172 . Kaplan Μ. Les moines et le clergé séculier à Byzance (V е -XII е siècles)//Moines et monastères dans les sociétés de rite grec et latin: Études publiées avec le concours de la Fondation Singer-Polignac/Ed. Lemaitre J.-L., Dmitriev M. and Gonneau P. Genève 1996. 293–311. (АЕНЕ. IV е Section: Hautes Études Médiévales et Modernes. 76). 173 . Pargoire J. Les débuts du monachisme à Constantinople//RQH 1899. Janvier. 69–79. [И отд. изд.]. 174 . Pargoire J. Un mot sur les acémètes//EO 2. 1899. 304–308. 175 . Phountoulis I. Μ. εκοσιτετρωρος κομητος δοξολογα. θναι 1963– Персоналии Александр Акимит BHG 47 176 . Vie d’Alexandre l’Acémète. Texte grec et traduction latine/Ed. De Stoop E. 1 1911. (PO 6:5, 30). Turnhout 1980. 645–657. 177 . Виноградов А Ю. Александр Константинопольский//Православная энциклопедия. М. 2000. 1. 526. Ипатий, игумен Руфинианского м-ря в Вифинии BHG 760 178 . Житие, сост. Каллиником: Callinicos. Vie d’Hipatios/Ed. Bartelink G. J. M. P. 1971. (SC 177). 179 . Woelfle E. Der Abt Hypatios von Ruphinianai und der Akoimete Alexander//BZ 1986. 79. 302–309. Маркелл Акимит BHG 1027z-1028 180 . Дометафр. житие: Dagron G. La vie ancienne de saint Marcel l’Acémète//AB 1968. 86(1/2). 271–321.=BHG 1027. 181 . Житие, сост. Симеоном Метафрастом : PG 116, 705–745.=BHG 1028. Иоанн Каливит BHG 868–869h; BHO p. 11–12; BibS 6, 640–643 182 . Chiesa P. Vita e morte di Giovanni Calibita e Giovanni l’Elemosiniere. Due testi «amalfitani» inediti. Salerno 1995. 126. (Società Salernitana di Storia Patria. Quaderni Salernitani. 1). 183 . Esbroeck M. van. La Vie de Saint Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//OrC 1998. 82. 153–183. 184 . Kaster G. Johannes Kalybites (der Hüttenbewohner)//LCI 7. 139–140. 185 . Les moines acémètes. Vie des saints Alexandre, Marcel et Jean Calybite/Trad. Baguenard J.-M. Bellefontaine 1988. 260. (Spiritualité orientale. 47). 186 . Riedinger U. Pseudo-Dionysios Areopagites, Pseudo-Kaisarios und die Akoimeten//BZ 1959. 52. 276–296. Синайское монашество

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Ист.: BHG, N 935-937; Vita S. Ioannicii auctore Saba Monacho//ActaSS. Nov. T. 2. Col. 332-383 [BHG, N 935]; Vita S. Ioannicii auctore Petro Monacho//Ibid. Col. 384-435 [BHG, N 936]; Vita, res gestae et certamina s.p.n. Joannicii abbatis//PG. 116. Col. 36-92 [BHG, N 937]; PG. 117. Col. 141 [Минологий Василия II]; Theod. Stud. Сатесн. parv. P. 141. l. 45-49; idem. Catech. magn. 38. P. 139-142; idem. Epistulae/Rec. G. Fatouros. B.; N. Y., 1991. Bd. 1. S. 424-426, 446-447 [коммент.]; Bd. 2. S. 657-658, 722-724. (CFHB; 31/1-2) [письма]; SynCP. Col. 191-193; Mateos. Typicon. T. 1. P. 88; AHG. T. 3. P. 111-145; Byzantine Defenders of Images: Eight Saints " Lives in English Translation/Ed. A.-M. Talbot. Wash. (DC), 1998. P. 243-351 [англ. пер.; BHG, N 936]; MartRom. P. 497. N 9; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 27-28; ЖСв. Нояб. С. 54-75. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 453-455; Pargoire J. Quel jour St. Joannice est-il mort?//EO. 1900/1901. Vol. 4. P. 75-80; Dobschütz E., von. Methodios und die Studiten: Strömungen und Gegenströmungen in der Hagiographie des 9. Jh.