Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА (Ок. 335 - 414), свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня), еп. Ремесианский [лат. Nicetas Remesianensis], проповедник и богослов, известен как «апостол румын». Жизнь Источники Сведения о жизни Н. содержатся в 2 поэмах свт. Павлина Милостивого , еп. Ноланского, лично знавшего Н. ( Paul. Nol. Carm. 17, 27), а также в послании свт. Павлина Сульпицию Северу ( Idem. Ep. 29. 14). Свт. Павлин рассказывает о добродетелях Н., о его миссионерской деятельности в Дакии, о его поездках в Италию в кон. IV - нач. V в. Имя Н. упомянуто в 2 посланиях Римского еп. Иннокентия I , датируемых 409 и 414 гг. ( Innocent. I, papa. Ep. 16, 17). Др. источник биографических сведений о Н.- 22-я гл. соч. «О знаменитых мужах» Геннадия Марсельского , посвященная лит. деятельности Н. Имя и труды Н. изредка упоминаются у позднейших зап. писателей - Кассиодора , Исидора Севильского , Беды Достопочтенного и нек-рых др. Происхождение и образование О точном времени и месте рождения Н. ничего не известно. Предположительно он род. ок. 335 г. ( Burn. 1905. P. XXXV; Walsh. 1970. P. 7; Riggi. 1985. P. 5), др. датировки - ок. 340 г. ( Soroceanu. 2013. S. 13), ок. 350 г. ( Gamber. 1969. S. 9; поздняя датировка плохо согласуется с данными биографии Н.). По всей вероятности, местом рождения Н. был г. Ремесиана (диоцез Дакия; ныне Бела-Паланка, Сербия), где впосл. он был епископом ( Burn. 1905. P. XIX-XX; Soroceanu. 2013. S. 16). Свт. Павлин Ноланский свидетельствует, что родной город Н. находился в Дакии ( Paul. Nol. Carm. 17. 17; ср.: Ibid. 17. 143), рядом с г. Скупи, в пров. Дардания (ныне Скопье, столица Македонии) (Ibid. 17. 195-196; в связи с этим неосновательна гипотеза К. Гамбера о том, что родиной Н. могла быть Италия (Рим): Gamber. 1969. S. 8). Имя Н. греч. происхождения; при этом родным языком Н. была латынь, о чем свидетельствуют его сочинения (см.: Senjak. 1975. S. 116; Soroceanu. 2013. S. 13). Однако Н. владел в достаточной степени и греч. языком (см.: Nicet. Rem. De Spirit. Sanct. pot. 16; Walsh. 1970. P. 7). В сочинениях Н. также прослеживается как западное латинское, так и вост. греч. влияние ( Soroceanu. 2013. S. 102). Возможно, Н. начал церковное служение в Аквилее в чине иподиакона и ему было адресовано одно из писем блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. Ep. 8: Ad Niceam hyppodiaconum Aquileiae//PL. 22. Col. 341; о спорности этого отождествления см.: Burn. 1905. P. XII-XIII; Soroceanu. 2013. S. 15). Епископство

http://pravenc.ru/text/2565348.html

ad Tars. 9//PG 5, 896B.). Амвросий в толковании на псалмы называет девственников мучениками. Киприан в слове о девстве именует девство цветущей розой Церкви. Сам же Афанасий в слове о девстве говорит: «Девство – неиждиваемое богатство, неувядающий венец, храм Божий, жилище Святого Духа, драгоценная жемчужина, победа над адом и смертью » (Athanas. Alex. De virgin. 24//PG 28, 280D.). Григорий Богослов в стихотворениях говорит, что девственники подражают девственной Святой Троице (Greg. Nazianz. Carm. moral. 1//PG 37, 523A.), предстоят Агнцу и следуют за Ним, куда бы Он ни пошел, как сказано в 14-й гл. Апокалипсиса ( Откр.14:4 .). Девство едино с мудростью, почему девство и мудрость в виде прекрасных жен явились Григорию Богослову наяву и обняли его (Greg. Nazianz. Carm. de se ipso 45//PG 37, 1371A.). Так прекрасно девство, что и сам брак без него не приносит пользы. Ведь и ап. Павел говорит, что имеющие жен должны жить с ними в таком целомудрии и девственности, что как будто и вовсе не имеют их (См.1Кор.7:29.). А Исидор Пелусиот учит: «Человек в непорочности подобен ангелам, а в браке ничем не отличается от зверей, для которых сношения необходимы» (письмо 1778) (Isid. Pel. Ep. IV, 192//PG 78, 1281B.). Но насколько бесценно девство, настолько тщательно нужно его хранить, изо всех сил и с крайней бдительностью, потому что, раз его потеряв, приобрести снова уже невозможно, как говорит Василий Великий : «Да, покаяние отпускает грехи, но оно не может лишившуюся невинности сделать невинной, и потому она проливает слезы всю жизнь» (Слово о девстве) (Basil. Magn. De virgin. 59//PG 30, 789A.). 113 Возможно прочтение: «как защитники арианской ереси» или «причислили себя к защитникам арианской ереси». 116 Упомянутый Собор состоялся в Александрии в 362 г. преимущественно благодаря заботам и содействию Афанасия Великого . На Соборе присутствовали Евсевий Верцелльский, Астерий, епископ Петры Аравийской, и другие епископы Италии, Аравии, Египта и Ливии – числом немногие, но мужи замечательные и выдающиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

