Vat. syr. LXIX (1547), Paris. syr. 146 (после 1645). Однако в месяцеслове из рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 17261 (XII-XIV вв.) есть память под 3 дек. Видимо, это случайный сдвиг, связанный с перемещением начала церковного года у яковитов с дек. (кануна 1-го) на окт. (тишрин 1-й), поскольку после XI в. яковитские минологии переходят на октябрьский год. Неск. особняком стоит также заявление аль-Бируни в трактате «О праздничных днях года сирийского у христиан-мелькитов» о том, что сиро-палестинские христиане-мелькиты празднуют память «Дионисия епископа и астронома, ученика Павла» в 4-й день месяца тишрин (4 окт.). Однако это расхождение скорее можно отнести на счет неточности сведений, полученных автором-мусульманином (Martyrologes et ménologes orientaux/Éd. R. Griveau//PO. T. 10. Pt. 4. N 49. P. 295). Имя Д. А. присутствует в нек-рых копто-араб. минологиях при евангельских лекционариях. Известны 2 араб. рукописи данного типа - 1338 (Vat. Arab. N 15) и 1343 гг. (Roma. Bibl. Vict. Emman. Arab. N 1), где под 23-м числом месяца бабах (20 окт.) указан «Дионисий Астроном». В обоих случаях особых евангельских чтений в честь его не положено, что свидетельствует о том, что память Д. А. не была сколько-нибудь значительным праздником (Les ménologes des Évangéliaires coptes-arabes/Ed. F. Nau//PO. T. 10. Pt. 2. N 46. P. 191). В наиболее распространенном в Коптской Церкви «Александрийском синаксаре» Михаила, еп. Атриба и Малиджа (XIII в.), вместо Д. А. под 20 окт. указан свт. Дионисий Коринфский, ошибочно названный мучеником при имп. Диоклетиане (Le synaxaire arabe-Jacobite (red. copte)/Éd. R. Basset//PO. T. 1. Pt. 3. N 3. P. 164). Западная агиография после Гилдуина Во 2-й пол. VIII-IX в. было составлено неск. сборников чудес Д. А. (BHL, N 2201-2203). Самый ранний из них создан при аббате Сен-Дени Фульраде в конце правления кор. Пипина Короткого. Он охватывает описание чудес от мощей Д. А., к-рые произошли в годы правления Карла Мартелла (715-741) и Пипина Короткого. Более обширный сборник чудес в 2 книгах был создан по просьбе некоего мон.

