В VII в. Г., как и вся Палестина, была завоевана мусульманами и оставалась под их властью до распада Османской империи в ХХ в. В этот период здесь был создан ряд памятников исламской архитектуры - дворец халифа Хишама под Иерихоном (VIII в.) и крепость Нимрод вблизи Банияса (XIII в.). В этот период здесь сохранялись важные для развития иудаизма центры, среди к-рых выделился Цфат, один из 4 священных для иудеев городов. В период крестовых походов и создания на Св. земле лат. королевств на территории Г. были построены замки монашеских военных орденов - Тевтонского (Монфор) и госпитальеров (Бельвуар). Лит.: Alt A. Eine galiläische Ortsliste in Jos. 19//ZAW. 1927. Bd. 4. S. 59-81; idem. Galiläische Probleme// Idem. Kleine Schriften. Bd. 1. S. 363-374; Bd. 2. S. 363-435; idem. The Settlement of the Israelites in Palestine// Idem. Essays on Old Testament History and Religion. Oxf., 1966. P. 135-169; Simons J. J. Handbook for the Study of Egyptian Topographical Lists Relating to Western Asia. Leiden, 1937; Frankfort H. The Art and Architecture of the Ancient Orient. Harmondsworth, 1954. New Haven, 19965; Helck W. Die Beziehungen Aegyptens zu Vorderasien in 3. u. 2. Jahrtausend v. Chr. Wiesbaden, 1962; Mendenhall G. E. The Hebrew Conquest of Palestine//BiblArch. 1962. Vol. 25. P. 66-87; Bauer W. Jesus der Galiläer// Idem. Aufsätze und Kleine Schriften/Hrsg. G. Strecker. Tüb., 1967. S. 91-108; Bagatti B. Excavations in Nazareth: From the Beginning until the 12th Cent. Jerusalem, 1969; Shiloh Y. The Four Room House: Its Situation and Function in the Israelite City//IEJ. 1970. Vol. 20. P. 180-190; Yadin Y. Hazor: The Head of All Those Kingdoms: Joshua 11:10. L., 1972; Kitchen K. A. The Third Intermediate Period in Egypt (1100-650 B. C.). Warminster, 1973; Stern E. The Material Culture of the Land of the Bible in the Persian Period 538-332 B. C. E. Jerusalem, 1973; Davies W. D. The Gospel and the Land. Berkeley, 1974; Bar-Kochva B. Manpower Economics and Internal Strife in the Hasmonean State//Armées et Fiscalité dans le monde antique.

