В 1164 г., при Альмохадах, большинство мосарабов Гранады было истреблено во время погрома. К сер. XIII в. христ. население оставалось лишь в немногих городах Андалуса (напр., в Мурсии). Скальная мосарабская церковь в Бобастро. Кон. IX — нач. X в. Скальная мосарабская церковь в Бобастро. Кон. IX — нач. X в. Об устройстве церковного управления на территории мусульм. И. известно мало. Вероятно, главную роль играли епископы крупнейших городов, в которых существовали влиятельные мосарабские общины,- Севильи, Кордовы, Гранады, Толедо, Мурсии и др. На Соборах, как общих, так и провинциальных, решались важные церковные вопросы. Всеобщим, вероятно, был Собор в Кордове в 839 г. (CSMA. 1973. T. 1. P. 135-141), на к-ром присутствовали епископы Толедо, Севильи, Мериды, Кордовы, Гуадикса, Эсихи, Кабры, Малаги и Эльвиры. Собор осудил полупелагианство . К провинциальным можно относить Кордовские Соборы 852 г. (решался вопрос о добровольных мучениках), 861 г. (осуждение ереси донатизма ) и 862 г. (избрание нового епископа); об участниках Соборов ничего не известно. В городах с многочисленным христианским населением (Толедо, Кордова, Сарагоса, Мерида, Валенсия, Малага) продолжали действовать храмы и мон-ри. В Кордовском еп-стве находилось не менее 20 церквей и монашеских обителей, большая часть к-рых располагалась в сельской местности. По сочинениям Евлогия Кордовского и др. авторов IX в., а также по упоминаниям в Кордовском календаре 961 г., составленном Эльвирским еп. Ибн Зиядом (Рецемундом), известны находившиеся в Кордове и ее пригородах (аррабалях) церкви св. Киприана, Трех святых (мучеников Фавста, Ианнуария и Марциала), а также базилики святых Ацискла и Зоила. При мн. христ. храмах действовали школы (обучение следовало вестгот. традиции), скриптории и б-ки. В источниках упоминается, что нек-рые мон-ри были основаны жителями Кордовы уже после мусульм. завоевания, в 1-й пол. IX в. Как правило, это были семейные обители, построенные на средства христиан, к-рые решили посвятить себя служению Богу. Немногочисленные насельники таких мон-рей жили по собственным «уставным правилам». Вероятно, эти уставы создавались под влиянием предшествующей монастырской традиции (в т. ч. творений епископов Исидора Гиспальского, Леандра Гиспальского и проч.).

http://pravenc.ru/text/674995.html

Интерес к личности Е. возник сразу же после издания его сочинений, к-рые отражают позицию Е. в вопросе о проблеме мученичества христиан в мусульм. Кордове. Существуют разные оценки участия святого в выступлениях мучеников. Испан. историки (Ф. Х. Симонет, И. де лас Кахигас, Х. Перес де Урбель, Б. Хименес Дуке) считают Е. вдохновителем выступлений христиан, оценивая их как один из этапов борьбы христиан с завоевателями-мусульманами. Англоязычные ученые (К. Б. Вольф, Н. Даниел) полагают, что Е. не принимал участия в этом движении, но лишь использовал его в личных целях и только описывал страдания кордовских христиан. Испан. исследователь Х. М. Саэс ( Sáez . 2006) рассматривает деятельность Е. скорее как защиту погибших мученической смертью христиан от недоброжелателей, а не как подготовку их к принятию смерти за веру. Соч.: Memorialis Sanctorum//PL. 115. Col. 731-818 (=CSMA. Vol. 2. P. 363-459); Documentum Martyriale//Ibid. Col. 819-834 (=CSMA. Vol. 2. P. 459-475); Liber Apologeticus Martyrum//Ibid. Col. 851-870 (=CSMA. Vol. 2. P. 475-495); Epistolae//Ibid. Col. 841-852 (=CSMA. Vol. 2. P. 495-503). Ист.: BHL, N 2704; ActaSS. Mart. T. 2. Col. 88-97; Alvarus. Vita Eulogii//PL. 115. Col. 705-724 (=CSMA. Vol. 1. P. 330-343). Лит.: Baudissin W., von. Eulogius und Alvar. Lpz., 1872; Simonet F. J. Historia de los mozárabes de España. Madrid, 1897. Vol. 2. P. 380-485; Gaiffier B., de. Les notices hispaniques dans le martyrologe d " Usuard//AnBoll. 1937. Vol. 55. P. 268-284; Pérez de Urbel J. S. Eulogio de Córdoba o la vida andaluza en el siglo IX. Madrid, 19422; Cagigas I., de Las. Minorías étnico-religiosas de la Edad Media Española. Madrid, 1947. Vol. 1: Los mozárabes. P. 181-209; Colbert E. P. The Martyrs of Córdoba: A Study of the Sources. Wash., 1962; Vives J. Euloge de Cordoue//DHGE. T. 15. Col. 1389-1395; Rivera Recio J. F. Eulogio di Cordova//BiblSS. Vol. 5. Col. 218-219; Wolf K. B. Christian Martyrs in Muslim Spain. Camb., 1988; Sáez J. M. El movimiento martirial de Córdoba: Notas sobre la bibliografía. Alicante, 2006; Рыбина М. В. Евлогий Кордовский: Священнослужитель, интеллектуал и мученик//Испанский альманах. М., 2007. Вып. 1.

