Известны и др. чудеса Г., к-рым посвящены греч. тексты: «О быке Феописта» (BHG, N 689-689d), «О видении сарацина» (автор Григорий Декаполит, BHG, N 690-690с), «О пронзенном образе» (BHG, N 690i), «Об убитом воине» (BHG, N 691e), «О пироге» (BHG, N 691g), «О поясе святого» (BHG, N 691i), «О пафлагонском юноше» (BHG, N 691m - 691n) и др. (BHG, N 691u - 691x). Ист.: Cod. Laurent. Plut. X. 31. Fol. 186-189, XV в. [об обращении сарацина]; Cod. Athen. 278. Fol. 283-286, XV в. [о спасении от разбойников]; ActaSS. Apr. T. 3. P. XXXV-XXXIX, XLI, XLV, 143; Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовных стихов//СбОРЯС. 1880. Т. 21. Ч. 2. С. 200-216; Рыстенко А. В. Легенда о св. Георгии и драконе в визант. и славяно-рус. лит-рах. Од., 1909; Aufhauser J. B. Das Drachenwunder des hl. Georg//Byzantinisches Archiv. Lpz., 1911. Hf. 5. S. 52-69, 96-98, 108-110, 119-121; idem. Miracula sancti Georgii. Lipsiae, 1913. P. 2-8 [о колонне вдовы]; idem. Ibid. S. 100-103 [об избавлении из сарацинского плена]; idem. Ibid. S. 18-44 [об избавлении из болг. плена]; Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г.//ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1. (Вып. 49). С. 110-116; Arras V. Miraculorum S. Georgrii megalomartyris collectio altera. Louvain, 1953. (CSCO. Aethiop.; 31-32); Сказание о чудесах св. Георгия инока Христодула//Старата българска, руска и сърбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 80-81 [об избавлении отрока из плена]; ЖСв. Апр. Стб. 376-393; Жития визант. святых/Пер., вступ. ст., прим.: С. В. Полякова. СПб., 1995. С. 391-419. Лит.: Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый: Исслед. лит. истории христ. легенды. СПб., 1879; Walter Ch. The Origins of the Cult of St. George//REB. 1995. T. 53. P. 320-322; Бугаевский А. В. , Владимир (Зорин), игум. Житие, страдания и чудеса св. вмч. и Победоносца Георгия и св. мц. царицы Александры. М., 1998. C. 28-57. О. Н. А. Славяно-русская агиографическая традиция У юж. славян и на Руси были известны переводы как канонических, так и апокрифических житий Г. дометафрастово «Мученичество» (BHG, N 671-672, нормальный текст) представлено в 2 переводах. 1-й (нач.: «Превечное убо царство Господа нашего Иисуса Христа ни начала дьни имать, ни житию коньца имать») приводится в ряде рус. сборников (ГИМ. Чуд. 20, кон. XIV в.) и в Четьях-Минеях митр. Макария (ВМЧ. Апр. Дни 22-30. Стб. 908-924). 2-й перевод (нач.: «Спаса убо нашего превечное царство ниже начело жизни ниже конць имать»), выполненный во 2-й пол. XIV в. в Болгарии в составе «Студийской коллекции» ( Hannick. S. 207), в рус. списках неизвестен.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Наряду с апокрифическими житиями великомученика (напр., с «Историей рождения и детства») существует ряд апокрифических описаний чудес святого («Чудо с поясом», «Встреча с бесом») и «Откровение св. Георгия». При переходе от ранне- к средневизант. эпохе «Мученичество Георгия» претерпело ряд существенных изменений: царь Дадиан превращен агиографами в имп. Диоклетиана , а действие перенесено из Лидды в Никомидию. Вероятно, процесс трансформации этого апокрифа был постепенным, т. к. прп. Роман Сладкопевец († после 555) упоминает имп. Диоклетиана, но местом казни Г. еще называет Лидду. Самое древнее из средневизант. мученичеств содержится в рукописи 916 г. Vat. gr. 1660 (BHG, N 671-672, т. н. нормальный текст). Во 2-й пол. Х в. Симеон Метафраст (BHG, N 