//BZ. 1909. Bd. 18. S. 41-105; Vryonis S. St. Ioannicius the Great (754-846) and the «Slavs» of Bithynia//Byz. 1961. Vol. 31. P. 245-248; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 558; Lampsidis O. Das Wunder des heiligen Ioannikios in der Kirche des Evangelisten Johannes in Ephesos//AnBoll. 1982. Vol. 100. P. 429-430; Mango C. A. The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians//Okeanos: Essays Presented to I. Šev è enko on his 60th Birthday by his Colleagues and Students/Ed. by C. Mango, O. Pritsak. Camb. (Mass.), 1984. P. 393-404. (HUS; 7); Kazhdan A., Šev enko N. P. Ioannikios//ODB. Vol. 2. P. 1005-1006; Sullivan D. F. Was Constantine VI «Lassoed» at Markellai?//GRBS. 1994. Vol. 35. P. 287-291; Sauget J.-M. Giovanniccio//BiblSS. Vol. 6. P. 1065-1066; Auber R. Ioannikios//DHGE. T. 25. Col. 1393-1394; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 240; Pratsch Th. Theodoros Studites (759-826) - zwischen Dogma und Pragma: Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch. Fr./M. etc., 1998; PMBZ, N 3389; Каждан А. П. История визант. лит-ры (650-850 гг.). СПб., 2002. С. 420-432; Луховицкий Л. В. Греческий оригинал «Написания о правой вере» Константина Философа: Структурная организация и полемические задачи//Славяноведение. 2007. 5. С. 65-73.

http://pravenc.ru/text/578008.html

Мученичество Лонгина Сотника. Миниатюра из Жития святых. XIV в. Мастер Ришар де Монбастон (Paris. lat. 185. Fol. 88v) Мученичество Лонгина Сотника. Миниатюра из Жития святых. XIV в. Мастер Ришар де Монбастон (Paris. lat. 185. Fol. 88v) Придя в Иерусалим, воины отдали честную главу Л. С. Пилату. Тот предъявил ее иудеям и велел бросить за городскими воротами. Там глава долго лежала в куче сора, пока не была полностью засыпана мусором. Но Господь чудесным образом открыл ее местонахождение. Одна вдова-христианка из Каппадокии ослепла и, не получив исцеления от врачей, решила пойти поклониться св. местам в Иерусалиме. Вместе с единственным сыном она отправилась в путь. В Иерусалиме он заболел и через неск. дней умер. Когда вдова горько оплакивала кончину сына, в видении ей явился Л. С. Он рассказал о своем житии и мучении и велел найти за городом его главу, обещая, что она прозреет и увидит своего сына в небесной славе. Вдова попросила местных христиан отвести ее за город в указанное место. Она руками разгребала мусорную кучу до тех пор, пока не обрела главу Л. С. В этот момент к ней вернулось зрение. Женщина отнесла главу в дом, где она остановилась, омыла ее и умаслила благовониями. В следующую ночь Л. С. явился ей вместе с сыном, к-рый был облачен в сияющую брачную одежду, возвестил, что тот всегда будет рядом с ним в Царствии Небесном, и велел вдове по возвращении в Каппадокию похоронить свою главу и тело сына в общей гробнице в г. Сандрал (Андрал), в окрестностях Тианы, главном городе пров. Каппадокия Вторая. Сохранились более поздние варианты этого Мученичества (BHG, N 988a, 988b, 988c, 988z), а также краткое синаксарное Житие BHG, N 990e (SynCP. Col. 141-144). В кон. X в. на основе Мученичества BHG, N 988 Симеоном Метафрастом было создано Мученичество BHG, N 989 (PG. 115. Col. 32-44). Этот текст содержит лишь неск. важных смысловых отличий, в т. ч. Метафраст первым называет Л. С. иудеем (PG. 115. Col. 32). В единственном списке XVI в. содержится редакция метафрастовского Мученичества BHG, N 990c.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

