260 III. С. 391. Ср. в Летописи (IV. Отд. 2. С. 160). Аналогичное у Стефана Яворского (Викторияльные слова. Тр. К.Д. А. 1874. 6 . С. 111–112): «Рачительница и искательница истины, философия научает, яко всякая противная вещь при вещи противной бывает явственнейша». 268 «В нынешний год Церковь святая неделю по сошествии Святаго Духа двадесять третию, о легеоне бесовстем Евангелие имеющую, с собором св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных вкупе в един день случает» (III. С. 580). Ср. также III. С. 196; III. С. 440 и др. 283 Так Песн.1:7 (II. С. 85); 1:8 (=2:13) (III. С. 157 и С. 163); 4:4 (III. С. 163:298); 4:5 (III. С. 299); 4:7 (III. С. 299); 6:3 (III. С. 167); 7:4 (III. С. 298); 8:10 (III. С. 291:297). Ср. в особенности всю проповедь на текст 8:10 (Аз стена и сосца моя яко столп) – III. С. 291–310. 297 Совершенно то же, например, у преп. Макария Египетского : сердце – гроб, в котором погребены и помыслы и ум, объятые тяжелой тьмою. И Господь, «отвалив лежащий на душе тяжелый камень, отверзает гроб, воскрешает подлинно мертвую душу, освобождает заключенную в лишенной всякого света темнице» (Слово 7. Гл. 1). 311 II. С. 126. У Фомы Млодзяновского, вдохновлявшего свт. Димитрия, читаем о грешниках ада: «Это уже не тела, но проклятые обгорелые трупы: волосы покрывают всю голову, подобно мелким искрам, самая голова уже не голова, а обгоревшая головешка; эти вытаращенные глазища плачут, из горла вылетает пламень; все тело обратилось в горящий кустарник; бесстыдная шея покрыта раскаленными угольями... руки твои, которыми ты оскорблял Господа Бога твоего, и эти пять пальцев, и другие пять пальцев сделаются горящими свечами, из которых будет капать твоя кровь, смешанная с пламенем» (Мацеевич Л. Фома Млодзяновский//Труды Киевской Духовной Академии. 1870. С. 221). Ср. рассказ об омерзении демонов к блуду и восклицание свт. Димитрия «О нечистото плотская похотная, скаредная, паче пса, червия сквернейшая, и паче всех нечистот нечистейшая!» (III. С. 209) с восклицанием Фомы Млодзяновского: «О гадость, отвратительная больше пса изъеденного червями, больше всех человеческих рвот и извержений, больше всех сгнивших трупов! О гадость, которой сам диавол гнушается!» (Мацеевич Л. Цит. соч. С. 226).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сумма денежных пособий, выдаваемых на руки бедным, после прогрессивного понижения к середине периода, когда она пала ниже 900 рублей, в последние годы снова выровнялась до суммы первого года – 1,400 рублей (обыкновенно около 150 рублей единовременных и около 1,000 ежемесячных). Ежегодная сумма членских взносов почти ровно держалась на 1,000 рублей, кружечный сбор с 1,500 с лишком вырос в общем только на 200 рублей (хотя в один год превысил 2,000). Мало изменилось в сущности и положение прихода. Заканчивая двадцать пятый год своей деятельности, общество пишет в отчете: «Несмотря на то, что в последние 25 лет Измайловский полк застроился большими домами, посреди них виднеются прежние маленькие лачуги, в которых ютится бедность, старость, беспомощность и массы детей в самых неблагоприятных условиях для жизни и нравственности». И у общества неизменною оставалась цель – идти на помощь нищете, протягивающей руку с призывом о помощи. Все средства общества собирались понемногу. Общество не имело такого сочлена, который бы одним своим взносом навсегда обеспечил материальное положение общества, как это встречается в нескольких других приходских благотворительных обществах. Главнейшими жертвователями за 25-летний период деятельности общества были следующие лица. В Бозе почивающий государь император Александр III, в бытность наследником престола, внес в общество в 1873 году с августейшей супругой своей 100 рублей: великий князь Константин Константинович, вступивший в общество с 1884 года, четыре раза, с августейшей супругой своей великой княгиней Елизаветою Маврикиевной, жертвовал по 100 рублей; С. П. Селифонтова пожертвовала 5,300 рублей, И. П. Шалин 3,000, А. С. Васильковский 1,500, Логовской 1,300, А. И. Матвеевская 1,500, М. Я. Гладышева 500, суммы в 100 и более рублей: священник М. А. Алексеев , М. Антонова, Е. И. Боярова, Н. О. Борисова, душеприказчики А. И. Былим-Колосовского, Е. К. Б., Белошевская, Е. Ф. Горбатова, П. И. фон Дервиз, К. И. Иванова , иеромонах Иоанн, отец Иоанн Кронштадтский , А.