676-677) следовал средневизант. традиции в отличие от своего старшего современника Феодора Дафнопата († после 961), соединившего этот материал с древними апокрифами (BHG, N 673/4). В результате соединения апокрифической «Истории рождения и детства» Г. с т. н. нормальным текстом появляется интерполированный текст (BHG, N 678). Житие Г. продолжало перерабатываться на протяжении всего визант. периода. В новое время была выдвинута гипотеза о существовании 2 одноименных мучеников, пострадавших в Каппадокии и в Лидде ( Haubrichs. P. 233). Э. Гиббон и Ф. Феттер высказали предположение о смешении с Г. арианского еп. Георгия Каппадокийского († 361), сменившего на кафедре свт. Афанасия Великого. Мученичество В соответствии со средневизант. агиографической традицией Г. род. в Каппадокии (нормальный текст). В ряде источников названы имена его родителей: Геронтий и Полихрония. Согласно «Истории рождения и детства», отцом святого был персид. воин Геронтий. В интерполированном тексте Геронтий назван сенатором из Севастополя Армянского (в сев. части М. Азии), имевшим достоинство стратилата (командующего армией). Он был язычником, а Полихрония - христианкой. Мать воспитала Г. в христ. благочестии. Когда Геронтий заболел горячкой, то по совету сына призвал имя Христа и исцелился. В др. источниках сообщается, что после кончины мужа мать Г. переселилась с сыном на свою родину, в Палестину, где около г. Лидды у нее были богатые имения. Груз. традиция считает равноап. Нину родственницей Г. по отцу.

http://pravenc.ru/text/162188.html

48 Подобный развёрнутый образ встречается в ранневизантийской агиографии. Ср., например: Ps–Basilius Seleucensis. De vita et miraculis sanctae Theclae, Miracula 28: «Я отвлёкся и забыл, что имел намерение, уподобившись золотодобытчикам, перерывающим вначале много руды и земли, таким же образом, но, только пользуясь словами, собрать воедино чудеса, припорошённые пылью времён, события, поблёкшие от забвения, когда ускользает из памяти и смутно уже припомнить можно, когда, где и как это произошло». Также ср.: Cyrillus Scythopolitanus. Vita Sabae 1. 49 В ранневизантийское время известно несколько исторических Евтолмиев (PLRE I. 316; II. 439–440; III. 474–75). Один из них в начале IV в. преследовал христиан в Малой Азии, другой в V в. сочинил несколько эпиграмм, а ещё один в VI в. работал над Дигестами. После VI в. это имя больше не встречается. Повествование от первого лица (я- или мы- рассказ), свойственное многим описаниям агиографического толка, придаёт достоверности рассказанной истории, более того, ссылка на свидетельство очевидца мучений или его рассказ являются необходимыми условиями жанра мученичества. 51 Евтолмий хотя и назван «слугой» (πηρτης), нигде не исполняет собственно его функции. Скорее, он выступает как спутник и свидетель, необходимый для передачи всего, что случилось. Фигура ученика и свидетеля является агиографическим топосом учеников имел почти каждый святой (Pratsch Т. Der hagiographische Topos. В.-П.У., 2005. S. 186). Например, Деяния и мученичество св. Георгия записывает его слуга Пасикрат (BHG 671, 672), Мученичество св. Марины – Феотим (BHG 1165) и т. д. В passions épiques упоминаются также слуги, ушедшие с хозяевами в монастырь, например, евнухи Прот и Иакинф в Мученичестве св. Евгении (BHG 607w-z), принявшие вместе с ней и мученическую кончину. Однако слуга, который уходит в монастырь, становится монахом и потом описывает мученичество господина, в греческой агиографии нам не известен. 