Жертвоприношения народа в Бохиме ( Суд.2:5 ), жертва Гедеона в Офре ( Суд.6:13 и д.) и жертва Маноэ в Цоре ( Суд.13:19 ) были совершенно согласны с законом, потому что все эти жертвоприношения вызваны были явлением ангела Иеговы, так как где Иегова являл свое присутствие, там народ всегда мог приносить Ему жертву. «То место, где является Бог, становится святилищем на все то время, пока продолжается явление, и тот человек, которому является Бог, делается священником pro tempore» (Генгстенберг, Beitr. III, стр. 41). Точно также совершенно законны были жертвоприношения, совершавшиеся на тех местах, где находился, хотя бы и временно, ковчег завета, например,–в Вефиле, где сооружен был алтарь и приносились жертвы ( Суд20:27; 21:4 и д.). Напротив жертвоприношения Самуила в Массифе ( 1Цар.7:9 и д.), в Раме ( 1Цар.9:12 ) и в Галгалах ( 1Цар.10:8 ) не могут быть объяснены только пророческим достоинством Самуила; потому что и самые пророки не становились выше закона, но подчинялись ему во всех тех случаях, относительно которых Иегова не объявлял им своей особенной воли. Жертвоприношения Самуила могут быгь оправданы только обстоятельствами того времени, именно тем,–что скиния свидения, с тех пор, как ковчег завета был пленен филистимлянами и, по возвращении его Израильтянам, не был опять поставлен в скинию, потеряла залог и символ божественного присутствия и перестала служить местом, избранным Иеговою для пребывания своего имени ( Втор.12:5,11,21 ). Вследствие этого сама скиния свидения превратилась в баму, и пророку Самуилу дозволено было, пока Иегова не восстановит своего святилища, сооружать алтари п приносить на них всесожжения и заклания во всех тех местах, куда он приходил, чтобы судить народ; эти алтари так же назывались bamah ( 1Цар.9:11 и др.). Прекращение такого порядка, дозволенного на время, последовало отчасти при Давиде, который перенес ковчег завета в Сион и учредил здесь определенный левитский культ, а окончательно–только при создании храма, который Иегова наполнил своею славою после того, как ковчег завета поставлен был во Святом Святых храма ( 3Цар.8:10 ). С этих пор закон ( Втор. 12 гл.) снова вступил в полную силу и кроме храма все другие места в стране, избиравшиеся для жертвоприношения, считались как bamoth, запрещенные законом. Но народ не понял, что только события и потребности времени делали необходимым некоторое уклонение Самуила от закона; точно так же этого не понимают и многие из новейших богословов, например Тений, который объясняет поведение Самуила не иначе, как «преднамеренною и рассчитанною оппозициею против тогдашнего жреческого сословия» и стремлением «минуя намеренно Силом, ввести свободный культ Иеговы, так как Самуил видел всю гнусность жреческого правительства» (zum 1Sam. 7, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В последние годы жизни Д. занимался проблемой христ. единства и призывал к воссоединению всех христ. Церквей и конфессий. По поручению старокатолич. комиссии, к-рая в 1872 г. избрала Д. председателем, в 1874 и 1875 гг. он руководил Боннскими конференциями , в к-рых участвовали богословы большинства христ. конфессий. Перед смертью Д. принял причастие от старокатолич. пресвитера. Похороны Д. организовал его друг Й. Фридрих, ставший впосл. его биографом. Похоронен на Южном кладбище Мюнхена. Соч.: Die Lehre von der Eucharistie in den drei ersten Jahrhunderten. Mainz, 1826; Die Reformation: Ihre innere Entwicklung und ihre Wirkungen im Umfange des Lutherischen Bekenntnisses. Regensburg, 1846-1848. 3 Bde; Luther. Freiburg i. B., 1851; Heidentum und Judentum: Vorhalle zur Geschichte des Christenthums. Regensburg, 1857; Christentum und Kirche in der Zeit der Grundlegung. Regensburg, 1860; Kirche und Kirchen: Papstthum und Kirchenstaat: Hist.-polit. Betrachtungen. Münch., 1861; Die Papst-Fabeln des Mittelalters: Ein Beitr. z. Kirchengeschichte. Münch., 1863; [ Ianus, pseud. ] Der Papst und das Concil. Lpz., 1869; [Quirinus, pseud. ] Römische Briefe vom Concil. Münch., 1870; Akademische Vorträge. Nördingen, 1888-1891. 3 Bde; Über die Wiedervereinigung der christlichen Kirchen: Sieben Vorträge, gehalten in München im J. 1872. Nördingen, 1888; Geschichte der Moralstreitigkeiten in der römisch-katholischen Kirche. Nördingen, 1889. 2 Bde; Briefe und Erklärungen über die vatikanischen Dekrete. Münch., 1890; Kleinere Schriften. Stuttg., 1890. Лит.: Friedrich J. Ignaz von Döllinger. Münch., 1899-1901. 3 Bde; Finsterhölzl J. Ignaz von Döllinger. Graz u. a., 1969; Staat und Kirche im 19. und 20. Jh.: Dokumente zur Geschichte des deutschen Staatskirchenrechts/Hrsg. E. R. Huber, W. Huber. B., 1976. Bd. 2; Neuner P. Döllinger als Theologe der Ökumene. Paderborn u. a., 1979; Köhler O. Ignaz Döllinger (1799-1890)//Zeitgeschichte in Lebensbildern/Hrsg. J. Aretz, R. Morsey, A. Rauscher. Mainz, 1980. Bd. 4; Geschichtlichkeit und Glaube: Gedenkschrift: Zum 100. Todestag Ignaz von Döllingers/Hrsg. G. Denzer, E. L. Grasmück. Münch., 1990; Lieser J. Zeugen der Wahrheit: Alt-Katholiken der ersten Stunde. Bonn, 1992; Fuhrmann H. Ignaz von Döllinger: Ein exkommunizierter Theologe als Akademiepräsident und Historiker. Lpz., 1999.

