J. Opsomer, “Proclus vs Plotinus on Matter (De mal. subs. 30-7),” Phronesis 46 (2001), 154-88. John Phillips. Proclus’ Doctrine of Evil and its Roots in Ancient Platonism. Leiden/Boston. 2007. [iv] См. в частности: Denis O " Brien, Plotinus on the Origin of Matter. An Exercise in the Interpretation of the Enneads, Elenchos Suppl. 22 (Napoli 1991). Интерпретация О’Брайна в ряде моментов была подвергнута критике в книге: John Phillips. Proclus’ Doctrine of Evil and its Roots in Ancient Platonism, особенно см. Р. 118 – 120. Однако совсем недавно он ответил на эту критику в: Denis O " Brien. Plotinus on the Making of Matter Part III: The Essential Background//The International Journal of the Platonic Tradition 6 (2012). Р. 27-80. Ян Опсомер счел точку зрения О’Брайна достаточно убедительной. Учение Плотина о материи и зле в наиболее выгодном для Плотина свете рассматривается также в: D.J. O’Meara, “The Metaphysics of Evil in Plotinus: Problems and Solutions”, in J.M. Dillon (ed.), Agonistes. Essays in Honour of Denis O’Brien, Ashgate, Aldershot 2005. P. 179-185; Ян Опсомер, в свою очередь, предпринял новую попытку рассмотреть аргументацию Плотина в свете критики его Проклом и попытки О’Мары интерпретировать позицию Плотина наиболее убедительно в: Jan Opsomer. Some Problems with Plotinus’ Theory of Matter/Evil. An Ancient Debate Continued, in Quaestio, 7 (2007). P. 165-189. [vii] Уже Аристотель именно так понял учение о материи Платона, и это понимание Аристотеля повлияло на последующую традицию. Как пишет Филиппс: «Возможно, первый толкователь Платона, который понял его так, что он считает, что материя – начало зла – Аристотель (см. Phys. 192a13–25; Meta. 988a14–15; 1091b30–1092a4). Он настаивал на том, что учение Платона несостоятельно, указывая на то, к каким она приводит несуразностям. Он отождествляет материю у Платона с Матерью, Кормилицей и Восприемницей из «Тимея» (51a–52b); но по большей части он рассматривает материю с точки зрения своего собственного учения, говоря, что материя у Платона – возможность всех вещей, а значит и [материальная] причина; в определенном смысле это сущность; в качестве сущности всех вещей, она желает (или вожделеет) и становится причастна форме.

http://bogoslov.ru/article/4205062

Серг. П., 1915. С. 549-592; Leclercq H. Mariage//DACL. Vol. 56-57. Fasc. 111-112. Col. 1843-1982; Idelsohn A. Z. Jewish Liturgy and Its Development. N. Y., 1932; 1995; Joyce G. H. Christian Marriage. L., 1933; Τρεμπλας. Μικρν Εχολγιον. Τ. 1. Σ. 15-102; Raes. Introductio. P. 155-177; Jounel P. La liturgie romaine du mariage//La Maison-Dieu. P., 1957. Vol. 50. P. 30-57; Sauget J. M. Le mariage dans le rite syrien occidental//L " Orient Syrien. Kaslik (Leban), 1957. Vol. 2. P. 3-37; Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. Л., 1964. СПб., 20022. С. 204-209; Barberi P. Linee di sviluppo della recente riflessione teologica suula celebrazione del matrimonio//Ephemerides Liturgicae. R., 1979. Vol. 93. P. 258-315 [Bibliogr.]; Ritzer K. Formen, Riten und religiöses Brauchtum der Eheschliessung in den christlichen Kirchen des ersten Jahrtausends. Münster, 19822. (LQF; 38); Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982; Passarelli G. Stato della ricerca sul formulario dei riti matrimoniali//Studi Bizantini e Neogreci: Atti d. 4 Congr. naz. di studi bizantini. Lecce, apr. 1980. Galatina, 1983. P. 241-248; Searle M. , Stevenson K. Documents of the Marriage Liturgy. Collegeville (Minnesota), 1992; Martinez G. Worship: Wedding to Marriage. Wash., 1993; Le Mariage. R., 1994. (Biblioth. «Ephemerides