католикосом Тимофеем I. Немецкий учёный Вернер Штроттманн попытался обосновать противоположную точку зрения 91 : существовал один Иоанн Апамейский, живший в V в., которому и принадлежит большая часть сочинений (остальные являются псевдоэпиграфами, хотя их нельзя считать и еретическими), сохранившихся под его именем; еретическое учение возникло в воображении критиков, а осуждение католикосом Тимофеем I объясняется присутствующим в учении Иоанна утверждением о созерцании человеком Бога. Корпус сочинений, приписанных Иоанну Отшельнику, довольно обширен. Весьма вероятно, что не все входящие в него сочинения аутентичны, однако разрешение сложного вопроса о подлинности тех или иных текстов может быть достигнуто только после издания всех сочинений Иоанна, когда появится возможность проанализировать каждое сочинение в контексте всего корпуса. В сирийской аскетической традиции не раз случалось, что то или иное сочинение (частично или целиком) приписывалось в рукописях какому-либо другому автору 92 . Известны также случаи, когда текст, написанный западно-сирийским писателем, входил в —44— состав сочинений восточно-сирийского автора 93 . Чаще всего такая переатрибуция происходила при составлении аскетических антологий 94 , когда из полного текста произведения извлекался наиболее важный фрагмент (или фрагменты) и приписывался одному из авторитетных аскетических писателей. Небольшое произведение Иоанна Отшельника «О молитве» представляет собой весьма интересный этому пример. В 1979 году Себастианом Броком был издан сирийский оригинал сочинения Иоанна Отшельника «О молитве» 95 . Для своего издания С. Брок привлёк не только уже введённые к тому времени в научный оборот следующие рукописи: две западно-сирийских антологии, British Library Add. 17172 (819–830 гг.) и 18817 (IX в.), два сборника сочинений Иоанна Отшельника, Vat. Syr. 126 (1223 г.) и Mingana 14 (1898 г.), содержащие данное произведение, а также и восточно-сирийскую рукопись British Library Or. 6714 (IX–X вв.) 96 , в которой находится сочинение «О молитве» 97 Авраама Натпарского, восточно-сирийского писателя конца шестого – начала седьмого века 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

церквей в этот период было запрещено помещать образы людей, там присутствовали лишь зооморфные и орнаментальные изображения. Их часто сравнивают с М. Купола скалы (Куббат-эс-Сахра) в Иерусалиме (691-692) и мечети Омейядов в Дамаске (706-711), в создании к-рых, вероятно, принимали участие к-польские мастера. Одним из самых важных мотивов в декорации церквей той эпохи был крест как символ триумфа равноап. имп. Константина Великого над язычеством; в нач. VIII в. образ креста появился в апсиде ц. Св. Ирины в К-поле (ок. 40-х гг. VIII в.) и в ряде др. храмов, однако в большинстве церковных зданий, как, напр., в ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (ок. 730), кресты иконоборческого времени после восстановления иконопочитания были заменены фигуративными образами. Создавались также композиции символического характера, подобные изображениям постановлений церковных Соборов в ц. Рождества Христова в Вифлееме (1169) Богоматерь с Младенцем на престоле. Мозаика апсиды ц. Санта-Мария-ин-Домника в Риме. 817–824 гг. Богоматерь с Младенцем на престоле. Мозаика апсиды ц. Санта-Мария-ин-Домника в Риме. 817–824 гг. В кон. VIII - 1-й пол. IX в. Римские понтифики, словно желая не только декларативно, но и действенно противостоять визант. иконоборчеству, заказали ряд мозаичных образов, украсивших храмы Рима. Темой большинства М. было видение Второго пришествия Христа. При папе Льве III (795-816) М. были украшены апсидная арка базилики Санти-Нерео-э-Акиллео и Латеранский триклиний; при папе Пасхалии I (817-824) - апсиды и апсидные арки базилик Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Санта-Мария-ин-Домника, Санта-Прасседе, а также стены и свод примыкающей к последней капеллы Сан-Дзено; при папе Григории IV (827-844) - апсида и арка базилики Сан-Марко в Риме. Все эти М. выполнены, очевидно, местными мозаичистами в традициях, восходящих к рим. искусству VIII в., они схожи по стилю, очень выразительному, уподобляющему образ знаку, созданы с помощью предельно скупых и простых художественных средств (обобщенные формы, упрощенные контуры и моделировки, небольшой набор цветов с преобладанием золота, ровные цветовые пятна).

