tit. 12– 120 Дионисия и n. 30. tit. 18–126 Дионисия. 149 Вот эти цитаты: n. 195. tit. 2–128 Дионисия; n. 196. tit. 3–129 Дионисия; n. 197. tit. 4–130 Дионисия; n. 73. tit. 2 (по исправлению же Баллерин) 6–132 Дионисия. 155 Параллель тех и других представляет Маассен (pag. 182); Гефеле же указывает и некоторые разности между ними (t. II, pag. 122–123). 156 Mansi, t. VIII. pag. 645. Карфагенский диакон Ферранд также цитует этот канон в своем Breviatio под числом 84. Concil. Carthag. Tit. 3 (Iustelli et Voelli, Biblioth. t. I. pag. 151). Баллерины на основании сличения цитат Ферранда карфагенских соборов под числами 47–53 думают приписать этому или двадцатому карфагенскому собору повторение правил как о том, чтобы епископы не продавали имущества своей церкви без ведома примата, так и о том, чтобы епископ, пресвитер или диакон, подвергшиеся отлучению, не были принимаемы в общение (Ballerin. pag. 149. n. 11 apud. Golland). Подобные правила были постановлены на соборе 419 г. (Правила 33 и 29 по Дионисию, а по книге правил 42 и 38) и содержатся в правилах собора 421 г. (Прав. 4 и 1. Mansi, t. IV. pag. 449– 450). 160 Hefele, t. II. pag. 123–127. Баллерины сверх сего думают приписать этому же собору и цитуемый Феррандом под числом 143 Concil. Carthag. tit. 3, канон о том, чтобы дважды в год собирались соборы в каждой провинции; так как на прежних карфагенских соборах не было издано подобного постановления (Ballerin. ibid. pag. 130. n. III). 161 Вот эти цитаты: n. 34. tit 5. n. 35. tit. 8. n. 38. tit. 9. n. 47. tit. 9 n. 57. tit. 3. n. 95. tit. 9. n. 198. tit. 5. 164 В первой редакции труда Дионисия были помещены только рассуждения первого заседания собора 419 г. о карфагенских канонах. Эти рассуждения находятся в отдельном виде и у Манси, t. IV. pag. 401–408. 165 См. статью Biener’-a. Das kanonisch. Recht. d. griesch. Kirche в Kritische Zeitschrift. fur Rechtswissenschaft und Gesetzhebang des Auslandes. B. 28. pag. 192. 167 Hanp. 108 и 109 пр. у Дионисия составляют: первое – написание собора против Пелагия и Целестия, а второе – первую из анафематизм; между тем у издателей Синтагмы первая цифра поставлена над написанием предшествующего у Дионисия собора против донатистов, а вторая над написанием собора против ереси Пелагия и Целестия; причем под счет этого канона подведена и первая анафематизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

261. Ep. lib.II, CXLIII, col.265B. 262. Ep. lib.II, CCXXIX, col.317D320A. 263. Ep. lib.II, CCII, col.305D. 264. " De octo spiritibus malitiae " , cap.XVIII, col.1164A. 265. " Peristeria " , sectio XII, cap.XI, col.961C. 266. Ep. lib.II, LVIII, Aetio monacho, col.225B. 267. Ep. lib.II, LI, col.221C. 268. Ep. lib.III, CCIII, Zoasimo Cigario, col.305D308A. 269. Ep. lib.I, CCCXXVI, Theodoto comiti, col.200D201A. 270. " Capita paraenetica " , c.98, col.1257B. 271. " De volunt. paupertate " , cap.X, col.981D984A. 272. Ep. lib.I, CLXXX, col.152C. 273. " Tract. ad Eulogium " , cap.X, col.1105D. 274. Ep. lib.III, CXXI, Eurycli presbytero, col.440B. 275. " Peristeria " , sectio II, cap.I, col.817B. 276. Ep. lib.III, CCLXVIII, col.517BC. 277. " De oratione " , col.1200A. 278. Ep. lib.III, CCCXIX, col.537C. 279. Ep. lib.III, CCLII, Gerontio monacho, col.508A509A. 280. " De volunt. paupertate " , cap.XXVII, col.1004A. 281. " De oratione " , cap.III, col.1168CD. 282. " De volunt. paupertate " , cap.XXVIII, col.1004B. 283. " De oratione " , cap.XXVIII, col.1173A. 284. См.: Иннокентий, архиепископ. Пострижение в монашество. Вильна, 1899. 