В связи с этим одни историки, в частности протопресвитер Иоанн Мейендорф, называют субурбикарными епархиями те, что занимают весь юг Италии , но поскольку на этой территории существовало несколько митрополий, или митрополичьих округов, – по числу соответствующих провинций их должно было быть 10, – протопресвитер Иоанн обозначает всю эту область папской юрисдикции как Римский патриархат, не выводя его за пределы Рима и южной Италии. Более убедительной представляется, однако, та точка зрения, которой по этому вопросу придерживался В.В. Болотов: «Спрашивается, – писал он, – ecclesiae suburbicarae лежали ли в 10 provinciae suburbicarae или же в regiones suburbicarae intra centesimum lapidem? В пользу второй альтернативы говорит уже то, что римский епископ здесь ставится в аналогию с высшим гражданским сановником (vir illustris praefectus praetorio Romae), а не со средним (как vicarius). Затем, слишком мало вероятности в том, чтобы в Сицилии и южной Италии не привилось митрополитанское устройство… Таким образом, естественно предположить, что особые отношения Римского епископа к “церквам пригородным” практиковались intra centesimum lapidem, а не в 10 provinciae suburbicarae» . Иными словами, власть папы как митрополита субурбикарной области простиралась на ближайшие пригороды Рима. Равеннскую Церковь в середине VI века, с 546 по 556 год, возглавлял знаменитый архиепископ Максимиан, мозаичный портрет которого сохранился в соборе, посвященном святому Виталию. Это был хорошо образованный пастырь, обладавший незаурядным умом, остроумием и изобретательностью, граничившей с плутовством. В народе о нем слагали легенды анекдотического характера, о достоверности которых судить трудно, и все же они выпукло, хотя, наверно, односторонне характеризуют его. Рассказывали, что до своего назначения в Равенну, еще будучи диаконом в Истрии, он нашел клад с золотыми монетами. Не желая, чтобы он весь достался императору, как полагалось по закону, он одну часть монет велел положить в тушу специально для этого забитого быка, а другую поместил в свои сапоги из козьей кожи, после чего отправился в Константинополь, взяв с собой оставшееся золото, которое он преподнес императору Юстиниану, и тот, оказав ему любезный прием, все же спросил его, «все ли он представил, что нашел.

http://pravoslavie.ru/88906.html

19; Лаодик. 4; Карф. 5, 16; Василия Вел. 2, 14; Григория Неокес. 3; Григория Нисск.6). Древние римские законы позволяли давать деньги в рост, который обыкновенно состоял из двенадцати процентов на сто в год, или же из сотой части всей данной в заем суммы на каждый месяц (usura centesima) Был еще рост полуторный (οου, sesquialter), состоявший сверх платежа целой заемной суммы еще в прибавлении к ней половины ее Законы христианских государей особыми указами ограничили право взимания большого роста. Константин воспретил брать более двенадцати процентов Преемники Константина допускали пользоваться таким процентом лишь в тех случаях, когда должник не являлся лицом вполне надежным Первые христиане остерегались этой торговли деньгами, как дела неправедного и, следовательно, воспрещенного, или, по крайней мере, избегали ее до тех пор, пока между ними господствовала братская любовь, по которой имущество каждого было общим достоянием. К сожалению, некоторые из христиан, следуя примеру язычников, начали подражать им и в этой торговле. Последняястала еще более достойна осуждения, когда было замечено, что последователями язычников в данном отношении сделались и многие клирики, которые вместо того, чтобы по церковному учению делиться с бедными, брали с них незаконный процент. Уже 44-м Апостольским правилом было установлено, что епископ, пресвитер или диакон, дающий деньги в рост, должен или прекратить это, или быть изверженным. Никейский Собор обращает внимание на тот же предмет, о котором говорит и названное Апостольское правило и, упоминая прежде всего рост в 12% в год, или сотую часть занятых денег в месяц (usura centesima), и рост полуторный (sesquialter), как и вообще все остальные способы ростовщичества, предписывает извергать всякого клирика, уличенного в этом деле. Относительно слов этого правила: " или иной оборот дающий сему делу " , Вальсамон в толковании этого правила говорит: " Эти слова имеют следующее значение: некоторые из посвященных, зная это правило и желая обойти его, стараются сохранить форму, а смысл беспощадно искажают; они дают какому-нибудь человеку деньги с тем, чтобы он пустил их в оборот, и прибыль делят пополам, причем вся опасность от ростовщичества падает на того, кто получил для дела деньги, а те, кому они принадлежат, и которые в действительности и являются ростовщиками, прикрываются именем милостивцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1312...