http://pravenc.ru/text/171803.html

Лит.: Kneer A. Kardinal Zabarella (Franciscus de Zabarellis, Cardinalis Florentinus), 1360-1417: Ein Beitr. zur Geschichte des grossen abenländischen Schismas. Münster, 1891. T. 1; Zardo A. Francesco Zabarella a Firenze (il Cardinale Fiorentino)//Archivio storico Italiano. Ser. 5. Firenze, 1898. Vol. 22. P. 1-22; Sabbadini R. La metrica e prosodia latina di Francesco Zabarella//La Bibliotheca delle Scuole Italiane. N. S. 1904. Vol. 9. N 2. P. 3-5; N 12. P. 5-8; Zonta G. Francesco Zabarella (1360-1417). Padova, 1915; Ullmann W. Cardinal Zabarella and his Position in the Conciliar Movement// Idem. The Origins of the Great Schism. L., 1948. P. 191-231; Morrissey Th. E. The Decree «Haec Sancta» and Cardinal Zabarella: His Role in its Formulation and Interpretation//AHC. 1978. Vol. 10. P. 145-176; idem. Franciscus Zabarella (1360-1417): Papacy, Community, and Limitation Upon Authority//Reform and Authority in the Medieval and Reformation Church/Ed. G. F. Lytle. Wash., 1981. P. 37-54; idem. Emperor-elect Sigismund, Cardinal Zabarella and the Council of Constance//Catholic Hist. Rev. Wash., 1983. Vol. 69. P. 353-370; idem. The Call for Unity at the Council of Constance: Sermons and Addresses of Cardinal Zabarella, 1415-1417//Church History. [Chicago etc.], 1984. Vol. 53. P. 307-318; idem. Cardinal Franciscus Zabarella (1360-1417) as a Canonist and the Crisis of his Age: Schism and the Council of Constance//ZKG. 1985. Bd. 96. S. 196-208; Piaia G. La fondazione filosofica della teoria conciliare in Francesco Zabarella//Scienza e filosofia all " Università di Padova nel Quattrocento/Ed. A. Poppi. Trieste, 1983. P. 431-461; Belloni A. Professori giuristi a Padova nel sec. XV: Profili bio-bibliografici e cattedre. Fr./M., 1986; Kuttner S. Francesco Zabarella " s Commentary on the Decretals: A Note on the Editions and the Vatican Manuscripts//Bull. of Medieval Canon Law. N. S. R., 1986. Vol. 16. P. 97-101; Merzbacher F. Die ekklesiologische Konzeption des Kardinals Francesco Zabarella (1360-1477)// Idem. Recht-Staat-Kirche. W., 1989. S. 341-353; Brandmüller W. Das Konzil von Konstanz. Paderborn etc., 1991-1997. 2 Bde; Girgensohn D. Francesco Zabarella aus Padua: Gelehrsamkeit und politisches Wirken eines Rechtsprofessors während des grossen abendländischen Schismas//ZSRG.K. 1993. Bd. 79(110). S. 232-277.

