В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем одну из южноиталийских редакций Студийского устава, даты О. слегка отличаются от др. редакций. О. Рождества Богородицы приходится на 13 сент. ( Arranz. Typicon. P. 21-22), Воздвижения - на 21 сент. (Ibid. P. 28-29), Введения - на 22 нояб. (Ibid. P. 61), Сретения - на 9 февр. (Ibid. P. 120-121), Преображения - на 13 авг. (Ibid. P. 179), Успения - на 23 авг. (Ibid. P. 182). Устав О. предполагает совершение только последования праздника, кроме О. Рождества Богородицы, когда соединяются последования Богородичного праздника и Обновления. В описании О. Сретения употребляется термин «восьмидневие» (κταμερον τς ορτς - Ibid. P. 121; ср. с «октавой»). Преполовение празднуется до субботы (Ibid. P. 265-267), пение воскресных песнопений Октоиха в будни продолжается до среды перед Вознесением (Ibid. P. 270-271). Как и в Студийско-Алексиевском, в Мессинском Типиконе есть дни своеобразного «попразднства» после памятей великих святых, к-рые можно сравнивать с О.: 7 дек. (Ibid. P. 69), 25 июня (Ibid. P. 161), 30 июня (Ibid. P. 163), 30 авг. (Ibid. P. 184). Согласно Георгия Мтацминдели Типикону сер. XI в., отражающему афонскую редакцию Студийского устава, даты О. в целом те же, что и в Мессинском Типиконе, кроме О. Введения 23 нояб. (как в Евергетидском Типиконе; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 241), Сретения 8 февр. (Там же. С. 253), Успения 22 авг. (Там же. С. 271; об этом празднике в Типиконе говорится: «Успение празднуем восемь дней»). В Иерусалимском уставе В Иерусалимском уставе, сформировавшемся в XI в. в мон-рях Палестины, система О. действует в целом так же, как и в Студийском уставе. За небольшим исключением даты О. в разных редакциях Иерусалимского устава не меняются вплоть до совр. печатных изданий. О. Рождества Богородицы полагается 12 сент., Воздвижения - 21 сент., Введения - 25 нояб., Богоявления - 14 янв., Преображения - 13 авг. и Успения - 23 авг. О. Сретения имеет место от 3 до 9 февр., в зависимости от близости Великого поста, в некоторых случаях оно вообще отсутствует. У праздника Входа Господня в Иерусалим О. нет, но на вечерне следующего дня поется неск. стихир этого праздника (ср. с пением стихир и тропаря в службе храмовому святому - т. н. О. храма). Остальные О. совпадают с теми же днями, к-рые указаны в студийских Типиконах. Устав О. предполагает совершение вседневной вечерни (без входа и паремий), утрени со славословным окончанием. На службе поется только последование праздника, кроме случаев совпадения со службами полиелейному святому, а также О. Введения, когда соединяются последования праздника свт. Климента Римского и свт. Петра Александрийского. В отличие от Студийского Иерусалимский устав предписывает совершать на литургии только чтения дня, если празднуется О. Господского праздника, или дня и праздника, если О. Богородичного праздника (25 нояб.- праздника и святых).

