Один из греч. текстов, толкование на Иак 1. 1, имеющий параллели в лат. и арм. рукописях, носит имя Дидима и является выдержкой из толкования Дидима на псалмы, к-рое сохранилось в катенах и обнаружено среди найденных в Туре творений Дидима (на Пс 85. 2-3; см.: Didymus der Blinde. Psalmenkommentare aus der Katenenüberlieferung/Hrsg. E. Mühlenberg. B., 1977. Bd. 2. S. 155). Толкование на Иак 4. 6 в греческих катенах (есть в арм. катенах, но отсутствует в лат. тексте), изданных Крамером, вероятно, заимствовано из толкований Дидима на Книгу Притчей Соломоновых (в И. П. в этом месте цитируется Притч 3. 34), однако проверить это невозможно до появления критического издания толкований на эту книгу. Блж. Августин, часто ссылавшийся на И. П., свидетельствовал, что его ученики собрали и издали книгу с его примечаниями к И. П.; признавая пользу этого сочинения, он тем не менее отмечал, что не имел тогда под рукой качественного перевода текста Послания с греческого ( Aug. Retractat. 2. 32). Вероятно, по этой причине его толкование на И. П. не сохранилось. Первым полным лат. толкованием на И. П. считается трактат, сохранившийся под именем Илария Арелатского ( 449) (Pt. 1. Tractatus Hilarii in septem epistulas catholicas//Scriptores Hiberniae minores/Ed. R. E. McNall. Turnhout, 1973. P. 53-124. (CCSL; 108B)). В средневековой лат. традиции популярностью пользовалось толкование на И. П. Беды Достопочтенного ( Beda Venerabilis. Super epistolas catholicas expositio//PL. 93. Col. 9-42; Idem. In Jac.), которое в эпоху схоластики вытеснила Glossa ordinaria. В Церквах византийской традиции основными являются толкования: приписываемое Икумению ( Pseudo-Oecumenius. Commentarii in Epistulas Catholicas//PG. 119. Col. 455-510), свт. Феофилакта Болгарского ( Theoph. Bulg. Expositio Epistolarum Catholicarum//PG. 125. Col. 1131-1190) и Евфимия Зигабена ( Euthymii Zigabeni Commentarius in XIV epistolas S. Pauli et VII catholicas/Ed. N. Calogeras. Athenis, 1887. T. 2). В восточносир. традиции известно толкование на Соборные Послания Ишодада Мервского (The Commentaries of Isho " dad of Merv/Ed. and transl. M. D. Gibson. Camb., 1913. Vol. 4).

http://pravenc.ru/text/200363.html

Особый мифологизированный образ И. представлен в валлийской традиции. Во 2-й пол. XII в. валлийский интерполятор «Законника Эдуарда Исповедника» (Leges Edwardi Confessoris; сборник 39 законов, составленный ок. 1140 г. и приписываемый кор. Эдуарду Исповеднику) сообщал, что ангел избрал И. королем англов и сделал 1-м правителем всей Британии. И. взял жену из обл. Камбрия по имени Гуала, в честь к-рой область получила название Уэльс. Т. о., И. объединил под своей властью германцев и бриттов. Далее в «Законник...» включена похвала мудрости и справедливости И. Согласно Гальфриду Монмутскому, И. был племянником Алана, правителя бриттов Арморики (ныне Бретань), посланным в Британию для борьбы с англами и саксами. Ист.: Beda. Hist. eccl. IV 15; V 7// Baedae Venerabilis Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 236, 294; The Anglo-Saxon Chronicle/Ed. B. Thorpe. L., 1861. Vol. 1. P. 64-75. Vol. 2. P. 35-39; Wilhelmus Malmesburiensis. De gestis regum Anglorum. 