Дело в том, что упомянутый епископ, из-за стремления к святым местам оставил свою родину и достиг земли обетованной. На несколько месяцев он задержался в Иерусалиме и, наняв опытного монаха Петра в качестве своего проводника и переводчика, с неустанным рвением объехал все, что так желал увидеть. 5. Он также посетил Александрию, Дамаск, Константинополь и Сицилию. Но когда он захотел возвратиться на родину, корабль, на котором он плыл, после многих блужданий противным ветром был прибит к нашему, то есть Британскому, острову. Наконец, после немалых опасностей он прибыл к вышеупомянутому достопочтенному мужу Адамнану. Описав свой путь, а также то, что видел, он показал ему, как записать прекрасное повествование. Кое-что из этого, сокращая и сравнивая с книгами древних, мы посылаем тебе для чтения, умоляя ради всего святого, чтобы ты стремился направлять труды этой жизни не на праздную лень и безделье, а на усердие в чтении и молитве. 1 " Libellus de locis sanctis» (Beda Venerabilis. De locis sanctis/Ed. J. Fraipont. (CCSL; 175). Turnhout: Brepols, 1965. I, 1.) 2 " Descripsi breuiter finesque situsque locorum ; Pagina sacra magis quae memoranda refert, Beda sequens ueterum monumenta, simulque nouorum Carta magistrorum quae sonat inspiciens». (Ibid.) 3 Датировку см.: Laistner M. L. W. A Hand-List of Bede Manuscripts. Ithaca. N.Y., 1943. P. 83; Meehan D. Introduction//Adanman’s De locis sanctis/Ed. and trans. D. Meehan. Dublin, 1958. P. 2–3. 4 Адамнан (тж. Адомнан, ок. 627/8–704) был одним из потомков клана основателя Айоны св. Колумбы. Его «Житие св. Колумбы» составлено под влиянием житий святых Антония и Мартина и «Диалогов» св. Григория Великого . Также он является создателем знаменитого Cain Adomnain, Закона Адамнана, по которому смягчалось наказание за провинности женщинам и детям, а возмещение за ущерб, нанесенный им, уравнивалось с возмещением за ущерб клирикам. Во время своего визита в Нортумбрию в 685 г. в поисках захваченных пиратами соплеменников Адамнан посетил монастырь Веармут-Ярроу и принял римскую пасхалию, но попытка заменить ею кельтский метод расчета Пасхи в его монастыре на Айоне окончилась неудачно.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

283 Laistner M.L.W. Baedae Venerabilis Expositio Actuum Apostolorum et Retractatio. P. XIII-XVII. 287 В собрании сочинений Беды у Миня помещены комментарии Беды на все четыре Евангелия. В действительности, англо-саксонскому экзегету принадлежат два из них. Тексты толкований на Евангелия от Св. Матфея и Св. Иоанна составлены из фрагментов этих работ Беды и небольших отрывков из других его книг. 291 Beda. In Regum Librum XXX Quaesitionum//PL. V. 91. Cp.: Hieronymus. Liber Locorum//PL. V. 23. 294 В предисловии к «Шестодневу» Беда перечислил этих авторов, суждения которых он обобщил, сопроводив собственными рассуждениями. См.: Ibid. Praefamio. 09А-10А. 305 Idem. Homiliae//PL. V. 94. В Средние века Беде приписывалось более ста проповедей. В издании Миня 49 текстов отнесено к подлинным гомилиям. 307 Августин. О Книге Бытия, буквально. О Книге Бытия, буквально в 12 книгах//Творения Блаженного Августина ; S. Ambrosius, episcopus Mediolanensis. Hexameron libri sex//PL. V. 14; Василий Великий . Беседы на Шестоднев//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого . Ч. 1. М., 1891; Fialon Е. Étude Historique et Littéraire sur St. Basile suivie de l’Hexaemeron. P., 1869. О том, что именно эти работы легли в основу «Шестоднева», писал сам Беда в предисловии к сочинению. 308 Isidorus Hispalensis. Etimologiarum Libri XX. De Natura Rerum//PL. V. 83; Plinius Secundus. Historiae Naturalis libri. Tauchnit, 1841. Macrobius. Opera: Saturnalia/Ed. J. Willis. 