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Вследствие экономических особенностей феодального общества, для которого было характерно натуральное хозяйство, самообеспечение, франкская империя была неспособной воспрепятствовать проявлению партикулярных сил. После того как церковь стала наиважнейшим интегрирующим элементом франкской империи, уже при первом преемнике Карла – Людовике Благочестивом имперская власть оказалась зависимой от ставших могущественными франкских епископов. (Франкская церковь располагала одной третью всех землевладений.) Это сказалось и на отношениях между папой и императором. Избранный папой Стефан IV (816–817) был возведён на папский престол без утверждения императором. Последовавший за ним Пасхалий I (817–824) также не обратился к императору за утверждением. Более того, в 817 году между Людовиком Благочестивым и папой было достигнуто соглашение (Pactum Ludovicanum), по которому император не только подтвердил статус Папского государства, но и отказался от юрисдикции, осуществлявшейся над ним Карлом, а также от вмешательства в выборы пап. Вновь был временно восстановлен суверенитет светского государства папы, однако император Лотарь I восстановил положение, существовавшее при Карле Великом, возобновив имперский суверенитет над папским престолом. Папа Евгений II (824–827) в соглашении, заключённом с императором Лотарем в 824 году (Constitutio Romana), вынужден был признать преимущественные права императора при избрании папы и в Церковном государстве. В соответствии с соглашением перед избранием папы римляне обязывались давать клятву следующего содержания: «я ... клянусь всемогущим Богом, и всеми четырьмя святыми Евангелиями, и крестом нашего Господа Иисуса Христа (давая клятву, руку клали на крест и на Библию ), а также мощами первого апостола Святого Петра, что с сего дня и навечно буду верен нашим господам императорам Людовику и Лотарю ... что без обмана и зловредности буду существовать; и не соглашусь на то, чтобы избрание на римскую епископскую кафедру проводилось по-иному, чем это происходит законно и согласно канонам, и тот, кого избрали папой, не должен быть с моего согласия посвящён до тех пор, пока он не даст клятву в присутствии послов императора и народа, как это добровольно делал папа Евгений...» Эмиссары императора осуществляли волю светской власти не только при избрании папы, они фактически имели власть и над Церковным государством. Да и назначаемые папой чиновники (duces) зависели от эмиссаров императора, которые в свою очередь ежегодно в своих докладах отчитывались перед императором.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Вследствие экономических особенностей феодального общества, для которого было характерно натуральное хозяйство, самообеспечение, франкская империя была неспособной воспрепятствовать проявлению партикулярных сил. После того как церковь стала наиважнейшим интегрирующим элементом франкской империи, уже при первом преемнике Карла - Людовике Благочестивом имперская власть оказалась зависимой от ставших могущественными франкских епископов. (Франкская церковь располагала одной третью всех землевладений.) Это сказалось и на отношениях между папой и императором. Избранный папой Стефан IV (816-817) был возведен на папский престол без утверждения императором. Последовавший за ним Пасхалий I (817-824) также не обратился к императору за утверждением. Более того, в 817 году между Людовиком Благочестивым и папой было достигнуто соглашение (Pactum Ludovicanum), по которому император не только подтвердил статус Папского государства, но и отказался от юрисдикции, осуществлявшейся над ним Карлом, а также от вмешательства в выборы пап. Вновь был временно восстановлен суверенитет светского государства папы, однако император Лотарь I восстановил положение, существовавшее при