35-38//PL. 179. Col. 988-994; idem. De gestis pontificum Anglorum//Ibid. Col. 1543, 1619, 1631-1632, 1637, 1644-1645; idem. De antiquitate Glastoniensis ecclesiae//Ibid. Col. 1703-1707, 1724, 1729; Henricus Hantingdoniensis. Historia Anglorum//Ibid. 195. Col. 871-873, 876, 886, 888; ActaSS. Febr. T. 1. P. 905-912. Лит.: [ Stubbs W.] Ine, Ini, Ina//DCB. Vol. 3. P. 236-239; Hodgkin R. H. A History of the Anglo-Saxons. Oxf., 19392. P. 316-321; Stenton F. M. Anglo-Saxon England. Oxf., 19472; Bonser W. An Anglo-Saxon and Celtic Bibliography. Oxf., 1957; Brooke C. N. L. The Saxon and Norman Kings. L., 1963. P. 101-102; Kirby D. P. Problems of Early West Saxon History//EHR. 1965. Vol. 80. P. 10-29; Boyle L. Ine//BiblSS. Vol. 7. Col. 789-790; Wallace-Hadrill J. M. Early Germanic Kingship in England and in the Continent. Oxf., 1971; Folz R. Ina//DHGE. T. 25. Col. 1107-1108; The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England/Ed. S. Keynes, M. Lapidge. Oxf., 1999. P. 251. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/389595.html

Древнейшая сохранившаяся нотированная ирландская певческая книга - это Миссал Драммонда (New York. Pierpoint Morgan Library. M. 627; XII в.). Несмотря на то что богослужебные тексты принадлежат к ирландской традиции, невмы в Миссале близки к континентальным образцам ( Casey S. G. «Through a Glass, Darkly»: Steps towards Reconstructing Irish Chant from the Neumes of the Drummond Missal//Early Music. 2000. Vol. 28. P. 205-216). Упоминая о введении в англосакс. Британии по инициативе архиеп. Теодора (668-690) рим. церковного пения, Беда Достопочтенный умалчивал об ирл. пении. Вероятно, он полагал, что ирл. пение значительно уступало римскому: историк утверждал, что до архиеп. Теодора церковное пение якобы знали только в Кенте, а в некоторых церковных общинах, где было сильное ирл. влияние, церковная музыка «исказилась от долгого использования или от небрежения» ( Beda. Hist. eccl. IV 2; V 20// Venerabilis Baedae Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 205, 331; T. 2. P. 118-119). Однако даже ненотированные богослужебные книги ирл. происхождения - Бангорский Антифонарий (Ambros. C. 5; кон. VII в.), Миссал Стоу (Dublin. Royal Irish Academy. Ashburnham. D. II. 3, кон. VIII - 1-я пол. IX в.) - позволяют сделать вывод, что в этой традиции, как и в галликанской, пение занимало значительное место и в службах суточного круга, и в литургии. Сохранились гимны и стихотворные молитвы на лат. и ирл. языках, значительная часть к-рых содержится в т. н. Книге гимнов (XI в.; изд.: Bernard, Atkinson. 1898). Об использовании латинских гимнов в богослужении свидетельствует отрывок описания неизвестной службы (вероятно, одного из часов) в Евангелии св. Молинга (ркп. кон. VIII в.; см.: Lawlor. 1897. P. 145-166). Поощрялось также пение гимнов и молитв вне богослужения, считалось, что они обладали чудотворными свойствами. Здесь богослужебная практика смешивалась со светскими певч. традициями, восходившими к дохрист. эпохе. Певцы и музыканты находились на службе у ирл. правителей. Сочиненные филидами поэмы декламировались чтецом (recaire) в сопровождении музыканта (airfitech), как правило, арфиста (cruitt). В раннесредневек. И. были распространены струнные (арфа, лира) и духовые (труба, рог, волынка) инструменты. Идентификация многих инструментов, о которых упоминается в источниках, затруднительна (самая старая ирл. арфа, т. н. арфа Бриана Бору, относится к XV в.; хранится в Тринити-колледже). В кон. XII в. Гиральд Камбрийский писал, что в И. было множество искусных музыкантов, в т. ч. представителей духовенства, игравших на разнообразных инструментах (см.: Buckley. 2005. Vol. 1. P. 759-764).

