В 1164 г., при Альмохадах, большинство мосарабов Гранады было истреблено во время погрома. К сер. XIII в. христ. население оставалось лишь в немногих городах Андалуса (напр., в Мурсии). Скальная мосарабская церковь в Бобастро. Кон. IX — нач. X в. Скальная мосарабская церковь в Бобастро. Кон. IX — нач. X в. Об устройстве церковного управления на территории мусульм. И. известно мало. Вероятно, главную роль играли епископы крупнейших городов, в которых существовали влиятельные мосарабские общины,- Севильи, Кордовы, Гранады, Толедо, Мурсии и др. На Соборах, как общих, так и провинциальных, решались важные церковные вопросы. Всеобщим, вероятно, был Собор в Кордове в 839 г. (CSMA. 1973. T. 1. P. 135-141), на к-ром присутствовали епископы Толедо, Севильи, Мериды, Кордовы, Гуадикса, Эсихи, Кабры, Малаги и Эльвиры. Собор осудил полупелагианство . К провинциальным можно относить Кордовские Соборы 852 г. (решался вопрос о добровольных мучениках), 861 г. (осуждение ереси донатизма ) и 862 г. (избрание нового епископа); об участниках Соборов ничего не известно. В городах с многочисленным христианским населением (Толедо, Кордова, Сарагоса, Мерида, Валенсия, Малага) продолжали действовать храмы и мон-ри. В Кордовском еп-стве находилось не менее 20 церквей и монашеских обителей, большая часть к-рых располагалась в сельской местности. По сочинениям Евлогия Кордовского и др. авторов IX в., а также по упоминаниям в Кордовском календаре 961 г., составленном Эльвирским еп. Ибн Зиядом (Рецемундом), известны находившиеся в Кордове и ее пригородах (аррабалях) церкви св. Киприана, Трех святых (мучеников Фавста, Ианнуария и Марциала), а также базилики святых Ацискла и Зоила. При мн. христ. храмах действовали школы (обучение следовало вестгот. традиции), скриптории и б-ки. В источниках упоминается, что нек-рые мон-ри были основаны жителями Кордовы уже после мусульм. завоевания, в 1-й пол. IX в. Как правило, это были семейные обители, построенные на средства христиан, к-рые решили посвятить себя служению Богу. Немногочисленные насельники таких мон-рей жили по собственным «уставным правилам». Вероятно, эти уставы создавались под влиянием предшествующей монастырской традиции (в т. ч. творений епископов Исидора Гиспальского, Леандра Гиспальского и проч.).

http://pravenc.ru/text/674995.html

Аллилуиа, 135 И этот псалом одного содержания с предыдущим и называется многомилостивым (полиелейным) от многократно упоминаемой в нем за каждым стихом «милости» . А от этого псалма получил имя полиелейного и предыдущий псалом 134-й «Хвалите имя Господне» . И самое, среди Церкви висящее паникадило, названо также от этого (псалма) полиелеем; так как оно зажигается во время пения многомилостивого (псалма). Почему при каждом пении псалма первого необходимо должно петь неразрывно за ним и этот псалом, как собственно полиелейный (Феодорит). Пс.135:1.   Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. За каждым стихом прибавляет в виде припева: «яко в век милость Его» , т.е. не так, как случается с людьми, чтобы иногда благодетельствовал, а иногда нет. Людям и недуг препятствует, и бедность мешает это делать; а Он непрестанно милует, постоянно милостив и никогда не прекращает этого дела (Златоуст). Пс.135:2.   Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его. «Богами» называет святых и праведных людей, по причастию ими божественной благодати. А Спаситель наш — Иисус Христос, не по благодати, но по существу Бог (Феодорит). Пс.135:3.   Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Цари и князи, от Бога получив власть, господствуют над подчиненными. Да и некоторые ангелы именуются «господствами» . А Христос — истинный «Господь» всех «Господей» (Феодорит). Пс.135:4.   Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его. Златословесный толкователь читает не «сотворшему» , но «творящему» , выражая этим, что Бог непрестанно благодетельствует и творит чудеса, перечисляя которые, Пророк указывает, что они есть не только действие силы, но и благодати и человеколюбия (по Златоусту). Пс.135:5.   Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Пс.135:6.   Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Пс.135:7.   Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его. Пс.135:8.   Солнце во область дне, яко в век милость Его. Пс.135:9.   Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

господства сохранились лишь фрагментарные сведения. До 764 г. кафедру занимал еп. Феликс, его преемником был Лев. В сер. IX в. против движения кордовских мучеников выступал Реккафред, еп. Кордовы и Кабры (вероятно, впосл. он стал епископом-митрополитом Севильи). Известно о церковных Соборах, созывавшихся в К. в IX в.; на одном из них (839) обсуждалась ересь акефалов, 2-й (852) был посвящен вопросу о добровольных мученичествах. На Соборе 839 г. кроме епископов-митрополитов Толедо, Севильи и Мериды присутствовали 5 епископов из Юж. Испании (CSMA. T. 1. P. 135-141). Избрание преемника Реккафреда, еп. Саула (между 850 и 861), было одобрено эмиром только благодаря взятке, к-рую епископ обещал дворцовым евнухам. В отличие от мн. руководителей мосарабских общин Саул отказался осудить кордовских мучеников и, по-видимому, подвергся кратковременному тюремному заключению вместе со св. Евлогием. В письмах Саула и Павла Альвара говорится об их ссоре из-за отлучения, к-рому был подвергнут Павел Альвар; когда епископ отказался снять отлучение, Павел Альвар обвинил его в пьянстве, симонии и др. канонических нарушениях. Кроме епископа во главе мосарабов К. стояли комит и др. должностные лица, к-рые представляли христиан перед мусульм. властями. Об истории мосарабской общины К. в X в. почти ничего не известно, сохранились только имена епископов Иоанна I (ок. 955) и Иоанна II (ок. 988). В переговорах халифа аль-Хакама II (961-976) с Ордоньо IV, кор. Леона, и гр. Фернаном Гонсалесом участвовали Толедский митр. Убайдаллах ибн Касим и представители мосарабов К.- еп. Асбаг ибн Абдаллах ибн Набиль и кади Валид ибн Хайзуран ( Simonet. 1897-1903. P. 622-623). Башня Калаорра в Кордове. XII–XIV вв. Башня Калаорра в Кордове. XII–XIV вв. Эпохой расцвета мусульм. К. считается X век, когда завершилась трансформация города в конгломерат аррабалей, обладавших сходной структурой и сосредоточенных вокруг укрепленной старой части города - Медины. Из 21 аррабаля 7 (Сабулар, Фурн, Бурриль, Эль-Бури, Муньят-Абд-Аллах, Муньят-эль-Муджира, Рабад-эз-Захира) составляли вост.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

Ansprache an Bischof Maxim von Argentinien und Südamerika, in: StdO 1972,6,6–8. Grußansprache vor dem Präsidium der Europäischen Kirchenkonferenz, in: StdO 1972,7,2–3. Auf der Entlassungsfeier der Moskauer Geistlichen Lehranstalten, in: StdO 1972,8,3–4. Ansprache an Bischof Anatoli, in: StdO 1972 ,11 ,3f. Grußbotschaft an die Moskauer Geistl. Lehranstalten, in: StdO 1973 ,l,6f. Botschaft zum 50. Jahrestag der UdSSR, in: StdO 1973,2,3–5. Brief an Metropolit Nikodim, in: StdO 1973 ,2 ,36f. Botschaft an Papst Schenudah III., in: StdO 1973,7,2–3. Votum an den neugeweihten Bischof Viktorin, in: StdO 1973,8, 5–7. Erklärung