е. «первый» (в греч. произношении превратился в «арцивуриев»), и бывает за 10 седмиц до Пасхи; в визант. традиции из соображений полемики с армянами эта седмица считается сплошной); обычное его название - «пост ниневитян» или «пост Ираклия» (тем самым его установление связывается с имп. Ираклием). См. статьи Подготовительный период к Великому посту ; Сырная седмица . В. п. в Римской Церкви По сообщению Сократа Схоластика (V в.), древнейшим в Риме был 3-недельный пост, причем по субботам, как и в Александрии, Евхаристия не совершалась ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 22). При папе Льве Великом (440-461) В. п. составлял уже 6 седмиц ( Leo Magn. Serm. 39. 2-3), включая Страстную (т. о., пост был короче на седмицу, чем в К-поле). Постными считались все дни, кроме воскресений (но включая субботы). Великие пятница, суббота и Пасха составляли triduum sacrum - священное триденствие (Serm. 44. 1; после IX в. triduum стали отсчитывать от Великого четверга). Подобная структура зафиксирована в древнейших лат. Сакраментариях VI-VIII вв., однако в памятниках того времени заметны и следы прежней практики 3-недельного поста: в Геласия Сакраментарии середина поста выделяется как время испытания оглашаемых; во многих памятниках 5-е воскресенье В. п. носит название Mediana, т. е. среднее (впервые этот термин встречается в письме папы Геласия (494) (Ep. 14), затем появляется в письме папы Пелагия I (556-561), к-рый определил это время для совершения ординации - PL. 69. Col. 416); ранние лат. Лекционарии выделяют 3 последние седмицы перед Пасхой чтением Евангелия от Иоанна. Вопрос о различиях в счете дней В. п. поднимался уже в «Собеседованиях» прп. Иоанна Кассиана Римлянина, к-рый указывал на особенности «западной» практики поста, составляющего 6 седмиц (включая Страстную), и «восточной» из 7 седмиц ( Ioan. Cassian. Collat. 21. 24, 27). В лат. монашеских «Правилах Учителя» (45. 8-11), датируемых 1-й четв. VI в., присутствует особый постный период года, называемый «сотницей Пасхи» (centesima paschae).