http://pravenc.ru/text/674067.html

625 Loomis C.G. The Miracle Traditions of the Venerable Bede//Speculum. Camb. (Mass.), 1946. V. 21. P. 417–418. 626 МакКриди находил во всем корпусе экзегетических работ Беды и его проповедей лишь два чуда, которые можно было бы назвать «современными», причем одно их них относилось к III в н.э. – См.: McCready W.T. Op. cit. P. 87. 630 В работе использовалось собрание агиографических сочинений о Беде, приведенное в изданиях «Patrologiae» и «Acta Sanctorum». Prolegomena//PL. V. 90; Ex Historia Ecclesiae Dunelmensis auctore Turgoto. Vita Bedae auctore anonymo//PL. V. 90; Acta Sanctorum/Ed. Bollandus et al. Mai- V. 6; Ibid. De Sancto et Venerabile Beda. В издании «Patrologiae» эти источники не датированы, что затрудняет работу с ними. Изложение легенд о путешествии Беды в Рим содержится в предисловии к изданию Миня, а также в сборнике А.Г. Томпсона, посвященном жизни и творчеству Беды. Whiling С.Е. The Life of the Venerable Bede//Bede, His Life, Times and Writings/Ed. A.H. Thompson. Oxf., 1935. 634 Подробнее об анализе этих свидетельств см.: Whitelock D. After Bede//From Bede to Alfred. L., 1980; Laistner M.L.W. A Hand-List of Bede Manuscripts. Ithaca, 1943. 635 В Хексам были отправлены комментарии на «Апокалипсис», на Евангелия, «Деяния Апостолов», на первое послание Иоанна, «Книги Ездры и Неемии», на «Сооружение Храма» и поэма о Судном Дне. Одно из первых сочинений Беды «О временах» также было известно в этом монастыре, что следует из письма Беды монаху Плегвину (Beda. Epistola ad Pleguinum//PL. V.94. P. 669–675). К 725 г., когда Беда значительно расширил текст этого трактата («Об исчислении времен»), предыдущий вариант, по-видимому, уже был распространен в британских монастырях. Об этом свидетельствует сохранность 65 его ранних списков, не сопровождавшихся дополнениями, которые отличали вторую версию (См.: Whitelock D. After Bede... Р. 4). Стихотворное «Житие Св. Кутберта» Беда отдал священнику Иоанну, дабы утешить и ободрить его во время паломничества в Рим (Beda. Vita metrica S.Cuthbercti//PL. V. 94. P. 576). Кроме того, «Жития св. Кутберта» в стихах и в прозе были адресованы епископу Эадфриду в Линдисфарне. Нотхельму в Лондон Беда посылал «30 вопросов на Книгу Царств»; через него Альбин, аббат монастыря св. Петра и Павла в Кентербери передал Беде материалы для «Церковной истории народа англов» (НЕ. Prefatio). Ему же, по завершении этого труда, Беда отправил в Кентербери его копию, вместе со списком комментариев «На Сооружение Храма» (Beda. Epistolae//PL. V. 94. Р. 655). Этот перечень работ, циркулировавших в британских монастырях, не является исчерпывающим, но даже он показывает, что ряд сочинений Беды был известен не только в Нортумбрии, но и в Лондоне, и в Кентербери.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

