Bartholomew I to Centesimus Annus: Challenge is Solidarity Source: Vatican News Pravmir.com team 30 May 2018 The Patriarch of Constantinople, Bartholomew I, delivered an address on Saturday before the Centesimus Annus assembly saying that Christian principles alone can heal ecological, technological and political ills. Pope Francis and Patriarch Bartholomew of Constantinople (Vatican Media) By Sr Bernadette Mary Reis, fsp Bartholomew I began by expressing his gratitude to the Centesimus Annus Pro Pontifice Foundation for having invited him to speak. The Patriarch used the theme of the conference, “New Policies and Life-Styles in the Digital Age”, as a framework for his presentation. Crisis of solidarity The Patriarch first acknowledged that “we are facing a serious crisis and its social outcomes on a global scale”. He defined that crisis as one of a “crisis of solidarity”, or of “desolidarization”. That crisis has been fed by the fields of economy and ecology, science and technology, and society and politics. By creating ever more insatiable needs, it seems that humanity’s spiritual heritage is being eradicated, he said. Technology has proven itself incapable of resolving such problems as “social injustice, divorces, violence, crimes, loneliness, fanaticism and the clash of civilizations”, Bartholomew continued. Since these problems are not “of a technological nature”, they “can’t be solved through the accumulation of more information”. Quoting an encyclical of the Holy and Great Council of the Orthodox Church assembled in Crete in June 2016, he said that “scientific knowledge does not motivate man’s moral will”. Finally, he drew attention to the tension regarding human rights which has led to extreme individualism in the West and their rejection in “non-western civilizations” as a reaction against the West. Opportunity for solidarity It is our faith which “strengthens our commitment of human action, and it widens our witness for freedom, justice and peace”, the Patriarch went on. The vision of the Orthodox Tradition portrays the human being as “a living being to be deified, which provides human beings with the utmost dignity”. This vision becomes the inspiration for viewing this “multifaceted crisis” as an “opportunity for practicing solidarity”, he said. “Our Churches are called to function as a positive challenge to individuals and peoples, offering an alternative model of life within the contemporary culture that bestowed humanity with precious gifts, but at the same time seems to push people to live for themselves, ignoring the others with whom they are sharing the same world”.

http://pravmir.com/bartholomew-i-to-cent...

Новости Папа Франциск: для христиан экономика и бизнес неотделимы от ценностей Царства Божьего 17.05.2016 16:05 Рим, 17 мая. Борьба против бедности – это не только вопрос экономики, но прежде всего вопрос нравственности, поэтому все международное сообщество призвано дать политический, социальный и экономический ответ на миграционный кризис, связанный с потоком беженцев. Об этом Папа Франциск заявил на аудиенции участникам международной конференции «Предпринимательство в борьбе против бедности: наша задача в условиях миграционного кризиса», организованный фондом «Centesimus Annus - Pro Pontifice» по случаю 25-летия известной социальной энциклики Папы Иоанна Павла II, сообщает Радио Ватикана . Обращаясь к предпринимателям, понтифик подчеркнул, что экономика должна всегда быть на служении человеческой личности и общему благу; если же она ориентируется исключительно на прибыль и материальное благосостояние, то она неспособна вносить вклад в то, чтобы глобализация «содействовала развитию народов мира, равному распределению ресурсов, обеспечению достойной работы и росту частного и местного предпринимательства». «Экономика исключенности и неравенства привела к росту обездоленных и к отбраковке людей из-за их непродуктивности и бесполезности». В особенности это отражается на молодежи: «Масштабы безработицы среди молодежи шокируют и требуют не просто экономического ответа, но и не менее безотлагательного признания ее социальной болезнью». В конце своей речи Папа процитировал Второй Ватиканский собор: для христиан экономика, финансы и бизнес не могут быть отделены от долга совершенствовать земной порядок в соответствии с ценностями Царства Божьего и «все больше содействовать росту цивилизации любви, охватывающей всю человеческую семью в духе справедливости и мира». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Третья энциклика Папы будет опубликована в мае 23 марта 2009 г. 10:41 Новая энциклика Папы Римского Бенедикта XVI , посвященная социальным проблемам современности, предположительно будет обнародована в начале мая, сообщил президент Папского совета «Справедливость и мир» кардинал Ренато Раффаэле Мартино. По словам влиятельного иерарха Римско-Католической Церкви, ведомство которого принимало активное участие в подготовке этого документа, энциклика будет посвящена социальным проблемам современности. «Это будет хороший ответ на все то, что произошло после публикации энциклики Иоанна Павла II Centesimus annus («Сотый год») в 1991 году», — отметил Мартино. Он также сообщил, что первоначально опубликовать социальную энциклику Бенедикта XVI планировалась еще в 2007 году. «Однако, именно чтобы получить текст, отвечающий сегодняшней реальности, пришлось немного повременить», — сказал кардинал. По информации РИА «Новости», новая энциклика Бенедикта XVI будет посвящена социальным проблемам, связанным с процессом глобализации. В ней Папа, имеющий славу одного из крупнейших теологов современности, намерен подчеркнуть необходимость связи между социально-экономическим развитием человечества и уважением к человеческой личности. Ожидается также, что в энциклике будет поднята тема кричащего контраста между богатством и бедностью в современном мире. Известно и предположительное название этого важнейшего церковного документа. По католической традиции, энциклика будет названа по первым словам ее латинского текста — Caritas in veritate («Милосердие в истине»). Свою первую энциклику Deus caritas est («Бог есть любовь») Бенедикт XVI подписал 25 декабря 2005 года. Она была обнародована ровно через месяц и представляла собой своеобразное богословское размышление о сущности божественной любви как основе церковной миссии милосердия и человеколюбия. Вторая энциклика Бенедикта XVI Spe salvi («Спасенные надеждой») была опубликована 30 ноября 2007 года и раскрывала христианское понимание надежды в сегодняшнем мире. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/594346.htm...