http://pravenc.ru/text/161531.html

типологии архитектуры синагог здание относят к промежуточному типу, или типу «широкого дома» (transitional, or broadhouse type), в котором соединяются признаки т. н. раннегалилейского и визант. типов. В плане это почти квадратное сооружение (10×10,1 м), разделенное на 3 нефа 2 рядами колоннад по 5 опор в каждой (ширина центрального нефа 4,3 м, северного - 2,6 м). Колонны опирались на пьедесталы. Центральный, сев.-зап. фасад имеет 3 дверных проема. По юж. стене скорее всего располагалась ниша Торы, ориентированная в сторону Иерусалима. Исследование юж. части невозможно, т. к. она находится под жилым домом. Представляют большой интерес редкие мотивы мозаичного украшения. Между 2 крайними зап. колоннами находится панель, на которой изображены 2 меноры с лампадами на их ветвях, из центральной их ветви вырываются 2 язычка пламени (панель сдвинута к сев. колоннаде и расположена не по главной оси здания). Похожая менора известна по мозаике самаритянской синагоги в Эль-Хирбе. Внизу изображены религ. предметы - шофар (рог), этрог (цитруа), лулав (пальмовая ветвь), махтах (лопатка для благовоний). Между менорами находится круглый венок. Внутри него помещена надпись: «Мир Израилю, Аминь». В центральном нефе заметны следы зодиакального круга, подобное изображение встречается в синагогах визант. типа в Бет-Альфе , Хамат-Тиверии, Нааране, Яфии. В центре находилось изображение виноградной лозы, от которого сохранились лишь фрагменты. Внизу видны остатки надписи: «…будут помянуты все жители города, старые и молодые… которые пообещали и дали пожертвования… будут благословлены… чтится их память. Да будет помянут Иошуа, который дал…» ( Naveh. 1978. N 39). Вокруг центрального нефа мозаика образует орнаментальную раму из различных геометрических и флоральных мотивов. По замечанию археологов, помимо традиц. набора оттенков тессер из различных видов известняка, белого и красноватого кирпича использованы также тессеры из зеленого стекла. М. Чиат предполагает, что стекло местного производства ( Chiat. 1982. P. 138), но его следов в Исфии пока не обнаружено. Христ. население появилось в Исфии в XVII в. Об этом свидетельствует хранитель францисканского ордена Франческо Полицци, путешествовавший по К. в 1666 г. Он сообщает о маронитском христ. населении деревни, к-рое осталось без священника, т. к. последний бежал ( Lemmens L. Acta S. Congregationis de Propaganda Fide pro Terra Sancta. Firenze, 1921. Vol. 1. P. 200). Полицци послал нового пастора из Назарета, который крестил и причастил жителей. В 20-х гг. XX в. в Исфии жили друзы (921 чел.), греко-католики (107), марониты (7), католики (6), правосл. греки (6), мусульмане (17) ( Bagatti. 2001. P. 89-90). В наст. время это друзская деревня, население которой в 2009 г. составляло 25,4 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

Лит.: Освящение рус. храма во имя св. прор. Илии на горе Кармиле: Корреспонденция из Иерусалима//СИППО. 1914. Т. 25. Вып. 1. С. 94-103; Bagatti B. Relatio excavationibus archaeologicis in S. Monte Carmelo: Nota storico-archeologica sul monastero di S. Brocardo in seguito ai lavori praticati nel 1958//Acta Ordinis Carmelitarum Discalceatorum. R., 1958. Vol. 3. P. 227-288; Ovadiah A. Elijah " s Cave, Mount Carmel//IEJ. 1966. Vol. 16. P. 284-285; idem. Inscriptions in the Cave of Elijah//Qadmoniot. Jerusalem, 1969. T. 2. P. 99-101 (на иврите); Friedman Е. The Medieval Abbey of St. Margaret of Mount Carmel//Ephemerides Carmeliticae. R., 1971. T. 22. P. 295-348; idem. The Antiquities of El-Muhraqa and I Kings 18, 31//Ibid. P. 95-104; idem. The Latin Hermits of Mount Carmel: A Study in Carmelite Origins. R., 1979; idem. El-Muhraqa (The Sacrifice - Keren Ha-Karmel): Here Elijah Raised his Altar. R., 1986; Ovadiah A., Silva C. G., de. Supplementum to the Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land//Levant. L., 1984. Vol. 16. P. 146-147; Nitowski E. (Sister Damian of the Cross). The 1987 Preliminary Season in the Wadi es Siah: Mount Carmel Project. Salt Lake City, 1987; eadem. The Preservation and Restoration of the Monastic Ruins in the Wadi es Siah based on the 1987 Preliminary Report: Mount Carmel Project. Salt Lake City, 1987; eadem. The Mount Carmel Project: 1988 Spring Season. Salt Lake City, 1989; eadem. Horvat Minzar//Excavations and Surveys in Israel. Jerusalem, 1988/1989. Vol. 7/8. P. 134; Nitowski E., Qualls C. Spring 1991 Short Field Report: Mount Carmel Project, 6th Season. Salt Lake City, 1991; Il Carmelo in Terra Santa dalle origini ai giorni nostri/A cura di S. Giordano. Arenzano, 1994. P. 92-105, 121; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1998. Vol. 2: L-Z. Р. 226-229, 244-248, 249-257; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 244-245; он же. Откровение Св. Земли: Опыт правосл. путеводителя. М., 2012. С. 462-470; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы/Сост.: Н. Н. Лисовой М., 2000. 2 т.; Ovadiah A., Turnheim Y. Elijah " s Cave on Mt. Carmel// I dem. Roman Temples, Shrines and Temene in Israel. R., 2011. P. 43-46; Храм Илии Пророка на горе Кармил: [Буклет]. Б. м., б. г.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