41 О De locis sanctis как о богословско-экзегетическом инструменте см.: ÓLoughlin T. Op. cit. P. 83–142. 43 «…eruditissimus in scripturis presbyter Adamnanus» (Beda Venerabilis. De locis sanctis. XIX, 4). 44 До нас дошло 164 рукописи «Церковной истории» и 47 рукописей De locis sanctis (см. Westgard J.A. Bede and the Continent in the Carolingian Age and Beyond//The Cambridge Companion to Bede/Ed. S. DeGregorio. Cambridge University Press, 2010. P. 211). В XII в. монах монастыря Монтекассино Петр Диакон написал свою книгу De locis sanctis, почти целиком состоящую из фрагментов трактата Беды и «Паломничества Эгерии». О рукописной традиции De locis sanctis Адамнана см.: Meehan D. Op. cit. P. 30–34. 45 Vita SS. Willibaldi et Wynnebaldi//Ed. O. Holder-Egger. (MGH, SS 15.1). Hannover, 1887. P. 80–117. Англ. пер. см.: Talbot C.H. The Anglo-Saxon Missionaries in Germany. L., 1981. P. 153–177. См. также: Lapidge M. Anglo-Latin Literature 600–899. L., Rio Grande, 1996. P. 12. 46 Bernard the Monk. Travels//Itinera Hierosolymitana, 309/Ed. T. Tobler, A. Molinier, trans. J. H. Bernard. 1893. P. 261–269. 48 Beda Venerabilis. De locis sanctis/Ed. J. Fraipont. (CCSL; 175). Turnhout: Brepols, 1965. P. 251–280. 51 См. Ibid., 7–8. Падение Иерусалима при Тите произошло в 70 г. н.э. Император Адриан построил на месте Иерусалима город Элия Капитолина между 130 и 135 гг. 52 Porta villae fullonis. Белильщик – суконщик. Названы так, потому что в нише рядом с воротами находилась могила суконщика, видимо местночтимая (Ritter C. The Comparative Geography of Palestine and the Sinaitic Peninsula, Volume IV. 1865. P. 97). См. также Ис. 7:3 : поле белильничье. 68 См. Adamnanus. De loc. sanc. I, III, 4–24. Позже Беда будет цитировать эту главу De locis sanctis («О святых местах в Иерусалиме») от начала и до этого места в «Церковной истории». См.: ЦИ. V, 16. 71 Экседра (греч. ξδρα) – в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша, обычно с расположенными вдоль стены сиденьями; иногда полукруглое полуоткрытое сооружение. Служила местом собраний, бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

11 Historia Ecclesiastica gentis Anglorum. Libri V a Venerabilis Bedae scripti ab veterum Anglo-Saxonum Rege Alfredo examinati ejusque paraphrasi saxonica eleganter explicati. Accesserunt anglo-saxonica leges. Camb., ex. off. Rogeri Daniel, 1644. 14 Colgrave B., Mynors R.A.B. Op. cit.; Bede. Ecclesiastical History of the English People/Transl. L. Sherley-Price. L.: Penguin, 1955. Rep. 1965, 1968, 1990. 16 Werner K. Beda Der Ehrwürdige Und Seine Zeit. Wien, 1881; Plummer Ch. Bede’s Ecclesiastical History. Notes//Venerabilis Baedae Opera Historica. V. 2. Oxf., 1896. 18 Kemble J.M. The Saxons in England: A history of the English commonwealth till the period of the Norman conquest. V.l. L., 1876. 19 Stenton F.M. Anglo-Saxon England. Oxf., 1934; Collingwood R,G., Myres J.N.L. Roman Britain and English Settlements. Oxf., 1936. 21 Hunter Blair P. An Introduction to Anglo-Saxon England. Camb., 1956; Dumville D. Sub-Roman Britain: History and Legend//History, 62. 1977. Pp. 173–92; Sims-Williams P. The Settlement of England in Bede and the Chronicle//Anglo-Saxon England, 12. 1983. Pp.1–41. 22 Kirby D. The Earliest English Kings. L.,1991; John E. Orbis Britanniae and the Anglo-Saxon Kings//Orbis Britanniae. Leicester, 1966. Pp. 1–63; Diesner H.J. Fragen DerMacht- Und Herrshaftsstruktur Bei Beda. Mainz, 1981. 