Хорошо прослеживаемое по эпиграфическим памятникам взятие и разграбление К. сабейским царем Шааром Аутаром (  /  ) в ходе сабейско-хадрамаутской войны во 2-й пол. 20-х гг. III в. (Ir 13. § 13; Ry 533/8-9; Ja 632/2-3; Sh 17/10-12) не подтверждается археологически. Возможно, полному разрушению порт не подвергся: в надписях говорится лишь о сожжении находившихся на рейде кораблей (Ir 13. § 13) - 47 самбук и фелюг (Ry 533/8-9; это древнейшее упоминание данных типов морских судов - Лундин. 1975). Упадок К. приходится на т. н. поздний период (VI - нач. VII в.), когда он входил в состав обширных владений рода Язан (BR-Yanbuq 47; апр. 515). Надпись CIH 621 (февр. 630) освещает один из заключительных эпизодов химьяро-эфиопских войн . Судя по археологическим данным, порт К. прекратил существование в нач. VII в., однако топоним сохранялся в арабо-мусульманской традиции еще в нач. XIV в. Паломники, направлявшиеся в Мекку в XVII-XVIII вв., использовали руины городища в качестве укрытий. Неоднократно предпринимавшиеся попытки отождествить с К. топоним Хане, упоминаемый в Иез 27. 23, не выдерживают критики, поскольку в VI в. до Р. Х., к к-рому относится данный библейский текст, до основания К. оставалось еще полтысячелетия. Кроме того, с лингвистической т. зр. вряд ли можно убедительно обосновать переход звука (  ) в звук (  ). Возможно, речь идет о Кане Галилейской ( Седов. 2005. С. 307). Ист.: античные: Casson L. The Periplus Maris Erythraei: Text, introd., transl., comment.Princeton, 1989. § 24, 27–28, 32, 33, 36, 57 (рус. пер.: Бухарин М. Д. Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря»: Текст, пер., коммент., исслед. СПб., 2007); Plin. Sen. Natur. hist. VI 104; Ptolem. Geogr. VI 7.10, VIII 22.9; южноарав.: Corpus des inscriptions et antiquités sub-arabes. Louvain, 1986. T. 2: Le Musée d’Aden. Fasc. 1. P. 205–208 [CIAS 95.11/p.8 n°1]; Jamme A. Sabaean Inscriptions from Mahram Bilqîs (Mârib). Baltimore, 1962. P. 134–135 [Ja 632]; Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes: 12- ème série//Le Muséon. 1955. Vol. 68. P. 297–308. Pl. 1 [Ry 533]; al-Irynê M. ‘А. F trkh al-Yaman. Al-Qhirah, 1973. P. 75–86 [Ir 13]; Šaraf al-Dn А. H. Trkh al-Yaman al-thaqf. Al-Thirah, 1967. Pt. 3. P. 68–69 [Sh 17]; Bâfaqîh M., Robin Ch. Inscriptions inédites de Yanbuq (Yémen Démocratique)//Raydân. ‘Adan, 1979. T. 2. P. 48–57 [BR–Yanbuq 47]; Robin Ch., Gajda I. L’inscription du wâdî ‘Abadân//Ibid. 1994. T. 6. P. 113–129. Pl. 49–57 [‘Abadân 1]; CIS 4. 1929. T. 3. P. 54–59, 144–146 [CIH 621, 727, 728]; Répertoire d’épigraphie sémitique. P., 1950. T. 7. P. 508 [RES 5093]; арабо-мусульм.: Le Livre des Revenus du sultan rasulide al-Malik al-Mu’ayyad Dâwûd b. Yûsuf (m. 721/1321)/Éd., introd. M. ‘Abd al-Rahim Jazim. Sanaa, 2008. P. 132, 395.

