New Book Published: Helping Drug Addicts – the Basics: an Orthodox View Moscow, November 7, 2014 This new book [in Russia] is based on the experience of the Church’s help to drug addicts: there are over 60 active Church rehabilitation centers for drug addicts, dozens of first-referral consulting rooms and other rehabilitation auxiliary structures in Russia, reports the Synodal Department for the Church’s Charity and Social Ministry. The book reflects the Church’s view of drug addiction, and it will also be of interest to secular specialists in the fields of medicine and drug rehabilition. The book has been written by psychologist Roman Prishchenko, who has over many years worked in the sphere of rehabilitating drug addicts in Church and secular organizations. The manual explains what the main difficulties for those who wish to help drug addicts are, and why certain methods used in Church rehabilitation practice have proved to be the most successful ones. According to the author, one of the special features of the book lies in this combination of simple language and the depth of the issues touched on. “We have made an attempt to relate extremely important things in a simple, confidential manner, so that we can dialogue with our reader,” says Roman Prishchenko. The book gives a detailed description of the stages of the Church’s help to those who are on drugs. The preparatory period lasts from one to three months and includes motivational work: a person’s motivations and his or her attitude to further rehabilitation are ascertained. During the main period, which may last from one to one and a half years, the person becomes part of a parish where a clergyman and volunteers help him or her find ways out of drug dependency. The next stage is re-socialization, which lasts from one to three years. After all these stages the individual who has given up drugs is given permanent support to avoid relapsing and returning to addiction. The book can be downloaded from the Synodal Charity Department’s website [in Russian]. According to data from the Federal Drug Control Service of Russia, today 8.5 million Russians take drugs and psychoactive substances (nearly 7% of the population of the Russian Federation). This index is critical as on reaching the point of 6-8%, there are irreversible consequences for a country’s gene pool. Every year around 100,000 people in Russia die from taking drugs. 13 ноября 2014 г. Смотри также Комментарии Kevin Richardson 14 ноября 2014, 20:00 Is this book available in English? Fr. Stephen Lourie 14 ноября 2014, 05:00 Will this be translated into English? Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/75118.html

306. См. у Эмпедокла (B 4) о том, что музы приоткрывают скрытую истину, и у Вергилия (Georg. II 475 и сл.), где поэт просит муз раскрыть ему тайны природы. 307. " Платон в " Тимее " , – пишет М.Стоукс, – выдвигая на центральное место творение мира, оставляет путь атомистов с их бесчисленными мирами="" и восстанавливаст единый Ум-Нус как демиурга, преодолевающего Любовью вражду с ее разъединенностью почти по Эмпедоклу " (Stokes M.C. One and many in presocratic philosophy. Cambrige, 1971, p. 255). 308. Б.Снелль (Snell B. Die Entdeckung des Geistes. Hamburg, 1955) пишет, что в идеальном государстве Платона, где управляют философы, " высшее теоретизирование объединяется с высшей практикой " и " теория пронизана практическими интересами " (с. 407-408). 309. Эсхатологические мифы Платона не нуждаются в доказательствах, так как являются предметом его веры, замечает Дж.Ллойд (Lloyd G.E.R. Polarity and analogy. Cambridge,1966, p. 400). 310. Дж.Керк полагает, что Платон и философы его типа " прибегали к мифу в критические моменты, когда чистый разум казался неспособным продвинуться дальше " (Kirk G.S. Myth, its meaning and functions in ancient and other cultures, p. 259). 311. Пиндар вообще мыслит самого себя пророком, провозвестником истины (frg. 150 Sn.), получившим этот дар от муз (frg. 52 t=Paean VI 6 Sn.). 312. Dodds E.R. The greeks and the irrational. Berkeley, 1959, p. 81-82. Ср. утверждение Р.Хэрриот о том, что Платон " целиком новое " представление о поэтическом безумии облекает в знакомые по традиции образы (Harriot R. Poetry and criticism before Plato. London, 1969, p. 83). О разных типах энтузиазма не только в поэзии, но в политике и философии пишет Г.