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

, Archbp. The Church of the Ancient Councils. N. Y., 2000; Мейендорф И. , прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000; Цыпин В. , прот. Курс церковного права. М.; Клин, 2004. С. 67-70, 473-478. Прот. Владислав Цыпин Гимнография Воспоминанию Вселенских Соборов посвящены неск. дней литургического года. Близкая к совр. система празднуемых памятей Вселенских Соборов присутствует уже в Типиконе Великой ц . IX-X вв. Гимнографические последования этих дней имеют много общих чтений и песнопений В Типиконе Великой ц. есть 5 памятей Вселенских Соборов, имеющих гимнографическое последование: в 7-ю неделю (воскресенье) по Пасхе - I-VI Вселенских Соборов ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 130-132); 9 сент.- III Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 22); 15 сент.- VI Вселенского Собора (Ibid. P. 34-36); 11 октября - VII Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 66); 16 июля - IV Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 340-342). С последней памятью связана память Собора 536 г. против Севира Антиохийского в неделю после 16 июля. Кроме того, в Типиконе отмечаются еще 4 памяти Вселенских Соборов, не имеющие особого последования: 29 мая - I Вселенского Собора; 3 авг.- II Вселенского Собора; 11 июля - IV Вселенского Собора (вместе с памятью вмц. Евфимии); 25 июля - V Вселенского Собора. Вселенские Соборы. Фрагмент иконы «Премудрость созда себе дом». Новгород. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Вселенские Соборы. Фрагмент иконы «Премудрость созда себе дом». Новгород. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) В студийском Синаксаре сравнительно с Типиконом Великой ц. количество памятей Вселенских Соборов было сокращено. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., память Вселенских Соборов отмечается 3 раза в год: в неделю 7-ю по Пасхе - 6 Вселенских Соборов ( Пентковский. Типикон. С. 271-272), 11 окт.- VII Вселенского Собора (вместе с памятью прп. Феофана песнописца - Там же. С. 289); в неделю после 11 июля - IV Вселенского Собора (одновременно даются указания о совершении памяти Собора в неделю до или после 16 июля - Там же. С. 353-354). В студийских Типиконах др. редакций - малоазийской и афоно-италийских XI-XII вв., а также в ранних иерусалимских Типиконах память Вселенских Соборов празднуется 1 или 2 раза в году: во всех Типиконах указывается память Вселенских Соборов в неделю 7-ю по Пасхе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 588-589; Arranz. Typicon. P. 274-275; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 301), в нек-рых южноиталийских и афонских памятниках отмечается также память IV Вселенского Собора в июле ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 860).

http://pravenc.ru/text/155488.html

Память О. х. В. начинает регулярно появляться в визант. Месяцесловах с возникновением и развитием студийской богослужебной традиции, представлявшей собой синтез элементов (гимнография, суточный круг) палестинского монашеского богослужения и к-польской литургической традиции; в ходе этой адаптации праздник Обновления, как элемент иерусалимского Месяцеслова, совмещается с такими элементами к-польского календаря, как предпразднство Воздвижения Креста и память мч. Корнилия Сотника. Праздник Обновления 13 сент. отсутствует в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., следовавшем практике Студийского монастыря ( Пентковский. Типикон. С. 281), а также в Евергетидском Типиконе . Однако в Евергетидском Типиконе под 29 дек. присутствует местный эквивалент праздника Обновления - праздник Обновления мон-ря Пресв. Богородицы Евергетиссы, в к-рый и совершается вся служба праздника Обновления, включая стихиры и чтения, она сочетается со службой попразднства Рождества Христова ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 364-367). В то же время Мессинский Типикон, отражающий южноиталийскую редакцию Студийского устава, предписывает совершать службу Обновлению 13 сент. в сочетании с попразднством Рождества Пресв. Богородицы ( Arranz. Typicon. P. 21-22). В частности, на вечерне Мессинский Типикон предписывает на «Господи, воззвах» 3 стихиры Обновлению: Εθου πργον σχος (        ), Εγκαινζεσθε δελφο (    ), Εγκανια τιμσθαι (    ), 3 паремийных чтения Обновлению и стихиры Обновлению на стиховне: Εγκαινζου, γκαινζου (    ), Πλαι μν γκαινζων (      ), Τν γκαινισμν τελοντες (    ), тропарь Рождеству Пресв. Богородицы. На утрене предполагается евангельское чтение - Ин 10. 22-37, каноны Рождеству Пресв. Богородицы и Обновлению, стихиры Рождеству Пресв. Богородицы и Обновлению и великое славословие. Канон мч. Корнилию читается на полунощнице. В Мессинском Типиконе евангельское чтение на литургии праздника Обновления, согласно Иерусалимскому Лекционарию (Ин 10. 22-37), указано как утреннее Евангелие, в то время как на литургии предписываются апостольское (Евр 3. 1 и след.) и евангельское (Мф 16. 13 и след.) чтения, соответствующие чтениям на праздник Обновления храма Св. Софии в К-поле, согласно Типикону Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 146). Чтение Мф 16 появляется также и в Иерусалимском Лекционарии как чтение на 5-й день праздника Обновления, на праздник Обновления Новой церкви в Иерусалиме, построенной в 543 г., и на праздники Обновления др. церквей (см.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. P. 52. N 1375; Permjakovs. 2012. P. 266). Впосл. чтения Евр 3. 1-4 и Мф 16. 13-17 становятся чтениями на литургии в день Обновления, согласно совр. визант. Лекционарию.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