65 Еще яснее выражается Максим Туринский (5 века): «в сем празднестве (т. е. празднестве Богоявления) должно радоваться многим радостным событиям. Ибо говорят, что в сей день Христос Господь наш был предметом поклонения у язычников, руководимых звездою, и приглашенный на брак претворил воду в вино, и освятил воды Иордана, принявши крещение от Иоанна». Ср. Kraus: Real-Encyclopädie d. christl. Alterhümer, s. v. Feste. 67 Cp. h. VII, 9–11; 21–22; h. VIII, 25–28. Нельзя не назвать искусственным сопоставление равенства первых Двух Лиц Св. Троицы с движением зари на небе в h. VII, 29–32; точно также ухищренно сближение чуда умножения хлебов с претворением воды в вино на браке в Кане в h. V, 21 – 32. В h. V, 5–16 один период обнимает целых три строфы; из них первые две начинаются частицею vel, а последняя частицею ser (но ср. подобное у Горация: Carm. III, 21, 1–4 и Виргилия: Georg. III, 47 sqq.). 68 Ср. особенно выражение «ebrietatem spiritus» в h. VII, 24. Хотя основою для этого выражения служили Деян. 2:1–20 и Eфec. V, 18 и хотя подобные выражения встречаются, также, у Амвросия (De sacram. V. 3, § 17: vino enira qui inebriatur, vacillat et titulat: Spiritu qui inebriatur, radicatus in Christo est. Et ideo praeclara ebrietas, quae sobrietatem mentis operatur) и Павлина Нольского (Carm. XXIV ad Cytherium, vv. 685–686); тем не менее, в римском служебнике это выражение, по-видимому, по причине его смелости и реалистичности, было заменено выражением «profusionem spiritus» (ср. Kayser: 1. с. р. 240, пр. 2), подобно тому, как, по мнению Фёрстера (Forster: 1. с. р. 239) гимн Амвросия (IV) на Рождество Христово не вошел в церковное употребление, поскольку соблазнялись некоторыми смелыми оборотами в нем, напр. alvus tumescit virginis (v. 13). 69 Выражение о мучениках в h. VIII, 8: et vera mundi lumina скорее имеет основанием слова Цицерона в Catil. III, 10, § 24: clarissimis viris interfectis lumina civitatis exstincta sunt, чем какие-либо изречения Св. Писания (напр. Мф. 5:14 ): не даром автор гимна прибавил к lumina прилагательное vera. Ср. еще h. VII, 7 u Virgiliï Aen. IV, 129 – 130. 74 Стоить обратить внимание на то, что у Кассиодора тотчас за стихами 23 – 28 нашего гимна следуют стихи 29–32. Но бенедиктинцы не напечатали этих стихов: так они прозаичны! 77 Не нужно прикладывать, впрочем, к этим гимнам наше представление о рифмах. В h. IX, 9–12 встречаем напр. такие окончания: lumini... sideri .. intulit... munere. Но в первоначальную эпоху распространения рифм гласные е и i составляли рифму, равно гласная и другая такая же гласная с согласною. Ср. Hümer: l, с. р. 38 sqq. Стихи 29 и 30 переведены по тексту Даниеля: Christum rogemus et patrem Christi patrisque spiritum. Читать далее Источник: Цветков П.И. Гимны св. Амвросия Медиоланского//Прибавления к Творениям св. Отцов. 1891. Ч. 48. Кн. 2. С. 417-449. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/g...

