Lassus J. L’église cruciforme d’Antioche-Kaoussie//Antioch on the Orontes/R. Stillwell (ed.). Vol. II. Princeton, 1938. P. 5–44. 2094       Lagrange M.-J., Vincent L.-H. La mosaïque géographique de Mâdaba//Revue Biblique. 1897. 6. P. 165–184. 2095       Crowfoot J.W. Churches at Jerash. A Preliminary Report of the Joint Yale-British Expeditions to Jerash 1928–1930. L., 1931 (Supplementary Papers, 3); Idem. Early Churches in Palestine. L., 1941 (Schweich Lecture in Biblical Archaeology, 193). 2097       Mader E. La basilica costantiniana di Mamre preso Hebron//Rivista di Archeologia Cristiana. 1929. 6. P. 256–312. 2098       Отчет: Sailer S.J. The Memorial of Moses on Mount Nebo. Jerusalem, 1941 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio maior, 1); итоговая монография: Sailer S. J., Bagatti B. The Town of Nebo (Khirbet El-Mukhayyat): With a Brief Survey of Other Christian Monuments of Transjordan. Jerusalem, 1949 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio maior, 7). 2099       После Первой мировой войны Британия получила от Лиги наций мандат на управление Месопотамией, Иорданией и Палестиной, Франция – на управление Сирией и Ливаном. 2100       Kraeling С.Н. The Christian Building. New Haven, 1967 (The Excavations at Dura Europos, Final Report. VIII, part II). 2101       Kraeling C.H. The Synagogue. New Haven, 1956 (The Excavations at Dura Europos, Final Report. VIII, part I). 2102       Rostovtzev M. The Art of Dura Europos. Oxf., 1938. Живопись баптистерия была перевезена в Йельский университет, живопись синагоги – в музей Дамаска, за исключением нескольких фрагментов росписи потолка, которые получил Лувр. 2103       Beyer H.W., Lietzmann H. Jüdischer Denkmäler: Die jüdische Katakombe der Villa Torlonia in Rom. B.; Lpz., 1930. 2106       Kaufmann C.M. Ein altchristliche Pompey in der libyschen Wüste: die Necropolis der «Grossen Oase». Mainz, 1902. 2107       Romanelli P. La basilica cristiana nell Africa settentrionale Italiana//Atti IV. I. Roma, 1940. P. 245–289.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

