7509 E.g., Brown, John, 1:403; Dahl, «History,» 133; Pancaro, Law, 184; in greater detail, Ackerman, « Psalm 82 ,» 186–87 (citing b. c Abod. Zar. 5a), who also connects this with Jesus as the Word in flesh (1:14); Mielcarek, «Interpretacja» (after surveying various options). 7510 Cf. Neyrey, «Gods.» Greeks also freely reapplied older lines to different, contemporary characters (e.g., Euripides Medea 332, in Appian C.W. 4.17.130). 7511 E.g., Albright, Yahweh, 191–92; Gordon, « Psalm 82 ,» 130. Some commentators see here gods of other nations demoted to mortal status for misbehavior (Bright, History, 158). Salters, « Psalm 82 ,» suggests that the LXX preserves the original picture of God with his divine court but other Greek versions modified it to avoid polytheistic readings. 7513 Stauffer, Jesus, 97, thinks the psalm addressed the religious authorities and Jesus thus contrasts himself with Israel " s current rulers; but this interpretation may demand too much of John " s audience. 7514 On this passage, e.g., Hunter, John, 108; Cadman, Heaven, 120; Longenecker, Christology, 99; Longenecker, Exegesis, 69; Ellis, Genius, 174; Homey, «Gods.» 7524 See comment on the introduction to 10:22. See also Davies, Land, 295–96; Tobit 1:4. Naturally, no text presents Jesus needing to be «purified» before a feast (11:55). 7527 Often in blessings, e.g., t. Ber. 5:22; 6:9–10, 13–14; p. Sukkah 3:4, §3. They were sanctified through having been separated from idolatry (Sipra Qed. pq. 10.208.1.2). 7528         Sipre Deut. 25.6.1. The reverse argument appears in Sipre Deut. 309.2.1: if Israel forgot his works in Egypt, they should at least remember his promises for the coming world. Greeks could also speak of God " s character revealed through his works (Heraclitus Ep. 4). 7530 See comment on 8:59. One would expect a claim of invisibility rather than escape to be more explicit because more dramatic; hence it is not likely in view here (pace Smith, Magician, 120). Читать далее Источник: The Gospel of John : a commentary : Volumes 1-2/Craig S. Keener – Massachusetts : Baker Academic, 2003. – 1636 pages.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Д. был членом академий Берлина, Вены, Гёттингена и Праги, доктором honoris causa Мюнстерского, Инсбрукского и Кембриджского ун-тов, кавалером ордена «Железной короны» Австрии и франц. ордена Почетного легиона. Погребен в крипте аббатства св. Бонифация в Мюнхене. По распоряжению папы Пия Х в память о Д. в помещении Ватиканского секретного архива был установлен его бюст. Соч.: Die Kathol. Kirche und das Ziel der Menschheit. Graz, 1872; Das geistliche Leben: Blumenlese aus d. deut. Mystikern des XIV. Jh. Graz, 1873; Der Gottesfreund im Oberlande und Nicolaus von Basel. Münch., 1875; Taulers Bekehrung: Krit. Untersuch. Strassburg, 1879; Deutsche Schriften. Münch., 1880. Bd. 1. Abt. 1: Die Schriften des seligen Heinrich Seuse aus dem Predigerorden; Die Universitäten des Mittelalters bis 1400. B., 1885. Graz, 1956. Bd. 1; Specimina palaeographica Regestorum Romanorum Pontificum ab Innocentio III ad Urbanum V. R., 1888; Chartularium universitatis Parisiensis. P., 1889-1897. 