Liturgicae». Subs.; 77); Σκαλτσς Π. Γμος κα θεα λειτουργα. Θεσσαλονκη, 1998 [Bibliogr.]; Аман А. Г. Повседневная жизнь первых христиан: 95-197. М., 2003. С. 250-265. М. С. Желтов Б. у старообрядцев Кон. XVII - нач. XX в. Старообрядцы- поповцы сохранили чинопоследование Б., принятое в РПЦ в 1-й пол. XVII в.; у беспоповцев первоначально утвердилась идея всеобщего девства. Отрицание беспоповцами Б. стало следствием ряда обстоятельств, главными из к-рых были отсутствие у них епископата и естественная убыль священников дониконовского поставления, а также распространение среди беспоповцев мнения о скором конце мира. Кроме того, после издания в 1684 г. указа о преследовании раскольников начался массовый уход старообрядцев из центральных районов страны на окраины, зачастую сопровождавшийся разрывом семейных связей.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Древнерусские памятники. С. 49, 74; Catalano, Pašuto. L’idea di Roma. P. 82). Заявление о помазании по «древнему царскому чину» не может относиться, конечно, к русской традиции поставления, но относится, скорее всего, к традиции византийской (и опосредствованно – к библейской традиции). Соответственно, в Казанской истории говорится, что Иван IV «воцарися и поставися на царство великим поставлением царским... И помазан бысть святым миром и венчан святыми бармами и венцем Манамаховым по древнему закону царскому, яко же и римстии, и гречестии, и прочии православнии царие поставляхуся» (Казанская история. С. 360). 704 Симеон Солунский в своем описании византийского коронационного обряда нигде не придает императорскому помазанию значения таинства и никак не ассоциирует его с Миропомазанием (см.: PG. 155. Col. 351–358 ; ср.: Arranz M. L’aspect rituel de l’onction des empereurs de Constantinople et de Moscou//Roma, Constantinopoli, Mosca. [Napoli, 1983]. P. 413; Idem. Les Sacrements de l’ancien Euchologe constantinopolitain, X: La consécration du saint myron//Orientalia Christiana Periodica. 1989. Vol. 55/2. P. 319. Not. 3; Kniazeff A. Les rites d’intronisation royale et impériale//Les bénédictions et les sacramentaux dans la Liturgie. Conférences Saint Serge, XXXIVe semaine d’études liturgiques. Paris, 23–26 Juin 1987/Éd.: A. M. Triacca, A. Pistoia. R., 1988 (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». «Subsidia»; 44). P. 155). Равным образом и на Западе помазание монарха при возведении на престол не воспринималось как таинство (см.: Kantorowicz E. H. Deus per naturam, Deus per gratiam: A Note on Mediaeval Political Theology//The Harvard Theological Review. 1952. Vol. 45. P. 253–277). 705 См.: Arranz M. Évolution des rites d’incorporation et de réadmission dans l’Église selon l’Euchologe byzantine//Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques. Conférences Saint-Serge, XXIVe semaine d’études liturgiques. Paris, 28 Juin – ler Juillet 1977. R., 1978 (Bibliotheca Ephemerides Liturgicae. Subs.; 14). P. 66; Idem. L’aspect rituel de l’onction. P. 413, 415; Idem. Les Sacrements. P. 319. Not. 3; Idem. Couronnement royal et autres promotions de cour: Les Sacrements de l’institution de l’ancien Euchologe constantinopolitain. III/1//Orientalia Christiana Periodica. 1990. Vol. 56/1. P. 86. Not. 5. 706 Характерна в этом смысле ошибка Олеария, который полагал, что «халдеев», т. е. ряженых, участвовавших в «Пещном действе», принято было вторично крестить в проруби (Олеарий A. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. C. 301–303); на самом же деле они совершали омовение в «Иордани». Отметим также помазание богоявленской водой, которое издавна практикуется в Православной Церкви (Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. С. 87).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

