Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности; История крестовых походов. М., 2001. Щапов Я.Н. Византийское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. Этингоф О.Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000. Юзбашян К.Н. Классовая борьба в Византии в 1180–1204 гг. и Четвертый крестовый поход. Ереван, 1967. Юревич О. Андроник I Комнин/Пер. с англ. СПб., 2004. Abulafia D. Italy, Sicily and the Mediterranean, 1100–1400. London, 1987. Angold M. Church and society in Byzantium under the Comneni, 1081 – 1261. Cambridge, 1995. Angold M. The Byzantine empire, 1025–1204: a political history. London, 1997 (2 ed.). Angold M. (ed.). The Byzantine aristocracy, IX to XIII centuries. Oxford, 1984. Βαρζς Κ. γενεαλογα των Κομνηνν. Θεσσαλονκη, 1984. 2 τ. Beaucamp J., Dagron G. (ed.). La Transmission du patrimoinë Byzance et Paire mediterraneenne. Paris, 1998. Birkenmeier J.W. The development of the Komnenian army, 1081–1180. Leiden, 2002. Boase T.S.R. (ed.). The Cilician kingdom of Armenia. Edinburgh, 1978. Brand C.M. Byzantium confronts the West, 1180–1204. Cambridge (Mass.), 1968 (repr. 1992). Cahen С . La Turquie pre-ottomane. Istanbul, 1988. Cahen С . The formation of Turkey: the Seljukid sultanate of Rum, eleventh to fourteenth century/Ed. and tr. P.M. Holt. Harlow, 2001. Gheynet J.-C. Pouvoir et contestations a Byzance (963–1210). Paris, 1990. Cheynet J.-C e.a. (ed.). Le Monde byzantin, IÏ LEmpire Byzantin (641–1204). Paris, 2007. Ciggaar K.N. Western travellers to Constantinoplë the West and Byzantium, 962–1204. Leiden, 1996. Curta F. Southeastern Europe in the middle ages 500–1250. Cambridge, 2006. Day G. W. Genoá " s response to Byzantium, 1155–1204: commercial expansion and factionalism in a medieval city. Urbana, 1988. Dédéyan G. Les Arméniens entre Grecs, Musulmans et Croisés: étude sur les pouvoirs arméniens dans le Proche-Orient méditerranéen (1068–1150). Lisbon, 2003. 2 vol. Diaconu P. Les Coumans au Bas-Danube aux XI е et XII е siècles. Bucarest, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

DSAM Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publié sous la direction de Marcel Viller, S. J., assisté de F. Cavallera, et J. de Guilbert, S. J., avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. Paris, 1:1937; 2:1953; 3:1957; 4/1:1960; 4/2:1961; 5:1964; 6:1967; 7/1:1969; 7/2:1971; 8:1974; 9:1976; 10:1980; 11:1982; 12/1:1984; 12/2:1986; 13:1988; 14:1990; 15:1991; 16:1994; 17 (Index): 1995. LSJ Liddell H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon, revised by Jones H. S. 1940 with a Supplement 1968. Oxford, impression 1994. JBL Journal of Biblical Literature. Philadelphia et al., 1881 – . JThS Journal of Theological Studies. London, 1900–1905; Oxford, 1905 – . 1 (1899/1900) – 50 (1949); NS 1 (1950) – . Mansi Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collec- tio, in qua praeter ea quae Ph. Labbeus et G. Cossartius... et novissime N. Coleti in lucem edidere, ea omnia insuper suis in locis optime disposita exhibentur, quae J. D. Mansi... evulgavit... Florentiae/Venetiis, 1759–1798 (T. 1–31); Parisiis, —15— 1902–1915 (T. 32–48); Leipzig–Arnhem, 1923–1927 (T. 49–53). (Graz, r 1960–1961. T. 1–53 в 59). Muséon Le Muséon: Revue d’études orientales (Tijdschrift voor