http://pravenc.ru/text/1470213.html

R., 2004 (англ. пер.: The Petrine Ministry: Catholics and Orthodox in Dialogue. N. Y., 2005; рус. пер.: Петрово служение: Диалог католиков и православных. М., 2006); Sakrament der Einheit: Eucharistie und Kirche. Freiburg i. Br., 2004 (англ. пер.: Sacrament of Unity: the Eucharist and the Church. N. Y., 2004; итал. пер.: Sacramento dell " unità: Eucaristia e Chiesa. Brescia, 2004; франц. пер.: Sacrement de l " Unité: Eucharistie et Église. P., 2005; рус. пер.: Таинство единства: Евхаристия и Церковь. М., 2007; укр. пер.: Таïнство i Церква. К., 2010); That They May All Be One: The Call to Unity Today. L.; N. Y., 2004; Wege in die Einheit: Perspektiven für die Ökumene. Freiburg i. Br., 2005; Diener der Freude. Freiburg i. Br.; Basel, 2007 (англ. пер.: A Celebration of Priestly Ministry: Challenge, Renewal, and Joy in the Catholic Priesthood. N. Y., 2007; франц. пер.: Serviteur de la joie: La vie de prêtre - Service sacerdotal. Bruyères-le-Chatêl, 2007; итал. пер.: Servitori della gioria: Esistenza sacerdotale, servizio sacerdotale. Brescia, 2007); Gesammelte Schriften. Freiburg i. Br., Bd. Manuel d " oecuménisme spirituel. P., 2007 (англ. пер.: A Handbook of Spiritual Ecumenism. Hyde Park, 2007; рус. пер.: Руководство по духовному экуменизму. М., 2008); Да будут все едино: Призыв к единству сегодня. М., 2008; У пошуках християн. К., 2008; Harvesting the Fruits: Basic Aspects of Christian Faith in Ecumenical Dialogue. L.; N. Y., 2009; Православие и католич. Церковь: 40 лет после обнародования декрета II Ватиканского Собора об экуменизме//В поисках христ. единства: К 40-летию принятия декларации «Unitatis redintegratio». М., 2009. С. 19-35; Das Evangelium Jesu Christi. Freiburg i. Br., 2009; Die Liturgie der Kirche. Freiburg i. Br., 2010; Juifs et chrétiens: À la découverte de notre héritage commun. Nouan-le-Fuzelier, 2011; Katholische Kirche. Freiburg i. Br., 2011; La Chiesa di Gesù Cristo: Scritti di ecclesiologia. Brescia, 2011; Barmherzigkeit: Grundbegriff des Evangeliums, Schüssel christlichen Lebens.

http://pravenc.ru/text/Вальтер ...

Феодор I 676 г., пресвитер великой церкви, синкелл и сосудохранитель (Nicep h ori Chron. br.). Св. Георгий I 678 г. пресвитер, синкелл и сосудохранитель ( i bid). Павел III 686 г., из мирян, секретарь ( πο λακν σηκρτης) ( Nicephor . Chr. br.). Св. Каллиник I 693 г, пресвитер и сосудохранитель влахернской церкви (ibid.). Кир 705 г., пресвитер и затворник амастридский (Theophan. Chronogr. р. 313). Иоанн VI 712 г., диакон и хартуларий эконома (Nicephor. chron. br.). Св. Герман 715 г. из епископов кизических , а ранее состоял в клире константинопольском (Act. SS. Maii Т. 3. р. 155. et sq.). Анастасий 730 г., пресвитер и синкелл (S. Nicephor. Chr. brevis). Константин II 754 г. монах, епископ силейский (Nicepbor. Chr. br.). Никита I 766 г., пресвитер церкви св. апостолов, начальник монастырей, евнух (Nicephor. Chronographia brev.). Павел IV кипрский 780 г., чтец (Theop h . Chronograph. р. 382), по другим диакон (Nicep h or. Chronogr. brev.). Об нем у Феофана сказано: «заболев оставил престол, и сошедши в монастырь Флоровский , принял монашеский образ» (р. 385). Св. Тарасий 784 г., секретарь государственный, (S. Nicephori Chr. br.). Св. Никифор 806 г. секретарь государственный, потом монах (S. Nicephori Chron. br.). Феодот Касситер 815 г., из спафарокандидатов, пострижен пред посвящением (Auctor incert. in append. Theophan. p. 441). Антоний I , монах, митрополит силейский (Historia Chronogr. Patriarch. §. 