52 В византийское время «бесплотными силами» или просто «бесплотными» именуются ангелы. Однако выражение «бестелесная жизнь» (вернее, «бестелесный образ жизни») встречается редко. Несколько иное выражение – σματος ζω – Филон прилагает к раю (Qgen 1. 70, 1. 3). Бестелесная жизнь как обозначение монашеской жизни встречается у Иоанна Златоуста (Sermo exhortatorius de temperantia//PG 64, 17); также и Феодорит Киррский говорит о подражании в теле жизни бестелесной применительно к монаху (Historia ecclesiastica 202. 25–203. 2: Κα τν σωμτων δ τν βον ν σματι μιμησμενος). Агиография рисует отшельников Фиваиды как существующих в воскресшем или ангельском модусе – они перемещаются чудесным образом, не нуждаются в пище и тому подобном.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Col. 312D; Vita C [BHG, N 1755d]//Ibid. Col. 297). Исключительно ценным историческим источником, очевидно, было Житие свт. Мефодия, написанное Г. А. Последним на него ссылается в кон. XII - нач. XIII в. Никита Хониат , почерпнувший оттуда информацию о ереси «лизикиан» ( Nicetae Choniatae//PG. 140. Col. 281D). Сохранившееся Житие патриарха Мефодия (BHG, N 1278) представляет собой переработку сочинения Г. А., осуществленную, вероятно, в Студийском мон-ре в игнатианском духе (наиболее ранняя рукопись - Vatic. gr. 1677, студийский кодекс 1-й пол. X в.). Известна печать Григория, архиеп. Сицилийского, датируемая IX в., к-рая, по-видимому, принадлежала Г. А. ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " empire byzantin. P., 1963-1981. Pt. 5. 887). Соч.: Nicetae Choniatae Thesaurus orthodoxae fidei//PG. 140. Col. 281D-284A [эксцерпт из Жития Мефодия]; Dagron G. Le traité de Grégoire de Nicée sur le baptême des Juifs//TM. 1991. Vol. 11. P. 313-357. Ист.: Mansi. Vol. 16. Col. 2C-3A, 3B, 91E-92B, 353B-C, 425D-436B, 452A-B, 861A; Vol. 17. Col. 373B; Nicetae Vita Ignatii//PG. 105. Col. 488-573; Symeonis Magistri Annales// Theoph. Contin. P. 671, 674; Nicolai I papae Epistolae//MGH. Epp. 1925. T. 6. P. 433-610; Anastasii Bibliothecarii Epistolae. 5//MGH. Epp. 1928. T. 7. Р. 403-415; Die Kanonensammlung des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. Wolf von Glanvell. Paderborn, 1905. S. 608. 431; Cambridge Chronicle/Ed. A. Vasiliev and M. Canard// Vasiliev A. Byzance et les Arabes. Brux., 1935. P. 345; Photii Epistulae et Amphilochia/Ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Lpz., 1983-1988. 6 vol. (BSGRT); RegPatr, N 445, 447, 448. Лит.: PMBZ, N 2480; Hergenrö ther J. Photius Patriarch von Konstantinopel. Regensburg, 1867-1869. Darmstadt, 1966r. Bd. 1. S. 352-354, 358-366; Bd. 2. S. 313, 492-493; Grumel V. Le schisme de Grégoire de Syracuse//ÉO. 1940/1942. T. 39. P. 257-267; Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948. P. 16-36, 48-52, 162; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 557-559; idem. Geschichte der Orthodoxen Kirche. S. 96-97; Gouillard J. Deux figures mal connues du second iconoclasm//Byz. 1961. Vol. 22. P. 371-401; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 2. S. 98; Karlin-Hayter P. Gregory of Syracuse, Ignatios and Photios//Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 141-145; Fedalto. Hierarchia. T. 1 P. 109; ODB. Vol. 1. P. 202-203; ΕΠΛΒΙΠ. Τ. 3. Σ. 243-244; Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997. P. 449, 451; Schreckenberg H. Die christl. Adversus-Judaeos-Texte und ihr literarisches und hist. Umfeld: (13.-20. Jh.). Fr./M., 19994. S. 514. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/166799.html