315 . Lavriotis К. Λу ιοι γιορεται. Κοσμ ς Λαυριτης, Εθμιος, σιος θανσιος, κττωρ τς μεγστης Λαρας//EkklAl 1893–1894. 133. 180–182, 197, 229. 316 . Pantokratorinos Α. Δο κατλογοι τν ν Κωνσταντινουπλει κα Θεσσαλονκ χρηματισντων πιτρπων το γου ρους//GP 1923. 7. 120–127. 317 . Patria Athonensia//BHG 1054u-w. Афонские подвижники Интернет-ресурсы: http://www.doaks.org/hagiointro.pdf Петр Афонский BHG 1505–1506е IX в. (?) 318 . Rigo A. Alle origini dell’Athos. Vita di Pietro l’Athonita/Introd., trad., note a cura di Antonio Rigo. Bose 1999. 112. Житие, составленное Николаем 319 . АП 8 .314). 1. 486–514. 320 . Житие преп. и богоносного отца нашего Петра, подвизавшегося на Св. Афонской Горе. 1 СПб. 1869. 7 М. 1901. 36. 321 . BibS 10. 712–713. 322 . Binon St. La vie de S. Pierre l’Athonite//Atti de V Congr. Intern. di Studi Bizant. (Studi Bizant. e Neoell. 5). 1939. 41–53. 323 . Kaster K. G. Petrus vom Athos//LCI 8. 177. 324 . Lake К.//Id. The early days of monasticism on Mount Athos 8 .231). 18–39. [Первое науч. изд.]. 325 . Papachryssanthou D. L’office ancien de saint Pierre l’Athonite//AB 1970. 88. 27–41. 326 . Papachryssanthou D. La Vie ancienne de saint Pierre l’Athonite. Date, composition et valeur historique//AB 1974. 92. 19–61. Житие, написанное св. Григорием Паламой BHG 1506 327 . AASS Iun. II (1698) 538–556, 3 Iun.. III, 35–53; PG 150, 996–1040. См. 6 .989, 990. Эпитома Ркп.: BHG 1506e. 328 . Halkin F. Vie brève de S. Pierre l’Athonite//AB 1988. 106 (3–4). 249–255. Евфимий Младший (Фессалоникийский) Ум. 898, Окт. 14, подвизался на Афоне и в Фессалониках. Житие и служба Житие написано св. Василием Солунским (BHG 655; DS 4(2), 1723–1724) 329 . АП 8 .314). 2. 251–273. 330 . Petit L. Vie et office de saint Euthyme le jeune par son disciple Basile//ROC 1903. 8. 168–205 [текст жития], 503–536 [текст службы]. [Clugnet L.] Vie et office de saint Euthyme le Jeune//BHO. 1904. 5. 14–51. Исследования 331 . [Anonymos]. Euthymius der Neue (der Jüngere, von Thessalonike)//LCI 6, 203.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1288 . Изложение прения, бывшего в секретном помещении дворца между господином аввою Максимом и его учениками (с одной стороны) и начальниками (с другой). Relatio motionis factae inter domnum abbatem Maximum et socium ejus atque principes in secretario (=Acta I). C. 50–83. PG 90, 109–129. BHG 1231. 1289 . Святого аввы Максима к Анастасию монаху. Sancti Maximi abbatis ad Anastasium monachum. C. 85–89. PG 90, 132–133. BHG 1232. 1290 . Святого отца нашего и исповедника Максима, о деяниях (актах) в первой его ссылке, то есть в Визии: прения, бывшие между Феодосием епископом Кесарии Вифинской и им (Том второй). Gesta in primo exilio seu dialogue Maximi cum Theodosio episcopo Caesareae in Bithynia (=Acta II). C. 90–152. PG 90, 136–172. BHG 1233. 1291 . [Житие] (продолжение). С. 153–171. PG 90, 104–109. BHG 1233m, 1234. 1292 . Окончание жития, (пер. с грузинского) 336 . С. 171 –176. По груз, тексту, изданному прот. К. Кекелидзе в: Труды КДА. Ноябрь. С. 481–484. 1293 . Окончание письма св. Анастасия. С. 176 –183. PG 90, 174 –180 337 (лат.). BHG 1233d. 1294 . Примечание. Scholium 338 . С. 183–184. PG 90, 178–180 (лат.). 