J. R. M‘Kee. Edinb.; L., 1910; Reitzenstein R. Der Titel Märtyrer//Hermes. 1917. Bd. 52. S. 442-452; Duchesne L. Origines du culte chrétien. P., 19205; Delehaye H. Martyr et Confesseur//AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 20-49; idem. Sanctus. Brux., 1927; Peeters P. Les traductions orientales du mot Martyr//AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 50-64; Dornseiff F. Der Märtyrer: Name und Bewertung//ARW. 1923/1924. Bd. 22. S. 133-153; Viller M. Le martyre et l " ascèse//RAM. 1925. T. 6. P. 102-142; Bousset W., Gressmann H. Die Religion des Judentums im Späthellenistischen Zeitalter. Tüb., 1926; Lohmeyer E. L " idée du martyre dans le Judaïsme et dans le Christianisme primitif//RHPhR. 1927. Vol. 7. P. 316-329; Riddle D. W. The Martyrs: A Study in Social Control. Chicago, 1931; Leclercq H. Martyr//DACL. 1932. T. 10. Pt. 2. Col. 2359-2512; D ö lger F. J. Das Martyrium als Kampf mit dem Teufel//Antike und Christentum. Münster, 1932. Bd. 3. 177-188; Surkau H. Martyrien in jüdischer und frühchristlicher Zeit. Gött., 1938; G ü nther E. Martys: Die Geschichte eines Wortes. Hamburg, 1941; Grabar A. Martyrium: Rech. sur le culte des reliques et l " art chrétien antique. P., 1946. 2 vol.; Hummel E. L. The Concept of Martyrdom according to St. Cyprian of Carthage. Wash., 1946; Perler O. Das Vierte Makkabäerbuch, Ignatius von Antiochien und die Ältesten Märtyrerberichte//RACr. 1949. Vol. 25. P. 47-72; Benz E. Christus und Socrates in der alten Kirche//ZNW. 1950/1951. Bd. 43. S. 195-224; Cassin E. Daniel dans la «fosse» aux lions//RHR. 1951. Vol. 139. P. 129-161; Lohse E. Märtyrer und Gottesknecht. Gött., 1955; Capmany Casamitjana J. «Miles Christi» en la espiritualidad de San Cipriano. Barcelona, 1956; Lazzati G. Gli sviluppi della letteratura sui martiri nei primi quattro secoli. Torino, 1956; Malone E. The Monk and the Martyr//StAnselm. 1956. N 38. P. 201-228; Gaiffier B., de. Réflexions sur les origines du culte des martyrs//La Maison-Dieu. 1957. T. 52. P. 19-43; idem. La lecture des Passions des martyrs à Rome avant le IXe siècle//AnBoll.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Значительная часть сведений, изложенных в Житии, недостоверна. Так, Е. не был непосредственным предшественником свт. Аниана, к-рый занимал кафедру в сер. V в. Первые упоминания о посвящении аврелианского собора Св. Кресту относятся к 1-й пол. VIII в. Вероятно, в это время и был построен храм. Древний кафедральный собор предположительно имел иное посвящение и находился на месте совр. ц. св. Аниана (Сент-Эньян) ( La Martinière. 1939). В грамоте Карла Лысого (король Нейстрии в 832-843), составленной в 840-843 гг., упоминается о часовне (cella) над могилой Е. Гробница святителя названа в числе орлеанских святынь в соч. Эрмольда Нигелла († ок. 838) «Песнь в честь Цезаря Августа Людовика». Возможно, в IX в. у гробницы Е. возник мон-рь (упом. в 956). В 1145 г. в обители был введен устав августинских каноников. Ок. 1150 г. состоялось обретение мощей Е. В 1567 г. мон-рь был разорен гугенотами, мощи святителя скрыты насельниками. Впосл. монастырский храм был восстановлен, обитель передана регулярным каноникам (1636). В 1793 г. церковь была закрыта, заново освящена в 1857 г. В наст. время храм не действует, в бывш. монастырских строениях находится католич. лицей Св. Креста и св. Е. Во время реставрационных работ в храме были обретены мощи Е., скрытые во время религ. войн 2-й пол. XVI в., и торжественно перенесены в кафедральный собор (2003). Ист.: BHL, N 2799-2802; ActaSS. Sept. T. 3. Col. 52-58; Conciles Gaulois du IVe siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977. P. 102-103, 110-111. (SC; 241); Vita Aniani episcopi Aurelianensis. 