Benzi G. Un dominatore uscirà da Betlemme (Mi 5, 1–5). PV 54/4 (2009). P. 17–21. Bernini G. Osea–Michea–Naum–Abacuc. Cinisello Balsamo, 1997. Beyerlin W. Die Kulttraditionen Israels in der Verkündigung des Propheten Micah. FRLANT 72. Göttingen, 1959. Biddle M. E. Dominion Comes Jerusalem: An Examination of Developments in the Kingship and Zion Traditions as Rerflected in the Book of the Twelve with Particular Attention to Micah 4–5. In: Albertz R. (ed.). Perspectives on the Formation of the Book of the Twelve. Methodological Foundations – Redactional Processes – Historical Insights. BZAW 433. Berlin–Boston, 2012. P. 253–267. Biddle M. E. «Israel» and «Jacob» in the Book of Micah: Micah in the Context of the Twelve. In: Nogalski J. D., Sweeney M. A. (edd.). Reading and Hearing the Book of the Twelve. SBL. Symposium 15. Atlanta, 2000. P. 146–165. Biddle M. E. Obadiah – Jonah – Micah in Canonical Context: The Nature of Prophetic Literature and Hermeneutics. «Interpretation» 61 (2007). P. 154–166. Brin G. Micah 2, 12–13. A Textual and Ideological Study. ZAW 101 (1989). P. 118–124. Bulgarelli V. Introduzione al libro di Michea. PV 54/4 (2009). P. 4–9. Bullough S. Obadiah, Micah, Zephaniah, Haggai and Zechariah. London, 1953. Carbone S. P., Rizzi G. Il libro di Michea secondo il testo ebraico Masoretico, secondo la versione greca della LXX, secondo la parafrasi aramaica targumica. Bologna, 1996. Cathcart K. J. Micah 5, 4–5 and Semitic Incantations. Bib 59 (1978). P. 38–48. Cathcart K. J. Notes on Micah 5, 4–5. Bib 49 (1968). P. 511–514. Cathcart K. J., Jeppesen K. More Suggestions on Mic 6, 14 . SJOT 1 (1987). P. 110–115. Cha J.–H. Micha und Jeremia. BBB 107. Weinheim, 1996. Chaney M. L. Michea. L’importanza dei modelli. Mi 6, 9–15 e l’economia politica. In: Esler P. F. (ed.). Israele antico e scienze sociali. Brescia, 2009. P. 165–179. Colao A. Los profetas menores. El libro de Daniel. Cartagena, 1961. Collin M. Recherches sur l’histoire textuelle du Prophète Michée. VT 21 (1971). P. 281–297.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

е. опираясь на идею количества, забывают идею «качества»; когда, признавая трансформизм организмов, игнорируют происхождение души. В вопросе о происхождении человека вера не может согласиться с теорией полигенизма, или теорией «коллективного Адама», отвергнутой Тридентским собором и энцикликой Humani generis и т. п. По поводу учения об эволюции приведена выдержка из названной энциклики: «Учение Церкви предоставляет доктрине эволюции открытую дорогу, поскольку она ограничивает свои разсуждения развитием человеческого тела from other living matter already in existence (от других живых материальных существ, находившихся уже в существовании). Но что душа каждого человека непосредственно творится Богом, это есть точка зрения, которую католическая церковь налагает на нас». Таким образом, «появление человека есть высший инцидент в происхождении вселенной»... «Человек не есть просто новый род или семья: такой взгляд выражает деградацию универсального феномена. Нет. Земля произвела новое тело... но более того: она нашла в нем свою душу» (ссылка на де Шардэн). Отметим еще, наконец, книгу «Evolution, by Remy Collin», из секции 3-й «Катол. Энциклопедии XX века». Ея содержание