249 Под словом διματα – собственности разумеются как самые свойства, так и состояния и действия, принадлежащие естеству. 270 Reliqu. Sacr., pag. 525. Rout. Conf. Commelini Acta Oecum. tert. Synod in Eph. hab., pag. 138. 290 S. Gregor. Magni. Tom. II. Lib. X. indict. III, epist. XXXIX, pag. 1069. Ed. Benedict. Paris. 300 Последующие слова показывают, что св. Иустин выражение οσα употребляет в смысле πστασις – substantia. 314 Consil. Ephes., par. 1, ap. Binium. Tom. 1, par. II, pag. 156. Conf. Oper. S. Cyril. Tom. V, par. II. Epist, pag. 77. Et explanat. XII, cap. Tom. VI, pag. 154. 319 Ο γρ δοξαν νεγκεν σρξ τ Λγ, μ γνοιτο, λλ μλλον ατη δεδξασϑαι παρ’ Ατο. Οδ πειδ δολου μορφν νλαβεν ν μορφ Θεο πρχων ις, λαττη τς ϑετητος. Ad Adelph. epist. Contr. Arian. Tom. I, pag. 158, B. 322 Dissert. Iohannis Franc. Madrisii, le Felic. Et Elipan. Haer. In oper. S. Paulini Aquilejens, pag. 207 et 599. edit. Wenet. 1737. 323 Извлечения из писаний относительно сего предмета предложены выше: в учении о теснейшем и нераздельном соединении естеств в Божеской ипостаси Иисуса Христа. 326 Patrolog. Curs. Compl. Tom. X. S. Hilar. Tom. II, de Trinit. Lib. III, cap. XI, pag. 82. ed. Migne. 1845. 330 Partolog. Curs. Complet. Tom. LIV. S. Leonis M. Tom. I, ep. XXVIII, pag. 761–763. ed. Migne 1846. 338 Орр. S. Basil. Tom. III. Epist. 262 ad Urbic, pag. 404. ed. Paris. 1730. Тв. Св. От. в Рус. пер. т. XI. 244. 356 Императора Ираклия склонил к монофелитству Патриарх Яковитский (Яковиты – от Иакова, ученика Севера – монофизита) Афанасий, встретив его близ Иераполя, в 629 году. Zonar. Annal. lib. XIV, cap. XVII. Tom. II, pag. 85. ed. Paris. 374 Tomus ad Marin. Diac. Op. S. Max. Tom. II, pag. 43. et Epist. de d. in Christ. operat. ad Episc. Nicandr. Tom. II, pag. 51 et 52. 379 В летописях помещена особая повесть о сем Михаиле, или Митяе, как обыкновенно называли его, вероятно, в уничижительном значении. См. Никонов Летоп. IV, 66 и след. 380 «Сего Митяя не хотяше никтоже в митрополии, епископи же и игумени и пресвитери и весь чин священнический; мниси моляхуть о том Бога, дабы не попустил Митяю в митрополитах быти, но един князь великий хотяше его видети в том чину». Летоп., содержащ. русскую истор. от 1206 до 1514 г., или Типограф. Москв. 1784 стр. 145.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

69. P. 311-318). Свт. Епифаний Кипрский в «Панарионе» в целом воспроизводит список, содержащийся в «Деяниях Архелая» ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66. 2); в другом же фрагменте он предлагает иной вариант манихейского канона: трактат «Таинство Мани», состоящий из 22 книг по числу букв сир. алфавита; «Сокровище»; «Малое сокровище» и соч. «Об астрологии» (Ibid. 66. 13). Это сообщение Епифания не вполне точно, поскольку сочинением Мани, включавшим 22 книги, было «Евангелие». Сведения о манихейском «пятикнижии» впервые встречаются в сочинении блж. Августина «Против Феликса манихея» ( Aug. Contr. Felic. 1. 14), однако названия всех 5 книг не приведены; известно лишь, что в данный список входили «Основное послание» и «Сокровище» (Ibidem). Самый полный в греч. традиции список манихейской лит-ры, к-рый практически полностью совпадает с каноном «священного писания» по версии самих манихеев, содержится в сочинении клирика храма Св. Софии пресв. Тимофея Константинопольского (VI в.) «О приходящих в Церковь» (CPG, N 7016; изд.: PG. 86. Col. 11-74): 1) «Живое Евангелие» (Τ ζν Εαγγλιον); 2) «Сокровище жизни» (Ο θησαυρς τς ζως); 3) «Собрание писем» (Η τν πιστολν μς) Мани; 4) «Книга таинств» (Η τν μυστηρων); 5) «Семисловие Алогия» (Η πτλογος Αλογου); 6) «Книга молитв» (Η τν εχν); 7) «Кефалайя» (Η τν κεφαλαων); 8) «Прагматейя исполинов» (Η τν γιγντων πραγματεα) ( Tim. Const. De recept. haer. 86. Col. 21). Высокая степень достоверности характерна также для сведений араб. авторов (в т. ч. аль-Якуби, ан-Надима, аль-Бируни), читавших труды Мани. Все араб. авторы, писавшие о М., упоминают среди манихейских сочинений кн. «Шапуракан», неизвестную греч. и лат. авторам. В целом Тимофей и авторы-мусульмане знают манихейский канон практически в том же виде, в каком он сохранился в оригинальной лит-ре приверженцев М. ( Хосроев. 2007. С. 71-87). Списки «канонических сочинений», приведенные в собственно манихейских текстах, содержат 7 книг (подробнее о «канонических» и «неканонических» книгах М.