http://pravenc.ru/text/150109.html

Et quia fama revelante cognovimus per confinia vestrae parochiae aliam doctriam pullulare, quae in sacris voluminibus non reperitur, vobis tacentibus et consentientibus valde doluimus juxta illud apostoli: si quis aliter docuerit, praeter id quod in sacris canonibus, atque voluminibus reperitur, etiam si angelus de coelo fuerit, anathema sit. Sed absit hoc a fidelibus, qui Christum colunt, et aliam vitam per operationem se credunt posse habere, ut docrinam evangelii atque canopum volumina apostolicaque etiam praecepta praetermittentes, ad Methodii doctrinam confugiant, quem in nullo volumine inter sacros auctores comperimus. Unde hortamur vos, dilectissimi, ut cum nostris episcopis Ioanne scilicet sanctae Anconitanae et Leone sanctae Palestrinae ecclesiarum Dei juncti, cuncta per Slavinicam terram audacter corrigere satagatis: ea videlicet ratione, ut nullo modo ab illorum supradictorum episcoporum doctrina in aliquo deviare praesumatis. Ita ut secundum mores romanae ecclesiae Sclavinorum terrae ministerium sacrificii peragant, in latina scilicet lingua, non autem in extranea, quia nullus filius aliquid loqui debet vel sapere, nisi ut pater ei insinuaverit; et quia Sclavi specialissimi filii sanctae romanae ecclesiae sunt, in doctrina matris permanere debent, sicut ait apostolus: filioli, quos per doctrinam evangelii ego genui; et iterum: filius sapiens laetificat patrem. In hoc utique gaudemus, si Sclavi nostram doctrinam sequi delectentur, ut Deo sacrificium gratum exhibeant. Quoniam qui non fide sacrificant et Deo pura libamina offerunt, vereor ne illis veniat, quod scriptum est: maledictus homo, qui opera Dei negligenter facit. Unde vos moneo, ut mala radix in vestris partibus minime pullulet; sed vestra praedicatione assidua defaecata maneat; ut Deo fructum offerre valeatis per praedicationem vestri ministerii, alium centesimum, alium sexagesimum; qui habet aures audiendi audiat. Ioannes episcopus, servus servorum Dei dilecto filio Tamislao regi Croatorum et Michaeli excellentissimo duci Chulmorum, necnon reverendissimo et sanctissimi confratri nostro loanni sanctae Salonitanae ecclesiae archiepiscopo, omnibusque episcopis suffraganeis; verum etiam et omnibus zupanis, cunctisque sacerdotibus et universo populo per Sclavoniam et Dalmatiam commorantibus, dilectissimis filiis nostris.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предмет этого доклада - история одного конфликта, анализ его глубинных причин и мотивов постоянного возобновления. Речь идет о длящемся уже столетия конфликте между просвещением и христианством. По существу это настоящая война, открытая и ожесточенная, ведущаяся на всем Западе под разными знаменами и иногда под замаскированными эмблемами; война - со своими генеральными сражениями и мелкими стычками, своими генералами и простыми солдатами, героями и мучениками, - которая, наконец, казалось, завершилась взаимным признанием, что при всех различиях люди могут и должны сотрудничать ради общего блага, не будучи при этом обязаны отрекаться от собственных убеждений. Другим словами, исход этой войны - в обоюдном уважении той высшей ценности, какой являются терпимость и свобода личности. Каждому человеку должно быть гарантировано " основное право [...] на свободное движение в поисках истины " , - говорилось в энциклике папы Иоанна XXIII Расет in terris (1963), - выдающемся документе, ознаменовавшем начало новой эры диалога и мира. Но не прошло и тридцати лет и, кажется, что-то резко изменилось. Зловещая, глухая барабанная дробь снова становится лейтмотивом времени. Энциклика Иоанна-Павла II Centesimus arinus (1991), посвященная столетию со дня опубликования Rerum Novarum Льва XIII и задуманная как размышление над " новыми явлениями сегодняшнего дня " (в центр внимания верующих она ставит эпохальные события 1989 года), практически возобновила войну. Падение коммунизма, конец кошмара общества программного атеизма, позволили папе подвести в этом документе первые исторические итоги, с которыми Церковь пришла на порог третьего тысячелетия, с новой энергией, питаемой ошеломительной победой над большевизмом, профетически возвестить о победоносном присутствии Церкви в мире. Констатировав поражение старых врагов - коммунистов, этого острия секуляризации, а также исходя из по-прежнему безрадостной картины судеб человечества, Иоанн Павел II указал народу Божьему нового врага, с которым надлежит бороться, - просветительский атеизм капиталистических обществ Запада.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=988...