1367 Janin R. La geographic ecclesiastique de l’Empire byzantin. L–ere partie. Le siege de Constantinople et le patriarcat oecumenique. T. III. Les eglises et les monasteres. Paris, 1953 (2 e ed.: Paris, 1969). 1368 Janin R. Les eglises et les monasteres des grands centres byzantins (Bithynie, Hellespont, Latros, Galesios, Trebizonde, Athenes, Thessalonique). Paris, 1975. 1369 В основу книги положены лекции, прочитанные в Париже в College de France: Mango С. Developpement urbain de Constantinople (4 е –7 е siecle) (Travaux et Memoires du Centre d’histoire et civilisation de Byzance, Monographies, 20). Paris, 1985 (2e ed.: Paris, 1990). 1370 Источники иллюстраций: фотографии на рис. 3,4,8,11–13,15–17,22,25–28,30,33,35–37,40–42, выполнены Л.Г. Хрушковой, другие иллюстрации воспроизводятся по изданиям, указанным в примечаниях к Разделу 2. 1371 Hamarneh B. Topografia cristiana ed insediamento rurali nel territorio dell’odiema Giordania nelle epoche bizantina ed islamica: 5–9 sec. (Studi di Antichita Cristiana 57). Citta del Vaticano, 2003. 1372 Bagatti B. Antichi villagi cristiani di Galilea. Jerusalem, 1971; idem. Antichi villagi cristiani di Samaria. Jerusalem, 1979; idem. Antichi villagi cristiani della Giudea e del Negev. Jerusalem, 1983. 1373 Tchalenko G. Village antiques de la Syrie du Nord, le massif du Belus a l’epoque romaine 1–3 siecles. Paris, 1953–1958; Tchalenko G., Baccache E. Eglises de village de la Syrie du Nord. Paris, 1959. 1374 Mengozzi G. La citta italiana nell’alto Medio Evo. Firenze, 1973 (перепеч. 2–го изд. под ред. Arrigo Solmi: 1931). 1375 Frend W.Y.C. Town and Country in the Early Christian Centuries. London, 1980; Fevrier Р.–А. Urbanisation et urbanisme de L’Afrique romaine/Aufstieg und Niedergang der Romischen Welt. 10, 2. Berlin; New York, 1982. S. 321–396; Duval N. L’urbanisme de Sufetula (=Sbeitla) en Tunisie: Topogtaphie et urbanisme d’Ammaedra (actuellement Haídra) en Tunisie/Ibid. P. 596–671; Durliat J. De la ville antique a la ville byzantine. Rome, 1990; The City in Late Antiquity/Ed. J. Rich. London; New York, 1992; Towns in transition – Urban evolution in Late Antiquity and the early Middle Age/Eds. N. Christie, S.T. Loseby. London, 1993; Die spatantike Stadt und ihre Christianisierung/Hrsg. Brands G., Severin H.–G. (Spatantike, Frtihes Christentum, Byzanz B 11). Munster, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