609 et sq). Иоанн VII 832 г., игумен монастыря Сергия и Вакха , потом придворный священник и синкелл (Constantin. Porphyrogenet. Continuator. L. IV. p. 96). Св . Мефодий 842 г ., монах (Vita in Patrolog. Cursu T. 100. p. 1213). Св . Игнатий 846 г ., монах (Vita in Conciliis). Св. Фотий 857 г. из мирян, пред хиротониею пострижен (Vita S. Ignatii). Св. Стефан 886 г., диакон и синкелл (Histor. Chronolog. Patr. §. 661 et sq.). Антоний II 893 г., монах (Ibid. § 664). Николай Мистик 895 г., из мирян, но, по каталогу Ефрема, монах (Angelo Maii р. 237). Евфимий И-й 906 г., синкелл и монах (Histor. Chronol. Patriarch. § 669 et sq.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

20 Я говорю как о христианских, так и о светских науках – της θυραας και της ημετρας αυλης. Слово η αυλ Анна употребляет в значении «вера», «религия» (см.: XIII, 12, стр. 364; XIV, 8, стр. 396–397). Ε. Доуэс (Dawes, Anna Comnena) неверно переводит αυλ буквально: yard «двор». 21 О божественной, о высшей доле ( αλλα και θειοτρας και κρεττονος). Переводим с учетом конъектуры Бьюри (Bury, Some notes..., 2). Параллельные места из произведений Пселла и Зонары в подкрепление чтения Бьюри приводит Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., р. 32, n. 5). Ειδους ουκ ’ αξου τυραννδος («внешность... достойна неземного владыки») – цитата из Еврипида (Эол, фр. 15; ср. Nic. Br., IV, 15). 22 Этот образ дважды встречается у Анны (IX, 5, стр. 253; ср. Nic. Br., III, 17). Трудно сказать, откуда писательница заимствовала этот эпизод. Античные памятники ничего не сообщают о флейтисте Александра Македонского Тимофее. Возможно, этот эпизод заимствован из какой-нибудь средневековой версии «Александрии». 23 Анна пользуется распространенным библейским образом, «см. «Greek-english lexicon of the New Testament», s. v. κμινος. 24 Еврипид, Гекуба, 518. 25 Здесь начинается флорентийская рукопись (F). 26 Роман IV Диоген (1068–1071). 27 Имеется в виду поход Романа Диогена против сельджуков в 1071 г., закончившийся поражением византийцев при Манцикерте (см. Cahen, La campagne de Mantzikert...). Архаизированным этниконом πρσαι не только Анна, но и другие авторы XI-XII вв. называли сельджуков (Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 252 sq.). 28 Анна Далассина, мать Алексея I, была одной из активнейших сторонниц Романа Диогена. После низвержения Диогена она была предана суду по обвинению в том, что поддерживала переписку с низложенным императором. По решению суда Анна Далассина вместе с детьми была отправлена в ссылку (Nic. Br., I , 22). 29 Мануил Комнин был произведен Романом Диогеном в высокий придворный чин куропалата (Attal., р. 138; Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 151– 152) и назначен стратигом-автократором восточных тагм (Nic. Br., I, 7). Позднее должность стратига-автократора занял Алексей (см. прим. 38). Сражаясь с турками в Малой Азии, Мануил около 1070 г. был взят в плен турецким полководцем Хрисоскулом, однако уговорил последнего явиться вместе с ним в Константинополь. Ранней весной 1071 г. Мануил вновь выступил в поход, но скончался от ушной болезни в Вифинии (Nic. Br.,I, 11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В других источниках Алексей называется «доместиком Запада» или «доместиком западных схол» (Attal., р. 250; Nic. Br., IV, 2), «архонтом западных тагм» и «дукой Запада» (Attal., р. 299), «великим доместиком» (Zon., XVIII, 18) и «великим доместиком всего Запада» (Anon. Syn. Chron., р. 177), Согласно свидетельству Никифора Вриенния (Nic. Br., I, 3), во времена Комниных доместиков схол стали называть «великими доместиками». (О титуле доместика см.: Guilland, Le grand domesticat à Byzance, pp. 53–64; Laurent, Le grand domesticat, pp. 65–72.) 