Künstler der Romanik. Köln, 1985. Bd. 1. S. 83-97; Knefelkamp U. Die Suche nach dem Reich des Priesterkönigs Johannes. Gelsenkirchen, 1986; idem. Der Priesterkönig Johannes und sein Reich: Legende oder Realität?//J. of Mediaeval History. 1988. Vol. 14. P. 337-355; Delumeau J. Une histoire de Paradis. P., 1992. T. 1: Le Jardin des délices. P. 99-127; Bar-Ilan M. Prester John: Fiction and History//History of European Ideas. 1995. Vol. 20. N 1/3. P. 291-298; Prester John, the Mongols, and the Ten Lost Tribes/Ed. C. F. Beckingam, B. Hamilton. Aldershot, 1996; Baum W. Die Verwandlungen des Mythos vom Reich des Priesterkönigs Johannes. Klagenfurt, 1999; Donzel E., van. Were there Ethiopians in Jerusalem at the Time of Saladin " s Conquest in 1187?//East and West in the Crusader States: Context, Contacts, Confrontations/Ed. K. Cigaar, H. Teule. Louvain, 1999. Vol. 2. P. 125-130. (OLA; 92); Aubert R. Jean (prêtre)//DHGE. 2000. T. 27. Col. 475-478; Hamilton B. The Lands of Prester John: Western Knowledge of Asia and Africa at the Time of the Crusades//Haskins Society J. 2004. Vol. 15. P. 127-141; Chimeno del Campo A. B. El preste Juan: Mito y leyenda en la literatura infantil y juvenil contemporánea. Fr./M., 2009. На Руси «Сказание об Индийском царстве», старослав. вариант послания И. П. визант. имп. Мануилу Комнину, переведенный с греч. или лат. версии (2-я пол. XII в.), получило распространение в XIII-XIV вв. Отрывок 1-й рус. редакции «Сказания...» сохранился в составе «Сербской Александрии». В 2 списках 2-й пол. XV в. представлена 2-я редакция (РНБ. Кир.-Бел. 11-1088. Л. 198-204; РГБ. Вол. 309 (667). Л. 1-7). Во всех списках «Сказания...» (кроме Кирилло-Белозерского) текст письма И. П. обрамлен прологом и заключением. И. П.- «царь и поп Иван» - назван в нем «поборником по православной вере Христовой». В «Сказании...» присутствует описание ряда фантастических существ, очевидно, взятых из «Физиолога» (CPG, N 3766). В XIII-XIV вв. актуальность «Сказания...» для жителей Вост. Европы, как и в более раннем западноевроп.

http://pravenc.ru/text/471457.html

Palatins et eunuques dans quelques documents hagiographiques//Ibid. 1957. T. 75. P. 17-47; Kenney L. The Saints of the Canon of the Mass. Vat., 19632. P. 139-145; De Sanctis G. Giovanni e Paolo//BiblSS. Vol. 6. Col. 1046-1049; Halkin F. La Passion grecque des SS. Gallican, Jean et Paul//AnBoll. 1974. Vol. 92. P. 265-286; Jounel P. Le Culte des saints dans les basiliques du Latran et du Vatican au douzième siècle. R., 1977. P. 249; Trinci Cecchelli M. Osservazioni sul complesso della «Domus» Celimontana dei SS. Giovanni e Paolo//Atti del IX Congresso intern. di archeologia cristiana. Vat., 1978. P. 551-562; Champlin E. Saint Gallicanus (Consul 317)//Phoenix. 1982. Vol. 36. N 1. P. 71-76; Bundy D. D. The Acts of St. Gallicanus: A Study of the Structural Relations//Byz. 1987. Vol. 57. P. 12-31; Aubert R. Jean et Paul//DHGE. T. 26. Col. 1152-1154; Brenk B. Microstoria sotto la chiesa dei SS. Giovanni e Paolo: La cristianizzazione di una casa privata//Riv. dell " Istituto Nazionale di Archeologia e Storia dell " Arte, 1995. Ser. 3. 1996. Vol. 18. P. 169-205; Cecchelli M. Il complesso dei SS. Giovanni e Paolo. R., 1997; Crook J. The Architectural Setting of the Cult of Saints in the Early Christian West, c. 300-1200. Oxf., 2000. P. 44-47; Lampe P. From Paul to Valentinus: Christians at Rome in the First Two Centuries/Transl. M. Steinhauser. Minneapolis, 2003. P. 366-367; Snyder G. F. Ante pacem: Archaeological Evidence of Church Life before Constantine. Macon (GA), 20032. P. 144-150; Walter Ch. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. P. 224-225, 252-253; Leyser C. «A Church in the House of the Saints»: Property and Power in the «Passion of John and Paul»//Religion, Dynasty, and Patronage in Early Christian Rome, 300-900/Ed. K. Cooper, J. Hillner. Camb.; N. Y., 2007. P. 140-162. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.) ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия

http://pravenc.ru/text/471229.html

Из «Истории...» довольно сложно определить религ. позицию автора. Н. В. Пигулевская считает его монофизитом. Но этот вопрос не так однозначен (ср. Gelzer. 1892). И. С. с равной симпатией относится как к крайним монофизитам, таким как Филоксен Маббугский, так и к правосл. патриарху Антиохийскому Флавиану II, замененному в 512 г. Севиром Антиохийским. Отрицательная оценка конца правления Анастасия I может быть объяснена изменением религ. политики императора. В эпоху составления хроники, когда в Церкви отсутствовала параллельная монофизитская (яковитская) иерархия, довольно сложно однозначно определить, к какой партии, монофизитской или православной (халкидонитской), принадлежал тот или иной автор. В этом отношении пример И. С. показателен: он уделяет внимание личным добродетелям того или иного епископа, а не его богословским воззрениям. Соч.: The Chronicle of Joshua the Stylite composed in Syriac A. D. 507/Ed., transl. W. Wright. Camb., 1882. Amst., 1968r. Piscataway (N. J.), 2003r. Изд.: Chronicon Pseudo-Dionysiacum vulgo dictum/Ed. J.-B. Chabot. P., 1927. Pars 1: Textus. P. 235-317. (CSCO; 91. Script. Syr. 43); ibid. Versio. Louvain, 1949. P. 174-233. (CSCO; 121. Script. Syr. 66); Пигулевская Н. В. Месопотамия на рубеже V и VI вв. н. э.: Сир. хроника Иешу Стилита как ист. источник. М.; Л., 1940. С. 130-170; То же: рус. пер. с сокр.: она же. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 571-620. Лит.: Assemani. BO. T. 1. P. 260-282; Gelzer H. Josua Stylites und die damaligen kirchlichen Partein des Ostens//BZ. 1892. Bd. 1. S. 34-49; Nau F. Les parties inédites de la Chronique de Dénis de Tellmahre//ROC. 1897. T. 2. P. 41; Merten E. De bello Persico ab Anastasio gesto. Lipsiae, 1906. P. 139-201; Baumstark. Geschichte. 1922. S. 146, 274; Черноусов Е. Сирийский источник по истории Византии//ВВ. 1927. Т. 25. С. 24-32; Chabot. Lit. syr. 1935. P. 67-68; Пигулевская Н. В. Месопотамия на рубеже V и VI вв. н. э.: Сир. хроника Иешу Стилита как ист. источник. М.; Л., 1940; То же: она же. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 32-179; Ortiz de Urbina. PS. 1965. P. 197-198; Liebeschütz J. H. W. G. The Defences of Syria in the 6th Cent.//Studien zu den militärgrenzen Roms. Köln, 1977. Bd. 2. S. 487-499; Palmer A. Who wrote the Chronicle of Joshua the Stylite?//Lingua restituta orientalis: Festgabe für J. Aßfalg. Wiesbaden, 1990. P. 272-284; Brock S. Syriac historical writing: A survey of the main sources// i dem. Studies in Syriac Christianity. Hampshire; Brookfield, 1992. Vol. 1. P. 297-326; Aubert R . Josué le Stylite//DHGE. T. 28. Col. 294-295.