Дeяh. XIII Вероникиан секретарь читал из свитка, поданного Евномием епископом, слудеющее правило 4-е: «Епископ должен быть рукополагаем от всех епископов той области и проч.» 4-е прав. Никейского собора. Сии приведения правил показывают, что в свитке, о котором часто упоминается в деяниях Халкидонского собора, была одна нумерация всех правил, так что 1-ое правило, Анкирского собора состояло под 1-е Неокесариского собора под и т.д. 16 В древности известны были переводы: 1) Исидоров, который вначале заключал в себе правила соборов Никейского, Анкирского, Неокесарийского и Гангрского. (см. Ballerini Par.1 c.2 de Antiquis Collectionib. Canon. Spittler. Histor. Jur. Canon. Pag. 98, 99). 2) Перевод, который у Дионисия называется prisca translation см. Praefat. Dionysii ad Hormisdam. 17 По Кассиодору, скиф родом, но римлянин духом. Он, между прочим, написал пасхальный круг и ввел летоисчисление от Рождества Христова. «Qui petitus a Stephano, Episcopo Salonitano , ex Graecis exemplaribus Canones Ecclesiasticos, moribus suis, ut erat planus, magna eloquentiae lice compsuit, quos hodie, usu celeberrimo, Ecclesit Romana complectitur. Cassiodor». 18 In principio, говорит Дионисий в предисловии к своему переводу, canones, qui dicuntur Apostolorum de Graeco transtulimus, … Deinde regulas Nicenae Synodi et deinceps omnium cenciliorum, sive quae ante oam, sive quae postmodum facta sunt, usque ad Synodum centum quinquaginta Pontificum, qui apud Constantinopolim convenerunt, sub ordine numerorum, id est a primo capite usqque ad centesimum sexagesimum quantum, sicut habetur in Greca autoritate, digessimus. Tune sancti Chalcedoneusis Concilii decreta subdentes, in his Graecorum Canonum finem esse declaramus…Stafuta quoque Sarqicensis Concilii atque Africani, quae latine sunte edita, suis a nobis nurmeis cernuntur esse distincta. 19 Ea, quae passim abipsis (Ss. Apostolis et Conciliis) definite sunt pro temporibus, in unum colligere mango studio enixi fuerimus, eaque in titulos quinquaginta distribuerimus… Там же можно читать оглавление Номоканона, и самый Номоканон Иоаннов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Власть папы складывалась из разных элементов, каждый из которых отражен в его позднейшем титуле. Изначально он был и оставался епископом древней имперской столицы Рима, первенство которой среди других епископских кафедр по диптиху хотя и не могло опираться на хронологический примат – не Римская, но Иерусалимская община является общей матерью всех Церквей, – но в самом Риме и в церковном сознании Запада опиралось на исторически сомнительный тезис об основании христианской общины в столице апостолом Петром. Помимо того, Рим являлся центром митрополии, включавшей субурбикарные Церкви – общины пригородов Рима. Субурбикарными считались поселения, юридически входившие в состав города Рима, иными словами – находившиеся под управлением не префекта претория Италии и подчиненного ему викария Италии, а префекта Рима, а подвластная ему территория простиралась до так называемого сотого камня по каждой дороге, ведущей из Рима, иными словами, поскольку камни, служившие указателями расстояния, устанавливались через милю один от другого, то сотый камень (centesimus lapis) лежал на удалении ста миль (ста двойных шагов) от городской стены Рима. В субурбикарную область, состоявшую в юрисдикции Римского епископа как митрополита, входили Церкви Остии, Альбы, Веллетры, Тускулана, Пренестрины, Портуенсы, Сабиненсы. Но подобно тому, как юрисдикция епископов Константинополя или Антиохии как патриархов распространялась на провинции в первом случае трех, а во втором одного диоцеза, так и юрисдикция епископов Рима как патриархов Италии и Запада простиралась далеко за пределы субурбикарной области (в известном отношении соответствующей одной провинции) на ряд диоцезов, и по числу таких диоцезов Римский Патриархат превосходил остальные автокефальные Церкви. И всё же юрисдикция Рима при императоре Юстиниане не простиралась еще на весь Запад и даже на всю Италию. Ее определенно отвергала Африканская Церковь, освобожденная при Юстиниане от господства вандалов-ариан. Примасы Карфагена признавали, естественно, примат Рима, но лишь как первенство чести, одинаково с Восточными патриархами. Предстоятели Аквилейской Церкви, состоявшей из 14 епископий, усваивали себе титул патриархов, который они сохранили за собой и после того, как в конце VII века вошли в юрисдикцию Рима, и который перенесен был впоследствии на Венецианскую кафедру; а в эпоху Юстиниана и еще более столетия после него эта Церковь имела автокефальный статус. Вне римской юрисдикции оставалась и Церковь Равенны – былой резиденции императоров Запада, потом остготских королей, а после возвращения Италии в лоно империи – экзархов, назначаемых из Константинополя. В VI столетии, до папы Григория Великого, независимость от Римской кафедры сохраняла и Медиоланская архиепископия – Церковь святого Амвросия.