1295 . Предисловие к нижеследующим священным свидетельствам. С. 184–185. 1296 . Святого Ипполита, епископа порта или гавани Римской и мученика истины. Против Верона и Илика еретиков о богословии и воплощении отрывков]. С. 186–197. PG 90, 180–188. 1297 . Рассуждения о вышеизложенных богомудрых свидетельствах и других – того же святого Анастасия. Syllogismi de suppositis divinitus sapientibus testimoniis, et aliis ejusdemque sancti Anastasii. C. 197–208. PG 90, 187–194. 1298 . Примечание или воспоминание. Scholium sive Hypomnesticum 339 . C. 209–205 340 . PG 90, 193–202 (лат.). 1299 . На Константинопольцев за святого отца нашего Максима поношение, сочиненное одним монахом от огорчения сердечного. Pro sancto patre nostro Maximo, invectiva a quodam monacho, diri facinoris execratione amaro corde conscripta. C. 231–233. PG 90, 201–205. 1300 . Служба Преподобному Максиму. Служба 1. С. 234–257. PG 90, 205–213.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Эсбрук определил главный парадокс в агиографической традиции о К. и Д.: отсутствие бытования сказаний «асийского» и «аравийского» типа в Сирийском регионе и отсутствие «римского» сказания непосредственно в самом Риме. На основании анализа всех известных текстов Эсбрук предложил следующую реконструкцию изначальной версии: 2 брата, К. и Д., практиковали медицинское и ветеринарное врачевание, соединяя его с христ. проповедью. Их соперник-врач донес на них, братьев привели к местному представителю имп. Карина, и они обратили его в христианство. В результате он позволил им поставить икону Спасителя в больнице в Феремме, недалеко от Кирра, где они практиковали. Братья умерли при Диоклетиане, но до начала гонения (т. е. не являются мучениками). Когда началось преследование христиан, власти арестовали в Эгах 3 младших братьев К. и Д., и те засвидетельствовали свое происхождение из Бет-Арабайе. Трех мучеников казнили. После Миланского эдикта (313), когда преследования христиан прекратились, мощи 3 братьев перенесли в Феремму, где были похоронены ранее К. и Д. Народное сознание стало объединять их в общем почитании как мучеников. В это время возникла легендарная история о событиях в Эгах при Лисии. В больнице, где работали К. и Д., находился образ Спасителя, что отражено в ее названии в копто-араб. текстах: «больница в честь образа Сына Божия» ( Esbroeck. 1981. P. 73). На основании исследования Эсбрука можно представить комплекс текстов о К. и Д. следующим образом. 1. «Асийский» (малоазийский) тип (пам. 1 нояб.). Дометафрастические версии: BHG, N 372-372e (Житие и чудеса); N 373b (Житие и фрагменты чудес); N 373h (Житие); N 373k (Житие и чудеса); N 375 (Прототип Жития Симеона Метафраста; 1-я публикация Денига (1660) ( Deubner. 1907. S. 87-96), русский пер.: Полякова. 1972. C. 1-3). Латинские версии: BHL, N 1975 и др. Арабские версии: Sinait. arab. 540. Fol. 40v (XII в.) и 534. Fol. 293v (XIII в.). Грузинская версия: Ath. Iver. 11 (X в.) и др. Житие К. и Д. Симеона Метафраста - BHG, N 374, груз. перевод переложения Симеона Метафраста - Ath. Iver. 37. Fol. 328 (ок. 1080). Помимо разных редакций Житий в агиографической традиции, посвященной К. и Д., представлено собрание чудес. Чудеса могут выступать приложением к Житию (напр.: BHG, N 372-372e, 373b, 373k, 375, 375c) или представлять собой отдельные собрания с различным количеством рассказов о них (BHG, N 385-392). Собрание чудес: Deubner. 