285. Взгляд на монашеский постриг как на таинство был весьма распространен в аскетической литературе как до преп. Нила, так и после него. Так, например, блаж. Иероним называет монашеский постриг " вторым крещением " . Сходные мысли мы находим у преп. Феодора Студита, преп. Симеона Нового Богослова, Евстафия Фессалоникийского, блаж. Симеона Фессалоникийского, Иоанна Антиохийского и др. 286. Epism. lib.I, CCXLII, col.172 B. 287. Epist. lib.II, XCI, XCII, Amphilochio monacho, Migne, gr.s., t.LXXIX, col.241BC. 288. Epist. lib.II, XCVI, Philumeno enclisto, col.244B. 289. " De monastica exercitatione " , cap.XX, col.745C. 290. Epist. lib.I, CCXLI, col.172C. 291. " De monastica exercitatione " , cap.XLI, col.769D772A. Мысль о необходимости строгого послушания в монашеской жизни мы находим также у преп. Антония Великого, свт. Василия Великого, преп. Ефрема Сирина, преп. Иоанна Кассиана, преп. Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и у других аскетов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

261. Ep. lib.II, CXLIII, col.265B. 262. Ep. lib.II, CCXXIX, col.317D–320A. 263. Ep. lib.II, CCII, col.305D. 264. " De octo spiritibus malitiae " , cap.XVIII, col.1164A. 265. " Peristeria " , sectio XII, cap.XI, col.961C. 266. Ep. lib.II, LVIII, Aetio monacho, col.225B. 267. Ep. lib.II, LI, col.221C. 268. Ep. lib.III, CCIII, Zoasimo Cigario, col.305D–308A. 269. Ep. lib.I, CCCXXVI, Theodoto comiti, col.200D–201A. 270. " Capita paraenetica " , c.98, col.1257B. 271. " De volunt. paupertate " , cap.X, col.981D–984A. 272. Ep. lib.I, CLXXX, col.152C. 273. " Tract. ad Eulogium " , cap.X, col.1105D. 274. Ep. lib.III, CXXI, Eurycli presbytero, col.440B. 275. " Peristeria " , sectio II, cap.I, col.817B. 276. Ep. lib.III, CCLXVIII, col.517BC. 277. " De oratione " , col.1200A. 278. Ep. lib.III, CCCXIX, col.537C. 279. Ep. lib.III, CCLII, Gerontio monacho, col.508A–509A. 280. " De volunt. paupertate " , cap.XXVII, col.1004A. 281. " De oratione " , cap.III, col.1168CD. 282. " De volunt. paupertate " , cap.XXVIII, col.1004B. 283. " De oratione " , cap.XXVIII, col.1173A. 284. См.: Иннокентий, архиепископ. Пострижение в монашество. Вильна, 1899. 285. Взгляд на монашеский постриг как на таинство был весьма распространен в аскетической литературе как до преп. Нила, так и после него. Так, например, блаж. Иероним называет монашеский постриг " вторым крещением " . Сходные мысли мы находим у преп. Феодора Студита, преп. Симеона Нового Богослова, Евстафия Фессалоникийского, блаж. Симеона Фессалоникийского, Иоанна Антиохийского и др. 286. Epism. lib.I, CCXLII, col.172 B. 287. Epist. lib.II, XCI, XCII, Amphilochio monacho, Migne, gr.s., t.LXXIX, col.241BC. 288. Epist. lib.II, XCVI, Philumeno enclisto, col.244B. 289. " De monastica exercitatione " , cap.XX, col.745C. 290. Epist. lib.I, CCXLI, col.172C. 291. " De monastica exercitatione " , cap.XLI, col.769D–772A. Мысль о необходимости строгого послушания в монашеской жизни мы находим также у преп. Антония Великого, свт. Василия Великого, преп. Ефрема Сирина, преп. Иоанна Кассиана, преп. Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и у других аскетов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1047 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: ...quia non potest infidelis in ea permanere coniunctionem quae iam in christianam translata estfidem... (IV Толедский собор. Кан. 63: ...