1832       Рец.: Duchesne L. Bayet C. L’art byzantin...//Bulletin Critique. 1884. Vol. V. P. 301–304. 1840       Kondakoff N. Histoire de l’art byzantin considérée principalement dans les miniatures. T. 1–2. P., 1886–1891. 1841       Müntz E. À propos de Pouvrage de M. Kondakoff sur la miniature byzantine//Bulletin Critique. 1887. T. VIII. P. 322–337. 1842       История европейского искусствознания. [T. 3]. Вторая половина XIX века/Отв. ред. Б.Р. Виппер и Т.Н. Ливанова. M., 1966. С. 42–45. 1845       Strzygowski J. Orient oder Rom: Beiträge zur Geschichte der Spätantiken und frühchristlichen Kunst. Lpz., 1901. 1848       Kaufmann C.M. Handbuch der Christlichen Archäologie, Einfürung in die Denkmälerwelt und Kunst des Urchristentums. Paderborn, 1905. Учебник был переиздан в 1910 и 1922 гг., на нем. и итал. языках. 1849       Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства//Зап. Имп. Русского археологического общества, н. с. XII, 3 и 4. СПб., 1901. (Тр. отделения археологии древне-классической, византийской и западноевропейской, V). Отдельный оттиск работы вышел годом раньше, чем весь том ЗРАО. В своем письме, адресованном Айналову 9 марта 1900 г. из Граца, Стриговский сообщает, что он получил книгу Айналова. Кроме того, в книге Стриговского уже есть ссылки на «Эллинистические основы». 1850       Айналов Д.В. Рец.: Strzygowski J. Orient oder Rom…//Виз. временник. 1902. Т. 9, 1–2. С. 3. 1852       Kleinbauer W.E. Nikodim Pavlovich Kondakov: The first Byzantine Art Historian in Russia//Byzantine East, Latin West: Art-Historical Studies in Honor of Kurt Weitzmann/Chr. Moss, K. Kiefer (eds.). Princeton (NJ), 1995. P. 639. 1854       Ajnalov D. The Hellenistic Origins of Byzantine Art/Trans. by E. And T.S. Sobolevitch; ed. by C. Mango. New Brunswick, 1961. 1855       Айналов Д.В. Рец.: Diehl Ch. Manuel d’art byzantin. P., 1910//Журнал М-ва народного просвещения. 1911. 34, 7. С. 115. 1861       Millet G. Introduction//Strzygowski J. L’ancien art chrétien de Syrie. P., 1936. P. XLV-XLVI. Французское издание было осуществлено благодаря стараниям Мийе, через 8 лет после выхода в свет немецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 Robert Westman, «The Copernicans and the Churches», in God and Nature, ed. Lindberg and Numbers; John Dillenberger, Protestant Thought and Natural Science (New York: Doubleday, 1960). 15 Galileo, «Letter to the Grand Duchess Christina» (1615), tram. Stillman Drake, in Discoveries and Opinions of Galileo (New York: Doubleday, 1957), p. 185. 16 Galileo, in Discoveries end Opinions of Galileo, p. 197. См. обсуждение в работе: Ernan McMullin, «How Should Cosmology Relate to Theology?» in The Sciences and Theology in the Twentieth Century, ed. Arthur Peacocke (Notre Dame: Univ, of Notre Dame Press, 1981). 17 Jerome J. Langford, Galileo, Science and the Church, rev. ed. (Ann Arbor: Univ, of Michigan Press, 1971); William R. Shea, «Galileo and the Church», in God and Nature, ed. Lindberg and Numbers; Stillman Drake, Galileo (New York: Hill and Wang, 1980). 18 Cardinal Paul Poupard, ed., Galileo Galilei: Toward a Resolution of 350 Years of Debate, 1633–1983 (Pittsburgh: Duquesne Univ. Press, 1987); Pope John Paul II, «Lessons of the Galileo Case», Origins 22 (Nov. 12,1992): 372. 19 Benedict Spinoza, Ethics.pt. I, in The Chief Works of Benedict de Spinoza, trans. R. Η. M. Elwes (London: G. Bell and Sons, 1889) [рус. перев.: Бенедикт Спиноза, Этика]. 20 Isaac Newton, Mathematical Principles of Natural Philosophy, trans. A. Motta (Berkeley: Univ, of Califonnia Press, 1934); см., в частности, предисловие и общий комментарий [рус перев: И. Ньютон, Математические начала натуральной философии, в: А.Н. Крылов. Собр. трудов. т. 7, М.–Л., 1936]. 21 John Fauvel et al., eds., Let Newton Be! A New Perspective on His Life and Works (Oxford: Oxford Univ. Press. 1988). 24 Robert Boyle, «The Christian Virtuoso», in The Works of the Hon. Robert Boyle, ed. T. Birch (London: A. Millar, 1744). 25 Richard S. Westfall, Science and Religion in Seventeenth Century England (New Haven: Yale Univ. Press, 1958). 26 Boyle, «The Usefulness of Experimental Philosophy», in Robert Boyle, ed. Birch; James R. Jacob, Robert Boyle and the English Revolution (New York: Burt Franklin, 1977).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

