Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСХИРИОН [Исхирон, Схирон; араб.    /  ; копт. apa usyirwn/ isyirwn/ s4irwn/ xhrwn ; эфиоп.    /  ] (IV в.), вмч. (пам. копт. 7 паоне/бауна (эфиоп. 7 санэ; 1 июня), перенесение мощей - 7 тобе/тубаха (2 янв.); пам. зап. 1 июня), пострадал в г. Ликополь (копт. Сиут, араб. Асьют, В. Египет) вместе с 5 воинами; один из самых почитаемых святых Коптской Церкви . Мученичество Основным источником сведений об И. является сказание о нем в составе копто-араб. Синаксаря (XIII-XIV вв.). И. происходил из егип. сел. Каллин (Киллин), расположенного в дельте Нила, близ совр. г. Кафр-эш-Шейх. Он нес службу в войске Арриана, правителя г. Антиноя, столицы обл. Фиваида. Когда в Фиваиде был объявлен приказ имп. Диоклетиана (284-305), принуждающий всех жителей империи приносить жертвы языческим богам, И. публично отказался подчиниться, проклял императора и его богов и был заключен в темницу. Через некоторое время он был отправлен в Ликополь ( Am é lineau. 1893. P. 464-466), куда прибыл Арриан. Вместе с И. находились еще 5 воинов-христиан. Они названы арабизированными вариантами греч. или лат. имен, из к-рых надежно идентифицируется только Петр; остальные имена в различных рукописях переданы по-разному: Валифийус (  ) или Алфийудус (  ), Арманийус (  ) или Армасийус (  ), Аркийас (  ), Кираййун (  ) или Кирайнун (  ; Киприан?). Нек-рые из воинов были распяты, другие обезглавлены. Арриан приказал сначала бить И., затем содрать кожу с его головы, потом привязать его к хвосту лошади и влачить по городу, вылить на мученика расплавленный свинец и, наконец, бросить его в бане в раскаленную печь. После каждой пытки И. являлся ангел и исцелял его раны. Тогда правитель приказал позвать «великого волхва» Александра. Тот повелел полить внутри нечистотами и закрыть двери бани, где находился И.; затем взял змею, произнес над ней заклинание и, когда змея разделилась на 2 части, извлек из нее яд и печень, поместил их в глиняный сосуд, приказал сварить содержимое и заставить И. выпить его. Но И. остался невредим, и тогда явившийся демон снял с волхва одежду и бил его до тех пор, пока тот не исповедал Христа Богом. Правитель приказал обезглавить Александра, и он скончался как мученик. Арриан подверг И. др. пыткам, но так и не смог заставить его отречься от Христа. И. был обезглавлен.

http://pravenc.ru/text/1237701.html

В «Истории египетских монахов» сохранилось свидетельство, что Е. П. «часто посещал и Александрию, где заграждал уста эллинским философам» (Hist. mon. Aeg. 20. 82-83). Со временем Е. П. стал опытным монахом и наставником (аввой), получившим от Бога дар мудрости, прозорливости, чудотворения и различения помыслов и духов (Ibid. 20. 80-82; Pallad. Hist. Laus. 38. 10, 12; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23). В Келлиях он близко сошелся с 4 Длинными братьями, учениками знаменитого аввы Памво - Аммонием, Евфимием, Диоскором и Евсевием, в результате чего там образовался кружок ученых монахов-оригенистов. Вскоре Е. П. стал играть ведущую роль в этом кружке, приобретшем известность как «окружение святого Аммония и Евагрия» и даже как «окружение блаженного Евагрия», «общество Евагрия» или «братство Евагрия» ( Pallad. Hist. Laus. 24. 2; 35. 3-5). У него появились ученики, самые известные из к-рых - Палладий (впосл. епископ Еленопольский) и Ираклид, родом с Кипра (впосл. епископ Эфесский). По субботам и воскресеньям в келью Е. П. собирались братья-монахи, открывали ему свои помыслы, слушали его наставления до восхода солнца, а затем удалялись, радуясь и прославляя Бога, поскольку слова Е. П. были сладостны; если кто-то имел особый вопрос, он мог остаться и обсудить его с Е. П. наедине. Ежедневно Е. П. принимал у себя 5-6 посетителей из монахов или мирян, приходивших издалека, чтобы послушать его мудрые наставления ( Am é lineau. P. 114-115). Часто паломники приносили ему различные дары, к-рые он отдавал келейнику, распоряжавшемуся его хозяйственными делами. Е. П. занимался перепиской рукописей, т. о. зарабатывая себе на годовое пропитание ( Pallad. Hist. Laus. 38. 10). Он проводил жизнь в строгом посте и молитве и, по словам Руфина, был человеком «необычайного воздержания» ( Rufin. Hist. mon. 27). В день он съедал лишь 300 г хлеба с маслом, к-рое расходовал по пол-литра за 3 месяца, полностью воздерживался от овощей и фруктов и практически не пил воды ( Pallad. Hist. Laus. 38. 10, 12, 13; Am é lineau.