http://pravoslavie.ru/62545.html

17. Поскольку многие причисленные к клиру, любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное писание, глаголющее: сребра своего не даде в лихву: и, давая в долг, требуют сотых: судил святый и великий Собор, чтобы, аще кто, после сего определения, обрящется взимающим рост с даннаго в заем, или иной оборот дающий делу сему, или половиннаго роста требующий, или нечто иное вымысяющий, ради постыдной корысти, таковый и был извергаем из клира, и чужд духовнаго сословия. Древние римские законы позволяли заимодавцам брать с должников рост, который обыкновенно состоял из двенадцати процентов на сто в год, или сотой части всей данной в заем суммы (εκατς, centesima) на каждый месяц 40 . Был еще рост половинный (ς, sesquialter), состоявший сверх целой заемной суммы, еще в прибавлении половины ее 41 . О том и другом росте упоминается в правиле никейском. Собор, последуя апостольскому правилу (44), запрещает духовным лицам брать такой рост с своих должников, и вообще делать какие-либо денежные обороты, из корысти, потому что подобного рода занятия увлекают людей любостяжательных в такие страсти и дела, которые вовсе не свойственны духовному званию. Но, верно, обычаи, усиленные послаблением гражданских законов, слишком крепко еще держались и заражали духовенство: ибо правила против лихоимства повторены для духовных еще многими другими Соборами (VI всел. 10. лаодик. 4. карф. 21 и пр.) 42 . 18. Дошло до святаго и великого Собора, что в некоторых местах и градах диаконы преподают пресвитерам евхаристию, тогда как ни правилом, ни обычаем не предано, чтобы не имеющее власти приносити, преподавали приносящим тело Христово. Также и то соделалось известным, что некоторые из диаконов, даже прежде епископов, евхаристии прикасаются. Сие все да пресечется: и диаконы да пребывают в своей мере, зная, что они суть служители епископа и низшие пресвитеров. Да приемлют они евхаристию по порядку после пресвитеров, преподаваемую им епископом, или пресвитером. Ни ниже сидети посреде пресвитеров позволено диаконам. Ибо то бывает не по правилу, и не в порядке. Аще же кто, и после сего определения, не хощет послушен быти: да прекратится его диаконство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

U. Gherner, P. Guglielmotti. Torino, 1985. P. 17-56; Krause M. Zur Möglichkeit von Besitz im apotaktischen Mönchtum Ägyptens//Acts of the II Intern. Congress of Coptk Studies/Ed. T. Orlandi, F. Wisse. R., 1985. P. 121-133; Veilleux A. Monastics and Gnosis in Egypt//The Roots of Egyptian Christianity/Ed. B. A. Pearson, J. E. Goehring. Phil., 1986. P. 271-306; Riaud J. Les Thérapeutes d " Alexandrie dans la tradition et dans la recherche critique jusqu " aux découvertes de Qumran//ANRW. 1987. R. 2. Bd. 20. Tbd. 2. S. 1189-1295; Nürnberg R. Askese als sozialer Impuls: Monastisch-asketische Spiritualität als Wurzel und Triebfeder sozialer Ideen und Aktivitäten der Kirche in Südgallien im 5. Jh. Bonn, 1988; Scholten C. Die Nag-Hammadi Texte als Buchbesitz der Pachomianer//JAC. 1988. Bd. 31. S. 144-172; Dekkers E. Μοναχς: Solitaire, unanime, recueilli//Fructus centesimus: Mélanges offerts à G. J. M. Bartelink/Ed. A. A. R. Bastiaensen e. a. Steenbrugge, 