http://pravenc.ru/text/293816.html

Т.Р. Руди Церковная историогорафия и экклесиология Чезаре Альцати Какой вид принимает теология в христианской историографии, наглядно показывает Евсевий Кесарийский , который наряду с литературным жанром «хроники» – повествования о событиях во всем мире, исходящего из понимания истории как совершающегося, разработал новый литературный жанр – «историю церковную», предназначенную изобразить непогрешимость церкви, как «столпа и утверждения истины» ( 1Тим.3:15 ) на примерах того, как из поколения в поколение правоверные мученики и священнослужители противостояли натиску внешних преследований и внутренней порче, вызываемой ересями 1985 . Вопрос о связи теологической нацеленности на историческое исследование, явленный историографическими произведениями Евсевия, заключён не только в его сочинениях и отнюдь не отошёл в прошлое. В 1963 г. Роже Обер (Roger Aubert) во введении к «Nouvelle Histoire de l’Eglise» («Новой истории Церкви»), вышедшей впоследствии в переводе ещё на семь языков, изложил соображения, вызвавшие столь важную издательскую инициативу. Она родилась во время понтификата Uoahha XXIII и была представлена на начавшемся к тому времени Втором Ватиканском соборе. В определённом климате, сложившемся в те годы в католической церкви, и особенно под прямым воздействием собора (торжественно открытого 11 октября 1962 г.), Обер объявлял, что в области историографии преимущество четырёхугольника Вена-Брюссель-Кадис-Неаполь отныне решительно преодолено, и что, очерчивая совокупную историю церкви, необходимо уделить большое место «в первую очередь, германскому и англосаксонскому миру, не забывая при этом мир славянский и восточный, а также недавно образовавшиеся церкви». И хотя новая публикация так и должна была остаться историей лишь католической церкви, всё же предполагалось не забывать о «месте, занятом, и конечно, занимаемом в этой истории другими церквами» 1986 . Итак, эта «Истории церкви» была названа «новой», потому что изначально была задумана как демонстрация новых горизонтов изучения церкви, от чего зависело само выделение его предмета и определение его объёма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Г. для назидания монахов («Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» ( Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi. P. 3. 16-17. (CSCO; 8))). Это утверждение дало основание Г. Крюгеру выдвинуть гипотезу о принадлежности И. Г. «Аскетикона», авторство к-рого традиционно приписывается Исаии Скитскому . «Аскетикон» впервые издан Августином Иорданитисом по рукописи XVII в. (Ιεροσλυμα, 1911; 2-е изд.: Βλος, 1962. Фрагменты, принадлежащие Исаии - рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456-463). И. Г. не мог быть автором изначального текста «Аскетикона», отражающего традиции и практику егип. отшельников времен становления монашества (IV в.). Кроме того, нет оснований для отождествления «Аскетикона» и «Книги увещаний». В «Аскетиконе» можно найти следы 5 редакций, и И. Г., как человек, знакомый с традициями егип. монашества, мог быть составителем одной из них, адаптированной для палестинских монахов (подробнее см. в ст. Добротолюбие ). И. Г. почитается как святой в Сирийской яковитской Церкви. Его память помещена вместе с памятью Петра Ивера под 25-м днем месяца 2-го тешрина (нояб.) в Мартирологе Рабана Слибы (кон. XIII в.) с титулом «детоводитель». Ист.: BHO, N 550; Raabe R. Petrus der Iberer. Lpz., 1895. S. 96-99, 101-104; Kugener M.-A. Sévère, Patriarche d " Antioche, 512-518: Textes syriaques. P., 1907. Pt. 1: Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique. P. 78. (PO; T. 2. Fasc. 1. N 6); Nau F. Jean Rufus, évêque de Maïouma. Plérophories. P., 1912. P. 27-28, 47-48, 101, 121-122, 148. (PO; T. 8. Fasc. 1. N 86); Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi//Vitae virorum apud monophysitas celeberrimorum/Ed. E. W. Brooks. P., 1907. [Pt. 1: Syriac text.] P. 1-16; [Pt. 2: Latin trasl.] P. 1-10. (CSCO; 7, 8. Syr.; 25); Peeters P. Le martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 142, 168. Лит.: Krüger G. Wer war Pseudo-Dionysios?//BZ. 1899. Bd. 8. S. 302-305; Kugener M. A. Observations sur la Vie de l " ascète Isaïe et sur les Vies de Pierre I " Ibérien et de Théodore d " Antinoé par Zacharie le Scolastique//Ibid. 1900. Bd. 9. S. 464-470; Vailhé S. Le mystique monophysite, le moine Isaïe//EO. 1906. Vol. 9. P. 81-91; Petit L. Isaïe (2)//DTC. T. 8. Col. 79-81; Viller M. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. P., 1930. P. 60; Devos P. Quand Pierre l " Ibère vint-il à Jérusalem?//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 337-350; Draguet R. Les 5 recensions de I " Ascéticon syriaque de l " abba Isaïe. Louvain, 1968. [Vol. 2. Pt. 1:] Introduction au problème isaïen P. (CSCO; 293. Syr.; 122); Chitty D. J. Abba Isaiah//JThSt. N. S. 1971. Vol. 22. P. 47-72; Regnault L. Isaïe de Scété ou de Gaza//DSAMDH. T. 7. Pt. 2. Col. 2083-2095; Perrone L. La Chiesa di Palestina e le controversie cristologiche. Brescia, 1980. P. 27-93; Aubert R. Isaïe de Gaza//DHGE. 1997. T. 26. Col. 115-117. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674850.html