http://pravenc.ru/text/2561840.html

87 Iren. adv. наег. I, 25, n. 1; 26, n. I; III, 2, n. I; V, 1, n. 3; Philastr. haer. 36; Theodoret. Haeret. Fab. 1, 5. 88 Ignat. ad Ephes. n. 18; Iren. adv. haer. III, 21; Tertull. de praescr. haeret. c. 13; Cyrill. (Cathech. IV, 9); Chrysost. in Is. VII, n. 6. 89 Nestor, de incarn. Serm. 1, n. 10 (in Mar. Мегс. ed. Gara. T. II, p. 5; cfr. p 118); Cyrill. Alex. Epl. ad Cler. Constantinopol. VIII. 90 См. Кратк. ист. III вселенск. Собора, в Хр. Чт 1842, III, 340 в след. 91 Eutych. in Concil. Chalcedon, act. 1, p. 91—93 apud Binium; Leo Epl. ad Flavian. in Conc, chalcedon. act. 11, p. 165, ed. Bin. 92 Оно было проповедуемо: Вероном и Геликсом (Hippol. adv. Beron. et Helicem, n. 5 sq.), Евдоксием Аполлинарием (Vid. apud Mai VII, p. 17; Epiphan. haer. LXXXII, n. 33) 93 См. Кратк. Истор. IV всел. Собора, халкидон., в Хр. Чт. 1847, IV, 112 и след. 94 См. Крат. Истор. VI всел. Собора, в Хр. Чт. 1848, II, стр. 1—33. 95 Madrisii — de Felic. et Elipan. haer. dissert., in Opp. Paulini Aquil. p. 207 et 599, ed. Venet, 1737; Valch. hist. Adoptianor. Gotting. 1755. 96 Такое же учение излагается и в символе, известном под именем св. Афанасия александрийского: «Есть православная вера, да веруем и исповедуем, яко Господь И. Христос, Сын Божий, Бог и человек есть, — Бог, от существа Отча прежде век рожденный; и человек, от существа Матерня во времени рожденный; совершенный Бог и совершенный человек, от души словесные и человеческие плоти состояй. Иже аще Бог есть и человек, обаче не два, но един есть Христос, един не слиянием естеств, но единством ипостаси». 97 Свидетельства их см. во «Введен. в Правосл. Богословие» A. М. § 84, примеч. 225. 98 Смотр. там же примеч. 224. 99 Там же примеч 223. 100 Там же примеч. 222. 101 Более подробное изложение учения о Божестве И. Христа, Сына Божия, на основании св. Писания, представлено нами прежде. См. «Православно-догм. Богосл.» т. 1. § 33, стр, 219—230. 102 И на основании св. предания подробнее раскрыто нами учение о Божестве Иисуса Христа, там же в § 31, стр. 212—217. Здесь приведем только несколько свидетельств, не приведенных тем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Confess. Belg. art. XVIII; Formul. conc. epit. c. XI; Gotta ad Gerhard. Loc. Theolog. tom. III, pag. 406, diss. 1, p, 13 et squ.    Socrat. Η. Е. II, с. 46.    Григ. Богосл. посл. к Кледон. I и II, в Тв. св. Отц. IV, 200 и след.    Apollin. Epl. ad Petr. (in Mai. Coll. T. VII), Epl. ad Heracl. (ibid), adv. Diodor. (ibid,). Прежде Аполлинария этого же лжеучения держались: Луциан (Epiphan. Ancor. XXXIII) и Арий с последователями (vid. in Mai T. VII, p. 17; 40;III, p. 65).    Каковы: Афанасий великий (contr. Apollin. et Epl. ad Epictet.), Григорий Богослов (в письмах к Кледонию), Григорий нисский (Autirr. adv. Apolin.), Епифаний (Апсог. 71 et sq.), Августин (de divers. quaest. LXXXIII, qu. 80).    Iren. adv. наег. I, 25, n. 1; 26, n. I; III, 2, n. I; V, 1, n. 3; Philastr. haer. 36; Theodoret. Haeret. Fab. 1, 5.    Ignat. ad Ephes. n. 18; Iren. adv. haer. III, 21; Tertull. de praescr. haeret. c. 13; Cyrill. (Cathech. IV, 9); Chrysost. in Is. VII, n. 6.    Nestor, de incarn. Serm. 1, n. 10 (in Mar. Мегс. ed. Gara. T. II, p. 5; cfr. p 118); Cyrill. Alex. Epl. ad Cler. Constantinopol. VIII.    