66 Турки ... заняли почти всю территорию, расположенную между Эвксинским Понтом и Геллеспонтом, между Эгейским и Сирийским морями, Саросом и другими реками, особенно теми, которые протекают по Памфилии и Киликии и впадают в Египетское море – Των Τορκων ... περισχοντων, οσα Ευξεινου πντου εστι, μεταξυ και λλησπντου και Αιγαου τε και Συριακο πελγους [ και] Σρου τε και των αλλων και μλιστα οπσοι Παμφυλαν τε και Κλικας παραμβοντες ες το πλαγος εκππτουσι το Αιγυπτιον. Текст явно испорчен. Σρου – конъектура Бьюри (Bury, Some notes..., 7), принятая Б. Лейбом. В F συρ... и лакуна. Το Αιγπτιον Бьюри считает вставкой неграмотного переписчика. 67 Бессмертные – отряд ромейского войска, образованный при Михаиле VII и названный так по образцу персидской конницы (см.: Oman, Α history of the art of war, I, p. 28; Скабаланович, Византийское государство и церковь в XIb., стр. 327– 328). Подробно об организации этого отряда рассказывает Никифор Вриенний (Nic. Br., IV, 4; ср. Attal., р. 243). 68 Хоматинцы – уроженцы Хомы (к северо-западу от Апамеи; см. Buckler, Anna Comnena..., р. 363, n. 7). Отряд хоматинцев в византийской армии нередко упоминается в «Алексиаде» и в других источниках (см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 328–329). 69 Под кельтами здесь следует понимать норманнов (см.: Nic. Br., IV, 4; Attal., p. 253). 70 Двухтысячный сельджукский отряд был послан Вотаниату никейским султаном Сулейманом и его братом Масуром (Nic. Br., IV, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Годы по Р. Хр. по Алекс. кругу Wieseler Апр. 9, вторн. Апр. 10, среда. Март. 29, субб. Март. 30, воскр. Апр. 17, субб. (или Март.18? четв.) Марта 19, пятн. Апр. 18, воскр. Апр. 5,вторн. Апр. 7, четв. Апр. 7, четв. Марта 25, субб. Марта 27, понед. Март. 27, понед. Апр. 13, пяти. Апр. 15, воскр. Апр. 15, воскр. В таком случае при предположении, которое кажется правильным и беспристрастным, что дата Александрийская есть самая ранняя возможная для каждого года, а на два дня позднее – самая позднейшая, – нисана 14-е могло случиться в четверг в один из следующих трех годов: в 54-м (апр. 11), 56-м (марта 18-е) и 57-м (апр. 7-е). Тогда справедливым в исследовании Рэмсея является лишь то, что против других трех лет – 55, 58 и 59-го – остается некоторое предположение невозможности; а касательно двух последних из этих трех годов, эти результаты Рэмсея служат подтверждением того, что достигнуто в последнем отделе. По связи с прежним изысканием, отсюда вытекает, что годы 56 и 57 оказываются вероятными для времени заключения Апостола Павла, годы 58 и 59 – для отозвания Феликса и для конца двухлетнего закчючения Апостола Павла в Кесарии. 10) Гонение при Нероне и мученическая смерть Апостолов Петра и Павла. Что два Апостола потерпели мученическую кончину в один и тот же день, это мнение является лишь выводом из общего в их честь праздника 29 июня; но день этот в действительности является днем перенесения останков их в безопасное хранилище в катакомбах при гонении Валериана, Tusco et Basso coss. (в 258 г. по Р. Хр.). Но что оба они пострадали смертью мучеников в Риме и оба при Нероне, – это есть постоянное предание церкви; Петр и Павел, в некоторое время при Нероне являются во главе списка римских епископов по Юлию Африкану (Harnack, Chronologie, стр. 124 сл. 171); по Дионисию Коринфскому они учили вместе в Италии и потерпели мученичество ката