oriëntalisme). Louvain-La-Neuve; Louvain: 1 (1882) – 15 (1896), N. S. 1=19 (1900) – 14/15=33 (1913/14); 3. Ser. 1=33 (1915/16); 34 (1921) – . ОСА Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1935 – . ОСР Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935 – . OS Ostkirchliche Studien. Würzburg, 1952 – . ParOr Parole de l’Orient. Kaslik, Liban, 1970 – . PG Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866. T. 1–161. PL Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series latina. Parisiis, 1844–1864. T. 1–225. PO Patrologia Orientalis /Ed. R. Graffin, F. Nau. Paris, затем Turnhout и Roma; Turnhout, 1903 – . PTS Patristische Texte und Studien. Berlin, 1964 – . REG Revue des Études grecques. Paris, 1888 – . RESEE Revue des Études sud-est européennes. Bucarest, 1963 – . RThom Revue Thomiste. Tolouse, 1 (1893) – 22 (1914); N. S. 1–23 (1918) – 19–41 (1936); 42 (1937); 43 (1937) – 45 (1939) – Année 45–47; 46–54 (1946) – . SC Sources Chrétiennes. Paris, 1940 – . StMon Studia Monastica. Barcelona, 1959 – . StT Studi e Testi: Biblioteca Apostolica Vaticana. Città del Vaticano, 1900 – . ThPh Revue de Théologie et de Philosophie. Lausanne, 3. Ser. 1 (1951) – 27 (1977); 28 – 110 (1978) – . [Ранее: Théologie et philosophie 1 (1868) – 5 (1872); Revues de théologie et de Philosophie et compte rendu des principales publications scientifiques 6 (1873) – 44 (1911); N. S. 1 (1913) – 38 (1950)]. TLG Thesaurus Linguae Graecae E (CD). ViC Vigiliae Christianae: A Review of early Christian Life and Language. Amsterdam, 1947 – . Условные обозначения + добавляет < опускает Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1725 . Nellas P. La vita spirituale in Cristo. Studio sull’antropologia cristocentrica di Nicola Cabasilas//Id. Voi siete dèi. Antropologia dei Padri della Chiesa. Roma 1993. 131–173. оригинал: Афины 1981. Англ. пер.: N.Y. 1987. Франц. пер.://Р. 1989. 83–129. 1726 . Petra В. La vita in Cristo. Temi etici nel pensiero di Nicola Cabasilas//Studia moralia. 1989. 27. 77–102. 1727 . Psevtonkas B. S. Νικλαος Καβσιλας ταν συχαστς ντιησυχαστς// Πρακτικ. 1984 6 .1643). 205–221. 1728 . Rubini Μ. L’antropologia cristologica di Nicolas Cabasilas. Diss. theol. [Teildruck], Pont. Univ. a St Thoma. Molfetta 1976. XIX, 80. излож.://Nicolaus. 1974. 2. 195–201. 1729 . Salaville S. Le Christocentrisme de Nicolas Cabasilas//EO 1936. 35. 129–167. 1730 . Salaville S. Vues sotériologiques chez Nicolas Cabasilas (XIV е s.)//Byzantines [Bucarest, repr. Paris 1968]. 1943. 1. 5–57. 1731 . Spiteris Y. Nicola Cabasilas Chamaetos. Una sintesi della teologia bizantina//Laurentianum. 1995. 36:3. 285–390. 1732 . Spiteris Y. Cabasilas: teologo e mistico bizantino. Nicola Cabasilas Chamaetos e la sua sintesi teologica. (Pubblicazioni del Centro Aletti. 15). Roma 1996. 192. [Биография, обзор соч., анализ богословия. Приложения с текстами]. 1733 . Spiteris Y., Conticello С. G. Nicola Cabasilas Chamaetos//ТВ II. 315–410. [Наиболее подробная и лучшая сводка на сегодн. день]. 1734 . Suciu P. Nicolai Cabasilae byzantini scriptoris saec. XIV doctrina theologica de vita supernaturali (Pontificium Athenaeum Urbanianum De propaganda fide. Tesi dattilo-scritta di Dottorato in teologia). Roma [s.d.]. 1735 . Thorborg Μ. Συνφεια, a key-word in the thinking of Nicolas Cabasilas//Univ. de Copenhague. Cahiers de l’Institut du Moyen-Âge Grec et Latin. 1974. 13. 60–62. пер.: Συνφεια, μι λξη– κλειδ στν σκψη το Νικολου Καβσιλα// ποπτεα. 1977. 2. 449–450. 1736 . Toniolo Ε. Μ. La mariologia di Nicola Kabasila. Diss. Vicenza 1955. 1737 . Tsirpanlis C. N. The mystical theology of Nicolas Cabasilas// Θεολογα. 1976. 47. 85–104.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