25 Laistner M. A Hand-List of Bede Manuscripts. Ithaca. N.Y., 1943; Idem. The Intellectual Heritage of the Early Middle Ages. Ithaca, N.Y., 1957. 26 Bedae Opera de Temporibus/Ed. Ch.W. Jones. Camb. (Mass.), 1943; Jones Ch. Bede as Early Medieval Historian//Medievalia et Humanistica. Boulder, 1946. V.4. 27 Colgrave В. Introduction//Bede’s Ecclesiastical History//Ed. В. Colgrave, R.A.B. Mynors. Oxf., 1969. 28 Hanning R.W. The Vision of History in Early Britain. N.Y., L., 1966; Hunter Blair P. Northumbria in the Days of Bede. N.Y., 1976; Hunter Blair P. The World of Bede. L., 1970; Ray R.D. Bede and Rhetoric//Anglo-Saxon England, 16. 1988; Ray R.D. Bede, the Exegete, as Historian//Famulus Christi: Essays in Commemoration of the Thirteenth Centenary of the Birth of the Venerable Bede/Ed. G. Bonner. L, 1976; McClure J. Bede’s Old Testament Kings//Ideal and Reality in Frankish and Anglo-Saxon Society: Studies presented to J.M.Wallace-Hadrill/Eds. P. Wormald, D. Bullough, R. Collins. Oxf., 1983; Mayr-Harting H. Bede’s Patristic Thinking as Historian//Historiographie im frühen Mittelalter/Eds. A. Scharer, G. Scheibelreiter. Wien, 1994. Pp. 367–374.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ [Лат. Beda (Baeda, Bedanus) Venerabilis] (672/73, дер. Монктон (?), Нортумбрия, Сев. Англия - 26.05. 735), св. (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая), богослов, экзегет, историк. Жизнь В 7-летнем возрасте был отдан родственниками в мон-рь Вермоут (680), но когда в 681 г. был основан мон-рь в Ярроу (см. Ярроу-Вермоут ), подчиненный тому же аббату Бенедикту Бископу , Б. Д. был переведен туда для получения образования под началом наместника Кеолфрида, где и оставался до конца жизни. В 19 лет был рукоположен во диакона, в 703 г.- во пресвитера. Он почти не уезжал из мон-ря, лишь однажды ездил в Линдисфарн, в др. раз навещал в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского . Умер Б. Д. от болезни в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. мощи Б. Д. были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. Титул «Достопочтенный», известный с IX в., по преданию, был открыт ангелом монаху, составлявшему эпитафию Б. Д. В ней были такие слова: «Hac sunt in fossa/Bedae venerabilis ossa» (В сей могиле лежат/Кости достопочтенного Беды). С этим титулом упоминали его Алкуин и Павел Диакон . На Ахенском Соборе (835) Б. Д. был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 окт. 1899 г. папа Лев XIII объявил Б. Д. учителем Зап. Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован митр. Антонием (Блумом) , является местночтимым святым Сурожской епархии РПЦ. Биографические сведения о Б. Д. содержатся в следующих средневек. источниках: 1. Его «Historia Ecclesiastica gentis Anglorum» (Церковная история англов. V 24), где Б. Д., по примеру еп. Григория Турского , приводит краткую автобиографию и список своих сочинений. 2. «Vita Bedae Venerabilis» (Житие Беды Достопочтенного), написанное частью учеником Б. Д. Кутбертом, частью - неизвестным автором XI в.; краткое, заканчивается похвалой Б. Д. 3. «Epistola Cuthberti de obitu Bedae» (Послание Кутберта о смерти Беды). 4. Неск. поздних житий Б. Д., принадлежащих неизвестным авторам (PL. 90. Col. 43-54).

