Отвечает протоиерей Павел Великанов . Муж в мешке. Мой совет девушке, которая хочет выйти замуж раз и навсегда . Подготовила Дарья Баринова . Фото: mrhayata/Flickr/CC BY-SA 2.0; Wyatt Fisher/Flickr/CC BY-SA 2.0; Полины Тейс//Фома. - – июль 2017. – С.16-21. -   (рубрика « Вопрос номера. Ценю, но не люблю »). См. также: Ксения Алферова, актриса//Фома. - – июль         2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Не с первого взгляда. Психотерапевт Константин Ольховой о том, почему девушки тянут с замужеством . Подготовила Дарья Баринова . Фото: Sophia Louise/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0; Оксаны Луговой//Фома. - – июль 2017. – С.22-25. -   (рубрика « Вопрос номера. Ценю, но не люблю »).   ВЕРА (раздел). – С.26-45.   Школа «Фомы». Именины:   Антон (Антоний) . [Иллюстрированная информация: Значение имени. По одной из версий, имя Антон – латинского происхождения (Antonius) и восходит к древнеримскому родовому имени. По другой – имеет древнегреческие корни и переводится «состязаться», «вступать в бой». Церковная форма имени – Антоний; Дни памяти : 23 июля - день памяти преподобного Антония Киево-Печерского; Преподобный Антоний Киево-Печерский (983-1073). Подготовил Тихон Сысоев ; Другой святой с именем Антоний. Преподобный Антоний Великий (около 251-356); Известные люди с именем Антоний: Антон Павлович Чехов (1860-1904). Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944); Интересные факты ]. Ил.: Преподобный Антоний Киево-Печерский. Икона; Киево-Печерская лавра. Фото Владимира Ештокина; Искушение святого Антония. Иероним Босх. 1506; Антоновка – старинный русский зимний сорт яблок. Фото; Самолет АН-2 – сконструирован советским авиаконструктором О. Антоновым, выпускается с 1947 года до сих пор. Занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Фото www.lori.ru//Фома. - – июль 2017. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Александр Ткаченко . Воровство   на всех уровнях. От мелкого до метафизического . Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2017. – С.28-31. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-171-...

28 ноября. Начало Рождественского (Филиппова) поста. [Двойное название у этого поста потому, что начинается он на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Христа, и заканчивается в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой сорокадневный период поста. Рождественский пост — это время для усердной молитвы и добрых дел. Все ограничения, которые верующий человек накладывает на себя добровольно — гастрономический пост, отказ от развлечений, — нужны не как самоцель, а как подготовка к великому празднику, Рождеству Христову]. Фото anatoly_l/Flickr/CC BY-SA 2.0 DEED. - С.5. 20 ноября. День рождения Патриарха Кирилла. [ Патриарх Кирилл : «У святителя Иоанна Златоуста есть такие слова: «Бог соблюдает нас от смерти, чтобы мы имели возможность творить добрые дела». Если вдуматься, святитель связывает саму жизнь человека с совершением добрых дел. И действительно, если нет добрых дел, теряется смысл жизни. Слова святителя должны поразить нас в самое сердце. А мы добрые дела совершаем? Чаще всего если и совершаем, то где-то на периферии нашего сознания и нашей повестки дня: случилось так, вот и сделали доброе дело. А по-настоящему, по-христиански, по Божиему закону доброделание вместе с верой должны быть в центре человеческой жизни. Если не делаешь добрых дел, ты медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор 13:1). Потому что вера реализует себя только через добрые дела в отношении ближних своих, а если добрых дел нет, что же тогда вера для такого человека? Христианин, не совершающий добрых дел, теряет свое призвание. Но ведь с него особый спрос! Человек неверующий об этом не думает, его разум и сердце где-то далеко, и как такого Бог будет судить, мы не знаем. А вот как нас Господь будет судить, мы знаем точно, ведь мы всему научены — и в первую очередь тому, что вера без дел мертва есть (Иак 2:20). Не может быть близости к Богу, не может быть никакого спасения, если мы не совершаем добрых дел». Из проповеди после литургии в день памяти преподобных Сергия и Германа в Валаамском монастыре, 11 июля 2023 года ]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. - С.6-7.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