tov aoxov Kaipov (у Евсевия Ц. И. II, 25, около 170 г. по Р. Хр.). Св. Климент, сам из Рима, обращаясь к Коринфянам около 96 г. по р. Хр., указывает им на «достойные примеры нашего поколения», блаженных Апостолов Петра и Павла, и на то великое множество избранных, которые наряду с ними были в различных страданиях и мучениях, причем с женщинами об­ращались, как с Данаидами и Дирками (1 посл. V. VI: συνηθροισθη πολυ πληθος). Что «великое множество» суть мученики при Нероне, – это почти достоверно из параллельного повествования Тацита (Ann. XV, 44) о «multitudo ingens» (огромном множестве) и «addita ludibria» (присоединенным к казням издевательствах) христианских жертв Нерона; и все положение подтверждается совпадением упоминания Тацита об императорских садах (т.е. horti Neroniani на Ватиканском холме), как месте казни, с известием (около 200 г.) римлянина Кая (у Евсевия Ц. И. II, 25), что останки св. Петра покоились в Ватикане, а св. Павла – на Остийской дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Источники IV-VI вв. утверждают, что Никейский Собор поручил вычисление даты Пасхи Александрийской Церкви. В Александрии в нач. IV в. получила признание александрийская пасхалия 532-летнего типа, разработанная, по-видимому, на основе пасхалии еп. Анатолия Лаодикийского. Она бытовала в виде как полного 532-летнего цикла, так и сокращенных таблиц на 95 лет (варианты: на 100 или 110 лет). Впрочем, расхождения в определении даты Пасхи не закончились, т. к. др. Церкви продолжали придерживаться разных пасхальных циклов. В сер. IV в. в К-поле была создана альтернативная пасхалия Андрея того же 532-летнего типа, имевшая вид таблицы на 200 лет. В Риме, Африке и др. частях Запада использовали архаичную 84-летнюю пасхалию, менее точную, но более компактную. Именно между этими традициями и разворачивались в дальнейшем П. с. После Никейского Собора разнобой в праздновании Пасхи наблюдался очень часто. Так, в период с 325 по 350 г. пасхальные даты на Востоке и Западе Римской империи расходились в 5 случаях из 25 ( Grumel. 1958. P. 240-241). Но далеко не всегда расхождение вызывало дискуссии, оставившие след в источниках. Наиболее известные споры: 387 г.- александрийская Пасха 25 апр.; римская - 21 апр.; в ряде зап. Церквей - 28 марта и 18 апр. Этому случаю посвящено послание свт. Амвросия Медиоланского, отстаивавшего александрийскую традицию ( Ambros. Mediol. Ep. 23 extra coll.]//PL. 16. Col. 1027-1031; о сомнениях в подлинности см.: Zelzer. 1978). 444 г.- александрийская Пасха 23 апр.; западная - 26 марта. В Риме папа св. Лев I Великий после переписки со свт. Кириллом Александрийским и еп. Пасхазином Лилибейским впервые принял александрийскую дату ( Leo Magn. Ep. 2-3//PL. 54. Col. 601; см.: Грацианский, Кузенков. 2018). 455 г.- александрийская Пасха 24 апр.; западная - 17 апр. В Риме вновь принята александрийская дата ( Krusch. 1880. S. 257-261). Ключевые расхождения между римской и александрийской традициями заключались: а) в диапазоне пасхальных полнолуний (в 84-летнем цикле - с 16 марта по 16 апр.; в александрийской пасхалии - с 21 марта по 18 апр.); б) в диапазоне дней Луны, на к-рые может попадать воскресная Пасха (в Риме - с 16-го по 22-й; в Александрии - с 15-го по 21-й); в) в диапазоне самих дат Пасхи (в Риме - с 22 марта по 21 апр.; в Александрии - с 22 марта по 25 апр.). Попадание александрийской Пасхи на 22-25 апр. означало продление Великого поста на праздник основания Рима - парилии (21 апр.); вероятно, именно поэтому такие случаи воспринимались римлянами наиболее болезненно.