Архиепископ вполне даст фору нобелевскому лауреату в наивности. Он видит решение проблем капитализма в победе над грехом сребролюбия: " Алчность и грех присущи человеку, пока к нему в душу не приходит Господь. С морально-богословской точки зрения именно условия, созданные человеком, соблазняют людей ко греху. Есть обстоятельства, в которых алчность вознаграждается. Я, например, читаю журнале передовицу под названием: " Похвала алчности " . Тогда я говорю: " Стоп! Давайте задумаемся над тем, где мы оказались " . Эту наивность Рейнхард Маркс разделяет, оказывается, с самим покойным Иоанном-Павлом II: " Эта мысль заложена в энциклику Centesimus annus, составленную сразу после падения коммунизма. Папа говорил: " Если капитализм не может разрешить основные проблемы справедливости, солидарности и свободы людей, а напротив, их углубляет, то старые идеологии вернутся " . Он явно имел в виду марксизм " ,- считает архиепископ. Здесь возникают два соображения. Во-первых, капитализм не может (и никогда не мог) решить основные проблемы справедливости, солидарности и свободы. Капиталистическая система (как, впрочем, и любая другая) уже существует вне морали и законов. И если архиепископ решил быть моралистом, то он обязан судить об этом как об установленном факте, а не предрекать бедствия капитализму, если он вдруг не подчинится закону и морали. Во-вторых, столь широковещательные суждения не имеют под собой никакой почвы. Да, грех сребролюбия является общим для всех людей, но это не может служить основанием для каких-либо экономико-политических обобщений. Сколь много ни было бы жадных богачей – каждый из них понесет свои грехи отдельно, как об этом учит Христианская Церковь. И если можно построить " теорию " добра, то теорию греха невозможно построить в принципе. Порядок есть дар Божий, знак присутствия Божия, и поэтому св. Иоанн Лествичник учит: " В неистовых страстях нет толку и порядка, но всякое бесчиние и нестроение " Поэтому мы знаем о Небесной ангельской иерархии, но у падших духов иерархии быть не может.