  Школа «Фомы». Суть вещей:   Крест святой Нины . Крест святой Нины - крест, сплетенный из виноградной лозы. По преданию Богородица явилась святой Нине во сне и вручила ей крест, пред тем как направить ее на миссионерскую деятельность в Грузию. Крест святой Нины – главная святыня Грузинской Церкви. [Иллюстрированная информация: Житие святой Нины и обретение креста ; Как выглядит крест святой Нины ; История креста после кончины святой Нины ; Где сейчас находится крест; Интересный факт. Подготовил Кирилл Баглай ]. Ил.: Икона. В иконографии равноапостольную просветительницу Грузии принято изображать с характерным крестом и Евангелием в руках; Серебряный кивот в Сиони (кафедральный собор города Тбилиси), где с 1802 года находится крест. На крышке киота изображены сюжеты из жития святой Нины. Фото Юлии Маковейчук; Паломники у хитона Христа в Трире, Германия; Могила святой Нины в Бодби, Грузия; Крест в честь святой Нины, установленный в 1992 году в горах на высоте 3800 м грузинскими альпинистами. Фото Олега Ласточкина/РИА Новости; Фото Milan Tvrdy/Flickr/CC BY-SA 2.0//Фома. - – март 2017. – С.44-45. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).   Андрей Рогозянский . Христианство и пацифизм. 11 вопросов о Церкви и войне. Автор выражает благодарность протоиерею Димитрию Юревичу , заведующему кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, за помощь в подготовке материала. Ил.: Александр Невский. Александр Шевелев. 1990; Выбор веры (мученичество святого Георгия). Павел Рыженко. 2000-е гг.; Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. Михаил Авилов. 1943. Репродукция предоставлена издательством «Белый город»//Фома. - – март 2017. – С.46-51. – (раздел « Вера »).   Говорят, что : Говорят, что. Фото Полины Тейс, Григория Барама//Фома. - – март 2017. - С.52-53. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы:   Говорят, что вера одного супруга освящает другого, поэтому можно выйти замуж за атеиста. На самом деле. - С.52.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-167-...

Святая скончалась в 340 году. Просветительница Грузии никогда не расставалась со своим крестом и завещала его царю Мириану, который принял крещение благодаря святой Нине. В Мцхете, бывшей столице Грузии, крест находился до 458 года. Далее в стране начались войны и гонения. Крест святой Нины хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад — больше 450 лет, в Карсе — 164 года. Царь Давид в 1125 году нашел его в городе Ани и перенес в Мцхету. Оттуда его перенесли в церковь Святой Троицы на горе Казбек. В 1746 году по повелению царя Теймураза II, чтобы избежать поругания, крест спрятали в крепости Ананур. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил крест царевичу Бакару. В 1801 году его внук, Георгий Александрович, преподнес крест императору Александру I. Российский император восстановил историческую справедливость — крест святой Нины как достояние грузинской церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. «…Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе…» — писал император Александр I князю Георгию Александровичу в феврале 1802 года. Как выглядит крест святой Нины Крест равноапостольной Нины легко узнать: концы его горизонтальной перекладины опущены вниз и с виду он напоминает игуменский или архиерейский посох. Он полностью сделан из виноградной лозы и на стыке перекладин переплетен волосами святой Нины. В иконографии равноапостольную просветительницу Грузии принято изображать с характерным крестом и Евангелием в руках. Крест святой Нины, современный вид. Фото Gábor Tikos_Flickr_CC BY-SA 2.0 Где сейчас находится крест С 1802 года крест находится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Святыню поместили в серебряный кивот, на крышке которого изображены сюжеты из жития святой Нины. Храм Сиони (Тбилиси), Milan Tvrdy_Flickr_CC BY-SA 2.0 Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома»

http://foma.ru/sut-veshhey-krest-svyatoy...