V. De Oratione. Patavii 1713, ed. Muratorius. VI. De Spectaculis. VII. Ложно-Тертуллиановские стихотворения: Tertulliani opera poetica, ed. Andr. Rivinus, 1651. Carmen de Iona et Ninive, ed. a Chr. Daumio. Lips. 1684. Tertulliani poemata. Lond. 1715. Tertulliani carmina, ed. Pisaurii, 1780. Все указаны у Migne, Patrolog. Cursus, Tom II. Fragmentum ex libris Tertulliani de exsecrandis gentium diis, erutum e Bibliotheca Vaticana, studio Ios. Mar. Suarezii. Paris. 1630. Касательно соч., ложно приписываемых Тертуллиану , см. Walchius, Bibliotheca patristica, p. 199. G. Переводы I. На немецкий яз.: Rösler, Bibliothek der Kirchenväter in Uebersetxungen und Auszügen. Lips. 1776. III, p. 32. Besnard, Tertullian’s sämtliche Schriften, übersetzt und bearbeitet von Franz Ant. Besnard, 2 Bd. Augsburg. 1837–1838. Karl. Ad. Kellner, Tertull. sämtl. Schrift., aus dem lat. übersetzt. 2 Bd. Köln. 1882. Laur. Alb. Franc, de Praescript. adv. haeret. übersetzt. 1572. Luc. Maii, de Patientia. 1582. Apologeticum. 1682. Lüneburg. Ad. Scapulam. 1682. Apologeticum. 1797, Frankfurt. De Praescript. adv. haeret. 1797, Wien. Joh. Hein. Lud. Schrder, de Patientia. Thorn. 1836. II. На французский яз.: Aubert de Maiere., de Praescript. adv. haeret 1562. Brosse. 1612; 1683. Lud. Gyrius, Apologeticum. 1636, 1646. Amsterdam. 1701. Paris. 1714 – 15, 1780; 1822. Apologeticum et de Praescript. adv. haeret. Lyon. 1823. Apologeticum. 1827. De Pallio, Titreville. Paris, 1640. De Pallio, Patientia, exhortatio, ad Martyres. 1665. De Cultu feminarum и de Virg. velandis, Paris, 1565; Genf, 1580; de Cult. fem., de Spectacul., de Baptismo, de Patient. 1733. De Poenitentia, Paris, 1645; 1667. De Corona militis раг Aub. de Hacere. 1563; par Richeaume. 1594. De Oratione и de Patientia, Ηobiorius. 1640. De Carne Christi. Paris. 1601. Ad Martyres, 1673; 1733. De Testimonio animae, 1832. III. На итальянский язык: Opere di Tertull. trad. in Toscano, Roma. 1756. Degli abbigliamenti e delle acconciature delle donne, Firenze. 1781

