Прорись текста на кубке из Викарелло К I-IV вв. относятся неск. эпиграфических И., находившихся чаще всего на дорожных указателях. В термальных источниках Викарелло на берегу оз. Браччано близ Рима (в древности источники были известны как Аполлоновы воды (Aquae Apollinares)) были найдены 4 серебряных кубка цилиндрической формы (высотой от 9,5 до 15,3 см; в наст. время хранятся в Национальном музее в Риме), к-рые, вероятно, бросали в воду с вотивными целями. На кубках представлен (с незначительными вариациями) маршрут от Гадеса (ныне Кадис, Испания) до Рима с указанием более 100 промежуточных пунктов и расстояний между ними (в рим. милях) (CIL. T. 11. N 3281-3284). Перечни названий на всех кубках записаны в 4 столбца и отделены друг от друга изображением коринфских пилястр. Оформление и форма кубков дали основание предположить, что надписи были скопированы с несохранившегося дорожного указателя, стоявшего в Гадее, к-рый в античности считался крайней зап. точкой ойкумены. Предлагались различные варианты датировки кубков - от I в. до Р. Х. до IV в. по Р. Х., наиболее убедительной считается датировка временем правления имп. Августа или имп. Домициана ( Salway. 2001. P. 54-55). В надписях на кубках встречается самый ранний из известных случай употребления слова «итинерарий» (на 3 кубках из 4, в формах itinerarium и itinerare). Известно также о нескольких более кратких И. на фрагментах дорожных указателей, обнаруженных в Валенсии (Испания) (CIL. T. 2. N 6239; утрачен), в Отёне (Франция) (CIL. Т. 13. N 2681a, b, c), в Тонгерене (Нидерланды) (CIL. Т. 13. N 9158) и в окрестностях Юнглинстера (Люксембург) (CIL. T. 13. N 4085). На территории Вост. Римской империи аналогичный памятник был обнаружен в 1993 г. на месте древнего г. Патара (юж. побережье иля Анталья, Турция). На основании 53 найденных фрагментов реконструирован прямоугольный каменный монумент (2,35×1,6×5,5 м), на 3 плоскостях к-рого имелись надписи на греч. языке (SEG. T. 44. N 1205): на фронтальной стороне - прославление рим. имп. Клавдия , на боковых - сообщение о томб как импю Клавдий поручил Квинту Веранию, 1-му наместнику Ликии, провести ревизию дорог в провинции; ее результаты представлены в виде 3 маршрутов, начинавшихся в Патаре. Расстояния между пунктами указаны не в рим. милях, а в греч. стадиях. Вероятно, этот памятник был поставлен в честь образования рим. пров. Ликия в 45 г. по Р. Х., и изначально его венчала конная статуя имп. Клавдия ( Salway. 2001. P. 56-58).

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Некоторые надписи называют мучениками И., смерть к-рых наступила не в результате мучений, а через нек-рое время, как следствие жестокого обращения в тюрьме или ссылке. Так, св. Понтиан , еп. Римский (230-235), был сослан на рудники Сардинии в 235 г. при имп. Максимине и умер, не перенеся тяжести каторжных работ. В 1909 г. в крипте пап в катакомбах Каллиста в Риме была обнаружена эпитафия: ΠΟΝΤΙΑΝΟС ΕΠΙСΚ ΜΡ («Понтиан епископ мученик»), причем монограмма martyr была добавлена позднее, когда эпитафия уже находилась на своем месте, скорее всего в IV в. ( Marucchi. 1909). Сосланный на Сицилию свт. Евсевий , еп. Римский († 309/10), именуется мучеником, потому что его смерть наступила на месте ссылки. Св. Дамас I, еп. Римский, перенес его останки в Рим и запечатлел надписью: «Создал Дамас епископ Евсевию епископу и мученику» ( Ferrua. 1942. P. 25. N 19). Свт. Евсевий Верцелльский († 371), был сослан арианами в Скифополь в Палестине, но умер он естественной смертью спустя много лет и находясь на кафедре, однако надпись, помещенная в базилике г. Верчелли, построенной в его честь, называет его мучеником: «Евсевий епископ и мученик» (CIL. T. 5. N 6723; Bruzza. 1874. P. 292-301). По-видимому, обычай называть умерших в ссылке мучениками соблюдался недолго. В более поздних надписях такие лица именуются И. Напр., свт. Дионисий , еп. Медиоланский, сосланный арианами в Армению и умерший в ссылке, именуется в надписи 474 г. не мучеником, а исповедником: pontifex sanctus confessorque Dionysius (CIL. T. 5. N 6183a; Delehaye. 1921. P. 36). В нач. XX в. в турецком г. Динекдагы (к востоку от Анкары) была обнаружена греч. надпись, к-рую можно датировать не раньше чем V в., т. е. периодом, когда гонения прекратились: «Домн исповедник украсил [приготовил к погребению] Серилия брата» ( Ramsay. 1905. P. 172). И. Делаэ рассматривает эту надпись как один из примеров якобы позднего значения слова μολογητς, обозначающего низшую степень церковнослужителей, т. е. «псаломщик», «певец» ( Delehaye. 1921. P. 37), и приводит др. случай похожего словоупотребления в эпиграфике - надпись VII в. в испанском г. Мерида: «Эолалия клирика и исповедника» ( H ü bner E. Inscriptiones Hispaniae christianae. Berolini, 1900. Vol. 2. P. 25). Однако более обоснованной и учитывающей критику Ботта является гипотеза А. П. Каждана , к-рый полагает, что слово «исповедник» употреблено здесь в смысле «благочестивый христианин» ( Kazhdan. 1991. P. 494).