http://pravenc.ru/text/187179.html

Установив контроль над Австразией, К. М. выступил против Нейстрии и нанес поражение Рагамфреду и его союзнику Одону, дуксу (герцогу) Аквитании. По условиям заключенного соглашения Одон выдал победителю кор. Хильперика II, после чего К. М. стал майордомом обоих франк. королевств, Австразии и Нейстрии (719). Но его полномочия как правителя объединенного Франкского королевства во многом оставались номинальными. Влияние короля и майордома было слабым, власть на местах находилась в руках светской и духовной знати, к-рая самостоятельно управляла городами и целыми областями. Во главе периферийных областей Франкского гос-ва - Аквитании, Алеманнии, Баварии - стояли фактически независимые правители с титулом дукса. Признавая власть законного короля из династии Меровингов (преемником Хильперика II стал Теодорих IV (721-737)), дуксы выступали против Пипинидов, к-рых они считали узурпаторами. К. М. почти без перерыва вел военные действия в сев., юж. и вост. областях Франкского гос-ва, чтобы установить контроль над окраинными землями, ликвидировать внешнюю угрозу и объединить королевство под своей властью. В 724 г. он воевал с саксами, в следующем году - с алеманнами, свевами и баварами. Он захватил в плен вдову баварского дукса Гримоальда и ее племянницу Суннихильду, которая впосл. вышла за него замуж. Важное значение имели события в Аквитании, где дукс Одон противостоял экспансии арабов, завоевавших Вестготское королевство в Испании. В 721 г. он разбил войско араб. наместника Испании ас-Самаха аль-Хаулани, осадившее Толозу (ныне Тулуза). Преемник погибшего в сражении наместника Абд ар-Рахман ибн Абдаллах вторгся в Аквитанию. Согласно «Продолжению Хроники Фредегария», арабов в Аквитанию призвал Одон, желавший отомстить франкам (Chronicarum qui dicuntur Fredegarii continuationes. 13). Однако в испан. «Мосарабской хронике 754 г.» говорится, что дукс Одон был противником арабов и, столкнувшись с угрозой мусульм. вторжения, обратился к К. М. за помощью. Преследуя Одона, арабы встретились с войском К. М. В сражении франки одержали верх, но уцелевшие арабы бежали в Испанию (Chronica Muzarabica//CSMA. T. 1. P. 41-43). Считается, что битва состоялась в 732 г. близ г. Пиктавий (ныне Пуатье), но не исключено, что она произошла в 733 или 734 г., возможно в окрестностях Тура ( Levillain, Samaran. 1938; Bachrach B. S. Merovingian Military Organization, 481-751. Minneapolis, 1972. P. 101-104; Nonn. 1990; Wood. 1994. P. 283-284). Победа над арабами была воспринята как знак Божией милости к франкам и значительно упрочила авторитет К. М. С этим связано и прозвище Мартелл (позднелат. martellus - молот), засвидетельствованное источниками с IX в. После смерти дукса Одона (735) К. М. вновь вступил в Аквитанию, занял г. Бурдигалу (ныне Бордо) и принял клятву верности от дукса Хуноальда, преемника Одона.