zu den Ereignissen in Mozambique, in: StdO 1973 ,9,4f. Schreiben an Generalsekretär Dr. Philipp Potter, in: StdO 1973, 11,3. Schreiben an den Zentralausschuß des Weltkirchenrates, in: StdO 1973,12,3–8. Interviews über seine Finnlandreise, in: StdO 1974 ,8 ,2–3 ;3–7 . Botschaft an das Oberhaupt der Alexandrinischen Kirche, in: StdO 1974,9,4–7. Zu Fragen der Ökumene und des Friedens vor Kirchenvertretern sozialistischer Länder, in: StdO 1974,10,2–6. Die Ökumene der Gegenwart in orthodoxer Sicht. Vortrag an der finnischen Universität Joensuu, in: StdO 1974,10,25–35. Sendschreiben an die im kirchlichen Schisma lebenden Glieder der «Russischen Kirche im Ausland», in: StdO 1974,11,2–4. Botschaft an die Vollversammlung der Konferenz Europäischer Kirchen «Nyborg VII», in: StdO 1974,2–5. Botschaft an den XXI. Internationalen Altkatholikenkongreß, ebda 5–6. Die Verantwortung der orthodoxen Landeskirchen für ihren Dienst in der modernen Welt. Vorlesung anläßlich seiner Promotion zum Ehrendoktor der Sifioter G.A., in: StdO 1975,5/6,12–18. Botschaft (30. Jahrestag des Sieges), in: StdO 1975,7,2–5. Erklärung zum Abschluß der Konferenz für Sicherheit und Zusammenarbeit in Europa, in: StdO 1975,10,3-f. Telegramm an die Teilnehmer der Vollversammlung des Weltkirchenrates in Nairobi, Kenia, in: StdO 1976 ,2 ,5f. Interview (Nowosti), in: StdO 1976,3,3–4. Ansprache (30 Jahre kirchliches Außenamt), in: StdO 1976,8,2–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

           Цит. по: Федотов А.А. Ивановская епархия Русской Православной Церкви в 1918-1988 г.г.: внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. Иваново, 1999.С. 43.           Таблица составлена по: ГАРФ. Ф. р- 6991. Оп. 2; д. 13, том 3, л. 25-31, 54-58,72-78, 99-105, 115-122, 138-151, 225-230, 231-238, 251-255, 286-292; Оп. 6, д. 24, д. 25, л. 7-14, 15-23, 100-106, 143-148, 171-180; д. 99, л. 88-94, 118-125, 178-184; д. 167, л. 35-43, 72-82, 91-108, 109-115, 128-134; д. 168, л. 1-14, 104, 118-128, 140-153, 185-191; д. 234, л. 38-46, 85-91, 100-119, 125-135, 149-155; д. 235, л. 1-16, 17-22, 44-52, 114-120, 141-151, 168-175, 209-218; д. 304, л. 100-126, 141-148; д. 305, л. 19-35, 144-150, 172-183; д. 306, л. 17-24, 55-70.           Никон (Фомичев), архиепископ. Из моих воспоминаний//Журнал Московской Патриархии. 1990. С. 31.           Гераськин Ю. В. Православные верующие и Советская власть: подача ходатайств об открытии храмов в 50-е – 70-е гг. ХХ века.//Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века. Иваново, 2007. С. 36.           См.: ГАВО. ф. р-362, Оп. 8, д. 3; Оп. 7, д. 2, л. 1; Оп. 7, д. 8, л. 7; Оп. 7, д. 15, л. 4.           Таблица составлена по : ГАРФ. Ф. р-6991. Оп. 2,д. 167, л. 1, 37,38,97,107,108; Оп. 6, д. 167, л. 1-14, 35-43, 75-82, 109-115, 146-153, 185-191, д. 234, л. 34-46, 85-91, 100-119, 125-135, 149-155; д. 235, л. 1-22, 114-120, 141-150, 167-175, 209-218.           Таблица составлена по: ГАРФ. Ф. р-6991. Оп. 6, д. 25, л. 7-14,15-23,100-106,143-148, 171-180; д. 98, л. 36-44, 94-102, 109-121, 134-141, 190-210; д. 99, л. 88-94, 118-125, 126-131, 173-184; д. 167, л. 96-99, 106-108, 128-130; д. 168, л. 1-14,104, 118-128, 140-153, 185-191; д. 234, л. 38-46, 85-91, 100-119, 125-135, 149-155; д. 235, л. 1-22, 44-52, 114-120, 141-151, 168-175, 209-218; д. 304; д. 305; д. 306.           Имеется в виду открытое голосование по единственной кандидатуре и реформа приходского управления 1961 года.           Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года и избрание Патриарх Пимена. СПб., 2004. С. 73.