4 vol.; Auctarium Chartularii Universitatis Parisiensis. P., 1894-1897. 2 vol.; La désolation des églises, monastères et hôpitaux en France pendant la guerre de Cent Ans. P., 1897-1899. 2 vol.; Le procès de Jeanne d " Arc et l " Université de Paris. P., 1897; Luther und Lutherum in der ersten Entwicklung. Mainz, 1904. 2 Bde in 4; Luther in rationalist. und christl. Beleuchtung prinzipielle Auseinandersetzung mit A. Harnack und R. Seeberg. Mainz, 1904; Die deut. Mystiker des XIV. Jh.: Beitr. z. Deutung ihrer Lehre. Freiburg, 1951. Лит.: Kirsch J. P. Le R. P. Henri-Suso Denifle O. P.: Not. biogr. et bibliogr.//RHE. 1905. Vol. 6. P. 665-674; Grauert H. P. Henrich Denifle, O. P.: Ein Wort zum Gedächtnis und zum Frieden. Freiburg i. Br., 1906; Walz A. Analecta Denifleana. R., 1955; idem. Denifle//DHGE. Vol 14. Col. 221-245; Russo A. La Scuola cattolica di Franz Brentano: Heinrich Suso Denifle. Trieste, 2003; P. Heinrich Denifle O. P. (1844-1905)/Hrsg. H. Gritsch et al. Innsbruck, 2005. А. Г. Крысов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/171690.html

   Апокриф, авторство которого также приписывается Матфею, на который Климент ссылается довольно часто.    Cf. Plato, Theaetetus 176 a-b.    Cf. Eph. 2: 5.    Cf. Thess. 4: 9.    Cf. Mt. 17: 20.    Cf. Mt. 9: 29.    Здесь и далее Климент использует Филона Александрийского (De congr. erud. gr. 100).    Cf. Mt. 15: 11—19.    Здесь Климент снова опирается на Филона (De congr. 102—106).    Об этом факте упоминается и другими раннехристианскими авторами. Юстин говорит, например, что последователи почитали Симона как бога и даже воздвигли ему статую с надписью Simoni Deo Sancto (Apol. I 26,3). Примечательно, что статуя, посвященная богу Семо действительно существовала, но Симон Маг едва ли имеет к ней отношения. Подробнее: см. Школа Валентина, с. 48—54.    I Tim. 6: 20.    Cf. I Cor. 1: 24.    Prov. 3: 16; 10: 27.    Chrysippus, fr. phys. 992, SVF II.    Hermas, Poim. Visiones, 3:8. Источник следующей цитаты неизвестен.    Hermas, Mandates 7, 1—4.    Hermas, Mandates 4, 2, 2.    Hermas, Mandates 4, 3.    Cf. Act. 15: 8.    Cf. II Cor. 7: 10.    Prov. 11: 5. Цитируется Климентом в двух различных греческих вариантах.    Cf. Herodotus, VI 75.    Cf. Is. 29: 13; Mt. 15: 8.    Cf. Philo. De somn. I 247.    Euripides, Chrysippus, fr. 840.    Euripides, Medea 1078—79.    TGF Adesp. 110.    Homerus, Odyssea XI 327.    Menander, fr. 338 CAF.    Clemens Rom, I Epistula ad. Cor. 50: 6—7; Ps. 32: 1—2; I Pet. 4: 8.    Lev. 11: 10; Deut. 14: 10.    Barnabas, Epistula 10, 3.    Cf. Mt. 7: 13.    Kerygma Petri, fr. 1 Dobschuetz; Hennecke-Schneemelcher, New Testament Apocrypha, II 94—102.    Simonides, fr. 66.    По, видимому, лакуна.    Cf. I Cor. 8: 7.    Cf. Izek. 34: 4.6.    Cf. Lk. 15: 7.10. Климент перефразирует это место, или же пользуется другой версией Евангелия.    Эти слова приписываются Пифагору.    Cf. Philo, De Abraham., 17.    Изречения, приписываемые семи мудрецам. См.: Diogenes Laert. I 76.    Эти слова цитирует также и Тертуллиан. См. Strom. I 61, 3.    Gen. 24: 6; Exod. 10: 34; Deut. 4: 9; 15: 9.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

