1480-1541). Первоначально они отнеслись к нему настороженно и c неприязнью, но впосл. пришли к согласию с К. по мн. богословским вопросам (см.: Barge. 1905. Tl. 2. S. 208-213). В ходе общения с К. Капито узнал о его позиции в споре с Лютером; желая сгладить негативные последствия их разрыва для протестант. движения, Капито опубликовал трактат «Что следует думать и говорить касательно раздора между Мартином Лютером и Андреасом Карлштадтом» (Was man halten und antworten soll von der Spaltung zwischen Martin Luther und Andres Karolstadt, 1524), в котором стремился показать, что разногласия Лютера и К. не являются принципиальными, а их ссора - лишь следствие личных недоразумений ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 214-216). Недовольство Лютера пребыванием К. в Страсбурге вызвало в кон. 1524 г. обмен письмами между страсбургскими проповедниками и Лютером, в ходе которого Буцер и Капито отмежевались от отвержения реального присутствия и заверили Лютера в поддержке его учения о Евхаристии, хотя и с нек-рыми оговорками (подробнее см.: Ibid. S. 226-233). Лютер, узнав о появлении новых трактатов К. и их популярности среди протестантов, обрушил на него всю силу полемического гнева. После получения от протестантов Страсбурга 5 трактатов К. Лютер в возмущении писал, что К. «уже давно предан сатане» (olim satanae traditus), поэтому все его сочинения являются лишь доказательством его неуемного тщеславия, по причине к-рого он служит диаволу ( Luther M. WA: BW. Bd. 3. S. 404). В качестве ответа К. Лютер задумал написать большое сочинение, в к-ром намеревался подвергнуть беспощадной критике все взгляды К., а не только учение о Евхаристии. Трактат был назван Лютером «Против небесных пророков» (Wider die himmlischen Propheten; крит. изд.: Luther M. WA. Bd. 18. S. 37-214) с целью отождествить К. с деятелями радикальной реформации и спиритуалами; 1-я часть сочинения вышла в кон. 1524 г., 2-я часть - в янв. 1525 г. В дек. 1524 г. К. прибыл в имперский г. Ротенбург-об-дер-Таубер, входивший во владения маркграфа княжества Бранденбург-Ансбах Казимира (1481-1527).

http://pravenc.ru/text/1681095.html

1969. P. 112). К. все чаще заявлял о необходимости вести простую жизнь, отказаться от учености и богословских споров и перейти к «земледелию» как в прямом, так и в переносном смысле, т. е. соединять простую работу со столь же простой и естественной религ. жизнью. Друзьям и студентам К. советовал оставить науку и заняться трудом на земле, утверждая, что нет деятельности более угодной Богу; сам он с 1522 г. жил в сельском доме ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 13-14; Sider. 1974. P. 177-178). В нач. 1523 г. К., ссылаясь на Мф 23. 8 («не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья»), перестал председательствовать на диспутах в ун-те и участвовать в присвоении ученых степеней ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 12); вскоре он отказался от собственных ученых степеней и церковного сана, начав называть себя в заглавиях сочинений «новым мирянином» (Ibidem; ср.: Rupp. 1969. P. 112-113). Недовольный стесненным положением, в к-ром он оказался в Виттенберге, К. в сер. 1523 г. добился от курфюрста Фридриха и его брата Иоганна Твердого (1467-1532; курфюрст Саксонии с 1525) разрешения занять должность пастора в г. Орламюнде, куда его пригласил городской совет. В сотрудничестве с жителями города К. мирно провел в Орламюнде и его окрестностях те церковные реформы, к-рые он ранее пытался осуществить в Виттенберге: изменил порядок совершения месс, удалил из храмов изображения, упразднил крещение детей (Ibid. S. 101). Вскоре К. подружился с Мартином Райнхардом, руководившим протестант. общиной близлежащей Йены. При поддержке Райнхарда К. начал активно публиковать в Йене новые сочинения; в кон. 1523 - нач. 1524 г. им были изданы трактаты «О священстве и жертве Христа» (Von dem Priesterthum und opffer Christi; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 238-239. N 112-113), «Является ли Бог причиной падения диавола» (Op Gott ein ursach sey des Teuffelischen falhs; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 239. N 114), «О субботе и заповеданных праздниках» (Von dem Sabbat und gebotten Feyertagen; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 239-241. N 115-118; переизд.: KSchrift. Bd. 1. S. 21-48), «О двух высших заповедях любви к Богу и ближнему» (Von den zweyen höchsten gebotten der lieb Gottes und des nechsten; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 241-242. N 121; переизд.: KSchrift. Bd. 1. S. 49-72) и др. Еще 2 важных трактата были опубликованы К. в др. городах: «О многообразии единой воли Божией» (Von manigfeltigkeit des eynfeltigen eynigen willen gottes; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 233-234. N 102-103) и «О том, что значит отречение от себя» (Was gesagt ist: Sich gelassen; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 234-235. N 104-105). В сочинениях этой группы К. наиболее полно выразил собственные теологические взгляды, затрагивая широкий спектр вопросов из различных областей богословия (анализ содержания см.: Barge. 1905. Tl. 2. S. 21-94; Sider. 1974. P. 202-299; Joestel. 1998).

