Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Соответствуя друг другу в целом, разные редакции Студийского устава - такие, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает к-польскую студийскую практику 1-й пол. XI в.; это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до кон. XIV в.; текст см.: Пентковский. Типикон. С. 332-341), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного к-польского монашества кон. XI в.; текст см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429-444), Георгия Мтацминдели Типикон (отражает афонскую практику сер. XI в.; выписки см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 256-260), Мессинский Типикон (отражает южноитал. (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.; текст см.: Arranz. Typicon. P. 129-144), Николо-Казолянский Типикон (отражает южноитал. (точнее, отрантскую и гроттаферратскую) практику XII в.; текст см.: Toscani Th. Ad Typica Graecorum ac praesertim ad Typicum cryptoferratense s. Bartholomaei abbatis animadversiones. R., 1864. P. 56-64 и Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 828-830),- отличаются целым рядом подробностей: 1) корпус стихир и седальнов в различных студийских Типиконах примерно один и тот же, но распределены они по дням и службам различным образом; 2) 24 марта, согласно Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому Типиконам, службы Триоди и предпразднства Б. соединяются со службой сщмч. Василия, что выражается в прибавлении стихир святого на «Господи, воззвах» на вечерне и канона святого на утрене (в афонском и итал. Типиконах службы святого нет); 3) Евергетидский Типикон кроме тропаря праздника использует для прославления события Б. 2 воскресных богородична (4-го гласа «        » и 1-го гласа «    »), указывая 1-й для повечерия под 24 марта и утрени 24 марта, а 2-й для утрени 26 марта (на обеих утренях - на Аллилуия; согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, здесь поются обычные постовые троичны; согласно афонскому и итал.- тропарь праздника «    » (но Мессинский Типикон для Аллилуия утрени 24 марта имеет особый тропарь Б.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Во мн. студийских и иерусалимских Типиконах 14 сент., т. е. в день В., указывается память кончины свт. Иоанна Златоуста, но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять 2 торжественные службы. Как правило, его память переносится на 13 нояб. (так в т. ч. и по принятому в наст. время Типикону). Однако в ряде студийских и иерусалимских Типиконов все же дан устав соединения последований В. и святителя; часто дозволение соединять последования дается только храмам, посвященным свт. Иоанну ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 328; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 112, 468; Устав. М., 1610. Л. 269, 280; Голубцов. Чиновник Новгородского Софийского собора. С. 27-28). В южно-италийских редакциях Студийского устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 811, 839; Arranz. Typicon. P. 23). Праздник В . в Типиконах студийской традиции Известные студийские Типиконы принадлежат к 3 основным ветвям студийской традиции - к-польской (представлена Студийско-Алексиевским Типиконом 1034 г., близким к несохранившемуся первоначальному студийскому Синаксарю), афоно-италийской (представлена прп. Георгия Мтацминдели Типиконом XI в., Мессинским Типиконом 1131 г. и рядом др. памятников) и малоазийской (представлена Евергетидским Типиконом кон. XI в. и Христа Человеколюбца мон-ря Типиконом XII в.) ( Пентковский. 2001). Богослужение праздника В. во всех студийских памятниках совершается по праздничному чину; на вечерне бывает вход и читаются паремии (те же, что в Типиконе Великой ц.); на утрене - чтение из гл. 12 Евангелия от Иоанна, к к-рому прибавляется «Воскресение Христово видевше» (чем подчеркивается связь Крестной смерти Иисуса Христа и Воскресения Христова); в конце утрени бывает чин воздвижения Креста; литургийные чтения - те же, что и в Типиконе Великой ц. I. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону ( Пентковский. Типикон. С. 281-284), праздничный цикл В. составляет 3 дня: предпразднство 13 сент., праздник 14 сент. и его попразднство 15 сент.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Особенности совершения чина с участием визант. императора подробно описаны в кн. «О церемониях византийского двора» имп. Константина Багрянородного (I 31 (22)). Описанный к-польский кафедральный чин воздвижения встречается и в слав. рукописях (напр., в новгородском Требнике XIV в. (РНБ. Соф. 1056), в болг. Енинском Апостоле XI в.), с тем отличием, что Крест предписано воздвигать на восток, запад, юг, север и снова на восток, т. е. стороны меняются согласно принципу осенения крестным знамением. В Типиконах студийской традиции чин воздвижения основан на к-польском чине, но по сравнению с ним упрощен. Он входит в заключительную часть утрени, вместо 3 циклов по 5 воздвижений совершается один, состоящий из 5 воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону ( Пентковский. Типикон. С. 408-409), чин воздвижения совершался в конце утрени, после Трисвятого, «      » и поклонения Кресту с пением стихир. Он начинался с 3 тропарей (двух 6-го и одного 7-го гласов, тех же, что и в Типиконе Великой ц.); Крест воздвигал игумен в алтаре с разных сторон св. престола (на восток, север, запад, юг и снова на восток). После чина возглашали ектению утрени и следовал 1-й час. Согласно Евергетидскому Типикону, чин воздвижения совершали не в алтаре, а в храме: после тропаря Σσον Κριε τν λαν σου (        ) иерей трижды осенял Крестом на восток при громком пении «Господи, помилуй» (трижды) и затем медленно поднимал Крест при пении «Господи, помилуй» 97 раз (что в сумме дает 100), далее священнодействие повторялось на юг, запад, север и снова на восток ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 273-274). Сходным образом чин описан и в южно-италийских студийских Типиконах (напр.: Arranz. Typicon. P. 24; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 812, 839-840). В Типиконе прп. Георгия Мтацминдели ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 232-234) описаны 2 варианта чина воздвижения. 1-й соответствует приведенному в Евергетидском Типиконе (порядок сторон света другой: восток, север, запад, юг и снова восток). Во 2-м варианте чин воздвижения Креста совершает Патриарх, особенностью является, напр., большое количество песнопений после входа на славословии, что указывает на более тесную связь с практикой Великой ц.