и выводы построены на данных современного естествознания. Автор часто делает ссылки на католика-эволюциониста де Шардэн. В указателе на источники есть ссылка на советское издание: «Происхождение жизни на земле». Автор не отрицает трудностей, встречающихся на поле примирения эволюционизма с религиозными понятиями. Повидимому, наибольшее затруднение находит он в согласовании его с догматическим утверждением учения Римской церкви о непосредственном творении каждой человеческой души Богом, когда т. обр. «католическим эволюционистам приходится принимать такия доктрины, как животное происхождение человека и в то же время обосновывать непосредственное творение душ Богом». Он считает, что «реальность разума, как существенной формы, даже если не может быть объяснена средствами чисто материальных сложных процессов, она все же не требует, чтобы душа человека была необходимо каждый раз объектом специального творческого акта, который вторгается в предполагаемую непрерывную феноменологическую линию эволюции», как бы разбивая ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

References 1 . Storozhevaya bashnya: vozveshchaet tsarstvo Iegovy. Brooklyn, N. Y.: Wachtturm Bibel-und Traktat-Gesellschaft der Zeugen Jehovae, 1994. Vol. 115, 1.06.1994. S. 28–31. 2 . Deissmann Α. Light from the Ancient East. The New Testament Illustrated by Recently Discovered Texts of the Graeco Roman World (4th ed.; Grand Rapids: Baker, 1978; reprint of 1927 ed.). 3 . Lenski R. C. H.The Interpretation of I Corinthians (Lenskís Commentary on the New Testament (LCNT)). Augsburg: Fortress Press, 2008. 792 p. 4 . Dalman G. Die Worte Jesu: mit Berücksichtigung des nachkanonischen jüdischen Schrifttums und der aramäischen Sprache, Band 1. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1898. 319 p. 5 . Bousset W. Kyrios Christos. Geschichte des Christusglaubens von den Anfängen des Christentums bis Irenaeus. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1913. 474 p. 6 . Baudissin W. W. (Graf von). Kyrios als Gottesname im Judentum. 4 Bd. Giessen, 1929. 7 . Fitzmyer J. A. The Semitic Background of the New Testament Kyrios Title//A Wandering Aramaen: Collected Aramaic Essays. Missoula: Scholars Press, 1979, pp. 115–42. 8 . Hurtado L. W. Lord Jesus Christ: Devotion to Jesus in Earliest Christianity. Grand Rapids: Eerdmans, 2003. xxii + 746 pp. 9 . Quell G. Kyrios//Theological Dictionary of the New Testament. V. III. p. 1066. 10 . Bietenhard H. “Lord, Master”//The New International Dictionary of New Testament Theology. Vol. 2, ed. Collin Brown. Grand Rapids, Michigan: Zondervan, 1976. pp. 508–519. 11 . Slovarnaya stat " ya «Gospod " » [B. Witherington III]//Iisus i Evangeliya: Slovar»/Pod red. Dzhoelya Grina [i dr.; Per. s angl. Andrei Bakulov i dr.]. M.: BBI, 2003. 826 s. 12 . Fitzmyer J. A. To Advance The Gospel. New Testament Studies. Second Edition. Grand Rapids, Michigan/Cambridge, U.K.1998. 421 p. 13 . Khazarzar R. (Smorodinov R.A.) Syn Chelovecheskii. Volgograd: PrinTerra-Dizain, 2004. 624 s. 14 . Ilarion (Alfeev), episkop Kerchenskii. Svyashchennaya taina Tserkvi: Vvedenie v istoriyu i problematiku imyaslavskikh sporov. V 2 t. SPb.: Aleteya, 2002. 1231 s.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/imenovan...

