другой дается мне как конкретное и очевидное присутствие, которое я ни в коем случае не могу извлечь из себя и которое вовсе не может быть поставлено под сомнение и стать объектом феноменологической редукции или всякого другого ποχη’» (JP Sartre, Being and Nothingness, trans. Hazel E. Barnes. – New York: Washington Square Press, 1956.– 362–363 [здесь и далее– пер. В. И. Колядко: Ж.-П. Сартр, Бытие и Ничто. – М.: Республика, 2000]). 41 Возможность «быть-видимым-другим» присутствует уже в Пятом Картезианском размышлении. Переходя от одной монады к интерсубъективному сообществу монад, Гуссерль замечает, что, когда я воспринимаю кого-либо как Другого, Другой также воспринимает меня: «Если, пытаясь понять другого человека, я глубже проникну в горизонт его собственной сферы, то вскоре столкнусь с тем фактом, что как его тело находится в моем, так и мое живое тело находится в его поле восприятия и что вообще он сразу же воспринимает меня в опыте как другого по отношению к нему, подобно тому как я воспринимаю его в качестве своего другого» (§ 56, 129–130; курсив оригинала). Обратим внимание, что развитие всей культуры и общества основывается исключительно на этом принципе взаимности взглядов между Я и Другим. 43 Описываемая нами структура обратной интенциональности, по крайней мере, в качестве структуры заложена уже в Левинасовом анализе проявления: «Откровение составляет подлинное обращение объективирующего сознания» (Totality and Infinity: An Essay on Exteriority, trans. Alphonso Lingis. – Pittsburgh, Penn.: Duquesne University Press, 1969.– P. 67; курсив оригинала). 44 См., напр., аргумент Декарта о кусочке воска (cera) (в Meditationes de Prima Philosophia § § 29–31), который он заключает следующем образом: «Ведь вполне возможно, что то, что я вижу, в действительности и не воск; возможно, даже, что и глаз-то у меня нету, чтобы что-то видеть; но все же совершенно невозможно, чтобы я в тот момент, когда я вижу или думаю, что вижу (я здесь не делаю различий), чтобы я сам, мыслящий, не был бы чем-то. Схожим образом, если я сужу о бытии воска на основании моего прикосновения к нему, из этого следует то же самое, а именно что я есть» (пер. с лат. А. Баумейстера). В оригинале: Fieri enim potest ut hoc quod video non vere fi t cera; fi eri potest ut ne quidem oculos habeam, quibus quidquam videatur; sed fi eri plane non potest, cum videam, sive (quod jam non distinguo) cum cogitem me videre, ut ego ipse cogitans non aliquid sim. Simili ratione, si judico ceram esse, ex eo quod hanc tangam, idem rursus effi cietur, videlicet me esse (Ouvres de Descartes VII. – Paris: Librairie Philosophique Vrin, 1957.–33.9–33.16).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

  001     002    003    004