. «Deuteronomy». В Old Testament Theology. Пер. D. H. G. Stalker. 2 vols. New York: Harper and Row, 1962, т. I, c. 219–231. Schultz, S. J. Deuteronomy. Everyman " s Bible Commentary series. Chicago: Moody, 1971. Thompson, J. A. Deuteronomy: An Introduction and Commentary. Tyndale Old Testament Commentary. Downers Grove, IL: Inter-Varsity, 1978. Weinfeld, M. «Deuteronomy». В EncJudS (1971): 1573–1583. . Deuteronomy and the Deuteronomic School. Oxford: Clarendon Press, 1972. Wijngaards, J. N. M. The Dramatization of Salvific History in the Deuteronomic School. Leiden: E. J. Brill, 1969. Wright, G. E. «Deuteronomy: Introduction». В Interpreter " s Bible, том 2, Nashville: Abingdon, 1953, c. 311–331. Второзаконие (1:1–4:40) Brueggemann, W. «The Kerygma of the Deuteronomistic Historian. Gospel for Exiles». Mr 22 (1968): 387–402. Gazelles, H. «Passages in the singular within discourse in the plural of Dt 1–4». CBQ 24 (1967): 207–219. Davies, G. I. «The Significance of Deut. 1:2 for the location of Mt. Horeb». PEQ 111 (1979): 87–101. Fishbane, M. «Varia Deuteronomica». ZZ WU (1972): 349–352. Freedman, D. N. «Deuteronomic History, The». В IDBSuppl, c. 226–228. Kitchen, K. A. «Ancient Orient, " Deuteronomism,» and the Old Testament». В New Perspectives on the Old Testament. Под ред. J. Barton Payne. Waco, TX: Word Books, 1970, c. 1–24. Lilley, J. P. U. «By the river-side». VT28 (1978): 165–171. Lindars, B. «Torah in Deuteronomy». В Words and Meanings: Essays presented to David Winton Thomas on his retirement from the Regius Professorship of Hebrew in the University of Cambridge. Под ред. Peter R. Ackroyd and Barnabas Lindars. London: Cambridge University Press, 1968, c. 117–136. McKenzie, J. L. «The Historical Prologue of Deuteronomy». В Fourth World Congress of Jewish Studies, papers, т. 1, c. 95–101. Noth, M. The Deuteronomic History. Journal for the Study of the Old Testament, Supplement Series, n.15. Ann Arbor, MI: Eisenbrauns, 1980. Английский перевод немецкого подлинника был опубликован в 1943 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

С последними против акакиан Македоний стоял на селевкийском соборе 359 года на стороне Василия анкирского 1621 и наконец, как омойузианин, был смещен константинопольским собором 360 года вместе с Елевзием кизическим, Евстафием севастийским и другими 1622 . По Созомену 1623 , Македоний после своего низложения удалился в одно селение близ Константинополя и там умер. Что это случилось вскоре после смещения, следует из того, что Македоний с 364 г. в делах своей партии более не принимает участия 1624 . 1011 Schiller, Gesch. d. Röm. Kaiserzeit Bd. 2 S. 235 ff., Schultze Art. Konstantin II, Konstantius und Konstans в RE. Bd. 10. S. 770; Seeck art. Constantius y Pauly-Wissowa, Real-encyklopaedie» der klass. altertums-wissen-schaft=PW. Bd. 4, 1 S. 1052 f., Loofs art. Arianismus в RE. Bd. 2. S. 22. 1026 Seeck art. Constantius, Pauly-Wissowa t. IV, 1 p. 1052; Seeck в Zeitschrift für Numismatik XXI, 61; Loofs в RE. Bd. 2 S. 22. 1030 Ср. Schulte J. Fr. Die Stellung der Concilien, Päpste und Bischöfe vom historischen und canonistischen Standpunkte. 1871. S. 128 ff. 134 ff. 1031 Loening Gesch. d. deut. Kirchenrechts. Strassb. 