1907. S. 97-207; BHG, N 373b, 386-392. Араб. версии чудес: Sinait arab. 540. Fol. 42-104 (20 чудес). Груз. версия: Ath. Iver. 11 (4 чуда).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Апостолы Лука и Иаков Зеведеев. Миниатюра из Праксапостола. 1280-1303 гг. (Vat. gr. 1208. Fol. 3v) Апостолы Лука и Иаков Зеведеев. Миниатюра из Праксапостола. 1280-1303 гг. (Vat. gr. 1208. Fol. 3v) Греч. «Деяния Иакова Зеведеева» (BHG, N 767) относятся к более позднему времени и составлены на основе НЗ, текстов Иосифа Флавия, Климента Александрийского и Ипполита Фивского. Их влияние заметно в «Мученичестве» из т. н. Императорского Минология (BHG, N 768b), анонимном Похвальном слове (BHG, N 768a) и, вероятно, энкомии Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 768). Текст об И. З. в Синаксаре К-польской ц. под 30 апр. полностью основан на НЗ, а под 15 нояб.- на текстах проповеди И. З. в Иерусалиме и описании его смерти в Кесарии Палестинской; изолированной является память И. З. под 30 марта в Минее Vindobon. Theol. Неизданным остается энкомий Льва Кентурипина (BHG, N 768d). Неясно, к какому из Иаковов относится «Мученичество» в Sinait. syr. nov. 1013. И. З. встречается во всех апостольских списках ( Van Esbroeck. 1994; Виноградов. 2005), где занимает обычно места с 3-го по 5-е, равно как и в др. апокрифических произведениях, где дается перечисление апостолов (Там же). В основном их сведения об И. З. совпадают с вышеописанным библейским и апокрифическим материалом: он происходит из Вифсаиды, из колена Завулонова, проповедует в Палестине, по приказу Агриппы Ирода ему в Иерусалиме отсекают голову, его хоронят в Мармарике. К этому, однако, добавляется ряд сведений: иногда говорится о его девстве; сир. список из Lond. Brit. Mus. Or. 2695 сообщает о строительстве им храма в Вифсаиде; часто упоминается проповедь И. З. в Испании, что обусловлено его ранним почитанием в Сантьяго-де-Компостела (лат. списки из «Breviarium apostolorum» VII в. и Barc. Univ. 574 и армянский из Матен. 993, 2678). Последний список дает краткое жизнеописание И. З.: взяв частицу Креста у Фаддея, он отправился проповедовать в Испанию, затем был усечен мечом Агриппой Иродом в Иоппии (Яффе), тело его было брошено в море и вынесено волнами в Испании, проповедь в которой была затем завершена ап. Павлом. Уникально указание Псевдо-Ефрема Сирина в комментарии на Диатессарон о проповеди И. З. в Галлии. Визант. списки Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея вслед за «Мученичеством» (CANT, N 273) сообщают о проповеди И. З. 12 коленам Израилевым в рассеянии; у Псевдо-Дорофея рассказано о смерти И. З. в Кесарии Палестинской, в его варианте в Cod. Paris. gr. 1261 - и о его погребении там же. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении И. З. в Кесарии и Мармарике. Списки из Vat. gr. 1967 и 2156 называют мать И. З. Иероклией. В греч. списке из Paris. Suppl. 689 И. З. приписывается основание Церкви в Смирне ( Halkin. 1968). В псевдоэтимологических списках из Vat. gr. 1974 и Vat. Pian. gr. 47 имя Иаков переводится как «ученик жизни», а в одном латинском - как «утешитель скорби» ( Capelle. 1926).