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В. Оноприенко. В 1895 году председателем избран командир полка генерал-майор А. А. Евреинов. За 25 лет своего существования общество получило 155,200 рублей, получая от 4,500 до 12,175 рублей в год. Из этой суммы 43,400 рублей собраны были в кружки; ежегодный кружечный сбор колебался незначительно, между 1,287 рублями в первый год и 2,229 в 1885 году. В ноябре 1895 года новый председатель совета общества генерал-майор А. А. Евреинов, командир Измайловского полка, нашел возможным уступить под постройку дома общества 665 квадратных сажен принадлежащей полку земли, на 10-й роте и Якобштадтскому переулку, с тем условием, чтобы дом, который на этой земле будет построен обществом для своих благотворительных учреждений, носил название «Дома императора Александра III для призрения бедных прихода Троицкой лейб-гвардии Измайловского полка церкви». В Бозе почивающий император состоял шефом Измайловского полка. Благодарное командиру общество постановило за правила впредь избирать в председатели совета неизменно командиров полка, в память заботы о пользе общества генерала Евреинова. По воспоследовании высочайшего соизволения на отвод обществу этого участка земли, в первый же воскресный день духовенство с крестным ходом проследовало на этот участок, здесь было совершено благодарственное Господу Богу молебствие, земля освящена и совершена закладка здания. У общества было 42,000 рублей, и год постройки был необычайно выдающимся по количеству пожертвований. В. А. Андреев оставил по завещанию 5,000 рублей, П. П. Нестеров завещал 4,000, Е. М. Миронов пожертвовал 3,000, И. П. Шалин 500, Ю. И. Варгина завещала 500, П. Ф. Харламов пожертвовал строительных материалов на 500 рублей, Я. И. Игнаткин пожертвовал 300 рублей, призреваемая в бесплатной квартире старушка Д. Королькова пожертвовала свои 200 рублей, по 100 рублей пожертвовали: неизвестный, начавший пожертвования, другой неизвестный (в кружку), П. П. фон-Дервиз, отец Иоанн Сергиев Кронштадтский, Е. М. Миронова, А. А. и Л. Л. Евреиновы, Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Женившись на греческой царевне, которая была последней представительницей греческого царского рода, Иоанн III делался как бы естественным наследником греческих царей. На этом основании он соединил древний герб московский (св. великом. Георгия Победоносца, поражающего копьем змия) с гербом византийского царства (черного орла с двумя головами, обращенными в противоположные стороны). Этим самым Иоанн III как бы всем открыто показал, что он действительно наследник греческих царей. Соответственно такому своему положению, Иоанн III окружил себя особенным блеском, пышностью и великолепием. К князьям и боярам он теперь стал относиться еще более горделиво, чем его предшественники и сам он прежде. Сама София Палеолог, как женщина умная и сравнительно образованная, имела большое влияние на своего мужа. Она, разумеется, говорила своему мужу о тех широких сношениях с другими народами, какие имела ее родина – Греция, покоренная турками, передавала ему также о красоте и великолепии разоренного турками Царьграда. Иоанн III со времени своей женитьбы на Софии Палеолог завязывает сношения с другими