4 Tie in 7 Fasz. Berlin, 1913–1940 (переизд.: Chicago, 1974; Berlin, 1977); Imagines inscriptionum Atticarum: Ein Bilderatlas epigraphischer Denkmaler Attikas. Berlin, 1935 (2. Aufl.: Berlin, 1948); и др. 1751 Гиллер фон Гертринген, помимо указанного, издал в серии IG: v. I (2. Aufl.): Inscriptiones Atticae Euclidis anno anteriores (1924); v. 4. T1. 1 (2. Aufl.): Inscriptiones Epidauri (1929); v. V. T1. 2. Inscriptiones Arcadiae (1913); v. 11. T1. 3. Inscriptiones Deli. Tabulae (1927); v. 12. T1. 2. Inscriptiones Rhodi, Chalces, Carpathi cum Saro, Casi (1895); v. 12. T1. 3. Inscriptiones Symes... (1898; Supplementum. 1904); v. 12. T1. 5. Inscriptiones Cycladum (1903, 1909); v. 12. Supplementum (1939), а также (вне серии): Inschriften von Priene. Berlin, 1906 (repr.: 1968); Sylloge inscriptionum Graecarum. 3. Aufl. 4 Bde in 5 Teilbanden. Leipzig, 1915–1924; Thera: Untersuchungen, Vermessungen, Ausgrabungen in den Jahren 1895–1898. 5 Bde. Berlin, 1898–1903. В работе по подготовке отдельных томов участвовали историки и эпиграфисты Эуген Борманн (1842–1917), известный своей диссертацией De Syriae provinciae Romanae partibus capita nonnulla (Berlin, 1865) и публикациями Ungedruckte lateinische Inschriften (Berlin, 1871) и Fastorum civitatis Tauromenitanae reliquiae descriptae et editae (Marburg, 1882); Германн Дессау (1856–1931), опубликовавший, помимо прочего, Inscriptiones Latinae selectae (3 т. В 5–ти ч.; Berlin, 1892–1916) и Geschichte der romischen Kaiserzeit (2 т. в 3 ч.; Berlin, 1924–1930); Иоганн Генрих Вильгельм Генцен (1816–1887), помимо работы в CIL подготовивший дополнительный том к изданию Орелли, а также публикации Scavi nel bosco deifratelli Arvali (Rom, 1868) и Acta fratrum Arvalium, quae supersunt (Berlin, 1874); Отто Хиршфельд (1843–1922), сменивший Моммзена на посту профессора Берлинского университета и директора Института археологии; видный немецкий эпиграфист, профессор классической филологии Берлинского университета Эрнст Виллибальд Эмиль Хюбнер (1834–1901), опубликовавший в CIL надписи из Испании и Британии [см.: Inscriptiones Hispaniae Latinae/Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известные по источникам достижения К. на гос. службе - это одержанные им на юж. границах Киренаики победы над пограничным племенем мармаридов ( Florus. Epitom. II 31. 41). О том, когда точно это произошло, как и о том, каков был статус К. во время этих событий, сведений нет. Руководить боевыми действиями в этом регионе он мог только будучи наместником пров. Крит и Киренаика в должности претора, если это было до получения им консульства в 12 г. до Р. Х., или проконсула, если речь идет о времени после 12 г. до Р. Х. ( Groag. 1931. Sp. 825). По сообщению Тацита, благодаря военным заслугам и ревностному исполнению возлагаемых на него обязанностей К. заслужил благосклонность Августа. 1 янв. 12 г. до Р. Х. К. стал консулом (CIL. I 1; VIII 68; Tac. Ann. III 48; Ios. Flav. Antiq. XIII 1. 1) и оставался в этой должности до 1 авг. того же года. Достижение столь высокого положения человеком незнатного происхождения было для того времени невероятным событием - консулы предшествующих лет, как и его соконсул Марк Валерий Мессала Барбат Аппиан, происходили только из знатных римских фамилий. Поэтому консульское звание К. свидетельствует не только о его выдающихся заслугах, но и о личном доверии к нему со стороны имп. Августа. Вероятно, в это время он вступил в брак с Клавдией Пульхрой, дочерью консула (38 г. до Р. Х.) Аппиана Клавдия Пульхра (CIL. VI 15626). Тацит сообщает об участии К. еще в одной военной операции против разбойников-гомонадов, обитавших в горах Тавр в неск. десятках укрепленных селений (castella), считавшихся совершенно неприступными. К. вынудил горцев сдаться, захватив области, из которых преимущественно поставлялось продовольствие для их поселений. Многочисленных пленников (по Страбону, 4 тыс. чел.) К. расселил по соседним городам, оставив т. о. труднодоступные горные районы без обороноспособного населения ( Strabo. Geogr. XII 6. 5; Plin. Sen. Natur. hist. V 94). За эту победу сенат по повелению Августа удостоил К. «триумфальных отличий» (insignia triumphi - Tac. Ann. III 48). Вероятно, к этому же времени следует относить сообщение об избрании его дуумвиром жителями одной из рим. колоний, избавленной им от набегов гомонадов. Об этом свидетельствуют 2 надписи, обнаруженные в окрестностях Антиохии Писидийской, к сожалению не сохранившие ни названия поселения, ни даты (см.: Cheesman. 1913).