Фласхар (Flashar H. Der Dialog Jon als Zeugnis platonischer Philosophie Berlin, 1958). 313. Общественная роль логоса, его связь с деятельностью полиса, когда homo sapiens равнозначен homo politicus логос разумно воздействует на человека, не занимаясь природой, выразительно отмечена Ж. -П.Вернаном (Vernant J. -P. Les origines de la pensée greque, p. 127, 129). Ср.: Vernant J. -P. Mythe et pensée chez les grecs, études de psychologie historique. Paris, 1966, p. 314 (о логосе и его связи с полисом). Ср. также мнение о древнем мифическом мышлении как некоем " озарении " , пережившем в VII-VI вв. до н.э., то есть в эпоху становления полисов, процесс секуляризации с выдвижением на первое место разумного ведения спора, а значит, и диалога, необходимого в общественной жизни (Detienne M. Les maîtres de vérité dans la Grèce archaïque. Paris, 1967, p. 100-103).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

89 Turner Jh. D. Sethian Gnosticism and the Platonic Tradition. Peeters-Louvain Press, 2001. P. 395; Dihle A. The Theory of Will… P. 107, 114. О влиянии гностических триад на неоплатонических мыслителей см. также: Turner Jh. D. The Gnostic Threefold Path to Enlightenment//Novum Testamentum. Vol. 22. Issue 4. 01 (January). 1980. P. 324–351. 93 Прокл в V в. уже употреблял термин «πστασις» в двух различных значениях. «Одно из них – это традиционно присущее неоплатонизму значение “ипостаси” как проявления более высокого принципа на более низком уровне реальности». Второе заимствовано из христианской среды и применимо Проклом даже к Единому. См.: Месяц С. В. Есть ли ипостась у Первоначала? С. 331. 97 Кирилл (Говорун), архим. Понятие «ипостась» в восточном христианском богословии//Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 26. С. 184. 98 Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006. С. 510. 100 Ramelli I. L. Origen, Greek Philosophy, and the Birth... P. 303–304; Zachhuber J. Basil and the Three-Hypostases Tradition – Reconsidering the Origins of Cappadocian Theology//Zeitschrift für Antikes Christentum-Journal of Ancient Christianity. 2001. 5 (1). P. 69; Edwards M. J. Origen No Gnostic//Journal of Theological Studies. 1992. 43 (1). P. 32. 101 Dillon Jh. Μ. Origen’s Doctrine of the Trinity and some Later Neoplatonic Theories. Neoplatonisn and Christian Thought. State University of New York Press, 1982. P. 23. 102 Origen. Dialogue with Heracledes/M. Wiles, M. Santer (eds.)//Documents in Early Christian Thought. Cambridge University Press, 1975. P. 23–26. Оригинальный текст см.: Sources chrétiennes (далее –– SC) 67. Paris: Cerf, P. 52–62. 104 Eusebius. Praeparatio evangelica 7. 19. 7: κατ τν αυτο σοφαν ποωσε τν λην… ληθς οτος λγος κα προστι κα τν πστασιν τν λων. 107 Р. Витт выражал мысль, что Аммоний активно оперировал термином «ипостась». См.: Witt R. E. πστασις. P. 335. 108 И. Рамелли подчеркивает, что сам Порфирий никогда бы не признал подобного заимствования, поскольку критиковал христианство , см.: Ramelli I. L. Origen... P. 332, 350. См. также: Грезин П. К. Богословский термин «ипостась»… С. 214. Многие современные ученые склонны мыслить в противоположном направлении, считая более плодотворной философскую почву неоплатонизма и полагая, что это именно христианские богословы постоянно заимствовали идеи из современной им философии. Однако, не все здесь так однозначно. Так, например, еще в XIX в. французский исследователь Ж.-М. Прат (J.-M. Prat) тоже считал, что неоплатонизм усвоил именно от христианского троичного догмата идею о трех началах-ипостасях: см.: Prat J.-M. Histoire de l " éclectisme alexandrin considéré dans sa lutte avec le christianisme: in 2 vol. Lyon; Paris, 1843. T. 1. P. 238.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