2//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 108; MartHieron. P. 117; Ermoldus Nigellus. In honorem Hludowici Caesaris Augusti. II 140-142//MGH. SS. T. 2. P. 481; Inventio corporis S. Evurtii//PL. 195. Col. 1125-1128. Лит.: Légende de St. Euverte, évêque d " Orléans. Orléans, 1855; Barbier P. Histoire de St.-Euverte. Orléans, 1898; Duchesne. Fastes. Vol. 2. P. 459-460; Bernois M. Histoire de l " abbaye royale de St.-Euverte d " Orléans. Orléans, 1918; La Martinière J., de. Les origines chrétiennes d " Orléans//Revue d " histoire de l " Église de France. P., 1939. Vol. 25. P. 1-15; Wasselynck R. Evurzio//BiblSS. Vol. 5. Col. 401; Renaud G. Les traditions de l " Église d " Orléans sur les saints évêques Euverte et Aignan//Annuaire de l " École Pratique des Hautes Études. P., 1972-1973. Sect. 4. P. 745-752; Vieillard-Troiekouroff M. Les monuments religieux de la Gaule d " après les œuvres de Grégoire de Tours. Lille, 1977. P. 196-200; Histoire d " Orléans et de son terroir/Éd. J. Debal. Roanne; Le Coteau, 1983. Vol. 1: Dès origines á la fin du XVIe siècle. P. 166-167, 544; Head T. F. Hagiography and the Cult of Saints: The Diocese of Orléans, 800-1200. Camb., 1990; Krause J.-F., Jouandin R. Sainte-Croix d " Orléans: La pierre, la légende et le sacré. Fleury-les-Aubrais, 1990.

http://pravenc.ru/text/187620.html

Л. А. Беляев Известные епископы К. Агриппин (20-е гг. III в.), Донат († 248), сщмч. Киприан (249-258), Фортунат (251; новацианин), Максим (251/2; новацианин), Фелициссим (251/2; новацианин), Карпофор, Лукиан, Кир, Мензурий (до 303-311), Цецилиан (311 - после 325), свт. Грат (до 343 - после 349), свт. Реститут (упом. в 359), свт. Генефлий (391/2), свт. Аврелий (391/2 - между 427 и 430), Майорин (311-312; донатист), Донат (312-355, изгнан из К. в 348), Пармениан (355-391; донатист), Примиан (391-393, 394 - ок. 400; донатист), Максимиан (393-394; донатист), свт. Капреол (427/30-437), свт. Кводвультдеус (437-439), кафедра вакантна (439-454), свт. Деограций (454-458), кафедра вакантна (458-481), свт. Евгений (481-496, изгнан, † 505), кафедра вакантна (496-523), Бонифаций (523-535), Репарат (535-551/2, низложен, † 561), Примасий (Примос; с 551/2), Публиан (565-589), Доминик (ок. 594-601), Виктор (с 635), Стефан (VII в.), Иаков (с 990), Фома (упом. в 1053), Кириак (до 1073 - после 1076). Лит.: Morcelli S. A. Africa christiana. Brixiae, 1816-1817. 3 vol.; Falbe C. T. Recherches sur l " emplacement de Carthage. P., 1833; Кутепов Н. П., прот. Раскол донатистов. Каз., 1884; Toulotte A. Géographie de l " Afrique chrétienne. Rennes, 1892-1894. 4 vol.; Diehl Ch. L " Afrique byzantine: Histoire de la domination byzantine en Afrique (533-709). P., 1896; Audollent A. Carthage Romaine: 146 avant Jésus Christ - 698 après Jésus Christ. P., 1901; Monceaux P. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne depuis les origines jusqu " à l " invasion arabe. P., 1905. T. 3; idem. S. Cyprien, évêque de Carthage (210-258). P., 1914; Duchesne L. Histoire ancienne de l " église. P., 1906-1925. 4 vol.; Friebel O. Fulgentius, der Mythograph und Bischof. Padeborn, 1911; Mesnage P. L " Afrique chrétienne: Évêchés et ruines antiques. P., 1912; idem. La romanisation de l " Afrique, Tunisie, Algérie, Maroc. P., 1913; idem. Le Christianisme en l " Afrique. Alger; P., 1914. [Vol. 1]: Origines, développments, extension; 1915.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Sanctus. P. 123-135; Idem. Origines. P. 24-49). К IV в. относятся древнейшие христ. календари - перечни местных мучеников с указанием дней памяти и мест погребения. Самый ранний известный календарь происходит из Рима. Он сохранился в составе Хронографии 354 г. (Альманах Филокала) вместе с пасхалией и перечнем Римских епископов (Каталог Либерия; см. ст. Liber Pontificalis ). Рим. календарь состоит из 2 частей: «Depositio episcoporum» (букв.