поскольку не может оставаться в противном вере союзе женщина, перешедшая в христианскую веру...). 1048 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: Iudaei qui Christianas mulieres in coniugio habent, admoneantur ab episcopo civitatis ipsius ut, si cum eis permanere cupiunt, christianis efficiantur; quod si admoniti non noluerint, separentur filii autem qui ex talibus nati existunt, fidem atque conditionem matris sequantur; similiter et hi qui procreati sunt de infidelibus mulieribus et fidelibus viris christianam sequantur religionem... (IV Толедский собор. Кан. 63: Иудеев, женатых на христианках и желающих жить с ними, епископ их города должен побудить принять христианскую веру; если же они не пожелают этого, их следует развести дети же, рожденные от них, пусть наследуют веру и общественное положение матери; как и дети, рожденные от нехристианских женщин и верных вере мужчин пусть наследуют христианство...). 1049 Conc. de Toledo IV (633). can. 60. Defiliis iudaeorum, quiaparentibus separati christianis debeant deputari. 1050 Conc. de Toledo IV (633). can. 61. De filiis fidelibus iudaeorum ne parentibus praevaricatione a bonis suis exules fiant. 1051 Conc. de Toledo IV (633). can. 58. De his, qui contra fidem Christi iudaeis munus et favorem praestant. 1052 Conc. de Toledo IV (633). can. 62. De iudaeis babtizatis, qui infidelibus iudaeis se sociant. 1054 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Episcopus qui mancipium iuris ecclesiae non retento ecclesiastico patrocinio manumitti desiderat, duo meriti euiusdem et peculii coram concilio ecclesiae cui praeminet per commutationem subscribentibus sacerdotibus offerat, ut rata et iusta inveniatur definitio commutantis. 1055 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Huiusmodi autem liberto adversus ecclesiam cuius iuris exstitit, accusandi vel testificandi denegetur licentia. Quod si praesumpserit, placet ut stante commutatione in servitutem propter ecclesiam revocetur, quam nocere conatur (IV Толедский собор. Кан. 68: И пусть подобному вольноотпущеннику будет отказано в возможности обвинять церковь , к которой он относится, или свидетельствовать против нее; если же он осмелится это сделать, пусть все изменится, и он опять окажется в рабстве у собственной церкви, которой он начал вредить). См. также Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969. С. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Н. А. советовал монахам соблюдать аскетическое правило, к-рое помимо молитвы и рукоделия включает в себя также бдение и псалмопение. Следуя древней традиции, восходящей к античным авторам (ср., напр.: Hes. Theog. 211-212), он рассматривал сон как «краткую смерть» ( Nil. Ep. I 28//PG. 79. Col. 96). Сон, с его т. зр., состояние опасное (Ep. III 318//Ibid. Col. 537), поскольку он приводит к ослаблению бдительности (Ep. I 26//Ibid. Col. 92-93). Любитель сна есть «гробница (νεκρωταφεον), мертвая душа в живом теле» (Ep. III 317//Ibid. Col. 536-537). Монах, конечно, не может постоянно бодрствовать, иногда он «отдыхает»; но в этом состоянии его жизнь бессмысленно сокращается, хотя сам он не осознаёт этого (Ep. I 26//Ibid. Col. 93). Трезвенный монах в идеале не должен спать (Ep. III 127//Ibid. Col. 444), бдение - его оружие против демонов (Ep. III 171//Ibid. Col. 464), необходимое условие боговидения. Вместе с молитвой и бдением монах обязан заниматься псалмопением, под которым в узком смысле подразумевается славословие, прославление Бога в псалмах и духовных песнях (Ad Agath. 