1032 Херсонские святители. Святого священномученика Ефрема, епископа Херсонского, сказание о совершившемся над отроком чуде священномученика и апостола Климента. Греч, текст рукописи XII в. с рус. пер. Зикфоса//ЗООИД. – 1875. – Т. 9. – С. 137. 1033 Пуцко В. Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого//Byzantino-bulgarica. – Sofia, 1986. – T. 8. – C.301 сл.; ср.: Jastrzebowska E. Der Sarkophag des Jaroslav in Kiev//Akten des Symposiums «Fruhchristliche Sarkophage», Marburg, 30.6–4.7. 1999. – Mainz, 2002. – S. 129–135; Jastrzebowska E. II culto di S. Clemente a Chersoneso alla luce della ricerca archeologica//Studi su Clemento Romano. – Roma, 2003. – P. 136–137, fig. 16. 1034 Dujcev I. Une miniature byzantine meconnue avec les images de Cyrille et Methode? 11 Byzantion. – 1966. – Vol.36. – P.51–73; Hofmann J. Op. cit. – S.56, Abb.2; Jastrzebowska E. II culto... – P.128, fig. 2. 1036 Франко I. Сьвятий Климент у Kopcyhi//Записки наукового товариства im. Шевченка. – Льbib, 1902. – Т. 48. – Кн. 4. – С. 139–142. 1039 См.: Сомов Л. Камни ... преткновения?//Слава Севастополя. – 2001. – 1 декабря 225). – С. 3. 1040 Отчет о раскопках в Херсонесе (главная площадь, «базилика в базилике», у западных стен, на северном берегу, за южной оборонительной стеной, в Стрелецкой и Казачьей бухте). 1888–1890 годы//Архив НЗХТ. – Д. 1. – Л. 28, 42, 44. 1042 Производство археологических раскопок... – С. 36–37; Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России. Раскопки Херсонеса. – С. 60–61. 1043 Феодосий. О местоположении Святой Земли начала VI века/По рецензии Гильдмейстера издал, перевел и объяснил И. Помяловский//ППС. – СПб., 1891. – Т. 10. – Вып. 1. – C. II–III, 5, 17–18, § 54. 1044 См.: Золотарев М. И. Портовые сооружения Херсонеса Таврического в Карантинной бухте//X. сб. – 2004. – Вып. 13. – С. 62–63, рис. 5. 1045 Подр. см.: Duchesne L. Origines du culte chretien. – Paris, 1903. – P. 327–330; Saxer V. Les rites de l’initiation chretienne. – Spoleto, 1988; Арранц М. Чин оглашения и крещения... – C. 74–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1300 Seeliger H.R. Christliche Archaologie und Mentalitatsgeschichte/Rivista di archeologia cristiana. 1986. Vol. 62. 1–2. P. 299. 1301 Seeliger H.R. S. Christliche Archalogie oder spatantike Kunstgeschichte? Aktuelle Grundlagenfragen aus der Sicht der Kirchengeschichte/Rivista di Archeologia Cristiana. 1985. Vol. 30. 1–2. S. 167–187. 1302 Testini P. Archeologia Cristiana: Nozioni generali dalle origini alia fine del sec. 6. Bari, 1980. P. 1. 1303 Deichmann FW. Einfuhrung in die christliche Archaologie. Darmstadt, 1983. S. 7–13. Итальянский перевод выгодно отличается от оригинала наличием иллюстраций: Deichmann F.W. Archeologia cristiana. Roma, 1993. Перевод на польский язык осуществила археолог проф. Эльжбета Ястжебовска ( Е. Jastrzebowska): Deichmann F. W. Archeologia chrzescijanska. Warszawa, 1994. 1304 Brandenburg H. Archeologia Cristiana/Dizionario patristico e di antichita cristiana/A cura di Angelo di Bernardino. Genova, 1983. P. 317. Франц, версия: Dictionnaire encyclopedique du christianisme ancien. Vol. 1, Paris, 1990 (sous la dir. de Francois Vial). P. 212. 1306 Correspondance de Giovanni Battista de Rossi et de Louis Duchesne (1873–1894)/Etablie et annotee par Patrick Saint Roch. Roma, 1995. 