http://pravenc.ru/text/77776.html

Campbell J. Bede’s Words for Places//Names, Words and Graves: Early Medieval Settlements/Ed. P.H. Sawyer. Leeds, 1979. Pp. 34–54. Capelle B. Le rôle théologique de Bède le Vénérable//Studia Anselmiana, VI. 1936. Carroll M. Venerable Bede: His Spiritual Teachings. Washington, 1946. Chadwick H.M. The Origin of the English Nation. Washington, 1907. Repr. 1983. Chadwick N.K. Bretwalda, Gwledig, Vortigern//The Bulletin of the Board of Celtic Studies, XIX, 1961. Chambers R. W. Man’s Unconquerable Mind: Studies of English Writers from Bede to A. E. Housman and W.P. Ker. L., 1939. Chaney W.A. The Cult of Kingship in Anglo-Saxon England: the Transition from Paganism to Christianity. Manchester, 1970. Clausen W. Bede and the British Pearl//Classical Journal. V.42. Menasha, 1947. Clemoes P. Peter Hunter Blair, 1912–1982//Proceedings of the British Academy. V. LXX. 1984. Coates S. Bede – the Miraculous and Episcopal Authority in Early Anglo-Saxon England//Downside Review, 113. 1995. Pp. 219–32. Coates S. The Bishop as Pastor and Solitary: Bede and the Spiritual Authority of the Monk-Bishop//Journal of Ecclesiastical History 47. 1996. Pp. 601–19. Colgrave B. Bede’s Miracle Stories//Bede: His Life, Times and Writings/Ed. A.H. Thompson. Oxf., 1935. Pp. 201–29. Cosmos S. Oral Tradition and Literary Convention in Bede’s Life of St. Aidan//Classical Folia, 31. 1977. Pp. 47–63. Cowdrey H.E.J. Bede and the ‘English People’//Journal of Religious History, 11. 1980–81. Pp. 501–23. Creider L.S. Bede’s Understanding of the Miraculous//DAI A 40:5. 1979. Pp. 2810–11. Crépin A. Bede and the Vernacular//Famulus Christi: Essays in Commemoration of the Thirteenth Centenary of the Birth of the Venerable Bede/Ed. G. Bonner. L., 1976. Cross J.E. Bede’s Influence at Home and Abroad//Beda Venerabilis: Historian, Monk and Northumbrian/Eds. L.A.J.R. Houwen, A.A. MacDonald. Groningen, 1996. Davidse J. On Bede as Christian Historian//Beda Venerabilis: Historian, Monk and Northumbrian/Eds. L.A.J.R. Houwen, A.A. MacDonald. Groningen, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

vid (=videtur) – патристическое свидетельство для данного чтения в большой степени вероятно, но не абсолютно достоверно. v.l. (=vario lectio) – в рукописной традиции данного автора одна рукопись или несколько поддерживают данное чтение. 1739mg – свидетельство данного автора приведено на полях греческой рукописи 1739 (например, Eph 3,18 ). Сокращенные именования цитируемых Отцов Церкви: 131 Асас – Acacius Caesariensis (Акакий Кесарийский), †366 Ad – Adamantius (Адамантий), 300–350 Ambr – Ambrosius ( Амвросий Медиоланский ), †397 Ps Ambr – Ps Ambrosius (Псевдо-Амвросий) Ambst – Ambrosiaster ( Амвросиастер ), 366–384 Apr – Apringius Pacensis (Апрингий Паценский), 531–548 Am – Amobius Junior (Арнобий Младший), † после 455 Ath – Athanasius Alexandrinus ( Афанасий Александрийский ), †373 Athen – Athenagoras (Афинагор), до 180 Aug – Augustinus (Августин), †430 BasiCl – Basilides apud Clementem (Василид в изложении Климента), II в. Bas – Basilius Caesariensis (Василий Кесарийский), †379 BasA – Basilius Ancyranus (Василий Анкирский), † около 374 Bea – Beatus (Беат Льебанский), VIII