- «погребение епископов») и «Depositio martyrum» (букв.- «погребение мучеников»). В 1-й части в календарном порядке приведены дни памяти 12 Римских епископов - от Луция I (253-254) до Юлия I (337-352) - с указанием мест их погребения. В «Depositio martyrum» перечислены дни памяти мучеников, похороненных на пригородных рим. кладбищах, и почитавшихся в Риме африкан. святых (Перпетуя и Фелицитата (7 марта), мч. Киприан Карфагенский (14 сент.)). Указаны также значимые для римских христиан праздники Рождества Христова (25 дек.) и Кафедры апостола Петра (22 февр.). Календари были составлены не позднее 354 г. (дата создания Хронографии), но более точная датировка остается предметом дискуссий. По мнению Л. Дюшена и И. Делеэ , первоначальная версия календаря относится к понтификату Мильтиада (311-314), но позднее в список праздников вносили дополнения ( Duchesne. 1885. P. 142; MartHieron. P. XLVIII-L; Delehaye. Origines. P. 260-261). Др. исследователи датируют календарь либо нач. IV в., либо 336 г., когда к первоначальному тексту «Depositio episcoporum», как считается, было добавлено поминовение папы Римского Марка (см.: Pietri Ch. Roma Christiana: Rech. sur l " Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). R., 1976. Vol. 1. P. 127, 315, 617; Salzman. 1990. P. 42-47; Aigrain. 2000. P. 14-17). Однако рукописные разночтения не позволяют сделать вывод о том, что поминовение Марка отсутствовало в первоначальном тексте (Das Kalenderhandbuch. 2014. Bd. 2. S. 517). Т. о., календарь мог быть составлен позднее, при Юлии I.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

622 К. Weitzmann en se basant surquelques exemples des manuscrits syriaques suppose l " existence de tels cycles (ibidem, p. 294). Son hypothèse reste jusqúaujourd’hui à confirmer. 627 Chronicon Paschale//Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae/Ed L. Dindorfius. Bonn, 1832. Vol. I, p. 705. 628 Grabar A., Manoussacas M. L " illustration du manuscrit de Skylitzès de la Bibliothèque Nationale de Madrid. Venise, 1979. Fig. 22. 633 Frolow A. La relique de la Vraie Croix. Recherches sur le développement d " un culte. Paris, 1961, p. 195. Dossier 66. Notons, à ce point, que la cérémonie de l " adoration de la Croix le Vendredi saint n’a jamais cessé d " être en usage en Occident contrairement à l " orient (Duchesne L. Originesdu culte chrdtien. Paris, 1889, p. 238 et suiv.). II est done fort probable que pour ce schdma iconographique, Théophanes s " in spire soit des pratiques occidentales en usage soit des manuscrits médio-byzantins. 634 Il est intéressant de signaler qu’à part la fête de l’exaltation de la Croix le jour du 14 septembre, il у avait la fête de adoration célébrée pendant la semaine sainte. La fête de l’adoration avait disparu de l " église grecque vers le IXe siècle, remplacée par une autre, pratiquée au cours de la troisième semaine du Carême. La cérémonie de cette demière comprenait, parmi d’autres, l " exaltation de la Croix mais sur un plateau garni de fleurs (Frolow A. Op. cit., p. 192. Dossier 59). 635 Les deux premières inventions du Chef sont célébrées par l " église le 24 février alors que la troisième est fêtée le 25 mai. 639 Constantini Porphyrogeniti. DeCeremoniis Aulae Byzantinae. Livre II. Chap. 13//Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae/Ed. I.I. Reiski. Bonn, 1829. Vol. 1, p. 562–563. 642 Teteriatnikov N. The True Cross flanked by Constantine and Helena. A Study in the light of the post-iconoclastic re-evaluation of the Cross//ΔХАЕ. 1995. Vol. 15, p. 188. 643 Thierry N. Le culte de la croix dans l’empire byzantin du VIIe siècle au Xe dans ses rapports avec la guerre contre l " infidèle. Nouveaux témoignages archéologiques//Rivista di Studi Bizantini e Slavi. 1981. Vol. 1, p. 228.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

