Vol. 154, 164.) Третье издание и бельгийской серии Corpus Chrismianorum: Chromatii Aquileiensis Opera/Cura et studio R. Etaix et J. Lemarié//CCSL 9a. Turnhout, 1974. 85 Chromace d’Aquilée. Sermons. T. I/Intr., texte critique, notes par J. Lemarié, OSB; Trad. par H. Tardif. Paris, 1969. (Sources Chrétiennes. Vol. 154.) P. 10–16. 87 Sichardus J. Chromatii doctissimi Episcopi Romani, in V et VI caput Matthaei dissertatio, atque in codem generc declamatio. Basiliae. 1528; I.ypsius M. Chromatii episcopi quotquot extant lucubraitiunculae. Lovanii, 1546. 88 Chromatii Aquileiensis Opera/Cura et studio R. Etaix et J. Lemarié//CCSL 9a. Turnhout. 1974. Spicilegium ad Chromatii Aquileiensis opera/Ed J. Lemarié et R. Etaix//CCSL. 9a (Supplementum) Turnhout, 1977. 89 Truzzi С. Zeno Gaudenzio Cromazio. Testi e contenuti della predicazione cristiana per le chiese di Verona. Brescia c Aquileia (360–410 ca.). Venegono Inferiore, 1985. P. 83. 90 Chromatii Aquileiensis Opera. Préface/Cura er studio R. Etaix et J. Lemarié//CCSL 9a. Turnhout, 1974. P. VII. 93 См.: Capelle В. Les homélies «De lectionibus evangeliorum» de Maximin I’Arien//Revue Bénédictine. Vol.40. 1928. P.65. 95 Spicilegium ad Chromatii Aquileiensis opera/Ed. J. Lemarié et R. Etaix//CCSL 9a (Supplementum) P. 642 и далее. 107 Хранится ныне в Берлине, Staatsbibliothek preussischer Kulturbesitz; издана в: Vogels H. J. Codex Rehdigeranus//Collectanea biblica latina. Vol. II. Roma, 1913; см. также Morin G. Lànnée liturgique à Aquilée antéricurement à l’époque carolingienne d’aprés le codex evangeliorum Rehdigeranus//Revue Bénédictine. Vol. 19. 1902. P. 1–12. 108 Хранится в Чивидале (Италия), Biblioteca del Musco Archelogico; издание литургических пометок см. в: De Bruyne D. Les notes liturgiques du codex Foroiuliensis//Revue Bénédictine. Vol. 30. 1913. P 208–218. 110 О празднике Рождества Христова см., например, фундаментальное исследование: Bolte B. Les origines de la Noël et l’Epiphanie. Louvain, 1932. 112 Из других патристических свидетельств, связывающих евангельские ясли с Евхаристией, укажем на текст младшего современника Хроматия, южногалльского пресвитера Евтропия: «Он полагается в скотной кормушке, так что наша пища возлежала там в особенном соответствии с образом, по написанному: " Плоть Моя истинно есть пища» ( Ин. 6.55 )» (Пресвитер Евтропий. Книга о подобии плоти греха. 12/Предисл., пер. с лат. и примеч. С. Кима//Богословские труды. Т. 42. 2009. С. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

«Collectio Feliciana» сохранилась в большом количестве рукописей, но ни одна из них не может быть датирована периодом до XI в. Особое значение имеют кодексы: Vat. lat. 3836, VIII-IX вв. Fol. 277-290v (рим. гомилиарий, в его составе анонимные Serm. 1-5), Vat. lat. 4952, XI в., и Vallic. B.20, XII-XIII вв. Рукописи, содержащие данную коллекцию, можно разделить на 2 основные фамилии: 1-я, условно именуемая «франкской» (franca), относится к XII в.; 2-я, т. н. franca derivata, возникшая в Англии в XIII-XIV вв., зависит от 1-й. В сборник свт. Феликса изначально входили предисловие составителя (о нем см.: Olivar. 