1878 Bd. 1 S. 451 cp. Гидулянов. Митрополиты в первые три века христианства. Μ. 1905 стр. 189 и сл. 351 и сл. 1033 Maassen Der Primat des Bicshofs von Rom 1853 S. 12 cf. Ballerin. Observ. in dissert. V. Quesnell. P. II c. 5 (Leonis M. Opp. MSL. LV, 607 cqq.) de antiqq. collectionn. et collectorr. canonn. P. I c. 5 n. 4 (MSL. LV, 42 sq.). 1035 Употребленные мной в моей книге «Митрополиты в первые три века христианства» в отношении епископской власти термины: власть духовная u правовая – встретили суровую критику в рецензии проф. Н.С. Суворова (Журнал Мин. Народн. Просвещ. 1906 г. стр. 374 и сл.) По мнению уважаемого рецензента «всякая власть – пусть она будет только духовная – должна признаваться кем-либо, и если она никем не признавалась, то, значит, никакой власти не было, в том числе и духовной, притязание же осуществлять таковую всегда было притязанием юридического свойства» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

См. также о смысле этого закона: Филона, De humanit., § 19, изд. Mangey, т. II, стр. 400; Иосифа Флавия, Ant. Jud. IV, VIII, 21; Kling, статья в ж. Theologische Studien und Kritiken, 1839, стр. 834 и сл. Сл. Βтор.22:6–8 , Лев.22:27–27 . 865 См. La Bible et les découvertes modernes, 6 ed., t. I, p. 493. Буква l в конце имени Амфрафела есть единственная трудность (которую представляет отожествление Амрафела с Гаммураби; другие согласные двух слов тожественны). Husing, Im Kampfe um Babel und Bibel, стр. 13, хорошо решил эту трудность. L должна связываться с следующим словом и должно читать: lemelok. Смысл таков: „Он прибыл во дни, то есть во время управления Гаммураби, когда Ариох, царь Елассара, царствовал (как сюзерен) над Вавилоном“... H. Winckler, Abraham als Babylonier, in-12, Лейпциг, 1903, стр. 23–24. 866 Г. де Морган и патер Шейл (Scheil). Шейл опубликовал текст и перевод Кодекса Гаммураби: Délégation en Perse, t. IV, Textus Elamimes-Semimiques, 2 série, Paris, 1902. Сл. Dictionnaire de la Bible, статья Loi t. IV, col. 336. 867 См. Fr. Martin, Textes religieux et babyloniens, in – 8 °, Paris, 1893, p. XVIII et passim. 869 Толкователи из отцов и ученых: Ориген , Selecta in Genesim, t. XII, col. 91; Homiliae in Genesim, ib., col. 145; его же, Selecta и Homiliae на четыре других книги Пятокнижия, ib. 163–824; св. И. Златоуст , Homiliae LXVII in Genesim, t. LIII, col. 121–580; Sermones IX in Genesim, col. 581–630; Феодорит Кирский , Quaestiones in Gen., Exod. Levit., Numer., Deuteron., t. LXXX, col. 77–456; бл. Иероним, Liber Hebraicarum quaestionum in Genesim, t. XXIII, col. 935–1010; бл. Августин , De Genesi contra Manichaeos libri duo, t. col. 173; De Genesi ad litteram imperfectus liber, ib. col. 219; De Genesi ad litteram libri XII, ib. col. 245–486 ; Quaestiones in Heptateuchum, пять первых книг , ib., col. 547–776; Прокопий Газский, Kommenmarius in Gen., Ex., Lev., Num.. Deut., t. LXXXVII, pars I, col. 19–992; Исидор Севильский , Quaest. in V. T.Pentat., LXXXIII, col.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