http://moral.ru/amoral_crisis.html

Среди епископата Католической Церкви можно встретить как сторонников, так и противников богословия освобождения . Формально латиноамериканский епископат поддержал основополагающие идеи этого богословия, о чем свидетельствуют документы латиноамериканских епископских Соборов в Меделлине (1968) и Пуэбле (1979) . В 2007 году V Собор латиноамериканских и карибских епископов в бразильской Апаресиде, совместно с Папой Бенедиктом XVI, высказался за необходимость решения социальных вопросов в перспективе, обозначенной представителями епископата, разделяющими идеи богословия освобождения. Ряд положений богословия освобождения подвергся принципиальной критике со стороны вероучительного авторитета Церкви. В 1976 году Международная Богословская Комиссия опубликовала документ «О соотношении человеческого благополучия и христианского спасения»; в 1984 Конгрегация Вероучения опубликовала инструкцию Libertatis Nuntius, а в 1986 – инструкцию «О христианской свободе и освобождении» (LC – Libertatis Conscientia). Вслед за появлением этих документов был закрыт ряд учебных заведений, заморожены некоторые пастырские проекты. Но одновременно импульсы, заданные богословием освобождения, были восприняты в официальном дискурсе Католической Церкви. Так, о преимущественном долге служения бедным говорит посвященная социальному учению Церкви энциклика Sollicitudo rei socialis (1987), а также энциклика Centesimus annus (1991). При этом только упомянутая энциклика 1987 года воспринимает выработанное богословием освобождения понятие «Структуры греха», а вопрос о глобальных общественных структурах и взаимосвязях начинает восприниматься как важный фактор учения Церкви о спасении. Итак, Католическая Церковь не осудила богословие освобождения, но и не отождествила себя с ним, то есть не сделала его своим официальным богословским учением. В своем критическом анализе теологий освобождения вероучительные документы Католической Церкви говорят о существовании аутентичного, то есть подлинногобогословия освобождения, опирающегося на библейское откровение об избавлении человека во Христе Иисусе. Подчеркивается, что это богословие Церкви только предстоит выработать. При этом понятия искупления и освобождения воспринимаются в качестве синонимов. Социальная, политическая и всякая иная несправедливость и горе истолковываются, таким образом, как непосредственные следствия трагедии греха, преодолеваемые только благодатью. Принципиально подчеркивается, что забота о бедных заповедана Евангелием. Бедность не является ни богоизбранностью, ни знаком осуждения Богом. В самопожертвовании и в помощи бедным явлена бывает воля Божия.

http://bogoslov.ru/article/2937865

Nuй XI, Quadragessimo Anno (Сороковой год, 1931); Uoahh XXIII, Mater et Magistra (Мать и наставница, 1961); Pacem in Terris (Мир на земле, 1963); Nabeл VI, Octogesima advenies (Восьмидесятая годовщина, 1971); Иоанн Nabeл II, Laborem exercens (Занимаясь трудом, 1981); Sollicitudo rei socialis (Забота о социальной действительности, 1987); Centesimus annus (Сотый год, 1991). См. Папини Р. Интернационал христианской демократии. СПб., 1992. С. 8. Энциклика Льва XIII Graves et Communi (1901) формально ограничивала деятельность христианской демократии социальными проблемами. Подробнее об этом см.: Папини Р. Интернационал христианской демократии. СПб., 1992. 254 с. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997. С. 269–290. Rauschenbusch W. Christianity and Social Crisis. New York, 1912. P. 13. Цит. по: Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997. С. 284. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997. С. 270. См.: Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России. М.: Наука, 1965. С. 238. Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России. М.: Наука, 1965. 345 с.; Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность. М.: Наука, 1969. 270 с.; Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973. 255 с. Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России. М.: Наука, 1965. С. 262. Цит. по: Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России. М.: Наука, 1965. С. 260. Там же. С. 265. Там же. Полный текст см.: Утренняя звезда. 1917. С. 7. Обратим внимание на то, что Проханов называет программу не " политической " , а " религиозной " . Утренняя звезда. 1917. С. 8. Булгаков С. Н. Неотложная задача (О Союзе христианской политики)//Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991. С. 6. Там же. С. 31. Там же. С. 32. Там же. С. 36. Там же. С. 37. Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991. С. 228. СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 14.04.2024