http://pravenc.ru/text/178443.html

с отцом-иудеем до обращения в христианство; Г. и П. отведена второстепенная роль; о воскрешении К. в Генуе не упоминается, однако, как и в BHL, N 6043, арест Н. и К. происходит в Эбредуне. Заключительная часть Мученичества BHL, N 6040 (начиная с видения Кирасию) представляет собой краткую переработку Мученичества BHL, N 6043. Ланери предположила, что Мученичество BHL, N 6040 было создано в Италии не ранее VIII-IX вв. (оно содержится, напр., в Легендарии из мон-ря Боббио кон. IX в. (Vat. lat. 5771)), а точнее в Генуе, поскольку его автор добавил подробное топографическое указание (отсутствующее в BHL, N 6039 и в BHL, N 6043) о месте, расположенном недалеко от этого города, где Н. и К. были высажены моряками, а впосл. почитались христианами: «...в место, от города Генуя отстоящее примерно на 600 шагов ... и называется место это «У святого Перегрина»» (in locum a Genuense urbe passus fere sexcentos... et vocatur locus ad sanctum Peregrinum) ( Lané ry. 2010. P. 257-258). На основе BHL, N 6040 впосл. создана редакция Мученичества - BHL, N 6041, засвидетельствованная начиная с XI в. в немногочисленных рукописях Центр. и Юж. Италии. В целом BHL, N 6041 повторяет BHL, N 6040, однако в ней содержатся нек-рые уточнения исторического характера (напр., об обстоятельствах смерти Нерона); рассказ о перенесении мощей заимствован из «Жития Амвросия» диак. Павлина ( Paulino. Vita di Ambrogio. 32-33. R., 1975 (Vite dei Santi; Vol. 3)). Ок. 800 г. Арно Зальцбургский привез в Баварию Легендарий из мон-ря Сент-Аман (Vindob. lat. 371), в котором содержался текст Мученичества BHL, N 6042 (пространная редакция). Составитель баварского Легендария, включающего гомилии и сокращенные редакции житий и мученичеств святых, использовал сказание о Н., П., Г. и К. из Легендария Сент-Амана. Согласно «баварской» редакции Мученичества, как и Мученичеству BHL, N 6042, Г. и П. были арестованы вместе с Н. и К. в Эбредуне и доставлены на суд к имп. Нерону. При этом на 1-й части допроса присутствовал только Н., а Г.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Мученики явились некоему христианину Кератию, велели похоронить их останки и исцелили его дочь от паралича. В конце Мученичества приводится рассказ об обретении мощей Н. свт. Амвросием, изложенный, как отметил Дзанетти, в отличие от др. редакций, на основании «Жития Амвросия» ( Zanetti. 1979. P. 72). При этом в тексте говорится, что место, где покоились останки К., осталось неизвестным ( Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae sanctorum. P., 19102. Vol. 2. P. 334). В Италии наибольшее распространение получили 2 лат. редакции Мученичества: BHL, N 3514 с рассказом о Г. и П. и BHL, N 6039, повествующая о Н. и К. Во франкских землях наряду с Мученичеством BHL, N 6039 бытовал др. вариант сказания о Н. и К.- BHL, N 6043 ( Lan é ry. 2010. P. 269-280), которому соответствует Мученичество Г. и П.- BHL, N 3516. Несмотря на то что редакция BHL, N 6043 сохранилась в незначительном числе рукописей (напр., Vat. Reg. lat. 612. Fol. 71v-78, IX-X вв.; Paris. lat. 5306. Fol. 128v - 129v, XIV в.), она сыграла определяющую роль в дальнейшем развитии агиографического «досье» мучеников, поскольку от нее зависят др. версии Мученичества Н. и К. (BHL, N 6042, 6040, 6041 и др.; Lan é ry. 2010. P. 247). По мнению Ланери, редакция BHL, N 6043 является вторичным переводом, выполненным в Италии в VI-VII вв. с греческого утраченного текста, от которого также зависят греч. варианты Мученичества (BHG, N 1323, 1323d) ( Lan é ry. 2010. P. 247-251). Согласно этой редакции (BHL, N 6043), Н. жил во время правления имп. Нерона; он был ревностным защитником христ. веры и проповедовал Христа во многих городах империи. Корнелий - телохранитель (satelles) Нерона - донес об этом императору. Нерон приказал воину Дентону схватить Н. и привести к себе для допроса. Дентон нашел Н. в г. Эбредун (ныне Амбрён, Франция), где тот строил ораторий, и рядом с ним увидел сидящего ребенка - К., перебирающего камни. Святые были доставлены к Нерону, к-рый приказал заключить Н. в темницу, где ему был глас с небес, обещавший помощь в перенесении страданий.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