http://pravenc.ru/text/155081.html

В Георгия Мтацминдели Типиконе, отражающем афонскую практику сер. XI в., в Великий Четверг на утрене нет ни кафизм, ни Пс 50; после каждой песни канона указана молитва и ектения; по 9-й песни поется особый светилен (нач.: " О страшное " ). Часы - без кафизм, но с чтением Евангелия, как в Евергетидском Типиконе). Паремии по входе вечерни начинаются без прокимна. Чин умовения ног совершается после Причащения и перенесения Даров для потребления в протесис, затем следуют заамвонная молитва и раздача антидора. После вкушения пищи в дверях трапезной служится краткое повечерие (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 283-284). По Мессинскому Типикону 1131 г., отражающему южноитал. греч. практику, на повечерии накануне Великого Четверга поется трипеснец прп. Андрея Критского и " отдаются " поклоны посреди церкви. Кафизм и Пс 50 между тропарем " Егда славнии " и каноном утрени, как и в Типиконе прп. Георгия, нет (но Пс 50 стихословится после кондака и чтения по 6-й песни канона). По 9-й песни канона поется особый эксапостиларий 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа: " Ныне предается Христос Иудой " . Есть стихиры на хвалитех и великое славословие, после которого следуют тропарь, ектения и отпуст. На часах читается Евангелие от Иоанна. Чин умовения ног совершается на вечерне, после пения стихир на " Господи, воззвах " . Трисвятое на Литургии не поется, но сразу после паремий произносится прокимен Апостола, а ектения Трисвятого возглашается после вечернего входа и перед прокимном паремий. Отмечено троекратное пение " Вечери твоея " на великом входе Литургии; после Литургии и вкушения пищи в трапезной служится краткое повечерие (Arranz. Typicon. P. 233-236). В современном русском Типиконе накануне Великого Четверга предписано петь малое повечерие с трипеснцем прп. Андрея Критского (ирмос по дважды, с катавасией во всех песнях). С Великого Четверга и до Антипасхи отменяется полунощница в храме. Утреня Великого Четверга начинается в 7-й час ночи (считая от захода солнца, т. е. ок. 1.00; на практике обычно служится с вечера) с обычного начала, двупсалмия и шестопсалмия. После ектении - " Аллилуия " и тропарь " Егда славнии ученицы " (трижды), затем чтение толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (в приходской практике опускается) и утреннее Евангелие (Мф 22. 1-39).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Согласно Мессинскому Типикону 1-й трети XII в. (по ркп. Mess. gr. 115, 1131 г.), представляющему афоно-италийский извод студийской традиции, Е. пели на утрене по 9-й песни канона после «семи обычных ирмосов Святой Богородицы» (см. статьи «Величит душа Моя Господа» и «Достойно есть» ). Е. «Свят Господь Бог наш» указан здесь только для воскресений и Лазаревой субботы. Праздничные дни имеют свои Е.; в Мессинском Типиконе приведены инципиты Е. для важнейших праздников и памятей (см. по указ.: Arranz. Typicon. P. 342-366); такие Е. используются и в попразднства, а также в седмичные дни периода Пятидесятницы. В др. дни года в Типиконе говорится просто о Е., без уточнения, какой именно текст имеется в виду. Седмичные службы Великого поста имеют «ексапостиларий гласа» (см.: Ibid. P. 124, 198) - можно предположить, что речь идет о песнопениях, в последующей традиции известных как светильны Октоиха; в приложении к Типикону даже встречается термин «светилен» (φωταγωγριον - Ibid. P. 297), обозначающий песнопение, заменяющее Е. на утрене по постовому чину. В позднейших южноиталийских Типиконах появляется и 11 воскресных Е. (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 298), возможно под влиянием Иерусалимского устава. В Иерусалимском уставе являющемся изводом той же послеиконоборческой визант. традиции, к-рая представлена в студийских памятниках, и с XII в. постепенно принятом повсюду в правосл. мире, сочетается употребление по 9-й песни канона утрени песнопения «Свят Господь Бог наш», 11 воскресных Е., вседневных Е. Октоиха, Е. (или, что в данном случае то же, светильнов) Минеи, Е. Триоди. При совершении службы с «Аллилуия» Е. вытесняется светильном Октоиха рядового гласа (кроме Вселенских родительских суббот, имеющих свой Е.; можно отметить, что указания Типикона и Триоди относительно родительских суббот 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста противоречат друг другу: Типикон предписывает петь в эти субботы «светилен гласа» (статья о субботе 2-й седмицы Великого поста), тогда как Триодь приводит в соответствующих последованиях тексты Е. «Небо звездами» и заупокойного Е. с богородичном).