http://religare.ru/2_26393.html

Церкви не может предложить к.-л. «технических решений» проблем развития, т. к. оно является не идеологией, но морально-теологическим анализом социальных реальностей, согласно к-рому выносится суждение об их соответствии «линии евангельского учения о человеке» (Ibid. 41). По мнению И. П., недостаточный прогресс народов проистекает из отсутствия нравственных установок в социально-экономической и политической деятельности: напр., превращение «людей в рабов «обладания» и немедленного удовлетворения своих желаний» в т. н. обществе потребления приводит к тому, что «имеющийся предмет, уже превзойденный другим, более совершенным, откладывается без учета его вероятной постоянной ценности для владельца или для другого, более бедного человека» (Ibid. 27). Нравственное совершенствование общества позволяет преодолеть эти препятствия на пути развития. Прибегая к солидаризму, традиц. принципу католич. социального учения, И. П. преобразует его в понятие «солидарность». Солидарность происходит из самого факта взаимозависимости людей и является моральным и социальным ответом на проблемы человечества. Солидарность рассматривается как добродетель и стремление действовать ради общего блага, ибо «все блага этого мира предназначены всем людям» (Ibid. 38-40). Отказ от формулировки католической Церковью социальных моделей и конкретных решений социальных проблем был вновь обозначен И. П. в энциклике «Centesimus annus», выпущенной к 100-летию энциклики «Rerum novarum» (1891) папы Римского Льва XIII . Социальное учение католич. Церкви есть лишь «необходимый и идеальный ориентир»: признавая положительные стороны рынка и предпринимательства одновременно с правом трудящихся на «полное уважение их достоинства и на большее участие в жизни предприятия», католич. Церковь призывает всех стремиться к «общему благу» (Centesimus annus. 43). Приветствуя крах коммунистической идеологии, папа отверг утверждение того, что «поражение «реального социализма» якобы делает капитализм чуть ли не единственной моделью экономической организации» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

7. " Sollicitudo rei socialis " ( " Забота о социальных ценностях " , написана в конце 1987 года, свет увидела в начале 1988-го). Приурочена к двадцатилетию опубликования энциклики (окружного послания) папы Павла VI " Populorum progressio " ( " Прогресс народов " ), в которой были намечены идеи, сильно повлиявшие на становление теологии освобождения (о задачах социальных преобразований в " третьем мире " , о возможности обобществления частной собственности, земельной реформе, праве народов на революционное низложение тиранов и прочем). Папа Павел VI сам был встревожен радикальными интерпретациями его послания. В энциклике " Забота о социальных ценностях " Иоанн Павел II стремится снизить накал страстей по поводу " Populorum progressio " . В энциклике вновь подтвержден принцип " равноудаленности " Ватикана от общественно-политических систем. " Социальное учение церкви, - записано в ней, - критически относится к либеральному капитализму, равно как к коллективистскому марксизму " (14) В энциклике подтверждено, что церковь " не предлагает экономических или политических систем или программ и не отдает предпочтения тому или другому... " . Ее социальное учение " также не идеология... оно не входит в сферу идеологии, а составляет часть богословия, и именно нравственного богословия " . Это " социальное учение церкви " также не является " третьим путем " между либеральным капитализмом и марксистским коллективизмом: оно является категорией " само по себе " (14). 8. " Redemptoris missio " ( " Искупительная миссия " , начало 1991). Основная тема энциклики - проблемы церковной миссии и евангелизации современного плюралистического мира, особенно народов развивающихся стран и тех из них, которые в истории всегда стояли вдали от иудеохристианской традиции. 9. " Centesimus annus " ( " Сотая годовщина " , 1 мая 1991 года). Документ посвящен столетию " первой социальной энциклики " Ватикана. Крайне примечательная энциклика, особенно раздел " Год 1989 " . В этом году, по мнению папы Иоанна Павла II, перестала существовать мировая коммунистическая система и человечество вступило в новый исторический период Но " крах коммунизма, - пишет папа, - не означает триумфа капитализма " . Практически все те проблемы, которые вызвали в свое время к жизни социалистическое движение, существуют и по сей день. Подлинного же решения социального вопроса не дал ни капитализм, ни социализм. Его и не существует вне Евангелия, заключает Римский понтифик. Человек выше всех социально-политических и экономических структур, он " образ и подобие Бога " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/413/...