578 с. Cels. 4, 14 ρ. 510; 1045. ουδ γρ δεδνηνται οτοι (ο στωκοι) τρανσαι τν φυσικν το Θεο ννοιαν, ς πντη φθαρτου, κα πλο, κα συνθτου, κα αδιαιρτου.... Μενν γρ τ ουσα τρεπτος. Неизменяемость – по Оригену – дана в нематериальности существа Божия, в понятии о жизни Божией, в понятии о Боге как едином (in Reg. h. 1,4 ρ. 483; 999. nam nt ego arbitror non tantum numero unus designatur ( Deut. 6, 4 ), qui utique supra omnem numerum esse credendus est: sed per hoc magis unus dici intelligendus est, quod nunquam a semetipso alter efficitur, hoc est, nunquam mutatur, nunquam in aliud vertitur) и наконец в том, что Бог есть начало и существует от вечности (de princ. 4, 35 ρ. 193; 410. intellectualis natura (creata), quae et commutabilis et convertibilis deprehenditur ea ipsa conditione qua facta est: quod enim non fuit, et esse coepit, etiam hoc ipso naturae mutabilis designatur). 579 in Joh. t. 2. 12 p. 71; 145. μα δ ξετζοντες τ περ το ζν το Θεο... ακολοθως τοτοις παρατιθμενοι τ· « μνος χων αθανασαν ( 1Tim. 6, 16 ), τ υπονοομενα συμπαραληψμεθα περ το παν τιποτον λογικν μ οσιωδς χειν, ς χριστον συμβεβηκς, τν μακαριτητα. ν γρ χριστον χη τν μακαριτητα κα τν προηγουμνην ζων πς τι σται αληθς τ περ το Θεο λεγμενον· «Ο μνος χων αθανασαν». 580 in Exod. h. 6, 13 р. 151; 340. Quoties «in saeculum» dicitur(Exod. 15, 18), longitudo quidem temporis, sed esse finis aliquis indicatin», et si in aliud saeculum dicatur, aliquis sine dubio longior quidem, tarnen ponitur finis; et quoties saecula saeculorum nominantur, fortasse licet ignotus nobis, tarnen a Deo statutus aliquis terminus indicatur. Quod vero addit in hoc loco: «et adhuc», nullum sensum termini alicujus aut finis reliquit. Quodcunque enim illud cogitaveris, in quo finem putes posse consistere, semper tibi dicit sermo propheticus; «et adhuc», velut si loquatur ad te, et dicat; Putas in saeculum saeculi Dominum regnaturum? «Et adhuc». Putas in saecula saeculorum? «Et adhuc». Et quomodociinque dixeris illud de regni ejus spatiis, semper tibi dicit propheta: «Et adhuc».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

570 et 572); свои же собственные учения они считают «непогрешимыми», р. 581. Пропагандист джайнизма «в западной переделке, в качестве решения великих проблем жизни», Н. Warren, Jainism in Western Garb, as а Solution to Lifés great Problems. Madras, 1912, p. 3, говорит: «духовные вожди джайны претендуют на всеведение и свободу от всякой слабости и страсти». 846 Кроме легендарных биографий, данных в Âcârânga Sûtra, III, 15 и в Kalpa-Sûtra Bhadrabâhu, («Жизнь Магавиры»), Jaina Sutras transl. by Jacobi в S. В. E. Vol. XXII, pp. 189 sqq. и 217 sqq., см. о его подвижничестве Âcârânga Sutra, I, 8, pp. 79 sqq. и, эпизодически, во многих других текстах. 847 О его образовании Kalpa–Sûtra. Life of Mahâvira, II, 10, в Sûtra–Kritânga. 1, 6, 27, ему приписывается «понимание доктрин криявадинов, вайнайяк и аджиьявадинов»; «он овладел всеми философскими системами». 848 Архату Ришхабе предание приписывало 1000-летние аскетические подвиги; Kalpa-Sûtra. Life of Rishabha, 212, p. 283. 