592       Bibliographia historiae Pontificiae. Romae, 1961/63(1963) – 1973/74 (1974); 1975/76 [vielm. 1974/75] (1975); 1975/76 (1976)-. 593       Bibliographia synodorum particularium/Coll. J.Th. Sawicki. Vatican, 1967 (Monumenta iuris canonici. Ser. C. Subs. 2). 594       См., например: Bibliographia Bemardina/Coll. L. Janauschek. Wien, 1891 (Xenia Bemardina, 4); Bibliographia Benedictina/Bearb. R. Bauerreis. Ottobeuren; Augsburg, 1927 (1928)-; Bibliographia de bibliographia ffanciscana/H. Ooms. Bruxelles, 1961 (Bibliographia belgica, 60); Bibliographie zur Geschichte und Theologie des Augustiner-Eremitenordens bis zum Beginn der Reformation/Bearb. und hrsg. von E. Gindele. B., 1977. 595       Prince H.B. A Presbyterian Bibliography: The Published Writings of Ministers Who Served in the Presbyterian Church in the United States during its First Hundred Years, 1861–1961. Metuchen (NJ), 1983; Day H.F. Protestant Theological Education in America: A Bibliography. [Chicago]; Metuchen (NJ), 1985; Huber D.L. World Lutheranism: A Select Bibliography for English Readers. Lanham (MD), 2000. 596       Kammerer W. A Coptic Bibliography. Ann Arbor, 1950 (repr.: N. Y., 1969); The Coptic Encyclopedia/A.S. Atiya (ed.). 8 vols. N.Y.; Toronto, 1991. 597       Bonk J. An Annotated and Classified Bibliography of English Literature Pertaining to the Ethiopian Orthodox Church. Metuchen (NJ), 1984. 598       Library of Indian Christian Theology: A Bibliography/[Comp, by K. Baago]; Ed. J.R. Chandran [et al.]. Madras; Bangalore, 1969. 600       Νεοελληνικ βιβλιογραφα περ Μοναχισμο. Αθναι, 1972; Doens I. Βιβλιογραφα του γου ρους. Αγιορετικη βιβλιοθκη. γιον ρος, 2001; Ntelopoulos Κ. Συμβολ στην Βιβλιογραφα του Αγου ρους. Αθναι, 1972; Ντελπουλος Κ. Συμβολ ες τν μοναστηριακν βιβλιογραφαν. Αθναι, 1974; Rexine J. Α survey of recent books on Mount Athos on the occasion of the 1000th anniversary of the Holy Mount//BS. 1965. P. 165–180; Μπορας Χ. κκλησες στν λλδα μετ την λωση: Συλλογ βιβλιογραφας. 5 τμοι. Αθναι, 1987–1998 (за период 1453–1850 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

940       Commentarius in regulam S.P. Benedicti litteralis, moralis, historicus ex variis antiquorum scriptorum commentationibus, actis sanctorum, monasticis ritibus aliisque monumentis cum editis tum manuscriptis concinnatus. P., 1690, 1695. 941       De antiquis monachorum ritibus libri 5 collecti ex variis ordinariis, consuetudinariis ritualibusque manuscriptis. Lyons, 1690; Venice, 1765 (издание подготовлено в качестве дополнения к комментариям правил св. Бенедикта); De antiquis ecclesiae ritibus libri 4. Rouen, 1700–1702; Tractatus de antiqua ecclesiae disciplina in divinis officiis celebrandis. Lyons, 1706; De antiquis ecclesiae ritibus editio secunda. 4 vol. Antwerpen, 1736–1738; Venice, 1763–1764,1783; Bassano, 1788; De antiquis ecclesiae ritibus libri tres. Antwerpen, 1763; Veterum scriptorum et monumentorum moralium, historicorum, dogmaticorum ad res ecclesiasticas monasticas et politicas illustrandas collection. Rouen, 1700 (продолжение Spicilegium, изданного д’Ашери). См. также: Martimort A.-G. La documentation liturgique de dom Edmond Martène. Città del Vaticano, 1978 (Studi e testi, 279); Additions et corrections à la documentation liturgique de dom Edmond Martène//ecclesia Orans. 