http://pravenc.ru/text/189659.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ» [греч. Ανστασιν Χριστο θεασμενοι; слав.       - [Мы], увидевшие Воскресение Христово], одно из главных воскресных песнопений в правосл. богослужебной традиции. Указания относительно «В. Х. в.» присутствуют уже в памятниках студийского периода. Оно исполняется на пасхальной утрене по 6-й песни канона (в студийском «Ипотипосисе» не указано количество повторений «В. Х. в.»; в более поздних памятниках, описывающих чин пасхальной утрени, указано произносить его трижды), на утрене перед Пс 50 (на Светлой седмице перед каноном) ежедневно в течение периода от Пасхи до Вознесения (включительно), на утрене перед Пс 50 всех воскресений года (кроме особых случаев) и на Воздвижение ( Пентковский. Типикон. С. 256; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 226, 500, 502, 558; Arranz. Typicon. P. 11, 24, 252). Иерусалимский устав, принятый ныне в правосл. Церкви, предписывает исполнять «В. Х. в.» в тех же случаях, а также на пасхальных часах. По аналогии с пасхальной утреней это песнопение присутствует в пасхальном чинопоследовании отпевания (Требник большой. Л. 125 об.- 126). Кроме того, Иерусалимский устав предписывает в воскресные дни между Пасхой и Вознесением произносить «В. Х. в.» трижды. В различных редакциях Иерусалимского устава, вплоть до совр. печатных изданий, тип исполнения не уточняется (Типикон. [Т. 1.] С. 21; [Т. 2.] С. 934). В греч. богослужебной практике 1-й пол. XIV в., согласно «Диатаксису священнослужения» Патриарха К-польского Филофея Коккина, «В. Х. в.» исполнялось певчески братией ( Goar. Euchologion. P. 6). По описанию Арсения (Суханова) , в XVII в. в греч. храмах «В. Х. в.» «говорили на оба лика поделяся по строкам» (Проскинитарий Арсения Суханова 1649-1653//ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3 (21). С. 240). В совр. греч. богослужебных книгах указано чтение «В. Х. в.», на практике его читает предстоятель (стоящий в хоре игумен или архиерей) или чтец (Εχολγιον τ Μγα. Σ. 9; Святогорский устав. С. 52).