http://pravenc.ru/text/1684077.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИНУЦИЙ ФЕЛИКС [Лат. Minucius Felix] (2-я пол. II - 1-я пол. III в.), лат. раннехрист. писатель, апологет (см. ст. Апологеты раннехристианские ). М. Ф. как автор диалога «Октавий» В единственном сохранившемся сочинении М. Ф., диалоге «Октавий» (Octavius; CPL, N 37), персонажи именуют автора Марком (см.: Min. Fel. Octavius. 3. 1; 5. 1, и др.). Имя Минуций Феликс известно из сочинений Лактанция ( Lact. Div. inst. V 1. 22; ср.: Ibid. I 11. 55) и блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 58; Idem. Ep. 70. 5). В обоих случаях имя Марк не упоминается, однако совр. исследователи рассматривают свидетельства текста диалога и позднейших писателей как взаимодополняющие и считают, что полное римское имя автора было Марк Минуций Феликс. Согласно обоим писателям, М. Ф. был рим. адвокатом, но эти сведения можно почерпнуть и из самого диалога (см.: Min. Fel. Octavius. 2, 3), где сказано, что автор жил в Риме и занимался судебной практикой. Можно предположить, что он был родом из Африки, как и 2 др. персонажа диалога: Октавий прибыл в Рим из провинции (Ibid. 2. 1), а Цецилий был, по всей видимости, уроженцем Цирты (ныне Константина, Алжир) в Нумидии. Последнее вытекает из слов Цецилия: «...свидетельствует речь нашего Циртинца» (Ibid. 9. 6; о том, что здесь подразумевается именно происхождение, см.: Haeringen. 1935) и Октавия: «твой Фронтон» ( Min. Fel. Octavius. 31. 2; Марк Корнелий Фронтон был известным ритором, родившимся в Цирте). Имена всех 3 персонажей засвидетельствованы в африканских эпиграфических надписях: Minucius Felix - в Тебессе и Карфагене (CIL. Vol. 8. N 1964, 12499), Octavius Januarius - в Салдах (Ibid. N 8962), Marcus Caecilius Quinti filius Quirina Natalis - в Цирте (Ibid. N 7094-7098, надпись датируется 210 г.; предположительно, тождествен с персонажем диалога «Октавий», к-рого звали Caecilius Natalis; см.: Min. Fel. Octavius. 1. 5; 16. 1-2; CIL. Vol. 8. P. 639). До обращения в христианство М. Ф. был язычником ( Min. Fel. Octavius. 1. 5). Ничего более об авторе диалога неизвестно.