http://pravenc.ru/text/182397.html

религ. традицией, нашли отражение в литургической службе на Йом-Киппур - праздника покаяния и искупления. В богослужение этого дня вошла наиболее значительная поэма И. Г. «Царская корона». В сущности это философский трактат в стихах, изображающий Божественную Славу и ее действие во всех мирах, а также описывающий сотворение и строение мира от земной сферы до Престола Славы. Поэма - гимн единому Богу: через весь текст проходит мысль о том, что все атрибуты, приписываемые Богу, являются порождением интеллекта и не существуют в реальности. Космологические и мистические идеи, выраженные в поэзии И. Г., отличаются от его философских построений не только формой и стилем выражения, но и укорененностью в евр. религ. традиции, прежде всего в евр. мистике: это и ранние гностические мидраши («Пиркей р. Элиэзер» и др.), и «Книга Творения» («Сэфер йецира»), и «Литература Чертогов» («Пиркей Хехалот»). Возможно, на поэзию И. Г. оказала влияние и суфийская ислам. поэзия. Соч.: The Improvement of Moral Qualities/Transl. S. S. Wise. N. Y., 1902 (араб. оригинал «Ислах ал-алхак» и англ. пер.); Shire Shelomo ben Yehudah ibn Gevirol/Ed. H. N. Bialik, Y. H. Ravnitzki. Tel Aviv, 1924-1925. 3 vol.; Соломон ибн Габироль. Источник жизни//Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. C. 765-781; The Liturgical Poetry of Rabbi Solomon Ibn Gabirol/Ed. D. Yarden. Jerusalem, 1971-1972. 2 vol. (на иврите); The Secular Poetry of Rabbi Solomon Ibn Gabirol/Ed. D. Yarden. Jerusalem, 1975-1976. 2 vol. (на иврите); Ибн Гебироль. Источник жизни/Пер.: О. О. Ладоренко//Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV вв./Сост.: И. Т. Касавин. М., 1996. С. 336-390; Соломон ибн Габироль. Царская корона (Кетер малхут)/Пер. с древнеевр., предисл. и коммент.: В. Н. Нечипуренко. Р. н/Д., 2005. Лит.: Guttmann J. Die Philosophie des Salomon ibn Gabirol. Gött., 1889; Kaufmann D. Studien über Salomon ibn Gabirol. Bdpst., 1899; Генкель Г. Гебироль//Евр. энцикл./Ред.: Л. Каценельсон, Д. Гинцбург. СПб., 1910. М., 1991p. Т. 6. Стб. 219-231; Dreyer K. Die religiöse Gedankenwelt des Salomo ibn Gabirol: Ein Beitr. z. Religionsgeschichte d. jüdischen Mittelalters. Lpz., 1930; Schlanger J. La philosophie de Salomon ibn Gabirol. Leiden, 1968; Ладоренко О. О. Философские воззрения Ибн Гебироля//Знание за пределами науки/Сост.: И. Т. Касавин. М., 1996. С. 391-395; Brunner F. Métaphysique d " Ibn Gabirol et de la tradition platonicienne. Aldershot, 1997; Борисов А. Я. Об исходной точке волюнтаризма Соломона Ибн Габироля//ППС. 2002. Вып. 99(36). С. 209-218; Сират К. История средневек. еврейской философии. М.; Иерусалим, 2003. С. 115-135; Нечипуренко В. Н. Еврейская философия и каббала. Р. н/Д., 2007. С. 15-72.