1962. P. 47-51), индекс (capitula) Слов П. Х., а также 176 пронумерованных гомилий, из к-рых 8 являются неподлинными. В критическом издании Оливара к этим гомилиям (из неподлинных в издание не вошла только Serm. 119) добавлены еще 15 Слов - Sermones extravagantes («блуждающие Слова»), к-рые в рукописной традиции были ошибочно приписаны др. авторам или считались анонимными (Ibid. P. 301-384, 447-495). К этой группе относятся следующие Слова: 1. «На Четыредесятницу» (De ieiunio quinquagesimae=Sermo 7bis; CPL, N 235; СРРМА. Vol. 1. N 6348; изд.: CCSL. 24. P. 56-57; PLS. 3. Col. 157; Muratori. 1740. Col. 923), ошибочно приписывается еп. Севериану Габальскому. 2. «На рукоположение епископа» (De ordinatione episcopi=Sermo 130bis; CPL, N 237; CPPMA. Vol. 1. N 6350; изд.: CCSL. 24В. P. 801-802; PLS. 3. Col. 158; Muratori. 1740. Col. 923), об авторстве см.: Olivar. Deux sermons. 1949. P. 114, 125; Idem. 1962. P. 321-323. 3. «На Рождество Христово, второе» (In natali Domini II=Sermo 148bis; CPL, N 231; CPPMA. Vol. 1. N 1238, 6364; изд.: CCSL. 24B. P. 854-857; PLS. 3. Col. 159). 4. «На Рождество Христово, первое» (In natali Domini I=Sermo 140bis; CPL, N 230; CPPMA. Vol. 1. N 1242, 6365; изд.: CCSL. 24B. P. 851-852; PLS. 3. Col. 160). 5. «На январские календы» (De kalendis Ianuariis=Sermo 155bis; CPL, N 231a; CPPMA. Vol. 1. N 1604E, 1964, 6352; изд.: CCSL. 24B. P. 967-969; Mai. 1844. P. 222-223 (под именем Севериана Габальского, ср.: PG. 65. Col. 27); Liverani. 1863. P. 191-193 (под именем блж. Августина)).

http://pravenc.ru/text/2580428.html

397 Cp Ambrosius. De Spiritu sancto. III, X, 59–66. CSEL 79. P. 174–178. Cp. схожий, так сказать, «литургический» аргумент в полемике с последователями Македония у Севериана Гавальского (ум. после 408 г.), в проповеди « О том, как как Адам получил душу, и о страдании Христовом », § 13–14 (Ким С. С. Проповедь Севериана, епископа Гавальского, из цикла гомилий о сотворении мира. CPG 4195//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2. Екатеринбург, 2011. С. 270–271). 399 Cp. Ambrosius. De Spiritu sancto, II, VI. 61. CSEL 79. P. 110; II, VII, 62–64. CSEL 79. P. 110–111; Ps.– Ambrosius. De Spiriru sancto, III, 3 (Chavoutier L. Un libellus pseudo-ambrosien sur le Saint-Esprit//Sacris erudiri. Vol. II. 1960. P. 147). 402 Ср. Hilarius Pictaviensis. Commentarius in evangelium Matthaei, XXXIII. 3. PL 9, I073B; Ambrosius. Expositio evangelii secundum Lucam, X, 105. CCSL 14. P. 375. 414 Ср. Hilarius Pictaviensis. Commentarius in evangelium Matthaei, XXXIII. 3. PL 9, I073B; Ambrosius. Expositio evangelii secundum Lucam, X, 106. CCSL 14. P. 376. 421 Cp. Maximus Taurinensis. Sermo XLV [spur.], 2. CCSL 23. P. 182; Rufinus. Expositio symboli, 12. CCSL 20. P. 149. 426 Ср. Ps.-Cyprianus. Quod idola Dii non sint, 7. CSEL 3, 1. P. 75; Zeno Veronensis. Tractatus I, 2. iii. CCSL 22. P. 16. 439 Natale, букв. «рождение» лат. термин, употреблявшийся христианами для обозначения дня кончины святого; блаж. Августин например, объясняет смысл его употребления в проповеди в день памяти свмч. Киприана: «Дух Святой да научит нас тому, что нужно сказать в этот час, а говорить мы будем в похвалу Киприана, славного мученика, чье рождение, как вы знаете, мы празднуем сегодня. Это слово, «рождение», столь часто используется Церковью для обозначения драгоценных кончин мучеников, – столь часто, говорю я, это слово так используется Церковью, что даже люди, которые не принадлежат к ней, все равно говорят так вместе с нею. Ведь найдется ли сегодня кто-нибудь, не говорю уже о нашем городе, но