2V. Leipzig, 1970. 310 Laistner M.L.W. The Library of the Venerable Bede...; Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.,1979. 311 Так, в изложении Беды существенно более упрощенными выглядят рассуждения о времени, хотя об этом предмете он составил свои представления на основе изысканий Августина (о чем более подробно пойдет речь ниже). См.: Августин. Исповедь. XI. 10–30. О Книге Бытия, буквально. V. Беда часто воспроизводил положения из сочинений Августина, высказанные в адрес вполне определенных учений, существовавших в его время, полемика с которыми была актуальной. Довольно много таких замечаний англо-саксонский автор, по-видимому, позаимствовал из его толкований «О Книге Бытия против манихеев»; в его сочинениях оставлены такие фразы как: «не следует слушать тех, кто будет говорить, что...», после чего следовал «еретический» постулат и аргумент Августина против конкретных положений учения манихеев. В использовании Бедой таких цитат видно, что для него примеры «еретических» точек зрений оставались чем-то абстрактным, возможным возражением врагов веры (если таковые появятся). См. например: Beda. Hexaemeron. L.I. 14; Idem. De Ratione Temporum. L. LXVII. P. 572.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Levison W. Bede as Historian//Bede: His Life, Times and Writings/Ed. A.H. Thompson. Oxf., 1935. Pp. 111–51. Levison W. England and the Continent in the Eighth Century. Oxf., 1946. Loomis C.G. The Miracle Traditions of the Venerable Bede//Speculum, 21. 1946. Pp. 404–18. Loyn Н. Dorothy Whitelock, 1901–1982//Proceedings of the British Academy. V. LXX. 1984. Loyn H.R. The Governance of Anglo-Saxon England. L., 1984. Lutterkort K. Beda Hagiographicus: Meaning and Function of Miracle Stories in the Vita Cuthberti and the Historia Ecclesiastica//Beda Venerabilis: Historian, Monk and Northumbrian/Eds. L.A.J.R. Houwen, A.A. MacDonald. Groningen, 1996. Pp. 81–106. Mackay T.W. Bede’s Hagiographical Method//Famulus Christi: Essays in Commemoration of the Thirteenth Centenary of the Birth of the Venerable Bede/Ed. G. Bonner. L., 1976. Malo Chenard М.А. Narratives of the Saintly Body in Anglo-Saxon England. [Dissert.] Notre Dame, 2003. Markus R.A. Bede and the Tradition of Ecclesiastical History. Jarrow Lecture, 1976. Markus R.A. Church History and Early Christian Historians//Materials, Sources and Methods of Ecclesiastical History/Ed. D. Baker. Studies in Church History,11. 1975. Pp. 1–17. Martin L. Bede as Linguistic Scholar//American Benedictine Review 35. 1984. Pp. 204–17. Martin L. Bede’s Structural Use of Wordplay as a Way to Truth//From Cloister to Classroom: Monastic and Scholastic Approaches to Truth/Ed. E.R. Elder. Kalamazoo, 1986. Pp. 27–46. Martin L. The Two Worlds in Bede’s Homilies: The Biblical Event and the Listener’s Experience//De Ore Domini: Preacher and Word in the Middle Ages/Eds. Th.L. Amos, E.A. Green, B.M. Kienzle. Kalamazoo, 1989. Pp. 27–40. Mayr-Harting H. Bede’s Patristic Thinking as Historian//Historiographie im frühen Mittelalter/Eds. A. Scharer, G. Scheibelreiter. Wien, 1994. Pp. 367–374. Mayr-Harting H.M.R.E. St Wilfrid in Sussex//Studies in Sussex Church History/Ed. M.J. Kitch. L, 1981. Pp. 1–17. Mayvaert P. Bede the Scholar//Famulus Christi: Essays in Commemoration of the Thirteenth Centenary of the Birth of the Venerable Bede/Ed. G. Bonner. L., 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