http://pravenc.ru/text/1681079.html

Комплудо, пров. Леон). В уставе мон-ря упоминается о праздновании памяти мучеников (La Hispania visigótica y mozárabe. 2010. P. 121-122). Известно о существовании «базилики святых отроков Иуста и Пастора» (basilicae sanctorum paruulorum Iusti et Pastoris) в Галлии, в г. Кадурк (ныне Каор) (Vita Desiderii Cadurcae urbis episcopi. 30//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 587). Упоминание об И. и о П. содержится в сочинении св. Евлогия Кордовского († 859) ( Eulogii Memoriale Sanctorum. I 24//CSMA. T. 2. P. 389). Евлогий также сообщал о мон-ре во имя И. и П., к-рый находился в мест. Фрага, в горах близ Кордовы (Ibid. II 11. 2//Ibid. P. 431). В этой обители жил мон. Леовигильд, к-рый мученически скончался в 852 г. О мон-ре святых И. и П. упоминается также в мосарабском Кордовском календаре X в. (Le Calendrier de Cordoue/Éd. R. P. A. Dozy. Leiden, 1961. P. 124-125). В Иеронимовом Мартирологе память И. и П. указана под 25 авг. По мнению В. Саксера, имена большинства испан. мучеников были включены в италийскую редакцию Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.), а упоминание об И. и о П. скорее всего заимствовано из сочинения Пруденция ( Saxer V. Les notices hispaniques du Martyrologe Hiéronymien//Spania: Estudis d " Antiguitat Tardana oferts en homenatge al prof. P. de Palol i Salellas. Barcelona, 1996. P. 235-241). В более поздних календарях и в богослужебных текстах память И. и П. указывалась под 6 авг. Под этой датой поминовение мучеников внесено в Мартиролог нач. IX в. из Лиона (Paris. lat. 3879), составитель к-рого был знаком с Мученичеством И. и П. А. Кантен отметил, что наличие разных дней поминовения в Иеронимовом Мартирологе и в Мартирологе из Лиона (8 иды авг. и 8 календы сент.) может быть связано с ошибкой составителей одного из текстов ( Quentin. 1908. P. 178, 217). Память И. и П. внесена в более поздние т. н. исторические Мартирологи, в т. ч. в Мартиролог Узуарда (MartUsuard//PL. 124. Col. 335-338), откуда в XVI в. она была заимствована кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom.