и во всей Африке и в заморских землях, не только христианин, но и язычник или иудей, и даже еретик, который не говорит вместе с нами о «рождестве» святого мученика Киприана?.. Дня, в который он родился, – мы не знаем, но мы празднуем его «рождение», потому что сегодня он пострадал. Впрочем, тот день мы бы и не праздновали, даже если бы и знали его. Ведь в тот день он получил первородный грех, а в этот – победил всякий грех . В тот день из ненавистной утробы материнской он вышел на этот свет, который соблазняет очи плоти; а в этот день он вырвался из темных объятий природы к тому свету, который озаряет взор ума в счастье и блаженстве» (PL 38. 1412–1413) .См. Leclercq H. Natale, Natalicia//DACL 12, 1, 891–895.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Малахии (In Malachiam prophetam, с предисловием к монахам Минервию и Александру Тулузским//PL. 25. Col. 1541–1577; CCSL. 76А. P. 901–942; рус. пер.: Творения. 1900. Ч. 15. С. 196–252); Осии (In Osée prophetam, с предисловием к Паммахию, PL. 25. Col. 815–946; CCSL. 76. P. 1–158; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 12. С. 136–332); Иоиля (In Ioelem prophetam, с предисловием к нему же, PL. 25. Col. 947–988; CCSL. 76. P. 159–209; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 12. С. 333–395); Амоса (In Amos prophetam, с предисловием к нему же, PL. 25. Col. 989–1096; CCSL. 76. P. 211–348; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 13. С. 2–162). При работе над книгами пророков Захарии и Осии, для которых не имелось толкований Оригена , блаж. Иероним широко использовал толкования Дидима Александрийского , написанные по его просьбе 421 . Поэтому эти толкования не столь обстоятельны, как предыдущие; они выглядят достаточно туманно и обезображены излишним аллегоризмом (что отчасти относится и к толкованию на Иоиля), в то время как толкование на Амоса, напротив, отличается богатством весьма глубоких наблюдений и назидательных суждений 422 . Не менее оригинально и толкование на Малахию, где уже в предисловии встречается интересная гипотеза о тождестве этого пророка со священником Ездрой, развиваемая блаж. Иеронимом в противоположность гипотезе Оригена , согласно которой Малахия, по этимологии своего имени, был посланным с небес ангелом, принявшим человеческую плоть 423 . После окончания работы над книгами малых пророков Вифлеемский пресвитер приступил к толкованию книг четырех великих пророков, начав с книги пророка Даниила, комментарии на которую он закончил в 407 г. (Commentarii in Danielem, с предисловием к Паммахию и Марцелле, CPL. 588; PL. 25. Col. 491–584; CCSL. 75А (F. Glorie. 1964); рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 12. С. 1–135). В предисловии он отстаивает исторический характер личности Даниила и пророческий характер его книги от нападок неоплатоника Порфирия 424 , а в самом толковании, где он собрал мнения предшествующих экзегетов – Климента Александрийского , Оригена , Юлия Африкана , Ипполита, Евсевия Кесарийского , – подражая методу Аполлинария, останавливается лишь на трудных для понимания местах (таких как пророчество о семидесяти седминах и т. п.), быстро пробегая по остальному тексту 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