http://pravenc.ru/text/200425.html

В. Древняя Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001; Flusin B. L " empereur hagiographe: Remarques sur le rôle des premiers empereurs macédoniens dans le culte des saints//L " empereur hagiographe: Culte des saints et monarchie byzantine et post-byzantine/Ed. P. Guran, B. Flusin. Bucur., 2001. P. 29-54; Featherstone M. J. Preliminary Remarks on the Leipzig Manuscript of De Cerimoniis//BZ. 2002. Bd. 95. S. 457-479; idem. Olga " s Visit to Constantinople in «De Cerimoniis»//REB. 2003. T. 61. P. 241-251; idem. Further Remarks on the «De Cerimoniis»//BZ. 2004. Bd. 97. S. 113-121; idem. The Chrysotriklinos as Seen through «De Cerimoniis»//Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beitr. zur byzant. Geschichte und Kultur/Hrsg. L. M. Hoffmann. Wiesbaden, 2005. S. 845-852; idem. The Great Palace as Reflected in the De Cerimoniis//Visualisierungen von Herrschaft/Hrsg. F. A. Bauer. Istanbul, 2006. S. 47-61; idem. De Cerimoniis: The Revival of Antiquity in the Great Palace and the «Macedonian Renaissance»//The Byzantine Court: Source of Power and Culture. Istanbul, 2013. P. 139-144; Koutava-Delivoria B. La contribution de Constantin Porphyrogénète à la composition des Geoponica//Byz. 2002. T. 72. P. 365-380; Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод визант. свидетельств о Руси. М., 2004. С. 46-52, 222-236; Featherstone M., Gruskov á J., Kresten O. Studien zu den Palimpsestfragmenten des sogenannten Zeremonienbuches: 1. Prolegomena//BZ. 2005. Bd. 98. H. 2. S. 423-430; Арутюнова-Фиданян В. А. «Закавказское досье» Константина Багрянородного: Информация и информаторы//Визант. очерки. СПб., 2006. С. 5-18; Кузенков П. В. Реальная политика или великодержавная идеология?: Византийская дипломатия X в. по данным трактатов Константина Багрянородного//История: дар и долг: Юбил. сб. в честь А. В. Назаренко. М.; СПб., 2010. С. 73-99; Каждан А. П. История визант. лит-ры (850-1000 гг.). СПб., 2012. С. 144-157; Magdalino P. Knowledge in Authority and Authorised History: The Imperial Intellectual Programme of Leo VI and Constantine VII//Authority in Byzantium/Ed.

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Лит.: Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Tüb., 1885. Bd. 1; idem. Marcion: Das Evangelium vom Fremden Gott. Lpz., 1921; Bousset W. Hauptprobleme der Gnosis. Gött., 1907. (FRLANT; 10); Поснов М. Э. Гностицизм II в. и победа христ. Церкви над ним. К., 1917; Reitzenstein R. Das iranische Erlösungsmysterium: Religionsgeschichtliche Untersuchungen. Bonn, 1921; Bainton R. Basilidian Chronology and NT Interpretations//JBL. 1923. Vol. 42. P. 83-134; Horfner Th. Das Diagram der Ophianer//Charisteria: A. Rzach z. 80. Geburtstag. Reichenberg, 1930. S. 86-98; Burkitt F. C. Church and Gnosis. Camb., 1932; Sagnard F. -M. La Gnose Valentinienne et le témoignage de St. Irénée. P., 1947; Quispel G. Gnosis als Weltreligion. Zürich, 1951; idem. Valentinus de gnosticus en zijn Evangelie der waarheid. Amst., 20032; Bultmann R. Theologie des NT. Tüb., 19532; Colpe C. Die religionsgesch. Schule: Darst. u. Kritik ihres Bildes vom gnostischen Erlösermythus. Gött., 1961; idem. Gnosis II (Gnostizismus)//RAC. 1981. Bd. 11. S. 537-659; Schenke H. -M. Der Gott «Mensch» in der Gnosis: ein religionsgesch. Beitr. z. Diskussion über d. paulinische Anschauung v. der Kirche als Leib Christi. Gött., 1962; Frickel J. Die «Apophasis Megale» in Hippolyt " s Refutatio (VI 9-18): Eine Paraphrase z. Apophasis Simons. R., 1968; Yamauchi E. Pre-Christian Gnosticism: A Survey of the Proposed Evidences. L., 1973; Nautin P. Les fragments de Basilide sur la souffrance et leur interprétations par Clément d " Alexandrie et Origène//Mélanges d " histoire des religions offerts à H.-Ch. Puech. P., 1974. P. 398-403; Koschorke K. Die Polemik der Gnostiker gegen das kirchliche Christentum. Leiden, 1978. (NHS; 12); Трофимова М. К. Историко-филос. вопросы гностицизма. М., 1979; Colloque International sur les Textes de Nag Hammadi. Québec, 22-25 août 1978/Éd. B. Barc. Québec, 1981; Berger K. Gnosis/Gnostizismus I//TRE. 1984. Bd. 13. S. 519-535; Mühlenberg E. Gnosis/Gnostizismus II//Ibid. S. 535-548; Böhlig A. Gnosis und Synkretismus.