795 . Failler A. Nouvelle note sur la chronologie du règne de Jean Cantacuzène//REB 1976. 34. 119–124. Политические вопросы 796 . Charanis P. Imperial coronation in Byzantium// Βυζαντιν. 1976. 8. 37–44. 797 . Diaconu P. Kili et l’expédition d’Umur Beg//RESEE 1983. 21:1. 23–29. 798 . Dölger F. Johannes VI Kantakuzenos als dynamistischer Legitimist//Paraspora. Ettal 1961. 194–207. 799 . Frances E. Quelques aspects de la politique de Jean Cantacuzène//RSBN 1968. 15. 167–176. 800 . Jonèev L. Die politischen Beziehungen zwischen den Balkanstaaten um die Mitte des 14. Jh.//Études historiques. 1978. 8. 123–140. 801 . Maksimovi L. Politika uloga Jovana Kantakuzina posle abdikacije (1354–1383)//ZRVI 1966. 9. 119–188. 802 . Matschke К. Johannes Kantakuzenos, Alexios Apokaukos und die byzantinische Flotte in der Bürgerkriegsperiode 1341–1355//Actes du XIV е Congr. Int. des Ét. Byz. 2. Bucarest 1975. 193–205. 803 . Teoteoi T. La conception de Jean VI Cantacuzène sur l’État byzantin vue principalement à la lumière de son Histoire//RESEE 1975. 13:2. 167–185. Отношения с западом и востоком 804 . Bryer A. А. М. Greek historians on the Turks: the case of the first Byzantine-Ottoman marriage//The writing of history in the Middle Ages. Essays presented to Richard William Southern/Ed. Davis R. H. C. et al. Oxford 1981. 471–493. 805 . Gill J. John VI Cantacuzenus and the Turks// Δρημα στον ωννη Καραγιαννπουλο ( Βυζαντιν. 13/1–2). Θεσσαλονκη 1985. 55–76. 806 . Kyrris С. P. John Cantacuzenus and the Genoese 1321–1348//Miscellanea storica ligure. Milano 1963. 3. 7–48. 807 . Kyrris C. P. John Cantacuzenus, the Genoese, the Venetians and the Catalans 1348–1354// Βυζαντιν. 1972. 4. 331–356. же://Atti del I Congresso Storico Liguria-Catalogna. Ventimiglia-Bordighera-Albenga-Finale-Genova 14–19 ottobre 1969. Bordighera 1974.188–210. 808 . Laiou A. E. Italy and the Italians in the political geography of the Byzantines (14 th century)//DOP 1995. 49. 73–98. 809 . Luttrell A. T. John Cantacuzenus and the Catalans at Constantinoplë 1352–54//Matinez Ferrando A. Miscelana de estudios dedicados a su memoria, Asociacion Nacional de Bibliotecarios, Archiveros у Arqueologos. Barcelona 1968. 265–277. же://Id. Latin Greece, the Hospitallers and the Crusades 1291–1440. L. 1982. (Collected Studies. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

е. выступал как высшая апелляционная инстанция. Эти полномочия К-польского Патриарха со ссылкой на каноны и «божественные законы» были подтверждены и распространены на все части империи в «Исагоге» (Eis. 3. 9-10; ср. Τρωινος. Μγας Θτιος. Σ. 499). Рим. епископ, согласно Сард. 3-5, также мог выступать в качестве апелляционной инстанции ( Troianos. 