образованными государствами. Эти сношения существовали у нас раньше, напр., при Ярославе Мудром, но, после завоевания Руси татарами, они прекратились. Иоанн III первый из московских князей возобновляет их, после чего они уже не прекращались у нас. Иоанн III начал украшать свою столицу – Москву, каменными зданиями. Из Италии он выписывал разных мастеров и художников. Один из них (Аристотель Фиоравенти) построил величественный храм во имя Успения Богоматери на месте пришедшего в совершенную ветхость храма, построенного еще при Иоанне Калите. При Иоанне же III были построены в Москве – в Кремле Архангельский (на месте прежней обветшавшей церкви) и Благовещенский соборы. Все они существуют и доселе. При Иоанне III московский Кремль был обнесен каменною стеною с башнями и воротами. Иоанн III выстроил и для себя каменный дворец и при нем особенную каменную палату для торжественных собраний и приемов иноземных послов. Эта палата, построенная итальянскими мастерами, существует и теперь под именем «Грановитой». Иоанн III выписывал в Москву из чужих стран мастеров не только по строительному, но и по другим искусствам: рудников, серебреников, пушкарей, лекарей, музыкантов и др. Так при Иоанне III украшалась Москва и возвышалась в глазах не только своих русских людей, но и других народов. Иоанн III собрал все вместе русские законы и издал их в одном сборнике под названием «Судебника». Изданием Судебника вводилось единство в судопроизводство и управление русским государством, собравшимся около Москвы. К сожалению, на характере Судебника Uoahha III отразилось влияние татарского ига, тяготевшего над русским народом в течение двух веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Сокращенный чин крещения и его употребление (отд. V, § 44, отд. III, § 25). Сомнительные случаи при крещении (отд. VIII, § 71). Способы главные крещения, принятые и допускаемые в церкви православной (отд. III, § § 21, 22). У. Уродов разного рода как крестить (отд. VIII, § 68)? Ф. Форма для записи крещаемых в метрической книги (глава Дополнительная, приложение 1-е, под буквою А). Ч. Чина крещений вкратце употребление (отд. V, § 44 отд. III, § 25). II. О миропомазании и присоединении иноверцев в православию, и о чинопоследованилх и обрядах, совершаемых вместе с крещением и миропомазанием и после оных В. Вода , в которой надобно обмакивать ризки, губку при измовении младенца после крещения его и миропомазания (отд. III, § 17). Возрастных нужно ли воцерковлять, когда они давно уже ходят в церковь (отд. III, § 22)? Волоса от постригаемых после крещения и миропомазания младенцев где девать (отд. III, § 18)? Восприемники как должны ходить с младенцем вокруг купели после миропомазания (отд. I, § 7)? Нужны ли восприемники при миропомазании иноверцев, присоединяемых к православию (отд. II, § 11)? Воцерковление нужно ли совершать непременно по истечении полных сорока дней после рождения дитяти (отд. III, § 19)? Нужно ли воцерковлят таким же образом женщин, рождающих преждевременно выкидышей (там же, § 20)? Можно ли совершать воцерковление младенца в отсутствии его матери (там же)? Нужно ли совершать воцерковление матери-иноверки, у которой младенец крещен по православному (отд. III, § 20)? Как и когда совершать воцерковление над младенцами подкинутыми или найденышами (отд. III, § 21)? Можно ли совершать воцерковление родильницы в доме ее, и вообще в доме, а не в церкви (там же, § 22)? Можно ли совершать воцерковление заочно в отсутствии младенца или матери (там же)? Следует ли читать молитву воцерковления родильнице в случае, если бы понадобилось причащать ее ранее надлежащего очищения (отд. III, § 23)? Нужно ли и как воцерковлять родильницу после выкидышей (отд. III, § 19)? Выкидыш когда родится, то нужно ли после него воцерковлять женщину-родильницу, и как делать это (отд. III, § 19)? Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