http://pravenc.ru/text/155308.html

В Евергетидском Типиконе XI в. устав службы О. с. н. излагается после 19 дек. В службе соединяются последования О. с. н., воскресное, предпразднства и рядового святого Минеи (святому посвящен только канон на утрене). Последование О. с. н. включает те же песнопения и чтения, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но на литургии поется причастен Пс 111.6. Приводятся указания для соединения со службой великого святого ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 343-345). Под 20 дек. есть некоторые особенности совершения этой службы в период предпразднства Рождества Христова (Там же. С. 346). При совпадении с 24 дек. воскресные песнопения отменяются вообще, кроме степенн и Евангелия воскресного на утрене (Там же. С. 351). Те же особенности (состав последования, указания о воскресных песнопениях) присутствуют и в Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем одну из южно-италийских редакций Студийского устава ( Arranz. Typicon. P. 73-74, 77-78). В Иерусалимском уставе , представляющем собой неосавваитскую редакцию Студийского устава, последование О. с. н. и уставные указания в целом те же, что и в студийских Типиконах, только на вечерне добавлены паремии (Быт 14. 14-20; Втор 1. 8-11, 15-17; Втор 10. 14-21; те же, что и в неделю 7-ю по Пасхе - св. отец Вселенского I Собора , ссылка на этот день встречается в некоторых Типиконах). Песнопения св. отец присутствуют во всех группах изменяемых текстов, включая стихиры на литии и тропари по «Ныне отпущаеши», что указывает на высокий праздничный статус этой памяти. Однако полиелей (и величание в рус. традиции) в честь св. отец не поется. На литургии то же последование, что и в Типиконе Великой ц., включая причастен Пс 32.1. Если О. с. н. попадает на день периода предпразднства (т. е. 18 или 19 дек.), песнопения предпразднства не поются (это указание отсутствовало в студийских Типиконах). Как и в Студийском уставе, в случае совпадения с 24 дек. отменяется воскресное последование, кроме степенн, прокимна и Евангелия воскресного на утрене. В нек-рых сравнительно ранних иерусалимских Типиконах отмечается, что воскресный канон не поется, поскольку в каноне О. с. н. присутствуют воскресные тропари (см., напр., Sinait. gr. 1098, 1392 г., л. 80), тогда как в более поздних рукописях и изданиях воскресный канон все же назначается, а воскресные тропари канона св. отец читаются 24 дек., когда отменяется воскресное последование Октоиха (Устав. М., 1641. Л. 341 об.; Типикон. Т. 1. С. 344). Последование

http://pravenc.ru/text/2581701.html

В полном каноне, к-рый является центральным гимнографическим текстом утрени по Студийскому и Иерусалимскому уставам, ирмос 9-й песни обычно посвящен Божией Матери или даже содержит прямые аллюзии на «В.»; возможно, «В.» была основой для 9-й песни канона. Однако в первоначальной редакции Студийского синаксаря, к к-рой близок Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г., специальных сведений о «В.» нет; эта песнь даже не указана среди «отпелов» (антифонов) Типикона ( Пентковский. Типикон. С. 406-407). Ничего не сообщает о «В.» и Евергетидский Типикон кон. XI в. В Иерусалимском уставе порядок исполнения «В.» освещен подробно: она поется между 8-й и 9-й песнями канона утрени (основу 8-й песни канона утрени образует песнь вавилонских отроков; основу 9-й - песнь прор. Захарии, отца св. Иоанна Предтечи), к каждому стиху «В.» припевается один и тот же припев - написанный прп. Космой Маюмским ирмос 9-й песни трипеснца Великой пятницы «Честнейшую херувим» (из-за этого в богослужебных книгах синонимом термина «В.» выступает термин «Честнейшую»). В конце 9-й песни канона «Честнейшую херувим» может повторяться еще раз с припевом «Достойно есть» . Стихи «В.» с припевом «Честнейшую херувим» поются 2 хорами поочередно; для пения «Достойно есть» хоры сходятся. Возможно, обычай исполнять «В.» таким способом появился уже в эпоху Студийского устава: в Мессинском Типиконе 1131 г. неск. раз упомянуты «7 обычных ирмосов Божией Матери» ( Arranz. Typicon. P. 395), исполняемые после канона; предположительно, число 7 возникает благодаря соединению 6 стихов «В.» со стихом «Достойно есть». Согласно Иерусалимскому уставу, пение «В.» на утрене начинается с того, что диакон (или священник), кадя св. престол, возглашает: «            (или  )  » (в старых редакциях богослужебных книг - напр., рус. дониконовских,- возглас может не содержать слов «    »). Во время пения «В.» служащий совершает полное каждение храма, а братия творит поклоны . «В.» поется на 6-й глас, т. е. на глас ирмоса «Честнейшую херувим», затем начинается 9-я песнь канона, в конце к-рого (за рядом исключений) поется гимн «Достойно есть», непосредственно связанный с «В.» использованием общего припева, а также тем, что после «Достойно есть» совершается поклон.