Усадьбу выбрали не просто так: в ней была обнаружена икона преподобных Сергия и Германа. Два стоявших рядом амбара перестроили в Преображенскую церковь. Для ее обустройства использовали то, что удалось вывезти при эвакуации. Иконы, находившиеся на Старом Валааме в трапезной церкви, здесь использовали для нижнего яруса иконостаса. Для верхнего яруса взяли иконы из праздничного ряда иконостаса Спаса-Преображенского собора, а царские врата — из нижнего храма. В церковь поставили игуменское кресло, изготовленное в 1869 году для игумена Дамаскина. Главной святыней обители стала Валаамская икона Божией Матери. Позже к монахам с Валаама присоединились общины Печенгского монастыря и Коневецкого монастыря — они привезли Коневскую икону Божией матери. Внутреннее убранство собора на Новом Валааме. Фото Paul Lenz/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.5 В 1957 году Ново-Валаамский монастырь перешел в юрисдикцию Финской Православной Церкви. После этого семеро монахов переехали в СССР, в Псковско-Печерский монастырь. 2 Древний звон для новых монахов Изначально в новой обители жили 175 монахов. Шли годы, их число уменьшалось. В 1981 году скончался архимандрит Симфориан, проживший почти девяносто лет, а в 1984 году — 110-летний монах Акакий (в миру Андрей Кузнецов) из Печенгского монастыря. Уходящие монахи успели подготовить смену из молодых православных финнов, проводящих богослужения на финском языке. Теперь Новый Валаам — музей-монастырь, культурно-исторический центр. Большинство опустевших монашеских келий переоборудованы под гостиничные номера. Гостей ждут сувенирные киоски, ресторан «Трапеза» — в меню, из уважения к монастырским традициям, доминируют рыбные и овощные блюда. На территории монастыря действует иконная мастерская, свечная фабрика, винный завод — ликеры и вина делают из выращенной здесь смородины. Центральная площадь монастыря. Фото Vollkornbrot/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Монахов Нового Валаама немного — около десятка. О прежней обители напоминают колокола, увезенные с острова. И сам Новый Валаам — религиозно-просветительский центр, бывшее убежище от беды, а ныне — островок Православия в стране Евросоюза.

http://sever.foma.ru/novyj-valaam-kak-v-...

2 Церковь Воскресения Христова в Медведево (1755) Храм стоит при впадении речки Большая Нореньга в Сухону, на старинной дороге от Устюга к Тотьме. Первоначально погост с двумя деревянными церквями был в деревне Князь (Сидоровская) на левом берегу Сухоны, напротив устья реки Старая Тотьма, где в стародавние времена располагалось первое русское поселение в Тотемском районе. В середине XVIII века погост решили перенести в деревню Медведево. Каменные церкви Вокресения Господня и Благовещения Богородицы в Старототемской волости Тотемского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Воскресенскую церковь построили на средства богатого тотемского купца Ивана Левзинова. Фото Михаила Ильина/sobory.ru/CC BY-SA 3.0 Исследователи считают, что именно медведевская церковь стала первым храмом с конструкционным решением, который позже воплотился в основе большинства тотемских и других церквей с картушами на стенах. Правда, у храма в Медведеве клейма на стенах еще очень простые, незатейливые. С настоящими тотемскими картушами они несравнимы. Тем не менее эти разрезные фронтоны в духе московского барокко XVII века перекликаются с украшениями церквей Великого Устюга XVIII века и могут считаться предшественниками так называемого тотемского барокко. Колокольня старототемской церкви была пристроена в конце XIX века в классическом стиле и ничего общего с барокко не имела. Ее снесли в советские годы, до войны. Сам закрытый храм местные жители потихоньку растаскивали на кирпич, но председатель колхоза приспособил пустующие здание под гараж и ремонтные мастерские. Это продлило жизнь руинам церкви. Увы, сегодня состояние стен памятника плачевное. Местные жители пытаются провести противоаварийные и консервационные работы на здании. На куполе и стенах второго этажа сохранились росписи, созданные умелым художником. Храм ждет своих спасителей и реставраторов. 3 Церковь Спаса Преображения (1780), слобода Коченьга, Тотемский район Фото Михаила Ильина/sobory.ru/CC BY-SA 3.0

http://sever.foma.ru/hramy-po-suhonskim-...