6-9. Слова, входящие в собрание 18 Слов кодекса Vat. lat. 5758 (соответственно Serm. 140ter, 99bis, 177-178). 10. «На преполовение Пятидесятницы» (De medio Pentecostes=Sermo 85bis; CPL, N 234; CPPMA. Vol. 1. N 1707, 6362; изд.: CCSL. 24B. P. 527; PLS. 4. Col. 398; Mai. 1852. P. 208), ошибочно приписывается блж. Августину; об авторстве см.: Olivar. San Pedro Crisologo. 1949. P. 392-399. 11. «На Пятидесятницу» (De Pentecoste=Sermo 85ter; CPL, N 233; CPPMA. Vol. 1. N 6363; изд.: CCSL. 24B. P. 528-529; Mai. 1852. P. 207-208; PLS. 5. Col. 397), ошибочно приписывается блж. Августину; об авторстве см.: Olivar. 1952. 12. «О страдании Господнем, первое» (De passione Domini, I=Sermo 72bis; CPL, N 233a; CPPMA. Vol. 1. N 1635, 6360; изд.: CCSL. 24B. P. 435-439; PLS. 4. Col. 659; Mai. 1852. P. 64-66), ошибочно приписывается блж. Августину. 13. «О страдании Господнем, второе» (De passione Domini, II=Sermo 72ter; CPL, N 233b; CPPMA. Vol. 1. N 1636, 6361; изд.: CCSL. 24B. P. 440-444; PLS. 4. Col. 662; Mai. 1852. P. 66-68), ошибочно приписывается блж. Августину. 14. «Гомилия на Мф 11» (Homilia in Matt. XI=Sermo 179; CPL, N 233с; CPPMA. Vol. 1. N 1636, 6361; изд.: CCSL. 24B. P. 1085-1088; PLS. 4. Col. 844; Bibliotheca Casinensis. 1875. T. 2. Col. 161-162), ошибочно приписывается блж. Августину; об авторстве см.: Olivar. 1954. P. 330, 335-339. 15. «Толкование Символа веры» (Sermo 62bis; CPL, N 229a). По мнению Оливара, принадлежность этих Слов П. Х. может быть обоснована только с помощью внутренней критики, т. е. анализа лексики и стиля, поэтому нек-рые исследователи относят эти Слова к разряду сомнительных. Исследователи высказывают предположение, что при издании свт. Феликсом 176 Слов П. Х. они подверглись небольшому редактированию; в частности, элементы, характерные для письменной речи, были заменены на стилистические приемы, присущие устной проповеди (обращения, речь от первого лица, упоминание о недавно произнесенных Словах и т. п.; см., напр.: Petr. Chrysolog. Serm. 1, 15, 22, 75, 76, 78, 97-98, 148). Возможно, нек-рые длинные проповеди экзегетического характера были разбиты на неск. Слов, приуроченных к определенным дням литургического года ( Olivar. 1962. P. 227-277). Собрание 18 Слов кодекса Vat. lat. 5758

http://pravenc.ru/text/2580428.html

ad Ruf. Проспер Аквитанский. Epistula ad Rufînum («Послание к Руфину») Exp. ep. ad Rom. inch. Августин. Epistolae ad Romanos inchoata expositio («Незаконченное толкование послания к Римлянам») Die griechischen christlichen Schriftsteller Кассиодор. Institutiones divinarum et humanarum litterarum («Об изучении наук божественных и человеческих») Patrologiae cursus completus. Series graeca Patrologiae cursus completus. Series latina Prop ad Rom Августин. Expositio quarumdam propositionum ex epistola ad Romanos («Толкование некоторых вопросов из послания к Римлянам») Resp. Gall. Проспер Аквитанский. Responsiones ad capitula objectionum Gallorum calumniantium («Ответы на Главы возражений галловклеветников») Resp. Gen. Проспер Аквитанский. Responsiones pro Augustino ad excerpta Genuensium («Ответы в защиту Августина на избранные цитаты генуэзцев») Resp. Vine. Проспер Аквитанский. Responsiones ad capitula objectionum Vincentiarum («Ответы на Главы Викентиевых возражений») Августин. Retractationes («Пересмотры») Сульпиций Север. Vita Martini («Житие святого Мартина») Библиография Оригинальные тексты Августин Гиппонский – Ad Simplicianum//CCSL Vol. 44. – Confessiones//CCSL