erwähnten Ortschaften Palästinas mit besonderer Berücksichtigung der Lokalisierung der biblischen Stätten. Halle, 1907; Klein S. Beiträge zur Geographie und Geschichte Galiläas. Lpz., 1909; idem. Galiläa von der Makkabäerzeit bis 67. W., 1928; Стасевич А. А. Кана Галилейская//СИППО. 1912. Т. 23. Вып. 2. С. 176-179; Dalman G. Orte und Wege Jesu. Gütersloh, 1924 3; Bagatti B., Loffreda S. Le Antichità de Kh. Qana e di Kefr Kenna in Galilea//LA. 1964/1965. Vol. 15. P. 251-292; Loffreda S. Scavi a Kafr Kanna//LA. 1969. Vol. 19. P. 328-348; Ovadiah A. Kafr Kanna// Idem. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. P. 99-100; Avi-Yonah M. Gazetteer of Roman Palestine. Jerusalem, 1976; idem. The Holy Land from the Persian to the Arab Conquest. Grand Rapids, 1977; idem. Synagogues: Kafr Kana//EAEHL. Vol. 4. P. 1136; Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims Before the Crusades. Warminster, 1977; Hourani Y. E. Cana of Galilee in South Lebanon. [Beirut], 1995; Hoade E. Guide to the Holy Land. Jerusalem, 1996 r. P. 716-723; Dauphin C. La Palestine Byzantine: Peuplement et Populations. Oxf., 1998. Vol. 1; Herrojo J. Nuevas aportaciones para el studio de Kh. Qana//LA. 1998. Vol. 48. P. 345-356; idem. Cana de Galilea y su localización: Um examen crítico de las fuentes. P., 1999; Россия в Св. Земле. М., 2000. Т. 1. С. 301, 306, 311-313, 711, 721; Richardson P. First-Century Houses and Q " s Setting//Christology, Controversy, and Community: New Testament Essays in Honour of D. R. Catchpole/Ed. D. G. Horrell, Chr. M. Tuckett. Leiden, 2000. P. 63-83; idem. What Has Cana to Do with Capernaum?//NTS. 2002. Vol. 48. N 3. P. 314-331; idem. Khirbet Qana (and Other Villages) as a Context for Jesus// Idem. Building Jewish in the Roman East. Waco, 2004. P. 55-72; idem. Khirbet Qana " s Necropolis and Ethnic Questions//The Archaeology of Difference: Gender, Ethnicity, Class and the «Other» in Antiquity: Stud. in Honor of E. M. Meyers/Ed. D. R. Edwards, C. T. McCollough. Boston, 2007. P.