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

Встреча преподобных Пафнутия и Онуфрия Великого. Миниатюра из сб. «Жития пустынных отцов». 1430 г. (Jerus. Arm. N 285) Встреча преподобных Пафнутия и Онуфрия Великого. Миниатюра из сб. «Жития пустынных отцов». 1430 г. (Jerus. Arm. N 285) В нек-рых случаях текст завершается описанием смерти Пафнутия, к-рое, без сомнения, было добавлено позже, и, соответственно, эту версию можно считать расширенной (BHG, N 1379). Она опубликована по рукописи Ath. Laur. I 117. Fol. 300b - 315a, XV в. (Αγιορειτικ βιβλιοθκη. 1940/1941. Ν 5. Σ. 23-35; переизд.: Å kerman Sarkisian. 2007. С. 238-253). Житие или Повествование о Пафнутии и Онуфрии (BHG, N 2330-2330a) известно по рукописям: Marc. gr. VII. 45. Fol. 180-190v, 1616-1618 гг.; Paris. gr. 919. Fol. 37-42, XIII-XIV в. (не изд.; рус. пер.: Войтенко. Краткая версия. 2015). Текст состоит из эпизодов 3-5 и вошел в состав одного из сюжетов (встреча с купцом) 14-й главы соч. «Истории монахов», в которой рассказывается о встречах с праведниками отшельника по имени Пафнутий (Hist. mon. Aeg. 14. 2-23). Очевидно, что объединение 2 сочинений было обусловлено отождествлением 2 Пафнутиев, хотя цели путешествия у них были разные. Один искал в пустыне подвижников, превосходящих его в добродетели, и каждая новая встреча вызывала в нем желание остаться с ними, другой стремился увидеть таких праведников, к-рым он уже уподобился, находил их среди мирян (флейтист, деревенский староста, купец) и, признавая за ними совершенство в определенной добродетели, не только брал с них пример, но и приводил их к иноческой жизни. В виде отдельного рассказа эта эпитома известна по рукописи Ath. Pantokr. 53. Fol. 30v - 42, XII в. (BHG, N1379h; изд.: Halkin. 1989). Распространены разные типы сокращенной редакции, в к-рую вошли эпизоды 3-6. Почти полное отсутствие интереса к первым 2 сюжетам может быть связано или с тем, что они, предваряя историю О. В., неоправданно задерживают обращение к главным, с т. зр. составителей, темам, или с тем, что в них практически отсутствует элемент чудесного. Особенности возникающих вариантов текста зависят от целей переработки Жития. Напр., появление краткого пересказа в рукописи Vat. Ottob. 411. Fol. 471v - 473v, 1445 г. (BHG, N 1381f), вероятно, связано со становлением синаксарных версий, о чем свидетельствуют сходные изменения (рассказ начинается с упоминания имени О. В., а не Пафнутия и ведется не от 1-го, а от 3-го лица), отличительными же чертами являются сохранение последних эпизодов и отсутствие указания на день памяти.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Достоверных сведений об авторе Жития О. В. нет; его пытались отождествить с др. людьми, носившими имя Пафнутий в Египте в IV-V вв. В частности, внимание исследователей привлекали Пафнутии-монахи из Скита (Вади-эн-Натрун, Египет) (подробный перечень и анализ мнений см.: Войтенко. 2017. С. 60-63). Одним из наиболее вероятных кандидатов на авторство считается Пафнутий Кефала ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 47); Budge. 1915. P. LXIV-LXV; O " Leary. 1937. P. 219-220; Layton. 1987. P. 192), при этом не исключается его тождество с Пафнутием Бубалом ( Vivian. 2000. P. 48-49). Однако мн. исследователи не ставят вопрос об авторе Жития (см.: Å kerman Sarkisian. 2007. C. 25), называют его Псевдо-Пафнутием ( Peeters. 1907. P. 126), полагая, что неизвестный компилятор ( Williams. 1926. P. 86) подписал этим именем свой труд ( Stieglecker. 