http://pravenc.ru/text/2563300.html

Еще одним фактором, сыгравшим роль в этих событиях, может оказаться senatus consultum de pretiis gladiatorum minuendis – постановление сената, которое позволило провинциям покупать гладиаторов по низким ценам (CIL 2, 6278=ILS 5163) 537 . Это облегчало бремя, ложившееся на тех, кто давал игры в амфитеатрах. Особенно из-за этой дороговизны страдали жрецы императорского культа: «Был некто, кто оплакивал свою судьбу, будучи избран жрецом, и искал себе помощи в обжаловании принцепсам» (CIL 2, 6278, I, 16). Однако после этого постановления он «сам первый и по совету друзей : зачем мне теперь апелляция? Все бремя, которое давило на мое состояние, сняли святейшие императоры; я уже хочу и жажду быть жрецом, и стремлюсь устраивать игры, которые мы некогда ненавидели» (I, 17–18; пер. E. М. Штаерман). Наряду с установлением максимальных цен на гладиаторов, что, строго говоря, не имело отношения к христианам, в этом senatus consultum содержались установления, которые могли катастрофически сказаться на их положении. Так, в нем было сказано: «Что касается Галльских провинций, следует применять те же ограничения цен на гладиаторов. То же касается и trinqui, которые по причине древнего обычая священного ритуала с нетерпением ожидаются в областях достославных Галльских провинций: пусть ланисты не запрашивают больше 2.000 сестерциев за каждого, так как их императорские величества в своей речи объявили, что тех, кто будет осужден на участие в гладиаторских играх, прокуратор доставляет ланистам не более как за шесть золотых» (I, 56–58) 538 . На первый взгляд, упомянутые trinqui – это гладиаторы, только самого низшего и дешевого разряда. Но на самом деле все не так просто. Это галльское слово встречается только в данном тексте и, по мнению Дж. Оливера и Р. Палмера, означает человеческое жертвоприношение 539 , возможно, связанное с доримскими кельтскими ритуалами. Ранее в Галлии принесение в жертву людей было запрещено, так как римляне считали эти древние традиции обычным убийством и боролись с ними. Но senatus consultum, по сути, узаконил это жертвоприношение. Скорее всего, таким образом император надеялся обеспечить лояльность провинции в возобновившейся в 177 г. войне против квадов и маркоманов. Возможность задешево получить жертв для арены воздействовала и на жрецов и магистратов, и на простой народ так, что они начали отлавливать христиан, и как только те произносили исповедание веры, тут же выносили им смертный приговор, а отступников обвиняли в уголовных преступлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1863 г. был выпущен 1–й том CIL (2–е изд.:1893); с этого времени работа над Корпусом не прерывается (издание продолжается Берлинско–Бранденбургской академией наук) 1754 . Корпус состоит из 17 томов (более 70 частей), включающих порядка 180 000 надписей. Имеются также отдельно изданные таблицы и указатели (13 томов). В т. 1 («Древнейшие надписи до смерти Цезаря») содержатся древнейшие надписи; том доходит до конца периода Республики (с приложением таблиц с факсимиле отдельных памятников, подготовленных в 1862 г. Фридрихом Ричлем 1755 ). Тома 2–14 организованы по географическому принципу (например, т. 13 включает надписи, происходящие из провинций Галлии и Германии). Том 2 (1869), подготовленный Э. Хюбнером, посвящен Испании (1. Supplement: 1892); т. 3 (1873), выпущенный Моммзеном, Хиршфельдом и гейдельбергским профессором–филологом Альфредом фон Домагиевски (1856–1927), содержит надписи Азии, Греции и дунайских провинций (Supplemente: 1889–1902); в т. 4 (1871), подготовленный Цангемейстером, вошли настенные надписи из Помпей, Геркуланума и Стабий (Supplement: 1898); т. 5 (2 Tie. 1872–1877), изданный Моммзеном, включает надписи Верхней Италии; т. 6 (5 Tie. 1876–1894) посвящен надписям города Рима (подготовили Борманн, Генцен, Хюльсен и де Росси); в т. 7 (1873) Хюбнер опубликовал надписи из Англии; т. 8 (2 Tie. 