София, 1949. 97 Отличие Западной Европы от Руси состоит в том, что начальная фаза двоеверия у новообращенных народов, по крайней мере в Центральной Европе, весьма скоро уступила место стремлению глубже осмыслить постулаты веры, которое, пусть лишь в образованных слоях общества ( церковь практически обладала монополией на образование), создало некоторый иммунитет против язычества, косвенно оказывавший постоянное влияние и на простой народ. О двоеверии (также и в области культа) среди первых поколений христиан см.: Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum, II, 15/Ed. B. Colgrave, R.A.B. Mynors. Oxford, 1969. P. 190; Widukind. Res gestae Saxonicae, III, 65/Ed. G. Waitz//MGH SS. Hannover, 1839. T.3. P.462 f.; Bonifatius. Ep. 43//Tangl Μ. Die Briefe des hl. Bonifatius und Lullus. Berlin, 1916. S. 69.10–17; Salviani Massiliensis De gubernatione Dei, IV, 61/Ed. G.Larrigue. (SCh. T.220). Paris, 1975. P.282; Lange W. Texte zur germanischen Bekehrungsgeschichte. Tübingen, 1962. S.166 f., 191–199. 98 Ha Стоглавом соборе в Москве в 1551 г. двоеверие было категорически осуждено. См., помимо приведенной в прим. 71 и 78 литературы: (Аноним). О борьбе христианства с язычеством в России//ПрСоб. 1865. 2. С. 211–302; Вышелесский Д. Борьба древнерусской церкви с остатками язычества в строе семейном и общественном//ХрЧт. 1896. С.93–117; 665–678; Азбукин Μ. Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе XI–XIV в.//РФВ. 1892. Т. 28. С. 133–153; 1896. Т. 35. С. 222–272; 1897. Т. 37. С. 229–273; 1897. Т.38. С.322–337; 1898. Т.39. С.246–276 (критич. рец.: Пономарев А.//ХрЧт. 1902. С. 241–258); Владимиров П.В. Поучения против древнерусского язычества и народных суеверий//Памятники (прим. 16). Т.З. С. 195–223; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/2. С.829–890; Щапов А.П. Смесь христианства с язычеством в древнерусских народных сказаниях о мире// Щапов А.П. Сочинения. СПб., 1906. Т.1. С.33–46; Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. Мартиролог Беды (VIII век; Beda Venerabilis. Martyrologium. Mensis September//PL 94. Col. 1037), Мартиролог Рабана Мавра (IX век; Rabanus Maurus. Martyrologium. Mensis Martius//PL 110. Col. 1131). Vetus Romanum Martyrologium. Mensis September//PL 123. Col. 167-168; Ado Viennensis. Martyrologium September//PL 123. Col. Мартиролог Узуарда, Римский Мартиролог (см. указания в: Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 2. М., 1997. С. 258). «В священнейшем их мартириуме на противоположной стороне от Аргирополя», как говорится в Синаксаре Константинопольской церкви X века и где совершалось богослужение в память о них (Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Mensis Augustus//Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 926; также см. J. Mateos . Le typicon de la Grande Eglise . Roma, 1962. Vol. 1. P. 384-385). Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. . М., 1997. С. 340; также см. статью, посвященную святым в «Православной энциклопедии». Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/1066976

Из средневек. толкований на греч. языке наиболее известны сочинения под именем Экумения ( Oecumenius. Commentarius in Epistulas catholicas Ioannis I-III//PG. 119. Col. 617-704), Феофилакта Болгарского ( Theophylactus Bulgarorum. Expositio in Epistolas S. Ioannis//PG. 126. Col. 9-84) и Евфимия Зигабена ( Euthymii Zigabeni Commentarius in XIV epistolas S. Pauli et VII catholicas/Ed. N. Kalogeras. Athenis, 1887. Vol. 2. P. 590-646). На сир. языке сохранились толкования Дионисия бар Салиби ( Dionysius bar Salibi in Apocalypsim, Actus et Epistulas Catholicas/Interpr. Ed. J. Sedlacek. Louvain, 19542. P. 120-128. (CSCO; 60. Syr.; 20)) и Григория Бар Эвройо ( Klamroth M. Gregorii Abulfarogii bar Ebhroya