R., 1979. P. 31-41; Krickelberg-P ü tz A.-A. Die Mosaikikone der hl. Nikolaus in Aachen-Burtscheid//Aachener Kunstblätter. 1982. Bd. 50. S. 9-141; Cioffari G. L " origine del culto di S. Nicola in Puglia//Nicolaus: Riv. di Teologia ecumenico-patristica. 1983. Vol. 11. P. 145-153; idem. Storia della basilica di S. Nicola di Bari. Bari, 1984. Vol. 1: L " epoca normanno sueva; idem. S. Nicola nella critica storica. Bari, 1987; idem. Pellegrini a S. Nicola di Bari nella storia. I: Il Medioevo//Nicolaus: Studi storici. Bari, 2007. Vol. 18. N 1. P. 5-95; Cowdrey H. E. J. The Age of Abbot Desiderius: Montecassino, the Papacy, and the Normans in the 11th and Early 12th Centuries. Oxf., 1983. P. 263-266; Melchiorre V. A. La figura di S. Nicola nella vita del Comune barese. Bari, 1985; idem. Bari e S. Nicola. Bari, 1987; Spagnoletti M. La traslazione di S. Nicola di Mira e la storiografia barese//Archivio storico pugliese. 1986. Vol. 39. P. 101-132; Martino L. Le reliquie di S. Nicola: Studio anatomico-antropologico dei resti scheletrici rinvenuti nella sua tomba in Bari. Bari, 1987; San Nicola di Bari e la sua basilica: Culto, arte, tradizione/Ed. G. Otranto. Mil., 1987; Fourn é e J. Saint Nicolas en Normandie. Nogent-sur-Marne, 1988; St. Nicolas: Actes du symp. des 8-9 juin 1985. Saint-Nicolas-de-Port, 1988; Maisse O. Le témoignage des fidèles: Les récits de miracles de Saint-Nicolas-de-Port au début du XVIIe siècle//RHEF. 1989. T. 75. N 194. P. 177-188; Wolf G. G. Kaiserin Theophanu, die Ottonen und der Beginn der St. Nikolaus-Verehrung in Mitteleuropa//Kaiserin Theophanu: Prinzessin aus der Fremde - des Westreichs Grosse/Hrsg. G. G. Wolf. Köln, 1991. S. 27-38; Martin J.-M. La Pouille du VIe au XIIe siècle. R., 1993; Fredell J. The Three Clerks and St. Nicholas in Medieval England//Studies in Philology. Chapel Hill, 1995. Vol. 92. N 2. P. 181-202; San Nicola: Splendori d " arte d " Oriente e d " Occidente/Ed. M. Bacci. Mil., 2006; Collin H. Un ex-voto célèbre du roi René: Le bras-reliquaire d " or du doigt de St.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Опис. рукоп. Синод. библ. Отдел. II. 330. 70 В Сборнике Миня напечатано еще следующее предание, распространенное между славянскими народами. «У Адама было 30 сыновей и 30 дочерей. Однажды Бог спросил его, сколько у него детей. Адаму стыдно показалось перечислять столько дочерей, и он скрыл трех дочерей.. В наказание за это Бог взял у него трех самых прекрасных дочерей и сделал их Вилами. С этого времени они блуждали в пространстве; они не были осуждены на погибель во время потопа, но сохранялись от него в ковчеге Ноя. Перелетая потом из страны в страну, они поселились в тех местах, которые находятся между Дунаем и Адриатическим морем». Dictionnaire des Apocryphes tom. 1. 335. 73 Herbelot Biblioth. orient. Col. 51–53. Collin de Plancy Légendes de l’ancien Testam., pag. 61–62. 78 Ibidem 1094. Сказание это встречается и в других книгах и вошло в наши Палеи. Смотр. Тихонравова Памятн. Отреч. лит. том. 1. стр. 24. Вместо Тубалкаина в руководители Ламеху дается большою частью мальчик пастух. Сказание составилось, вероятно, на основании слов Ламеха: Быт. 4:23 83 Wagenselii Sota hoc est liber mischnicus pag. 192–193. Рассказ этот находятся и в Каббале, откуда он приведен у Фабриция tom. I, pag. 339–341. Те же самые возражения против идолослужения представлены от лица Авраама и в славянском апокрифе: Откровение Авраама. Памят. Отреч. рус. лит. т. 1, стр. 59. Сказания, что Фарра делал идолов и посылал Авраама продавать их, что Авраам до познания истинного Бога дошел чрез размышление, вошли и в житие Авраама, помещенное в Прологе 9 октября. 94 Herbelot Bibl. orient. 14–15; Fabricii Cod. Vet. Test. tom. 1, 392–395; Collin de Plancy Légendes de l’ancien Testam. 149–150 102 Легенда разумеет здесь, вероятно, того Валаама, который изображается в Книге Чисел (глав. 22–24), как знаменитый волхв и как человек, слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего; только там он изрекает благословения еврейскому народу и пророчествует о его славе, а здесь он представляется врагом его и Моисея 103 Dictionnaire des Apocryphes tom. II. 1257–1264. Collin de Plancy Légendes de l’ancien Testam., pag. 212