25-36a. В груз. Типиконе прп. Георгия Мтацминдели ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 231-235), отражающем афонскую практику XI в., 10-13 сент. отмечено поклонение Кресту, но на службе поется последование Рождества Богородицы; только 10 сент. на литургии приведены чтения Креста (те же, что и в субботу перед В., с прокимном из Пс 28 и аллилуиарием из Пс 92). Относительно праздника Обновления прп. Георгий замечает, что этот праздник признается за великий только в Св. Софии К-польской, из-за чего сам он излагает его последование без особой торжественности. На праздничной вечерне накануне 14 сент.- особый прокимен из Пс 92. На службе В. употребляются разные тропари: на вечерне «        », на утрене на «Бог Господь» - «        ». Кафизмы заменяются особыми антифонами из Пс 134, 73 и 148, после к-рых сразу следуют «Всякое дыхание», Евангелие и «Воскресение Христово видевше». После канона поются хвалитные стихиры и великое славословие, в конце к-рого из алтаря выносится св. Крест и совершается чин воздвижения (в Типиконе приведены 2 варианта чина). На литургии исполняются праздничные антифоны (из Пс 21, 73, 98); входной стих (Пс 98. 5, после к-рого сразу «      » и ипакои); чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. На вечерне в день праздника - прокимен из Пс 113. В дни попразднства В. поются песнопения праздника; 15 сент. на утрене отменяются кафизмы; в день отдания праздника поется только последование В. В Мессинском Типиконе ( Arranz. Typicon. P. 22-29) праздничная служба изложена в целом так же, как и в Типиконе прп. Георгия Мтацминдели; однако на утрене В. поются степенны и есть прокимен, на литургии праздничные антифоны предваряются блаженнами с тропарями 6-й песни канона праздника, литургийный Апостол - 1 Кор 1. 18-24. В Мессинском Типиконе отмечено пение на блаженнах на литургии тропарей 6-й песни канона В. во все дни попразднства до отдания. Чтения суббот и недель перед В. и по В. те же, что и в Типиконе Великой ц. (но Евангелие субботы по В.- Ин 8. 21-30).

http://pravenc.ru/text/155081.html

Leuven etc., 2011. P. 791-802. (BETL; 244); Морескини К. История патристической философии. М., 2011. С. 209-213; Mejzner M. L " escatologia di Metodio di Olimpo. R., 2011. (SEAug; 124); Guignard C. Un passage de Méthode d " Olympe parmi des extraits agricoles//Augustinianum. 2012. Vol. 52. N 1. P. 155-158; Dechow J. F. From Methodius to Epiphanius in Anti-Origenist Polemic//Adamantius: Annuario di Letteratura Cristiana Antica e di Studi Giudeoellenistici. Pisa, 2013. Vol. 19. P. 10-29. А. Г. Дунаев Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., память М. отмечается 13 мая (по одной рукописи и без богослужебного последования - см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 293). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции под 22 февр., 13 мая и 20 июня помещено богослужебное последование М., состоящее из канона, цикла из 3 стихир и седальна (см.: ГИМ. Син. 164, 166, 167, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 53-54, 62, 69); канон М. под разными числами один и тот же, но в различных переводах (подробнее см.: Там же. С. 53-54); под 13 мая цикл стихир и седален отличаются от помещенных под 22 февр. и 20 июня. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, М. не упоминается, но в Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, память М. отмечается 13 мая без богослужебного последования ( Arranz. Typicon. P. 151). В древнейших сохранившихся греч. редакциях Иерусалимского устава память М. отмечается 13 или 18 мая: в рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. 18 мая М. указан отпустительный тропарь Καννα πστεως (    ) (см.: Lossky. Typicon. P. 215); в рукописи Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв., в день памяти М. 13 мая назначается служба с пением на утрене «Аллилуия» (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 49). В Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. в день памяти М. 20 июня совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ( Миркович. Типикон. Л. 110б). Такие же указания содержатся в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. память М. отмечается 20 июня; совершается служба либо с «Аллилуия», либо с «Бог Господь» и тропарем - указан отпустительный тропарь 1-го гласа      ; также М. назначаются кондак 4-го гласа       (ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 101 (доп. паг.)), канон, цикл стихир и седален. Такие же указания содержатся и в пореформенном издании московского Типикона 1682 г. (последнее лежит в основе совр. Типикона РПЦ).