62. P. 43-47, 150-153; idem. The Monastery of Euthymius//Ibid. 1932. Vol. 64. P. 188-203; он же (Читти Д.). Град Пустыня: Введ. в изуч. египетского и палестинского монашества в христ. империи. СПб., 2007; Peeters P. La passion de S. Michel la Sabaïte//AnBoll. 1930. T. 48. P. 65-99; Corbo V. C. Il Cenobio di Zannos e il piccolo cenobio della Grande Laura ritrovati nel Wadi el-Nar//La Terra Santa. Jerusalem, 1958. Vol. 34. P. 107-110; idem. L " ambiente materiale della vita dei monaci di Palestina nel periodo bizantino//OCA. 1958. Vol. 153. P. 235-257; idem. La Nuova Laura identificata con Kh. Tina//La Terra Santa. 1962. Vol. 38. P. 109-113; idem. L " Herodion di Giabal Fureidis//LA. 1967. Vol. 17. P. 65-121; Milik J. T. The Monastery of Kastellion//Biblica. R., 1961. Vol. 42. P. 21-27; Savramis D. Zur Soziologie des byzantinischen Mönchtums. Leiden, 1962; Mateos J. L " Office monastique à la fin di IVe siècle: Antioche, Palestine, Cappadoce//Oriens Chr. 1963. Vol. 47. P. 55-88; Laurent V. Le corpus des sceaux de l " empire byzantin. P., 1965. T. 5/2. P. 402-413; Meinardus O. F. A. Notes on the Laurae and Monasteries of the Wilderness of Judaea//LA. 1964/1965. Vol. 15. P. 220-250; 1965/1966. Vol. 16. P. 328-356; 1969. Vol. 19. P. 305-327; Bagatti B. Alla Laura di Fara//La Terra Santa. 1969. Vol. 45. P. 18-24; idem. La laura di Suka sul Wadi Karetun//Ibid. 1971. Vol. 47. P. 336-345; idem. The Church from the Gentiles in Palestine: History and Archaeology. Jerusalem, 1971; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970; Charanis P. The Monk as Element of Byzantine Society//DOP. 1971. Vol. 25. P. 61-84; Chadwick H. John Moschus and His Friend Sophronius the Sophist//JThSt. N. S. 1974. Vol. 25. P. 41-74; Encyclopedia of Archeological Excavations in the Holy Land. Jerusalem, 1975. T. 3. P. 881; Desreumaux A., Humbert J. B., Nodet E. La laure de Saint Firmin//RB. 1978. Vol. 85. P. 417-419; Hunt E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire. Oxf., 1982; Ovadiah A., Gomes de Silva C.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Лит.: Saulcy F., de. Voyage en Terre Sainte. P., 1865. Vol. 2. P. 357, 310-345; idem. Jérusalem. P., 1882. P. 224-241; Avigad N. Ancient Monuments in the Kidron Valley. Jerusalem, 1954 (на евр. яз.); Bagatti B., Milik J. T. Gli scavi del «Dominus Flevit» (Monte Oliveto - Gerusalemme). Gerusalemme, 1958. Vol. 1: La necropoli del periodo romano; Saller S. J. The Excavations at Dominus Flevit. Jerusalem, 1964. Vol. 2: The Jebusite Burial Place; Ussishkin D. The Village of Silwan: The Necropolis from the Period of the Judean Kingdom. Jerusalem, 1993; Patrich J. Map of Deir Mar Saba (109/7): Archaeological Survey in Judea and Samaria. Jerusalem, 1994; idem. The Aqueducts of Hyrcania - Kastellion// Amit D., Patrich J., Hirschfeld Y. The Aqueducts of Israel. Portsmouth (Rhode Island), 2002. P. 336-352; Prag K. The Intermediate Early Bronze - Middle Bronze Age Cemetery on the Mount of Olives//Excavations in Jerusalem 1961-1967/Ed. I. Eshel, K. Prag. Oxf.; N. Y., 1995. Vol. 4. P. 221-242; Avni G., Greenhut Z. The Akeldama Tombs: Three Burial Caves in the Kidron Valley, Jerusalem. Jerusalem, 1996; Kloner A. The Cave of the Birds: A Painted Tomb on the Mount of Olives//Ancient Jerusalem Revealed/Ed. H. Geva. Jerusalem, 2000. P. 306-310; Barag D. The 2000-2001 Exploration of the Tombs of Benei Hezir and Zechariah//IEJ. 2002. Vol. 53. N 1. P. 78-110; Puech E., Zias J. Le tombeau de Zacharie et Siméon au Monument Funéraire dit d " Absalom dans la Vallée de Josaphat//RB. 2003. Vol. 110. N 3. P. 321-335; 2004. Vol. 111. N 4. P. 563-577; Reich R., Shukron E. Jerusalem City Dump in the Late Second Temple Period//ZDPV. 2003. Vol. 119. N 1. P. 12-18; iidem. Jerusalem: The Area East of the Temple Mount//NEAEHL. 2008. Vol. 5. P. 1811-1812; Villeneuve E. Le tombeau des rois, de la légende а l " histoire//MdB. 2005. P. 30-31; Kloner A., Zissu B. The Necropolis of Jerusalem in the Second Temple Period. Leuven; Dudley (Mass.), 2007; Zissu B., Tendler A. S. The Kidron Valley Tombs in the Byzantine Period: A Reconsideration//New Studies on Jerusalem/Ed. E. Baruch, A. Levy-Reifer, A. Faust. Ramat-Gan, 2011. Vol. 17. P. 7-43.