На греч. языке существует житие В., приписываемое Симеону Метафрасту (X в.) (BHG, N 1866; PG. 114. Col. 735-755). Основной корпус текстов, посвященных В., сохранился на лат. языке. Одним из главных источников о мученичестве В. является стихотворный рассказ христ. поэта Пруденция (IV-Vbb.) (Peristephanon 5//PL. 40. Col. 378-411), в свою очередь источником для Пруденция, как и для блж. Августина, вероятно, служили несохранившиеся акты мученичества В. или более древнее житие, опубликованное Рюинартом (Acta Martyrum. Verona, 1731. P. 323-329). Сохранились также др. жития В. в стихах (BHL, N 8641-8642) и анонимное прозаическое житие (BHL, N 8627-8636; ActaSS. Ian. T. 2. P. 394-397. T. 3. P. 7-10). Известны сказания о перенесении мощей В. в мон-рь вг. Кастр в 864 г. (BHL, N 8644-8646), перенесении руки мученика в Бари в XI в. (BHL, N 8652), перенесении мощей в Лиссабон в 1173 г. и чудесах, происходивших в том же городе (BHL, N 8653-8655). Сохранились рассказы, посвященные посмертным чудесам В. в Испании (BHL, N 8648), чудо в мон-ре св. Бертена (Бертинском) в X в. (BHL, N 8650). В. упоминается в творениях свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (V в.) (Carmina. 19. 164/Ed. W. Harlet. Vindobonae, 1894. (CSEL; 30)), а также Венанция Фортуната (VI в.) (Carmina miscellanea. Сар. 8, 9//PL. 88. Col. 71A-71B, 71B-72A) и мн. др. средневек. писателей. Ист.: PG. 114. Col. 735-755 [passio]; ЖСв. Ноябрь. С. 222-228. Лит.: Waal A. Zum Kult des hl. Vinzent von Saragossa//RQS. 1907. Bd. 21. P. 135 sq.; Hurault E. St. Vincent martyr, patron des vignerons et son culte dans le diocèse de Châlons. Châlons-sur-Marne, 1910; Peeters P. Une invention des ss. Valère, Vincent et Eulalie dans le Péloponèse//AnBoll. 1911. T. 30. P. 296-306; Lacger L. , de. Saint-Vincent de Saragosse//Revue d " Histoire de l " Église de France. 1927. N 13. P. 307-358; Gaiffier B. , de. Sermons latins en l " honneur de St. Vincent antérieurs au Xe siècle//AnBoll. 1950. T. 67. P. 267-286; Janin. Églises et monastères. P. 63-64, 334; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 892; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 81; Moral T. Vincenzo//BiblSS. Vol. 12. Col. 1149-1155; Saxen V. La version breve BHL 8638 de la Pasión de San Vincente//Hispania sacra. 1991. N 43. P. 679-713; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 465.

http://pravenc.ru/text/158452.html

В научной лит-ре ряд лат. житий П. принято обозначать по порядку их публикации Дж. Колганом в соч. «Чудотворная триада» (Triadis Thaumaturgæ seu divorum Patricii, Columbæ et Brigidæ, trium veteris et maioris Scotiæ, seu Hiberniæ sanctorum insulae communium patronorum acta/Ed. J. Colgan. Louvain, 1647). «Второе Житие» (Vita Secunda; BHL, N 6504-6505) и «Четвертое Житие» (Vita IV; BHL, N 6503) могут относиться ко 2-й пол. VIII в. «Второе Житие» известно в неск. рукописях континентального происхождения, «Четвертое Житие» - в одной рукописи также континентального происхождения (ныне в Британской б-ке: Lond. Brit. Lib. Add. 19890). Эти 2 лат. текста близко связаны друг с другом. Значительное количество материалов, относящихся к почитанию П., содержится в рукописи «Книги из Арма»: сочинения П. («Исповедь» и «Послание к Коротику»), «Книга Ангела» (Liber Angeli; BHL, N 6500), посвященная привилегиям основанной П. церковной общины Ард-Махи (ныне Арма), сочинения Мурьху и Тирехана, «Заметки» и «Дополнения» (Additamenta; BHL, N 6499) к сочинению Тирехана. Самое подробное повествование о П. содержится в среднеирл. Житии (BHL, N 6509), известном как «Трехчастное Житие» (так оно было озаглавлено в «Чудотворной триаде» Дж. Колгана). Вероятно, оно было составлено в кон. IX - нач. X в.; отдельные эпизоды могли быть добавлены в XI в. Позднее возникли сокращенные версии «Трехчастного Жития», из к-рых наиболее известны Жития из «Лисморской книги» и из «Пестрой книги». Краткое жизнеописание П. содержалось также в «Истории бриттов», приписываемой Неннию (IX в.; BHL, N 6501, 6501). Др. лат. Житие, приписываемое некоему Пробу, или «Пятое Житие» (Vita auctore Probo, Vita Quinta: BHL, 6508), датируется кон. X или XI в.; предположительно, создано в Англии. «Третье Житие» (Vita Tertia; BHL, N 6506-6507) пользовалось большой популярностью и сохранилось во множестве рукописей; Л. Билер выделил среди манускриптов «Третьего Жития» 2 традиции - континентальную (Γ) и британскую (П); оно может относиться приблизительно к XII в.