1991. S. 251-255). Изд.: Бенешевич В. Н. Древне-славянская кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906-1907. Lpz., 1974r; Т. 1. Вып. 1-3; Т. 2/Под ред. Я. Н. Щапова. София, 1987; Corpus Iuris Civilis. Vol. 1: Institutiones/Ed. P. Krueger. Digesta/Ed. Th. Mommsen, P. Krueger. B., 1963; Vol. 2: Codex Iustinianus/Ed. P. Krueger. B., 1963; Vol. 3: Novellae/Ed. R. Schoell, G. Kroll. B., 1963; Joannou P. -P. Discipline générale antique (IIe-IXe s.). T. 1/1: Les canons des conciles œcuméniques. R., 1962; T. 1/2: Les canons des synodes particuliers. R., 1962; T. 2: Les canons des pères grecs. R., 1963. Лит.: Азаревич Д. История визант. права. Ярославль, 1876-1877. Т. 1. Ч. 1-2; Курганов Ф. А. Отношения между церк. и гражданскою властью в Визант. империи (325-565 гг.). Каз., 1880. Lpz., 1983r; Остроумов М. Введение в правосл. церк. право. Х., 1893. T. 1; Нарбеков В. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона. Каз., 1899. Ч. 1; Суворов Н. С. Визант. папа: Из истории церк.-гос. отношений в Византии. М., 1902 (Рец.: Соколов И.//ВВ. 1902. Т. 9. С. 226-228); Соколов И. И. Избрание патриархов в Византии с пол. IX до пол. XV в. СПб., 1907; он же. Вселенские судьи в Византии. Каз., 1915; Alibizatos H. S. Die kirchliche Gesetzgebung des Kaisers Justinian I. B., 1913. Aalen, 1973r; Wenger L. Canon in den römischen Rechtsquellen. W., 1942; RegImp; RegCP; Lemerle P. Le juge général des grecs et la réforme judiciaire d " Andronic III//Mémorial L. Petit. Bucarest, 1948. P. 292-316; Biondi B. Il diritto romano cristiano. Mil., 1952-1954. T. 1-3; idem. Il diritto romano. Bologna, 1957; Ehrhardt A. Constantin der Grosse: Religionspolitik und Gesetzgebung//Zschr.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   Зарождение этих разнонаправленных процессов составляет наиболее интересную и драматическую сторону многих церковных, культурных и политических событий XIV века.    См. прекрасный библиографический обзор в 168, с. 231—241. а также 143.    Ср. 213.    Главные работы Паламы — девять трактатов, разделенных на три группы и обычно называемых «триадами» (ср. Филофей, «Жизнь Паламы», 140, CLI, col. 91, 588D. Франц. перевод 107).    109.    Не так давно личность и богословие Варлаама стали предметом оживленной дискуссии. Нашу точку зрения см. 110, с. 47—64. Один из последних и наиболее благосклонных к Варлааму очерков его творчества см. 143, с. 126—150.    См., например, 140, LX, col. 164.    О Никее как центре этого нового «эллинского» самосознания см. 182. с. 27—45; 73, с. 33—47; 4, с. 29—31.    Ср. сопоставления в 4, с. 31—33.    См. 107. с. 173—194.    109. с. 47.    См. беспристрастный анализ в 154, с. 81—96.    См., например, его прославление мирского обучения в Константинополе, соединенное со стандартным определением светской философии как «служанки» «истинной мудрости». (140, CLI, col. 554 АВ).    О Никее как «Афинах» см.: Григорий Кипрский, «Автобиография» в: W. Lameere, «La Tradition manuscrite de la correspondance de Gregoire de Chypre». Брюссель-Рим:1937, стр. 179. Константинополь отождествляется с Афинами у Григоры, см. 60.    Ср. 113, с. 62 и 212, с. 29.    См., в частности, I. Sevcenko, «Society and intellectual life in the fourteenth century», XlVe Congres International desetudes byzantines, Bucarest, 1971, Rapports, I, pp. 30. — 212, c. 18—19.    Cp. 157. a также блестящий очерк в 123.    Особенно очевидно вмешательство императора в низложении Каллиста и поставлении Филофея в 1353 году. О письмах Кантакузина относительно русских церковных дел см. гл. 4.    102. II. с. 188—192.    196, иллюстр. 287—288; см. глава 10.    182, с. 175.    Собственное описание Дмитрием своих открытий — в его Апологии, 99, с. 365—366; ср. 157, с. 176—177 и 106, с. 103—106.    Классической монографией об этом путешествии до сих пор является 64.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