Карле Великом, возобновив имперский суверенитет над папским престолом. Папа Евгений II (824-827) в соглашении, заключенном с императором Лотарем в 824 году (Constitutio Romana), вынужден был признать преимущественные права императора при избрании папы и в Церковном государстве. В соответствии с соглашением перед избранием папы римляне обязывались давать клятву следующего содержания: «Я... клянусь всемогущим Богом, и всеми четырьмя святыми Евангелиями, и крестом Нашего Господа Иисуса Христа (давая клятву, руку клали на крест и на Библию), а также мощами первого апостола Святого Петра, что с сего дня и навечно буду верен нашим господам императорам Людовику и Лотарю... что без обмана и зловредности буду существовать и не соглашусь на то, чтобы избрание на римскую епископскую кафедру проводилось по-иному, чем это происходит законно и согласно канонам, и тот, кого избрали папой, не должен быть с моею согласия посвящен до тех пор, пока он не даст клятву в присутствии послов императора и народа, как это добровольно делал папа Евгений...» Эмиссары императора осуществляли волю светской власти не только при избрании папы, они фактически имели власть и над Церковным государством. Да и назначаемые папой чиновники (duces) зависели от эмиссаров императора, которые в свою очередь ежегодно в своих докладах отчитывались перед императором.

http://sedmitza.ru/lib/text/441593/

На место покойного Пасхалия был избран пресвитер церкви св. Сабины Евгений (824–827) – и снова без участия и согласия императора. Когда весть об этом дошла до Ахена, Людовик срочно направил Лотаря в Рим, чтобы тот на месте выработал «Имперский статус», регламентирующий отношения императора и папы. В сентябре 824 г. Лотарь прибыл в Рим и был встречен папой с большим почетом. Однако уже на следующий день его взору открылась неприглядная картина: многие знатные римляне закончили жизнь на эшафоте, а слуги покойного папы Пасхалия конфисковали их имения в папскую казну. Юный соимператор активно взялся за дело и вскоре восстановил порядок, потребовав возвращения незаконно конфискованного имущества, чем вызвал бурный восторг латинян. Затем, в ноябре 824 г., после консультаций и дебатов с понтификом, была обнародована «Конституция Лотаря», «Имперский статус», включавший в себя 9 параграфов. Главное положение «Конституции» заключалось в том, что отныне государственное управление Рима признавалось принадлежащим и императору, и папе. Папа получал права местного правителя, императору же принадлежала верховная власть, верховный суд и надзор за распоряжениями апостолика, касающимися политической сферы. Вместе с тем «Статусом» признавалась и политическая власть папы – жителям Рима предписывалось повиноваться ему, как обычному правителю. Для предупреждения беспорядков было установлено, что никто не вправе вмешиваться в процедуру избрания очередного папы, хотя роль самого императора при избрании осталась крайне неопределенной. В виде отдельной преференции гражданам Рима было предоставлена возможность выбора права, по которому они желают быть судимы: римское, салическое или лангобардское 444 . В соответствии со «Статусом», перед избранием очередного папы римляне обязывались дать следующую клятву: «Я клянусь Всемогущим Богом, и всеми четырьмя Святыми Евангелиями, и крестом нашего Господа Иисуса Христа, а также мощами первого апостола святого Петра, что с сего дня и навечно буду верен нашим господам императорам Людовику и Лотарю и что без обмана и зловредности буду существовать и не соглашусь на то, чтобы избрание на Римскую епископскую кафедру проводилось по-иному, чем это происходило законно и согласно канонам. И тот, кого избрали папой, не должен быть с моего согласия посвящен до тех пор, пока он не даст клятву в присутствии послов императора и народа, как это добровольно сделал папа Евгений» 