http://pravenc.ru/text/2579766.html

Известны стихотворные версии Мученичества, составленные Валафридом Страбоном (BHL, N 5750), Сигебертом из Жамблу (BHL, N 5754), Марбодом, еп. Ренским (BHL, N 5752-5753), и мон. Райнерием (BHL, N 5755), а также анонимное Мученичество, предположительно созданное в IX-X вв. (BHL, N 5751). Сочинение Райнерия, написанное гекзаметром, сохранилось в единственной рукописи кон. XV в. (Brux. 9786-9790. Fol. 62-66, миссал из мон-ря Мюнстербилзен). Ранее его приписывали богослову, историку и агиографу Райнерию (Ренье; † 1188), монаху из аббатства Сен-Лоран в Льеже, однако Дольбо пришел к выводу, что стихотворное Мученичество было создано в кон. XIII - XV в.; его автором мог быть Ренье из Синт-Трёйдена (кон. XIV в.) ( Dolbeau F. Une passion de saint Maurice en hexamèters (BHL 5755)//Autour… 2011. P. 87-112). Сказания о М. содержатся в «Золотой легенде» блж. Иакова из Варацце и др. «больших легендариях» XIII-XV вв. Основные источники сказания Иакова - Мученичество Евхерия и анонимное Мученичество. Гибель М. и большинства воинов Фиванского легиона датирована 267 г. Согласно Иакову, позднее мученическую смерть приняли др. воины: Солутор, Адвентор и Октавий - в Таврине (ныне Турин), Александр - в Бергоме (ныне Бергамо, Италия), Секунд - в Альбинтимилии (ныне Вентимилья), Виктор и Урс - в Салодуре (ныне Золотурн, Швейцария) и т. д. ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. Vol. 2. P. 965-970). Мученичество, написанное Евхерием Лугдунским Некоторые исследователи датируют 443-450 гг., т. к. исповедание веры М., по-видимому, составлено под влиянием полемики с арианством, которое исповедовали бургунды, после основания Бургундского королевства со столицей в Лугдуне (443; см.: Dupraz. 1961. P. 62; Zufferey. 1983. P. 8). Авторство Евхерия подтверждается его письмом Сальвию, еп. Октодура (ныне Мартиньи, Швейцария) (BHL, N 5746-5747), которое в некоторых рукописях (в т. ч. Paris. lat. 9550) следует за текстом Мученичества. В письме Евхерий сообщил о причинах, побудивших его составить Мученичество, и об использованных им источниках. По словам автора, он хотел принести лит. сочинение в качестве дара мученикам и запечатлеть в памяти последующих поколений их славный подвиг. Сведения о святых Евхерию передали достойные люди, узнавшие о них от Исаака, еп. Генавы (ныне Женева), которому о подвиге мучеников рассказывал Феодор, еп. Октодура, живший в кон. IV в. Очевидно, Евхерий использовал не письменные источники, а лишь устные рассказы, бытовавшие по крайней мере через 100 лет после событий ( Zufferey. 1983. P. 14).