http://pravenc.ru/text/150153.html

В целом тот же устав соединения последования праздника Благовещения со службой Великой субботы приводится и в двух производных от первоначальной редакциях Студийского устава – афоно-итальянской (представленной составленным на Афоне ок. 1042 г. Типиконом прп. Георгия Мтацмидели и целым рядом греческих южноитальянских Типиконов, среди которых древнейший из сохранившихся – Мессинский Типикон 1131 г.) и малоазийской (представленной литургическими Синаксарями Евергетидского монастыря (составлен ок. 80-х гг. XI в.) и монастыря Христа Человеколюбца (составлен в нач. XII в.)). Отличия от указаний Студийско-Алексиевского Типикона невелики: в Типиконе прп. Георгия Мтацмидели (Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 259) они сводятся к тому, что на «Бог Господь» тропарь дня «Благообразный Иосиф» предваряет тропарь праздника, и иному порядку чтения благовещенских библейских зачал: во-первых, паремии праздника читаются только на вечерне в Великую пятницу (но не в Великую субботу); во-вторых, на литургии Великой субботы Апостол праздника следует за Апостолом дня, специально подчеркнуто пение перед Евангелием только «Воскресни, Боже…» (как известно, замена литургийного аллилуиария этим песнопением составляет одну из самых ярких особенностей службы Великой субботы), а о литургиных евангельских чтениях сказано так: «Евангелие: “В вечер же суботный…”. После этого Евангелия возглас: “Премудрость, прости!”, и другой диакон читает Евангелие праздника» – иными словами, Евангелия дня и праздника подчеркнуто разделены при помощи дополнительного возгласа, а также того, что их читают разные священнослужители. В Мессинском Типиконе (Arranz M.Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine: Codex Messinensis gr. 115, A. D. 1131. R., 1969. (Orientalia Christiana Analecta; 185). P. 141–142) среди отличий – только предписание петь вместо кафизмы на утрене три праздничных антифона (здесь – Пс 44, 71 и 148; замена в праздники утренних кафизм антифонами является общей чертой афоно-итальянской ветви Студийского устава; впоследствии она повлияла на появление т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Богородица. Икона. XII в. (Музей в Охриде) Богородица. Икона. XII в. (Музей в Охриде) В случае совпадения Б. с субботой или неделей, когда литургия не может быть совершена на вечерне, 2 паремии Б. переносятся на вечерню накануне; студийские Типиконы отменяют в случае попадания Б. на обычную субботу поста (но не на неделю или на особую субботу - Лазареву или Великую) службу Триоди и, как правило, предписывают петь на литургии общие кафедральные антифоны (к-рые в Студийском уставе имели характер «полупраздничных»; ныне - будничные антифоны) и входный стих «              ». Кроме того, студийские Типиконы содержат обширные Благовещенские главы (описывающие порядок служб при совпадении дней благовещенского цикла с особыми днями поста), объем к-рых в более поздних Типиконах увеличивается. С праздником Б. исторически связана суббота Акафиста; в студийских Типиконах эта связь ярко выражена. По Студийско-Алексиевскому Типикону, 24 марта на утрене к канонам предпразднства и сщмч. Василия прибавляется канон Акафиста, к-рый в самой службе субботы Акафиста назван «каноном Благовещению» ( Пентковский. Типикон. С. 244, 332). По Типикону Георгия Мтацминдели, последование Акафиста совершается не в 5-ю субботу Великого поста, а в субботу перед Б. Мессинский Типикон предписывает петь последование Акафиста вообще не в субботу только, но за 5 дней до Б. ( Arranz. Typicon. P. 223-224). С Мессинским Типиконом согласуется Триодь итал. происхождения (Crypt. Δ. β. IV, X в.), где указано, что «канон Пресвятой Богородицы поем с Акафистом за пять дней до Благовещения». Для повечерия 24 марта вечером Мессинский Типикон указывает канон Акафиста. Евергетидский Типикон ничего не говорит о пении Акафиста Богородице накануне праздника Б., но если праздник совпадет с субботой Акафиста, то канон Акафиста и первые 12 икосов Акафиста Богородице поются на паннихис, оставшиеся 12 икосов - на утрене после 6-й песни канона. Все студийские Типиконы указывают в качестве кондака Б. по 6-й песни канона утрени 25 марта проимий Акафиста Борогодице «    ».

http://pravenc.ru/text/149269.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009