4. 3//Ibid. Col. 828; In Albian.//Ibid. Col. 708; Ad Magnam. 64//Ibid. Col. 1056). При этом душа монаха должна быть определенным образом подготовлена в такому прославлению, т. е. исполнена любви к Богу (Ep. I 30, 234//Ibid. Col. 97, 169), иначе хвала будет неискренней. Псалмопение должно быть непрерывным, как дыхание (Ep. IV 25//Ibid. Col. 561), ежедневным и неусыпным (Ep. I 30//Ibid. Col. 97). Наличие у Н. А. экзегетических сочинений свидетельствует о том, что он считал размышление над Свящ. Писанием важным делом для монаха. Именно словами Свящ. Писания монах «путеводится в жизнь неукоризненную, приобретая вместе и обильную пищу, и великое наслаждение» (Exerc. 62//Ibid. Col. 796). Свящ. Писание является духовной пищей, «подобной меду» (Ep. I 262//Ibid. Col. 180). Как тело питается пищей, так душа - Свящ. Писанием (Ep. II 37//Ibid. Col. 213; Ad Agath. 4. 1//Ibid. Col. 825; In Cant. 2. 6). Оно помогает монаху в борьбе со страстями, доставляя ему примеры добродетели, в т. ч. из исторических книг (Exerc. 21//Ibid. Col. 748) - в образе пророков Илии, Елисея и Иоанна Крестителя (Ibid. 60//Ibid. Col. 792-793). Монах должен читать Свящ. Писание, постоянно размышлять над ним (De mon. praest. 20//Ibid. Col. 1084), посвящать ему день и ночь (In Albian.//Ibid. Col. 708; Ad Agath. 1. 3; 4. 3//Ibid. Col. 813, 828). Свящ. Писание избавляет монаха от уныния и подготавливает его к созерцанию (Ad Magnam. 20//Ibid. Col. 996; In Albian.//Ibid. Col. 708), доставляет подлинное наслаждение (τρψις) душе (In Albian.//Ibidem; Ad Agath. 4. 1//Ibid. Col. 825; Ad Magnam. 20, 61//Ibid. Col. 996, 1052).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Marius Mercator. Nestorii blasphemiarum capitula XII. PL. 48. Col. 907–932. Monumenta vetera ad Arianorum doctrinam. PL. 13. Col. 557–593. (Niceta Remesianensis. Opera). Burn A. E. Niceta of Remesiana, His Life and Works. Cambridge, 1905. Olympiodorus. Fragmenta. Photius. Bibliotéque. Vol. I. P. 1959. P. 166–187. Opus Imperfectum in Matthaeum. PG. 56. Col. 611–946. Origenes. De principiis. PG. 11. Col. 111–413; SC. 252. P. 1978. Passio s. Irenaei. AASS. Martii T. III. Antverpiae, 1668. P. 556–557. Paulinus. Vita S. Ambrosii. PL. 14. Col. 27–46. Paulinus Nolanus. Poemata. XVII. PL. 61. Col. 437–709. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII. PL. 31. Col. 661–1174 . Philostorgius. Historia ecclesiastica. PG. 65. Col. 459–638. Phoebadius. Liber contra arianos. PL. 20. Col. 13–30. Possidius. Vita S. Augustini. PL. 32. Col. 33–66. Prisca. PL. 56. Col. 745–816. Sermo Arrianorum. CCSL. 87A. Turnhout, 2009. P. 160–175; PL. 42. Col. 677–684. Sermons ariens inédits. Recherches Augustiniennes. 