В большинстве «Мученичеств» говорится, что они были записаны слугой Г. Пасикратом (или Панкратием), присутствовавшим при страданиях святого (BHG, N 670b, 670c, 671 и др.). Он перенес останки великомученика в Лидду, хотя в ряде источников говорится, что мощи Г. перенесла в Палестину его мать Полихрония. По интерполированной версии, Полихрония приняла мученическую смерть вместе с сыном. Самым пространным из дошедших до наст. времени визант. агиографических памятников, посвященных Г., является «Мученичество», написанное Феодором Дафнопатом. Из апокрифических житий этот автор заимствовал гл. обр. перечисление различных видов мучений, к-рые претерпел святой. Для реконструкции несохранившихся апокрифических Житий Г. важен эпизод мучений святого, когда его главу посыпают горящими углями, а затем, подвесив на дереве, обжигают факелами. Сочтя Г. умершим, воины отнесли его тело на гору Иликс. Это название встречается только у Дафнопата (в апокрифах она именуется Асинарис или Серес). В житие Г., написанное Феодором Дафнопатом, добавлен рассказ о маге Афанасии (см. в ст. Афанасий из волхвов ), к-рый после извлечения святого из ямы с негашеной известью поднес ему отравленный напиток, но Г. произнес молитву и выпил яд без вреда. Афанасий раскаялся и обратился ко Христу вместе с присутствующими при этом чуде. Император велел их казнить за городом. Существуют лат., сир., арм., копт., эфиоп. и араб. переводы «Мученичества» Г., дополненные рядом новых подробностей. Ист.: BHG, N 669у-680е; ВНО, N 309-313; ActaSS. Apr. T. 3. P. IX-XIX, 100-163; PG. 97. Col. 1169 - 1192 [энкомий Андрея Критского]; PG. 115. Col. 141-161 [житие Симеона Метафраста]; Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовных стихов//СбОРЯС. 1880. Т. 21. Ч. 2. С. 172-199; The Martyrdom and Miracles of St. George of Cappadoce/Ed. B. W. Budge. L., 1888; Peeters P. Une Passion arménienne de S. George//AnBoll. 1909. Vol. 28. P. 249-271; Brooks E. W. Acts of St. George//Le Muséon. 1910. T. 28. P. 62-115; Krumbacher K. Der hl. Georg in der griechischen Überlieferung//ABAW. Münch., 1911. Bd. 25. Abh. 3; Латышев В. В. Страдание св. славнаго вмч. Георгия, приписываемое Феодору Дафнопату//ППС. 1911. Вып. 59 (оконч.); Miracula sancti Georgii/Ed. J. B. Aufhauser. Lipsiae, 1913; ВМЧ. Апр. М., 1916. Стб. 862-884, 908-924; Casson L. , Hettich E. L. Literary Papyri. Princeton, 1950. P. 128 - 142. (Excavationes at Nessana; 2).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Бронзов 1899, с. 18, примеч. 1, пишет о датировке древней коптской рукописи 915 годом. Ранее А. Гийомон датировал житие более осторожно VIII-X веками (Guillaumont 1968, 322). 230 См. ВМЧ под 19 января (не изданы, описания: Горский-Невоструев 1886, с. 114, л. 997–1016 об.; Иосиф 1892, с. 405 (первая пагинация), л. 671–688. Начало: «Тому отечество убо Египет в нем же златоструйный Нил...»). Бронзов использует в диссертации 3 древнерусские рукописи (две XVI и одну XVII вв.) (Бронзов 1899, 1832, особенно 29–30). Горский и Невоструев указывают как коптский источник (тогда еще не изданный, ссылаясь на: Mai, Scriptorum veterum collectio nova V, cod. copt. LIX, p. 155), так и греческий текст жития («показанное по гр. ркп. у Фабриция» – к сожалению, без точной ссылки). В BHG 999j (с. 64) указан греческий текст Жития Макария под авторством Серапиона по рукописи XIV в. Athen. 