http://pravenc.ru/text/1684099.html

«Гробница Авессалома» («Столп Авессалома»). I в. до Р. Х.— I в. по Р. Х. «Гробница Авессалома» («Столп Авессалома»). I в. до Р. Х.— I в. по Р. Х. Ниже по течению К. сохранилась 2-камерная гробница, датированная иродианским периодом, она почитается в иудейской традиции как «могила Симеона Праведника». Наиболее известна группа захоронений, устроенная к востоку от стен Старого города, на крутом вост. склоне К. ( Avigad. 1954). Почти все эти захоронения включают как собственно погребальную пещеру, так и надгробный памятник (нефеш). Так, традиционно известная «Гробница Авессалома» («Столп Авессалома») (I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.) представляет собой отдельно стоящий нефеш, вся нижняя часть которого высечена в скальной породе. Верхняя часть монумента, завершающаяся воронкообразным куполом с лотосом, сложена из тесаных каменных блоков. Фасады памятника оформлены полуколоннами ионического ордера и дорическим фризом. В нижнем монолите вырублена погребальная камера с 2 аркосолиями и кухом (нишей для тела), возможно, устроенная позднее. К «Гробнице Авессалома» с юга примыкает т. н. пещера Иосафата - погребальная пещера с коридорами, вход в к-рую декорирован рельефным каменным фризом с растительным орнаментом. Захоронение состоит из 8 погребальных камер, в их стенах высечены аркосолии и небольшие ниши для оссуариев. Южнее располагается могила с дорическим фризом и 2 колоннами при входе. На архитраве - надпись на иврите, свидетельствующая о захоронении здесь представителей 4 поколений иерусалимской священнической семьи Хезир (ср.: 1 Пар 24. 15; Неем 10. 20). В надписи также указано, что нефеш возведен этой семьей. Разветвленная высеченная в скале система пещер включает 5 погребальных камер. Гробница датируется II-I вв. до Р. Х., однако она использовалась для захоронений непрерывно вплоть до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р. Х. Еще южнее находится т. н. Гробница Захарии - квадратный монолит с пирамидальной крышей, сложенный из отдельных тесаных каменных блоков. Все 4 фасада украшены полуколоннами ионического ордера, но только западный, обращенный к городу фасад выглядит законченным. Возможно, это нефеш, добавленный к «Гробнице семейства Хезир» в I в. до Р. Х. ( Avigad. 1954; Barag. 2002). По времени правления этим гробницам соответствуют многочисленные погребальные пещеры, обнаруженные в Гефсимании и выше, на склонах Елеонской горы, а также «Гробница Божией Матери» (над ней возведена ц. Успения Пресв. Богородицы, см. ст. Гефсимания ). Все монументальные захоронения были разграблены еще в древности, однако на склонах Елеонской горы и далее на юг вдоль течения К., возле источника Ен-Рогел, было вскрыто множество более скромных погребальных комплексов, в к-рых сохранились десятки оссуариев, в т. ч. и декорированных, с отдельными короткими надписями на иврите и греческом языке, и множество погребальной утвари ( Bagatti. 1958; Avni, Greenhut. 1996).

http://pravenc.ru/text/1684099.html

Неоднократно предпринимались попытки вывести текст К. м. из иудейских синагогальных молитв (одна из первых работ: Bickell G. Messe und Pascha: Der apostolische Ursprung der Messliturgie. Mainz, 1872). Широкую известность получила теория Л. Буйе, который, признавая александрийское происхождение К. м., пытался выявить его иудейские истоки на основании структурного анализа и сравнения с синагогальными молитвами ( Bouyer. 1968). Однако его методика не учитывала, что сами синагогальные молитвы имеют свою историю эволюции и зафиксированы в литургических книгах значительно позже христианских. Представители францисканской иерусалимской школы пытались доказать иерусалимское иудеохрист. происхождение «Supra quae» и «Unde et memores» (напр.: Bagatti B. L " origine gerosolimitana della preghiera Supra quae del Canone Romano//Bibbia e Oriente. Mil., 1979. Vol. 21. P. 101-108; Manns F. Une prière judéo-chrétienne dans le Canon Romain//Antonianum. 1979. Vol. 54. P. 3-9; Idem. L " origine judéo-chrétienne de la prière «Unde et Memores» du Canon Romain//EphLit. 1987. Vol. 101. P. 60-68). Структура и содержание Большинство исследователей признают, что К. м. представляет собой набор молитв, плохо соединенных в единый текст, что, с одной стороны, является признаком его архаичности, с другой - может говорить о редакторской правке, которая существенно изменила первоначальный текст (против утверждений о слабой связи отдельных частей К. м. см.: Willis. 1964; Keifer. 1976). В отличие от вост. анафор рим. евхаристическая молитва не является неизменным текстом: изменяемой его частью является префация, в древности переменных разделов было немного больше. Но в целом рим. К. м. отличается стабильностью по сравнению с галликанскими и особенно испано-мосарабскими евхаристическими молитвами. Как в средние века, так и в совр. научной традиции разделы К. м. принято называть по первым словам. Начиная с первопечатного Миссала 1474 г. разделы печатаются отдельно друг от друга, заглавные буквы выделяются. Однако в рукописных Сакраментариях и Миссалах деление К. м. на части не столь очевидно. Печатные тексты отличаются также наличием в тексте К. м. рубрик, отмечающих действия священнослужителей. Вступительный диалог