http://pravenc.ru/text/1470173.html

Лит.: Stummer F. Beschneidung//RAC. 1954. Bd. 2. Sp. 159-169; Bagatti B. L " Église de la circoncision. Jerus., 1965; Meyer R. περιτμνω, περιτομ, περτμητος//TDNT. 1968. Vol. 6. P. 72-81; Stramare T. La circoncisione di Gesù: Significato esgetico e teologico//Biblia e Oriente. Mil., 1984. Vol. 26. N 4. P. 193-203; Ulonska H. Gesetz und Beschneidung: Überlegungen zu einem paulinischen Ablösungskonflikt//Jesu Rede von Gott und ihre Nachgeschichte im frühen Christentum. Gütersloh, 1989. S. 314-331; Carleton Paget J. N. B. Barnabas 9. 4: A Peculiar Verse on Circumcision//VChr. 1991. Vol. 45. N 3. P. 242-254; Hall R. G. Circumcision//ABD. 1992. Vol. 1. P. 1025-1031; Horn F. W. Der Verzicht auf die Beschneidung im Frühen Christentum//NTS. 1996. Vol. 42. N 4. P. 479-505; Barclay J. M. G. Paul and Philo on Circumcision: Romans 2. 25-29 in Social and Cultural Context//Ibid. 1998. Vol. 44. N 4. P. 536-556; idem. Paul, the Gift and the Battle over Gentile Circumcision: Revisiting the Logic of Galatians//ABR. 2010. Vol. 58. P. 36-56; Troiani L. La circoncisione nel Nuovo Testamento e la testimonianza degli autori greci e latini//Verus Israel: Nuove prospettive sul giudeocristianesimo: Atti del Colloquio di Torino (4-5 nov. 1999). Brescia, 2001. P. 95-107; Dunn J. D. G. «Neither Circumcision nor Uncircumcision, but...» (Gal. 5. 1-12; 6. 12-16; cf. 1 Cor. 7. 17-20)// Idem. The New Perspective on Paul: Coll. Essays. Tüb., 2005. P. 307-331; Livesey N. E. Theological Identity Making: Justin " s Use of Circumcision to Create Jews and Christians//JECS. 2010. Vol. 18. N 1. P. 51-79; Ferda T. S. «Sealed» with the Holy Spirit (Eph 1. 13-14) and Circumcision//Biblica. R., 2012. Vol. 93. N 4. P. 557-579; Garroway J. D. The Circumcision of Christ: Romans 15. 7-13//JSNT. 2012. Vol. 34. N 4. P. 303-322; Jacobs A. S. Sordid Bodies: Christ " s Circumcision and Sacrifice in Origen " s 14th Homily on Luke//Asceticism and Exegesis in Early Christianity: The Reception of New Testament Texts in Ancient Ascetic Discourses. Gött., 2013. P. 219-234; Maritano M. Circumcision//Encycl. of Ancient Christianity. Downers Grove (Ill.), 2014. Vol. 1. P. 540; Schwartz D. R., Rey J.-S. Ends Meet: Qumran and Paul on Circumcision//The Dead Sea Scrolls and Pauline Literature. Leiden, 2014. P. 295-307; Thiessen M. Paul " s Argument Against Gentile Circumcision in Romans 2. 17-29//NTIQ. 2014. Vol. 56. N 4. P. 373-391; Bachmann M. Zu temporalen Momenten des Galaterbriefs: Beschneidungsfreiheit für Heidenchristen und Heilsgeschichte//Paulus und Petrus: Geschichte - Theologie - Rezeption. Lpz., 2016. S. 101-136.

http://pravenc.ru/text/2578081.html

В И. чеканились бронзовые монеты с позднеэллинистического периода до времени правления имп. Элагабала (218-222). К названию города на монетах часто прилагались эпитеты ερ и συλα (священный, неприкосновенный). На реверсах наиболее часто встречались изображения лошади, Пегаса, Тюхе и Зевса ( Lichteberger А. Some Remarks on the Civic Coinage of Antioch at Hippos// Segal et al. 2004. P. 106-122). Можно предположить, что в И. было выстроено неск. храмов Зевса (Олимпийского и Аротесия) и Тюхе. Как и др. городам Декаполиса, подобные сооружения давали И. некое право на сакральную неприкосновенность. Несомненно, что культ Пегаса как символа города был развит среди местного населения, в его честь могли устраиваться празднества, как это было принято во всем греко-рим. мире. О жизни в И. могут свидетельствовать также 3 греч. надписи рим. эпохи. Греч. надпись, обнаруженная на мраморной монолитной колонне, датирована 238 (или 239) г. и содержит добрые пожелания неким супругам Элию Кальпурниану и Домиции Ульпии, рим. гражданам, выходцам из кругов местного чиновничества ( Lajtar A. Two Greek Inscriptions of the Roman Imperial Period// Segal et al. 2004. P. 44-50). Известна лат. надпись из Кесарии Палестинской ок. 222-240 гг., где упомянут однофамилец жителей И. Валерий Кальпурниан, прокуратор Месопотамии. Возможно, это были представители одного весьма высокопоставленного рода. Их присутствие в И. может свидетельствовать о высоком положении города в иерархии рим. Палестины. Греч. 2-я надпись хвалебного содержания, найденная в сев. части форума, вырезана на известняковом постаменте скульптурного бюста императора. Исследователь А. Лайтар определил, что надпись посвящена Луцию Аврелию Веру (Lucius Aurelius Verus), к-рый провозгласил себя императором в 218 г., при имп. Элагабале, но вскоре был низложен и казнен (упоминается лишь в Dio Cassius. Hist. Rom. LXXX 7. 1). Греч. 3-я надпись, ныне утраченная, была обнаружена близ И. и описана Ж. Жермен-Дюраном в кон. XIX в. Это эпитафия на надгробии, увенчанном колонной с ионической капителью, на могиле некоего молодого человека, умершего в 22 года, через месяц после свадьбы. Ни его имени, ни к.-л. дат не было указано. По мнению Б. Багатти, надгробие могло относиться к IV в. ( Bagatti. 2001. P. 63).