На основе писем свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Ep. 128, 129, 130//PG. 37. Col. 221-225) принято считать, что рано осиротевшая О. ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 17//SC. 341. P. 342) была отдана под опеку префекту К-поля, имя к-рого в Патрологии Ж. П. Миня передано как Прокопий, однако в новых критических изданиях, осуществленных с привлечением большего числа рукописей, оно исправлено на Виталиан (Виталий) (см.: Greg. Nazianz. Briefe/Hrsg. P. Gallay. B., 1969. S. 140). Исходя из сведений, содержащихся в поэме свт. Григория «К Олимпиаде» ( Idem. Carm. ad Olympiadem. 6//PG. 37. Col. 1549), в научной литературе обычно указывается, что воспитанием О. занималась Феодосия, родная сестра Амфилохия Иконийского (340 или 345 - после 394) и кузина свт. Григория Богослова, к-рая была одной из наиболее образованных женщин того времени ( Malingrey. 1968. P. 15). Дельмер предположил, что такой выбор в вопросе воспитания был сделан в связи с тем, что еп. Амфилохий, как и отец О., в юности обучался ораторскому искусству ( Delmaire. 1991. P. 145). Согласно гипотезе Ж. Бернарди, Феодосия была женой старшего брата О. Авлавия, поэтому после смерти родителей О. стала жить и воспитываться в семье брата ( Bernardi. 1984. P. 355). У Авлавия и Феодосии был сын Селевк (Seleucus. 2//PLRE. Vol. 1. P. 819), которому посвящена поэма, ошибочно приписываемая свт. Григорию Богослову ( Greg. Nazianz. Carm. ad Seleucum. 8//PG. 37. Col. 1577-1660), тогда как ее автором является свт. Амфилохий, еп. Иконийский ( Cosm. Indic. Topogr. chr. VII 68; см.: Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 298); в конце поэмы автор просит Селевка приветствовать его тетю Олимпиаду. Дельмер считает, что Селевк был сыном не брата О., а ее родной или сводной сестры (дочери Виталиана; Delmaire. 1991. P. 144). Возможно, религ. воспитанием О. занимался свт. Григорий Богослов ( Malingrey. 1968. P. 15), к-рый во время своего пребывания в К-поле (379-381) жил в доме Феодосии ( Greg. Nazianz. Or. 26//PG. 35. Col. 1249; Bernardi. 1984. P. 354).