http://pravenc.ru/text/165189.html

Соч.: поэтич.: Descriptio Helvetiae. Basel, 1514; Duo elegiarum libri ad Uldericum Zinlium Doggium. Basileae, 1516; муз.-теоретич.: Isagoge in musicen e quibusque bonis authoribus lat. et graec. ad studiosorum utilitatem multo labore elaborate. [Basileae, 1516]; DwdekacÒrdon. Basel, 1547. Hildesheim. N. Y., 1969r (нем. пер.: Uss Glareani Musick ein Usszug/J. L. Wonnegger. Basel, 1557, 15592. Lpz., 1975r; Dodecachordon/Hrsg. v. P. Bohn. Lpz., 1888; англ. пер.: Dodecachordon/Transl., transcr., comment. by C. A. Miller. [R.], 1965; рус. пер.: Додекахорд [фрагм.]/Пер.: М. В. Иванов-Борецкий//Муз. эстетика западно-европ. средневековья и Возрождения/Сост.: В. П. Шестаков. М., 1966. С. 388–413; Додекахорд/Пер.: Б. А. Клейнер//Клейнер Б. А. «Додекахорд» Г. Глареана: К исслед. 12-ладовой теории по первоисточнику: Канд. дис./МГК им. П. И. Чайковского. М., 1994. Т. 2); филологич., риторич., дидактич.: De ratione syllabarum brevis isagoge. De figuris compendiosa lucubratio, ex probatissimis authoribus, praesertim Diomede. Item elegiae quaedam H. Gl. Basileae, 1516; Ael. Donati Methodus primum scholiis utilissimis illustrata. Turigi, 1534; In Clarissimi vixi Ioannis Caesarii Iuliacensis Dialecticen vice commentariorum annotationes. Basileae, 1556; географич.: De Geographia Liber Unus. Basel, 1527; Математич.: De VI arithmeticae practicae speciebus H. Glareani epitome. [Freiburg i. Br., 1539]; метрологич.: Liber de asse et partibus eius. Basileae, 1550. Лит.: Fritzsche O. F. H. Loriti Glarean: Sein Leben und sein Schriften. Frauenfeld, 1890; M ü ller E. F. J. Glarean und Aegidius Tschudi: Ihre menschlichen u. gelehrten Beziehungen: Mit 38 Briefen Glarean " s aus d. Jahren 1533-1561. Freiburg i. Br., 1933; Turrell F. B. The Isagoge in Musica of H. Glarean//J. of Music Theory. 1959. Vol. 3. P. 97-139; Meier B. H. Loriti Glareanus als Musiktheoretiker//Beiträge z. Freiburger Wissenschafts- und Universitätsgeschichte. Freiburg i. Br., 1960. H. 22; Баранова Т. Переход от средневек. ладовой системы к мажору и минору в муз. теории XVI -XVII вв.//Из истории зарубежной музыки. М., 1980. Вып. 4. С. 6-27; Der Humanist H. Loriti, genannt Glarean, 1488-1563: Beitr. zu seinem Leben u. Werk/Verf. v. R. Aschmann [et al.]; hrsg. v. Ortsmuseum Mollis. Glarus, 1983; Холопов Ю. Н. Церковные лады//Муз. энцикл. словарь. М., 1991. С. 613-614; Mack H. -H. Humanistische Geisteshaltung und Bildungsbemühungen: am Beispiel von H. Loriti Glarean (1488-1563). Bad Heilbrunn (Obb.), 1992; Клейнер Б. А. «Додекахорд» Г. Глареана: К исслед. 12-ладовой теории по первоисточнику: Канд. дис. М., 1994. Т. 1; Fenlon I. Heinrich Glarean " s books//Music in the German Renaissance: Sources, Styles and Context/Ed. J. Kmetz. Camb., 1994. P. 74-102; Fuller S. Defending the Dodecachordon: Ideological Currents in Glarean " s Modal Theory//JAMS. 1996. Vol. 49. P. 191-224.