http://pravenc.ru/text/180865.html

Под именем М. Т. сохранилась Гомилия в честь арх. Михаила на саидском диалекте копт. языка (NY Morgan. М. 592, IX в.(?); изд. и лат. пер.: Lafontaine G. Un éloge copte de Saint Michel attribué à Macaire de Tkow//Le Muséon. Louvain, 1979. Vol. 92. P. 301-320; нем. пер.: Moawad. 2009. S. 16-26). Ист.: Amé lineau E. Monuments pour sérvir à l " histoire de l " Égypte chrétienne. P., 1888. Vol. 1. P. 92-164; Nau F. Histoire de Dioscore, patriarche d " Alexandrie, écrite par son disciple Théopiste//J. Asiatique. Sér. 10. P., 1903. Vol. 1. P. 5-108, 241-310; Lefort L. T. À propos de Macaire de Tkow//Le Muséon. 1952. Vol. 65. P. 5-9 [начало Похвального слова по сгоревшей рукописи из б-ки Лувена]; A Panegyric on Macarius, Bishop of Tkow: Attributed to Dioscorus of Alexandria/Ed., transl. D. W. Johnson. Louvain, 1980. 2 vol. (CSCO; 415-416. Copt.; 41-42); S é v è re ibn al-Moqaffa (?)lsquo; , é v ê que d " Aschmounain. Réfutation de Sa‘îd ibn-Batriq (Eutychius): Le livre des Conciles/Texte arabe publ. et trad. par P. Chébli. P., 1909. Turnhout, 1983r. P. 200-202. (PO; T. 3. Fasc. 2); SynAlex. Vol. 1. P. 371-373. Лит.: Revillout E. Récits de Dioscore exilé à Gangres sur le Concile de Chalcédoine//Revue égyptologique. P., 1880. Vol. 1. P. 187-189; 1882. Vol. 2. P. 21-25; 1885. Vol. 3. P. 17-24; Болотов В. В. Из церковной истории Египта//ХЧ. 1884. Ч. 2. 11/12. С. 581-625; 1885. Ч. 1. 1/2. С. 9-94; Лебедев А. П. Коптские и арабские источники по истории древней, преимущественно Египетской, Церкви//БВ. 1892. Т. 1. 1. С. 233-258; Orlandi T. Elementi di lingua e letteratura copta. Mil., 1970. P. 90-92; Johnson D. W. Macarius of Tkow, Saint//CoptE. Vol. 5. P. 1492-1494; Esbroeck M., van. La Dormition chez les Coptes//Actes du IVe Congrès copte/Éd. M. Rassart-Debergh, J. Ries. Louvain-la-Neuve, 1992. Vol. 2. P. 436-445; Emmel S. Immer erst das Kleingedruckte lesen: «Die Pointe verstehen» in dem koptischen Panegyrikos auf Makarios von Tko  ou//Ägypten - Münster/Hrsg. A. I. Blöbaum et al. Wiesbaden, 2003. S. 91-104; Frankfurter D. Illuminating the Cult of Kothos: The «Panegyric on Macarius» and Local Religion in Fifth-Century Egypt//The World of Early Egyptian Christianity: Language, Literature, and Social Context/Ed. J. Goehring, J. Timbie. Wash., 2007. P. 176-188; Moawad S. Exegese des Makarios von Tko  ou über den Erzengel Michael//Le Muséon. 2009. Vol. 122. P. 11-26; idem. Untersuchungen zum Panegyrikos auf Makarios von Tko  ou und zu seiner Überlieferung. Wiesbaden, 2010 (рец.: Klein K.//Plekos. 2014. N 16. P. 55-78 [Электр. изд.]).