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Лит.: Flórez E. España Sagrada. Madrid, 1750. T. 5; Bareille G. Ildefonse//DTC. T. 6. Col. 740-743; Bishko Ch. J. Spanish Abbots and the Visigothic Councils of Toledo//Humanistic Studies in Honor of J. C. Metcalf. Charlottesville, 1941. P. 139-152; Braegelmann A. The Life and Writings of St. Ildefonsus of Toledo. Wash., 1942; Madoz J. San Ildefonso de Toledo/Estudios eclesiásticos. Madrid, 1952. Vol. 26. P. 467-505; Blanco García V. San Ildefonso: Tratado della perpetua virginidad de S. Maria. Zaragoza, 1954; Hillgarth J. N. St. Julian of Toledo in the Middle Ages//J. of the Warburg and Courtauld Inst. L., 1958. Vol. 21. N 1/2. P. 7-26; Díaz y Díaz M. C. Ildefonse de Tolède//DSAMDH. T. 7. Pt. 1. Col. 1323-1325; Thompson E. A. The Goths in Spain. Oxf., 1969; Fontaine J. El «De viris illustribus» de S. Ildefonso de Toledo: Tradición y originalidad//Anales Toledanos. Toledo, 1971. T. 3: Estudios sobre la España visigoda. P. 59-96; Robles Sierra A. El tratado «De progressu spiritualis deserti» de Ildefonso de Toledo//Homenaje a Pérez de Urbel. Burgos, 1977. P. 73-91. (Studia Silensia; 4); Gonzalez García T. La Iglesia desde la conversión de Recaredo hasta la invasión árabe//Historia de la Iglesia en España. Madrid, 1979. T. 1: La Iglesia en la España romana y visigoda/Ed. R. García Villoslada. P. 565-568, 582-583, 706-707, 722, 725, 733, 743-744; Balleros Mateos J. El tratado «De virginitate Sanctae Mariae» de San Ildefonso de Toledo: Estudios sobre el estilo sinonímico latino. Toledo, 1985; Bertini F. Isidoro e Ildefonso continuatori di Gerolamo biografo//Gerolamo e la biografia letteraria/Ed. A. Ceresa-Gastaldo. Genova, 1989. P. 105-122; Collins R. Early Medieval Spain: Unity in Diversity, 400-1000. Basingstoke, 19952. P. 64-76; idem. Visigothic Spain, 409-711. Malden (Mass.), 2004. P. 99-100, 166-169; Aubert R. Ildefonse//DHGE. T. 25. Col. 806-807; Moreno Nieto L. Santos y beatos de Toledo: Antologia. Toledo, 2003. P. 49-64; Ledesma J. P. El «De itinere deserti» de San Ildefonso de Toledo. Toledo, 2005; idem. La exégesis bíblico patrística de San Ildefonso de Toledo en su «De itinere deserti»//Alpha Omega. R., 2005. Vol. 8. N 3. P. 389-422; idem. Las tres vias en el Itinerario de San Ildefonso: Homenaje en su 1400 aniversario de nacimiento//Ecclesia. R., 2007. Vol. 21. N 3. P. 387-400; Ferreiro A. The Visigoths in Gaul and Iberia: A Suppl. Bibliography, 1984-2003. Leiden; Boston, 2006. P. 232-235 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/389445.html