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Руины ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. Руины ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. Эпоха араб. завоеваний (с сер. VII в.) положила начало упорной борьбе ислама и христианства, окончившейся к XI в. исламизацией большей части населения Прикаспийского региона. Утвердив свою власть в Закавказье, халифы поставили албан. католикосов в зависимость от монофизитской Армянской Церкви (с 20-х гг. VIII в.). В период политической раздробленности (IX-XII вв.) монофизитский Албанский католикосат вступил в полосу упадка. Католикосы в IX-X вв. пребывали в мон-ре Хамши (обл. Миапор); центрами церковной жизни были Арцах (XI в.) и Кахи-Закаталы (XII в.). С 1240 г. возросла роль епископов Гандзасарских из рода Хасан-Джалалянов. В кон. XIV - нач. XV в. мон-рь Гандзасар , фактически являвшийся духовным и политическим центром Арцахского меликства, стал кафедрой Албанских католикосов. После присоединения в нач. XIX в. Сев. Азербайджана к Российской империи Албанский католикосат (Гандзасарский патриархат) был в 1815 г. упразднен царским указом, а на его месте были образованы 2 епархии (Арцах-Шуша и Шемаха) в юрисдикции Армянского католикосата (Эчмиадзинской патриархии) и вик-ство Ганджа в составе Тифлисской консистории Армянской Церкви. Албанские католикосы (на основе списка из АрмСЭ. Т. 1. С. 263): Абас (551-595); Виро (595-629); Захария (629-644); Иоанн (644-671); Ухтанес (671-683); Елиазар (683-689); Нерсес (689-706); Симеон (706-707); Микаел (707-744); Анастас (744-748); Овсеп (748-765); Давит (765-769); Давит (769-778); Матте (778-779); Мовсес (779-781); Аарон (781-784); Соломон (784); Теодорос (784-788); Соломон (788-799); Ованнес (799-824); Мовсес (824); Давит (824-852); Овсеп (852-877); Самуел (877-894); Ховнан (894-902); Симеон (902-923); Давит (923-929); Саак (929-947); Гагик (947-958); Давит (958-965); Давит (965-971); Петрос (971-987); Мовсес (987-993); Маркос, Овсеп, Маркос и Степанос (в период с 993 по 1079); Ованнес (1079-1121); Степанос (1129-1131); Григорос (ок.

http://pravenc.ru/text/64030.html

III, с. 1. Μ. с. p. 821 D.), похвал (τν πανων, ibid. p. 824 А.; Василий Великий , цит. см. выше; Максим Исповедник , Quaest. ad Thalas. Μ. XC, 585 D., с. 5: ο ξ νϑρπων παινοι), рукоплесканий хвалителей (ο κρτοι τν εφημοντων, Нил Синайский , 1. с. p. 824 А.). В средство, уловляющее славу, обращаются самые подвиги, когда делают их напоказ, разглашают (...δημοσιεειν ατν τος γνας... Евагрий Понтийский , Περ τν κτ λογισμν, с. 8. Μ. XL, 1273 D.), всенародно выставляют свои труды ради добра ( Нил Синайский , Perist. III, с. 1. р. 924 В.: τ ον τς στηκε δδουχν δημοσ τος το καλο πνους...) и трубят о сделанном (...πισαλπζοντα τ γινоμν... Нил Синайский , Μ. 1. с. p. 824 С.). «Ибо, по Нилу Синайскому , делаемое тогда становится тщеславием, когда мысль (делающего) обращает внимание на показность» (ibid. с. 1, р. 821 D.). Таким образом, самым отличительным признаком этого рода тщеславия служит показность (πδειξις), делание напоказ. Этот признак обозначается многими церковными писателями ( Василий Великий , ροι κατ πλτος. 20, с. 2. Μ. XXXI, 972: πρς πδειξιν; Иоанн Златоуст , На послание ап. Павла к Римлянам, Hom. XVII, с. 4. Μ. LX, 569: πρς πδειξιν τν πολλν; Нил Синайский , Perist. III, с. 1, Μ. 1. с. p. 821 D.: πρς πιδειξιν; Аввы Фалласия, 1. с. Centur. IV, с. 29. Μ. XCI, 1461: διον τς κενοδοξας πιδεικτικ πιτδευσις; И. Дамаскин, Περ τν κτ πονηρας πνευμτων, с. 9. Μ. XCV, 81: ...