1881), изданный профессором в Грейфсвальде и Бонне Вильгельмом Вильманнсом (1842–1911), содержит надписи Африки (Supplement, подготовленный французским профессором–эпиграфистом, членом парижской Академии надписей и ее непременным секретарем Рене Канья и немецким лингвистом, профессором в Йене, Бонне и австрийском Граце Йоханнесом Шмидтом 1891–1894); тт. 9 и 10 (1883), изданные Моммзеном, представляют надписи юга Италии, Сицилии и Сардинии; в т. 11 (2 Bde. 1888) Борманн опубликовал надписи Средней Италии; т. 12 (1888–1901), подготовленный Хиршфельдом, содержит надписи юга Франции (Нарбонская Галлия); в т. 13 (1899–1901) тот же Хиршфельд и Цангемейстер поместили надписи Галлии и Германии; т. 14 (1887), подготовленный Дессау, содержит надписи древнего Лация. Тома 15–17 содержат специальные виды надписей (instrumentum domesticum – римские городские надписи по разным поводам; военные печати, милевые столбы). Готовится к изданию т. 18 – Carmina Latina Epigraphica.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1233 Гиппон находился неподалеку от Утики; Плиний называет его колонией, так как там было поселение ветеранов Юлия Цезаря (засвидетельствованное надписью CIL VIII, 25417). 1234 Встречается дельфин... привозит на землю к сверстникам. – Дельфин пользовался большой любовью у древних. Легенда поместила дельфина, спасшего поэта Ариона, среди звезд, и еще во времена Павсания, к концу II в. н. э., на Тенарском мысу показывали посвятительный дар Ариона: статуэтку, изображавшую его на дельфине. 1235 Плиний Старший называет проконсула Флавианом (он был легатом в Паннонии, потом проконсулом провинции Африки). Октавий Лент – лицо неизвестное. 1236 ...от запаха тот уплыл в открытое море... – Плиний Старший также говорит о действии непривычного запаха. 1237 ...стало истощать небольшую общину новыми расходами. – Скромные расходы города не выдержали трат, которые полагалось нести на прием и угощение римских должностных лиц, приезжавших посмотреть на дельфина. 1239 при чтении близким друзьям... – Плиний читал свои произведения перед близкой аудиторией. См. V.3.7–11; VIII.21.2–4. 1240 ...испытать своего вольноотпущенника. – К этому времени Плиний потерял своих лучших чтецов, умерших от болезней. См. V.19.3; VIII.l; VIII.19.1. 1241 ...танцую не менее скверно... – Танец того времени был не столько танцем в нашем смысле, сколько движением рук. 1242 Атрий. – Новейший комментатор считает вероятным, что адресатом письма был Аттий (это имя в рукописях неправильно передано как «Атрий») Клемент, к которому обращены письма I.10 и IV.2, занимавшийся литературой. 1246 в зависимости от того, трудно или легко сочинять и удерживать в памяти. – Ср. IX.10, 3, 15, 2. 1247 ...диктую то, что оформил. – Очевидно, Плиний диктует секретарю то, что он успел обдумать до вызова секретаря. 1249 ...выразительно читаю... ради желудка... – Энциклопедист Цельз, живший в первой половине I в. н. э., пишет в своей «Медицине» (I, 8): «страдающий желудком должен громко читать». О слабом здоровье Плиния см. II.11.15. 1250

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

898 Ibid., VI.43.2. Подробнее о расколе Новациана и Корнилия см. Болотов. Указ. соч. T. II. С. 380–383. 900 Socrates, Hist. Eccl., IV.28.44–46. Следует иметь в виду, что сам Сократ симпатизировал новацианам, и его свидетельство имеет сомнительную достоверность. 902 Pacianus, Ер. Ad Sympronianum, 2.7 (PL 13, 1062В). Впрочем, сам Пациан оспаривает это утверждение. 904 См. Frutaz A.P. Novatiano, Cimitero ditlo di//EC VIII, 1974–1976; DeSimone. Op. cit. P. 7, n. 34. 905 См. Daniélou J., Marrou H. The Christian Centuries: the First Six Hundred Years. I. N. Y., 1964. P. 198–199. Подробнее о расколе Ипполита и Каллиста см. Болотов. Указ. соч. T. II. С. 368–374. 911 Scripsit autem de Pascha, de Sabbato, de Circumcisione, de Sacerdote, de Oratione, de Cibis Judaicis, de Instantia, de Attalo multaque alia, et de Trinitate grande volumen, quasi πιτομν operis Tertulliani faciens, quod plerique nescientes, Cypriani existimant (De vir. ill., 70). 