http://pravenc.ru/text/1681095.html

К. подготовил на основе читавшихся им в ун-те лекций программное соч. «Об оправдании нечестивого» (De impii iustificatione; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 161-162. N 13), в к-ром учение об оправдании было представлено им не в виде теологических тезисов, но как описание духовного пути оправдываемого Богом человека. Оправдание, согласно К., заключает в себе 2 основных элемента: с одной стороны, это смерть для греха, «схождение в ад», т. е. переживание собственной отделенности от Бога; с др. стороны - это воскресение, преображение и получение новой жизни в Боге. Необходимым условием получения оправдания является тотальное отречение человека от надежды на себя и на свои силы: «Праведность праведных проистекает из того, что они признают себя несовершенными, неправедными и грешными» ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 138-139; ср.: Rupp. 1969. P. 68). Трактат открывается характерным отречением К. от «современных теологов» (neotericus genus theologorum), т. е. от католич. схоластов. К. признавался, что сам «напрасно» потратил много времени и сил на изучение их сочинений, и противопоставлял их «запутанные» взгляды простой истине Свящ. Писания. При этом он отвергал уже не только содержание схоластических богословских трактатов, но и сам схоластический метод богословствования, как якобы скрывающий истину при помощи многочисленных тонких «вопросов» ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 138). Формировавшееся у К. критическое отношение к «ученой теологии» и стремление к простому и общедоступному выражению собственных взглядов на спасение и оправдание человека нашли отражение в его сотрудничестве с худож. и гравером Лукасом Кранахом Старшим (1472-1553). По замыслу К. весной 1519 г. Кранахом была создана и отпечатана для продажи гравюра «Небесная и адская повозки» (Himmelwagen und Höllewagen), на которой были изображены 2 повозки: одна, ведомая «собственной волей», влекла сидящего на ней человека в ад; другая, руководимая «волей Божией», доставляла христианина через самоотречение, страдания и крест в рай (ср.: Barge.