http://bogoslov.ru/article/4092953

14 .6.1962 Diakonweihe, 15.6.1962 Priesterweihe, 26.8.1962 Mönchsweihe. Im GS arbeitet er als Lehrer und Oberhelfer des Inspektors sowie als Sekretär der Eparchialverwaltung. 1965 beendet er die Aspirantur an der Moskauer GA und wird Rektor des GS Odessa. 1966 wird er als Archimandrit stellver­tretender Leiter der GM in Jerusalem. 8 .7 .1966 Berufung zum В von Zvenigorod, V der Ep. Moskau. 9 .7.1966 Bischofsweihe in der Troice-Sergieva-Lavra durch M Pimen (Izvekov), M Nikodim (Rotov), M Filaret (Denisenko) u.a. Hierarchen (MP 1966,9,3–10). Vertreter des Moskauer Patriarchats beim ökumenischen Weltrat der Kirchen in Genf (StdO 1967,10,64). 17 .–23.10.1966 Teilnahme an der christlichen Friedenskon­ferenz in Sofia. 10 .–11.11.1966 Teilnahme an der theologischen Konferenz über das anglikanische Priestertum in London (mP 1976,7,45). August 1967 Sitzung des Weltrates der Kirchen auf Kreta. 28 .11.1968 В von Perejaslav-Chmel‘nickij, V der Ep. Kiev, zugleich von den Pflichten des Vertreters des Moskauer Patriarchen beim ökumenischen Weltrat der Kirchen befreit (MP 1969,1,3). 20 .3.1969 В von ernigov und Nein, zeitweise Vw der Ep. Sumy (mP 1969,4,3). 9 .9.1973 В von Dmitrov, V der Ep. Moskau und Rektor des GS und der GA Moskau (MP 1973,5,4).Erhebung zum ЕВ (mP 1973,10,1). 25 .7.1975 zum Mitglied der Redaktion der «Bogoslovskie trudy» ernannt (MP 1975,10,2). 5 .9.1977 erhält eine Erinnerungspanhagia (mP 1977,11,3). 1.11.1979 erhält den Sergij-Orden 1. Klasse (mP 1980,5,8). Werke: Svidetel‘stvo bratskoj ljubvi i cerkovnogo edinenija (Prebyvanie delegacii RPC v Bolgarii) in: MP 1967,1,9–19. Prebyvanie v Sovetskom Sojuze Gen. Sekretärja VSC d-ra Ju. K. Blejka, in: МР 1967,6,13–17. Nedelja ékumenieskich molitv v eneve, in: mp 1967,10,65–66. Pjatidesjatnica v eneve, in: MP 1968,10,33–34. Patriaršee posešenie drevnich svjatyn‘ v Kieve, in: MP 1973, 2,8–11. Verujte vo Svet, da synove Sveta budete (Predigt), in: MP 1973, 7,34–36. Aktovaja re‘ (14.10.1973 in Moskau), in: МР 1973 ,11 ,66–73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

M. Férotin. P., 1904. Col. 69-71; Liber ordinum episcopal (Cod. Silos, Arch. Monástico, 4)/Ed. J. Janini. Silos, 1991. P. 102-103). Поминовение К. и Д. под 22 окт. указано во всех испано-мосарабских календарях X-XI вв. (см.: Le Liber Ordinum. P., 1904. P. 482-483; Vives J. Santoral visigodo en calendarios e inscripciones//Analecta Sacra Tarraconensia. Barcelona, 1941. Vol. 14. P. 22). С IX в. в испан. источниках упоминаются церкви и мон-ри, названные в честь К. и Д. В сел. Колубрис близ Кордовы находилась ц. во имя этих мучеников, в к-рой похоронили мч. Саломона (см. ст. Кордовские мученики ) ( Eulogi Liber apologeticus martyrum. 35//CSMA. T. 2. P. 494). Среди мон-рей Сев. Испании, посвященных К. и Д., самым известным был Абельяр близ Леона (основан в 905 мосарабом Сихилой, прибывшим из мусульм. гос-ва Андалус). Согласно грамоте кор. Альфонсо III от 3 марта 905 г., насельники мон-ря соблюдали бенедиктинский устав (см.: Linage Conde. 1970. P. 47-57; Carbajo Serrano. 1988). Др. мон-рь во имя К. и Д., находившийся в Коваррубиасе (пров. Бургос), впервые упоминается под 972 г., когда гр. Гарсия Фернандес и его супруга Ава подарили эту обитель мон-рю Сан-Педро-де-Берлангас. Впосл. при ц. во имя К. и Д. в Коваррубиасе существовал жен. капитул ( Mart í nez D í ez G. El condado de Castilla, 711-1038: La historia frente a la leyenda. Madrid, 2005. T. 2. P. 489-491) (о средневековых испан. мон-рях во имя К. и Д. см.: Linage Conde. 