916 В трактате нет никаких признаков того, что он написан после разрыва Новациана с Церковью. В своем трактате De unitate Ecclesiae свт. Киприан Карфагенский показывает свое знакомство с этим трактатом Новациана. Таким образом, время написания этого трактата следует отнести до гонения Декия.См. Quasten. Op. cil. Vol. II. P. 219. 924 CPL 73; PL 4, 290–298; CSEL 3.2, 557–571; CCSL 4, 227–234. Соответствие нумерации PL и других изданий см. в Приложении 3. 927 Regula exigit veritatis ut primo omnium credamus in Deum Patrem et Dominum omnipotentem, id est, rerum omnium perfectissimum conditorem, qui caelum alta sublimitate suspenderit, terram dejecta mole solidaverit, maria solute liquore diffuderit, et haec omnia propriis et condignis instrumentis et ornata etplena digesserit. 929 Est enim simplex, et sine ulla corporea concretione, quidquid illud est totus, quod se solus scit esse; quandoquidem Spiritus sit dictus. Cp. ibid., 6: Quod enim immortale est, quidquid est, illud ipsum unum et simplex et semper est. Et ideo quia unum est, dissolvi non potest; quoniam quidquid est illud ipsum extra jus dissolutionis positum, legibus est mortis solutum. Нельзя не заметить, что, по сравнению со стоическим учением Тертуллиана , учение Новациана о бестелесности и духовности Бога представляет собой явный прогресс.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

598 Liebenam. Zur Geschichte und Organisation des rmischen Vereinswesens. Drei Untersuchungen. Leipzig. 1890. 658 Corp. inscript. latin. I, 1107. 1108. 1131. 1492; VI, 167. 1740. 1624. 10317; XI, 3078; II, 1180; XII, 672; X, 1704. 667 Florus I, 6, 3; Liebenam op. cit. S. 3; Mommsen. De collegiis et sodal. Romanorum. Kiliae. 1843, 28 p. 671 CIL. VI, 10423 ср. V, 2072; IX, 4696; III, 1303; VI, 10109; IX, 2480; X, 7; V, 5869; IX, 2998; Orelli 2409. Буасье. Рим. р. 587–588 стр. 686 Ремесленники и ремесло пользовались в классической древности глубочайшим презрением (Aristot. Polit. Ill, 3, 2; VIII, 2, 1. Pollux. I, 50: οδε αϑμενοι βναυσοι α εγασα αυτν βαναυσα) Дело доходило до такой степени, что ремесленник но мог быть военным (Liv. VIII, 20, 4; XXI, 63. 4; Sallust. Catil. 50; Seneca ер. ad. Lucilium III, 88, 21; Plautus, Curculio IV, 1, 490). Ромул принужден был запретить занятия ремеслами свободным гражданам (Дионисий. Римск. древности. IX, 25). Ср. Цицерон . De officiis. I. 42, 150. 697 Dig. 23, 2, l: uxor socia humanae rei atque divinae… Nuptiae sunt divini juris et humani communicatio. 699 Heinrici. Zur Geschichte der Anfänge paulinischer Gemeindem in Zeitschrift für Wissenschaftlichen Theologie 1887. S. 101. 705 Liebenam с документальн. данными – Ss. 288–296; Кулаковский op. cit. стр. 31. 49 стр. упоминает еще Semo Sanc(t)us. 707 Современная аналогия collegium funeraticum см. «Устав Московской кассы взаимного вспоможения на случай смерти». Адрес: Верхние Торговые Ряды, 232–233–298. М. 1899. Ср. «Союз немецких наборщиков» и «Союз металлорабочих». Рус. Вед 1906 г. 30 и 121. 719 Die Apostel. Autorisirte deutsche Ausgabe. Leipzig. Paris. 1866. S. 356 ср. р. пер. op. cit. т. XII. «Борьба Рима с иностранными культами в первом веке» стр. 25. 722 Cheetham. The Mysteries pagan and Christian. London. 1897. 120–121 p. Ср. материально и почти буквально зависимого Keating’a 6–7 pp. 731 Liebenam S. 40; Mommsen op. cit. 115. 117 pp.; Plin. ep. 93 ad sustinendam tenuiorum inopiam utuntur (op.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надпись-палиндром на колонне в Палестре в Пампеях. I в. по Р. Х. Фотография. 1939 г. Фото: Notirie degiscavi di Antichita. 1939. Fig. 8 Надпись-палиндром на колонне в Палестре в Пампеях. I в. по Р. Х. Фотография. 1939 г. Фото: Notirie degiscavi di Antichita. 