http://pravenc.ru/text/1681095.html

Последним опубликованным сочинением К. стала вышедшая в 1540 г. подборка тезисов «Об отречении от себя» (De abnegatione sui; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 319-320. N 156; переизд.: Barge. 1905. Tl. 2. S. 611-613). По замыслу К., это сочинение должно было стать первым в серии собраний тезисов «Общие места Священного Писания, упорядоченные по алфавиту» (Loci communes Sacrae Scripturae ordine alphabetico disputandi), т. е. в своего рода алфавитной энциклопедии, где К. намеревался последовательно рассмотреть основные богословские термины, показав их укорененность в Свящ. Писании ( Bubenheimer. 1988. S. 653-654). Эти планы остались не осуществленными, т. к. в сер. 1541 г. в Базеле началась жестокая эпидемия чумы. К. обращался к жителям города с ободряющими проповедями и составил особую покаянную молитву, к-рую читал на каждом молитвенном собрании (текст см.: Barge. 1905. Tl. 2. S. 613-614). В нач. дек. он сам стал жертвой чумы и скончался в 11 ч. утра 24 дек. ( Rupp. 1969. P. 151). Богословские взгляды К. Как по складу характера, так и по методу работы К. менее всего был теологом-систематиком: он не оставил ни одного сочинения, к-рое можно было бы признать «суммой» его богословия; большинство его работ посвящены рассмотрению конкретных богословских или религ. проблем, возникавших перед ним в ходе его научной, проповеднической или пасторской деятельности. Значительно уступая по количеству созданных им сочинений Лютеру, К. вместе с тем был одним из наиболее плодовитых протестант. авторов 1-й пол. XVI в.: всего им было создано более 80 произведений ( Zorzin. 1990. P. 273-308), к-рые в течение его жизни выдержали ок. 200 изданий (описание см.: Freys, Barge. 1904). Восприятие идей К. совр. читателем весьма затрудняет свойственный ему особый лит. стиль: сочинения К. написаны краткими, отрывистыми фразами; он нередко резко переходит от одной мысли к другой, излагает свои взгляды торопливо и сбивчиво, словно выговаривая мысли сразу по ходу их возникновения (подробный анализ языка К. см.: Krause. 1990).

http://pravenc.ru/text/1681095.html

см.: Freys, Barge. 1904. S. 315. N 146-147; переизд.: KSchrift. Bd. 2. S. 105-118) и «Объяснение того, как Карлштадт предлагает понимать его учение о достославном Таинстве» (Erklerung wie Carlstat sein lere von dem hochwirdigen Sacrament und andere achtet und geacht haben wil; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 316-318. N 148-152). Трактаты были изданы с предисловиями Лютера, в которых тот заявлял, что К. не является религ. радикалом и не причастен к крестьянским мятежам, подтверждая достижение с ним вероучительного единства. К. в этих сочинениях отказывался от прежних взглядов на Евхаристию, объявляя их лишь гипотезой, и заявлял о том, что он неверно толковал Свящ. Писание и излишне полагался на собственный разум ( Burnett. 2011. P. 75-76). При этом он уклонялся от подробного обсуждения вопроса о Евхаристии и лишь утверждал, что готов присоединиться к «истинному учению», т. е. к учению Лютера ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 365-368). Хотя Лютер не был вполне удовлетворен таким «раскаянием», в сент. 1525 г. он добился от курфюрста Иоганна разрешения для К. поселиться недалеко от Виттенберга, оговорив при этом полный запрет К. вести проповедь и заниматься лит. деятельностью (Ibid. S. 369). В течение нескольких следующих лет К. жил в небольших селениях в окрестностях Виттенберга, зарабатывая на жизнь сначала земледелием, а затем торговлей (Ibid. S. 376-380). В февр. 1526 г. в сел. Зегрена состоялось крещение сына К., на к-ром присутствовали Лютер с супругой, Меланхтон и Йонас; сообщая об этом в письме Амсдорфу, Лютер выражал удовлетворение тем, что К. не только на словах, но и на деле отрекся от прежних убеждений относительно недопустимости крестить детей ( Luther M. WA: BW. Bd. 4. S. 36). Несмотря на внешнюю благожелательность, Лютер продолжал недоверчиво относиться к К. и вскоре начал обвинять его в тайных сношениях с Эколампадием и Цвингли, продолжавшими евхаристический спор с Лютером, и в возвращении к прежнему учению о Евхаристии ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 379-386).