http://pravenc.ru/text/1237915.html

В Кордове почитание мучеников укрепилось после обретения их мощей в ц. Сан-Педро (с 2006 малая базилика), построенной на рубеже XIII и XIV вв. на месте древней ц. Трех святых. При раскопках 21 нояб. 1575 г. была обнаружена плита с фрагментарной надписью, в которой упоминались древние мученики Фавст, Марциал, Ацискл и Зоил; под плитой были обнаружены многочисленные человеческие останки. Кордовский еп. Бернардо де Фреснеда известил об этой находке историка Моралеса, который привлек к ней внимание испан. кор. Филиппа II . В 1577 г. папа Римский Григорий XIII признал мощи К. м. подлинными и разрешил выставить их для почитания ( Simonet. 1897-1903. P. 776-778). В результате исследования (1998) выяснилось, что среди 450 костей находятся останки по меньшей мере 19 взрослых и 5 детей; бóльшая часть этих останков могла принадлежать людям, жившим в IX в. ( Fern á ndez Due ñ as. 2004). В 1673 г. при ц. Сан-Педро было основано братство в честь К. м. (ныне братство Милосердия и св. мучеников), на средства к-рого в сер. XVIII в. построили капеллу в честь мучеников. С 1791 г. мощи К. м. хранятся в серебряном реликварии, установленном за алтарем капеллы ( Raya Raya. 2005). Празднование в честь обретения мощей К. м. совершается 21-23 нояб. В XVII в. в Кордове распространилось почитание св. Евлогия; частицы мощей Евлогия и Леокриции, доставленные в 1737 г. из Овьедо, были помещены в ц. св. Рафаила ( Aranda Doncel. 2008). Ист.: Eulogius. Memoriale sanctorum//CSMA. T. 2. P. 363-459; idem. Documentum martyriale//Ibid. P. 459-475; idem. Liber apologeticus martyrum//Ibid. P. 475-495; idem. Epistulae//Ibid. P. 495-503; Albarus. Indiculus luminosus//CSM. T. 1. P. 270-315; idem. Vita Eulogi//Ibid. T. 1. P. 330-343; Samsonis Apologeticus//Ibid. T. 2. P. 506-659; Aimoinus. De translatione SS. martyrum Georgii monachi, Aurelii, Nataliae ex urbe Corduba Parisios// Fl ó rez E. España Sagrada. Madrid, 1792. T. 10. P. 532-565; Vita Iohannis Gorziensis//MGH. SS. T. 4. P. 337-377; Pasionario Hispánico/Ed. A. Fábrega Grau. Madrid; Barcelona, 1955. T. 2; Le calendrier de Cordoue/Éd. R. P. Dozy. Leiden, 19612; Le Martyrologe d " Usuard: Texte et commentaire/Éd. J. Dubois. Brux., 1965; Мухаммад ал-Хушани. Книга о судьях. М., 1992.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

О репутации И. среди испан. духовенства VIII-IX вв. свидетельствуют многочисленные упоминания о нем в трудах мосарабских авторов. Так, в Мосарабской хронике 754 г. И. назван «блаженнейшим» (beatissimus) и «учителем» (doctor) (Chronica Muzarabica. 31, 34, 77//CSMA. T. 1. P. 27-29, 53). В послании испан. епископов, написанном Толетским еп. Элипандом (754 - ок. 800), И. назван среди отцов Церкви, «святых достопочтенных отцов Илария, Амвросия, Августина, Иеронима, Фульгенция, Исидора, Евгения, Ильдефонса, Иулиана и других православных и католических [отцов]» ( Elipandi Ep. episcoporum Hispaniae. 1, 4//Ibid. P. 82, 84). В др. месте Элипанд ссылался на авторитет своих «предшественников Евгения, Ильдефонса и Иулиана», к-рых почитали как основоположников традиций Толетской Церкви (Ibid. P. 90). В послании к Алкуину Элипанд упоминал о «нашем Иулиане» (noster tamen Iulianus - Elipandi Ep. ad Albinum. 11//Ibid. P. 108). Альвар Кордовский († 861/2) и аббат Самсон († 890) называли И. «блаженным» и «выдающимся учителем» ( Albari Ep. 10. 3, 4//Ibid. P. 216, 220), последний даже именовал И. «святым» ( Samsonis Apologeticum. II. Praef. 10; 20. 3; 21. 6; 23. 2; 24. 4; 25. 5-6//Ibid. T. 2. P. 555, 619, 628, 636, 639, 655-656). Элипанд приравнивал богослужебные тексты, составление которых приписывалось Толетским епископам Евгению II, Ильдефонсу и И., к вероучительным документам (in suis dogmatibus ita dixerunt in missam de cena Domini - Elipandi Ep. episcoporum Hispaniae. 1//Ibid. T. 1. P. 82). Самсон ссылался на литургические молитвы, составленные И. (uenerabilis doctor Iulianus in missa cotidiana dicit ( Samsonis Apologeticum. II 13. 2//Ibid. T. 2. P. 591); sanctus Iulianus in missa cotidiana... dicit (Ibid. II 24. 4//Ibid. T. 2. P. 639)). Однако участие Элипанда и др. испан. прелатов в адопцианских спорах вызвало недоверие франк. духовенства к источникам, к которым они апеллировали. Опровергая догматические утверждения, содержавшиеся в испанских богослужебных текстах, участники Франкфуртского Собора (794) противопоставили им авторитет римских литургических молитв, составление которых приписывалось папе Григорию I Великому (MGH. Conc. T. 2/1. P. 145-146).