http://pravenc.ru/text/2579726.html

53 Имеется в виду г. Кастамон в Пафлагонии. События, о которых Анна рассказывает дальше, согласно Никифору Вриеннию (Nic. Br., II, 25), имели место не в Кастамоне, а в доме Докиана (см. прим. 56), где Алексей провел три дня до прибытия в Кастамон. 54 Согласно древнегреческому мифу, Геракл освободил из подземного царства Алкестиду, жену своего друга, фессалийского царя Адмета. 55 Исаак I Комнин (1057–1059) – дядя Алексея. 56 Феодор Докиан – сын сестры Иоанна Комнина, отца Алексея (Nic. Br., II, 25). 57 Никифор III Вотаниат (1078–1081), знатный малоазийский феодал, противник Романа Диогена, был отправлен в ссылку при этом императоре, а после его низложения возвращен и назначен стратигом фемы Анатолик. В конце 1077 г. Никифор поднял восстание против Михаила VII, был поддержан знатью и высшим духовенством и в апреле 1078 г. торжественно вступил в Константинополь (см., об этом Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 114 и сл). Апологетом Никифора III был историк Атталиат. 58 Никифор Вриенний Старший, один из крупнейших византийских феодалов, дука Диррахия (см. прим. 62). В 1077 г., опираясь на фракийскую знать, он поднял мятеж против Михаила VII (см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 113 и сл.). Восстание Никифора было поддержано его братом Иоанном, которому удалось взбунтовать варяжских и франкских наемников. Отряды обоих братьев встретились в Эносе, где в ноябре 1077 г. Никифор провозгласил себя императором. После этого объединенные силы мятежников заняли Адрианополь. Следующей зимой Иоанн Вриенний пытался захватить Константинополь, но был отражен отрядами под командой Руселя и Алексея Комнина (см.: Nic. Br., III, 9–10; IV, I, 18; Attal., pp. 242 sq., 284 sq. Ср. также сообщения Продолжателя Скилицы – Skyl., рр. 727–737, Зонары – Zon., XVIII, 18, Μ. Глики – Glycas, IV, рр. 615– 617 и Вильгельма Апулийского – Guil. Ар., IV, 88–92). Рассказ Анны о восстании Вриенния является переложением «Истории» ее мужа. 59 Подир и эпомида – библейские названия священнических одежд. После низложения Михаил был назначен эфесским митрополитом и поселился в монастыре Мануила (см.: Nic. Br., III, 24; Attal., р. 303; Skyl., р. 738; Zon., XVIII, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

G. Dindotfius. Lipsiae, 1871. Friedberg. Lehrbuch des katholischen und evangelischen Kirchen­rechts. 3 Aufl. Leipzig, 1889. Gierke. Das deutsche Genossenschaftscrecht. 3 Bde. Berlin, 1868– 1881. Hackenschmidt. Die Anfänge des katholischen Kirchenbegriffs, 1874. Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. 2 Aufl. 3 Bde. Freiburg i. Br., 1888. Harnack. Proleg.=Prolegomena (k Didache)//Texte und Unter­suchungen von Gebhardt und Harnack. Bd. 2. Heft 1–2. Leipzig, 1884. Hatch. Die Gesellschaftsverfassungder christlichen Kirchen im Alter­tum. Übersetzt und mit Exkursen versehen von A. Harnack. Giessen, 1883. Hefele. Konciliengeschichte. 2 Aufl. 9 Bde. Freiburg i. Br., 1873 ff. Herzog " s. RE=Real-Encyklopadie für protestantische Theologie und Kirche. 2 Aufl., herausgegeben von Herzog und Plitt, fortgefahrt von Hauch. 18 Bde. 1877 ff. Höfling. Die Lehre der ältesten Kirche vom Opfer. Erlangen, 1851. Holsten. Das Evangelium des Paulus. Bd. 1. Abt. 1. 