1970; о церквах в Каталонии: Babiano i Ortiz de Z á rate. 1988). Св. бессребреники Косма и Дамиан Аравийские. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 82) Св. бессребреники Косма и Дамиан Аравийские. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 82) VII. Почитание в Германии известно с IX в. По-видимому, его возникновение было связано с деятельностью св. Альтфрида, буд. еп. Хильдесхайма (851-874), к-рый получил от папы Римского Сергия II (844-847) частицы мощей мучеников. Кафедральный собор, построенный Альтфридом в Хильдесхайме, был посвящен Деве Марии и мученикам К.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

В докладе протоиерея Михаила Сперанского рассматривается 6-я глава Послания к римлянам, поскольку она «содержит в себе учение апостола Павла: а) о силе и значении таинства Крещения для человека в деле его оправдания пред Богом; б) о плодах крещения; в) о побуждениях к устроению праведной жизни после крещения» (Сперанский, 1973:110). Отмечается, что ап. Павел рассматривает Крещение с двух сторон: «с внешней – это погружение в воду, что символизирует смерть и погребение Иисуса Христа, и внутренней – это очищение грехов и возрождение для новой, святой жизни» (Сперанский, 1973:110). Делается вывод, что в 6-й главе «апостол утверждает великую силу крещения», поскольку именно в нем «человек освобождается от греха, умирает греху, силою благодати Христовой получает очищение от всех грехов», именно с него «начинается сознательная нравственная жизнь человека» (Сперанский, 1973:112). Со стороны западных ученых выступил профессор доктор Л. Гоппельт с докладом «Крещение и новая жизнь по Евангелию от Иоанна, глава 3-я, и Посланию к Римлянам, глава 6-я» (Гоппельт, 1973). Снова обращает на себя внимание промежуток в четыре года между встречей и публикацией материалов. И это при том, что само собеседование проходило в Ленинграде, речь митрополита Никодима на открытии, тезисы и резюме были опубликованы сразу же, в 1969 г.. Однако, текст доклада Владыки Никодима был опубликован вместе с другими докладами в лишь 1973 г. К сожалению, имеющихся у нас данных недостаточно для построения корректной версии, объясняющей разное время публикаций. Из открытых источников известно, что статус и положение митрополита в промежуток в 1969 по 1973 г. не претерпели каких-либо существенных изменений (Никитин, 2008). Впоследствии диалог с Евангелической Церковью в Германии продолжался, проходили встречи, однако уже на другие темы. 1 Всего за 1959–1982 гг. состоялось девять богословских собеседований. Также в рассматриваемый период проводились и другие собеседования. Например, собеседования с Союзом Евангелических Церквей в ГДР, получившие название «Загорск».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

[Послание] Святейшему Патриарху Димитрию от 12 ноября 1973 года. – ЖМП, 1973, 12, с. 5. 595 . Пимен, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слова и речи, произнесенные на Святой Горе Афон. (1.) Речь на приеме в Протате Святой Горы Афон в Карее 23 октября 1972 года. (2). Слово в соборе Русского Пантелеимоновского монастыря 23 октября 1972 года. – ЖМП, 1973, 4, с. 8–10. 596 . Пимен, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Максим, Святейший Патриарх Болгарский. [Послание] Его Превосходительству г-ну Георгию Пападопулосу, Президенту Греции, от 1 ноября 1973 г. – ЖМП, 1973, 12, с. 5–6. 