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

109 Оно напечатано на латинском языке в сборнике Гфрёрера: Prophetae veteres pseudepigraphi pag. 306–316. 112 Collin de Plancy pag. 239. Подобный рассказ есть в Прологе 21 ноября в слове о судех Божиих неиспытаемых. Магомет внес его в Коран (глав. 18, стих. 64–81; смотри также Weil: Biblische Legenden der Muselmänner. S. 176–181), а Вольтер, с некоторыми изменениями, поместил его в своей повести: Задиг. 113 В сборнике Гфрёрера оно напечатано по двум редакциям, которые в общем сходны между собою, но в подробностях заключают некоторые разности. Prophetae veteres pseudepigraphi pag. 317–362. – Это сочинение, вместе с упомянутым выше сказанием о жизни Моисея, в первый раз издал по-еврейски с латинским переводам Gilbertus Gaulminus Molinensis, Paris 1629. При издании их он заметил: Rabbinicum opus, id est nullius auctoritatis, sed maximae antiquitatis edimus; saltem traditionum vetustatem infitias non ibit, qui Michaëlis cum Samaële contentionem Judae Apostolo cognitam advertet. Нет сомнения, что многое из того, что рассказывается в этих сочинениях (особенно о споре архангела Михаила с Самаэлем), заимствовано из древних сказаний и апокрифов о Моисее, из коих особенно часто упоминается у разных писателей не дошедший до нас апокриф: νληψις Μωσως. Смотр. Fabricii Cod. Vet. Test. tom. I. pag. 833–834. 114 Proph. pseudepigr. pag. 318. В другом месте, к этому прибавлено еще следующее: Бог сказал: Моисей, Моисей, разве я тебе повелевал убить египтянина? Моисеи: Господи! позволь мне говорить свободно: Бог: говори. Моисей: Ты в одну ночь умертвил всех первенцев египетских, а мне приказываешь умереть за одного египтянина. Бог: но разве ты можешь равняться со Мною? Я могу умертвить и воскресить... Ibidem pag. 321. 115 По другой редакции: о причине смерти твоей узнают из сказанного: поскольку вы согрешили предо Мною посреди сынов Израиля, при водах пререкания 118 Парасанга – путевая мера у древних персов, равная 30 стадиям римским т. е. 6-ти верстам почти с половиной. 126 Демоны и гении, строившие храм, говорит одно сказание, производили такой страшный шум своими пилами и молотами, что начальники работ и те, которые разносили их приказания (по другой редакции: все жители Иерусалима), не могли разговаривать между собою. Соломон велел остановить на время работу, и когда настала тишина, спросил, не знает ли кто средства обделывать камни и металлы без шума. Тогда один из духов сказал: только могущественный Асмодей знает эту тайну, но он до сих пор не подчиняется твоей власти. Collin de Plancy pag. 279–280.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

352–388; также статьи Г. Олесницкого: из Талмудической мифологии. Труды Киевск. Акад 1870, апрель и август. 36 В Издании перевода LXX, по александрийскому списку, этот стих читается так: δντες δ ο γγελοι το Θεο τς θυγατρας τν νθρπων, τι καλα εσυν, λαβον αυτος γυνακας π πασν, ν ξελξαντο. См. Московское издание 1821 г. 40 Dictionnaire des Apocryphes tom. II. pag. 1131. Этот рассказ есть и в Талмуде (Tractat. Sanhedrin). 42 Philonis Judaei opera. Edit. Mangey 1742. tom. I–II. Смотри особенно его Libri Sacrarum allegoriarum, tom. I. pag. 43–138. 43 Libri Sacrarum allegoriarum Op. tom. I, p. 43–52, 54. De plantatione Noe Op. tom. I. p. 34–35. 48 Под Законом, согласно с разделением священных книг у евреев, в Зогаре разумеется Пятикнижие Моисеево. 