12. 1986) Successio apostolica. Erwägungen zur Ueberwindung der Trennung, в Una Sancta 42 (1987) с. 29–40; KNA (28.01.1987) 5. с. 5–7; (04.02.1987) 6, с. 5–7; (11.02.1987), с. 5–8; Hossfeld F.– L. Papandreu D.. Ansprachen aus der Ehrenpromotion S. Eminenz Damaskinos Papandreu, Bonn 1988, c. 15–36. (Bonner akademische Reden, 64) 164 Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром. (Решение Третьего Предсоборного Всеправославного Совещания. Шамбези. 1986 г., 1) 165 Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром. (Решение Третьего Предсоборного Всеправославного Совещания. Шамбези, 1986г. 8). 170 Φειδ Βλ, Τ Σνταγμα τς κκλησας κα τξις τν Προφητν, θναι 1984. Κονιδρη Γερ., Zur Frage nach der Einheit der Kirche in Episkopat und Tradition, θναι 1973. 180 Каггег О., Apostolische Nachfolge und Primat. B: Fragen der Théologie heute (изд v. J. Feiner, J. Trutsch & F. Böckle), Einsiedeln-Köln 1957, c. 186. 188 Ratzinger J. Kard., Theologische Prinzipieniehre. Bausteine zur Fundamentaitheologie. Мюнхен 1982, c. 265 . 190 Выступление на VII Съезде по Каноническому Праву. Шамбезн Женева 15. 09. 1985. Kirchliche Gemeinschaft aus orthodoxer Sicht, в Una Sancta 41 (1986) с. 26–34; в Канон. t. VIII: Oekumenismus und Interkommunion aus rechllicher Sicht (Jahrbuch fur das Recht der Ostkirchen) Wien 1987, c. 15–22; см. Pospishill V. J.-M. Thériault, The VIII-th International Congress of the Society of the Law of the Eastern Churches, в Studia Canonica 19 (1985), c. 404 и дал. 194 Статья в юбилейном издании Oekumenische theologie in den Herausforderungen der Gewenwart, посвященном 65-летию Lukas Vischer. VANDENHOECK und RUPRECHT. Göttingen 1991. 195 Une réaction Orthodoxe, в La Réforme, un ferment dans l " Eglise universelle, изд. Labor et Fides, Genève 1987, cc. 221–225. 196 ω. Καρμρη, Τ Δογματικ κα Συμβολικ Μνημεα τς " Ορθοδξου Καθολικς κκλησας, τ. II, θναι 1968, с. 701 и дал. 198 Выступление Православного Со-Председателя, VII Конференция. Кавала. 12–19.10.1987. ЭПИСКЕПСИС 18 (01.11.1987) 387, с. 13–20; Una Sancta 1987, с. 334–339. 199 Выступление по случаю празднования 100-летия Утрехтского Союза. Утрехт. Голландия 22.09.1989. Die Bedeutung der Utrechetr Union aus orthodoxer Sicht. в Orthodoxes Forum 4 (1990), cc. 133–149. 200 W. Kuppers, Stand und Perspektiven des altkatholisch-orthodoxen Dialogs, Intern, Kirchl. Zeitschrift 62, 1972, 91. Читать далее Источник: Православие и мир/митр. Дамаскин Алекс (Папандреу) ; пер. с греч. Василиос Папафанасиу. - Исследовательский центр Священной Обители Кикку, Кипр. : Изд. Ливани – Нэа Синора. – 323 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Gli Spettacoli in S. Giovanni Crisostomo Paganesimo e Cristianesimo ad Antiochia e Costantinopoli nel IV secolo. R., 1976. (OCA; 201); idem. I laici in Giovanni Crisostomo: Tra Chiesa, famiglia e città. R., 1998; idem. La natura tra Dio e l " uomo in Giovanni Crisostomo «In Genesim», «Sermones I-VIII», «Homiliae 1-31»//La cultura scientifico-naturalistica nei Padri della Chiesa (secc. I-V): XXXV Incontro di studiosi dell " antichità cristiana, Roma 4-6 maggio 2006. R., 2007. P. 241-258; Lubac H., de. Le Dialogue sur le sacerdoce de st. Jean Chrysostome//NRT. 1978. Vol. 100. P. 822-831; Br ä ndle R. Matth. 25, 31-46 im Werk des Johannes Chrysostomus: Ein Beitr. z. Auslegungsgeschichte und z. Erforschung der Ethik d. griech. Kirche um die Wende vom 4. z. 5. Jh. Tüb., 1979; idem. Johannes Chrysostomus: Bischof, Reformer, Märtyrer. Stuttg., 1999 (рус. пер.: Брендле Р. Иоанн Златоуст: Проповедник, епископ, мученик. М., 2006); idem. Sulla ricezione di Crisostomo in Occidente//Protestantesimo. Aosta, 2003. Vol. 58. P. 93-102; Rilliet F. Une homelie pseudo-chrysostomienne sur le dernier samedi de Carême//RStO. 1980. Vol. 54. P. 15-28; Datema C. When did Leontius, Presbyter of Constantinople, Preach?//VChr. 1981. Vol. 35. P. 346-351; idem. An Unedited Homily of Ps. Chrysostom on the Birth of John the Baptist (BHG 843k)//Byz. 1982. Vol. 52. P. 72-82; idem. Another Unedited Homily of Ps. Chrysostom on the Birth of John the Baptist (BHG 847i)//Ibid. 1983. Vol. 53. P. 478-493; idem. Towards a Critical Edition of the Greek Homilies of Severian of Gabala//OLP. 1988. Vol. 19. P. 107-115; Datema C., Allen P. Text and Tradition of Two Easter Homilies of Ps. Chrysostom//JÖB. 1981. Vol. 30. P. 87-102; Holum K. G. Theodosian Empresses: Women and Imperial Dominion in Late Antiquity. Berkeley, 1982; Thomson F. J. Chrysostomica Paleoslavica: A Prelim. Study of the Sources of the Chrysorrhoas (Zlatostruy) Collection//Cyrillomethodianum. Thessal., 1982. Vol. 6. P. 1-65; Rigo A. L " Epistola ai monaci (e l " Epistola ad un igumeno) di uno Pseudo-Crisostomo: Un trattato dell " orazione esicasta scritto nello spirito dello Pseudo-Macario//Studi e ricerche sull " Oriente cristiano.