597 . Письмо почтенного старца-грека к русскому духовнику-иеросхимонаху, на Афоне же. – РИ, 1912, 19, окт., с. 61–63. 598 . Питирим, архимандрит (Нечаев К. В.) Несколько дней паломничества. – ЖМП, 1962, 9, с. 38–46; 3 илл. 599 . Питирим, архиепископ Волоколамский (Нечаев К. В.) Братские визиты Предстоятеля Русской Церкви. Паломничество на Святую Гору. – ЖМП, 1973, 4, с. 10–17; 9 илл. 600 . Платонов А. И. Древнерусские паломники из среды духовенства и мирян. – СППО, 19Ö6, т. 17, вып. 4, с. 521–547. О хождениях на Афон: с. 527–531. 600а. По поводу вопроса об Афонском монастыре Святого Пантелеимона. – См.: Арсений, архимандрит (Иващенко А. П.). Афонцы о монастыре Святого Пантелеимона 60). 601 . По поводу запросов по Афонскому делу. Одесса, 1914. 52 с. 602 . Повесть временных лет. Ч. 2. М. – Л., 1950. Об одном из самых ранних святогорских актов, датированном февралем 1016 года, с подписью: «Герасим, монах, Божиею милостию пресвитер и игумен обители Русского, свидетельствуя, подписал собственноручно»: с. 384. 602а. Повесть о нашествии папистов на Святую Гору Афонскую... – См.: Стефан Святогорец 813). 603 . Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божией Матери, принесенной в Россию в 1648 году. М., Комис. печатания гос. грамот и договоров при МГА МИД, 1879. VIII, III, II, 28 с.; 1 илл. 604 . Пожертвования афонских монастырей в пользу пострадавших от землетрясения. – ЦВ, 1912, 42, с. 1365.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Лозе (1982) – Лозе Эдвард, еп. Вера в богословии апостола Павла//ЖМП. М., 1982. 8. С. 56–60. Мудьюгин (1973a) – Михаил (Мудьюгин) , еп. Комментарии к 3-й главе Евангелия от Иоанна//БТ. М., 1973. 10. С. 102–109. Мудьюгин (1973b) – Михаил (Мудьюгин) , еп. Евхаристия как новозаветное приношение//БТ. М., 1973. С. 164–173. Мудьюгин (1981) – Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Последование Христу в служении ближнему и миру//ЖМП. М., 1981. 11. С. 64–67; 12. С. 64–67. Мудьюгин (1982) – Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вера в богословии святого апостола Павла//ЖМП. М., 1982. 12. С. 125–127. Николайнен (1973) – Николайнен А. Т. Евхаристия в свете исследований Священного Писания Нового Завета//БТ. М., 1973. 11. С. 188–192. Ротов (1965) – Никодим (Ротов), митр. Размышления над книгами Премудрого//ЖМП. М., 1965. 9. С. 34–38. Ротов (1971) – Никодим (Ротов), митр. Некоторые материалы для изъяснения текста: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин. 15:3 )//БТ. М., 1971. 6. С. 151–155. Ротов (1972) – Никодим (Ротов), митр. Предание и современность//ЖМП. М., 1972. 12. С. 54–59. Сарычев (1971) – Сарычев В.Д. Сущность примирения и ее библейское обоснование//БТ. М., 1971. 6. С. 164–169. Сперанский (1973) – Сперанский М., прот. 6-я глава Послания апостола Павла к Римлянам//БТ. М., 1973. 10. С. 109–112. Талызин (1968) – Талызин В. И. Церковное предание//БТ. М., 1968. 4. С. 221–225. Чуб (1975) – Михаил (Чуб), архиеп. К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия//БТ. М., 1975. 13. С. 172–180. Шлинк (1968) – Шлинк Э. Тезисы к диалогу между православными и евангелическими богословами о проблеме Предания//БТ. М., 1968. 4. С. 243–248. Литература Августин (2008) – Августин (Никитин) , архим. Церковь плененная. Митрополит Никодим (1929–1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – 676 с. Блохин (2013) – Блохин К.В. Советско-американские отношения в 1960–70-е гг.: неоконсерваторы США и крах разрядки//Вестник РУДН.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010