1939. Fig. 8 К кон. IV в., согласно свидетельствам отдельных авторов, в древней Церкви формируется т. н. disciplina arcani (тайное учение), согласно которой знакомство с «О. н.», как и с таинствами Церкви, может быть доступно только христианам и должно быть сокрыто от «внешних» слушателей, даже в процессе подготовки ко крещению. Одним из возможных самых ранних, но при этом самых спорных эпиграфических свидетельств тайного использования молитвы может служить обнаруженная в 1926 г. в Помпеях квадратная надпись-палиндром из 5 латинских слов: SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS (см., напр.: CIL. Vol. 4. N 8623). В этом квадрате при перестановке слов можно прочесть дважды фразу PATER NOSTER (1-я фраза «О. н.» на латыни), расположенную в виде креста с литерой N в месте пересечения и с буквами A и О по краям горизонтальной стороны, что может быть интерпретировано как влияние Откр 1. 8. В этом случае, если учесть возможность существования подобной вторичной христианизации древней надписи, можно предположить, что молитва «О. н.» была распространена в лат. переводе ранее 79 г. Соответственно зашифрованные начальные слова молитвы могли указывать на использование этой надписи как знака, обозначающего места собрания христиан. Тем не менее не зафиксировано письменных свидетельств существования данной криптограммы в истории древней Церкви, также весьма сомнительно выглядит использование «О. н.» на латыни в тот период, что позволяет рассматривать связь этой надписи со словами молитвы в качестве гипотезы ряда ученых, построенной на интерпретации случайного совпадения ( Froelich. 2008. P. 73-74; Hammerling. 2010. P. 24). Лат. христ. поэт IV в. Ювенк в поэме, обращенной к «внешним» слушателям, передает содержащееся в «О. н.» учение стихами, в к-рых оказывается зашифрован текст молитвы и тем самым скрыт от нехрист.

http://pravenc.ru/text/2581755.html

Г.Е. Захаров Сокращения ВДИ – Вестник древней истории. М., 1937–1941, 1946. ПЭ – Православная энциклопедия. М., 2000. AASS Martii – Acta Sanctorum quotquot toto in orbo coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur. Martii. Antverpiae, 1668. ACO – Acta Conciliorum Oecumenicorum. Strasburg; Berlin; Leipzig, 1914–1974. Ambros. De fide – Ambrosius Mediolanensis. De fide. Ambros. Ep. – Ambrosius Mediolanensis. Epistulae. Amm. Marcell. – Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt. Ath. Ad Antioch. –Athanasius Alexandrinus. Tomus ad Antiochenos. Ath. Apol. contr. ar. – Athanasius Alexandrinus. Apologia contra arianos. Ath. De synod. – Athanasius Alexandrinus. Epistula de synodis in Arimino et in Seleucia Isaurica. Ath. Ep. ad ep. Aeg. – Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistula encyclica. Ath. Ep. ad Afros – Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros. Ath. Ep. ad Epict. – Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum Corinthi. Ath. Ep. ad Rufi nianum. – Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Rufi nianum episcopum. Ath. Hist. arian. – Athanasius Alexandrinus. Historia Arianorum ad monachos. Ath. Or. contr. arian. – Athanasius Alexandrinus. Orationes contra Arianos. Aug. Ep. – Augustinus Hipponensis. Epistulae. Basil. Ep. – Basilius Cesariensis Cappadociae (Magnus). Epistulae. Bonif. I. Ep. – Bonifacius I, papa. Epistulae. Caelest. I. Ep. – Caelestinus I. Epistulae. CCSL – Corpus Christianorum. Series latina. 1953. CIL – Corpus Inscriptionum Latinarum. Berlin, 1863. Claud. Claudian. – Claudius Claudianus. Clem. Rom. Ep. I ad Corinth. – Clemens Romanus. Epistula I ad Corinthios. Conl. cum Max. – Aurelii Augustini Conlatio cum Maximino. CSEL – Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Wien, 1866 . CTh. – Codex Theodosianus. Cyprian. Ep. – Cyprianus Carthaginiensis. Epistulae. DHGE –Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques. P. 1912. Diss. Max. – Dissertatio Maximini contra Ambrosium. DTC – Dictionnaire de théologie catholique. P. 1903–1950. 15 t.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010