http://pravenc.ru/text/1681095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛШТАДТ [нем. Karlstadt; лат. Carlostadius; наст. фамилия Боденштайн] Андреас Рудольф (1486, Карлштадт, Германия - 24.12.1541, Базель, Швейцария), религиозный писатель, богослов, полемист, проповедник; представитель немецкого протестантизма , один из ведущих деятелей Реформации ; c 1517 г. сподвижник Мартина Лютера (1483-1546), впоследствии его идейный противник. Жизнь, религиозная деятельность, сочинения К. происходил из семьи Петера Боденштайна, уроженца небольшого городка Карлштадт на р. Майн, в политическом и церковном отношении зависевшего от расположенного неподалеку Вюрцбурга. Точная дата рождения К. долгое время была неизвестна, вслед. чего в лит-ре давались различные предположительные датировки (напр., 1477 - Bubenheimer. 1977. S. 2; ок. 1480 - Barge. 1905. Tl. 1. S. 2; и т. п.). В 80-х гг. XX в. был обнаружен памятный листок, выпущенный в Базеле вскоре после смерти К., где сообщалось, что он скончался «на пятьдесят пятом году жизни» (факсимиле см.: Bubenheimer. 2001. S. 19); на основании этого заключают, что он род. в 1486 г. ( Idem. 1988. S. 655). При рождении К. было дано имя Андреас Рудольф; прозвище Карлштадт (первоначально фон К., т. е. «из Карлштадта») он начал использовать в Виттенберге наряду с родовой фамилией; впосл. оно вытеснило фамилию и именно под ним К. стал широко известен ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 2). Андреас Карлштадт. Гравюра. XVI в. Андреас Карлштадт. Гравюра. XVI в. Отец К. был состоятельным человеком и неск. раз избирался городским бургомистром. По словам К., он с детства был воспитан в католич. благочестии (Ibid. S. 3). Первые документальные сведения о К. относятся к кон. 1499 г., когда он прибыл в Эрфурт и начал обучение на фак-те искусств (см. ст. Artes liberales ) Эрфуртского ун-та ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 4). В течение неск. семестров он учился в ун-те вместе с Лютером, к-рый находился в Эрфурте с 1501 г., однако нет сведений об их общении в это время. Хотя мн. преподаватели ун-та были приверженцами номинализма и via moderna в схоластике , К., по-видимому, не проявлял интереса к новым веяниям в схоластической теологии. Царивший в Эрфурте дух гуманизма был ему чужд, и во многом вслед. желания получить более традиционное теологическое образование К. переехал в Кёльн (Ibid. S. 4-5).

http://pravenc.ru/text/1681095.html

Писания. К. председательствовал 18-19 окт. 1512 г. на церемонии присвоения Лютеру степени доктора теологии, однако не в качестве его научного руководителя (им был Штаупиц) и не как декан теологического фак-та (это ошибочное утверждение часто встречается в лит-ре; см.: Sider. 1971), но лишь как promotor, т. е. офиц. лицо, от имени ун-та формально объявляющее о присвоении степени (Ibidem). После присвоения ученой степени Лютер стал преподавать в ун-те Свящ. Писание. Занимаясь научной деятельностью, К. вместе с тем успешно начал церковную карьеру, т. к. преподавание теологии в ун-те давало ему право на получение церковной должности. В нач. 1508 г. он стал каноником виттенбергской Замковой ц. (Schlosskirche; она же ц. Всех святых, Allerheiligenkirche), получил бенефиций в Орламюнде и вошел в состав капитула . После пресвитерской хиротонии К. был назначен курфюрстом Фридрихом III Мудрым (1463-1525) на должность архидиакона Замковой ц. (с кон. 1511; см.: Barge. 1905. Tl. 1. S. 42; Bubenheimer. 1977. S. 11). Помимо обычных обязанностей по духовному окормлению паствы и надзору за церковной жизнью К. в соответствии с установленным в Виттенберге порядком должен был регулярно произносить проповеди в Замковой ц. Одновременно с этим К. завершил теологическое образование: 13 нояб. 1510 г. он стал доктором теологии ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 30). Хотя К. было гарантировано место преподавателя теологии в Виттенбергском ун-те и церковная должность в капитуле Замковой ц., он изъявил желание продолжить образование и получить докторскую степень в области права, что вызвало недовольство членов капитула, опасавшихся, что К. не сможет из-за этого исполнять свои церковные обязанности ( Bubenheimer. 1977. S. 12). Исследователи приводили различные объяснения этого решения К.: по мнению Г. Барге, ученая степень была нужна К. для того, чтобы впосл. иметь возможность претендовать на должность пробста в Замковой ц., т. к. занимать ее мог только доктор церковного права ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 48); согласно У.