1981. Bd. 67. S. 148-212; Wisplinghoff E. Eine unbekannte Urkunde des Papstes Lucius III.//Rheinische Vierteljahrsblätter. Bonn, 1982. Bd. 46. S. 81-84; Hiestand R. Initienverzeichnis und chronologisches Verzeichnis zu den Archivberichten und Vorarbeiten der Regesta pontificum Romanorum. Münch., 1983. P. 342-382; Thiel M. Das Privileg Papst Lucius " III. für das Stift Aschaffenburg von 1184. Aschaffenburg, 1984; Diehl P. «Ad abolendam» (X.5.7.9) and Imperial Legislation against Heresy//BMCL. N. S. 1989. Vol. 19. P. 1-11; Robinson I. S. The Papacy 1073-1198: Continuity and Innovation. Camb., 1990; Schmidt U. Lucius III.//LexMA. 1991. Bd. 5. Sp. 2162-2163; Constable G., Somerville R. The Papal Bulls for the Chapter of St. Antonin in Rouergue in the XIth and XIIth Cent.//Speculum. Camb. (Mass.), 1992. Vol. 67. N 4. P. 828-864; Sauser E. Lucius III.//BBKL. 1993. Bd. 5. Sp. 304-307; Merlo G. G. Lucio III//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. T. 2. P. 308-311; Vones L. Lucius III//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1062-1064; Ligato G. Lucio III e la difesa della Terra Santa//Studi sull " oriente cristiano. R., 1998. T. 2. N 1. P. 109-135; M ö hring H. Zwei aiyubidische Briefe an Alexander III. und Lucius III. bei Radulf de Diceto zum Kriegsgefangenenproblem//Archiv für Diplomatik. Köln etc., 2000. Bd. 46. S. 197-216; Locatelli R., Moyse G. «Causam dominus papa nobis commisit terminandam»: Quatre actes de juges délégués par Lucius III pour l " abbaye d " Acey au lendemain du schisme victorin (1181-1184)//Inquirens subtilia diversa: D. Lohrmann zum 65. Geburtstag. Aachen, 2002. P. 85-108; Spies H.-B. Verona, Hauptwirkungsstätte Papst Lucius " III. und Ausstellungsort seiner Urkunde vom 21. Dez. 1184 für das Stift Aschaffenburg//Mitt. aus dem Stadt- und Stiftsarchiv Aschaffenburg. 2002/2004. Bd. 7. S. 213-223; Lewis A. Deux lettres inédites du pape Lucius III pour la collégiale de Notre-Dame de Mantes//Bibliothèque de l " École des chartes. 2003.

http://pravenc.ru/text/2110926.html

13. Сын Человеческий. Опыт истолкования. Еп. Антоний. 1903, III, 11, 361–370. 14. Афонский список Грузинской Библии 987 г. и значение его для исправления печатного текста. (Доклад на XII Археологиче- —6— ском Съезде в Харькове). А.С. Хаханов. 1903, III, 11, 418–426. 15. Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью Песней». Актовая речь. М.Д. Муретов. 1903, III, 11, 461–499; 12, 559–612. 16. Пророчество и языкоговорение (глоссолалия), как знамения для верующих и неверов. ( 1Кор.14:20–25 ). М.Д. Муратов. 1904, II, 7–8, 496–520. 17. Древнееврейские молитвы с именем Ап. Петра. М.Д. Муретов. 1904, III, 9, 130–186; 10, 213–238. 18. К переводу и истолкованию Пс.14:4 . П.В. Тихомиров. 1904, III, 10, 364–373. 19. К истолкованию Исх.20:14 . (Против В. В. Розанова ). П.В. Тихомиров. 1904, III, 12, 759–780. 20. Содержание и пространство заповеди: «не прелюбодействуй». (По поводу замечаний П.В. Тихомирова ). В.В. Розанов. 1905, I, 3, 518–541. 21. Несколько замечаний по поводу предыдущей статьи. П.В. Тихомиров. 1905, I, 3, 542–566. 22. Знание отчасти и самопознание ( 1Кор.13:12 ). М.Д. Муретов. 1905, I, 2, 296–310. 23. Раб Иеговы ( Ис. 40–66 ). В.Н. Мышцын. 1905, II, 7–8, 425–435. 24. По поводу статьи «Раб Иеговы ( Ис.40–66 )». Архим. Фаддей. 1905, III, 11, 449–457. 25. Ответ Архим. Фаддею. В.Н. Мышцын. 1905, III, 11, 458–462. 26. Иуда Предатель. М.Д. Муретов. 1905, II, 7–8, 539–559; III, 9, 39–68; 1906, I, 1, 32–68; 2, 246–262; 1907, III, 12, 723–754; 1908, I, 1, 1–52. 27. Ветхозаветный профетизм, как основная, типическая черта библейской истории Израиля. Пробная лекция. А.И. Покровский. 