1992. Vol. 26. P. 143–179. Siricius, papa. Epistulae et decreta. PL. 13. Col. 1151–1196. Socrates. Historia ecclesiastica. PG. 67. Col. 29–842; SC. 477. P. 2004; 493. P. 2005; 505. P. 2006; 506. P. 2007. Sozomenus. Hismoria ecclesiastica. PG. 67. Col. 843–1630; SC. 306. P. 1983; 418. P. 1996; 495. P. 2005; 516. P. 2007. Sulpicius Severus. Chronicon. PL. 20. Col. 95–160; SC. 441. P. 1999. Sulpicius Severus. De vita beati Martini liber unus. PL. 20. Col. 159–176. Tertullianus. Adversus Praxeam. PL. 2. Col. 153–196. Tertullianus. Apologeticus. PL. 1. Col. 257–536. Theodoretus. Historia ecclesiastica. PG. 82. Col. 881–1280; SC. 501. P. 2006; 530. P. 2009. Vetus interpretatio latina canonum Nicaenorum, Sardicensium et Chalcedonensium. PL. 56. Col. 823–864. Victor Vitensis. Historia persecutionis Africae provinciae. PL. 58. Col. 179–260. Victorinus Petavionensis. De fabrica mundi. PL. 5. Col. 301–316. Victorinus Petavionensis. Scolia in Apocalypsin beati Joannis. PL. 5. Col. 317–344.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

1009 Orlandis J. La oblación de los niños a los monasterios en la España visigótica//Orlandis J. Estudios sobre las instituciones monásticas medievales. Pamplona, 1971. P. 56–61. 1011 Conc. de Toledo IV (633). can. 50: Clerici qui monachorum propositum appetunt, quia meliorem vitam sequi cupiunt, liberos eis ab episcopo in monasteriis largiri oportet ingressos... (IV Толедский собор. Кан. 50: Подобает клирикам, которые имеют намерение стать монахами, так как желают жить лучшей жизнью, свободно уходить в монастырь от епископа...). См. Sejourné Р. Le dernier рèге de l’église... Р. 213. 1012 Conc. de Caesaraugusta I (380). can. 6 Ut clericus qui propter licentiam monachum vul esse excommunicetur. 1013 Conc. de Toledo IV (633). can. 51: Nuntiatum est praesenti concilio eo quod monachi episcopali imperio servili opere mancipentur et iura monasteriorum contra instituta canonum inlicita praesumptione usurpentur... 1014 Conc. de Toledo IV (633). can. 51: ...sed hoc tantum sibi in monasteriis vindicent sacerdotes, quod recipient cánones: id est monachos ad conversationem sanctam praemonere, abbates aliaque officia instituere, atque extra regulam acta corrigere. 1015 См., напр., жизнеописания Иоанна Бикларского, Гелладия, Ноннита, Евгения I и Евгения II в «Книге о знаменитых мужах» Ильдефонса Толедского. Cfr. Sejourné Р. Le dernier рèге de l’église... P. 213. 1018 Conc. de Toledo IV (633). can. 53: ...in clero aut in monasteriis deputati, praeter hii qui ab episcopo suo aut propter aetatem aut propter languorem fierint absoluti (IV Толедский собор. Кан. 53: ...приписав их к клиру или монастырям кроме тех, кто будет освобожден своим епископом или в силу возраста или из-за слабости [здоровья]). 1020 Conc. de Toledo IV (633). can. 54: Hii qui in discrimine constituti poenitentiam accipiunt nulla manifesta scelera confitentes sed tantum peccatores se praedicantes, huiusmodi si revaluerint, possunt etiam pro morum probitate ad gradus ecclesiasticos pervenire... 1021 Conc. de Toledo IV (633). can. 55: Quiquumque ex secularibus accipientes poenitentiam totonderunt, et rursus praevaricantes laici effecti sunt, comprehensi ab episcopo suo ad poenitentiam ex qua recesserant revocentur...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