Фото valaam.ru — скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский) — построен к лету 1917 года по просьбе великого князя Николая Николаевича Романова, верховного главнокомандующего Русской армией в начале Первой мировой войны, по проекту его родного брата — Петра. По замыслу великих князей, братия Смоленского скита должна была круглый год молиться об упокоении душ русских воинов, на поле брани живот свой положивших. Этот храм стал одним из самых последних, построенных в Российской империи; Фото свящ. Максима Массалитина/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0 — Свято-Владимирский скит — новый, возведен в XXI веке, в своем архитектурно-стилистическом решении продолжает линию русского модерна, с ориентацией на псковско-новгородские храмы. Центр скита — церковь святого равноапостольного князя Владимира с приделами с честь Покрова Божией Матери и Всех Русских Святых. Здесь находятся личные покои Патриарха Всея Руси, Музей истории обители и валаамская иконописная мастерская. 3 Часовни Часовен на островах великое множество. Важно не только увидеть часовню, но узнать ее историю, поэтому лучше послушать рассказ знающего экскурсовода, который расскажет о самых интересных памятниках истории и архитектуры. Вот наиболее известные из них: Фото valaam.ru — Вознесенская часовня — подобие часовни Вознесения Господня на Елеонской горе в Иерусалиме. Выстроена по инициативе игумена Маврикия, вернувшегося со Святой Земли. Это единственная пятиглавая часовня на Валааме. Сохранилась без значительных повреждений и была отреставрирована в 2014 году . Фото valaam.ru — Часовня Ксении Петербургской — возведена в 2015 году. Нарядная часовня, напоминающая своим силуэтом часовню-усыпальницу святой блаженной Ксении на Смоленском кладбище в Петербурге. Ее изысканный декор выполнен из белого каррарского мрамора и украшен мозаичными иконами. 4 Бухты Фото Alexander2018/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-4.0 Монастырская бухта. Вход в Монастырскую бухту обрамляют шатровый храм Никольского скита слева и шатровая часовня в честь Валаамской иконы Божией Матери — справа. От причалов отправляются катера и лодки, которые развозят экскурсантов по скитам на другие острова. По берегам бухты стоят три различающихся по архитектурному стилю часовни — Покровская, Благовещенская и часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К Валаамскому монастырю от причала можно подняться по каменной лестнице и пройти по мощенной шокшинским кварцитом дороге.

http://sever.foma.ru/chto-posmotret-na-v...

В верхней части бассейна реки Онеги расположен знаменитый Кенозерский национальный парк, историко-культурный комплекс, где бережно чтут традиции, создают особые условия для растений и животных. На территории 139,7 тысячи гектаров обитает более 600 видов растений, 263 вида птиц, 50 видов млекопитающих, пять видов земноводных и четыре вида рептилий. 2 Северная Двина Фото Dmitriy Korzhev/Wikimedia Commons/CC BY 2.0 Река на севере европейской части России, в Вологодской и Архангельской области. Исток — слияние рек Сухона и Юг в районе города Великий Устюг. Устье: Двинская губа, Белое море. Длина — 744 километра. На всей реке русло не раз менялось — и в силу природных причин, и из-за вмешательства человека… Это осложняет условия судоходства. С 1990-х годов резко сократились путевые дноуглубительные и русловыправительные работы, судоходства почти нет, река стала возвращаться в естественное состояние. Главные притоки — Вычегда, Пинега, Вага, Емца. Самые крупные населенные пункты: Великий Устюг, Котлас, Архангельск. Интересные факты: Сухона и притоки Северной Двины (Вычегда, Пинега) на протяжении столетий служили основным путем, по которому проходило освоение северных земель, налаживались связи с Европой. История освоения реки отражается в расположении ее по берегам поселений с богатым историческим и культурным прошлым (Великий Устюг, Красноборск, Орлецы, Холмогоры, Архангельск), многочисленных архитектурных памятников. В Северной Двине водятся ценные виды рыб — сёмга, нельма, сиг. Правда, браконьерство и ухудшение качества воды привели к снижению рыбохозяйственного значения реки. 3 Сухона Тотьма. Вид на Сухону с колокольни Успенской церкви. Фото Dunaeva A.V./Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 Река в европейской части России, а в Вологодской области — левая составляющая Северной Двины (если река образуется слиянием двух других рек, эти реки называют составляющие; Северную Двину составляют реки Сухона и Юг, при этом Сухона, если смотреть карту, протекает левее, западнее Юга). Исток — Кубенское озеро.

http://sever.foma.ru/znamenitye-reki-sev...