Vol. 27. – Contra duas epistulas Pelagianorum//CSEL Vol. 60. P. 423–470. – De civitate Dei//CCSL Vol. 47, 48. – De correptione et gratia//PL T. 44. Col. 915–946. – De diversis quaestionibus LXXXIII//CCSL Vol. 44A. P. 11–249. – De dono perseverantiae//PL T. 45. Col. 993–1034. – De gratia Christi et de peccato originali//CSEL Vol. 42. P. 125–206. – De gratia et libero arbitrio//PL T. 44. Col. 881–912. – De natura et gratia//CSEL Vol. 60. P. 233–299. – De praedestinatione sanctorum//PL T. 44. Col. 959–992. – De spiritu et littera//PL T. 44. Col. 199–246. – De Trinitate//CCSL Vol. 50–50A. – Epistulae//CSEL Vol. 34, 44, 57, 58. – Aux moines d’Adrumete et de Provence/Ed./. Chéné//Oeuvres de Saint Augustin. Vol. 24. – Epistolae ad Romanos inchoata expositio//CSEL Vol. 84. Амвросий Медиоланский – De fuga saeculi//PL T.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

19 . De oratione («О молитве» 203 , CPL 7; PL 1, 114–1196; CSEL 20,180–200; CCSL 1, 257–274). Этот трактат, написанный около198–200 гг., адресован оглашенным и содержит самый ранний в христианской письменности комментарий на молитву Paternoster (гл. 2–9), которую Тертуллиан называет «кратким содержанием всего Евангелия» (breviarium totius Evangelii, гл. 1), а также практические советы о молитве (гл. 9–92). В гл. 19 говорится о Евхаристии, а в гл. 25 – о часах ежедневной молитвы (3-ий, 6-ой и 9-ый). Этот трактат послужил образцом для трактата свт. Киприана Карфагенского De oratione dominica 204 . 20 . De patientia («О терпении» 205 , CPL 9; PL 1, 1249–1274; CSEL 47, 1–24; CCSL 1, 299–317; SC 310). Этот трактат, написанный около 200–203 гг., посвящен рассуждению о необходимости для христианина такой добродетели, как терпение, которой сам Тертуллиан , по его собственному признанию, не обладал (гл.1). Истоки противоположного ему порока – нетерпения –находятся в самом диаволе (гл. 5). Этот трактат стал одним из основных источников трактата свт. Киприана Карфагенского De bono patientiae 206 . 21 . De poenitentia («О покаянии» 207 , CPL 10; PL 2, 979–1030; CSEL 76, 129–170; CCSL 1, 321–340; SC 316). Этот трактат, написанный в 203 г. 208 , дает ценные сведения по истории покаянной дисциплины в Древней Церкви. В первой части (гл. 1–6) говорится о покаянии оглашенных перед принятием таинства крещения; во второй (гл. 7–12) – о возможности однократного «второго покаяния», дающего христианину, отпавшему от Церкви через грех , возможность вернуться в ее лоно. Тертуллиан говорит также о публичном исповедании грехов (exomologesis, гл.9–12), через которое происходило примирение с Церковью в присутствии пресвитеров, мучеников и мирян (гл. 9). В гл. 12 говорится о вечном осуждении в геенне тех, кто не воспользовался возможностью второго покаяния. 22 . Ad uxorem («К жене» 209 , в двух книгах, CPL 12; PL 1, 1274–1304; CSEL 70, 96–124; CCSL 1, 373–394; SC 273). Это первый из трех трактатов, посвященных теме брака. Он написан между 200 и 206 гг. В нем Тертуллиан защищает целостность и неразрывность христианского брака, резко осуждая мотивы, по которым вдовы выходят замуж вторично. В первой книге он советует своей жене после его смерти не вступать в новый браки вести аскетический образ жизни. Во второй книге Тертуллиан убеждает жену, что если она все-таки выйдет замуж вторично, то только за христианина. В конце второй книги