in Actus Apostolorum et Epistulas Catholicas adnotationes Syriace: Diss. Gött., 1878). Из лат. толкований сохранились 10 проповедей на Первое Послание ап. Иоанна блж. Августина ( Augustinus Hipponensis. In Ioannis Epistulam ad Parthos Tractatus//PL. 35. Col. 1977-2062; SC. 75), составленные в 407 г. (или, по др. расчетам, в 415). Известны также толкования под именем Илария (Tractatus Hilarii in septem Epistolas Catholicas//Scriptores Hiberniae minores/Ed. R. E. McNally. Turnhout, 1973. Pars 1. (CCSL; 108b), Кассиодора ( Cassiodorus. Complexiones in Epistulas apostolorum//PL. 70. Col. 1369-1376) и Беды Достопочтенного ( Beda Venerabilis. In Epistolas S. Ioannis I-III//PL. 93. Col. 85-124; новое издание: In Epistulas septem catholicas/Ed. D. Hurst. Turnhout, 1983. P. 284-334. (CCSL; 121)). В период высокого средневековья на лат. языке были составлены Glossa Ordinaria (Glossa Ordinaria: Epistolae B. Ioannis I-III//PL. 114. Col. 693-706), комментарии Мартина Леонского (1203) ( Sancti Martini Legionensis Presbyteri Expositio Epistolae I B. Ioannis//PL. 209. Col. 253-298), Стефана Лангтона (1228) (не изданы), Николая де Горрана (1295) ( Nicolas de Gorran. Acta Apostolorum et... Ioannis... canonicas epistolas... commentarii. Antw., 1620). Лит.: Комментарии: Westcott B. F.The Epistles of St.

http://pravenc.ru/text/469832.html

13 . Augustinus. De Genesi ad litteram inperfectus liber//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 28.1/Ed. by J. Zycha. Vienna; Leipzig, 1894. 14 . Augustinus. De Genesi contra Manichaeos//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 91/Ed. by D. Weber. Vienna, 1998. 15 . Augustinus. De libero arbitrio//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 29/Ed. by W. M. Green. Turnhout, 1970. 16 . Augustinus. De Trinitate//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 50/Ed. by W. J. Mountain. Turnhout, 1970. 17 . Augustinus. De vera religione//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 32/Ed. by J. Martin. Turnhout, 1982. 18 . Augustinus. Enarrationes in Psalmos//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 3840/Eds. by E. Dekkers, J. Fraipont. Turnhout, 1956. 19 . Augustinus. Enchiridion ad Laurentium de fide et spe et caritate//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 46/Ed. by E. Evans. Turnhout, 1969. 20 . Augustinus. In Iohannis Evangelium Tractatus CXXIV//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 36/Ed. by R. Willems. Turnhout, 1990. 21 . Augustinus. Retractationes//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 57/Ed. by A. Mutzenbecher. Turnhout, 1984. 22 . Beda Venerabilis. De natura rerum//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 123A/Ed. by C. W. Jones. Turnhout, 1975. P. 189234. 23 . Boethius. De consolatione philosophiae//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 94/Ed. by L. Bieler. Turnhout, 1984. 24 . Booth E. Heidegger and Saint Augustine on Time//New Blackfriars. 2004. Vol. 85. No. 998. P. 399425. 25 . Carter J. W. St. Augustine on Time, Time Numbers, and Enduring Objects//Vivarium. 2011. Vol. 49. No. 4. P. 301323. 26 . Gregorius Nyssenus. Apologia in Hexaemeron//PG. Vol. 44. Col. 61–124 . 27 . Guitton J. Le temps et l’eternité chez Plotin et saint Augustin. Paris, 1959. 28 . Hernandez W. A. St. Augustine on Time//International Journal of Humanities and Social Science. 2016. Vol. 6. No. 6. P. 3740. 29 . Knuuttila S. Time and creation in Augustine//The Cambridge companion to Augustine. Cambridge, 2001. P. 103115.