226 . [Charlesworth J. Η] The new discoveries in St. Catherine’s Monastery: a preliminary report on the manuscripts/By Charlesworth J. H., assisted by Zervos G. Т.; with a foreword by Freedman D. N. Cambridge, MA 1981. (Monograph series [American Schools of Oriental Research], 3). 227 . Clark K. W. Checklist of manuscripts in St. Catherine’s monastery, Mount Sinai/Microfilmed for the Library of Congress, 1950. Washington 1952. 228 . Clark K. W. Checklist of manuscripts in the libraries of the Greek and Armenian Patriarchates in Jerusalem/Microfilmed for the Library of Congress, 1949–50, prepared under the direction of Clark K. W. Washington 1953. 229 . Codices manuscripti Bibliothecae regii Taurinensis Athenaeï per linguas digesti, et binas in partes distributi, in quarum prima Hebraei, et Graeci, in altera Latini, Italici, et Gallici... Taurini 1749. [Biblioteca nazionale di Torino]. 230 . Coislin H. Ch. du Cambout de duc. Bibliotheca Coisliniana, olim Segueriana; sive Manuscriptorum omnium graecorum, qua in ea continentur, accurata descriptio, ubi operum singulorum notitia datur... P. 1715. 231 . Сохе H. O. Bodleian Library. Greek manuscripts. ed.] reprinted with corrections. Oxford 1969. (Bodleian Library Quarto catalogues. 1). 232 . Cunningham I. C. Greek manuscripts in Scotland: summary catalogue. Edinburgh 1982. 233 . Delehaye H., Vorst C. van de. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum Germaniae, Belgii, Angliae. Bruxellis 1913. (Subsidia hagiographica. 13). 234 . [Demus O., Hutter I.] Corpus der byzantinischen Miniaturenhandschriften/Hrsg. Demus O., Redaktion Hutter I. Stuttgart 1977–1993. (Denkmaler der Buchkunst. 2, usw.). 235 . Devreesse R. Les manuscrits grecs de l’ltalie méridionale (histoire, classement, paléographie). Città del Vaticano 1955. (StT (Biblioteca apostolica vaticana). 183). 236 . Devreesse R. Le fonds grec de la Bibliothèque vaticane des origines à Paul V. Città del Vaticano 1965. (StT (Biblioteca apostolica vaticana). 244). 237 . Duchesne L. De codicibus mss. graecis Pii II: in Bibliotheca alexandrino-vaticana schedas. P. 1880. (ATLA monograph preservation program; ATLA fiche 1988–6065). (Bibliothèque des écoles françaises d’Athènes et de Rome. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Cracco ruggini, L. “La Sicilia nel V secolo e Pascasino di Lilibeo.” In Crociata, M., and Griffo, M.G. Pascasino di Lilibeo e il suo tempo. Caltanissetta, Roma 2002. P. 29–47. Daunoy, F. “La question pascale au concile de Nicée.” Échos d’Orient 140 (1925). P. 424–444. Declercq, G. Anno Domini. The Origins of the Christian Era. Turnhout 2000. Declercq, G. “Dionysius Exiguus and the Introduction of the Christian Era.” Sacris Erudiri 41 (2002). P. 165–246. Del Cogliano, M. “The Promotion of the Constantinian Agenda in Eusebius of Caesarea’s on the Feast of Pascha.” In Inowlocki, S., and Zamagni, Cl., eds. Reconsidering Eusebius. Collected Papers on Literary, Historical, and Theological Issues. Leiden, Boston 2011. P. 39–68. Di Berardino, A. “Leone Magno e il calendario cristiano: tra Oriente e Occidente.” Synthesis 4 (2015). P. 43–59. Duchesne, L. “La question de la Pâque au concile de Nicée.” Revue des questions historiques 28 (1880). P. 5–42. Englisch, B. “Karolingische Reformkalender und die Fixierung der christlichen Zeitrechnung.” In Warntjes, I., and Ó Cróinín, D., eds. Computus and Its Cultural Context in the Latin West, AD 300–1200. Proceedings of the 1 st International Conference on the Science of Computus in Ireland and Europe. Galway, 14–16 July, 2006. Tournhout 2010. P. 238–258. Frend, W.H.C. The Rise of the Monophysite Movement: Chapters in the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries. London 1972. Ginzel, F.K. Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie. Vol. 3. Leipzig 1914. Graff, E. “The Recension of Two Sirmond Texts: Disputatio Morini and De divisionibus temporum.” In Warntjes, I., and Ó Cróinín, D., eds. Computus and Its Cultural Context in the Latin West, AD 300–1200. Proceedings of the 1st International Conference on the Science of Computus in Ireland and Europe. Galway, 14–16 July, 2006. Tournhout 2010. P. 112–142. Gratsianskiy, M.V. Imperator Iustinian Velikii i nasledie Khalkidonskogo Sobora. Moscow 2016. Gratsianskiy, M.V. “Papa Gelasii I (492–496) i ego ekkleziologicheskie vozzreniia.” Vestnik PSTGU. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie 3 (2016). P. 25–41.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

С. Глаголев – Религиозное сознание язычества. Вл. Соловьев – Статьи по истории религии в собрании сочинений. Рождественский – Апологетика. Смирнов – История религии. B. Д. Кудрявцев – Сочинения. Зелинский – Религия эллинизма. Страхов – Идея воскресения в дохристианском религиозном сознании. C. Глаголев – Естественное богопознание и сверхъестественное Откровение. Арх. Киприан – Евхаристия. Карелин – Падение языческого мировоззрения. Duchesne – L " origine du culte Chretien. Prumm – Heidentum und Christentum. Weigall – Survivances paiennes dans le monde Chretien. Labriolle – La reaction paienne. Fr. Cumont – Les religions orienltales dans le paganisme romain. Hugo Rahner – Mythes grecs et mysteres Chretiens. Dolger – Sol salutis. M. Eliade – Traité d " hisitoire des religions. 43 Сказание о св. Граале не было, впрочем, в точном смысле слова народным – в его создании принимали участие поэты и писатели. 44 Эту точку зрения особенно защищал известный французский историк религии Reinach; его книга Orpheus – история религий – была усиленно распространяема в сов. России. 46 Особенно развязным и совершенно бездоказательным, является русский советский ученый Р. Ю. Виппер, когда-то хороший ученый, а ныне открыто защищающий атеизм. Характерны его работы: «Ранняя христианская литература» и «Рим и раннее христианство». 47 Отметим, что долго существовал и сейчас есть т. н. мандеизм, в основе которого лежит поклонение «Иоанну сыну Захарии». Мандеисты отвергают божество Иисуса Христа (которого крестил Иоанн), но заимствовали у христиан евхаристию (для причащения служит у них хлеб и вода). Мандеизм все же косвенно свидетельствует о Христе. 49 Заметим, что лишь немногие ученые связывают письмо Клавдия с христианами, огромное же большинство не видит в глухих указаниях Клавдия намеков на христианство. 50 Заметим, что в первые века нашей эры, греческое слово Christos, римляне произносили часто Chrestos. 53 Чаяния иудеев, связанные с ожиданием Мессии, состояли в надежде на восстановление самостоятельного иудейского царства. Во время Христа иудейский народ был подчинен Риму.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

н. Хронографии 354 г. (Календаря Филокала), сборника-альманаха, выполненного под рук. рим. каллиграфа Фурия Дионисия Филокала. В «Depositio martyrum» включены дни памяти мучеников (гл. обр. пострадавших в Риме) с указанием мест их поминовения, но для праздника К. ап. П. такие указания отсутствуют. Большинство исследователей согласны с Дж. Б. Де Росси , который полагал, что «Depositio martyrum», как и «Depositio episcoporum» (перечень дней поминовения Римских епископов), был составлен в 336 г., после кончины Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335), и являлся офиц. литургическим календарем Римской Церкви ( Rossi G. B., de. La Roma Sotterranea Cristiana. R., 1864. T. 1. P. 116-118; LP. T. 1. P. VI-VII; MGH. AA. T. 9. P. 38; Salzman. 