πρς πδειξιν τν νϑρπων). На этот же признак указывает и бл. Диадох, когда говорит, что а) подвижник, не отменивший добровольного пощения во время прибытия странников или братий, оказывается не свободным от тщеславия, выставляя напоказ своё воздержание (гл. 46), и что в) некоторые подвижники, заявляя при многих, что они не нуждаются во врачах, впадают в тщеславие, выставляя напоказ своё терпение (гл. 53). По предметам и формам своего проявления тщеславие отличается от прочих главных страстей. Эти последние относятся к одному какому-либо предмету или определённому кругу их, проявляются в определённой форме и поражают подвижника с какой-нибудь одной стороны, не изменяя своего порочного вида (И.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Russian Books before 1701: A Collection of 29 Titles, ca. 1555–1615. [microform]. Cambridge, MA: General Microfilm Co.; Waltham, MA: Omnisis,1993. 23 microfilm reels. The Russian Primary Chronicle: Laurentian Text. Translated and edited by Samuel Hazzard Cross and Olgerd P. Sherbowitz-Wetzor. Cambridge, MA: Mediaeval Academy of America 1973. 313 p. (Mediaeval Academy of America. Publications, no. 6060.) Part of the chronicle is believed to have been written by Nestor in the 11th century. Bibliography: p. 288–295. Translation of Povest vremennykh let. The Seven Ecumenical Councils of the Undivided Church: Their Canons and Dogmatic Decrees, Together with the Canons of All the Local Synods Which Have Received Ecumenical Acceptance. Henry R. Percival, ed. Grand Rapids: Eerdmans Publishing Co., 1956. xxxv, 671 p. (Select library of Nicene and post-Nicene fathers of the Christian Church; 2d ser., v. 14.) Socrates, Scholasticus, ca. 379-ca. 440. The Ecclesiastical History of Socrates, Surnamed Scholasticus, Or the Advocate: Comprising a History of the Church in Seven Books, from the Accession of Constantine, A.D. 305, to the 38th Year of Theodosius II, Including a Period of 140 Years. Translated from the Greek with some account of the author, and notes selected from Valesius. London: George Bell, 1884. xx, 449 p. (Bohn’s ecclesiastical library.) Translation of Historia ekklesiastike. Sozomenus, Hermias, 5th cent. The Ecclesiastical History of Sozomen: Comprising a History of the Church from A.D. 324 to A.D. 440. Translated from the Greek with a memoir of the author. Also included: The Ecclesiastical History of Philostorgius. Epitomized by Photius, Patriarch of Constantinople. Translated by Edward Walford. London: Bohn, 1855. xvi, 536 p. (Bohn’s ecclesiastical library.) Translation of Ekklesiastike historia. The Tale of the Campaign of Igor: A Russian Epic Poem of the Twelfth Century. Translated by Robert C. Howes. NY: W. W. Norton, 1973. vii, 62 p. Translation of Slovo o polku Igoreve.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Д.А. Чудинов Аннотация .Святитель Феофан в период затвора приобрел значительную библиотеку рукописных книг. Автор данной статьи исследует судьбу келейной библиотеки Вышенского Затворника. На данный момент в отделе рукописей Российской государственной библиотеки найдены всего три книги, находившихся в келье архипастыря. Abstract. Saint Theophan acquired a significant library of handwritten books during the period of the closure. The author of this article explores the fate of the Recluse’s of Vysha cell library. At the moment, only three books have been found in the manuscripts department of the Russian State Library, which was in the cell of the archpastor. Недавние находки, сделанные в Отделе рукописей РГБ, дают повод еще раз обратиться к истории келейной библиотеки святителя Феофана Затворника (1815–1894). Преосвященный Феофан, затворившись от мира в келье уединенной Вышенской пустыни, затерявшейся в лесах Тамбовской губернии, до последних дней собирал издания и рукописи. Сведения об объеме и составе библиотеки известны нам из подробного описания, сделанного вскоре после кончины святителя библиотекарем Московской духовной семинарии Николаем Александровичем Колосовым, а также из хранящейся в Афонском Пантелеимоновом монастыре описи. Объем келейной библиотеки