231 (inc.: ε πολλ περ τς τν σωμτων πιμελεας πολς κα ποικλος.). Ср. CPGS 2501, BHO 573–574. 231 Поскольку возможны отдельные вставки коптского редактора, ощущается насущная необходимость издания славянского перевода параллельно с коптским. Выводы для Жития могли бы иметь некоторое значение и для определения надежности коптского текста Добродетелей, хотя сильные расхождения между тремя коптскими рукописями Жития и затруднили бы окончательные суждения. 232 Палладий 1898 и Еланская 1993, 106–111 300–325:26 апофтегм Макария Египетского из алфавитной версии по изданию Амелино, дополняющие 8 апофтегм коптской тематической версии Патерика. Основной перевод 1–299 был выполнен Еланской по каирскому изданию тематической версии с восстановлением некоторых недостающих фрагментов по другой рукописи). 239 Троицкий 1906, 344. Однако установить, где «коптские измышления», а где – греческие, не так-то легко, хотя для нас это кажется одним из главных вопросов, как увидит читатель из дальнейшего изложения. Возможно, коптской вставкой является повествование о приглашении Шенуте Кириллом Александрийским на Третий вселенский собор и о визите Шенуте в обитель прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

43, 391–392 Epistula ad Eusebium, Marcellum, Vivianum, Carpum et ad Aegyptios (fragmentum) 3760, cp. 3744   Fragmenta in catenis: 3761/1 – 11 4102/1, 8, 39 Scholia in Genesim Scholia in Psalmos 43, 244D-245A Scholia in Proverbia 3761/3 Scholia in Matthaeum – 4102/1 (P. 25:23) [a] Scholia in Marcum 3761/5 Scholia in Lucam 3761/6 Scholia in Iohannem 3761/7 Scholia in Actus 3761/8, cp. 3745 Scholia in epistulas Pauli – 4102/39 (P. 555: 33–556:7) Scholia in catena coptica 3761/10 Scholia in catena arabica 3761/11 Spuria Латинское название TLG (2021) BHG 1143 43, 485–501 Homilia VIÏ In sanctam Christi Resurrectionem 43, 505–508 (лат.) Homilia de hypapante (неизд.) BHG» 1956s Homilia de nativitate (неизд.) BHG» 18941 Tractatus de numerorum mysteriis De prophetarum vita et obitu (recensio prior)(De Vitis Prophetarum eorumque obitu ac sepultura) 21==1750/X02 BHG» 1585, 741c, 778d, 778f, 2155 43, 508–517 De prophetarum vita et obi­ BHG» 1587, 43, 393–413 tu (recensio altera) (De Vitis Prophetarum) 1750/X03 778e-f, 958d. BHG» 484xb, 2155b 43, 415 – Enumeratio lxxii prophetarum et prophetissarum (textus) 20==1750/X01 BHG 1591a 23=1750/X04; част. 24 17)0X0) BHG 150–150d, BHG» 150m 1750/4 BHG 151–152b Index anonymus graecoyrus BHG 154 Index apostolorum cum appendiculis BHG 153c Index discipulorum (textus) 3781, cp. 3780 24==1750/X05 BHG 150i-k, 152k 43==1750/X06 Nomina apostolorum BHG a 156n Commentarii in hexameron (араб.) (эфиоп.) Homiliae in Lucam (арм.) Testimonia ex divinis et sacris scripturis (=De divina inhumanatione) Notitiae episcopatuum 3788 (5560) 63. 161C-167A 29. Cp. TLG 7051/1 (P. 299: 3–10) De Trinitate (fragmentum) 30. Cp. TLG 7051/1 (P. 317: 5–8) Epistula ad Theodoretum (!) imperatorem 89, 588–589 89, 596–597 Армянские тексты Латинское название TLG (2021) Sermo de Antichristo Sermones variï 3793/a-b Oratio de imagine Edessena 3793/a Homiliae 3793/b Литургика Латинское название TLG (2021) 43,1285–1328 Fragmenta precationis et exorcismi [Sp.] (Sanctii Epiphanii Precatio et Exorcismus ad Immundum Spiritum Ejicidendum)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