http://pravenc.ru/text/2633849.html

Н. Н. Крашенинникова, А. Н. Крюкова, О. В. Лосева, А. Е. Петров Гимнография Память К. С. отмечается 29 окт. в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе. В этот день на литургии назначаются чтения 2 Кор 8. 16-24, аллилуиарий со стихом из Пс 66, Евангелие Лк 24. 13-35 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 48). Сщмч. Корнилий Сотник. Фрагмент сцены «Крещение в доме Корнилия Сотника» в Софии Киевской. 1046–1061/67 гг. Сщмч. Корнилий Сотник. Фрагмент сцены «Крещение в доме Корнилия Сотника» в Софии Киевской. 1046–1061/67 гг. Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв., память К. С. отмечается 20 окт.; богослужебное последование не описано ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 72). В этот же день в архаичной груз. Минее Sinait. georg. 65, X в., содержится служба К. С., включающая канон и 2 цикла стихир (см.: Л. 104 об.- 106). В различных редакциях Студийского устава память К. С. отмечается 13 сент. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, богослужебное последование К. С., состоящее из канона и цикла стихир-подобнов, соединяется со службами Октоиха и предпразднства Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ( Пентковский. Типикон. С. 281). Там же содержится заметка, что первоначально 13 сент. совершалась служба с пением на утрене «Аллилуия» , но в Студийско-Алексиевском мон-ре стали петь службу с «Бог Господь» и тропарем (т. е. более торжественную) ради предпразднства Крестовоздвижения - т. о., праздничные элементы службы 13 сент. не имеют отношения к памяти К. С. В рукописных слав. Минеях студийской традиции помимо канона и цикла стихир К. С. назначается также седален ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0109-0118). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. служба 13 сент. имеет тот же состав, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; на литургии К. С. назначается прокимен из Пс 32 и Апостол, Деян 10. 1-? (конец чтения неясен; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 269-270). В афонских (напр., в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в.- Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 231-232) и южноиталийских (напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 21-22) редакциях Студийского устава память К. С. 13 сент. отсутствует, ее, по-видимому, вытесняет праздник Обновления (Освящения) храма Воскресения Господня в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/2458719.html

Песнь Моисея из В. всегда включается в перечни библейских песней, появившиеся в III-VI вв.: напр., у Оригена (Гомилии на Песнь Песней. 1. 1//Патристика: Новые переводы, статьи. Н. Новг., 2001. С. 50-51), у Филона Карпафийского (Ennarratio in Canticum Canticorum//PG. 40. Col. 29), у свт. Амвросия Медиоланского (Expl. Ps. 1. 4-6; In Luc. 6. 7), у Верекунда, еп. североафрикан. г. Юнка († 552) (Comment. super cantica ecclesiastica. 1. 1//CCSL. 93. P. 3 ff.). Древнейший перечень библейских песней, употреблявшихся в службах суточного круга, принадлежит Никите, еп. Ремесианскому (340-414), к-рый упоминает среди них и песнь Моисея из В. (De utilitate hymnorum. 1. 9. 11//JThSt. 1923. Vol. 23. P. 225-252), причисляя ее к песнопениям на заре (Laudes) (De psalmodiae bono. 3//PL. 68. Col. 373). В Александрийском кодексе Библии (V в.) эта песнь выписана после псалмов, 2-й по счету, наряду с 14 библейскими песнями. В копт. кодексе Brit. Lib. Or. 7594 ее текст имеет экфонетическую разметку, что явно указывает на богослужебное использование. Хотя в ряде памятников песнь Моисея встречается на пасхальном бдении (напр., Sacramentarium Gelasianum Vetus. 1. 43), ее обычное местоположение - на утрене. При этом начиная с V-VI вв. существуют 2 практики: ежедневное ее исполнение и пение только в один из дней недели ( Schneider. 1949). По «Правилам» прп. Венедикта, песнь Моисея из В. пелась на Laudes по субботам, а также, вероятно, в 3-й части (ноктурне) воскресного бдения в числе 3 библейских песней, к-рые выбирал авва, с припевом «аллилуия» (Гл. 11, 13//Древние иноческие уставы. С. 611, 613). В соборном песненном последовании К-поля песнь из В. являлась 4-м антифоном субботней утрени и исполнялась с припевами: к стихам 1-14 - «Слава Тебе, Боже»; к стихам 15-21 - «Сохрани мя, Господи»; к стихам 22-38 - «Праведен еси, Господи»; к стихам 39-43 - «Слава Тебе, слава Тебе» (Athen. Bibl. Nat. gr. 2061, XIII в.; Sym. Thessal. De sacr. predicat. 349). В палестинском Часослове песнь Моисея из В. также стихословилась после псалмов начальной части утрени. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., к ней полагалось припевать следующие стихи: к стихам 1-14 - «Вонми небо»; к стихам 15-21 - «Сохрани мя, Господи»; к стихам 22-38 - «Праведен еси, Господи»; к стихам 39-43 - «Слава Тебе» ( Пентковский. Типикон. С. 406-407; ср.: Arranz. Typicon. P. 295-296). С появлением жанра гимнографического канона она стала основой 2-й песни канона и цитируется в соответствующих ирмосах (напр., в каноне в субботу сырную:            ; ср.: Втор 32. 39). Однако после X в. по неясной до сих пор причине 2-я песнь выпала из большей части канонов (см.: Рыбаков. 2002; Bernhard. 1969) и сохранилась за богослужением лишь нек-рых дней года; но даже в те дни, когда каноны поются со 2-й песнью, песнь Моисея из В. может не стихословиться. В совр. литургических книгах ее стихословие сохранено лишь для вторников Великого поста (Ирмологий. Т. 1. С. 147-149).