1908, I, 4, 764–793. 28. Библейский профетизм и языческая мантика. А И. Покровский. 1909, III, 9, 146–165; 10, 213–228. 29. Из сотериологии Послания к Евреям (II, 11, 14:16). Е.А. Воронцов. 1910, I, 1, 1–19. 30. Библейское повествование о потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов. Д.И. Введенский. 1910, I, 4, 645–656; II, 5, 99–111. 31. Эсхатологическое учение второй главы второго Послания Св. Ап. Павла к Фессалоникийцам. Свящ. В Н. Страхов. 1911, I, 3, 525–548; 4, 643–670; II, 5, 52–84; 7–8, 451–466; III, 9, 43–66.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вольным городом при Василии III был на Руси Псков, меньший брат Великого Новгорода. В Пскове происходили постоянные несогласия между боярами и черными людьми. Однажды псковичи обидели наместника московского князя. Василий III воспользовался этим, уничтожил без всякого сопротивления псковское вече, забрал в Москву вечевой колокол из Пскова и уравнял Псков во всем с другими московскими городами (1510 г.). Князь рязанский задумал было завести сношения с крымским татарским ханом, который враждебно относился к Москве. Василий III вызвал последнего рязанского князя в Москву, заключил его здесь в темницу, а княжество его присоединил к московским владениям (1520 г.). За рязанским княжеством та же участь постигла и северское княжество (1523 г.). Так прекратились на Руси уделы, а с ними и удельные неурядицы. Московский великий князь сделался единодержавным повелителем всего русского, или, что тоже – московского государства. Прежние удельные князья наравне с московскими боярами сделались слугами московского государя. Василий III вел еще войны с Литвою и с татарскими царствами – казанским и крымским. Война с Литвою была удачна для Василия III. В 1514 г. он присоединил к своим владениям древний русский город Смоленск, который отнял у Литвы. Труднее было бороться Василию III с татарскими царствами. Казанцы и крымцы не могли быть теперь опасны для могущественной Москвы. Но они постоянно беспокоили Русь своими дикими набегами. Однажды оба хана татарские – казанский и крымский – соединились вместе и сделали нападение на Русь. Они подступили даже к самой Москве. Василий III был застигнут врасплох и должен был оставить столицу. Татары не могли взять Москвы и ограничились опустошением русских владений и пленением многих русских людей. С того времени Василий III предпочитал подарками предупреждать подобные вторжения в Россию и опустошения ея татарами. Но близился уже конец и этим остаткам врагов и поработителей Руси. Иоанн IV. Василий III был дважды женат. От первой жены своей Соломонии он не имел детей. Он развелся с нею и женился вторично на Елене Васильевне Глинской, племяннице князя Михаила Глинского, перешедшего от литовского князя на службу к Василию III. От второй своей жены Василий III имел двух сыновей, Иоанна и Юрия. Старшему из них – Иоанну было всего три года, когда умер Василий III (в 1533 г.). Умирающий князь благословил великим московским княжением своего старшего 3-х летнего сына Иоанна. Он сделался великим князем и правил русским государством под именем Uoahha IV Грозного (1533–1584 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

726. Список литературных трудов проф. П.И. Горского-Платонова К. М. Попов. 1905, I, 1, 158–161. 727. Полезное издание. Д.Д. Языков. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей. Выпуски 9 и 10. Москва. 1905–1907. – А.П. Лебедев. 1907, I, 1, 216–221. 728. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. 2-ое издание. Москва, 1909. – (М.М. Тареев). 1909, II, 6, 313–325. —69— 729. Список литературных трудов проф. В.О. Ключевского . С.А. Белокуров. 1911, II, 5, 20–24 (В приложении). 730. Описок литературных трудов проф. А.П. Голубцова . 1911, II, 7–8, 41–44 (В приложении). 