1990. P. 43-44; Aigrain. 2000. P. 15-16). Л. Дюшен поддержал гипотезу Де Росси, что первоначальная редакция «Depositio episcoporum» могла быть создана в понтификат Мильтиада (311-314) ( Duchesne L. Les sources du martyrologe hiéronymien//Mélanges d " Archéologie et d " Histoire de l " École française de Rome. R., 1885. Vol. 5. P. 132-144). Высказывалось предположение, что перечень праздников, составивший основу обоих календарей, складывался в сер. III в. ( Delehaye. Origines. P. 262-263; Salzman. 1990. P. 43). Тем не менее время включения в рим. календарь праздника К. ап. П. трудно определить, он мог быть внесен в «Depositio martyrum» после 336 г. В Иеронимовом Мартирологе, среди источников которого был римский календарь 1-й четв. V в., праздник К. ап. П. указан под 2 датами, что соответствует галльской традиции V-VI вв. Под 22 февр. в мартирологе значится «память кафедры св. апостола Петра, на которой он восседал в Антиохии» (Natale cathedrae sancti Petri apostoli qua sedit apud Antiochiam - MartHieron. P. 24; MartHieron. Comment. P. 108-109). Упоминание об Антиохии есть во всех основных рукописях, но оно могло быть добавлено при переработке и дополнении мартиролога в Галлии в кон. VI в. (о галльской редакции мартиролога см.: Aigrain. 2000.

http://pravenc.ru/text/1683935.html

Церковь и др. зап. церкви празднуют Пасху, не сообразуясь со временем ее празднования иудеями. Источники: Opitz H. G. Urkunden zur Geschichte des arianischen Streites 318-328. B.; Lpz., 1934-1935; Keil V. Quellensammlung zur Religionspolitik Konstantins des Großen. Darmstadt, 19952. S. 96-145.  Литература: Duchesne L. La question de la pâque au concile de Nicée//Revue des questions historiques. 1880. T. 28. p. 5-42; Бердников И. С. Заметка о том, как понимать восьмое правило Первого Вселенского Собора//ПС. 1888. Т. 1. С. 369-418; Смирнов К. Обозрение источников истории Первого Вселенского Никейского собора. Ярославль, 1888; Заозерский Н. А. О церковной власти. Серг. П., 1894; Gelzer H. et al. Patrum Nicaenorum nomina latine, graece, coptice, syriace, arabice. Lpz., 1898; Спасский А. А. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский Собор в Никее//БВ. 1906. Т. 3. 12. С. 577-630; Бенешевич В. Н. Синайский список отцов Никейского I Вселенского Собора//ИИАН. 1908. С. 281-306; он же. Молитва отцов Никейского собора//Там же. С. 73-74; Гидулянов П. В. Восточные Патриархи в период первых четырех Вселенских Соборов. Ярославль, 1908; Alès A, d " . Le dogme de Nicée. P., 1926; Opitz H. Die Zeitfolge des arianischen Streites von den Anfangen bis zum Jahre 328//ZNW. 1934. Bd. 33. S. 131-159; Honigmann E. La liste originale des Pères de Nicée//Byzantion. 1939. Vol. 14. P. 17-76; Ortiz de Urbina J. El simbolo Niceno. Madrid, 1947; idem. Nicée et Constantinople. P., 1963; Kraft H. ΟΜΟΟΥΣΙΟΣ//ZKG. 1954-1955. Bd. 66. S. 1-24; Ricken F. Nikaia als Krisis des altchristlichen Platonismus//ThPh. 1969. Bd. 44. S. 321-341; Boularand E. L " hérésie d " Arius et la «foi» de Nicée. P., 1972-1973; Воронов Л., прот. Документы и акты, входящие в состав «Деяний Первого Вселенского Собора» 325 г.//БТ. 1973. Сб. 11. С. 90-111; Θειδς Β. Η Α Οκουμενικ Σνοδος. Αθναι, 1974; Петр (Л " Юилье), архиеп. Постановления Никейского Собора о совместном праздновании Пасхи и их значение в настоящее время//ВРЗЕПЭ. 1983. 113. С. 251-264; Stead G. Homousios//RAC. Vol. 16. S. 364-433; Brennecke H. Nicäa. T. 1//TRE. Bd. 24. S. 429-441. (Общую библиографию см. в ст. Вселенский Собор.) 

http://sedmitza.ru/text/758904.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010