P., 1945; Honigmann E. The Patriarchate of Antioch: A Revision of Le Quien and the Notitia Antiochena//Traditio. 1947. Vol. 5. P. 135-161; idem. Le couvent de Barsauma et le Patriarcat Jacobite d " Antioche et de Syrie. Louvain, 1954. (CSCO; 146=Subsidia; T. 7); Laurent V. La Notitia d " Antioche: Origine et tradition//REB. 1947. T. 5. P. 67-89; Lassus J. Sanctuaires chrétiens de Syrie. P., 1947; Haddad G. Aspects of Social Life in Antiocheia in the Hellenistic-Roman Period. N. Y., 1949; King A. A. The Rites of Eastern Christendom. L., 1950; Greenslade S. L. Schism in the Early Church. L., 1953; Kelly J. D. Early Christian Doctrines. L., 1958; Festugi è re A. J. Antioche païènne et chrétienne. P., 1959; Downey G. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961; Shepers M. H. The Formation and Influence of the Antiochene Liturgy//DOP. 1961. Vol. 15. P. 25-44; Attwater D. The Christian Churches of the East. Mielwaukee, 1961-1962; Downey G. Antioch in the Age of Theodosius the Great. Oklahoma, 1962; idem. Ancient Antioch. Princeton, 1963; Rom und die Patriarchate des Ostens/Hrsg. W. de Vries u. a. Freiburg, 1963; Downey G. Antioch//NCE. Vol. 1. P. 623-626; Maloney G. A. Antioch, Patriarchate of//Ibid. P. 626-627; Laham B. S. Le Patriarcat d " Antioche au premier millinaire//OCA. 1968. T. 181. P. 115-136; Robinson M. Entwicklungslinien durch die Welt des Frühen Christentums. Tüb., 1971. S. 112-118; Pelikan J. The Christian Tradition. Chicago, 1971. Vol. 1: The Emergence of the Catholic Tradition; Liebeschuetz J. W. H. G. Antioch. Oxf., 1972; Donahue P. J. Jewish Christianity in the Letters of Ignatius of Antioch//VChr. 1978. Vol. 32. P. 81-93; Meeks W. A. , Wilken R. L. Jews and Christians in Antioch in the First Four Centuries of the Common Era. Missoula, 1978; Norris F. W. Antiochien. Neutestamentlich//ThRE. Bd. 3 (1978). S. 99-103; Drewery B. Die Bedeutung Antiochiens in der alten Kirche//Ibid. S. 103-113; Brown R. E. , Meier J. P. Antioch und Rome: New Testament Cradles of Catholic Christianity.

http://pravenc.ru/text/115764.html

2904 Cp. Василий B. Lib. cit. interr XVI, c. III, col. 960C. Cp. Григорий H. De vita s. patiis Ephraem Syri. T. XLVI, col. 836D. 2905 Ср. Нил C. Peristerla Sectio П. De temperantia seu abstinentia, col. 817B. Ср. Василий Β. lib. cit. T. XXXI, col. 1388D. 2909 Ср. Авва Исаия. Or. XV, c. II, col. 1142A: qui credit futurum esse· sanctorum regnum, caet ne in parvis aut minimis rebus peccet, ut fiat va& electum.... Qui credit corpus suum in die judicii resurrecturum, debet illud ab omni sorde at macula purum integrumque servare. 2910 Ср. Григорий H. De vita Moysis T. XLIX, col. 357A. De perfecta Christiani forma. T. XLVI, col. 285B. 2911 И. Кассиан. De coenobior. instit. lib. V, c. ХХП, col. 239D–240A. Cp. Нил C. Tract. ad Eulogium, c. XXIII, col. 1124С. Максим И. II, 64. T. XC, col. 1005A. 2915 Ibid., col. 404AB. Cp. Василий B. Sermo ascet. T. XXXI, col. 876C–877. Ефрем C. Sermo asceticus. T. I. p. 58DEF. 2916 Ibid., col. 405A. Cp. Василий B. Sermo ascet. c. III. T. XXXI, col. 876CD– 877A; ibid., c. II, § 3–4, col. 876C-877A. Исаак C. Λ. XXXIV, σ. 217. 2922 Or. XXVIII. c. IV, col. 1199В. Ср. Григорий Н. Devita S. patris Epliraem Syri. T. XLVI, col. 836D. 2923 Contra Haereses. lib. IV, c. XIII, n. 2. T. VII, col. 108A: lex, quipped servis posita, per ea quod foris erant corporalia animam erudiebat. Uerbum autem liberans animam et per ipsam corpus voluntarie emundari docuit. 