59, 201. Подробнее см. рец.: Хрушкова Л.Г. И Российская Археология. 1998. 3. С. 223–227. 1307 Saxer V. Cent ans d’archeologie chretienne/Acta 13 Congressus intemationalis archaeologiae christianae. T. 1/Ed. N. Cambi, E. Marin. Citta del Vaticano; Split, 1998. P. 115–162. 1308 Издан в итал. и англ, версиях: Krautheimer R., Corbett S., Frankl W. Corpus basilicarum Christianarum Romae. Le basiliche paleocristiane di Roma (4–9 secolo). Vol. 1–5. Citta del Vaticano, 1936–1980; Krautheimer R. Corpus basilicarum Christianarum Romae. Ancient Christian basilicas in Rome from the 4 lh to the 9 th centuries. Vol. 1–5. Citta del Vaticano, 1936–1980. 1309 Ecclesiae Urbis: Atti del Congresso intemazionale di studi sulle chiese di Roma (4–10 secolo). Roma, 4–10 settembre 2000/A cura di F. Guidobaldi e A. Guiglia Guidobaldi. T. 1–3. Citta del Vaticano, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И, хотя он уже не мог подносить руку ко рту, однако не поспешил бы к порогу святого, если бы не твердая вера. А после того, как он вошел в саму базилику, то начал и хлеб есть, и действовать рукой по прежнему обыкновению. И вот, радуясь, он пришел к нам перечитывающим текст и тут же начал просить, чтобы рассказ о событии, в котором Господь принял участие, благодаря посредничеству святого, мы вставили в наш небольшой труд. (25.) Мы посчитали, что неприязненное отношение читателей к тому, что здесь кратко изложено, отступит перед благочестием жаждущих познания. Впрочем, многое есть такого, что совершается и достойно быть совершенным. Нас взяться за этот труд побудила вера. Прошу вас, слушатели, и вас, любознательнейшие читатели, чтобы всякий раз, как вы приметесь за чтение этого сочиненьица, вас не настораживала бедность слога, каковая объясняется малой опытностью [автора], но пусть более подвигнет вас к этому ваше благочестие: и равным образом пусть будут подпоясаны ваши чресла, а в ваших руках блистают духовные светочи; и пусть о вас, если не смогут написать лучше, напишут хотя бы подобнее. Закончено изложение деяний Святого Марцеллина. 4 Duchesne L. Fastes episcopaux de l’ancienne Gaule. En 3 tomes. T. I. Paris, 1894. P. 290. 5 FevrierP.-A. L’organisation de la province; Apt, Frejus, Gap, Sisteron, Antibes, Toulon, Embrun, Digne, Vence//Topographie chretienne des cites de la Gaule des origines au milieu du VIII е siecle, II, Provinces ecclesiastiques d’Air et Embrun (Narbonensis Secunda et Alpes Maritimæ)/ed. N. Gauthier et J.-Ch. Picard. Paris, 1986. P. 70. 7 Les manuscrits gothiques de la Bibliotheque publique Saltikov-Czedrin de Leningrad//Труды. T. I (IV), 1957. P. 51. 9 TillemontL.-S., de. Memoires pour servir a l’histoire ecclesiastique des six premiers siecles. En 161. T. VII. Paris, 1834. P. 561; 778. 10 Dufourcq A. Etude sur les Gesta Martyrum remains. En 51. T. II. Paris, 1900 [reprint 1988]. P. 279. 16 Les anciens manuscrits latins de la Bibliotheque Publique de Leningrad.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Существует 2 основные теории происхождения П. Одни исследователи считают, что П. имеет церковное происхождение и изначально использовался как инсигния Римского епископа, и только в контексте богослужения (перечисление разных теорий см.: Braun. 1907). В таком случае П. следует рассматривать в одном ряду с похожими облачениями, имеющими вид ленты, у др. степеней священства (орарь, епитрахиль, стола). По мнению Л. Дюшена, П., к-рый символизировал вышедшую из употребления рим. тогу, был дарован императором епископам столичных кафедр как знак признания их высокого положения ( Duchesne L. Origines du culte chrétien. P., 19255). В наст. время большинство ученых признают, что П. появился в IV в. (скорее всего в посл. четверти) в связи со встраиванием церковной иерархии в систему рим. гос. службы, поскольку высшие чиновники были обязаны носить в пределах Рима и К-поля особый костюм, подчеркивающий их статус ( Klauser. 