http://pravenc.ru/text/2561146.html

В рукописи, созданной в XI в. в Беневенто, собраны Житие Л. (BHL, N 4818g), сказание о его кончине (BHL, N 4818m) и описания рим. чудес (BHL, N 4818n, 4828g) (ркп.: Roma. Vallic. XVI. Fol. 133r-139v; изд.: Poncelet. 1906). Кард. Стефано Борджа издал тексты, сохранившиеся в рукописи XII в. из б-ки соборного капитула в Беневенто; среди них - Житие Л. (BHL, N 4827а), сказание о его кончине с описанием чудес в Риме (BHL, N 4827b), пространная редакция беневентских чудес (BHL, N 4827с) и отдельное сказание о римском чуде (BHL, N 4827d) (ркп.: Benevento. Bibl. Capit. 4. Fol. 52v-77v; изд.: Borgia S. Memorie istoriche della pontificia città di Benevento. R., 1764. Vol. 2. P. 299-348) (описание сборников см.: Vuolo. 2010. P. LXVI-LXXIV; см. также: Planta P. C., von. Le dossier hagiographique de Léon IX//Léon IX. 2006. P. 217-232). Краткие жизнеописания Л. включены в продолжения Liber Pontificalis, созданные в XII в. Как правило, они основаны на трудах более ранних авторов, новых сведений в них не содержится; приведены также недостоверные данные. Так, характеристика Л. в биографии, составленной ок. 1142 г. бенедиктинцем Пьером Гийомом из аббатства Сен-Жиль, дословно заимствована из жизнеописания папы Льва IV . Пьер Гийом ошибочно утверждает, что Л. подкупом добился низложения папы Григория VI и во всем следовал советам Хильдебранда. Понтифику приписываются расширение границ Папского гос-ва и победа, одержанная над обитателями Апулии (вероятно, византийцами) с помощью французов и норманнов (LP. T. 2. P. 275-276; T. 3. P. 133). Во 2-й пол. XII в. автор другой биографии Л., кард. Бозон, опирался гл. обр. на сочинение еп. Бонизона. Особое внимание он уделил обстоятельствам возведения Л. на Папский престол (Бозон выступает против «дурного обычая» светской инвеституры ), его отношениям с византийцами и с норманнами (LP. T. 2. P. 354-356). Подробное повествование о Соборе, созванном Л. в 1049 г. в Реймсе, содержится в сочинении мон. Ансельма «История освящения церкви св. Ремигия» (50-е гг.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛИЗАВЕТА Св. Елизавета Тюрингская. Роспись Нижней ц. Сан-Франциско в Ассизи. Ок. 1325 г. Мастер Симоне Мартини Св. Елизавета Тюрингская. Роспись Нижней ц. Сан-Франциско в Ассизи. Ок. 1325 г. Мастер Симоне Мартини [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская; лат. Elisabeth, Elyzabeth; нем. Elisabeth von Thüringen; венг. Türingiai Erzsébet; англ. Elizabeth of Hungary] (7.07.1207, Шарошпатак, ныне Венгрия - 17.11.1231, Марбург, ныне Марбург-ан-дер-Лан, Германия), св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.), ландграфиня Тюрингии. Источники К 30-м гг. XIII в. относится краткое описание чудес и исцелений, к-рые совершались у гробницы Е. (BHL, N 2488b). В 1232 г. в рамках подготовительного этапа процесса канонизации были собраны показания 60 свидетелей подобных чудес (BHL, N 2489). В качестве приложения к этому документу духовник Е. Конрад Марбургский составил краткое описание последних лет ее жизни (ок. 1226-1231), известное как «Summa vitae» или «Brevis narratio de vita» (BHL, N 2490). В ходе работы первой комиссии, рассматривавшей вопрос о канонизации тюрингской ландграфини, Римскому папе Григорию IX было направлено обширное описание чудес Е. (Epistola examinatorum miraculorum S. Elyzabeth ad dominum papam - BHL, N 2491). В 1235 г. была создана новая комиссия, к-рая полностью пересмотрела материалы о Е. и послала в Римскую курию дополненный список чудес (Miracula felicis Elyzabeth - BHL, N 2491d). Тогда же был проведен опрос служанок Е., чьи рассказы легли в основу наиболее известных легенд о жизни святой. Более ранняя, краткая версия рассказов - «Dicta quattor ancillarum» (Показания четырех служанок) и позднейшая, более пространная - «Libellus de dictis quattor ancillarum» (Книжица о том, что сказали четыре служанки) сохранились в ряде рукописей XIII в. (BHL, N 2493). Повествование о жизни Е. делится на 4 части (рассказ о детстве, семейной жизни, вдовстве и деятельности в основанном ею госпитале в Марбурге) и изобилует цитатами из высказываний Е. в форме прямой речи. Составитель «Libellus...» распределил описанные в «Dicta...» события в хронологическом порядке, снабдил повествование прологом и эпилогом, а также богословским комментарием и рассуждениями личного характера. Благодаря этому «Libellus...» стала одним из образцов средневек. лат. агиографии.