http://pravenc.ru/text/1681095.html

К осени 1521 г. наиболее актуальным для виттенбергских реформатов стал вопрос о католич. мессе. Хотя они были едины в желании отменить нек-рые католич. элементы в чине совершения мессы, в отношении того, как практически должно осуществляться реформирование мессы, между ними были серьезные разногласия. Первоначально К., как и Йонас, относился к умеренному лагерю, не соглашаясь с инициатором реформирования мессы Цвиллингом и поддержавшим его Меланхтоном, которые настаивали на немедленном переходе от слов к делу ( Rupp. 1969. P. 94-95). Невзирая на протесты недовольных, в Виттенбергском ун-те поддержавшие Реформацию священники во время совершения мессы стали причащать мирян под двумя видами; так, в сент. 1521 г. под двумя видами причастились Меланхтон и его студенты (Ibid. P. 93). Эта и др. попытки реформирования мессы вызвали неудовольствие курфюрста Фридриха, опасавшегося народных волнений и гнева католич. иерархов. Курфюрст потребовал, чтобы изменения мессы были прекращены вплоть до принятия всесторонне обоснованного общего решения по этому вопросу ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 326). Принимая участие в дискуссиях по поводу реформирования мессы, К. для выработки собственной позиции обратился к исследованию учения Свящ. Писания о смысле таинства Евхаристии. Результатом его размышлений над текстами Писания стали неск. собраний тезисов и ряд небольших трактатов, из к-рых наиболее значимым является опубликованное в нояб. 1521 г. соч. «О двух видах святой мессы» (Von beiden gestaldten der heylige Messe; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 219-221. N 71-74). В нем К. пытался богословски обосновать необходимость причащения мирян под двумя видами, обращаясь с этой целью к августиновскому представлению о таинстве как о «видимом знаке невидимой благодати». Согласно К., таинства как «знаки» установлены Богом и указывают на «божественное обетование», поэтому не во власти людей изменять знаки и придавать им иное значение. Евхаристические Хлеб и Вино - это два различных знака: Вино означает отпущение грехов, Хлеб - преодоление смерти и воскресение плоти. Т. о., верующие должны причащаться и Вина, и Хлеба, следуя примеру апостолов ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 338). В тезисах К. прямо заявлял, что «тот, кто принимает один только Хлеб, совершает грех» (Ibid. S. 290-291).