850 Jacobi в Jaina Sûtras. P. II, p. 119. Note и в Indian Antiquary. IX, 162. Cp. Leumann. Die Beziehungen der Jaina Literatur 68 if. Olden berg в Zeit. d. Deut. Morgenl. Gesell. XLIX, 488. Hoernle. Proc. of the As. Soc. of Beng. 1898, 40 sqq. 853 О связи джайны с философскими началами веданты и вайшешики – Jacobi. I.e., pp. XXXIII–XXXVIII. Указания на некоторые: сходства и несходства с ведантою находим в Sûtrakrtânga, II, 6, 46 sqq. 854 Во всяком случае во времена Ашоки, поощрительно относившегося к ней, судя по его надписям; но и позднее Гиуэн-Тсанг говорит, что «ходящие нагими (ниргранты) имеют огромную толпу сторонников». Hiouen Tsang. VII, Т. I, р. 384, trad. Jt. Julien. Астроном Варахамихира ( 587 г.) удостоверяет обилие джайн в VI в. по Р. Хр.; Хемачандра (Bühler. Ueb. das Leben des Jaina Mönches Hemachandra в Denkschriften d. phil.–hist. Classe d. Wiener Akademie. Bd. XXXVII) – в XII–м; Сарвадаршанасамграха Саяны Мадхавы (жившего двумя Веками позже) – в XIV–м. По «Жизни Магавиры» в Кальпа-Сутре, 134 eqq. J. S. P.II, р. 267–268, у Магавиры было 14000 монахов и 36000 монахинь, да 159000 последователей и 318000 последовательниц из мирян. Число монахов и монахинь совпадает с указаниями в Mahâvitracritra (у Wilson, I, 303). 855 В настоящее время число джайн в Индии не велико, однако «они находятся в большинстве городов; своею спокойною и строгою жизнью они приобрели прочное положение в обществе; часто даже отличаются своим значением и благосостоянием... Они живут большею частью торговлей; особенно в провинциях запада и северо-запада они играют выдающуюся роль». Шантепи де ля Соссей. История религий. Т. II, стр. 70. Москва, 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

446 Plato, Theaetetus, 176 a-b. 447 Speusippus, fr. 194 Mullach. 448 Xenocrates, fr. 77 Heinze. 449 Hebr. 2: 11; Rom. 8: 17. 450 Cf. Hebr. 3: 7 — 4: 11. 451 Ezek. 18: 4—9; цитата слегка исправлена в соответствии с текстом Септуагинты. 452 Cf. Is. 55: 6—7.9. 453 Cf. Prov. 1: 33. 454 Cf. Plato, Theaetetus 176 b. 455 Вероятно, именно здесь должна заканчиваться вторая книга Стромат. Следующая глава является переходной и касается одновременно цели человеческой жизни и христианских воззрений на брак, то есть непосредственно примыкает к началу третьей книги. 456 Menander, fr. 720 CAF. 457 Cf. Gen. 20: 12. 458 Cf. Plato, Leg. VI 773 b; Symposium 207 d — 208 b; Democrites, A 170 DK; Usener, Epicurea 526. 459 Cf. Chrysippus, fr. mor. 163 SVF III. 460 Diogenes Laert., X 4. 461 Мифологическому герою Бузигу приписывают приручение быков и изобретение ярма, а также введение многих аграрных обычаев, за нарушение которых налагалось проклятье (Verg. Georg. I 19). 462 Homer., Ilias II, 700; X 496. 463 Menander, fr. 325. 464 В действительности, не совсем точная цитата из Эсхила (Choephori 505—507). Вероятно, Климент цитирует по памяти. 465 Plato, Leg. VI 774. 466 Menander, fr. 1085. 467 Homer., Odyssea VI, 181 468 I Tim. 2: 9; Petr. 3: 3. 469 Euripides, Hecuba 568—570. 470 Cf. Is. 50: 1. 471 Hesiod., Opera et Dies, 339. 472 Cf. Mt. 19: 9; Mk. 10: 11. 473 I Tim. 2: 9—10. 474 I Tim. 5: 5. 475 Cf. Mt. 5: 32. 476 Cf. Lev. 20: 10; Deut. 22: 22. 477 Cf. Lk. 12: 48. 478 Cf. Mt. 19:11. Но Климент, по-видимому, пользуется каким-то иным источником. 479 Некоторые исследователи полагают, что эта фраза является поздней глоссой. 480 Далее Климент цитирует Этику Исидора, текст см. в разделе, посвященном Василиду и Исидору. 481 Пассаж довольно сложен, текст местами очевидно испорчен. В данном месте я следую чтению, предложенному Hilgenfeld и принятому Chadwick. Чтение манускрипта a)nte xou, т.е. борись, в то время как Епифаний, который цитирует Климента, пишет a)ne xou сдайся. Таким образом, как же именно Исидор советует поступить со сварливой женой остается непонятным!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