http://pravenc.ru/text/189793.html

д. Кроме Мученичества К. подобные рассказы содержатся в Мученичествах Римских епископов Александра I (BHL, N 266-269; см. Квирин ), Каллиста I (BHL, N 1523), Корнелия (BHL, N 1958-1959) и Стефана I (BHL, N 7845-7846), а также в «Деяниях Сильвестра» (BHL, N 7725-7735) ( Sessa. 2007; Eadem. 2012. P. 148-149, 252-273). В нек-рых рукописях Мученичества К. имеется интерполяция, согласно которой К. навлек ненависть рим. аристократов Аврелиана и Сисинния, друзей имп. Нервы, тем, что убедил вести целомудренную жизнь Феодору, жену Сисинния, и Домициллу, племянницу имп. Домициана и невесту Аврелиана. Эти сведения заимствованы из рим. Актов Нерея и Ахилея (BHL, N 6058-6066), к-рые не были известны составителю Мученичества К.; вставка была сделана ранее IX в., т. к. о ней знал Флор Лионский ( Quentin. 1908. P. 306; Dubois, Renaud. 1976. P. 212). Интерполяция содержится в ряде рукописей IX в. (напр.: Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Aug. Perg. 202. Fol. 93v; Vindob. 1556. Fol. 165v; Guelf. 48. Fol. 161r) (см.: Franchi de " Cavalieri. 1915. P. 13; Delehaye. 1936. P. 102). Сходство с анонимными агиографическими сочинениями, составленными в V-VI вв. в Риме (см.: Dufourcq. 1900. 279-321; Delehaye. 1936. P. 14-15; Sessa. 2012. P. 248-252), является одним из оснований для датировки Мученичества К. Упоминание о комите священных щедрот (comes sacrarum largitionum) указывает на то, что Мученичество было составлено не ранее IV в. ( Baronius C. Annales ecclesiastici. R., 1590. T. 2. P. 5; LP. T. 1. P. XCI). Должность комита священных щедрот (главы имп. казначейства) была создана скорее всего в 20-х гг. IV в. (о комите Немезиане впервые упом. в законе 345 - CTh. XI 7. 5; см.: Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602. Baltimore, 1986r. Vol. 1. P. 427-437; Vol. 2. P. 1415-1417; Delmaire R. Largesses sacrées et «res privata»: L " aerarium impérial et son administration du IVe au VIe siècle. R., 1989. P. 30-38, 704). В Мученичестве К. использовано сокращенное название должности - «comes sacrarum»; эта формулировка встречается в источниках не ранее V в.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

и К. ( Petr. Natal. CatSS VI 147). Во всех этих источниках мученическая кончина святых датируется 57 г. (Петр Наталис указал также день - 28 июля). В греческой агиографической традиции Ланери отметила, что 2 греч. редакции Мученичества Н., П., Г. и К. (BHG, N 1323 и 1323d), тесно связанные между собой, в целом напоминают рассказ из лат. Мученичества (BHL, N 6039). В то же время между лат. и греч. текстами имеются многочисленные расхождения: в греч. Мученичествах пропущен пролог; события до обращения Н. в христианство описаны кратко. С др. стороны, в греч. вариантах добавлены детали, отсутствующие в лат. редакции BHL, N 6039 и частично присутствующие в BHL, N 6043: воскрешение К., к-рый погиб в море; посещение Н. Африки незадолго до мученической кончины в Медиолане; упоминание Эбредуна, где Н. построил ораторий и затем был арестован. Наиболее важное различие заключается в том, что, согласно греч. Мученичествам, Г. и П. были казнены и похоронены вместе с Н. и К. Также одновременно обрел их мощи свт. Амвросий. Пытаясь объяснить появление в греч. текстах Эбредуна, Ланери предложила 2 гипотезы. Согласно 1-й, существовало лат. Мученичество, созданное в IV-V вв., но впосл. утерянное, на основе которого составлена лат. редакция (BHL, N 6039), где указание на Эбредун пропущено, и выполнен греч. перевод, где этот город был обозначен. Именно на основе этой впосл. утраченной греческой версии написаны 2 греч. редакции Мученичества (BHG, N 1323 и 1323d). Согласно др. гипотезе, между BHL, N 6039 и греч. переводом существовал промежуточный вариант - лат. «провансальская редакция». Ее появление было связано с тем, что в Галлии довольно быстро стали объединять Н. и К. с Г. и П. В Эбредуне культ мучеников имел настолько важное значение, что Григорий Турский ошибочно считал этот город местом кончины святых (quos apud Ebredunensem Galliarum urbem passos lectio certaminis narrat; Greg. Turon. Glor. martyr. 46). Возможно, в V-VI вв. в Провансе была сделана попытка адаптировать медиоланское Мученичество BHL, N 6039 к галльским традициям почитания мучеников. Эпизод с Эбредуном в «провансальской редакции» должен был придать особый статус базилике этого города, посвященной Н. Впосл. с этой редакции был выполнен перевод на греч. язык, к-рый лег в основу греч. Мученичеств Н., П., Г. и К. (BHG, N 1323-1323d) ( Lan é ry. 2010. P. 244-247).

http://pravenc.ru/text/2564630.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010