7. «Sollicitudo rei socialis» («Забота о социальных ценностях», написана в конце 1987 года, свет увидела в начале 1988-го). Приурочена к двадцатилетию опубликования энциклики (окружного послания) папы Павла VI «Populorum progressio» («Прогресс народов»), в которой были намечены идеи, сильно повлиявшие на становление теологии освобождения (о задачах социальных преобразований в «третьем мире», о возможности обобществления частной собственности, земельной реформе, праве народов на революционное низложение тиранов и прочем). Папа Павел VI сам был встревожен радикальными интерпретациями его послания. В энциклике «Забота о социальных ценностях» Иоанн Павел II стремится снизить накал страстей по поводу «Populorum progressio». В энциклике вновь подтвержден принцип «равноудаленности» Ватикана от общественно-политических систем. «Социальное учение церкви, – записано в ней, – критически относится к либеральному капитализму, равно как к коллективистскому марксизму» (§ 14) 926 . В энциклике подтверждено, что церковь «не предлагает экономических или политических систем или программ и не отдает предпочтения тому или другому...». Ее социальное учение «также не идеология... оно не входит в сферу идеологии, а составляет часть богословия, и именно нравственного богословия». Это «социальное учение церкви» также не является «третьим путем» между либеральным капитализмом и марксистским коллективизмом: оно является категорией «само по себе» (§ 14). 8. «Redemptions missio» («Искупительная миссия», начало 1991). Основная тема энциклики – проблемы церковной миссии и евангелизации современного плюралистического мира, особенно народов развивающихся стран и тех из них, которые в истории всегда стояли вдали от иудеохристианской традиции. «Centesimus annus» («Сотая годовщина», 1 мая 1991 года). Документ посвящен столетию «первой социальной энциклики» Ватикана. Крайне примечательная энциклика, особенно раздел «Год 1989». В этом году, по мнению папы Иоанна Павла II, перестала существовать мировая коммунистическая система и человечество вступило в новый исторический период 927 . Но «крах коммунизма, – пишет папа, – не означает триумфа капитализма». Практически все те проблемы, которые вызвали в свое время к жизни социалистическое движение, существуют и по сей день. Подлинного же решения социального вопроса не дал ни капитализм, ни социализм. Его и не существует вне Евангелия, заключает Римский понтифик. Человек выше всех социально-политических и экономических структур, он «образ и подобие Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

В Соединенных Штатах Джеймс кардинал Гиббонс (1834–1921) выступил в защиту американского «Ордена рыцарей труда», когда тому грозило осуждение со стороны Рима; откровенным социалистом был союзник Генри Джорджа священник Эдвард Мак-Глинн; демократические взгляды в духе идеолога швейцарских социал-католиков доктора Гаспара Декуртена развивал выдающийся оратор монсеньор Айрлэнд. В других странах католическое духовенство ограничивалось филантропическими мероприятиями в пользу бедных, не требуя государственного вмешательства и не вступая в борьбу с экономически господствующим классом. Значимым рубежом для католической теологии стало подключение Ватикана к разработке т.н. социально-экономического богословия. Первым выражением официальной позиции Св. престола по данному вопросу стала энциклика Rerum novarum (1891) папы Льва XIII. Глава Католической церкви, признавая наличность социального зла и видя в современном обществе, «с одной стороны, всемогущество богатства, с другой – бессилие бедности», требует от католического духовенства энергичной работы на пользу народа. Рабочие союзы и рабочее законодательство указываются Львом XIII как два основных фактора социальной реформы 1225 . Позиции, обнародованные Львом XIII, развивались его преемниками вплоть до Uoahha XXIII 1226 (см., в частности, энциклику Mater et magistra, 1962), Павла VI и Иоанна Павла II, причем энциклики последнего Laborem exercens (1981, к 90летию опубликования Rerum novarum) и Centesimus annus (1991, к 100-летию Rerum novarum) 1227 охватывают и осмысливают практически все проблемы, стоящие перед современной экономической наукой и человечеством. В них приведены суждения о конфликте труда и капитала («рабочий вопрос», рассматриваемый как «ключ к социальному вопросу» 1228 ), развитие теории социальных конфликтов, взгляды на отношения государства и собственности вплоть до проблем государственного регулирования экономики, на проблемы заработной платы и профсоюзного движения и т.д. Энциклика Rerum novarum, где оглашена минимальная программа требований, выдвигаемых католическими социалистами всех стран, стала одной из богословских опор социально-католической доктрины. Возникла целая система взглядов, создана богословская экономическая концепция, которая приобрела даже катехизическое значение 1229 . В духе догмата о папской непогрешимости в основу ее кладутся папские энциклики (от Льва XIII до Иоанна Павла II), сверяемые в основном с Фомой Аквинским 1230 и развивающие систему взглядов, настолько схожих с неолиберальными (вплоть до натянутого обоснования демократии как исключительного общественного строя 1231 , несмотря на катехизическое признание морального одобрения множественности форм политической власти 1232 ), что незаинтересованный читатель не может не задаться вопросом: что является истинным фундаментом этих теоретических построений – новозаветные тексты и святоотеческая традиция или монографии классиков неолиберализма? 1233

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010