51 Frank. La Kabbale... pag. 234–255. Так объясняли слова: одежды кожаные и еретики валентиниане. Смотр. св. Иринея против ересей кн. I. глав. V. 52 Μ. Nicolas: Les doctrines religieuses des Juifs pendant les deux siècles antérieurs a l’ère chrétienne. Paris. I860, pag. 75. 53 При изложении этих сказаний, кроме указанных выше сочинений о Талмуде, мы руководствовалась следующими сочинениями: Bartoloccii: Bibliotheca magna Rabbinica tom. I, II et III. Romae 1675–1683. Buxtorfii: Lexicon chaldaicum, talmudicum et rabbinicum. Basiteae. 1639; Herbelot: Bibliothèque Orientale 1776. Edw. Pocockii Porta Mosis, sive dissertationes aliquot a R. Mose Maimonide suis in varias mischnaioth, sive textus talmudici partes commentariis praemissae. Oxoniae 1655 Ioh. Chr. Wagenselii: Sota hoc est liber mischnicus de uxore adulterii suspecta cum libri en Jacob excerptis Gemarae versione latina... 1674. Collin de Plancy; Bibliothèque des legendes. Legendes de l’ancien Testament. Paris. 1861. 54 Исследов. о Талмуде Диминского. Труд. Киев. Ак. 1868 г. т. 1. Из Талмуд. мифологии Олесницкого. Труд. Киев. Ак. 1870. 55 От иудеев эти сказания перешли к арабам магометанам и получили у них особый характер, сообразно с основными тенденциями магометанства и особенностями народного быта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

По преданию, в 1240 г. Н. чудесным образом перенес в храм Конона де Решикура, к-рый томился в сарацинском плену на Востоке. В память об этом событии была учреждена ежегодная процессия 6 дек. С XV в. храм пользовался покровительством герцогов Лотарингии. Так, герц. Рене II (1473-1508) подарил золотой реликварий в форме руки для мощей Н. ( Collin. 2007). После победы над бургундским герц. Карлом Смелым в битве при Нанси (1477), позволившей отстоять независимость Лотарингии, герцог велел построить в Сен-Никола-де-Пор монументальный храм (71,5×31 м) в стиле пламенеющей готики. Подготовка к сооружению церкви началась в 1481 г., строительные работы велись между 1495 и 1560 гг. (см.: F ö rderer. 2007). В благодарность за победу в сражении Рене II провозгласил Н. защитником герц-ства и «отцом отечества»; его преемник - Антуан Лотарингский Добрый, в 1511 г. впервые объявил святого покровителем Лотарингии (см.: Guyon C. Pèlerins et pèlerinages...//Alle origini dell " Europa. 2011. P. 272). Число паломничеств в Сен-Никола-де-Пор заметно увеличилось в XVII в. (в 1601, после юбилейного 1600 г., храм посетили почти 200 тыс. паломников; см.: Martin P. Pèlerinage de St. Nicolas//Atlas de la vie religieuse en Lorraine à l " époque moderne/Éd. F. Henryot e. a. Metz, 2011. P. 242). В XVII в. клирики храма (с 1613 - бенедиктинцы из конгрегации св. Витона и св. Хильдульфа) записывали чудеса, которые совершались по молитвам к Н. (сохр. 227 записей о 173 чудесах; см.: Maisse. 1989). В XVII-XVIII вв. был опубликован ряд книг о Н., его чудесах и святыне в Сен-Никола-де-Пор; их издание способствовало укреплению почитания Н. и развитию паломничества к его мощам (см.: Maes B. Les livrets de pèlerinage à Saint-Nicolas-de-Port, sanctuaire national des Lorrains//En Orient et en Occident. 2015. P. 407-422). Богатая ризница была в значительной мере утрачена в результате конфискаций в кон. XVII в. и в годы Французской революции (1789-1799); среди реликвий, хранящихся в наст. время в Сен-Никола-де-Пор,- серебряный реликварий в форме руки с частицей мощей Н.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Dom Calmet, Traité des Apparitions, tom. II pag. 279; Ampère, Histoire littéraire de la France avant XII siècle, 1840. t. III, pag- 116 – 117; Labitte и Ozanam, lib. cit. 59 Lenglet Dufresnoy. Recueil des dissertations и пр. tom. 1, part. I, pag. 182; сравн. Collin de Plancy, Dictionnaire Infernal, 1845 г. стр. 503, – По ходатайству императора Фридриха I, почитателя Карла В., последний был помещен в число святых католической церкви – Acta Sanct. d. 28 Januar, pag. 874 sqq. 60 Внезапное появление демонов «толпою, с шумом и гиком», сильно напоминает народную легенду «о диком охотнике», распространенную по всему западу и имевшую в своей основе старые язычески-эсхатологические представления – cp. Zeitschrift für Volkerpsychologie, herausg. von Lazarns, 5 том. 1868 г. стр. 241 – 256 (ст. Бдомберга). 