http://pravenc.ru/text/160983.html

ANDRIEU M. ORDINES=Andrieu M. Les «Ordines Romani» du haut moyen âge. 5 vols.//Spicilegium Sacrum Lovaniense. Fasc. 11, 23, 24, 28, 29. Louvain, 1956–1961. ANGOLD=Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081–1261. New York/Cambridge 1995. ARRANZ M. ETAPES=Arranz M. Les grandes étapes de la liturgie byzantine: Palestine – Byzance – Russie Essai d " aperçu historique.//Liturgie de l " église particulière, liturgie de l " église universelle. Roma: Edizioni liturgiche, 1976=BELS. Vol. 7. P. 67–72 ARRANZ M. SACREMENTS=Arranz M. Les sacrements de l’ancien Euchologe constantinopolitain//OCP. 1984. 50. ARRANZ M. TYPICON=Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine (Cod. Messinensis gr. 115, AD 1131)//OCA. Roma, 1969. 185. ARRANZ M. USPENSKY=Arranz M. N. D. Uspensky: The Office of the All-Night Vigil in the Greek Church and in the Russian Church//SVTQ. 1980. 24. ARSENIEV=Arseniev N. Russian Piety. London, The Faith Press, 1964//Library of Orthodox Theology. Vol. 3. ATTWATER=The Eastern Branches of the Catholic Church/Attwater D. (ed.) NY/Toronto, 1938. BALOGH=Balogh J. «Voces Paginarum». Beitrage zur Geschichte des lauten Lesens und Schreibens//Philologus. 82. 1927. BAR SALIBI EXPOSITIO=Laboubt H. Dionysii bar Salibi Expositio Liturgiae//CSCO. Scr. syri 13–14. Ser. 2, 93. Paris-Leipzig, 1903. BAUMSTARK A. COMPARATIVE LITURGY=см. CL BAUMSTARK A. DENKMÄLER=Baumstark A. Denkmäler der Entstehungsgeschichte des byzantinischen Ritus//OC. 1927. 3, 2. S. 1–32. BAUMSTARK A. MESSE=Baumstark A. Die Messe im Morgenland, München, n. d. BAUMSTARK Α. WERDEN=Baumstark Α. Vom geschichtlichen Werden der Liturgie//EΟr., Freiburg/B., 1923. 10. BECK=Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. BELS 129=Les mouvements liturgiques. Corrélations entre pratiques et recherches. Conférences Saint-Serge, Le Semaine d’études liturgiques, Paris 23–26 juin 2003/Braga C., Pistoia A. (eds.)//BELS. Vo l. 129. Rome: CLV-Edizioni liturgiche, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Смирнов. 1873 – Смирнов Ф. Богослужение апостольского времени//ТКДА. 1873. 5, с. 77–155. Тафт. Обряд – Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк/Пер. с англ. А. А. Чекаловой. СПб., 2000. Тацит. Анналы – Тацит. Сочинения в 2-х тт. Т. I. Л., 1969. Тертулл. II – Творения Тертуллиана , христианского писателя в конце II и начале III века/Пер. Е. Карнеева. Ч. II. СПб., 1847. Типикон. 1992 – Типикон, сиесть Устав. СПб., 1992. В 2-х частях. Уайбру. Литургия – Уайбру Хью. Православная Литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000. Успенский. Анафора – Успенский Н. Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа)//Богословские труды. М., 1975. Сб. 13. Успенский. Вечерня – Успенский Н. Д. Православная Вечерня (Историко-литургический очерк)//БТ, 1960. Сб. 1, c. 7–52. Успенский. Бдение 18 и 19 – Успенский Н. Д. Чин Всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви//БТ, 1978. Сб. 18–19. Учение. 