R., 1960; Dölger F. Zum Aufstand des Andronikos IV. gegen seinen Vater Johannes V. im Mai 1373//REB. 1961. T. 19. P. 328-332; Wirth P. Die Haltung Kaiser Johannes " V. bei den Verhandlungen mit König Ludwig I. von Ungarn zu Buda im Jahre 1366//BZ. 1963. Bd. 56. S. 271-272; Chrysostomides I. John V Palaeologus in Venice (1370-1371) and the Chronicle of Caroldo: A re-interpretation//OCP. 1965. T. 31. P. 76-84; История Византии. Т. 3. С. 135-168; Zachariadou E. The Conquest of Adrianople by the Turks//Studi Veneziani. 1970. Vol. 12. P. 211-217; Matschke K.-P. Fortschritt und Reaktion in Byzanz im 14. Jh.: Konstantinopel in der Bürgerkriegsperiode von 1341 bis 1354. B., 1971; Pall F. Encore une fois sur le voyage diplomatique de Jean V Paléologue en 1365/66//RESEE. 1971. T. 9. P. 535-540; Holban M. Autour du voyage de l " empereur Jean V à Bude//Actes du XIVe Congr. Intern. des Études Byzantines. Bucarest, 1975. T. 2. P. 121-125; Gill J. John V Palaeologus at the Court of Louis I of Hungary (1366)//Bsl. 1977. T. 38. P. 31-38; Tinnefeld F. H. Kaiser Johannes V. Palaiologos und der Gouverneur von Phokaia//RSBS. 1981. Vol. 1. P. 259-270; М. Jobah V Палеолог и Jobah VI Кантакузла од 1351. до 1354. године//ЗРВИ. 1982. Т. 21. С. 128-141; Protonotarios P. N. John V and Anna of Savoy in Thessalonica (1351-1365): The Serres Hoard//American J. of Numismatics. Ser. 2. 1990. Vol. 2. P. 119-128; Р. Време Jobaha V Палеолога (1332-1391). Београд, 1993; Bravo Garc í a A. Emperadores bizantinos en tierras da Occidente//Βυζαντιακ. 1994. Τ. 14. P. 107-139; Pieralli L. La definizione del primato romano e la dignità dei patriarcati orientali nella professione di fede imperiale lionese//RHM. 2003. Bd. 45. S. 199-218; Ponomarev A. L. Monetary Markets of Byzantium and the Golden Horde: State of Affairs According to the Account Books of the Genoese Treasurers of Caffa, 1374-1381//Море и берега: К 60-летию С. П. Карпова от коллег и учеников. М., 2009. С. 595-612. П. В. Кузенков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469760.html

Лит.: Megaw A. H. S. Three Vaulted Basilicas in Cyprus//JHS. 1946. Vol. 66. P. 48-56; idem. Byzantine Architecture and Decoration in Cyprus: Metropolitan or Provincial//DOP. 1974. Vol. 28. Р. 57-88; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. Cyprus, 1964. L., 1985. Nicosia, 1997 2; Papageorghiou A. Masterpieces of the Byzantine Art of Cyprus. Nicosia, 1965; idem. ( Παπαγεωργου Α. ). Η Παλαιοχριστιανικ κα Βυζαντιν Τχνη τς Κπρου//Απστολος Βαρνβας. Λευκωσα, 1965/1966. Τ. 26/27. Ν 5/6. Σ. 159-160; idem. Η Παλαιοχριστιανικ κα Βυζαντιν Αρχαιολογα κα Τχνη ν Κπρ κατ τ τη 1965-1966//Ibid. 1968. Τ. 29. Ν 5/6. Σ. 153-158; Ν 7/8. Σ. 231, 235; idem. Η Παλαιοχριστιανικ κα Βυζαντιν Αρχαιολογα κα Τχνη ν Κπρ κατ τ τη 1967-1968//Ibid. 1969. Τ. 30. Ν 5/6. Σ. 153-156; Ν 9/10. Σ. 280-288; idem. L " architecture paléochrétienne de Chypre//Corsi di cultura