1-2; Niceph. Const. Chron.; Symeon the Logothete. Chronicon/Ed. S. Wahlgren. В., 2006. (CFHB); Genesius. De rebus Constantinopolitanis. Lib. I-IV /Rec. С. Lachmann. Bonn, 1834; Cedrenus G. Сотр. hist. 1838-1839. 2 vol.; Zonara. Epit. hist.; Scriptor Incertus de Leone Armenio// Leo Gramm. Chron. 1842. Р. 350-352; Vita Ioannicii//BHG, N 935; Vita Philareti//BHG, N 1511z; Vita Tarasii, patr. CP//BHG, N 1698; Vita Bacchi//BHG, N 209; Encomium Euphemiae//BHG, N 621; Vita Georgii, ep. Amastridis//BHG, 668; Vita Ioannis, ep. Gotthiae//BHG, N 891; Vita Ioannis Psichaïta//BHG, N 896; Vita Irenae Chrysabalanton//BHG, N 925, Vita Nicephori, patr. CP//BHG, N 1335; Vita Nicetae, hegum. Medicii//BHG, N 1341-1342; Vita Theodori Studitae//BHG, N 1754-1755d. Лит.: Diehl C. Figures byzantines. P., 19083. Vol. 1. P. 77-109; Musca G. Le trattative matrimoniali tra Carlo Magno e Irene di Bisanzino//Annali della Facoltà di Lettere E Filsofia. Bari, 1961. Vol. 7. P. 83-127; Janin R. Irene//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 887-888; Gero S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Constantine V. Louvain, 1977; Speck P. Kaiser Konstantine VI.: Die Legitimation einen fremden und der Versuch einer eigenen Herrschaft. Münich, 1978. 2 Bde; Hussey J. M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxf., 1986. P. 44-52; Halkin F. Deux impératrices de Byzance//AnBoll. 1988. Vol. 56. P. 6-27; Treadgold W. T. The Byzantine Revival, 780-842. Stanford, 1988. P. 60-126; Schreiner P. Reflexions sur la Famille Impérialle à Byzance (VIII-X siècles)//Byz. 1991. Vol. 61. P. 181-193; Kazhdan A. P., Talbot A.-M. Women and Iconoclasm//BZ. 1992. Bd. 84/85. N 2. S. 391-408; Карташев. Соборы. С. 373-394; Coulie B. Irène//DHGE. T. 25. Col. 1460-1465; Васильев. История. 1998. Т. 1. С. 153-157; PMBZ, N 1439. Д. Е. Афиногенов Почитание И. Анонимное Житие И. (BHG, N 2205), изданное Ф. Алькеном (La vie de l " impératrice Sainte Irène/Ed. F. Halkin//AnBoll. 1988. Vol. 106. P. 5-27), сохранилось в единственной рукописи (Vat. gr.

http://pravenc.ru/text/673923.html

De LXX interpretibus 89,588A–589D Testamentum ad cives (fragmenta) Epistula ad Joannem Hieroso-lymitanum (лат.) 11 (fr. gr.) 43, 379–392 Epistola ad Hieronymum (лат.) 43, 391–392 Epistula ad Eusebium, Marcellum, Vivianum, Carpum et ad Aegyptios (fragmentum) Epistula ad clericos Aegypti (fragmenta) (сир.) —599— Латинское название TLG (2021) 3760, cp.3744 Fragmenta in catenis: 3761/1–11 4102/1, 8, 39 Scholia in Genesim Scholia in Psalmos 43, 244D–245A Scholia in Proverbia 3761/3 Scholia in Matthaeum – 4102/1 (P. 25:23) [a] Scholia in Marcum 3761/5 Scholia in Lucam 3761/6 Scholia in Iohannem 3761/7 —600— Латинское название TLG (2021) Scholia in Actus 3761/8, ср. 3745 Scholia in epistulas Pauli – 4102/39 (P. 555:33–556:7) Scholia in catena coptica 3761/10 Scholia in catena arabica 3761/11 Spuria Латинское название TLG (2021) BHG 1143 43, 485–501 Homilia VII: In sanctam Christi Resurrectionem 43, 505–508 (лат.) —601— Латинское название TLG (2021) Homilia de hypapante (не-изд.) BHG a 1956s Homilia de nativitate (неизд.) BHGs 1894i Tractatus de numerorum mysteriis 43, 508–517 De prophetarum vita et obi tu (recensio prior) 21=1750/X02 BHG a 1585, 741c, 778d, 778f, 2155 43, 393–413 De prophetarum vita et obitu (recensio altera) 22=1750/X03 BHG a 1587, 778e–f, 958d, BHG n 484xb, 2155b 43, 415–428 Enumeratio lxxii prophetarum et prophetissarum (textus) 20=1750/X01 BHG 1591a 23=1750/X04; част. 24=1750/X05 BHG 150–150d, BHG