1986. Vol. 3; Darragon B. Répermoire des pièces euchologiques citées dans le «De antiquis ecclesiae ritibus» de Dom Martène. Rome, 1991 (Bibliotheca «Ephemerides liturgicae». Subs., 57). 942       Veterum scriptorum et monumentorum ecclesiasticorum et dogmaticorum amplissima collectio. 9 vol. P., 1724–1733. 943       Bingham J. Origines ecclesiasticae, or Antiquities of the Christian Church. 10 vols. L., 1708–1722. 944       См., например: Dalleus I. De duobus latinorum ex unctione sacramentis confirmatione et extrema ut vocant unctione. Geneva, 1659; Launoi I. De Sacramento unctionis infirmorum. Parisiis, 1673; Sainte-Beuve J. de. Tractatus de sacramento unctionis infirmorum. Parisiis, 1686; Martène E. De antiquis ecclesiae ritibus libri IV. Rouen, 1700–1702 (ряд переизданий); Chardon M.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Kritische Ausgabe der Übersetzung Rufins. Freiburg, 1990. Buch 1–3. 298 См.: Ibid. P. 203–206. См. также: Laporte. Models for Philo in Origen’s Teaching on Original Sin. P. 116–117. Note 88. 299 Lanne E. La confession de foi baptismale á Alexandrie et á Rome//Triacca A.M., Pistoia A., eds. La Liturgie Expression de la Foi: Conferences Saint-Serge XXVe Semaine d’Études Liturgiques. R., 1979. P. 213–228. 300 Whitaker E.C. Documents of the Baptismal Liturgy/Revised and expanded edition by M. Johnson. L., 2003 [далее – DBL] P. 135. 302 См.: Spinks B. Early and Medieval Rituals and Theologies of Baptism: From the New Testament to the Council of Trent. Aldershot; Burlington, 2006. P. 35. 307 Об обрядах христианского посвящения в египетской традиции см.: Kretschmar. Beiträge; Bradshaw P. Baptismal Practice in the Alexandrian Tradition: Eastern or Western?//LWSS. P. 82–100; и Johnson M.E. Liturgy in Early Christian Egypt. Bramcote; Nottingham, 1995. Chapter 2. 308 См.: Johnson M.E. The Prayers of Sarapion of Thmuis: A Literary, Liturgical, and Theological Analysis. R., 1995. (Orientalia Christiana Analecta; 249). 311 Об этом см.: Lanne E. La confession de foibaptismale a Alexandrie et a Rome//Triacca A.M, Pistoia A., eds. La liturgie expression de la foi. R., 1979. P. 23. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae» Subs.; 16). 320 См.: Spinks B. Sarapion of Thmuis and Baptismal Practice in Early Christian Egypt: The Need for a Judicious Reassessment//Worship. 1998. P. 255–70. См. также мой ответ: Johnson M.E. The Baptismal Rite and Anaphora in the Prayers of Sarapion of Thmuis: An Assessment of a Recent «Judicious Reassessment»//Worship. 1999. Vol. 73/2. P. 140–168. 323 Cuming G. Egyptian Elements in the Jerusalem Liturgy//Journal of Theological Studies. 1974. Vol. 25. P. 117–124. 324 Spinks B. The Jerusalem Liturgy of the Catecheses Mystagogicae: Syrian or Egyptian?//Studia Patristica. 1989. Vol. 18. P. 391–395. 329 Англ. пер.: Finn Th.M., ed. Early Christian Baptism and Catechumenate: Italy, North Africa and Egypt. Collegeville, 1992. P. 38–40. (Message of the Fathers of the Church; 6).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 283-340; Abbeloos J. B. De vita et scriptis s. Iacobi Batnarum Sarugi in Mesopotamia episcopi. Lovanii, 1867; Martin J. P. P. Un évêque-poète au Ve et au VIe siècles ou Jacques de Saroug//Revue des sciences ecclésiastiques. 1876. Sér. 4. Vol. 4. N 198. P. 309-352, 385-419; Райт. Очерк. С. 47-50; Baumstark. Geschichte. S. 148-158; Peeters P. Jacques de Saroug: Appartient-il à la secte monophysite?//AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 134-198; Kr ü ger P. War Jakob von Serugh Katholik oder Monophysit?