1953). В частности, в Кодексе Феодосия упоминается pallia discolora, к-рую чиновникам следовало надевать на верхнюю одежду (CTh. XIV 10. 1. 1 (382); см.: Wilpert. 1905). К VI в. на Востоке это облачение получило наименование «омофор» и стало внешне напоминать консульский лор . Возможно, отзвуком имперского дарования П. является то, что в подложном «Константиновом даре» лор фигурирует среди полученных папой от императора инсигний (superhumerale, videlicet lorum, qui imperiale circumdare assolet collum: Constitutum Constantini. 14//MGH. Leg. FontIur. Bd. 10. S. 87). В пользу этой теории говорит и наличие П. у епископов Равенны: согласно местному преданию, П. был дарован еп. Иоанну I (477-494) имп. Валентинианом III ( Agnel. Lib. pont. eccl. Rav . 40). Главным недостатком теории имперского происхождения П. является то, что в ней нет полного объяснения, почему этот элемент облачения изначально тесно связан с богослужением. Хотя уже на раннем этапе истории П. был привязан к личности носителя, а не просто к сану или кафедре (напр., снятие П. с папы Сильверия в 537 г. стало ключевым моментом его низложения (LP. T. 1. P. 293)), его пытались использовать при передаче власти преемнику. Так, Либерат, архидиак. Карфагенской Церкви ( после 566), упоминает реликвию под названием «паллий св. Марка», к-рая фигурировала в обряде передачи власти от усопшего главы Александрийской Церкви к новоизбранному ( Liberat. Breviar. 20//PL. 68. Col. 1036; ср.: ACO II. T. 2. Vol. 5. P. 135). П. Римского папы традиционно также воспринимался как реликвия, связанная с ап. Петром, поскольку освящался через вложение в отверстие (fenestella) над гробницей ап. Петра в confessio Ватиканской базилики ( Legg. 1899). Известно, что папа Феликс IV перед своей смертью в 530 г. пытался назначить своего преемника (Бонифация II), передав ему П., вопреки мнению сената (ACO. T. 4. Vol. 2. P. 96-97=PLS. Vol. 3. 1280-1281).

http://pravenc.ru/text/2578749.html

Другим капитальным трудом автора служит: Fastes episcopaux de 1 " ancienne Gaule. Vol. I. Les provinces du Sud-Est: Gaule narbonnaise, region des Alpes. 1894. Vol. II, L " Aquitaine et les Lyonnaise. 1900. Посвященный вопросу о распространении христианства и истории епископских кафедр в Галлии, он основан на изучении огромного сырого материала, сохранившегося в виде легенд о первоначальном происхождении той или другой провинциальной церкви, епископских списков, агиографических памятников с их отрывочными и случайными упоминаниями о событиях и лицах, игравших известную роль в местной истории. Памятники этого рода представляют собой самое причудливое сплетение легенды с действительными историческими воспоминаниями и для своей разработки требуют острой критики, вооруженной безукоризненным методом. Анализ этих темных преданий, плод многолетних изысканий автора, надолго останется образцом трудолюбивой, проницательной и осторожной критики, умеющей из самого смутного источника выделить зерно исторической истины, и производить на читателя почти эстетическое впечатление красотой строгой и последовательной мысли. Это – одна из тех редких книг, изучение которых воспитывает научный такт и вкус и содействует их распространению гораздо более, чем всевозможные методологические рецепты. Подобным же характером отличается исследование Дюшена по истории древне-церковных богослужебных календарей, связанное с изданием текста и выяснением источников так называемого мартиролога Иеронима, ложно приписанного этому плодовитому писателю и ученому западной церкви. (Martyrologium Hieronymianum ad fidem codicum adjectis prolegomenis ediderunt, I. B. de Rossi et L. Duchesne. Paris, 