n 150m 1750/4 BHG 151–152b Index anonymus graeco-syrus BHG 154 Index apostolorum cum appendiculis BHG 153c Index discipulorum (textus) 3781, cp. 3780 24=1750/X05 BHG 150i–k, 152k —602— Латинское название TLG (2021) 43=1750/X06 Nomina apostolorum BHG a 156n Commentarii in hexameron (араб.) (эфиоп.) Homiliae in Lucam (арм.) Testimonia ex divinis et sacris scripturis (=De divina inhumanatione) Notitiae episcopatuum 3788 (5560) 65, 161C–167A 29. Cp. TLG 7051/1 (P. 299:3–10) De Trinitate (fragmentum) 30. Cp. TLG 7051/1 (P. 317:5–8) Epistula ad Theodoretum (!) imperatorem

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В базе данных DOHD, N 25 учтено по 2 Житиям 88 чудес П. А., из них 33 посмертных. В большинстве случаев это исцеления, среди к-рых прижизненные: от глухоты (BHG, N 2364. Cap. 16, 68), от различных неназванных болезней (Ibid. Cap. 19, 35, 37, 44, 51, 54, 58), от паралича и немоты (Ibid. Cap. 20) или только от паралича (Ibid. Cap. 24, 45), от проказы (Ibid. Cap. 27, 35, 70), от врожденных уродств (Ibid. Cap. 29), от кожной болезни, вызванной укусом змеи (Ibid. Cap. 32), от болезней суставов (Ibid. Cap. 50) и зубов (Ibid. Cap. 56), от болезни горла (Ibid. Cap. 77), от рака (Ibid. Cap. 78); также описано воскрешение мертвых (Ibid. Cap. 22, 47). Из посмертных чудес можно привести исцеление от различных недугов (Ibid. Cap. 86; BHG, N 2365. Cap. 159): проказы (BHG, N 2364. Cap. 27), болезней суставов, опухолей, разного рода болей (BHG, N 2365. Cap. 137-139), рака (BHG, N 2364. Cap. 141, 157), ран (Ibid. Cap. 149, 151), паралича (Ibid. Cap. 147, 171), хромоты (Ibid. Cap. 161), болезни горла (Ibid. Cap. 163), кашля и лихорадки (Ibid. Cap. 169-171), слепоты (Ibid. Cap. 86; 113; BHG, N 2365. Cap. 159), болезней внутренних органов (BHG, N 2364. Cap. 114); помощь при родах (Ibid. Cap. 161). Очень часто святой изгонял бесов, как при жизни (Ibid. Cap. 13, 21, 25, 31 36, 60, 61), так и после смерти (Ibid. Cap. 86; BHG, N 2365. Cap. 153, 161). Мн. чудеса связаны с животными, в частности с их спасением или возвращением хозяину (BHG, N 2364. Cap. 20; посмертно: Cap. 101, 106, 110), а также с изгнанием вредителей, напр. саранчи (Ibid. Cap. 16, 62). Нек-рые чудеса заключались в том, что святой становился невидимым или входил в запертые помещения (Ibid. Cap. 3, 14, 26). Особенно интересен следующий эпизод: когда П. А. служил литургию в кафоликоне мон-ря Захарии и туда зашли чиновники-иконоборцы, чтобы арестовать его, святой сотворил крестное знамение и стал для них невидим (Ibid. Cap. 14). Неск. чудес состояли в умножении припасов - масла (Ibid. Cap. 30), хлеба и вина (Ibid. Cap. 49, 116), вина (посмертно: Ibid. Cap. 96). Часто святой демонстрировал свою власть над природными явлениями, изводя источники, усмиряя бури, пересекая бурные реки (Ibid. Cap. 6, 8, 16, 18, 19, 40, 71, 76; посмертно: Cap. 111). Наконец, отдельную категорию составляют случаи чудесного освобождения из тюрьмы или спасения от врага (Ibid. Cap. 39, 41). Еще одно чудо, описанное мон. Саввой, говорит о смирении П. А.: отшельник Павел велел ему бросить его церковное облачение в огонь и забрать через час. Святой повиновался и через час нашел облачение не тронутым огнем. Основным способом получить исцеление от гробницы П. А., характерным для визант. Житий, было помазание маслом из лампады, горевшей над местом его упокоения.

http://pravenc.ru/text/2580370.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010