См. Кратк. ист. III вселенск. Собора, в Хр. Чт 1842, III, 340 в след.    Eutych. in Concil. Chalcedon, act. 1, p. 91—93 apud Binium; Leo Epl. ad Flavian. in Conc, chalcedon. act. 11, p. 165, ed. Bin.    Оно было проповедуемо: Вероном и Геликсом (Hippol. adv. Beron. et Helicem, n. 5 sq.), Евдоксием Аполлинарием (Vid. apud Mai VII, p. 17; Epiphan. haer. LXXXII, n. 33)    См. Кратк. Истор. IV всел. Собора, халкидон., в Хр. Чт. 1847, IV, 112 и след.    См. Крат. Истор. VI всел. Собора, в Хр. Чт. 1848, II, стр. 1—33.    Madrisii — de Felic. et Elipan. haer. dissert., in Opp. Paulini Aquil. p. 207 et 599, ed. Venet, 1737; Valch. hist. Adoptianor. Gotting. 1755.    Такое же учение излагается и в символе, известном под именем св. Афанасия александрийского: «Есть православная вера, да веруем и исповедуем, яко Господь И. Христос, Сын Божий, Бог и человек есть, — Бог, от существа Отча прежде век рожденный; и человек, от существа Матерня во времени рожденный; совершенный Бог и совершенный человек, от души словесные и человеческие плоти состояй. Иже аще Бог есть и человек, обаче не два, но един есть Христос, един не слиянием естеств, но единством ипостаси».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   D " Agincourt, Storia dell’arte, coi monumenti, Prato 1826, vol. IV, p. 69 et squ.; Mar. Lupi, T. I, dissert. VIII, p. 213 et squ.    Mamachius, Orig. et antiqu. Christ. Romae 1751, lib. 1, c. 1, § 8 et squ.    Ciampinius, Vetera monumenta, c. 14, Romae, 1690.    Cur nullas aras habent? templa nulla? nulla nota simulacra? (Apud Minut. Felic. in Octav. c. XXXII, Cfr. Ориген. adv. Celsum. VIII, n. 17).    См. выше примеч. 1818.    Слово в похвалу отцу, Тв. св. Отц. 11, 142.    Orat. de s. Theodor. in Opp. T. III, p. 579, ed. Morel.    Слов. об иконе св. муч. Евфимии, В Хр. Чт. 1827, XXVII, 33—42.    Павлин. Epist, ad Sulpic. XXII, n. 2. 5.    Epist. lib. IV, epist. LXI. LXII.    Demonst. Evang. lib. V, приводится y св. Иоан. Дамаск. в слов. III об иконах, Хр. Чт. 1828, XXX, 15.    О жизни блаж. царя Констант. кн. IV, гл. 69. 72, стр. 281. 283 по русск. перев.    Приводится у св. Иоан. Дамаск. в сл. III об икон., Хр. Чт. 1828, XXX, 45.    Там же стр. 7.    Он говорит о св. Гервасие и Протасие: cum quadam mihi tertia apparuerunt persona, quae similis esse beato Paulo Apostolo videbatur, cujus me vultum pictura docuerat (Epist. LIII).    «Нужно ли родиться, предлагается нам крест; хотим ли напитаться таинственно сею пищею, нужно ли принять рукоположение, или другое что сделать — везде предстоит нам сей знак победы. Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце» (на Ев. Матф. бесед LIV, в т. II, стр. 426).    Orat. contr. Jud. et Gentil. n. 9, в Хр. Чт. 1832, XLVII, 46—47.    Credo, quod pluribus locis simul eos (Petr. et Paul.) cum illo (Christo) pictos viderunt (De consens. Evangel. 1, c. 10).    Contr. Faust. XXII, c. 73.    Hist. Relig. c. XXVI.    Fragment. hist. eccles. p. 581, ed. Vales, в Xp. Чт. 1828, XXX, 43—44.    См. выше примеч. 1818.    У Дамаск. слов. ИП об икон., в Хр. Чт. 1828, XXX, 10.     Τ το σταυρο προσκυνετε ξλον (у св. Кирил. алекс. contra Jnlian. lib. VI, in Opp. T. VI, Part. II, p. 194, ed. Aubert.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002   003