731. Список книг и брошюр, присланных в Редакцию «Богословского Вестника» от авторов и издателей. 1902, III, 12, 698–700; 1903, II, 5, 199–200; III, 12, 740–742; 1904, II, 6, 354; III, 12, 792; 1905, II, 6, 398–399; III, 12, XXII (в приложении); 1906, II, 6, III–IV (в приложении); III, 12, 821–822; 1907, I, 1, 222; III, 10, 409–410; 1909, I, 1, 173; 2, 344; II, 6, 326; III, 9, 175; 10, 360; 1910, I, 1, 176; 3, 494; II, 7–8, 1 (в приложении); III, 9, 202; 1911, I, 3, 620; II, 6, 415; 7–8, 638. 732. Творения отцов церкви и другие издания, продающиеся в Редакции «Богословского Вестника». Каталог на а) 1904 год. 1903, III, 12, 1–12. б) 1905 год. 1905, III, 9, 1–16; 1907, I, 1, 1–18. в) 1909 год. 1909, II, 5, 1–16. п.п. а–в – В приложении с особой пагинацией. 733. Каталог книг, имеющихся и продающихся при Редакции журнала «Православный Собеседник» на 1905 год. 1906, I, 2, 1–17 (В приложении). 22. Портреты, гравюры, ноты и таблицы 734. Профессор Димитрий Феодорович Голубинский. О. Р. 1904, I, 1, между стр. 130–131. 735. Профессор Александр Петрович Голубцов . Портрет с автографом. 1911, II, 7–8, приложение в начале книги. 736. Профессор Павел Иванович Горский-Платонов . 1905, I, 1, между стр. 156–157. 737. Профессор Алексей Петрович Лебедев . 1908, III, 9, между стр. 102–103. 738. Папа Лев ΧΙΙΙ. О. Р. 1903, I, 1, между стр. 64–65. 739. Гравюры: Тивериада, 1902, I, 1, между стр. 148–149, и Яффа, 1902, I, 3, между стр. 552–553 – к статьям: В стране священных воспоминаний. Издано под редакцией Еп. Арсения. См. 495 настоящего указателя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

преосвященным Иннокентием Тамбовским в обращении к съезду духовенства («Церк. Вед.» за текущий год, 14 Отзывы Комиссии Московской III, 247; Гурий Новгородский II, 199: Назарий Нижегор. II, 429; Кирион Орлов. I, 526, Афанасий Донской I, 542; Тихон Пензенский III, 331; Анастасия Воронежский I, 146; Иоанникий Арханг. I, 373; Димитрий Казанский, I, 265 и 25 семинарий. 15 Стефан Могилевский, Отзывы I, 91; Петр Смоленский III, 41; Сергий Финл. III, 273; Иннокентий Тамбовский III, 307; Антоний Волынский II, 131–133; Красноярская семинария III, 462; Гермоген Саратовский III, 352; Макарий Томский III, 355–6; Тихон Алеутский I, 535; Константин Самар. II, 505; Георгий Астраханский I, 312; Гедеон Владикавказский I, 15, Владимир Кишиневский I, 191 и др. 16 Антоний Спб. III,95; Никон Владимирский I, 235, 242; Алексий Вологодский I, 69; Олонецкая консистория III, 210; Симеон Екатеринославский II, 79 обор.; Аркадий Рязанский III, 588–9; Серафим Полоцкий I, 169, Вениамин Калужский I, 32; Тифлисское духовное училище III, 548; Иаков Ярослав. Приб. 241; Гурий Симбирский II, 44; Иоаким Оренбургский II, 162 и др.; 22 семинарии. 20 Ложность этого количественного равновесия самым наглядным образом обнаруживается неудачей провести тот же принцип в училищах, в которых из 92 уроков 72 отведены на светские предметы. 24 Никон Влад., Алексей Вологодский, Димитрий Казанский, Арсений Харьковский, Архангельская Комиссия, Константин Самарский, Евлогий Холмский, Никанор Пермский, Назарий Нижегородский, Владимир Московский, Кирион Орловский, Серафим Полоцкий и многие другие. 25 Иоаким Оренбургский, Иоанн Полтавский, Димитрий Херсонский, Сергий Финляндский, Антоний Волынский. 40 В Духовном Регламенте читаем (Домы училищн. п. 10): «Чин учения этот добрый кажется: 1) Грамматика купно с Географией и Историей. 2) Арифметика с Геометрией. 3) Логика или Диалектика, и едино то двоименное учение. 4) Риторика купно, или раздельно со стихотворным учением. 5) Физика, присовокупляя краткую Метафизику. 6) Политика краткая Пуффендорфова, если она потребна судится быть, и может она присовокупится к Диалектике.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010