Hezekiah’s attempts to save Jerusalem from Assyrian king Sennacherib’s invasion in 701 B.C.E. are chronicled in both the Bible and in Assyrian accounts. According to the Bible, Hezekiah, anticipating the attack, fortified and expanded the city’s walls and built a tunnel, known today as Hezekiah’s Tunnel, to ensure that the besieged city could still receive water (2 Chronicles 32:2–4; 2 Kings 20:20). The Sennacherib Prism on display in the Israel Museum in Jerusalem. Photo: Hanay’s image is licensed under CC BY-SA 3.0/Wikimedia Commons. On the six-sided clay prism called the Sennacherib Prism as well as other annals of the Assyrian king, Sennacherib details in Akkadian his successful campaigns throughout Judah, bragging that he had Hezekiah trapped in Jerusalem “like a bird in a cage.” According to the Bible, however, Sennacherib ultimately failed to capture Jerusalem before his death (2 Kings 19:35–37). The bulla discovered in the Ophel excavations represents the first time the royal seal of Hezekiah has been found on an archaeological project. “Although seal impressions bearing King Hezekiah’s name have already been known from the antiquities market since the middle of the 1990s—some with a winged scarab (dung beetle) symbol and others with a winged sun—this is the first time that a seal impression of an Israelite or Judean king has ever come to light in a scientific archaeological excavation,” Eilat Mazar said in the Hebrew University press release. Bullae bearing the seal impressions of Hezekiah have been published in Biblical Archaeology Review . In the March/April 1999 issue, epigrapher Frank Moore Cross wrote about a bulla depicting a two-winged scarab. The bulla belonged to the private collection of antiquities collector Shlomo Moussaieff. In the July/August 2002 issue , epigrapher Robert Deutsch discussed a bulla stamped with the image of a two-winged sun disk flanked by ankh symbols—similar to the one uncovered in the Ophel excavations. Both bullae published by Cross and Deutsch bear a Hebrew inscription reading “Belonging to Hezekiah, (son of) Ahaz, king of Judah.”

http://pravoslavie.ru/88628.html

Обновление коснулось не только спортивной инфраструктуры. В Ростове-на-Дону специально к чемпионату мира появился новый аэропорт «Платов», аэропорты остальных городов-хозяев получили новые терминалы. Благодаря чемпионату мира на 31 российском вокзале началось переоборудование в соответствии с потребностями людей с инвалидностью. Россия получила огромный опыт организации спортивных соревнований, а гостям чемпионата помогали более 30 тыс. специально подготовленных волонтеров со всей страны – больше, чем на Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Всего, по данным РБК, на чемпионат мира федеральное правительство и власти регионов потратили более 884 млрд рублей (или 14,2 млрд долларов). Сложно представить, что еще заставило бы государство вложить такие средства в то, что связано со спортом. Плохое: бесполезные стадионы Фото: «Мордовия Арена»/Cossrad, wikimedia.org/CC BY-SA 4.0 Чемпионат мира еще не успел завершиться, а перед многими регионами уже встала проблема содержания суперсовременных, но почти бесполезных стадионов. Матчи с участием сборных Колумбии или Португалии в Саранске собирали по 40 тыс. зрителей, но местный клуб «Мордовия», играющий во второй по значению российской лиге, едва ли сможет рассчитывать даже на пятую часть от этого числа. Глава поволжской республики Владимир Волков оценил содержание «Мордовия Арены» в 200-250 млн рублей в год. Это один из самых дешевых стадионов, но регион, находящийся под внешним казначейским управлением и имеющий госдолг в два раза больше собственного бюджета (около 33 млрд рублей), вряд ли сможет найти такие деньги. В похожем положении находятся власти Самары, Нижнего Новгорода, Волгограда и даже Москвы. Матчи на стадионе «Лужники», принявшем финал чемпионата мира, проводит только национальная сборная, «своего» клуба у него нет, и откуда взять хотя бы часть средств на содержание арены, столичные чиновники пока не знают. В среднем роскошь иметь новый стадион будет стоить российским регионам от 200 до 350 млн рублей в год. Но и наличие клуба, который сможет арендовать или содержать стадион, вряд ли поможет. Интерес к футболу в России обычно крайне низок: 240 матчей Премьер-лиги в прошлом сезоне собрали чуть больше 3 млн зрителей – столько же, сколько 64 игры мирового чемпионата. В среднем на матчи главного российского турнира ходят 14 тыс. человек – в три с лишним раза меньше, чем на встречи чемпионата мира, а во второй по значению Футбольной национальной лиге посещаемость и вовсе чудовищная – 2,6 тыс. зрителей в среднем на игру.

http://pravmir.ru/vse-chto-ostanetsya-po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010