Тертуллиан говорит о нравственной высоте и подлинном счастье христианского брака, освящаемого Церковью (гл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Иероним Пролог 1910 – Пер.: Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого. Изд. 2-е. Ч. 5. Киев.1910. С. 377–378. Переизд.: Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. Сост. Иером. Иларион (Алфеев) . Т. II. М. 1999. С. 16. Hieronymus Apologia – Apologia aduersus libros Rufini. CPL 613. PL 23, 397–456 (415–478)//P. Lardet. Saint Jerome. Apologie contre Rufin. SC 303. Paris. Cerf. 1983.//Lardet. P. L’Apologie de Jerome contre Rufin. Un commentaire. Leiden. E.J. Brill. 1993. Апология 1910 – Пер.: Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого. Апология против Руфина. Изд. 2-е.Ч.5. Киев.1910. С. 1–133. Hieronymus Epistulae – Epistulae. CPL 620. PL 22, 325–1204. Иероним Письма I – Пер. Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого Письма. Отдел I. .том I. Киев.1863. С. 1–224. Иероним Письма III – Пер. Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого. Письма. Отдел III. .том II. Киев.1864. С. 1–379. Пер. Творения Блаженного Иеронима Стридонсеого. Письма. Отдел I. Изд. 2-е.том I. Киев.1910. Epistulae supposititiae. CPL 633. PL 30, 15–318. Hieronimus Commentarii Paulinas – Commentarii in iv epistulas Paulinas (ad Galats, ad Ephesios, ad Titum, ad Philemonem. CPL 591. PL 26, 307–618 (331–656). Hieronymus Commentarius in Ecclesiasten – Commentarius in Ecclesiasten CPL 583. PL 23, 1009–1116.//Adriaen M. S. Hieronymi presbyteri Opera 1. Opera exegetica 1. CCSL 72.Turnhout. Brepols. 1959. Пер.: Творения БлаженногоИеронима Стридонсеого. Ч. 6. Киев. 1880. С. 1–135. Hieronimus Commentarii in Esaiam – Commentarii in Esaiam. CPL 584. PL 24, 17–678. Hieronimus Commentarii in Prophetas Minores – Hieronimus Commentarii in Prophetas Minores. CPL 589. PL 25, 855–1668.//Adriaen M. S. Hieronimi presbyteri Opera. Pars I. Opera exegetica 6. Commentarii in Prophetas Minores. CCSL 76. Turnhout. Typographi Brepols Editores Pontificii. 1969.//Adriaen M. S. Hieronimi presbyteri Opera. Pars I. Opera exegetica 6. Commentarii in Prophetas Minores. CCSL 76A. Turnhout. Typographi Brepols Editores Pontificii.1970. Hieronimus Commentariorum in Mattheum – Commentariorum in Mattheum. libri IV. CPL 590. PL 26, 15–218 (15–228). CCSL 77. Turnhout. Typographi Brepols Editores Pontificii. 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

1117-1130; CPL, N 404; CCSL. Vol. 60. P. 227-258), пространная проповедь, произнесенная К., вероятно, на Пасху 439 г. ( Braun. 1986. Col. 2884); по тематике схожа с предыдущими. Помимо разъяснения обряда отречения от сатаны и церковной веры в Пресв. Троицу К. ведет полемику с арианами, учившими о неравенстве между Отцом и Сыном и практиковавшими перекрещивание православных. К. доказывает Божество Христа, ссылаясь не только на многочисленные библейские свидетельства, но также и на «Оракулы Сивилл» и на сочинения Вергилия . «Слово против пяти ересей» (Adversus quinque haereses//PL. 42. Col. 1101-1116; CPL, N 410; CCSL. Vol. 60. P. 261-301), имеет катехизическо-полемический характер, представляет собой краткий ересеологический трактат, направленный против 5 врагов Церкви Христовой: язычников (гл. 3; здесь автор ссылается на сочинения, надписанные именем Гермеса Трисмегиста (Mercurius)), иудеев (гл. 4), манихеев (гл. 5), савеллиан (гл. 7) и ариан (главы 6, 8). «Слово о «новой песни»» (De cantico novo//PL. 40. Col. 677-686; CPL, N 405; CCSL. Vol. 60. P. 381-392), тема Слова - обновление жизни, происходящее в христианстве, символом чего служит «новая песнь», которую псалмопевец воспевал Богу (ср.: Пс 143. 