http://pravenc.ru/text/2578321.html

В первой части (ст. 1–88) дается представление о самом авторе, обращенном из язычников, который страстно желает, чтобы и другие язычники могли принять его веру в Бога, Которого легко узнать через пророков и Христа. Во второй части (ст. 89–578) излагается история спасения, начиная с сотворения мира и вплоть до смерти и воскресения Христа. В третьей части (ст. 579–790) опровергаются аргументы язычников и иудеев против Божественности Христа и приводится увещание к вере, которая одна лишь может принести спасение. В последней, четвертой части (ст. 791–1060) Коммодиан излагает свои эсхатологические взгляды, отличающиеся ярко выраженным хилиазмом. Хотя главная цель автора – это наставление, в поэме заметно стремление пробудить в читателях интерес к их участи в будущей жизни. Сатира, нравственное назидание, эсхатологические картины, простой и остроумный язык – все направлено к этой цели. Кроме того, одна из основных тем этой поэмы, равно как и предыдущей –это беспощадная критика богатых и угнетателей, которые в будущей жизни сами станут рабами святых (Carm., 994–998; Instr., I.43). Вместе с тем христианское вероучение излагается Коммодианом в довольно туманном виде, триадология неразвита и близка к монархианской (см. ниже). III. Учение 1. Учение о Боге Богословие 1013 Коммодиана весьма архаично и представляет собой сочетание иудео-христианских элементов. Это видно уже в его учении о Боге. У Коммодиана практически нет никакого следа учения о Логосе Божием, его роли в творении мира или промышлении о нем. Все ветхозаветные богоявления он относит к единому Богу, а не к Логосу (см. ниже). Сосредоточенная на моменте единства Божия, триадология Коммодиана представляет собой разновидность монархианства 1014 : «Есть Бог всемогущий, единый, от Самого Себя рожденный, Которого далее ты найдешь великим и уничиженным. Он был положен в слове, Самому Себе лишь известен, Он называется Отцом, и Сыном, и Святым Духом» (Carm., 91–94) 1015 . Бог безначален, бесконечен и вечен: «Сей Бог существует без начала и без конца, Который, прежде чем создать небо, пребывал в вечности» (125–126).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Свт. Василий Великий в сочинениях неоднократно упоминает о В. м. При этом он в основном обобщает и повторяет то, что было высказано на эту тему предшествующими отцами Церкви. На вопрос о природе «тела воскресения» Каппадокийский святитель отвечает: «Во время воскресения мы воспримем плоть, ни смерти подлежащую, ни греху подверженную» (μτε πδικον Θαντω, μτε πεθυνον μαρτα - Basil. Magn. Ep. 261. 3). Свт. Григорий Богослов, специально не занимавшийся вопросами эсхатологии, о всеобщем В. м. пишет мало, прежде всего критикуя сторонников учения о переселении душ, отрицавших всеобщее В. м. Для свт. Григория их учение - «пустая книжная забава», а его адепты - недалекие люди, потому что «они то облачают душу, как человека в одежды, то неприлично разоблачают ее, напрасно утруждая себя, вертя колесо злочестивого Иксиона, и заставляют ее быть то зверем, то растением, то человеком, то птицей, то змеей, то собакой, то рыбой, а иногда тем и другим дважды, если так повернется колесо» ( Greg. Nazianz. Carm. dogm.//PG. 37. Col. 449A). В. м., по свт. Григорию, будет «мгновенным» (πν τ πλσμα συνγουσα ν βραχε τ πλστ - Idem. Or. 40//PG. 36. Col. 361А); «последний день по Божественному мановению соберет всех вместе от концов земли, даже если кто-то был обращен в прах или лишился членов в болезни» (ε που κα σποδι τις, λωλτα θψεα νοσ - Idem. Carm. De se ipso.//PG. 37. Col. 1А). Свт. Григорий не объясняет, каким образом душа соединится с телом, потому что, как он отмечает, это известно только Богу, их соединившему и разлучившему (τρπον ν οδεν τατα συνδσας κα διαλσας Θες - Or. 7. 21//PG. 35. Col. 784А). Позиция, занятая в вопросе о В. м. свт. Григорием Нисским, учитывает все многообразие взглядов по этому вопросу и является, по выражению прот. Георгия Флоровского , «эсхатологическим синтезом». Основное внимание в этом «синтезе» обращено на анастасические взгляды Оригена и его оппонента сщмч. Мефодия Олимпийского. Свт. Григорий, как отмечает Флоровский, «старается соединить оба воззрения, совместить «правду» Оригена с «правдой» Мефодия» ( Флоровский.

http://pravenc.ru/text/155306.html

По просьбе Н. в Треверы прибыли италийские строители, к-рых прислал Руф, еп. Октодурский (MGH. Epp. T. 3. P. 133-134). Согласно Венанцию Фортунату, Н. восстановил пришедшие в ветхость церкви и епископскую резиденцию (domus - Venant. Fort. Carm. III 11). По данным археологических раскопок, треверский епископский храм, возведенный в IV в., представлял собой ансамбль из 2 параллельных базилик, баптистерия и др. зданий. Храм сильно пострадал во время нападений варваров в V в. С деятельностью Н. археологи связывают восстановление сев. базилики, лежавшей в руинах; при этом были использованы античные колонны из развалин рим. храмов (см., напр.: Weber W. Antike Kirchenanlage im Bereich von Dom und Liebfrauen//Antiquité Tardive. 1996. Vol. 4. P. 82-83; Piva P. Osservazioni sull " evoluzione e la cronologia del gruppo episcopale di Treviri//Ibid. P. 84-86). Н. также приписывается восстановление др. городских церквей (см.: Anton. 1987. S. 107, 134). Вероятно, епископ превратил в церковь погребальную базилику на пригородном некрополе, где находились захоронения св. епископов Максимина и Агриция. Высказывалось мнение о том, что Н. основал при базилике мон-рь (см.: Resmini. 2016. S. 67, 194-196, 711). В стихотворении Венанция Фортуната описывается крепость с 30 башнями и дворцом, построенная Н. на скалистом утесе, к-рый возвышался над р. Мозеллой (Мозель). Очевидно, укрепление было предназначено для защиты земельных владений епископской кафедры, т. к. поблизости от него находились водяные мельницы, виноградники и яблоневые сады ( Venant. Fort. Carm. III 12). По одной из версий, крепость находилась близ совр. сел. Ноймаген-Дрон (ок. 20 км к северо-западу от Трира) (напр.: Gauthier. 1980. P. 185; см. также: Meckseper C. Der Palast des Nicetius - oder: ganz jenseits von Bauforschung//Architectura. 1994. Bd. 24. S. 161-169). Вероятно, о Н. идет речь в письме австразийского майордома Гогона Петру, еп. Меттиса (ныне Мец): майордом просил епископа поприветствовать от его имени некоего человека, «чье учение украшает дворцы королей», неустанно посещавшего гробницы святых и построившего величественную церковь на берегу Мозеллы (MGH. Epp. T. 3. P. 135).