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Существует множество других свидетельств об англичанах в Византии. Известно, что английские солдаты понесли тяжелые потери, сражаясь за византийцев против норманнов при Дирраке (Дураццо) в 1081 году. Император Алексей пожаловал англичанам землю на берегу Никомидийского залива, чтобы они построили там укрепленный порт. Между 1101 и 1116 годами некий линкольнширец по имени Ульфрик возвратился в Англию из Константинополя, чтобы вербовать солдат в византийскую армию. Английские солдаты сражались также при обороне города от крестоносцев в 1204 году; современный французский писатель Робер Клер пишет, что у этих англичан были свои священники. Из бытовых свидетельств мы знаем, что в середине XIV века на рождественском пиру у императора потомки английских переселенцев пожелали приветствовать его на их собственном наречии. Что стало с этими англо-саксонскими поселениями после захвата Константинополя в 1453 году турками — неизвестно. По-видимому, те поселения, которые оказались под властью турок, объединились с греческими, а новоанглийская колония на северном побережье Черного моря слилась с русским народонаселением. Православные святые Британии и Ирландии, изображенные на иконе 66 Аван (Afan), Августин Кентербериийский (Augustine, †604), Адомнан (Adomnan), Адриан (Adrian, VI в.), Адриан Кентерберийский (Adrian of Canterbury, †709/710), Айдан (Aidan, †651), Албаний (Alba­nus, III в.), Альдгельм (Aldhelm, † ок. 700), Альфеге (Alphege, †1012), Асаф (Asaph, VII в.), Аустель (Austel), Беда Досточтимый (Beda Venerabilis, Беуно (Beuno, VI в.), Бирин (Birinus), Бранвал- Православные святые Британии и Ирландии ладер (Branwallader, VI в.), Брендан Мореплаватель (аб. Клонфертский; Brendan, 522–†575), Бригита Килдарская (Brigit, †525), Венедикт/Бенедикт Нурсийский (Benedict of Nursia, 480–†ок. 550), Вонифатий/Бонифаций (Boniface of Crediton, 675–†754), Гильда 500–†ок. 570), Давид Уэльский (David, VI в.), Дениол (Deniol, †ок. 584), Дублитир (Dublitir), Дунстан (Dun­stan, 909–†988), Иллтуд (†нач. VI в.), Кадок (Cadoc), Кедд (Cedd, VII в.), Келлан (Cellan of Peronne, VII в.), Кей (Kew), Киаран (Снагап of Clonmacnois, VI в.), Колман (Colman, VII в.), Колум мак Кримтайн (Colum mac Crimthain of Terryglass, VI в.), Колумбан (Columbanus, 543–†615), Колумкилле (Columcille, 521–†597), Комгалл (Com­gall of Bangor, VII в.), Кутберт (Cutbert, 634–†687), Лаврентий (Lau­rence, †619), Маелруайн (Maelruain), Меллит (Mellitus, VII в.), Мохолд (Maughold, †498), Ниниан (Ninian, сер. V в.), Пат­рик/Патрикий Ирландский (Patric/Pat­ri­cius, 390–†461), Паулин (Paulinus, VII в.), Самсон (Samson), Трил­­­ло (Trillo, V в.), Фин(н)иан (Fin(n)ian of Clo­nard, 512–†ок. 545), Ферси (Fursey, VII в.), Феодор Тарсийский (Theodore of Tarse, †690), Эгберт (Egbert, VIII в.), Юст (Justus, VII в.). Саксонская церковь — древнейшая деревянная церковь в мире. Эссекс, ок. 800 г.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Здесь, по самым древним христианским преданиям, стоял знаменитый храм Сионский, тот «Святый Сион», как называется он паломниками, которым обозначали место многих великих событий в истории земной жизни Спасителя и апостолов. Здесь же, между прочим, предполагается совершение тайной вечери и умовения ног. См. Breviarius de Hieros olyma, в Itinera latina, ed. Tobler et Molin., p. 58. Tbeodosius de terra sancta c. VI, ibid. p. 65. Beda venerabilis de locis sanctis c. III, ibid. p. 218. Itinerarium Bernardi monachi Franci. c. XII, ibid. p. 315. В последнем « церковь к югу, на горе Сион, где Господь омыл ноги ученикам Своим», называется, вероятно, вследствие ошибочного чтения, церковию св. Симеона (ecclesia ad meridiem, in