http://pravenc.ru/text/541598.html

458 V. Lepakhine, L " ontologisme de l " icône dans linterprétation de Paul Florenski//Mille ans. P. 282. 464 Идиот. Ч. III, V//Co6p. соч. Т. 8. С. 317; К. Onasch, Die Schönheit wird die Welt erlosen. Zum 100. Todestag F. Dostoevskis am 9. Januar 1981//Theologische Literaturzeitung 11, 105 (1980). Col. 801–816 ; M. Tenace, La beauté unité spirituelle dans les écrits esthétiques de Vladimir Soloviev. Troyes, 1993. P. 55 ff. 466 Н. Лосский, История русской философии. С. 274; ср.: A Bulgakov Anthology. Ed. by J. Pain, N. Zernov. Philadelphia, 1976, n. 6. Economic Ideals, n. 12. The Corpse of Beauty. 468 Это вопрос, обращенный Н. Арсеньевым к И. Киреевскому. См.: Н. Арсеньев, О жизни преизбыточествующей. С. 244 и сл. 471 Н. Лосский, История русской философии. С. 261; S. Bulgakov, Dialog zwischen Gott und Mensch. Ein Beitrag zur christlichen Offenbarung//Orthodoxe Beiträge 1. Marburg, 1961. 473 Ср.: Th. Spáil, Doctrina theologica Orientis separati de revelatione, fide, dogmate. Roma, 1935. P. 106 ff.; Théophane. P. XIII ff. 482 Correspondance de G. Samarine avec la baronne de Raden (1861–1876), опубликованная Д. Самариным. Москва, 1894. С. 192–194. Письмо написано по-французски (цитируется в книге: Н. Арсеньев, La piété russe. Neuchâtel, 1963. Р. 96.) 493 Н. Лосский, История русской философии. С. 519. В том же духе Н. Бердяев пишет: «Обычный взгляд, что философия Средневековья была христианской, философия же Нового времени – нехристианской и даже антихристианской. Но в действительности скорее верно обратное... Фома Аквинат был, конечно, гораздо более христианин, чем Гегель, но философия его по своей теме и направленности менее христианская, чем философия Гегеля, не говоря уже о Канте. Эта философия прибавляет к чисто эллинской философии лишь верхний этаж теологии, которая заражается аристотелевскими категориями мысли» (Опыт эсхатологической метафизики//Царство Духа и царство Кесаря. Москва, 1995. С. 170). 497 Вл. Соловьев, История и будущность теократии//Сочинения. Т. IV. Брюссель, 1977. С. 263; К. Kupiec, La théorie du développement dogmatique de Pavel Svetlov comparée avec la théorie de Vladimir Solovev. Roma, 1972. P. 104; P. F. Gössmann, Der Kirchenbegriff bei Solovieff. Würzburg, 1934. S. 256, 282, 299.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Исх. 3, 14. 88 Ср. Ratschow C.H. Werden und Wirken. Eine Untersuchung des Wortes HAJAH als Beitrag zur Wirklichkeitserfassung des Alten Testamerits. Berlin, 1941; Imamichi Т. Die Notizen von der Metamorphose der klassischen Ethik bei den griechischen Kirchenvatern//SP V (TU 80). Berlin, 1962. S. 506–507. 89 Ср.: Albright W.F. From the Stone Age to Christianity. Monotheismand the Historical Process. Baltimore, 1940. P. 198. 90 Ioannis Damasceni De fide orthodoxa I, 9//PG 94. Col. 836 B. 91 Ioannis Damasceni De recta sententia I//PG 94. Col. 1424 B. 92 Gregorii Nazianzeni oratio XXXVIII, 7//PG 36. Col. 317 B. 93 Например, Pseudo-Cyrilli De Trinitate 11//PG 77. Col. 1145 B. 94 Thomae Aquinatis Summa Theologica I, qu. 13, a. 11.9 95 Gregorii Nysseni Dialogus de anima et resurrectione//PG 46. Col.85 A; cp. Procopii de Gaza Catena in Genesim I, 27//PG 87. Col. 128 D. 96 Augustini Confessiones I, 2, 3. 97 Thomae Aquinatis Summa Theologica I, qu. 8, a. 1. 98 Athanasii Alexandrini Oratio contra gentes, 3. 99 Gregorii Nysseni Catechesis magna, 32//PG 45. Col. 80 D. 100 Pseudo-Dionysii Areopagitae De divinis nominibus IV, 23//PG 3.Col. 724—725 101 Plotini Enneades I, 6, 31. 102 Anaximandri fragm. 9 Diels. 103 Pseudo-Dionysii Areopagitae De divinis nominibus V, 4//PG 3.Col. 817. 