http://pravenc.ru/text/2561464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК († 306), мч. из Тифре (пам. копт. 6 пашонса/башанса (1 мая)). Мученичество И. было написано на бохайрском диалекте коптского языка (BHO, N 542) и дошло в 3 рукописях (Lond. Brit. Mus. Orient. 8799; Vat. copt. 66; Vat. copt. 69). Автор, называющий себя Христофором, сообщает, что он был свидетелем и участником описываемых событий, однако на основании стилистических особенностей Мученичество датируют VII-VIII вв. В это время в коптской литературе активно создавались корпусы текстов, связанных с именем того или иного святого, по принятому в коптологии наименованию - циклы. Однако Мученичество И. не входит ни в один из них. Араб. перевод Мученичества, сохранившийся в нескольких рукописях, не издан; его краткая редакция вошла в состав копто-араб. Синаксаря (XIII-XIV вв.). Впосл. оно было переведено митр. Саламой (1348-1388) на эфиоп. язык (BHO, N 543). И., 25-летний христианин, жил в сел. Тифре (араб. Дифра), рядом с г. Панау в дельте Нила. После того как префект Кулькиан обнародовал в Александрии антихристианский эдикт рим. имп. Диоклетиана , И. явился ангел с призывом публично исповедать веру в г. Тауба (Тава; см.: Am é lineau E. La géographie de l " Égypte à l " époque copte. P., 1893. P. 521-522), к югу от Александрии. Несмотря на уговоры родителей, И. отправился к Кулькиану и, дождавшись его выхода из бани, объявил себя христианином. Правитель должен был ехать в др. город и до своего возвращения поручил стеречь И. воину Дионисию, к-рый уговаривал И. согласиться на жертвоприношение языческим богам. Однако, став свидетелем чудесного исцеления слепого по молитве И., Дионисий обратился в христианство. Вернувшись, префект повелел казнить своего подчиненного; Дионисий был обезглавлен 5 пашонса/башанса (30 апр.). И. был отправлен в г. Пшати (Никиу), подвергнут пыткам, а затем передан правителю Арриану, к-рый увез его на юг. Во время переправы на судне И. вернул зрение одному из матросов. По прибытии в Антиною, столицу пров. Фиваида, И. был заключен в тюрьму, где находились др. христиане, в т. ч. Апатер - в его Мученичестве есть упоминание об И. (Les Actes des martyrs de l " Égypte/Éd. H. Hyvernat. P., 1886. Vol. 1. P. 99-100). После судебного разбирательства и пыток И. был отправлен в Таубу и там обезглавлен. Год кончины И. был установлен К. Вандерслейен на основании синхронного упоминания в Мученичестве префектов Кулькиана и Арриана ( Vandersleyen Cl. Chronologie des préfets d " Égypte de 284 à 365. Brux., 1962. P. 88. (Latomus; 55)).