1996 – Учение Двенадцати Апостолов/Введ. В. С. Соловьева (к изд. 1886 г.); Пер. с греч., ввод. статья и коммент. игумена Иннокентия (Павлова). [М., 1996]. Федоров. 1977 – Федоров В. Иерусалимский Месяцеслов по Лекционарам V века. Л., 1977 (машинопись, библиотека СПбДА, Д-524). Феодорит. Ист. – Феодорит Кирский . История боголюбцев, или Подвижническое житие/Пер. А. Сидорова . М., 1996. Феодор (Поздеевский) . 1914 – Феодор (Поздеевский) , еп. Церковно-богослужебная практика по «Постановлениям Апостольским». М., 1914. Шмеман. Введение – Шмеман А., протопр. Введение в литургическое богословие. М., 1996 (первое русское изд.: Париж, 1961). Arranz. 1987 – Arranz M. La Liturgia Oriental//Seminarium, 1987. 27, р. 240–250. Arranz, Parenti. 1989 – Arranz M., Parenti S. Liturgia Patristica Orientale//Quacquarelli A. Complementi interdisciplinary di Patrologia. Citta Nuova. Roma, 1989, p. 605–655. Arranz. 1993 – Arranz M. Une traduction du Tetragramme divin dans quelques textes liturgiques slaves//Jews and Slaws. Jerusalem – St.-Petersburg, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Chevetogne, 1963. V. I. P. 113–120. Составлен в 1038–1045 годах Георгием Мтацминдели, игуменом Иверского монастыря на Афоне. Подробное описание Синаксаря с многочисленными выписками см.: Кекелидзе К. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 228–313. София, НБКМ, 933; НБКМ, 522; НБКМ, 882. Mateos J. La celebration de la parole dans la liturgie byzantine. Roma, 1971. P. 46–49 (Orientalia Christiana Analecta, 191). Кекелидзе К. Указ. соч. С. 305–306; Arranz M. Le typicon du monastere du Saint-Sauveur а Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. P. 3–11 (Orientalia Christiana Analecta, 185); Дмитриевский А. У каз. соч. Т. I. С. 797–809. Pertusi A. Rapporti tra il monachesimo italo-greco ed il monachesimo bizantino nell " alto medioevo//La Chiesa greca in Italia dall " VIII al XVI secolo/Atti del Convegno storico interecclesiale (Bari, 30 aprile – 4 maggio 1969). Padova, 1972. V. II. P. 482–486; Arranz M. Op. cit. P. IX–XIII; Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. CX–CXLII, 795–912. Apostolidis A. Il Typicon di S. Nicola di Casole secondo il codice Taur. Gr. C III 17 (Introduzione, Testo critico, Indici)//Tesi di dottorato. Pontificia Universita S. Tommaso d " Aquino in Roma. Facolta di Teologia. Sezione ecumenico-patristica greco-byzantina «S. Nicola». Bari, 1983–84. P. 263 (testo dattiloscritto); Arranz M. Op. cit. P. 242. Arranz M. Op. cit. P. 198; Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 869. Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 1–70. Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы///Журнал Московской Патриархии. 2001. 4. С. 75–76. Бенешевич В. Н. Тактикон Никона Черногорца (Греческий текст по рукописи 411 Синайского монастыря св. Екатерины). Петроград, 1917. Вып. I. С. 30, 61–66 (Записки историко-филологического факультета Петроградского университета, CXXXIX). Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 83, 176–180. Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев, 1907. С. 213. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010