1880. Holzmann. Die Pastoralbriefe kritisch und exegetisch behandelt. Leip­zig, 1880. S. frenaei, episcopi Lugdunensis Libri quinquea adversus haereses, ed. W. Harvey. 2 vol. Cantabrigiae, 1857. Kawerau. Uber Berechtigung und Bedeutung des landesherrlichen Kirchenregiments. Vortrag. Kiel, 1887. Krauss A. Lehrbuch der praktischen Theologie. Bd. 1. Freiburg i Br, 1890. – Das protestantische Dogma von der unsichtbaren Kirche. Gotha, 1876. – RE=Real-Encyklopädie der christlichen Altertümer, herausge­geben von F. E. Krauss. 2 Bde. Freiburg Br., 1882–1886. Ktihl. Die Gemeindeordnung in den Pastoralbriefen. Berlin, 1885. De Lagarde. Reliquiae juris ecclesiastici antiquissimi. Lipsiae, 1856. Lechler. Das apostolische und das nachapostolische Zeitalter. 3 Aufl. Karls.; Leipzig, 1885. Lightfoot.. St. Pauls epistle to the Galatians. London, 1869. – The apostolic fathers. 2 ed. Part I. S. Clement of Rome. 2 voll. London, 1890. Part II. S. Ignatius, S. Polycarp. 3 voll. London, 1889. Löning E. Die Gemeindeverfassungdes Urchristentums. Halle, 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Соч.: Rechtfertigung: Die Lehre K. Barths und eine katholische Besinnung. Einsiedeln, 1957, 19644; Konzil und Wiedervereinigung: Erneuerung als Ruf in die Einheit. W. etc., 1960; Strukturen der Kirche. Freiburg i. Br., 1962; Kirche im Konzil. Freiburg i. Br., 1963; Die Kirche. Freiburg; Basel, 1967. Münch., 19772 (рус. пер.: Церковь. М., 2012); Wahrhaftigkeit: Zur Zukunft der Kirche. 1968, 19712; Menschwerdung Gottes: Eine Einf. in Hegels theol. Denken als Prolegomena zu einer künftigen Christologie. Freiburg i. Br., 1970; Unfehlbar?: Eine Anfrage. Zürich, 1970. Fr./M., 19802. Münch., 19893; Christ sein. Münch., 1974, 19762; 20 Thesen zum Christsein. Münch., 1975; Existiert Gott?: Antwort auf die Gottesfrage der Neuzeit. Münch., 1978, 19812; Ewiges Leben? Münch., 1982, 19844; Theologie auf dem Weg zu einem neuen Paradigma//Entwürfe der Theologie/Hrsg. v. J. B. Bauer. Graz; W.; Köln, 1985. S. 181-207 (рус. пер.: Теология на пути к новой парадигме//Путь. М., 1992. 2. С. 160-182); Theologie im Aufbruch: Eine ökumenische Grundlegung. Münch., 1987; Wohin geht die Christenheit//Die Zeichen de Zeit. B., 1988. Bd. 42. Heft 2. S. 14-20 (рус. пер.: Куда идет христианство?//Путь. 1992. 2. С. 144-160); Die Hoffnung bewahren: Schriften zur Reform der Kirche. Zürich, 1990; Projekt Weltethos. Münch., 1990; Das Judentum: Die religiöse Situation der Zeit. Münch., 1991 [etc.]; Das Christentum: Wesen und Geschichte. Münch., 1994 [etc.]; Große christliche Denker, Münch., 1994 (рус. пер.: Великие христ. мыслители. СПб., 2000); Weltethos für Weltpolitik und Weltwirtschaft. Münch., 1997; Die Frau im Christentum. Münch.; Zürich, 2001; Kleine Geschichte der katholischen Kirche. B., 2002; Wozu Welthethos?: Religion und Ethik in Zeiten der Globalisierung. Freiburg i. Br., 2002; Der Islam: Geschichte, Gegenwart, Zukunft. Münch., 2004 [etc.]; Der Anfang aller Dinge: Naturwissenschaft und Religion. Münch., 2005 (рус. пер.: Начало всех вещей: Естествознание и религия. М., 2007); Was ich glaube. Münch., 2009 (рус. пер.: Во что я верю. М., 2013); Anständig wirtschaften: Warum Ökonomie Moral braucht. Münch., 2010; Ist die Kirche noch zu retten? Münch., 2011.

http://pravenc.ru/text/2462389.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010