http://pravenc.ru/text/675007.html

Известно о контактах донатистов с вост. епископами. В частности, представители донатистов были отправлены на Сардикийский Собор (343) ( Aug. Ep. 44. 3. 6; Idem. Contr. Cresc. III 34. 38; IV 44. 52). Победа сторонников канонической Церкви. В 397-398 гг. ряд лидеров донатистов поддержали восстание Гильдона, вождя берберского племени кабилов ( I dem. Contr. ep. Parmen. II 2. 4; Idem. Contr. litt. Petil. II 23. 53; 83. 184; 92. 209), что сделало их положение более уязвимым перед имп. властью. Еп. канонической Церкви Карфагена Аврелий занялся укреплением церковной дисциплины и инициировал ежегодное проведение Соборов. Решающую роль в победе над Д. сыграли труды и деятельность блж. Августина. Летом 403 г. было организовано совещание с донатистами по вопросу о том, кто вправе использовать наименование «Кафолическая Церковь». В 405 г. против донатистов начали действовать антиеретические законы. Эдиктами имп. Гонория запрещались их собрания, собственность членов донатистских общин конфисковывалась (CTh. 16. 5. 37, 38; 16. 6. 3-5). В каноническую Церковь стали переходить представители североафрикан. элиты. В мае 411 г. в Карфагене в присутствии имп. представителя нотария Марцеллина было проведено еще одно совещание, причем на стороне донатистов было 284 епископа (лишь чуть меньше, чем сторонников канонической Церкви). Победили сторонники канонической Церкви, а Д. был вновь запрещен (CTh. 16. 5. 52). Конец движения Хотя в 414 г. 30 епископов-донатистов смогли провести Собор в Цирте ( Aug. Contr. Gaudent. I 37. 47), члены донатистских общин постепенно стали переходить в каноническую Церковь. В 429 г. Сев. Африка была завоевана вандалами. Начиная с этого момента история взаимоотношений донатистов с канонической Церковью неясна. Скорее всего этот конфликт отошел на 2-й план ввиду того, что новые власти придерживались арианства. Последняя датированная надпись донатистов найдена в г. Ала Милиария (Мавритания). В ней говорится об освящении храма во имя донатистского мученика между 434 и 439 гг. (CIL. T. 8. N 21570-21574). Ряд надписей, возможно связанных с Д., относятся к визант. эпохе (CIL. T. 8. N 18742). Нек-рое возрождение Д. произошло в понтификат свт. Григория I Великого ( Greg. Magn. Ep. 1. 33; 3. 32; 4. 35; 6. 34). После араб. завоевания Сев. Африки движение Д. прекратило существование. Учение