1894). До сих пор мы отмечали сочинения Дюшена по критике древних текстов. Его «История христианского культа» (Origines du culte chretien. Etude sur la liturgie latine avant Charlemagne. Paris, 1899) представляет собой историческую монографию с широким содержанием. После краткого введения о состоянии христианского богослужения в I-II вв. и о развитии восточной литургии с IV в., автор излагает историю латинской или точнее галликанской литургии до Карла Великого. В основу книги положено тщательное изучение литургических памятников во всевозможных их формах и редакциях, со свойственной автору проницательностью отделяющее первоначальное зерно от позднейших наслоений. Часть этих материалов впервые стала доступной для изучения благодаря близкому знакомству автора с рукописными сокровищами различных библиотек. Таковы изданные им в приложении к этому труду 12 чинопоследований (ordines) 9 в. (рр. 439–464, 467–471).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   Ряд собраний или соборов во II веке, связанных со спорами о дне празднования Пасхи.    «В состоянии, требующем обсуждения» (лат.).    Sohm R. Kirchenrecht. Bd. I. S. 281.    В рукописи «в достаточной форме».    Посл. Климента. 44.    См. Lebreton J., Zeiller J. Eglise primitive. Р. 377 et seq.    Alexandriae a Marco Evangelista usque ad Heraclam et Dionysium episcopos, presbyteri semper unum ex se electum in excelsiori gradu collocatum, episcopum nominabat: quomodo si exercitus imperatorem faciat, aut diaconi eligant de se, quem industrium noverint, et archidiaconum vocent (Epist. 146 ad Evangelum//PL 22. 1194). [ " В Александрии со времени евангелиста Марка и до епископов Геракла и Дионисия священники всегда, избрав из своей среды одного и поставив его на возвышенное место, называли епископом: как в том случае, когда войско провозглашает императора или диаконы выбирают из своей среды и называют архидиаконом того, чье усердие им известно».]    Brooks E.W. The ordination of the early bishops of Alexandria. P. 612, 613.    Eutychii Alexandrini patriarchae annales//PG 111. 982.    Butler E.C. The Lausiac History of Palladius. P. 218. Ср.: Dictionnaire d " Archeologie Chretienne et de liturgie. Т. I. Col. 1205.    Gore Ch. The Ministry in the early Church. P. 134 et seq.    Lebreton J., Zeiller J. Eglise primitive. T. I. P. 377: «Aussi bien la periode, de duree imprecise, ou a Rome aussi, la distinction entre l " eveque et le college presbyteral serait demeuree moins explicite quelle ne le fit plus tard». [ " В Риме также некоторое время различие между епископом и коллегией пресвитеров могло оставаться не столь заметным, как впоследствии».]    В примечании, относящемся к утраченному фрагменту рукописи, указана литература. Сохраняем ее, так как она имеет отношение к этому абзацу. Duchesne L. Origines du culte chrétien. Paris, 1903; Lightfoot J.B. The Christian Ministry (Appendix: The Epistles to the Philippians); Gore Ch. On the ordination of early bishops of Alexandria; Zanders L. Etudes sur Saint Jerome; Batiffol P. Etudes d " histoire et de théologie positive.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

P. 145-158; CIL. T. 13. Fasc. 1. N 2400; MartHieron. Comment. P. 48-49, 170-171; MartRom. Comment. P. 121-122. Лит.: Severt J. Chronologia historica successionis hierarchicae antistitum Lugdunensis archiepiscopatus. Lugduni, 1607. P. 32-33, 139-140; Pericaud A. Notice sur S. Nizier, évêque de Lyon au 6e siècle. Lyon, 1830; Gouilloud A. St. Nizier, évêque de Lyon (VIe siècle). Lyon; P., 1886; Vachet A. Les anciens couvents de Lyon. Lyon, 1895. P. 645-646; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 166-168; Martin J.