http://pravenc.ru/text/1237823.html

Согласно описи, проведенной в 1790-1792 гг. по указанию кард. Лоренсаны, в ризнице кафедрального собора в Толедо хранились святыни, связанные с почитанием И.: реликварии с частицами его мощей и часть покрова св. Левкадии ( Rivera Recio J. F. La Catedral de Toledo: Museo de historia//Boletín de la Real Academia de Bellas Artes y Ciencias Históricas de Toledo. Toledo, 1948/1949. N 62/63. P. 126, 131, 145-146). В XVIII в. Майянс-и-Сискар упоминал, что в одном из алтарей собора хранился камень, на к-ром, по преданию, стояла Богоматерь во время явления И. ( May á ns y Siscar. 1983. P. 63). Ист.: Cixila. Vita Ildephonsi//CSMA. T. 1. P. 59-66; Chronica Muzarabica//Ibid. P. 27; Elipandus. Epistula episcoporum Hispaniae. 1//Ibid. T. 1. P. 82, 84; Samson. Apologeticus contra perfidos. II 1. 2//Ibid. T. 2. P. 558; Herimannus Tornacensis. Vita S. Ildefonsi Toletani//ActaSS. Bened. T. 2. P. 498-500; De sainte Leocadie au tans que sainz Hyldefons estoit arcevesques de Tholete cui Nostre Dame donna l " aube de prelaz: Miracle versifié par Gautier de Coinci/Éd. E. Vilamo-Pentti. Helsinki, 1950; Fita y Colomé F. Translación é invención del cuerpo de San Ildefonso: Reseña histórica por Gil de Zamora//Boletín de la Real Academia de la Historia. Madrid, 1885. T. 6. P. 60-71; idem. Cincuenta leyendas por Gil de Zamora combinadas con las cantigas de Alfonso el Sabio//Ibid. T. 7. P. 54-144; Vida de S. Ildefonso escrita por el Cerratense// Flórez E. España Sagrada. Madrid, 1750. T. 5. P. 521-525; Rodericus Cerratensis. Vita S. Hildefonsi//PL. 96. Col. 47-50; Vida de San Ildefonso por Beneficiado de Úbeda//Poetas Castellanos anteriores al siglo XV/Ed. T. A. Sánchez e. a. Madrid, 1864. P. 323-330; idem. Vida de San Ildefonso/Ed. M. Alvar Ezquerra. Bogota, 1975; Madoz y Moleres J. San Ildefonso de Toledo a travès de la pluma del Arcipreste de Talavera: Estudio y ed. crít. de la Vida de San Ildefonso. Madrid, 1943; [ Martinez de Toledo A.] Arcipreste de Talavera. Vidas de San Ildefonso y San Isidoro/Ed. J. Madoz y Moleres. Madrid, 1962; Walsh J. K., ed. La Vida de San Alifonso por metros (ca. 1302). Berkeley, 1992; Collección de cánoñes y de todos los concilios de la Iglesia de España y de America/Ed. J. Tajada y Ramiro. Madrid, 1851. Parte 2. T. 3. P. 433-446; Portocarrero F. Libro de la Descensión de Nuestra Señora a la Santa Yglesia de Toledo y vida de San Ilefonso. Madrid, 1616; Mayáns y Siscar G. Vida de San Ilefonso// Idem. Obras completas/Ed. A. Mestre Sanchís. Oliva, 1983. Vol. 1: Historia. P. 53-67.