2926 Apophthegmata, § 15, col. 425C. Cp. И. Кассиан, Collat. XXIV, c. XXI, col. 1312В–1315А: Ев. Иоанн Богослов на примере охотничьего лука, не всегда натянутого, разъяснил, что необходимо иногда «облегчать строгость подвижнического напряжение некоторым послаблением». Cp. ibid. об авве Антонии, § 13, col. 77D–80A. Здесь рассказывается о том, что названный великий подвижник иногда «шутил» с братиею, чтобы их силы не напрягались сверх меры. 2930 Uerba Seniorum X. 20, col. 915D–916A. Cp. Древний Патерик § 24, стр. 195–196. И. Кассиан. Collat. I, c. X, col. 494AB. 2931 Интересно в этом случае филологическое значение греческого термина γκρατει’α. Санскр. kratus – способность; корень kreto – делать сильным, ciras–cuлa; καρηνον голова; cerebrum– мозг. Cp. Prellwitz. Etymologisches Wörterbuch der griechischen Sprache. Разумеется внутренняя сила, побеждающая тело, умственная, органом которой служит мозг. Ср. Проф. М. И. Орлов. Пасхальное огласительное поучение. Христ. Чтен. 1896. Март-Апрель, стр. 499, примеч. 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

«α»), из Bas. Lib. LX, tit. LVIII, с. 4 (tom. V, p. 901); о дозволении попечителю сочетать браком свою дочь с состоящим под его попечительством и о воспрещении ему женить своего сына на – состоящей под его опекою (гл. 8 бук. «β»), – взятый из Bas. Lib. XXVIII. tit. IV, с. 42 (См. Edit. Heimbach. tom. III, p. 188); о лишении гражданской чести жены, вступившей во второй брак до окончания траурного срока (там же), – из Lib. Bas. XXVIII. tit. XIV, с. 1 (tom. III, p. 321); о сохранении силы завещания по истечении десятилетия (гл. 4 бук. «δ»), – из Lib. Bas. XXXV. tit. II. с. 22 (tom. III, p. 548) и мн. др. Кроме законов, дословно заимствованных из тех или других юридических сборников, – в Синтагме встречаются многие такие гражданские постановления, которые по тексту своему почти буквально согласны с соответствующими постановлениями их первоисточников; если и встречаются в них некоторые отступления от подлинного их текста, то они очень незначительны, чтобы по ним считать такие законы только извлечениями из подлинников их, и состоят в замене одних слов, форм речи, иногда даже только частиц, – другими – соответствующими; такие законы встречаются в Синтагме очень часто. Чтобы видеть, насколько незначительны у Властаря отступления в изложении этих законов от подлинного их текста, – укажем в некоторых законах по изложению их в Синтагме Властаря – отличия от подлинного их текста; так разница закона: «при беззаконном браке, заключенном по неведению, дает прощение и церковь и исправление греха и т.д.» по изложению его у Властаря в гл. 9 бук. «γ» – от подлинного его текста в Lib. Bas. LX. tit. XXXVII, с. 39. § 7 (см. Edit. Heib. tom. V, p. 730) – состоит в том, что выражение подлинника: «δδωσι συγγνμην φσις κα λικα» – Властарь заменяет выражением: «δδωσι συγγνμην κκλησα»; вместо выражения подлинника: «επανρθωσις το μαρτηθντος» – у Властаря: «πανρθωσις το μαρτματος»; разница закона, содержащего в себе определение понятия брака, по изложению его у Властаря, в гл. 2 бук. «γ», от подлинного его текста, в Lib. Bas. XXVIII, tit. IV, с. 1 (tom. III, р. 166), – состоит лишь в том, что выражение подлинника: «το βου παντς» Властарь заменяет выражением: «πσης ζως». В тексте других законов разность еще незначительнее; – так, разница закона о том, кого должно считать убийцею новорожденного младенца, – по изложению у Властаря в гл. 29 бук. – от подлинника, – Lib. Bas. XXXI, tit. VI, с. 4, состоит в том, что «οκ χει» (т.е. сострадания) подлинника – Властарь передает только в другой форме того же глагола – «οκ σχεν». – С такими же незначительными вариантами в сравнении с подлинным текстом встречаем законы почти в каждом отделе «νμων» Синтагмы 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010