http://pravenc.ru/text/2577739.html

Под влиянием рус. традиции память К. под 31 авг. была внесена в календари Болгарской и Сербской Православных Церквей. В тот же день память К. отмечается в Грузинской Православной Церкви. В Румынской Православной Церкви память К. празднуется 13 сент. В Элладской Православной Церкви поминовение К. отсутствует. Иером. Макарий Симонопетрит, составитель «Нового Синаксариста Православной Церкви», указал день памяти К. и внес его Житие под 16 сент. в соответствии с календарем Римско-католической Церкви (Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας/Υπ ερομ. Μακαρου Σιμωνοπετρτου. Αθναι, 20112. Τ. 1: Σεπτμβριος. Σ. 217-220). Лит.: Delehaye H. Cyprien d " Antioche et Cyprien de Carthage//AnBoll. 1921. Vol. 30. P. 314-332; Akinian N. Das Martyrium des hl. Cyprian, Bischofs von Karthago//Handes Amsorya. W., 1922. Bd. 36. S. 1-17 (на арм. яз.); Conybeare F. C. The Armenian Acts of Cyprian//ZNW. 1922. Bd. 21. S. 269-277; Coman J. Les deux Cyprien de Saint Grégoire de Nazianze//StPatr. 1961. Vol. 4. P. 363-372. А. Н. Крюкова На Западе На Западе почитание К. началось сразу после кончины святого и вскоре получило широкое распространение. В IV-VI вв. К. был одним из самых чтимых святых в лат. провинциях Римской империи. Викентий Леринский называл его «светильником всех святых, епископов и мучеников» ( Maier. 1987-1989. T. 2. P. 236); перечисляя известнейших святых, о К. упоминали Павлин Ноланский ( Paul. Nol. Carm. 19. 141-143) и Венанций Фортунат ( Venant. Fort. Carm. VIII 3. 153//MGH. AA. T. 4. Pars 1. P. 185). В этот период центром культа К. был г. Карфаген. После завоевания визант. Африки арабами (647-698) К. в основном почитали там, где хранились его мощи, преимущественно на территории Франции. Тем не менее культ святого существовал во мн. местах, что было связано отчасти с наличием его поминовения в богослужебных книгах римской традиции, отчасти с известностью К. как отца Церкви. На рубеже IV и V вв. поэт Пруденций писал о К. как об «украшении учителей всего мира»: «...кровь его впитала земля Африки, но глас его слышен повсюду».