sull " arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1985. Vol. 32. P. 299-324; idem. L " architecture de la période byzantine à Chypre//Ibid. P. 325-335; Megaw A. H. S., Hawkins E. J. W. A Fragmentary Mosaic of the Orant Virgin in Cyprus//Actes du XIVe Congrès Intern. des Études Byzantines. Bucarest, 1976. Т. 3. P. 363-366; iidem. The Church of the Panagia Kanakariá at Lythrankomi in Cyprus: Its Mosaics and Frescoes. Wash., 1977. (DOS; 14); Taylor J., Megaw A. H. S. Excavations at Ayos Philon, the Ancient Carpasia. Pt. 2: The Early Christian Buildings//Report of the Department of Antiquities, Cyprus. Nicosia, 1981. Р. 209-250; Enlart C. Gothic Art and the Renaissance in Cyprus. L., 1987. P. 304-314; Michaelides D. Cypriot Mosaics. Nicosia, 1992 2; Κοκκινφτας Κ. Κυκκτικα μελετματα. Λευκωσα, 1997. Σ. 205; idem. Η Ιερ Μον Αποστλου Ανδρα Καρπασας. Λευκωσα, 2009; Γκιολς Ν. Η χριστιανικ τχνη στην Κπρο. Λευκωσα, 2003; Ηλιδης Ι. Α. Η Κυπροαναγεννησιακ ζωγραφικ στη χερσνησο της Καρπασας//Καρπασα: Πρακτικ Α επιστημονικο συνεδρου «Ες γην των Αγων και των Ηρων»/Επ. Π. Παπαγεωργου. Λεμεσς, 2010. Σ. 461-476; Παπαγιννης Τ., Σμγας Α. Εκκλησες και εξωκλσσια Καρπασας//Ibid. Σ. 163-178; Χατζηχριστοφ Θ. Τα ψηφιδωτ δπεδα των Πρωτοβυζαντινν Βασιλικν της Καρπασας//Ibid. Σ. 147-162; Χοτζκογλου Χ. Γ. Η εντοχια μνημειακ διακσμηση στους ναος της Καρπασας//Ibid. Σ. 421-460.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

   Анализ паламитского богословия см. в нашей работе: Introduction à l’étude. P. 223—256; англ, пер.: Study of Gregory Palamas. P. 157—184 [Введение в изучение. С. 219—252]; также ср.: Stâniloae D. Viâta si învâtâtura sfantului Grigorie Palama. Sibiu, 1938. P. 89 sqq.    Ср., в части.: Beck H. — G. Theodoros Metochites: Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. München, 1952; Hunger H. Theodoros Metochites als Vorlaüfer des Humanismus in Byzanz//BZ. Bd. 45. Hf. 1. 1952. S. 4—19; Sevcenko I. La vie intellectuelle et politique à Byzance sous les premiers Paléologues: Études sur la polémique entre Théodore Métochite et Nicéphore Choumnos. Bruxelles, 1962 (Corpus Bruxellense Historiae Byzantinaë Subsidia, 3).    Прежде всего см.: Guilland R. Essai sur Nicéphore Grégoras: l’homme et l’o_euvre. P., 1926. P. 7—8.    Сочинения Паламы против Григоры до сих пор не изданы: текст, относящийся к встрече Метохита с молодым Григорием Паламой цит. по рукописи: Coisl. 100, fol. 236; см.: Meyendorff J. Introduction à l’étude. P. 47, n. 15 [ср.: Введение в изучение. С. 29]; о датировке трактатов против Григоры см.: Ibid. Р. 379—381.     Philotheus. Encomium Gregorii Palamae//PG 151, col. 559d-560a.    Ср. похвалы Григорию Кипрскому y Филофея (Contra Gregoram antirrhetici, VI//PG 151, col. 915cd) и y Иосифа Калофета в его жизнеописании свт. Афанасия I, преемника Григория на патриаршем престоле (Vita sancti Athanasii patriarchae Constantinopolitani/κδ. Αθα νσιος (Παντοκρατρινος)//Θρακικ. T. 13. θναι, 1940. Σ. 87); антипаламит Акиндин считал Григория Кипрского латинствующим еретиком (цит. см.: Meyendorff J. Introduction à l’étude. P. 29 [Введение в изучение. С. 9–10]).     Gregorius Palamas. Pro hesychastis, I, 2,12; II, 2, 3//Ed. cit. P. 99; 323 [Триады. C. 57; 177].    