3561         Sipre Deut. 43.8.1; b. Šabb. 31a; Yoma 76a; Exod. Rab. 15:30; Lev. Rab. 10:3; Num. Rab. 16:7; Deut. Rab. 2:24; 10:4; Lam. Rab. proem 2; Lam. Rab. 1:17, §52; SongRab. 2:16, §1; Pesiq. Rab. 15(often in parables); cf. Gen. Rab. 86(modeled after Exod 4:22, but the tradition is attested early in Jub. 19:29). 3562 E.g., " Abot R. Nat. 35, §77; 44, §124 B; Sipra Behuq.pq. 2.262.1.9; Sipre Deut. 43.16.1; 45.1.2; 352.7.1; b. Šabb. 31a, 128a; Pesiq. Rab Kah. 9:5; 14:5; Exod. Rab. 46:4–5; Num. Rab. 5:3; 10:2; Deut. Rab. 1:6; 3:15; Lam. Rab. proem 23; Lam. Rab. 3:20, §7. 3563         Sipre Deut. 96.4.1; cf. similarly Sipre Deut. 308.1.2. The discussion continues in later texts: Israel are God " s children when they obey him (Deut. Rab. 7:9); God begot Israel as an only child, but will treat them as slaves if they disobey (Pesiq. Rab. 27:3; cf. John 8:35 ); Bonsirven, Judaism, 48–49, cites some other revelant texts (including Sipre Num. on 15:41). 3564 E.g., b. Ber. 7a (apocryphal bat qol to R. Ishmael), 19a (Honi the Circle-Drawer, but the antiquity of the tradition is difficult to date); cf. Sukkah 45b (R. Simeon ben Yohai). See especially Vermes on charismatic rabbis, discussed on pp. 270–72 (Vermes, Jesus the Jew, 210–11, citing b. Ta c an. 23b; followed by Borg, Vision, 45; tentatively by Charlesworth, Pseudepigrapha and NT, 82). 3565 See on «the Jews» in the introduction, above; cf. similarly Ellis, Genius, 24. Early Jewish readers, both Christian and non-Christian, probably assumed the idea of future inheritance in sonship language; see Hester, Inheritance, 42. 3566 E.g., m. Sotah 9:15; t. B. Qam. 7:6; Hag. 2:1; Péah 4:21; Sipra Behuq. pq. 8.269.2.15; Sipre Deut. 352.1.2; b. Ber. 30a, bar.; p. Sanh. 10:2, §8; Pesiq. Rab Kah. 24:9; Lev. Rab. 1:3; 7:1; 35:10; see further texts in Marmorstein, Names, 56–58; cf. 3Macc 5:7; 7:6; personal prayer in Jos. Asen. 12:14. Outside 3Macc 6:8, the title appears regularly in prayers, especially in rabbinic texts (Moore, Judaism, 2:202–10; cf. McNamara, Targum, 116ff.), but these probably reflect some early and widespread prayer language (e.g., the Kaddish, adapted no later than Q in the Palestinian Jesus tradition; see Moore, Judaism, 2:213; Smith, Parallels, 136; Jeremias, Theology, 21; Jeremias, Prayers, 98); see esp. Vermes, Jesus and Judaism, 40. «My father» may have sounded strange (Jeremias, Message, 17; idem, Prayers, 57; Israel as a whole applies it in Sipra Qed. pq. 9.207.2.13), but «our Father» certainly did not. For OT usage, see Jeremias, Prayers, 12; for «intertestamental» literature, see ibid., 15–16; nor is the title unique to Judaism and its religious descendants (Mbiti, Religions, 63, 83).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010