http://pravenc.ru/text/389445.html

Возможно, в молитвах мессы использовано Мученичество (К. и Д. названы близнецами и врачевателями; о 3 братьях не упом.) (изд.: F é rotin M. Le Liber mozarabicus sacramentorum et les manuscrits mozarabes. R., 1995r. Col. 453-458; Liber missarum de Toledo y libros místicos/Ed. J. Janini. Toledo, 1982. T. 1. P. 362-365). В Житии св. Ильдефонса сообщается, что святой сочинил молитвы 2 проприев мессы в день памяти К. и Д. (duas missas in laude ipsorum dominorum, quas in festiuitate ipsorum psallerent, miro modulationis modo perfecit - CSMA. T. 1. P. 60; Yarza Urquiola V. La «Vita vel Gesta Sancti Ildefonsi» de Ps. Eladio: Estudio, edición critica y traducción//Veleia. Vitoria-Gasteiz, 2006. N 23. P. 290-291, 316). Трудно установить, принадлежат ли Ильдефонсу тексты, включенные в испано-мосарабские книги (гипотезу об авторстве Ильдефонса отстаивал Д. де Брюин - Bruyne D., de. De l " origine de quelques textes liturgiques mozarabes//RBen. 1913. T. 30. P. 421-428). Молитвы утрени и вечерни праздника сохранились в рукописи эпохи вестготов, т. н. Веронском орационале (рубеж VII и VIII вв.; изд.: Oracional visigótico/Ed. J. Vives. Barcelona, 1946. P. 378-379); молитвы и песнопения мессы и служб суточного круга указаны в рукописях Liber misticus ( F é rotin. Le Liber mozarabicus sacramentorum. R., 1995r. P. 836-837, 898-899), песнопения - в антифонарии (Antiphonarium Mozarabicum de la Catedral de León. León, 1928. P. 185-186). Известен испан. гимн в честь мучеников (AHMA. T. 27. N 104; The Mozarabic Psalter (Ms. British Museum, Add. 30,851)/Ed. J. P. Gilson. L., 1905. P. 263-264); высказывалось предположение, что его автором мог быть св. Ильдефонс Толетский ( P é rez de Urbel J. Origen de los himnos mozárabes//Bull. Hispanique. Bordeaux, 1926. T. 28. N 3. P. 231). Перед вечерней праздника К. и Д. на алтарь ставили сосуд с елеем, который после мессы освящал епископ. Согласно испан. обычаю, освященным елеем помазывали больных («чин над [маслом для] помазания, которое освящается в день святых Космы и Дамиана» - Le Liber Ordinum en l " usage dans l " Église wisigothique et mozarabe d " Espagne/Éd.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Ист.: Lucae Tudensis Chronicon mundi/Ed. E. Falque. Turnhout, 2003. (CCCM; 74); Jacobus Vitriacensis Historia orientalis//Gesta Dei per francos, siue orientalium expeditionum et regni Francorum Hierosolymitani historia/Ed. J. Bongars. Hannover, 1611. 2 t.; Vincentius Bellovacensis. Speculum quadruplex, sive Speculum majus. Duaci, 1624. Graz, 1964-1965r. 4 vol.; Matthaeus Parisiensis. Chronica Majora/Ed. H. R. Luard. L., 1872-1883. 7 vol. (RBMAS; 57); Riccoldo da Monte di Croce. Epistolae V commentatoriae de perditione Acconis, 1291/Ed. R. Röhricht//Archives de l " Orient latin. P., 1884. T. 2. P. 258-296 (Pag. 2); idem. Il Libro della peregrinazione nelle parti d " Oriente/Ed. U. Monneret de Villard. R., 1948; idem. Contra legem Sarracenorum/Éd. J. Mérigoux//Memorie domenicane. N. S. Pistoia, 1986. Vol. 17. P. 60-142; Die Schriften des Kölner Domscholasters, späteren Bischofs von Paderborn und Kardinal-Bischofs von S. Sabina Oliverus/Hrsg. H. Hoogeweg. Tüb., 1894; La Escala de Mahoma, traducción del árabe al castellano, latín y francés, ordenada por Alfonso X el Sabio/Ed. J. Muñoz Sendino. Madrid, 1949; Primera Crónica General de España que mandó componer Alfonso el Sabio y se continuaba bajo Sancho IV en 1289/Ed. R. Menéndez Pidal. Madrid, 1955. 2 vol.; Embrico de Mayence. La vie de Mahomet/Éd. G. Cambier. Brux., 1962; CSMA. T. 1; Alexandre du Pont. Roman de Mahomet/Éd. Y. G. Lepage. Gautier de Compi è gne. Otia de Machomete/Texte établi par R. B. C. Huygens. P., 1977; Ramon Mart í . De seta Machometi o De origine, progressu et fine Machometi et de quadruplici reprobatione Prophetiae eius/Ed. J. H. Delgado//Acta historica et archaeologica mediaevalia. Barcelona, 1983. T. 4. P. 9-63; Ein Leben Mohammeds (Adelphus?): XII Jh./Hrsg. B. Bischoff//Anecdota novissima: Texte des IV bis XVI Jh. Stuttg., 1984. S. 106-122; Petrus Venerabilis. Schriften zum Islam/Hrsg. R. Glei. Altenberge, 1985; Wilhelm von Tripolis. Notitia de Machometo: De statu Sarracenorum/Hrsg. P. Engels. Würzburg; Atenberge, 1992; Rodrigo J í menez de Rada. Historia Arabum/Ed. J. Lozano Sánchez. Sevilla, 1993; Pedro Alfonso de Huesca. Diálogo contra los judíos/Introd. J. Tolan; texto lat. K.-P. Mieth; trad. E. Docay; cord. M. J. Lacarra. Huesca, 1996; Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. 2 vol.; Gonz á lez Mu ñ oz F., ed. «Liber Nycholay»: La leyenda de Mahoma y el cardinal Nicolás//Al-Qantara. 2004. Vol. 25. P. 5-43; Exposición y refutación del islam: La versión latina de las epístolas de al-Ha  šim y al-Kind/Ed. F. González Muñoz. A Coruña, 2005; La disputa de Abutalib/Ed. S. García-Jalón de la Lama, K. Reinhardt. Madrid, 2006; Liber disputationis Raimundi Christiani et Homeri Saraceni/[Ed. A. Madre]. Turnhout, 2010.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