9). Этот символизм находит свое продолжение в рассуждении К. о пути христианина в небесное отечество и о 3 видах уклонения от этого пути: останавливается на пути христианин, не заботящийся о духовном преуспеянии; поворачивается вспять тот, кто, оставив чистую жизнь, предался пороку; уходит в сторону еретик. Особое внимание К. уделяет последнему состоянию, обличая манихеев, ариан и пелагиан. «Слово о последней среде» (De [ultima] quarta feria//PL. 40. Col. 685-694; CPL, N 406; CCSL. Vol. 60. P. 395-406), произнесено в Великую среду 439 г. (De [ultima] quarta feria. 7. 2). В нем на основе притчи о сеятеле автор призывает возделывать почву своего сердца, чтобы воспринять в таинстве Евхаристии Тело и Кровь Христовы, к-рыми очищается и украшается душа. В конце проповеди К. призывает остерегаться еретиков, особенно ариан, молиться за мир в Африке, за прекращение гнева Божия, т.

http://pravenc.ru/text/1684079.html

28 . De idololatria («Об идолопоклонстве» 215 , CPL 23; PL 1, 663–696; CSEL 20, 30–58; CCSL 2, 1101–1124). Этот трактат, по всей вероятности, был написан одновременно с предыдущим. В нем Тертуллиан доказывает, что не только служба в армии (гл. 19), но и любая государственная должность или общественная профессия, связанная с идолопоклонством, неприемлема для христианина (гл. 4–18). По мнению Тертуллиана , именно идолопоклонство сосредотачивает в себе все остальные тяжкие грехи и является главной причиной Страшного Суда (гл. 1). 29 . De fuga in persecutione («О бегстве во время гонения» 216 , CPL 25; PL 2, 103–120; CSEL 76, 17–43; CCSL 2, 1135–1155). Этот трактат, написанный в 212–213 гг., адресован другу Тертуллиана Фабию. Если ранее Тертуллиан предполагал возможность для христианина скрыться во время гонений (см. Ad uxor., I.3; De patien., 13), то в данном трактате он решительно отвергает это, считая, что такой поступок противоречит воле Бога, Который посредством гонений испытывает веру христиан (гл. 1). 30 . De jejunio 217 adversus psychicos («О посте. Против «душевных» христиан» 218 , CPL 29; PL 2, 953–978; CSEL 20, 274–297; CCSL 2,1257–1277). Этот трактат, написанный в 217–218 гг., направлен против кафолической Церкви, которая, по мнению монтаниста Тертуллиана , придерживалась недостаточно строгих правил относительно поста и воздержания. Тертуллиан требует более продолжительных постов, сухоядения (xerophagiae), то есть отказа от добавления в пищу мяса, соусов и фруктов, а также полного воздержания от вина, мытья и пр. (гл. 1). В пользу строгого поста и воздержания Тертуллиан приводит свидетельства из Св. Писания (гл. 2–10), а также защищается от обвинений в ереси и псевдопророчестве (гл. 11). В целом трактат содержит ценные материалы по истории дисциплины поста в Древней Церкви. 31 . De pudicitia («О стыдливости» 219 , CPL 30; PL 2, 979–1030; CSEL 20, 219–273; CCSL 2, 1281–1330; SC 394–395). В этом, по-видимому, последнем по времени написания трактате Тертуллиан возвращается к теме покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010