2001. S.187). Агиографическая традиция Житие О. В. дошло до нас практически на всех языках христ. мира: греческом, латинском, коптском, арабском, эфиопском, грузинском, армянском и славянском, лишь на сирийском не известно ни одной его редакции. Вопрос о языке первоначальной версии Жития и времени ее составления остается открытым, однако наиболее древней традицией считается греческая. Начало изучения агиографической традиции было положено в XVII в. болландистом К. Яннингом, опубликовавшим греческий текст одной из редакций Жития подвижника (BHG, N 1378). Яннинг поставил главные научные вопросы: историчность О. В., авторство, происхождение и структура текста (ActaSS. Iun. 1698. T. 2. P. 519-533). В наст. время предпринято неск. попыток систематического исследования источников: напр., К. Окерман Саркисян (о греч., копт., лат. и слав. традициях; Å kerman Sarkisian. 2007. C. 44-58), Р. Штиглекером (о восточных, греческих, латинских версиях Жития и его переводах на национальные языки; Stieglecker. 2001. S. 188-199) и А. А. Войтенко (о редакциях Жития, об истории их бытования и переводах на разные языки; Войтенко. 2017). Греческая традиция Сохранилось несколько редакций греческого Жития О. В. (BHG, N 1378-1381h), эпитомы и т. н. Житие или Повествование о Пафнутии и Онуфрии (BHG, N 2330-2330a). Вопрос о первоначальной редакции Жития О. В. был изучен иезуитом Ж. Парамелем (1925-2011), к-рый пришел к выводу, что самая ранняя (т. н. базовая) редакция (BHG, N 1379g), рассказывающая о 6 встречах, содержится в 3 рукописях: Ambros. D 92. Sup. Fol. 98-105v, XI в.; Vat. gr. 866. Fol. 324-331, XII в.; Vindob. hist. gr. 63. Fol. 1-12v, XIV в. Текст «базовой» редакции на греч., а также копт. и слав. языках с их сравнительным анализом содержится в диссертации А. А. Войтенко ( Войтенко. 2017. С. 337-530).

http://pravenc.ru/text/2581421.html

507 . Celletti М. Ch., Sauget J.-M. Onofrio//BibS 9. Roma 1967. 1187–1201. Осн. изданием пространного жития в редакции преп. Пафнутия остается: 508 . AS Iunii [sub Iunii 12]. Antverpiae 1698. 527–533. Новейшие работы касаются издания и иссл-ния более позднего Жития св. Онуфрия, составленного Николаем Синайским (BHG 1381–1381а). 509 . Crum W. E. Discours de Pisenthius sur Saint Onnophrius//ROC 1915–1917. 20. 38–67. [По коптским материалам]. 510 . Halkin F. La Vie de Saint Onuphre par Nicholas le Sinaïte//RSBN 1987. N. s. 24. 7–27. 511 . Kaster G. Onuphrius (Eunuphrius, Honufrius) der Gro βe//LCI 8. 84–88. 512 . Paschos P. B. ναχωρητικς μοναχισμς κατ τν Δ ανα. βος το Μεγλου νουφρου// Θεολογα. 61. 1990. 817–858. оттиск: θναι 1990. [Библ., изд. Жития по ркп. Cf. ЕВЕ ρ. 2560, ια α., φφ. 119 ν–138 ν, ил.]. Среди многочисл. авторов позднейших житий Онуфрия – Филофей Коккин (BHG 1380), см. 6 .1416, и Мануил Фила (BHG 1382с). (Пс.-) Макарий Египетский /Великий Прибл. 300–390. Один из величайших аскетов, основатель более сурового, по сравн. с общежительным, скитского подвижничества. Сведения о нем восходят, в осн., к апофтегмам, достоверность к-рых не всегда установлена, и к авторам, писавшим после кончины подвижника; помимо того, нередки смешения его с Макарием Александрийским . Макарий Великий не оставил соч.: все произведения, циркулировавшие под его именем, являются псевдэпиграфами. Жития BHG 999g-t 513 . Bunge G., Vogüé A. de. Quatre ermites égyptiens d’après les fragments coptes de l’Histoire Lausiaque/Ed. par Bunge G., Vogiüé A. de. Bellefontaine 1994. 514 . Vogüé A. de. Palladiana IV. La version copte de PHistoire Lausiaque. III. La Vie de Macaire d’Égypte//StMon 1992. 34. 7–28. Апофтегмы (CPG 2417; TLG 2109/11) Какие апофтегмы на самом деле восходят к Макарию, а какие приписаны ему, определить невозможно. См. PG 34, 236–261 [=TLG]. Некоторые апофтегмы сохранились только на коптском, изданы в кн.: Amélineau Е. Р. 4 .199). 515 . Vivian Т. Coptic Palladiana III: The Life of Macarius of Egypt//Coptic Church review. 2000. 21(3). 82–109.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010