monte Sion, quae dicitur sancti Symeonis, ubi Dominus lavit pedes discipulorum suorum). Наш игумен Даниил об этом месте так говорит: «ныне Сион гора вне стены градныя есть, на юг лиць от Иерусалима Сион. И ту есть был дом Иоанна Богословца на горе Сионьстей и на том месте создана была церкви велика клетьски; и есть от стены градныя яко довержет муж каменем малым до церкви святаго Сиона. И в той церкви Сионьстей ту есть храмина, за олтарем тая церкви, и в той храмине Христос умы ноги учеником Своим». См. Прав. Пал. Сб. вып. 3, стр. 58. 63 См., напр., Сербское опис. св. мест (первой половины XVII в.) в Прав. Пал. Сб. вып. 14, стр. 11. Проскинитарий Арсения Суханова : «близ Гефсимановой церкви на полдни сажен 6, сад, а в нем три дерева ограждены каменем; длиною тот огород 6 сажен ступенных, а поперек меньше. Тут предал Иуда Христа, рек: «радуйся, учителю». А ныне в том огороде хлеб сеют». Ibid. вып. 21, стр. 189. 71 Ibid. вып. 20, стр. 156–157. Такое же значение имеет и свидетельство Виллибальда. См. Itiner. hieros. ed. Tobler et Molin. p. 266. 72 См. Itiner. hieros. ed. Tobler et Molin., p. 221. Около 750 лет спустя так же обозначил это место и наш гость Василий. См. Пр. Пал. Сб. вып. 6, стр. 11. 94 После мы подробнее познакомимся с титулами αρχιερες и πρεσβτερος.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

(I - сер. II в.), один из апологетов раннехристианских . Считается наряду с Аристидом самым ранним христ. апологетом. Немногие сведения о нем сохранились в «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарии Палестинской, согласно которому К. представил имп. Адриану апологию в защиту христ. веры, поскольку «некоторые злые люди старались досаждать» христианам ( Euseb. Hist. eccl. IV 3. 1). Евсевий отмечает, что эта апология имелась у него и у мн. др. христиан, и называет ее «блестящим доказательством ума и апостольского правоверия (τς ποστολικς ρθοτομας)» К. (Ibidem). В качестве подтверждения, что К. жил в период ранней Церкви, он приводит выдержку из его сочинения: «Дела Спасителя нашего были всегда очевидны, потому что были истинны: исцеленных и воскрешенных из мертвых видели не только тогда, когда они исцелились и воскресли, но они и всегда были на виду - не только во время пребывания Спасителя на земле, но и по отшествии Его они жили достаточно времени, так что некоторые из них достигли и до наших времен» (Ibid. IV 3. 2). Этот фрагмент является единственным сохранившимся свидетельством текста апологии К. Вероятно, апология была утрачена уже в древнейшие времена, т. к. никаких следов знакомства с ней в позднейшее время не обнаружено. Цитата из апологии К. в «Избранной хронографии» Георгия Синкелла практически дословно воспроизводит цитату Евсевия ( Georg. Sync. Chron. P. 425-426). Свт. Фотий I , патриарх К-польский, сообщает, что Евсевий, еп. Фессалоникийский (кон. VI - нач. VII в.), в полемике с монахом-афтартодокетом Андреем (см. Афтартодокетизм ) обращался к сочинениям К. и сщмч. Мефодия Патарского наряду с творениями св. отцов IV-V вв. ( Phot. Bibl. 162). Однако невозможно установить, имел ли этот еп. Евсевий текст апологии К., использовал ли фрагменты сочинений более ранних писателей или был знаком только с отрывком, сохранившимся в сочинении Евсевия. В Мартирологе, дошедшем под именем св. Беды Достопочтенного , К. приписывается мнение, что для христиан не существует запретной пищи ( Ps.-Beda Venerabilis. Martyrologia//PL. 94. Col. 927), однако это мнение вряд ли было заимствовано из древней апологии (см.: Bardy. 1949. P. 84-85).

http://pravenc.ru/text/1841660.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010