104 Thaletis fragm. 22 A Diels. 105 Targum Esther 1; Midras Tehilla 40; Beresith Rabba 68. 106 Pseudo-Dionysii Areopagitae Theologia Mystica IV//PG 3. Col.1040 D. 107 Пс. 103, 29–30. 108 II Пар. 6, 18. 109 Пс. 8, 5. 110 Об этом понятии см.: Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927. С. 463–528. Обычно «чтойность» относится кобщим понятиям, но иногда Аристотель отождествляет ее с «наличным что». Поздней схоластике пришлось изобрести для конкретно-единичного термин «этость» («haecceitas»). 111 Ср. Лосев А.Ф. Античный космос… С. 450, прим. Rd " hrJ.Der okkulte Kraftbegriff im Altertum. (Philologus. Supplementband XVII,Hft 1). Leipzig, 1923. 112 Творения Василия Великого. Т. 1. СПб., 1911. С. 7. 113

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

94 « " Εγ τν διβολον αυτοφυ λογζομαι και αυτογνητον, κα δο ρζας οδα, πoνηρν κα αγαθν. – Der Dialog des Adamantius. Bakhyzen. p. 118. Cp. 116. 100 Serm. LV, p. 557 B: «Inexplicabile quoddam imaginantur, quod a Patre vtventium delapsum in terrae descendit ignotam prolem concepit inde Mater, natum Yiventis filium apellavit». 101 Serm. LV, p. 557 D. «Spiritum sanctum gaminas generasse puel- las. Sic euim Spiritum sanctum suis blandientem flliabus indueunt. Quae te nascendo proximo subjecuta est, mihi filiam, tibi sororem habeto... Geminas, ut modo dicebam, sorores a spiritu sancto genitas affirmant, et alteram quidem Terrae attulisse unde incestaretur; alteram vero Aquae, unde imaglnem quandam exprimeret». По-видимому, это место чрезвы- чайно трудно для перевода и для понимания. Автор латинского перевода, по словам Но (Patrol. syr. I, II, р. 504, ι), не понял этих слов. Неизвестно, говорит Но, сам то св. Ефрем понимал строки вардесанитов и сумел ли выразить их смысл... Наиболее трудное место Assemani передает, как мы уже видели, так: Quae te nascendo proxime subjecuta est. Nau исправляет эти слова по буквальному переводу так: Filia pedis tui (femoris tui?) erit mihi filia et tibi soror. Выражение «дочь твоей ноги», повидимому, ясно передает мысль под- линника. Она как раз отвечает библейскому представлению и выражению. В кн. Быт. (XXV, 26) читаем о том, что Иаков вышел из матери, держась за пяту Исава. Лично для нас непонятно в переводе Nau лишь пояснение pes – словом femur. Если femur означает верхнюю часть ног, чресла; тогда нужно поставить определение и этому слову не tui, a mei (дочь моих чресел). Hort (A Dictionary. Smith. I, р. 253) в переносном смысле так переводит: «Let her who comes after thee, позволь, пропусти ту, которая идет позади тебя». – По мнению Горта, наименование второй дочери Духа «образ воды» указывает на «идола воды» (idol of the Water), которому совершалось поклонение в соседнем с Хараном городе. По Hilgenfeld’y (S. 411 – первая дочь означает нечистую страсть первосущества; вторая – павшую Софию валент...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Archive Пн Interfaith Dialogue and Peace among Religions 21 December 2021 year 18:37 Address by Metropolitan Hilarion of Volokolamsk, Chairman of the Moscow Patriarchate " s Department for External Church Relations at the  Free Mediterranean University (LUM), Casamassima, Puglia, Italy, 20th December 2021. Dear faculty members, Esteemed President of Puglia Region, Mr. Emiliano, Dear students,  Today interfaith dialogue is coming to the fore not in Europe only, but throughout the world. And in promoting this dialogue Italy plays a notable role. Three months ago the G20 Interfaith Forum entitled “Time to Heal – Peace among Cultures, Understanding between Religions” took place in Bologna. The conference brought together 370 