//ÖS. 1953. Bd. 2. S. 199-208; idem. Le caractère monophysitique de la troisième lettre de Jacques de Saroug//L " Orient Syrien. Vernon, 1961. Vol. 6. P. 301-308; Van Roey A. La sainteté de Marie d " après Jacques de Saroug//EThL. 1955. Vol. 31. P. 46-63; Jansma T. L " Hexaméron de Jacques de Sarûg//L " Orient syrien. 1959. Vol. 4. P. 3-42, 129-162, 253-284; idem. The Credo of Jacob of Serûgh: A Return to Nicaea and Constantinople//Nederlands Archief voor Kerkgeschiedenis. N. S. Leiden, 1960. N 44. P. 18-36; idem. Die Christologie Jakobs von Serugh und ihre Abhängigkeit von der alexandrinischen Theologie und der Frömmigkeit Ephraems des Syrers//Le Muséon. 1965. Vol. 78. P. 5-46; idem. Encore le Credo de Jacques de Saroug: Nouvelles recherches sur l " argument historique concernant son orthodoxie//L " Orient syrien. 1965. Vol. 10. P. 75-88, 193-236, 331-370, 475-510; Ortiz de Urbina. PS. P. 104-109; V öö bus A. Handschriftliche Überlieferung der Memre-Dichtung des Ja(?)lsquo;qob von Serug. Louvain, 1973-1980. 4 Bde. (CSCO; 344-345, 421-422. Subs.; 39-40, 60-61); idem. Eine unbekannte Biographie des Ja(?)lsquo;qob von Serüg//ZKG. 1974. Bd. 85. S. 399-405; Graffin F. Jacques de Saroug//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 56-60 [Библиогр.: Col. 57-60]; Chesnut R. C. Three Monophysite Christologies: Severus of Antioch, Philoxenus of Mabbug, and Jacob of Sarug. L., 1976; Sony B. M. La Méthode exégétique de Jacques de Saroug//PdO. 1979/1980. Vol. 9. P. 67-105; idem. La doctrine de Jacques de Saroug sur la Création et l " anthropologie.

http://pravenc.ru/text/200347.html

W. G. Storey, N. K. Rasmussen. Wash., 1986; Лебедева И. Г. Принципы мелодической организации западноевроп. средневек. монодии: АКД. Л., 1988; она же. К изучению формульной структуры в хоральной монодии Средневековья (по поводу концепции Л. Трейтлера)//Муз. культура Средневековья: Теория - практика - традиция/Отв. ред. В. Г. Карцовник. Л., 1988. С. 11-23. (Problemata musicologica; 1); она же. Проблемы формульности в средневек. хорале//Старинная музыка в контексте совр. культуры. М., 1989. С. 148-156; Cattin G. La monodia nel Medioevo. Torino, 19912; Haug A. Neue Ansätze im 9. Jh.//Die Musik des Mittelalters/Hrsg. H. Möller, R. Stephan. Laaber, 1991. S. 94-128. (Neues Handb. der Musikwiss.; 2) Agustoni L. , Göschl J. Einführung in die Interpretation des Gregorianischen Chorals. Regensburg, 1987. Bd. 1: Grundlagen; 1992. Bd. 2: Ästhetik; Bj ö rkvall G. , Haug A. Tropentypen in Sankt Gallen//Recherches nouvelles sur les tropes liturgiques/Ed. W. Arlt, G. Björkvall. Stockholm, 1993. S. 119-174. (Stud. Latina Stockholmiensia; 36); Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxf., 1993; Palazzo E. Le Moyen Âge: des origines au XIIIe siècle. P., 1993. (Histoire des livres liturgiques); Turco A. Le chant romain: Les antiennes d " introït selon la version mélodique des manuscrits inédits du chant romain comparée a celles du grégorien & de l " ambrosien. Solesmes, 1993. (Subs. Gregoriana; 3); Москва Ю. В. Антифонарий 1553/V из б-ки Львовского Гос. ун-та в свете певч. и рукописных традиций европ. Средневековья: АКД. М., 1995; Gregorianik: Stud. zu Notation und Aufführungspraxis/Hrsg. von Th. Hochradner, K. F. Prassl. W., 1996. (Musicologica Austriaca; 14-15); Morawski J. Recytatyw liturgiczny w sredniowieczney Polsce. Warsz., 1996. (Historia muzyki polskiej; 11); Kruckenberg-Goldenstein L. Sequence from 1050-1150: A Study of a Genre in Change: Diss. Iowa, 1997; Levy K. Gregorian Chant and the Carolingians. Princeton, 1998; Григорианский хорал/Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва/Ред.: И. Лебедева.