http://pravenc.ru/text/1470229.html

Лит.: Bosio A. Roma sommerranea. R., 1632; Rossi G. B., de. La Roma sotterranea cristiana descritta e illustrata. Vat., 1864-1877. 3 vol.; Garrucci R. Storia della arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. Prato, 1873. T. 2/1: Pitture cimiteriali; Фрикен А., фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христ. искусства. М., 1877. Т. 2: Надписи и символические изображения; Wilpert J. Fractio panis: Die älteste Darstellung des eucharistischen Opfers in der «Cappella Greca». Freiburg i. Br., 1895; idem. L " immagine della Vergine nel Maius//NBAC. 1901. Vol. 7. P. 36; idem. Die Malereien der Katakomben Roms. Freiburg i. Br., 1903. 2 Bde; idem. Le pitture dell " ipogeo di Aurelio Felicissimo presso il Viale Manzoni in Roma. R., 1924; Цветаев И. В. Римские катакомбы: Из истории изучения их. М., 1896; Покровский Н. В. Живопись катакомб// Он же. Очерки памятников христ. иконографии и искусства. СПб., 1900 2. С. 1-72; Завьялов А. А. Римские катакомбы. СПб., 1903; D ö lger F. J. Sol salutis: Gebet und Gesang im christlichen Altertum. Münster, 1920; Marucchi O. Un singolare gruppo di antiche pitture dell " ipogeo del viale Manzoni//NBAC. 1921. Vol. 27. P. 83-93; Bendinelli G. Il monumento sepolcrale degli Aureli al viale Manzoni in Roma//Monumenti antichi/Accad. Nazionale dei Lincei. R., 1923. Vol. 28. Col. 289-520; Dvo á k M. Katakombernmalereien: Die Anfänge der christlichen Kunst// Idem. Kunstgeschichte als Geistesgeschichte: Studien zur abendlandischen Kunstentwicklung. Münch., 1924. S. 1-41 (рус. пер.: Дворжак М. Живопись катакомб: начала христ. искусства// Он же. История искусства как история духа. М., 2001. С. 5-50); Josi E. Il Cimitero di Callisto. R., 1933; Bagatti B. Il cimitero di Commodilla o dei martiri Felice ed Adautto presso la via Ostiense. Vat., 1936; Cecchelli C. Monumenti cristiano-eretici di Roma. R., 1944; Bruyne L., de. L " arte cristiana nella Roma sotterranea. R., 1953; idem. Les «lois» de l " art paléochrétienne comme instrument herméneutique//RACr.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Martyr. Dial. 1. 3; 9. 3). На обращение И. Ф. сильно повлияла стойкость в вере христианских мучеников: «И сам я, когда еще услаждался учением Платона, слышал как поносят христиан, но, видя, как они бесстрашно встречают смерть и все, что почитается страшным, почел невозможным, чтобы они были преданы пороку и распутству» (II Apol. 12. 2). Поворотным моментом в обращении И. Ф., по его собственным словам, стала беседа с неким старцем-христианином, предположительно состоявшаяся в Эфесе ( Euseb. Hist. eccl. IV 18. 6; ср. мнение Б. Багатти, считающего местом беседы окрестности Кесарии Палестинской - Bagatti. 1979. P. 322). И. Ф. отправился на берег моря, где встретил «старца, почтенного видом, с приятной и важной осанкой» ( Iust. Martyr. Dial. 3. 1; об образе старца см.: Hofer. 2003; Bobichon. Dialogue. 2003. Vol. 2. P. 580-581. Not. 4), с которым у него завязалась беседа на философскую тему. В ходе беседы старец аргументированно критиковал некоторые положения основных философских школ ( Iust. Martyr. Dial. 4-6), противопоставляя им писания пророков, мужей блаженных, праведных и угодных Богу, говоривших Духом Святым и живших гораздо раньше, чем «почитаемые за философов» (Ibid. 7. 1). Пророки возвестили людям Истину, прославляли Творца всего, Бога Отца, и возвестили о посланном от Него Христе, Сыне Его; их пророчества исполнялись и исполняются, что заставляет принять их свидетельство. В результате беседы со старцем И. Ф. понял, что эта философия «единственная, незыблемая и полезная» (Ibid. 8. 1). После обращения в христианство И. Ф. продолжал носить плащ философа (Ibid. 1. 2; «служил Божественному Слову в одежде философа» - Euseb. Hist. eccl. IV 11. 8), оставаясь таковым «и в речах, и в жизни, и по внешнему виду» ( Phot. Bibl. 125). Убежденный, что «всякий, кто может говорить истину и не говорит, будет осужден Богом» ( Iust. Martyr. Dial. 82. 3), он, по-видимому, проповедовал в различных городах, ведя жизнь странствующего учителя (ср.: Ibid. 14. 2; Barnard. 1966. P. 12; Allert.

http://pravenc.ru/text/Иустину ...