participants, including 50 religious leaders, 90 politicians and diplomats, as well as some 100 scholars, experts and guests fr om 50 different countries. Only several years ago it would have been difficult to envisage such meeting in Europe, for it was not common to speak about the problem of religion being forced out of the public life in Europe. The recent forum in Bologna, however, has shown that the situation is changing, that the most reasonable politicians are unafraid to note the importance of religion in the life of the present-day European society. People have realised that the traditional religions provide the moral and spiritual foundation, without which society cannot survive. The participants in the forum emphasised, in particular, that religious organisations should be more actively involved in conflict resolution. As the two years of pandemic have demonstrated, in times of crisis traditional religions alone can give people hope and strength to surmount financial and other kinds of difficulties, to recover fr om illness, and to survive the death of relatives and friends. At the same time, during the pandemic people of different faiths have faced a common challenge – a considerable increase in aggression against religious sites and shrines. I will illustrate my point with examples dating to the last months of 2021.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5874260...

Собрание писем св. Кирилла, напечатанное в Патрологии Миня, включает 88 писем, из которых 17 являются письмами других, адресованными ему, и некоторые подложны. Большинство писем св. Кирилла датируются временем после Ефесского Собора. Для истории взаимоотношений Востока и Запада представляет интерес переписка св. Кирилла с папами Целестином и Сикстом. На письма св. Кирилла впоследствии ссылались Вселенские Соборы: письмо 4, второе к Несторию, зачитывалось на III, IV и V Вселенских Соборах. Письмо 17, третье к Несторию, содержит описание деяний Александрийского Собора 430 г. В письме 39, к Иоанну Антиохийскому, св. Кирилл выражает радость по поводу состоявшегося примирения: оно начинается словами «Да возрадуются небеса». Три указанных письма (4, 17, 39) в силу своей догматической значимости получили наименование «вселенских». Письмо 76 содержит отказ св. Кирилла вписать имя Иоанна Златоуста в диптихи. Письмо 80, Ипатии к Кириллу, является подложным, так же как и 86 – Кирилла к папе Леонтию. Литургия св. Кирилла Александрийского Именем св. Кирилла названа одна из литургий, употребляемых в Коптской Церкви. Греческий текст этой литургии неизвестен, а, поскольку св. Кирилл не писал по-коптски, ее принадлежность этому святителю исключена. Литургия состоит из анафоры, сходной по содержанию с так называемой анафорой апостола Марка. Высказывались предположения, что Коптская литургия св. Кирилла есть не что иное, как коптский вариант анафоры апостола Марка. Но вопрос о происхождении литургии св. Кирилла Александрийского до конца не исследован (см.: Архим. Киприан Керн . Евхаристия. Париж. С. 99–100). Библиография Творения, оригинальный текст Migne,PG. -Т. 68–77. Mai A. Nova Patrum Bibliotheca. – Т. 2–3. Roma, 1844–1845. Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini opera omnia (P. E. Pusey). – Vol. 1–7. – Oxford, 1868–1877. SChr.: Cyrilled " Alexandrie. Contre Julien, I-II. – T. 322. – Paris, 1985. – Deux dialogues christologiques. – T. 97. – Paris, 1964. – Dialogues sur la Trinite. – T. 231, 237, 246. – Paris, 1976–1978. – Lettres festales, I-VI. – T. 372. – Paris, 1991. – Lettres festales, VII-XI. – T. 392. – Paris, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010