http://pravenc.ru/text/166507.html

Coloniae, 1682; Missae Defunctorum, juxta usum Ecclesiae Romanae, cum Ordine et Canone extensae. Antverpiae, 1684; Missale Romanun, ex decreto S. Cone. Tridentini restitutum, Pii V Pont. Max. jussu editum et Clementis VIII primum, nunc denuo Urbani VIII auctoritate recognitum; in quo Missa propriae de Sanctis ad longum positae sunt ad majorem celebrantium commoditatem Coloniae, 1700. 986 Cm.: Martene E. De antiquis Ecclesiae ritibus libri tres: ex variis insigniorum ecclesiarum pontificalibus, sacramentariis, missalibus, breviariis, ritualibus, sive manualibus, ordinariis seu consuetudinariis, cum manuscriptis, turn editis. Venetiis, 1788; Darragon B. Repertoire des pieces euchologiques citees dans le « De antiquis ecclesiae ritibus» de dom Martene. Roma, 1991. 987 Monumenta Eucharistica et liturgica vetustissima: (Collegit notis et prolegomenis instruxit)/Ed. Gerardus Rauschen. Bonnae, 1909 (Florilegium patristicum, tarn veteris quam medii aevi auctores complectens/Ed. Bemhardus Geyer, Johannes Quasten, Johannes Zellinger... Fasc. 7; 2. AufL: Bonnae, 1914; repr.: Fasc. 7. Pars 1–7. Tubingen; Bonnae, 1935–1937). 988 Enchiridion euchologicum fontium liturgicorum/Ed. E. Lodi. Romae, 1979 (Ephemerides liturgicae: Subs. 15); см. также дополнительный том: Enchiridion euchologicum fontium liturgicorum: Clavis methodologica cum commentariis selectis. Romae, 1979. 989 The Book of Common Praier and Administracion of the Sacramentes and other Rites and Ceremonies of the Church, after the Use of the Church of England. L., 1549; The Book of Common Praier etc. [or 2 nd of Edward VI]. L., 1552; The Book of Common Prayer etc./Revised, with alterations and additions, under the direction of Archbishop Parker. L., 1559; Book of Common Prayer etc./Rev. in consequence of the Hampton Court Conference. L., 1605; The Directory for the Publique Worship of God throughout the Three Kingdoms; together with the Ordinance of Parliament for taking away the Book of Common Prayer. L., 1644; Book of Common Prayer etc./Rev. by the royal commission, the standard of the present editions, and usually termed the «Sealed Book». L., 1662. 990 The Form of Prayers and Administration of the Sacraments, according to the Church of Scotland/A repr. of that adopted by Knox. Aberdene, 1633; Book of Common Prayer etc. for the Use of the Church of Scotland; with the Psalms, transl. by K. James/Rev. by Archbishop Laud. Edin., 1637.