составлял примерно 3400 томов, не считая периодических изданий и брошюр. Колосов разделил книги библиотеки на 20 тематических разделов: патрология Миня; Священное Писание ; христианская апологетика и история религий; богословие нравственное, сравнительное и догматическое; библейская и евангельская история; патрология; общая церковная история; история западных христианских исповеданий; русская церковная история; проповеди; литургика; философия; всеобщая история; русская история; литература; медицина; естествознание; языкознание; картография и периодика. В 1895 году скончался любимый племянник святителя Феофана – Алексей Гаврилович Говоров. Его несовершеннолетние дети остались круглыми сиротами, поэтому назначенные опекуны приняли решение продать библиотеку, чтобы обеспечить их существование. Покупателями стали московские купцы, потомственные почетные граждане, крупные промышленники и благотворители Александр (1850–1917), Михаил, Сергей и Константин Лосевы. После приобретения Лосевы пожертвовали собрание книг и рукописей святителя Феофана в открытую по указу императора в 1897 году приходскую библиотеку-читальню при московском храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Приходской библиотеке было присвоено имя Луки и Матвея Васильевичей Лосевых, и по решению совета храма ей мог бесплатно воспользоваться любой желающий. В 1903 году библиотека храма в Толмачах переехала в специально построенное для нее новое двухэтажное здание, где разместилась церковно-приходская школа. После революционных событий 1917 года Толмачевская библиотека прекратила свое существование, и ее судьба долгое время оставалась неизвестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

ALEXANDER GOLITZIN (B.A., University of California-Berkeley; M.Div., St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary; D.Phil., Oxford University) is assistant professor of theology at Marquette University, Milwaukee, Wisconsin. He has taught Eastern Orthodox history and theology at the Graduate Theological Union, U.C. Berkeley, Stanford University, and St. Vladimir’s Seminary, Crestwood, New York. He is an ordained priest of the Orthodox Church in America and a monk of the Monastery of Simonos Petras, Mount Athos. Dr. Golitzin is a member of a number of scholarly societies, among them the Byzantine Studies Conference for North America, the North American Patristics Society, the International Society of Neoplatonic Studies, the Church History Society of America, and the Orthodox Theological Society of America. He has authored several books, translations, and articles on Byzantine theology and contemporary Orthodox monastic spirituality, including, as co-author with Richard Blum, The Sacred Athlete (1991), The Eros of Repentance: Four Talks on Athonite Monasticism by Abbot George Capsanis (1992), Introibo ad altare Dei: the Mystagogy of Dionysius Areopagita (1994), St. Symeon the New Theologian: On the Mystical Life (1995), and a forthcoming work, The Living Witness of the Holy Mountain. MICHAEL D. PETERSON (M.A., California State College, Stanislaus; M.L.S., University of Maryland, College Park) has been the Branch Librarian of the Graduate Theological Union Library of Berkeley since 1982. Previously he held professional library positions at the University of Virginia, Charlottesville, and Phillip’s Academy, Andover, Massachusetts. He is the author of “Georges Florovsky and Karl Barth: The Theological Encounters” in Summary of Proceedings. 47th Annual Conference of the American Theological Library Association (1993). OTHER A TO Z GUIDES FROM THE SCARECROW PRESS, INC. 1 . The A to Z of Buddhism by Charles S. Prebish, 2001. Out of Print. See No. 124. 2 . The A to Z of Catholicism by William J. Collinge, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010