1974. Vol. 40. P. 145–189; Καρμρης . θσις κα διακονα τν γυναικν ν τ ρθοδξ κκλησ. θναι, 1978. Σ. 7–46; Horsley G . H . R . New Documents Illu strating Early Christianity: A Review of the Greek Inscriptions and Papyri Published in 1976. Sydney, 1981. P. 121; Martimort A . -G . Les diaconesses: Essai historique. R., 1982. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae»: «Subsidia»; 24); Aubert M . -J . Des femmes diacres: Un nouveau chemin pour l’Église. P., 1987. (Le Point Théol.; 47); Ansorge D . Der Diakonat der Frau: Zum gegenwartigen Forschungsstand//Liturgie und Frauenfrage/Hrsg. T. Berger, A. Gerhards. St. Ottilien, 1990. S. 631–665. (Pietas Liturgica; 7); Bradshaw P . Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N.-Y., 1990; Romaniuk K . Was Phoebe in Romans 16, 1 a Deaconess?//ZNW. 1990. Bd. 81. S. 132–134; Ysebaert J . The Dea­conesses in the Western Church of Late An­tiquity and Their Origin//Eulogia: Mélanges offerts à A. Bastiaensen/Ed. G. J. M. Bartelink e. a. Steenbrugge, 1991. P. 421–436. (Instru­menta Patristica; 24); Zanetti U . Y eut il des diaconesses en Egypte?//VetChr. 1991. Vol. 27. P. 369–373; Elm S . Virgins of God: The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxf., 1994; Постернак А . В . (ныне свящ.) Женское служение в ранней христ. Церкви (I–VI вв.)//АиО. М., 1996. 2/3(9/10). С. 209–245; он же . Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001; FitzGerald K . K . Women Deacons in the Orthodox Church. Brookline, 1998; Taft R . F . Women at Church in Byzantium: Where, when — and why?//DOP. 1998. Vol. 52. P. 27–87; Synek E . Der Frauendiakonat der Alten Kirche und seine Rezeption durch die orthodoxen Kirchen: Lo sungsansatze für die katholische Ordinations diskussion?//ÖS. 1999. Bd. 48. S. 3–21; Eisen U . Women Officeholders in Early Christianity: Epi graphical and Literary Studies/Transl. L. Malo ney. Collegeville (MN), 2000. P. 158–198; Metz­ger M . Le diaconat féminin dans l’histoire//Mother, Nun, Deaconess: Images of Women Ac cording to Eastern Canon Law/Ed.

http://pravmir.ru/diakonissa/

Лит.: Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 103-109; Grabar A. Quelques reliquaires de St.-Démétrios et le martyrium du saint à Salonique//DOP. 1950. T. 5. P. 1-28; Σωτηρου Γ. κα Μ. Η βασιλικ το Αγου Δημητρου Θεσσαλονκης. Αθναι, 1952. Τ. 1; Ф. Чуда Дuмumpuja Солунског као ucmopujcku извори. Београд, 1953; Janin R. Demetrio di Tessalonica//BiblSS. Vol. 4. Col. 556-564; Петканова-Тотева Д. Н. Дамаскините в българската литература. София, 1965; Aubert R. Démétrius de Thessalonique//DHGE. Vol. 14. P. 1493-1499; Walter J. St. Demetrius: The Myroblytos of Thessalonika//ECR. 1973. Vol. 5. P. 157-178; Vickers M. Sirmium or Thessaloniki? A Critical Examination of the St. Demetrius Legend//BZ. 1974. Bd. 67. S. 337-350; Obolensky D. The Cult of St. Demetrius in the History of Byzantine-Slav Relations//Balkan Studies. 1974. Vol. 15. P. 3-20; LCI. 1974. Bd. 6. Sp. 41-45; Θεοχαρδης Γ. Σρμιον Θεσσαλονκη? (Επανεξτασις μις κριτικς ξετσεως τς περ Αγου Δημητρου παραδσεως)//Μακεδονικ. Θεσσαλονκη, 1976. Τ. 16. Σ. 265-306; Тъпкова- Заимова В. Култът на св. Димитър Солунски и някои въпроси, свързани с византийското културно влияние в балканските и славянските страни//Проблеми на балканската история и култура. София, 1979. С. 5-19; Pallas D. I. Le ciborium hexagonal de St.-Démétrios de Théssalonique//Зограф. Београд, 1979. Т. 10. C. 44-58; Lemerle P. Les plus anciens Recueils des Miracles de St. Démétrius et la pénétration des slaves dans les Balkans. P., 1981. Vol. 2: Commentaire; Spieser J. -M. Thessalonique et ses monuments du IVe au VI siècle: Contribution à l " étude d " une ville paléochretienne. Athènes; P., 1984; Cormack R. Writing in Gold: Byzantine Society and its Icons. L., 1985. P. 50-94; Macrides R. Subversion and Loyalty in the Cult of St. Demetrios//Bsl. 1990. T. 51. P. 189-197; Magdalino P. St. Demetrios and Leo VI//Bsl. 1990. T. 51. P. 198-201; Kazhdan A. P. , Š ev enko N. P. Demetrios of Thessalonike//ODB. 1991. Vol. 1. P. 605-606; Βακρος Δ. Τ Μρον το Αγου Δημητρου Θεσσαλονκης. Θεσσαλονκη, 1983; idem. Ο Πολιοχος τς Θεσσαλονκης κα Υπρμαχος τς οκουμνης Αγιος Μεγαλομρτυς Δημτριος Μυροβλτης. Θεσσαλονκη, 2006; Μντζος Α. Το προσκνημα του Αγου Δημητρου Θεσσαλονκης στα βυζαντιν χρνια. Αθνα, 1994; Μπακιρτζς Χ. Η λατρεα του Αγου Δημητρου//Αγου Δημητρου θαματα. Οι Συλλογς του αρχιεπισκπου Ιωννου και Ανωνμου. Ο βος, τα Θαματα και η Θεσσαλονκη του Αγου Δημητρου./Ed. X. Μπακιρτζς. Αθνα, 1997. Σ. 491-510; Μπακιρτζς Χ. Η μυροβλησα του Αγου Δημητρου//Ibid. Σ. 511-525; Ζαφρκα-Σταυρδου Α. Η νετερη ρευνα για την λατρεα και τα θαματα του Αγου Δημητρου//Χριστιανικ Θεσσαλονκη: Πρακτικ ΙΒ´ διεθνος επιστημονικο συμπσιου. Θεσσαλονκη, 2001. Σ. 151-162; Θουντολης Ι. Η τιμ του Αγου Δημητρου//Ibid. Σ. 165-176.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