http://pravenc.ru/text/178932.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА [Флавия Юлия Елена Августа; лат. Flavia Iulia Helena Augusta; греч. Ελνη] (между 248 и 257 - после 327/8, ранее 337), равноап. (пам. 21 мая, пам. зап. 18 авг.), мать имп. равноап. Константина I Великого . Биографические данные крайне скудны. Основными источниками сведений о Е. являются «Жизнь блаженного василевса Константина» Евсевия Кесарийского и данные эпиграфики. По всей видимости, Е. происходила из г. Дрепан в Вифинии, переименованного впосл. в Еленополь ( Euseb. Vita Const. IV 61). Она была незнатного происхождения ( Eutrop. Breviar. X 2. 1). Свт. Амвросий Медиоланский называет Е. stabularia, т. е. хозяйкой постоялого двора ( Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 42). Ок. 270 г. Е. становится супругой (конкубиной) буд. имп. Констанция I Хлора . Относительно даты рождения ее единственного сына Константина существуют значительные расхождения: между 270 и 275 гг. В 289 или в 292 г. Констанций женился на Феодоре, падчерице Максимиана Геркулия, и в 293 г. получил титул цезаря, став одним из тетрархов. В 306 г., после смерти отца, Константин, провозглашенный императором, приблизил Е. ко двору. В 324 (или ок. 325) г. она получила титул августы, «Константин дал ей право употреблять по собственному желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим» ( Euseb. Vita Const. III 47). Монеты с ее изображением чеканились до весны 329 г. Время крещения Е. неизвестно. По утверждению Евсевия, она была обращена к истинной вере сыном (Ibidem). 8 рим. надписей (CIL. Т. 6. N 1134, 1136; Т. 8. N 1633; Т. 9. N 2446; Т. 10. N 517, 678, 1483, 1484), а также Liber Pontificalis свидетельствуют о значительных владениях Е. в Риме (Лаврентское поместье), о ее постройках на Лабиканской дороге, где с ее именем связано сооружение базилики святых Маркеллина и Петра у Двух лавров, базилики Св. Креста (где была помещена частица Креста Господня), Сессорианского дворца, включавшего амфитеатр, цирк и термы. Около базилики Маркеллина и Петра был сооружен и мавзолей Е.

http://pravenc.ru/text/189737.html

Bosworth 1988 – Bosworth A. B. From Arrian to Alexander. Studies in Historical Interpretation. Oxford, 1988. Bouynot 1957 – Bouynot Yv. La poésie d’Ovide dans les oeuvres de l’exil. Paris, 1957. Bowra 1964 – Bowra С. M. Pindar. Oxford, 1964. Bringmann 1965 – Bringmann K. Studien zu den politischen Ideen des Isokrates. Göttingen, 1965. Brodersen 1993 – Brodersen K. Appian und seine Werke//ANRW. II. 31. I. 1993.      S. 339–363. Brown 1973 – Brown T. S. The Greek Historians. Lexington (Mass.) et al., 1973. Bundy 1962 – Bundy E. L. Studia Pindarica. Berkeley; Los Angeles, 1962. Burr 1932 – Burr V. Nostrum mare: Ursprung und Geschichte der Namen des Mittelmeeres und seiner Teilmeere im Altertum. Stuttgart, 1932. Cheshut 1977 – Cheshut G. F. The First Christian Histories. Eusebius, Socrates, Sozomen, Theodoret, and Evagrius. Paris, 1977. Christensen 2002 – Christensen A. S. Cassiodorus, Jordanes and the History of the Goths. Copenhagen, 2002. CIL – Corpus inscriptionum Latinarum. Berolini. Clem. Alex. Protrep., Strom. – Clemens Alexandrinus. Protrepticos, Stromateis. Cloché 1957 – Cloché P. Démosthènes et la fin de la démocratic athénienne. Paris, 1957. Cloché 1963 – Cloché P. Isokrates et son temps. Paris, 1963. A Companion to Homer – A Companion to Homer/Ed. A. J. B. Wace and F. H. Stubbings. London, 1962. Counillon 1998 – Counillon P. Λιμν ρημος//Geographica Historica/Texte réunis par P. Arnaud et P. Counillon. Bordeux; Nice, 1998. P. 55–67. CSEL – Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. Wien. Cuntz 1902 – Cuntz О. Polybios und sein Werk. Leipzig, 1902. Cuntz 1923 – Cuntz O. Die Geographie des Ptolemaeus, Galliae Germania Raetia Noricum Pannoniae Illyricum Italiae. Handschriften, Text und Untersuchung. Berlin, 1923. Curt. – Curtius Rufus. Historia Alexandri Magni Macedonis. Daniel 1933 – Daniel R. M. Vipsanius Agrippa. Diss. Breslau, 1933. Danoff 1962 – Danojf Chr. M. Pontos Euxeinos//RE. Suppl.-Bd. IX. Stuttgart, 1962. Col. 866–1920. D’Avezac 1888 – D’Avezac М. А. P. Le Ravennate et son exposé cosmographique. Rouen, 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