Жизнеописатель свт. Афанасия Феоктист отмечает, что тот был недостаточно образован (см.: Пападопуло-Керамевс А. Жития двух вселенских патриархов XIV в., свв. Афанасия I и Исидора I. СПб., 1905. С. 26); ср. также: Nicephorus Gregoras. Historia Byzantina, VI, 5/ed. L. Schopen. Vol. 1. Bonn, 1829. S. 180. О свт. Афанасии см.: Guilland R. La correspondance inédit d’Athanase, Patriarche de Constantinople (1289—1293,1304—1310)//Études sur l’histoire et sur l’art de Byzancë Mélanges Charles Diehl. T. 1. P., 1930. P. 121—140; a также: Bânescu N. Le Patriarche Athanase I et Andronic II Paléologue, état religieuse, politique et social de l’Empire//Académie Roumaine. Bulletin de la Section historique. T. 23. 1. Bucarest, 1942. P. 1—28. Большая часть переписки Афанасия и Андроника II, подготовленная к изданию и переведенная Элис-Мэри Талбот, вышла в: Talbot А. — М. The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinoplë Letters to the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials. Washington, DC, 1975 (DOT, 3 ­­ CFHB, 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

EEBΣ – πιτηρς ταιρεας Βυζαντινν Σπουδν. EO – Echos d’Orient. Janin R. Églises et monastères – Janin R. La géographie ecclésiastique de l’Empire byzantin. Première partie, Le siège de Constantinople et le patriarcat oecuménique. Ill, Les églises et led monastères. Paris, 1969. MM–Miklosich F., Mueller I. Acta et diplomata Graeca Medii Aevi sacra et profana. Wien, 1860–1890. 6 vol. Новое издание: Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Her. von H. Hunger und J. Koder. Wien, 1981–2001. 3 vol. ODB – The Oxford Dictionary of Byzantium. Ed. A. Kazhdan. New York – Oxford, 1991. V. I–III. PG – Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. PLP–Prosopographisches Lexicon der Palaiologenzeit/Ed. E. Trapp. Wien. 1976–1994. Bd. 1–12. ROC – Revue d’Orient Chrétien. 3 См.: Ed. V. Laurent. Les «Mémoires» du grand ecclesiarque de l’Eglise de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le Concile de Florence (1438–1439). (Rome, 1971). P. 4. (Далее, если предисловие В. Лорана: Laurent 1971. Если текст Сиропула: Les «Mémoires»). 7 Поскольку Евфимий стал Патриархом в 1410 г., то вряд ли он сам успел быть учителем Сиропула во время его школьного обучения. 8 Это мы знаем из подписи Сиропула в одной из переписанных им рукописей (Paris. Univers. 190, fol. 255v), с указанием даты – июль 1424 г. 9 Рукой Сильвестра Сиропула написаны, например, такие важные рукописи с сочинениями Схолария, как Paris. Coislin. gr. 101, Vatic, gr. 1445 или Paris, gr. 1291. 11 Михаил Вальсамон был великим хартофилаком с 1437 г. и, по крайней мере, до 1445 г. В 1454 г. эту должность занял Феодор Агаллиан. 12 См.: Lemerle P. Le Juge Generale des Grecs et la reforme judicaire d’Andronic III//Memorial Louis Petit (Archives de l’Orient Chrétien, 1). Bucarest, 1948. P. 292–318. 21 Все даты указаны согласно источникам, без перевода на современные календари (Прим. Издателя). 22 Πολτης Ν. Γ. Μετνοια το Σιλβστρου Συροπολου/ΕΕΒΣ. Т. 39–40(1972–1973). Σ. 386–402 (текст – Σ. 395–400). 24 Jugie M. Note sur «l’Histoire du concile de Florence» de Sylvestre Syropoulos//ЕО 38,1939. P. 70–71. Здесь же Jugie говорит о Лоране как о будущем издателе текста «Воспоминаний». Это было в 1939 г. (издание – 1971 г.!).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010