M. Férotin. P., 1904. Col. 69-71; Liber ordinum episcopal (Cod. Silos, Arch. Monástico, 4)/Ed. J. Janini. Silos, 1991. P. 102-103). Поминовение К. и Д. под 22 окт. указано во всех испано-мосарабских календарях X-XI вв. (см.: Le Liber Ordinum. P., 1904. P. 482-483; Vives J. Santoral visigodo en calendarios e inscripciones//Analecta Sacra Tarraconensia. Barcelona, 1941. Vol. 14. P. 22). С IX в. в испан. источниках упоминаются церкви и мон-ри, названные в честь К. и Д. В сел. Колубрис близ Кордовы находилась ц. во имя этих мучеников, в к-рой похоронили мч. Саломона (см. ст. Кордовские мученики ) ( Eulogi Liber apologeticus martyrum. 35//CSMA. T. 2. P. 494). Среди мон-рей Сев. Испании, посвященных К. и Д., самым известным был Абельяр близ Леона (основан в 905 мосарабом Сихилой, прибывшим из мусульм. гос-ва Андалус). Согласно грамоте кор. Альфонсо III от 3 марта 905 г., насельники мон-ря соблюдали бенедиктинский устав (см.: Linage Conde. 1970. P. 47-57; Carbajo Serrano. 1988). Др. мон-рь во имя К. и Д., находившийся в Коваррубиасе (пров. Бургос), впервые упоминается под 972 г., когда гр. Гарсия Фернандес и его супруга Ава подарили эту обитель мон-рю Сан-Педро-де-Берлангас. Впосл. при ц. во имя К. и Д. в Коваррубиасе существовал жен. капитул ( Mart í nez D í ez G. El condado de Castilla, 711-1038: La historia frente a la leyenda. Madrid, 2005. T. 2. P. 489-491) (о средневековых испан. мон-рях во имя К. и Д. см.: Linage Conde. 1970; о церквах в Каталонии: Babiano i Ortiz de Z á rate. 1988). Св. бессребреники Косма и Дамиан Аравийские. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 82) Св. бессребреники Косма и Дамиан Аравийские. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 82) VII. Почитание в Германии известно с IX в. По-видимому, его возникновение было связано с деятельностью св. Альтфрида, буд. еп. Хильдесхайма (851-874), к-рый получил от папы Римского Сергия II (844-847) частицы мощей мучеников. Кафедральный собор, построенный Альтфридом в Хильдесхайме, был посвящен Деве Марии и мученикам К.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

  001     002