http://pravenc.ru/text/165083.html

F. Bleienstein. Stuttg., 1969; The Tractatus de Antichristo of John of Paris/Ed. S. B. P. Clark. Ithaca, 1981; Quaestio XVII disputata de unitate esse et essentiae/Ed. P. Glorieux//RSPhTh. 1928. Vol. 17. P. 405-426; The First Quodlibet of John Quidort/Ed. A. J. Heiman//Nine Medieval Thinkers: A Coll. of Hitherto Unedited Texts/Ed. R. O " Donnell. Toronto, 1955. P. 271-291; Commentaire sur les Sentences/Ed. J. P. Müller. R., 1961-1964. 2 vol.; Le Correctorium corruptorii «Circa» de Jean Quidort de Paris/Ed. J. P. Müller. R., 1941; Sermones/Ed. Th. Kappeli//AFP. 1957. T. 27. P. 120-167; De modo existendi corpus Christi in sacramento altaris: (De transsubstantiatione panis et vini in sacramento altaris)/Ed. J. H. Martin//Viator. Turnhout, 1975. Vol. 6. P. 214-240; Apologia/Ed. J. P. Müller//RTAM. 1952. Vol. 19. P. 344-351; Tractatus de unitate formarum. Venice, 1513; Quaestio de potestate papae (Rex pacificus)//Acta inter Bonifatium VIII, Benedictum XI, Clementem V et Philippum Pulchrum. [S. l.], 1614. P. 49-93. Лит.: Lajard F. Jean de Paris, dominicain//Histoire littéraire de la France. P., 1869. Vol. 25. P. 244-270; Scholz R. Die Publizistik zur Zeit Philipps des Schönen und Bonifaz " VIII.: Ein Beitr. zur Geschichte der politischen Anschauungen des Mittelalters. Stuttg., 1903. S. 275-333; Grabmann M. Le «Correctorium corruptorii» du Dominicain Johannes Quidort de Paris//Revue néoscolastique de philosophie. Louvain, 1912. Vol. 19. N 75. P. 404-418; idem. Studien zu Johannes Quidort von Paris, O. Pr. Münch., 1922; idem. Gesammelte Akademieabhandlungen. Paderborn, 1979. Bd. 1. S. 69-128; Glorieux P. Bernard de Trilia ou Jean de Paris?//RSPhTh. 1930. Vol. 19. P. 469-474; idem. Jean Quidort et la distinction réelle de l " essence et de l " existence//RTAM. 1951. Vol. 18. P. 151-157; Planzer D. M. Eine unbeachtete Handschrift mit dem Tractatus de Adventus Christi des Johannes Parisiensis Quidort. O. P.//AFP. 1930. Bd. 1. S. 342; Weisweiller H. Die Imanationslehre de Jean Quidort//Scholastik.