http://pravenc.ru/text/673805.html

Т. о., главным отличием иудеохристиан было признание мессианского статуса Иисуса Христа при сохранении значимости Закона Моисеева ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 29. 7. 2; Ps.-Clem. Recogn. 1. 43. 2). В то же время уже в IV в. они не были членами единого движения, но представляли секты, учение к-рых в большей или меньшей мере отличалось от ортодоксального. Видимо, дольше всего иудеохрист. секты просуществовали на границах империи, в частности, среди арабов ( Sozom. Hist. eccl. VI 38. 10-14). Напр., последние свидетельства о елкесаитах датируются X в. (об иудеохрист. источниках в передаче араб. авторов см.: Пинес. 2009; но мн. исследователи полагают, что мусульм. писатели получили эти данные из антихрист. иудейских трактатов, т. е. к иудеохристианам они не относятся). В XX в. итал. католич. учеными были проведены раскопки в Палестине, выявившие, по их мнению, множество археологических свидетельств в пользу существования в этом регионе большого количества иудеохристиан в первые века по Р. Х. ( Bagatti. 1971). Однако в наст. время все их идентификации поставлены под сомнение или опровергнуты ( Taylor. 1993). Трудность в определении И. заключается в том, что среди исследователей нет единства в понимании, что такое «иудаизм» в период Второго храма, поскольку он был представлен несколькими течениями ( Schiffman L. Who Was a Jew?: Rabbinic and Halakhic Perspectives on the Jewish-Christian Schism. Hoboken (N. J.), 1985; Cohen Sh. The Beginnings of Jewishness: Boundaries, Varieties, Uncertainties. Berkeby, 1999). Разрушение храма привело к их вынужденному реформированию и появлению иудаизма раввинистического . Поэтому с т. зр. совр. ученых сопоставление И. с раввинистическим иудаизмом как предшествующей ему или более чистой формой иудаизма является методологической ошибкой. Открытие кумран. свитков и более пристальное изучение апокрифической и псевдоэпиграфической лит-ры показало, что мн. аспекты сближают иудеохристиан скорее с маргинальными иудейскими течениями. В частности, термин «нищие» (эвиониты) использовался как самоназвание и у кумранитов (см.: 4Q171 2.