http://pravenc.ru/text/1684710.html

30 Максим, философ цинической секты в Александрии, был предал арианизму и потому был противником Григория , призванного в Константинополь для защиты святости определений Никейского собора. Вкравшись сначала притворною ревностью о православии в доверенность благодушного епископа, – он сбростил вдруг с себя маску и стал действовать против Григория, покуда, наконец, не достигнул епископства в Константинополе, откуда, впрочем, скоро прогнан был по повелению Феодосия Великого. См. Heronymi de viris illustribus, cap. 17; Gregorii Naz. Carm, de vitasua, ver. 815–953.999 seg.Poemat L.II sect,I carm 12,14 и 30. 31 Диоскор, патриарх Александрийский, известен, как защитник ереси Евтихиевой, монофелитства, и председатель Ефесского собора, созванного для утверждения этого учения. 32 Вот подлинник этих позорных не для Фотия, а для католичества, стихов: Photius, qui pridem insuperabilem petram Fraudibns malignis conturbavit insipienter, Pellitur nun cut atrocissima fera A thalamo casto et venerabilibus templis, Satanae pessimo, miserrimisque tenebris Bene praemissus, et passus digne A judicibus reete sentientibus atque sanctis, Beatissimo videlicet Nicolao, Hadrianoque divino Papa romano, Et Egnatio martyrium passo, Et reliquis sedibus orientis Orthodoxis et sapientibus valde. (Labb. t. VIII, p.1099); слич. Jager,Photius, стр. 212 и след 33 ϒπογρφουσι δ τ καϑαιρσει ο ψιλ τ μλανι τ χειργραφα ποιομενοι, λλα τ φρικωδστατον, ς τν εδτων κκοα διαβεβαιουμνων, και νατ το σωτρος τ αματι βπτοντες τν κλαμον, οτως εξεκρυξαν Φτιον. Nicetas, vita Ignatii, p. 164, Бароний под 869 г. –Jager L. VI, pag. 210 и Fontani верят этому рассказу, но Neander в своей Kirchen Geschichte стр. 311 и Herg. Photius, t. II. стр. 115,– сомневаются. 37 Любопытно знать, как Анастасий, присутствовавший на последнем заседании собора против Фотия, очевидно сознавая пустоту и маловажность его канонов, старался поддержать его честь. Вот подлинный латинский текст места: Nec fatendum creditin», quod tunc universalis jure diceretur, si profide celebrate consistent, cum et in liac nonnulla, quae ad fldem pertinent, sin defenita, et in ceteris universa- libus conciliis multa disposita inveniantur, quae ad fldei doctrinam non pertinent... quamvis non minus in sanctas regulas, quam in catholicam fldem delinquatur, et dia- bolus non pro fldei pravitate, sed ob perversitatem ope- rum perpetuo maneat condemnatus. Перевод: «И думается, не следует останавливаться на той мысли, что тогда только собор может быть назван вселенским, когда он состоялся для утверждения веры; впрочем, и на этом соборе (против Фотия) определено было нечто касающееся веры, и на прочих вселенских соборах много находим таких определений, которые вовсе не касаются учета веры.... Но и то сказать надобно, что грех содевается не менее нарушением святых правил, как и нарушением кафолической веры, и диавол остается на веки осужденным не за не правоту веры, а за злые дела». Хитро и изворотливо!

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Fort. Carm. II 10//PL. 88. Col. 98-99), в к-ром кратко сообщается о подвигах и мученической кончине святого. В «Мученичестве...» говорится, что Дионисий был миссионером, отправленным в Галлию сщмч. Климентом , еп. Римским. Святому удалось обратить ко Христу нек-рых местных жителей. Во время гонения при имп. Домициане (81-96) Дионисий вместе со святыми Рустиком и Елевферием был схвачен, исповедал себя христианином и был обезглавлен. Чтобы христиане не взяли тайно тела казненных, гонители решили утопить их в р. Секвана (совр. Сена), подальше от города. Однако женщина по имени Катула, язычница, склонявшаяся к принятию веры Христовой, заманила палачей, перевозивших тела мучеников, к себе на пир. Пока те пировали, слуги Катулы выкрали тела и спрятали их на гумне в 6 милях от города, где и погребли. Впосл. на этом месте была возведена церковь. В «Мученичестве...» настойчиво проводится параллель между троичностью Божественных Лиц и троицей мучеников, что говорит о скрытой полемике составителя с арианским вероучением, влиятельным в соседней вестготской Испании. Возможно, составитель «Мученичества...» пользовался более ранним текстом, восходящим к времени полемики галльских епископов с вестготами в кон. V - нач. VI в. В отличие от Мартиролога блж. Иеронима в «Мученичестве...» св. Рустик назван пресвитером, св. Елевферий - диаконом. Сщмч. Дионисий Ареопагит. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Сщмч. Дионисий Ареопагит. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Свт. Венанций Фортунат представлял Дионисия как святого покровителя Паризиев ( Venant. Fort. Carm. II 10//PL. 88. Col. 98-99). В 1-й пол. VI в. еп. Леонтий II воздвиг в Бурдигале (совр. Бордо) базилику во имя Дионисия, воспетую свт. Венанцием в особом гимне (Ibid. Col. 72-74). Франк. кор. Дагоберт I (король Нейстрии и Бургундии в 629-638/9) повелел построить на могиле св. Дионисия новую базилику и учредил при ней общину клириков. Мощи Дионисия и его спутников были открыты и помещены в богатую гробницу.

http://pravenc.ru/text/178443.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010