61 Mignc, Dictionnaire (les Légendes du Christianisme, col. 1239 – 1242: латинский текст y Langloy, Recueil des dissertations anciennes et nouvelles sur les Apparitions et caet. Avignon, 1751. tom. I, part. I, pag. 181 – 189. 62 Вильгельм Мальмесбюри, De Gesta Reg. Angl. lib. II, cap. III; в хронике; Alberic " a de Trois Fontaines, под 888 r., Викентий Бове, Specul. histor. cap. 40; cp. Ampère, lib. cit. III, 120; Ozanam, Dante и пр. стр. 361; Labitte, lib. cit. pag. 226. – Райт, предполагает, что эта легенда древнее даты, какую назначают, ей хроники, п находит в ней неловкую переделку сказаний из античной мифологии – Wrigh, S. Patriks Purgatory, стр. 20 – 22. 63 Ср. следующий факт: в пастырском послании французских епископов к королю Людовику Благочестивому, от 858 г., за подписью епископов Реймса и Руэпа, с убедительностью авторитета возвещалось, что Карл Мартель осужден: «при открыли его гробницы, говорится в послании, все при-сутствующее ощутили запах дыма и были поражены появлением страшного дракона, и один святой этого времени удостоился увидеть в «видении», что душа и тело Карла Мартеля горят в вечном огне, в адской пропасти» Alger, Critical History of the Doctrine of a Future Life, pag 416; Ozanam, Dante и пр. стр. 365, примеч. – Cp. Greg. M. Dialog, lib. IV, cap. XXXII, Migne, lib. c. col. 368 – 369.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

В следствие того, считаясь мудрейшим в стране, он начал мало по малу допускать нововведения и улучшения в общепринятые понятия о Боге. Он первый осмелился объявить, что Бог один и что он есть творец всего существующего. Прочие боги, если и помогают сколько-нибудь счастью людей, то не собственною врожденною им силою, а по повелению верховного Бога. До такого заключения он дошел посредством наблюдений над явлениями на земле и море, над изменениями, претерпеваемыми солнцем, луной и другими небесными светилами. «Если бы, говорил он, все они обладали собственною силою, то сами бы заботились об охранении собственного порядка, а этой способности они не имеют, следовательно они приносят нам пользу не своею силою, а повинуясь повелевающему, которому одному принадлежит честь и поклонение». Т. I. Lib. I. c. VII. p. 51, (ed. Franc. Oberthur. Lipsiae. 1782). 4 Из рукописей повести XV века Имп. публ. библ. 290. Толст. I. 255. л. 90–92. Подобные обличения бессилия кумиров находятся в других местах повести, особенно в речи Иоасафа царевича к Февде (л. 107–111). Не имеют они, говорит Иоасаф, ни мозга, ни гортани, ни внутренностей; охраняются людьми, чтобы их не украли, и тем больше стражи, тем они дороже; их и не было бы, если бы не было каменьщика, плотника или золотаря. На л. 111 повесть предлагает след, объяснение происхождения кумирослужения: «изначало бо серух он пишет. и кумиры изобрет. в древних бо летех. аще убо иеции или мужества или дружбы. или некое храборства дело. памяти достонно показаша. мужа глется (в др. сп. XV в. Толст. II. 89: «сим глется идолы и коумиры поставлеши почитаху») и кумиры почитати. сущие же по сих. преднего не ведаще разума. яко памяти дело токмо похвально нечто створшим. идолы и кумиры поставиша. но малуж прелщаеми злоначального беса деиством. яко к бесмртным богом. к подобостртным и тленным члком приложиша. и жртвы им и требы принесоша». 5 Мы заимствуем их из сборн. Collin de Plancy (Bibliotheque des legendes. Paris. 1861. 12 voll. Legendes de Pancien testament p.

http://azbyka.ru/otechnik/6/obozrenie-ve...

  001     002