320 Кресцент был не единственным доносчиком из философов; к примеру, нам известно о Флавии Архиппе, «философе», жившем на рубеже I–II вв. и выступавшем против Диона Хризостома с обвинением в оскорблении величества (см.: Свенцицкая И. С. Доносчик и философ. С. 77–91). 323 Lüdemann G. Zur Geschichte des ältesten Christemtums in Rome//Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft. Bd. 70. 1979. S. 9 7 – 114 (пер. на англ.: Lüdemann G. Concerning the History of Earliest Christianity in Rome: I. Valentinus and Marcion; II. Ptolemaeus and Justin//The Journal of the Higher Criticism. Vol. 2. 1995. P. 112–141); Grant R. M. A Woman of Rome. P. 461–472; Lampe P. From Paul to Valentinus. P. 239–240. 324 В CIL VI оно встречается всего 13 раз (во всем Риме), Г. Людеманн указывает только 2 случая упоминания в христианских надписях (Lüdemann G. Concerning the History of Earliest Christianity in Rome... P. 128–129, n. 46; Lampe P. From Paul to Valentinus. P. 239). 327 Пантелеев А. Д. Религиозная терпимость и нетерпимость в Риме во II–III вв.//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 5. 2006. С. 407–420. 328 Hyldahl J. Gnostic critique of Martyrdom//Contextualing Early Christian Martyrdom/Ed. J. Engberg, E. Holmsgaard, P. Klostergaard. Frankfurt am Main, 2011. P. 119–138; Dunderberg/. Early Christian Critics of Martyrdom//The Rise and Expansion of Christianity in the First Three Centuries of the Common Era/Ed. C. K. Rotschild and J. Schröter. Tübingen, 2013. P. 419–440; Пантелеев А. Д. «Есть много мучеников и в других ересях»: мученичество в неортодоксальном христианстве II–III вв.//Религия. Церковь . Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. Вып. 3. 2014. С. 141–160. 329 В последнее время Д. Ванке, И. Дунденберг и К. Маркшиз говорят о неясности этого вопроса: Wanke D. Irenaus und die Häretiker in Rom. Thesen zur geschichtlichen Situation von Adversus haereses//Zeitschrift für Antikes Christentum. Bd. 3. 1999. S. 207–216; Dunderberg I. The School of Valentinus//A Companion to SecondCentury Christian “Heretics”/Ed. A. Maijanen, P. Luomanen. Leiden; Boston, 2005. P. 76–77; Markschies C. Individuality in Some Gnostic Authors: With a few remarks on the interpretation of Ptolemaeus, Epistula ad Floram//Zeitschrift für Antikes Christentum. Bd. 15. 2011. P. 414).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Аколит; греч. κλουθος, лат. acolythus, acoluthus, acolitus - спутник, сопровождающий, служитель], в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель , помогающий священнослужителям совершать богослужение. Об А., возможно, уже говорится в Послании к Филадельфийцам (11. 1) сщмч. Игнатия Богоносца (нач. II в.), к-рый называет Рея Агафопода «мужем избранным, который сопутствует [или последует - κολουθε] мне от Сирии, отказавшись от жизни». В «Liber pontificalis» при сщмч. папе Викторе I (186-197), а также при папе Гае (кон. III в.) упоминаются «последующие» (лат. sequentes) (LP. T. 1. P. 137, 161). Впервые же в качестве члена низшего клира Римской Церкви А. засвидетельствован в 251 г., он занимал положение между 7 субдиаконами ( иподиаконами ) и 53 экзорцистами , чтецами , остиариями привратниками ) (Послание св. Корнелия, еп. Римского, к Фавию, еп. Антиохийскому// Евсевий. Церк. ист. VI 43. 11). На каждый из 7 (по числу диаконов) округов (regiones) Римской Церкви приходилось по 6 А., возможно подчинявшихся одному из субдиаконов (LP. T. 1. P. 148). В III в. А. стали относить Св. Дары в тюрьмы исповедникам (в 18-й «Песни» папы Дамаса I говорится о претерпевшем мученичество А. Тарсиции ), столетием раньше это входило в обязанность диаконов ( Иустин Философ. Апология. I 65, 67). В письмах свт. Киприана Карфагенского († 258) письмоносцы по церковным делам называются А., а один из них также и клириком, однако без указания конкретного рода церковного служения. А. упоминаются в эпиграфических памятниках Рима (с III в.), Галлии (сер. V- нач. VI в.) и Карфагена (Cabrol, Leclercq. Monumenta. T. 1. N 1989, 1999, 3122; CIL. T. 8. N 13426; Leclercq. Col. 349, 350-351). Памятник «Statuta Ecclesiae antiqua» (Древние церковные постановления; ок. 500) подтверждает наличие А. в Арле (Галлия) (Dushesne. P. 332, 350). В канонах Ирландской Церкви упоминаются архиаколуфы, но не среди 7 степеней иерархии, а отдельно вместе с певчими (Collectio. Can. 32). В др. зап. Церквах до V в. А., по-видимому, не было. Для Востока они засвидетельствованы только на Всел. I Соборе в Никее (325), где наряду со священниками и диаконами А. сопровождали епископов, однако как члены епископской свиты, а не как церковнослужители (Евсевий. Жизнь Константина. III 8). В 24-м прав. Лаодик. Собора (365), содержащем перечень степеней священно- и церковнослужителей, А. не упоминаются.