и их указатель. СПб., 1897. (ПДП; 123); Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 386-387; Monteverdi A. La leggenda di S. Eustachio. Bergamo, 1909; idem. I testi d. leggenda di S. Eustachio. Bergamo, 1910; Шестаков Д. П. Исследования в области греч. нар. сказаний о святых. Варшава, 1910. С. 111, 179, 200, 229; Безобразов П. В. Визант. сказания//Визант. обозр. Юрьев, 1916. Т. 2. Вып. 2. С. 251-256; Meyer W. Die älteste lateinische Fassung der Placidus-Eustasius-Legende//Nachrichten v. d. königlichen Gesellschaft d. Wiss. Gött., 1916. S. 745-800; Delehaye. Passions. P. 317-319; idem. Les légendes hagiographiques. Brux., 19273. P. 27; idem. La légende de S. Eustache// Idem. Mélanges d " hagiographie grecque et latine. Brux., 1966. P. 212-239; Krappe A. H. La leggenda di S. Eustachio. Aguila, 1928; Перетц В. Н. Новый список «Слова» Даниила Заточника//ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 362-378; Daniele I. Eustachio, Teopista, Teopisto e Agapio//BiblSS. Vol. 5. Col. 281-289; Aubert R. Eustache (1)//DHGE. T. 16. Col. 6-7; Адрианова-Перетц В. П. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI-XIII вв.//Истоки рус. беллетристики. М., 1970. С. 70-76; Смирнова Э. С., Ямщиков С. В. Древнерусская живопись: Новые открытия: Живопись Обонежья XIV-XVIII вв. Л., 1974; Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979. С. 46-65; Velmans T. Les peintures de Zenobani et le thème du vision de St. Eustach//IV Symp. Intern. sur l " Art Géorgien. Tbilisi, 1983. P. 8-13; Салмина М. А. Житие Евстафия Плакиды//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 146-147; Никитенко Н. Н. К иконографической программе однофигурных фресок Софийского собора в Киеве//ВВ. 1987. Т. 48. С. 101-107; Гладкова О. В. Житие Евстафия Плакиды в составе Пролога: Исслед. и тексты//ГДРЛ. 1994. Сб. 7. Ч. 1. С. 167-184; она же. История текста христианского романа о Евстафии Плакиде//Литература Др. Руси: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1996. С. 29-43; она же. «Житие Евстафия Плакиды»: Визант. текст и славяно-рус. пер.//ГДРЛ. 2000. Сб. 10. С. 629-643; она же.

http://pravenc.ru/text/187479.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010