в. BedaBeda Venerabilis ( Беда Достопочтенный ), †735 Cass – Cassiodorus (Кассиодор), † после 580 Chr – Johannes Chrysostomus ( Иоанн Златоуст ), †407 CI – Clemens Alexandrinus ( Климент Александрийский ), † до 215 Cllat – Clemens Alexandrinus (Климент в латинских переводах) ClexThd– Clemens ex Theodoto (Климент в изложении Феодота) С1нот – Омилии Псевдо-Климента 2С1 – 2 epistula Clementis (Второе послание Климента) Cn – Johannes Cassianus ( Иоанн Кассиан ), † около 435 Сур – Cyprianus (Киприан), †258 Cyr – Cyrillus Alexandrinus ( Кирилл Александрийский ), †444 CyrJ – Cyrillus Hierosolymitanus ( Кирилл Иерусалимский ), †386 Didache – Дидахи (христианский трактат), около 100 Did – Didymus Alexandrinus ( Дидим Александрийский ), †398 Dion – Dionysius Alexandrinus ( Дионисий Александрийский ), около 264–265 Epiph – Epiphanius Constantiensis ( Епифаний Кипрский ), †403 Eus – Eusebius Caesariensis ( Евсевий Кесарийский ), †339–340

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

См., например, Clavis Partum Latinorum/Ed. E. Dekkers. Turnhout, 19612. P. XIX-XX; Patrologia. Vol. IV. Dal Concilio di Calcedonia a Beda. I. Padri latini/A cura di A. di Berardino. Genova, 1996. P. 8 и др. Некоторые исследователи заканчивают эпоху латинской патристики еще ранее – фигурой Исидора Севильского , т. е. в 30-х годах VII века (см., например, De Labriolle. 1920. P. 688–689; Rusch W. G. The Later Latin Fathers. London, 1977. P. VII), или вовсе фигурой Боэция (см. von Campenhausen H. F. Lateinische Kirchenväter. Stuttgart, 1986. S. 223–251). 2987 Подробнее о жизни Беды См. Гвоздецкая Н. Ю. Беда: монах, ученый, поэт//Интеллектуальная история в лицах. Иваново, 1996. С. 25–40; Ненарокова М. Р. Смиренный монах и учитель//Альфа и Омега. 1998. 4(18). С. 238–246; Фокин. 2002. С. 426–432. 2989 Титул Беды «Достопочтенный» (venerabilis), известный с IX в. или с сер. X в. (Browne. 1879. P. 20), по одному средневековому преданию, был открыт ангелом монаху, составлявшему эпитафию Беды, в которой были такие слова: Hac sunt in fossa Bedae venerabilis ossa («В сей могиле лежат кости досточтимого Беды»). Этот титул использовали в VIII-IX вв. Алкуин, Амальрий и Павел Диакон, а на Аахенском соборе 835 г. Беда был провозглашен «досточтимым и удивительным учителем современности». На основании этого 13.11.1899 г. папа Лeb XIII объявил Беду учителем Церкви (doctor Ecclesiae). 2991 Exp. Marci Euang. III 10, PL 92, 231C; Exp. Lucae Euang. V 18, PL 92, 554; Exp. Ep. Iudae, PL 93, 124–125. 2994 Кроме того, вслед за папой Григорием Великим , Беда видит указание на единство сущности и различие Лиц Троицы в явлении трех ангелов Аврааму и в видении Серафимов пророком Исаией: Quod tres viri ei apparuerunt, mysterium est sanctae Trinitatis; denique cum tres vidisset, unum adoravit, et precatus est Dominum, quia etsi in personis est Trinitas, in divinitate est tamen una et coadoranda Dominantis aequalitas, sicut etiam in Isaia cum angelicae virtutes gloriam sanctae Trinitatis canerent dicentes: Sanctus, Sanctus, Sanctus, mox unitatem dominationis ac deitatis subjungunt addentes: Dominus Deus omnipotens, plena est omnis terra gloria ejus (Hexaem.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010