http://pravenc.ru/text/63904.html

P. 38-39). Скорее всего к галльским дополнениям принадлежит запись под 18 янв.: «Кафедра Петра в Риме» (Cathedra Petri in Roma), в нек-рых рукописях: «Освящение кафедры св. апостола Петра, на которой апостол Петр впервые воссел в Риме» (Dedicatio cathedrae sancti Petri apostoli qua primo Romae Petrus apostolus sedit - MartHieron. P. 10; MartHieron. Comment. P. 45-46). В латеркуле (аннотированном календаре) Полемия Сильвия, составленном в 448 или 449 г. в Юго-Вост. Галлии, под 22 февр. указано «погребение святых Петра и Павла» (depositio sancti Petri et Pauli - CIL. T. 1. Vol. 1. Pars 1. P. 259). В установлениях стациональной литургии г. Туроны (ныне Тур, Франция) еп. Перпетуя (ок. 460-488/9) указан праздник «Natale sancti Petri episcopatus» ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 6). Данные о праздновании К. ап. П. в Риме содержатся в источниках V-VI вв. В письмах имп. Валентиниана III , его матери Галлы Плацидии и супруги Лицинии Евдоксии, адресованных имп. Феодосию II , говорится о прибытии имп. семейства в Рим (450) накануне «досточтимой ночи апостольского дня», когда в базилике св. Петра на Ватиканском холме совершалась вигилия. В день праздника император посетил базилику, где встретился с папой Львом I Великим и др. епископами, «собравшимися из разных провинций» ( Leo Magn. Ep. 55-57//PL. 54. Col. 857-863). Поскольку известно, что в мае 450 г. Валентиниан III уже находился в Риме, в письмах речь идет не о празднике св. апостолов Петра и Павла 29 июня, а о праздновании К. ап. П. 22 февр. ( Lietzmann. 1927. S. 98; Pietri. 1976. P. 382). Сохранилось несколько гомилий на день К. ап. П., предположительно составленных в Риме в V-VI вв., одна, по-видимому, была произнесена в присутствии императора, скорее всего Валентиниана III или Прокопия Антемия (467-472) (изд.: Morin. 1896; PL. 39. Col. 2100-2103; PL. 54. Col. 505-508). В гомилиях раскрывалось значение праздника как воспоминания о начале апостольского и епископского служения ап. Петра (diem quo apostolatum uel episcopatum ore Christi indeptus est, quo ei cathedra commissa est).