20.  Saulnier,  Calendrical Variations in Second Temple Judaism, 40-41. 21.  Jaubert,  The Date of the Last Supper, 107. 22.  Cf. Saulnier,  Calendrical Variations in Second Temple Judaism, 40-41, 53-54, citing Ruckstuhl, Chronology of the Last Days of Jesus, 35-55; C. S. Mann, “The Chronology of the Passion and the Qumran Calendar,” CQR 160 (1959): 446-56 (here 451). 23. Иосиф Флавий. Иудейская война. Пер. с нем. Я. Л. Чертка. СПб., 1900. 560 стр. Книга 5, глава 4. Описание Иерусалима. 24.  See Bargil Pixner,  Paths of the Messiah, 192-220; idem, “Mount Zion, Jesus, and Archaeology,” in Jesus and Archaeology (ed. James H. Charlesworth; Grand Rapids: Eerdmans, 2006), 309-22; Rainer Riesner, “Jesus, the Primitive Community, and the Essene Quarter of Jerusalem,” in Jesus and the Dead Sea Scrolls (ed. James H. Charlesworth; New York: Doubleday, 1992), 198-234; Bargil Pixner, D. Chen, and S. Margalit, “Mount Zion: The ‘Gate of the Essenes’ Reexcavated,” ZDPV 105 (1989): 85-95 and plates 6-16; Rainer Riesner, “Josephus’ ‘Gate of the Essenes’ in Modern Discussion,” ZDPV 105 (1989): 105-9; Bargil Pixner, “The History of the ‘Essene Gate’ Area,” ZDPV 105 (1989): 96-104; idem, “An Essene Quarter on Mount Zion?,” in Studia Hierosolymitana in onore del P. Belarmino Bagatti, vol. 1: Studi archeologici(SBF.CMa 22; Jerusalem: Franciscan, 1976), 245-86. 25.  Pixner,  Paths of the Messiah, 251. 26.  Jaubert ,   The Date of the Last Supper, 97-98; Ruckstuhl, Chronology of the Last Days of Jesus, 19. 27.  Meier,  A Marginal Jew, 1:393. 28.  Joachim Gnilka, Jesus of Nazareth: Message and History (trans. Sigfried S. Schatzmann; Peabody: Hendrickson, 1997), 280. 29. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Пер. Г. Г. Генкеля. СПб., 1900. В 2 т. Т. 1. 717 стр. Т. 2. 420 стр. Переизд.: с пред. и прим. В. А. Федосика и Г. И. Довгяло. Минск, Беларусь. 1994. Т.1. 560 стр. Т.2. 608 стр. Кн. 18, гл. 1. 30.  Ratzinger,  Jesus of Nazareth, 111; Meier, A Marginal Jew, 1:392; Brown, The Death of the Messiah, 2:1368; Fitzmyer, The Gospel according to Luke, 2:1381. This was pointed out long ago by J. T. Milik, Ten Years of Discovery in the Wilderness of Judea (London: SCM, 1959), 112-13.