-B. Histoire des églises et chapelles de Lyon. Lyon, 1909. T. 2. P. 349-358, 371; Coville A. Recherches sur l " histoire de Lyon du Ve siècle au IXe siècle (450-800). P., 1928; Vregille B., de. Nicezio, vescovo di Lione//BiblSS. Vol. 9. Col. 899-900; Heinzelmann M. Bischofsherrschaft in Gallien: Zur Kontinuität römischer Führungsschichten vom 4. bis zum 7. Jh.: Soziale, prosopographische und bildungsgeschichtliche Aspekte. Münch., 1976; idem. Gregory of Tours: History and Society in the 6th Century. Camb.; N. Y., 2001; idem. Gregory of Tours: The Elements of a Biography//A Companion to Gregory of Tours/Ed. A. C. Murray. Leiden; Boston, 2016. P. 7-34; Le diocése de Lyon/Éd. J. Gadille et al. P., 1983. P. 25-27. (Histoire des diocèses de France; 16); Van Dam R. Leadership and Community in Late Antique Gaul. Berkeley, 19922; idem. Saints and Their Miracles in Late Antique Gaul. Princeton, 1993; Hours H. La création du chapitre de Saint-Nizier//Bull. de la Société historique, archéologique et littéraire de Lyon. 1994. T. 23. P. 113-117; Powell M.-G. L " origine bourgeoise du prestige spirituel de l " église Saint-Nizier//Cahiers des Amis de l " Église Saint-Nizier de Lyon. 1997. N 7. P. 5-17; Reynaud J.-F. Saint-Nizier aux premiers temps chrétiens: La basilique des Saints-Apôtres//Ibid. 1997. N 8. P. 6-11; Beaujard B. Le culte des saints en Gaule: Les premiers temps, d " Hilaire de Poitiers à la fin du VIe siècle. P., 2000; Reveyron N. Chantiers lyonnais du Moyen-Âge: St.-Jean, St.-Nizier, St.-Paul.

http://pravenc.ru/text/2577737.html

Лит.: Harnack A. Marcion: Das Evangelium vom fremden Gott. Lpz., 19242; Pé trement S. Le dualisme dans l " histoire de la philosophie et des religions. P., 1946; idem. Le dualisme chez Platon, les gnostiques et les manichéens. P., 1947; idem. Le Dieu separé: Les origines du gnosticisme. P., 1984; Duchesne-Guillemin J. Ormazd et Ahriman: L " aventure dualiste dans l " antiquité. P., 1953; Zaehner R. C. Zurvan: A Zoroastrian Dilemma. Oxf., 1955; Böcher O. Der johanneische Dualismus im Zusammenhang des nachbiblischen Judentums. Gütersloh, 1965; Klijn A. F., Reinink G. J. Patristic Evidence for Jewish-Christian Sects. Leiden, 1973; Bianchi U. Le dualisme en histoire des religions//RHR. 1961. T. 159. P. 1-46; idem. Selected Essays on Gnosticism, Dualism and Mysteriosophy. Leiden, 1978; Boyd J., Crosby D. A. Is Zoriastrianism Dualistic or Monotheistic?//J. of the American Academy of Religion. 1978. Vol. 47. P. 557-588; Boyce M. Zoroastrians: Their Religious Beliefs and Practices. L., 1979; Runciman S. The Medieval Manichee: A Study of Christian Dualist Heresy. Camb., 1982; Кузнецова В. С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнослав. фольклорной традиции. Новосиб., 1998; Hamilton J., Hamilton B. Christian Dualist Heresies in the Byzantine World, c. 650 - c. 1450. N. Y., 1998; Cooper J. W. Body, Soul and Life Everlasting: Biblical Anthropology and the Monism-Dualism Debate. Grand Rapids, 2000; Stoyanov Y. The Other God: Dualist Religions from Antiquity to the Cathar Heresy. New Haven; L., 2000; Aune D. Dualism in the Fourth Gospel and the Dead Sea Scrolls: A Reassessment of the Problem//Neotestamentica et Philonica. Leiden; Boston, 2003. P. 281-303; Frey J. Licht aus den Höhlen?: Der «Johanneische Dualismus» und die Texte von Qumran//Kontexte des Johannesevangeliums. Tüb., 2004. P. 117-203; Pennington J. T. Dualism in Old Testament Cosmology: Weltbild and Weltanschauung//Scandinavian J. of the Old Testament. 2004. Vol. 18. P. 260-277; Towner W. S. The Dangers of Dualism and the Kerygma of OT Apocalyptic//Word & World: Theology for Christian Ministry. 2005. Vol. 25. N 3. P. 264-273; Vasilev G. Dualist Ideas in the English Pre-Reformation and Reformation: Bogomil-Cathar Influence on Wycliffe, Langland, Tyndale and Milton. Sofia, 2005.

http://pravenc.ru/text/180507.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010