http://pravenc.ru/text/1683935.html

коллегий ( Raccanelli. 1996. P. 50-52). В латеркуле Полемия Сильвия под 22 февр. наряду с праздником св. апостолов Петра и Павла указаны каристии как день примирения родных (CIL. T. 1. Vol. 1. Pars 1. P. 259). Однако уже в V в. эта дата связывалась не с каристиями, а с языческими поминальными обрядами, что можно объяснить дезинтеграцией традиц. религ. календаря и смешением каристий с предшествующими им паренталиями, особенно с днем фералий (21 февр.), когда совершались последние жертвы манам. Согласно гомилиям V-VI вв., в праздник К. ап. П. язычники устраивали разнузданные пиршества и совершали заупокойные обряды, в т. ч. приносили покойникам пищу и питье (PL. 39. Col. 2101-2102). В постановлениях Туронского (Турского) Собора 567 г. упоминается о христианах, к-рые в день К. ап. П. предлагали покойникам пищу и ели пожертвованное (Concilia Galliae. An. 511 - An. 695/Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 191-192). В Житии св. Элигия († 659/60) говорится о языческом празднестве, к-рое происходило в день памяти ап. Петра в окрестностях г. Новиомаг (ныне Нуайон, Франция) (Vita Eligii episcopi Noviomagensis. II 20//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 711-712). В XII в. франц. богослов и литургист Иоанн Белет писал о существовавшем некогда обычае приносить на могилы близких еду, к-рую затем пожирали демоны. С целью искоренить этот обычай христиане и установили праздник в честь ап. Петра ( Beleth. Ration. div. offic. 83//PL. 202. Col. 87-88; Durand. Rationale. VII 8. 4; см.: F é vrier. 1977. P. 514-515). Однако Гонорию Отёнскому , писавшему немного ранее Иоанна Белета, было известно только то, что праздник К. ап. П. именовался «днем душ»; Гонорий объяснял это властью ап. Петра «вязать и разрешать» души людей ( Honor. August. Sacr. 71//PL. 172. Col. 783). Возможно, отдельные обычаи, восходившие к рим. обрядовой трапезе, сохранялись и позднее ( F é vrier. 1977. P. 522). В наст. время большинство исследователей вслед за Д. Бальбони ( Balboni. 1967), Ш. Пьетри ( Pietri. 1976) и П. А. Феврье ( F é vrier.

http://pravenc.ru/text/1683935.html

7.9; " Abot R. Nat. 8A; cf. Justinian Codex 9.20, 29). 5317 See, e.g., OGIS 674=IGRR I 1183; McGinn, «Taxation»; Lewis, Life, 141, 145, 171–72. Pay varied according to appearance and skill (e.g., CIL 4.1679). 5320 Cf. Diogenes Ep. 44; Diogenes Laertius 6.2.61, 66; Musonius Rufus frg. 12; Artemidorus Onir. 1.78; Sallust Cati1. 14.6; Livy 23.18.12; Aulus Gellius 9.5.8. Some philosophers did not regard it as an ethical matter (Diogenes Laertius 2.69, 74; Sextus Empiricus Pyr. 3.201). 5324 E.g., Plutarch Bride 42, 46, Mor. 144B, EF; Dio Cassius 77.16.5; Apuleius Metam. 6.22; Athenaeus Deipn. 4.167e. For the gender-based double standard, see, e.g., Euripides Pirithous frg. 1–13; Justinian Codex 9.1; but cf. also Isocrates Nic. 40, Or. 3.35; Diogenes Laertius 8.1.21. Only a few philosophers did not condemn all adultery (Diogenes Laertius 2.99). 5325 Probably with rhetorical overstatement, Seneca Benef. 1.9.4; 3.16.3; Dia1. 12.16.3; Juvenal Sat. 4.1–20. On actual conditions, see Richlin, «Adultery.» 5326 E.g., Euripides Hipp. 403–418; Horace Sat 1.2.38, 49, 64–100; Ep. 1.2.25–26; Carm. 1.15.19–20; Juvenal Sat. 6.231–241; Epictetus Diatr. 2.4; 2.10.18; 2.18.15; Alexander 3 in Plutarch S.K., Mor. 179E; Cornelius Nepos 15 (Epaminondas), 5.5. 5327 Artemidorus Onir. 3.11; Sib. Or. 1.178; 3.38,204; 5.430; Ps.-Phoc. 3; cf. Epictetus Diatr. 3.3.12. 5328 E.g., Sallust Cati1. 25.3–4; Ps.-Cicero Invective against Sallust 5.15–6.16; Appian R.H. 7.9.56; Martial Epigr. 2.47,49; 3.26.6; 6.45.4; 6.91; 9.2. 5330 Cf. Jos. Asen. 21:1, although definite cases of temporary premarital cohabitation are known (see Ilan, «Cohabitation»). 5333 Also Ps 154:14 ; m. «Abot 3:2; »Abot R. Nat. 26, 29A; 32, §68B; p. Hag. 2:1, §9; 2:2, §5; Ta c an. 3:11, §4. See especially the Essenes (cf., e.g., CD 11.4; Josephus War 2.128,132–133; Philo Good Person 76,81–82). 5334 Also Let. Aris. 130; m. «Abot 1:6–7; 2:9; Sipre Deut. 286.11.4; »Abot R. Nat. 16, §36B; Ps.-Phoc. 134; 1Cor 15:33 ). For the warning in Greco-Roman tradition, see, e.g., Gnomologium vaticanum 460 in Malherbe, Exhortation, 110; Crates Ep.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010