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: CPG, N 1092-1098; Sur la Pâque et fragments/Introd., texte crit., trad. et notes O. Perler. P., 1966. (SC; 123); On Pascha and Fragments: Texts and Transl./Ed. S. G. Hall. Oxf., 1979. (Oxford Early Christian Texts); Hall S. G. Melito «Peri Pascha»: Corrections and Revisions//JThSt. N. S. 2013. Vol. 64. N 1. P. 105-110; О Пасхе: The Homily on the Passion, with Some Fragments of the Apocryphal Ezekiel/Ed. C. Bonner. L.; Phil., 1940. (Studies and Documents; 12); Testuz M., publ. Homélie sur la Pâque. Cologny-Genève, 1960. (Biblioth. Bodmeriana Papyrus Bodmer; 13); копт. версия: The Crosby-Schoyen Cod. MS 193 in the Schøyen Collection/Ed. J. E. Goehring, 1990. (CSCO; 521; Subs.; 85); груз. версия: Birdsall J. N. Melito of Sardis «Peri tou Pasca» in a Georgian Version//Le Muséon. 1967. Vol. 80. N 1/2. P. 121–138; Esbroeck M., van. Le traité sur la Pâque de Méliton de Sardes en Géorgien//Ibid. 1971. Vol. 84. P. 373–394; лат. версия: Chadwick H. A Latin Epitome of Melito’s Homily on the Pascha//JThSt. N. S. 1960. Vol. 11. N 1. P. 76–82; Lemarié J. Un sermon occidental pseudo-augustinien, témoin du traité sur la Pâque de Méliton de Sardes//VetChr. 1980. Vol. 17. P. 301–311; сир. версия: Pitra. Analecta Sacra. 1883. T. 4. P. 199–200; Rucker I. Florilegium Edessenum anonymum (syr. ante 562)//SBA. 1933 [fragm. 74–75]; рус. пер.: О Пасхе/Пер.: иером. Иларион (Алфеев)//ЖМП. 1993. 4. С. 4–17 (переизд. с испр.: М., 1998; То же//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 78–122 [новая ред. пер. парал. с греч. текстом по изд. SC]); То же/Предисл., пер., коммент.: С. Н. Говорун. К., 1998; То же/Пер.: В. В. Василик//УЗ РПУ. 1998. Вып. 3. С. 193–211; То же/Введ., пер., коммент.: А. Г. Дунаев//СДХА. С. 505–582; О душе и теле: Esbroeck M., van. Les oeuvres de Méliton de Sardes en Géorgien//Bedi Kartlisa. 1973. Vol. 31. P. 48—63 [груз. текст с лат. пер.]; Кларджетский многоглав/Сост.: Т. Мгалоблишвили. Тб., 1991. 59–61. С. 429–433 [на груз. яз.; улучшенное изд. груз. текста; расхождения с изд. ван Эсбрука: СДХА. С. 624–630]; Wurst G., ed. Die Homilie «De anima et corpore», ein Werk des Meliton von Sardes? Freiburg, 2000. Bd. 1: Synoptische ed., übersetz.; Bd. 2: Einleitung, komment. [полное сводное крит. изд. остальных версий на языках оригиналов с нем. пер.]; рус. пер.: О душе и теле//Логос. Брюссель; М., 1978. Вып. 1/4 (29/32). С. 197–208 [анонимный пер. груз. Версии с лат.]; То же//Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель, 19882. С. 523–538; О душе и теле/Пер. с груз.: прот. И. Зетеишвили; пер. с сир.: А. В. Муравьёв; пер. с греч.: А. Г. Дунаев//СДХА. С. 601–623; Афанасий Александрийский, свт. О душе и теле и страстях Господних/Пер. с копт.: Д. Ф. Бумажнов//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 133–153; Фрагменты: СДХА. С. 631–693 [рус. пер.]; Псевдо-Мелитон .Речь к имп. Антонину/Пер. с нем.: прот. П. Преображенский//СДХА. С. 211–220; Слово Мелитона Философа пред Антонином кесарем/Пер. с сир.: Д. Е. Афиногенов//Раннехрист. апологеты II–IV вв.: Пер. и исслед. М., 2000. С. 143–149.

http://pravenc.ru/text/2562906.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010