http://bogoslov.ru/article/5923176

Bacon, «Displacement» Bacon, Benjamin Wisner. «The Displacement of John xiv.» JBL 13 (1894): 64–76. Bacon, «House»   Bacon, Benjamin Wisner. «»In My Father " s House Are Many Mansions» (Jn xiv.2).» ExpTim 43 (1931–1932): 477–78. Badiola Sâenz de Ugarte, «Tipologia»   Badiola Sâenz de Ugarte, José Antonio. «Tipologia pascual en el relato joânico de la muerto de Jesus.» Scriptorium victoriense 47, nos. 1–2 (2000): 5–19. Baer, Categories   Baer, Richard Α., Jr., Philós Use of the Categories Male and Female. Arbeiten zur Literatur und Geschichte des Hellenistichen Judentums 3. Leiden: Brill, 1970. Bagatti, Church   Bagatti, Bellarmino. The Church from the Circumcision. Jerusalem: Franciscan Printing Press, 1971. Bagatti, «Dove» Bagatti, Bellarmino. «Dove awenne la moltiplicazione dei pani?» Salmanticensis 28 (1981): 293–98. Baggott, Approach   Baggott, L. J. A New Approach to Colossians. London: A. R. Mowbray, 1961. Bailey, Peasant Eyes Bailey, Kenneth Ewing. Through Peasant Eyes: More Lucan Parables, Their Culture and Style. Grand Rapids: Eerdmans, 1980. Bailey, Poet Bailey, Kenneth Ewing. Poet and Peasant: A Literary Cultural Approach to the Parables in Luke. Grand Rapids: Eerdmans, 1976. Bailey, «Shepherd Poems» Bailey, Kenneth E. «The Shepherd Poems of John 10 : Their Culture and Style.» Near East School of Theology Theological Review 14 (1993): 3–21. Bailey, «Tradition» Bailey, Kenneth Ewing. «Informal Controlled Oral Tradition and the Synoptic Gospels.» Asia Journal of Theology 5 (1991): 34–54. Baines, «Square» Baines, William. «The Rotas-Sator Square: A New Investigation.» NTS 33 (1987): 469–76. Balch, «Encomia» Balch, David L. «Two Apologetic Encomia: Dionysius on Rome and Josephus on the Jews.» JSJ13 (1982): 102–22. Balch, «Friendship» Balch, David L. «Political Friendship in the Historian Dionysius of Halicarnassus, Roman Antiquities!» Pages 123–44 in Greco-Roman Perspectives on Friendship. Edited by John T. Fitzgerald. SBLRBS 34. Atlanta: Scholars Press, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Идентификация К. Г. с Айн-Каной в Галилее, рядом с Назаретом, и с Каной в Ливане, недалеко от Тира, не имеет широкой поддержки ученых. Кафр-Кана Некоторые археологические находки, хранящиеся в Музее францисканцев в Назарете, свидетельствуют о существовании поселения в Кафр-Кане уже в бронзовом веке (см. также: Alexandre. 2009; Idem. 2011; Feig. 2009). Но наиболее активное строительство здесь начинается в римскую эпоху. На север от совр. Кафр-Каны по дороге Назарет-Тиверия, в районе Карм-эр-Раса, обнаружены древние руины (о том, что в Карм-эр-Расе сохр. базы 5 колонн древней синагоги, сообщал уже Б. Мейстерман ( Meistermann B. Guide to the Holy Land. L., 1923. P. 518; ср.: Bagatti. 2001. P. 41)). В 1955 г. Б. Багатти исследовал это место ( Bagatti. 2001. P. 41) и обнаружил там следы построек, архитектурные элементы, которые, по его мнению, принадлежали синагоге т. н. галилейского типа (с 3 рядами колонн - 2 параллельными рядами и поперечным с ориентацией главного фасада на юг). Фрагменты мозаичного пола с декоративным мотивом плетенки были раскрыты еще в 1901 г. к северу от алтаря францисканского храма (остатки древней синагоги). На мозаике сохранилась надпись на арам. языке, в к-рой упоминаются Иосиф, сын Танхума, сын Ботаха и его сыновья (ктитор мозаики). Характер надписи и стилистика мозаичного декора позволяют предположить, что мозаика принадлежала синагоге т. н. византийского либо промежуточного типов, появившихся под влиянием церковного зодчества IV-VI вв. К. Дофен датирует постройку III-IV вв. ( Dauphin. 1998. P. 726), однако в мозаиках есть элементы, характерные только для V в. (напр., гирлянды из повторяющегося мотива бутона, образующие на поверхности сеть из ромбов; ср. антиохийскую мозаику V в. со львом, к-рая хранится в Музее искусств в Балтиморе ( Dunbabin K. M. D. Mosaics of the Greek and Roman World. Camb., 2006 4. P. 179)), что позволяет отнести комплекс к нач. V в. Францисканская церковь Упоминания о христ. храме и мон-ре в К. Г. VIII и IX вв. скорее всего относятся именно к Кафр-Кане. В 1641 г. францисканцы купили в Кафр-Кане участок земли с домом, но только в 1881 г. здесь удалось завершить строительство и освятить храм. В 1889 г. была построена церковь на месте, где, как считают, стоял дом ап. Варфоломея. Обстоятельства не позволили Э. Гейслеру, назначенному руководителем раскопок, провести их в полной мере, однако ему удалось обнаружить остатки мозаичного декора христ. часовни, мраморные фрагменты, в т. ч. часть блюда из пурпурного порфира, добывавшегося под Асуаном, а также цистерну (Ibid. P. 45).

http://pravenc.ru/text/1470173.html

   001    002   003     004    005    006    007    008