http://pravenc.ru/text/1237773.html

Bethlehem//RB. 1966. Vol. 72. P. 585; idem. Iron Age Remains from Bethlehem//SBF. 1968. N 18. P. 153-180; Stockton E. Stone Age Factory Site at Arafa near Bethlehem//Ibid. 1965. N 15. P. 124-136; idem. The Stone Age of Bethlehem//Ibid. 1967. N 17. P. 129-148; Vetrali L. Le iscrizioni dell " acquedo to romano presso Betlemme//Ibid. P. 149-161; Bagatti B. Recenti scavi a Betlemme//Ibid. 1968. N 18. Р. 181-237; Benoit P. Chronique Archéologique//RB. 1970. Vol. 77. P. 583-585; Lipinski E. Beth-Schemesch und der Tempel der Herrin der Grabkammer in den Amarna-Briefen//VT. 1973. Vol. 23. P. 443-445; idem. L " emplacement de Bethléem au temps de Jésus//Dossiers de l " Archéologie. 1975. Vol. 10. P. 58-63; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land/transl. from Hebrew R. Kirson. Bonn, 1970. p. 33-37 [Bibliogr.]; Welten P. Bethlehem und die Klage um Adonis//ZDPV. 1983. Bd. 99. S. 189-203; Brown R. The Birth of the Messiah. N. Y., 1985; K ü hnel G. The 12th-Cent. Decoration of the Church of the Nativity: Eastern and Western Concord//ACR. 1993. P. 197-203; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993. Vol. 1: [A-K]. p. 137-157 [Bibliogr.]; Tzapheres V. The Early Christian Holy Site at Shepherd " s Field//ACR. 1993. P. 204-206; Taylor J. E. The Bethany Cave: a Jewish-christian cult site?//Rb. 1990. Vol. 93. N 3; idem. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish-Christian Origins. Oxf., 1993. P. 96-112; Cree F. , de. History and Archaeology of the Bet Sahur Region: A Preparatory Study for a Regional Survey: (The Bethlehem Archaeol. Project)//ZDPV. 1999. Bd. 115. N 1. S. 59-84; Prag K. Bethlechem: a site assessment//Peq. 2000. vol. 132. P. 169-181; Lavas G. P. The Kathisma of the Holy Virgin: A Major New Shrine// DCAE . 2001. N 2. P. 60-101. Л . А . Беляев Русский участок в Вифлееме Эль-Атн, площадью 7955 кв. м, расположенный недалеко от ул. Молочной пещеры. Улица разделяет его на 2 отдельных неравных участка, каждый из к-рых обнесен высокой каменной оградой.

http://pravenc.ru/text/158886.html

2305       Krüger J. Die Grabeskirche zu Jerusalem: Geschichte – Gestalt – Bedeutung. Regensburg, 2000. 2306       Bagatti B. Gli scavi di Nazaret. Vol. I: Dalle origni al secolo XII. Jerusalem, 1967 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior, 17). 2307       Bagatti B. con la collabor. Di Alliata E. Gli scavi di Nazaret. Vol. II: Dal secolo XII ad oggi. Gerus., 1984 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior, 17); англ. пер.: Bagatti B. Excavations in Nazareth. Vol. II: From the 12th Century until Today/With the collaboration of E. Alliata. Jerusalem, 2002. 2308       Bottini G.C. Michele Piccirillo (1944–2008), francescano di Terra Santa e archeologo//Liber Annuus. 2008. LVIII. P. 479–500 (библиография, 289 названий). 2309       Этому комплексу посвящено много публикаций. Итоговая книга, в англ. пер.: Mount Nebo: New Archaeological Excavations, 1967–1997/M. Piccirillo, E. Alliata (eds.). Jerusalem, 1998 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior, 27). 2310       Piccirillo M. Chiese e mosaici della Giordania settentrionale. Jerusalem, 1981; англ. пер.: The Mosaics of Jordan. Amman, 1993. Idem. I mosaici di Giordania. Jerusalem, 1991 (по материалам выставки, организованной в Бергамо в 1991 г. (Иордания-Италия)); Idem. La Palestina cristiana. I–VII secolo. Bologna, 2008. 2311       Piccirillo M., Alliata E. Umm al-Rasas – Mayfa’ah. I: Gli scavi del complesso di Santo Stafano. Jerusalem, 1994 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior, 28); Хрушкова Л.Г. Рец.: Piccirillo M., Alliata E. Umm al-Rasas…//Виз. временник. 2002. T. 61. C. 244–245. 2312       Piccirillo M. Chiese e mosaici di Madaba: Documentazione grafica/A cura di P. Eugenio Alliata. Jerusalem, 1989 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior, 34); Hamarneh B. «Poca favilla gran flamma seconda»: Fr. Michele Piccirillo, OFM, Pioneer of Byzantine Archaeology in the Middle East//In Memoriam: Fr. Michele Piccirillo, OFM (1944–2008). Celebrating his life and work/C. Dauphin, B. Hamameh (eds.). Oxf., 2011 (BAR International Series, 2248). R 45–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008