http://pravenc.ru/text/471424.html

The Byzantine Empire, 1025-1204: A Political History. L., 1984. P. 263-283; Lilie R.-J. Handel und Politik: Zwischen dem byzantinischen Reich den italienischen Kommunen Venedig, Pisa und Genua in der Epoche der Komnene und der Angeloi, 1081-1204. Amst., 1984; idem. Des Kaisers Macht und Ohnmacht: Zum Zerfall der Zentralgewalt in Byzanz vor dem vierten Kreuzzug//Varia I: Beitr. v. R.-J. Lilie u. P. Speck. Bonn, 1984. S. 9-120. (Ποικλα Βυζαντιν; 6); Brand C., Cutler A. Isaac II Angelos//ODB. Vol. 2. P. 1012; Hiestand R. Die erste Ehe Isaaks II. Angelos und seine Kinder//JÖB. 1997. Bd. 47. S. 199-208; Harris J. Distortion, Divine Providence and Genre in Nicetas Choniates " s Account of the Collapse of Byzantium, 1180-1204//J. of Medieval History. Amst., 2000. Vol. 26. N 1. P. 19-31; Prinzing G. Das Antonioskloster und der Xenon bei der Vierzig-Märtyrer-Kirche in Konstantinopel: Zum Pisaner-Privileg Isaaks II. von 1192//Λιθστρωτον: Studien zur byzantinischen Kunst und Geschichte: FS f. M. Restle/Hrsg. B. Borkopp, Th. Steppan. Stuttg., 2000. S. 217-221; Каждан А. П. Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2002; Соколов И. И. Церковная политика визант. имп. Исаака II Ангела// Он же. Свт. Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. СПб., 2004. С. 157-190; Bonarek J. Sytuacja Cesarstwa Bizantyskiego w przededniu IV krucjaty//IV Krucjata: Historia, reperkusje, konsekwencje/Red. Z. J. Kijas, M. Salamon. Kraków, 2005. S. 31-53; Angelov D. G. Domestic Opposition to Byzantium " s Alliance with Saladin: Niketas Choniates and His Epiphany Oration of 1190//BMGS. 2006. Vol. 30. N 1. P. 49-68; Pokorny R. Kreuzzugsprojekt und Kaisersturz: Eine übersehene Quelle zu den staufisch-byzantinischen Verhandlungen zu Jahresbeginn 1195//DA. 2006. Bd. 62. H. 1. S. 65-83; Beihammer A. «Der byzantinische Kaiser hat doch noch nie was zustande gebracht»: Diplomatische Bemerkungen zum Briefverkehr zwischen Kaiser Isaak II. Angelos und Sultan Saladin von Ägypten//Byzantina Mediterranea: FS f.

http://pravenc.ru/text/674141.html

С точки зрения действительного освоения (Erschliessung) источников, вредна всякая односторонность, будь то сосредоточенность на истории рационалистических еретических учений (применительно к Руси неплодотворная не только по недостатку источников) или ограничение исследования рамками “светской” литературы (пусть даже включая и устную традицию). 1279 Podskalsky G. Grundzüge altrussischer Theologie (988–1237), I: Fürstenkirche, hierarchische Kirche oder Volkskirche?//Les Pays du Nord et Byzance (Scandinavie et Byzance). (Acta Universitatis Upsaliensis Figura. NS. T.19). Uppsala, 1981. S. 195–210; idem. Grundzüge der altrussischen Theologie (988–1237), II: Schwerpunkte und Probleme der theologischen Literatur in der Kiever Rus’//OChP. 1988. T.54. S. 309–329. 1280 Podskalsky G. Gattungsprobleme in der theologischen Literatur der Kiever Rus’ (988–1237)//Gattungsprobleme der älteren slavischen Literaturen. (Berliner Fachtagung. 1981). Berlin, 1984. S. 339–347. 1281 Исследование места и роли античного наследия в древнерусской литературе стало специальным предметом интересной, хотя и не бесспорной в своих выводах монографии Д.М. Буланина: Античные традиции в древнерусской литературе XI–XVI вв. (Slav.Beitr. Bd.278). Munchen, 1991 (специально о Пчеле см. с.61–69). (К.А.) 1282 В этой области литература киевского периода не дала ничего оригинального, за исключением нескольких пассажей, опирающихся на византийские образцы, в сочинениях писателей-богословов, видимо получивших образование в Византии, – Илариона, Клима Смолятича и Кирилла Туровского . Новгородский поп Упырь Лихый (XI в.) был лишь переписчиком экзегетических текстов: Буслаев Ф. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. Μ., 1861 (перепеч.: Düsseldorf, Vaduz, 1970). Стб. 143–146. 1283 Такая характеристика “русского самосознания” вызывает некоторое удивление. Разумеется, сравнение с византийской государственностью в пору ее расцвета трудно выдержать, причем не только Руси. Но эпитеты “небольшое” и “изолированное” к Древнерусскому государству не идут совершенно – ни фактически, ни на уровне общественного самосознания (ср. знаменитое Иларионово: “Не в худе бо и неведоме земли владычествоваша, но в Руське, яже ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли”). (А.Н.) 1284 Сохраняем буквальность перевода, но логика автора остается нам неясной: каким образом стремление Руси “сохранить свою идентичность” могло препятствовать церковному прославлению “крестителей нации”? Скорее наоборот. (А.Н.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010