http://pravenc.ru/text/1681095.html

Abt. 3. S. 541-553). В ответе пасторы, в частности, отвергали обвинения Лютера в адрес К., заявляя, что К. известен им как «благочестивый и порядочный человек», «безупречный как в учении, так и в жизни» ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 447-448). Весной 1534 г. Освальд Миконий (1488-1552), возглавлявший протестант. общину Базеля, обратился к Буллингеру с просьбой прислать ему образованного проповедника для работы в ун-те Базеля; выбор Буллингера пал на К., к-рый охотно согласился на переезд. 19 мая 1534 г. К. был избран пастором на собрании общины Базеля; в кон. июня он приступил к исполнению своих обязанностей в базельской Петерскирхе (Ibid. S. 456-460). С нач. июля К. стал читать в Базельском ун-те лекции по ВЗ, тем самым впервые после Виттенберга вернувшись к преподавательской деятельности; 1-й курс он посвятил кн. Второзаконие ( Bubenheimer. 1977. S. 256-257). По требованию городского совета К. согласился для получения права преподавать на теологическом фак-те подтвердить в публичном диспуте свою степень доктора теологии, от к-рой он ранее публично отказался в Виттенберге, и опубликовал в нач. 1535 г. тезисы к диспуту (Axiomata disputationis pro receptione ad facultatem Theologicam gymnasii Basiliensis; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 318-319. N 153), в которых в краткой форме представил собственные богословские убеждения (анализ содержания см.: Bubenheimer. 1977. S. 257-280; Schmidt. 1979). Впосл. К. читал в ун-те лекции по мн. предметам (теологии, библеистике, евр. языку, юриспруденции, медицине) и принимал активное участие в организации образовательного процесса: занимал в течение года пост ректора, готовил новый устав ун-та, разрабатывал учебные программы, добился (вопреки желанию Микония и др. проповедников) восстановления практики присвоения ученых степеней на теологическом фак-те ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 484-496). В 1536 г. К. участвовал в переговорах, связанных с выработкой т. н. Виттенбергского согласия,- вероисповедного документа, целью к-рого было объединение лютеран и швейцар. протестантов в учении о Евхаристии. Документ был подписан Лютером, Буцером и их последователями 19 мая 1536 г., однако большинство протестантов Швейцарии первоначально отнеслись к нему настороженно. Для переговоров о подписании вероисповедной формулы городской совет Берна направил к Буцеру в Страсбург К. и Симона Гринея ( Гринеуса; ок. 1493-1541). В ходе переговоров Буцеру удалось предложить толкование евхаристических формулировок документа, удовлетворившее К., и в июле 1536 г. К. и Гриней подписали документ (Ibid. S. 479-481; офиц. отчет о переговорах см.: Ibid. S. 603-606). Приняв вероисповедные положения Буцера, К. признал реальное присутствие Иисуса Христа в Евхаристии, однако сохранил убеждение, что верующие приобщаются Телу Христову духовно, а не материально. Принятие Виттенбергского согласия привело к охлаждению в отношениях К. с Буллингером, к-рый отказывался идти на уступки Лютеру и оставался верен учению Цвингли (Ibid. S. 482).

http://pravenc.ru/text/1681095.html

1905. Tl. 1. S. 448). Лютер неоднократно пытался убедить К. в правильности и необходимости проводимой им политики «терпимости» и призывал заявить о своем согласии с ним (Ibid. S. 452). О первоначальной реакции К. на проповеди и действия Лютера известно немного; в прямую конфронтацию с Лютером ни он, ни его сторонники вступить не решились. К., однако, не собирался молчать: в апр. 1522 г. он составил сочинение, в котором богословски обосновывались и защищались все проведенные им реформы. Издание этого сочинения было запрещено ун-том, а рукопись конфискована и уничтожена; в постановлении о конфискации (опубл.: Ibid. Tl. 2. S. 562-566) сохранились выписки из сочинения, показывающие, что К. ни в чем не отказался от своих взглядов: он призвал служить мессу по новому чину и причащать мирян под двумя видами, назвал почитание изображений «худшим грехом, чем прелюбодеяние и воровство», объявлял исповедь «творением диавола» и т. п. (Ibid. S. 563-564; ср.: Ibid. Tl. 1. S. 454-457). Лютер, узнав о содержании сочинения, пришел в ярость и в письме Спалатину заявлял: «Я не потерплю того, что он написал!» ( Luther M. WA: BW. Bd. 2. S. 509). По решению цензуры К. было полностью запрещено печатать в Виттенберге свои сочинения; впосл. все его трактаты издавались в др. городах. Преподавание в ун-те оказалось единственной публичной деятельностью, которая осталась дозволенной К. ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 458-459). В 1522/23 уч. г. он читал лекции по Книге пророка Захарии; об их содержании даже Лютер отзывался положительно, однако отмечал, что К. читал их «когда придется», т. е. не соблюдая учебного расписания (Ibid. Tl. 2. S. 3). Выбор именно этой книги ВЗ был не случаен: внутреннему состоянию и религ. мировоззрению К. в это время оказались созвучны слова книги: «И каждый скажет: я не пророк, я земледелец... Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня» (Зах 13. 5-6); в сохранившемся конспекте лекций К. есть свидетельство, что он говорил о себе как о «крестьянине Адамова ярма» ( Rupp.

http://pravenc.ru/text/1681095.html

  001     002    003    004    005    006