1989. P. 91-104; Kasser R. Le monachisme copte//Les Kellia, ermitages coptes en Basse-Égypte. Gen., 1989. P. 9-20; Burton-Christie D. The Word in the Desert: Scripture and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. N. Y., 1993; Sagesses de l " Orient ancien et chrétien: La voie de vie et la conduite spirituelle chez les peuples et dans les littératures de l " Orient ancient et chrétien: Conférences IROC [Institut de Recherches sur l " Orient chrétien], 1991-1992/Ed. R. Lebrun. P., 1993; Elm S. Virgins of God: The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxf., 1994; Brakke D. Athanasius and the Politics of Asceticism. Oxf., 1995; Speyer W. Das christliche Ideal der geschlechtlichen Askese in seinen negativen Folgen für den Bestand des Imperium Romanum//Panchaia: FS für K. Thraede/Ed. M. Wacht. Münster, 1995. S. 208-227. (JAC; 22); Wipszycka E. Études sur le christianisme dans l " Égypte de l " antiquité tardive. R., 1996; eadem. Quand a-t-on commencé à voir les moines comme un groupe à part?: Pour comprendre Vita Antonii 46.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Monachos. Solitaire, unanime, recuelli//Fructus Centesimus. Mélages offerts à Gerard J.M. Bartelink. Steenbrugis, 1989, p. 91–104). Что же касается Евагрия, то в конкретном случае он явно зависит от своего духовного наставника – преп. Макария Великого , который говорил, что монах именуется «монахом» потому, что он день и ночь собеседует с Богом и только Божиими делами занимается, не имея ничего на земле (см.: Bunge G. Evagre le Pontique et les deux Macaire//Irenikon, 1983, 3, p. 344). Для понимания прилагательного «мирской» (κοσμικς) также можно привести сравнение с преп. Макарием, который противопоставляет «дом, построенный на камне», другому «дому, построенному на песке» ( Мф.7:25–26 ): первый есть «души верующие и любящие Господа», а второй – души грешные, обладающие «умом мирским» (νος κοσμικς) и погрузившиеся в плотские страсти (см.: PseudoMacaire. Oeuvres spirituelles. Т. 1. Ed. par V. Desprez (Sources chrétiennes, 275). P., 1980, p. 106–108). – 81. 52 Понятие «скиния» (σκην) имеет здесь смысл либо вообще преходящей земной жизни, либо тела (см.: Lampe G.W.H. Ор. cit., p. 1236–1237). – 81. 53 Β данном случае Евагрий, скорее всего, зависит от св. Василия Великого , для которого «память» (μνμη) не есть просто хранилище представлений, идей, образов и прошлых событий (т. е. чисто пассивное начало), но играет активную роль, будучи центром психической и духовной жизни человека и определяя его характер (см.: Bamberger J.E. Mneme-diathesis: The Psychic Dynamism in the Ascetical Theology of St. Basii//Orientalia Christiana Periodica, 1968, vol. 34, p. 236). – 81. 54 Букв. «к ведению предстояния» (πρς τν γνσιν τς παραστσεως). Ηο здесь подразумевается, вероятнее всего, монашеское служение – «предстояние в молитвах». Именно о нём говорит преп. Иоанн Лествичник : «Придите теперь, увидим, как и мы исправляем предстояние наше пред Богом и Царём в вечерних, дневных и ночных молитвах» (см.: Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, с. 139). Примерно в том же смысле употребляет это понятие и преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010