http://pravenc.ru/text/674121.html

В раскопанных жилых комплексах К. богато представлена эпиграфика. Бóльшая часть надписей выполнена красной охрой на штукатурке, иногда на мраморе, хотя встречаются и нанесенные чернилами или углем. Надписи преимущественно сделаны на бохайрском диалекте копт. языка и являются одними из древнейших памятников этого диалекта; эпиграфика на греческом (с вкраплением коптизмов) менее распространена, на арабском - датируется в основном тем периодом, когда К. были уже оставлены монахами. В надписях чаще всего сообщается о кончине того или иного монаха по стандартному формуляру, реже содержатся пояснения к элементам декора, цитаты из Свящ. Писания или из апокрифических текстов, списки посетивших данный комплекс паломников, молитвы. Надписи на керамике, как правило плохо поддающиеся прочтению, недостаточно изучены. Сохраненные в эпиграфике имена монахов К. в основном библейского или народно-копт. происхождения; иногда в надписях встречаются имена правящего визант. императора и Александрийского патриарха, а также завоевателей, нашествию к-рых Египет подвергался в данную эпоху. Большинство помещений в К. были в той или иной степени декорированы. Тематика изобразительного искусства разнообразна - от максимально простых геометрических узоров до детально прорисованных животных, птиц, судов. Наиболее частым предметом изображения был крест, в качестве орнаментального мотива постоянно повторяемый на стенах построек, а в качестве объекта поклонения обычно украшавший нишу во внутренней восточной стене молельных комнат. В К. засвидетельствованы изображения греч., лат., лапчатого и других разновидностей креста. Известны отдельные рисунки светского характера (напр., полулежащей у реки женщины, напоминающей Исиду ), однако доминирует христианская тематика: изображения Христа Спасителя, близкие к типу Пантократора, монахов, вмч. Мины с верблюдами и др. святых. Лит.: Amé lineau É . Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894; Evelyn-White H. G. The Monasteries of Wâdi " n Natrûn. N. Y., 1932.

http://pravenc.ru/text/1684151.html

P. 832). В западных «исторических» Мартирологах IX в. М. не упоминается. Кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.) память М. под 25 нояб. (MartRom. P. 543). В современной редакции Римского Мартиролога мученик поминается под тем же числом (MartRom (Vat.). P. 607). В западной литургической традиции в честь М. были написаны многочисленные гимны ( Chevalier U. Repertorium hymnologicum. Louvain, 1892. T. 1. P. 14, 181. N 208, 3945; T. 2. 1897. P. 31, 87, 104, 514. N 10403, 11242, 11504, 18060; 1912. T. 4. P. 153. N 37689). Ист.: BHG, N 1274-1277а; BHO, N 753; BHL, N 5933-5938, 5938b, 5938d, 5939; Giovardi V. Acta passionis et translationis sanctorum martyrum Mercurii ac XII Fratrum. R., 1730; SynCP. Col. 253, 256, 258-259; Delehaye H. Les légendes greques des saints militaires. P., 1909. P. 91-101 [исслед.], 234-258 [изд.]; Binon S. Documents grecs inédits relatifs à S. Mercure de Césarée. Louvain, 1937; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 183-184; ЖСв. Нояб. С. 681-891; Miracula S. Mercurii: Testo latino inedito da un manoscritto della vallicelliana/Ed. T. Orlandi. Mil., 1967; Passione e miracoli di S. Mercurio/Ed. T. Orlandi, Transl. S. Di Giuseppe Camaioni. Mil., 1976; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 313-314. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 19012. Т. 2. С. 364; Т. 3. С. 483-484; Butler A. J. The Ancient Coptic Churches of Egypt. Oxf., 1884. Vol. 1. P. 75-154, 357-360; Am é lineau E. Les Actes des martyrs de l " Église Copte. P., 1890. P. 16-18; Delehaye H. La Translatio S. Mercurii Beneventum//Mélanges Godefroid Kurth. Liège, 1908. Vol. 1. P. 16-24 (переизд.: idem. Mélanges d " hagiographie grecque et latine. Brux., 1966. P. 189-195); idem. Origines. 19332. P. 176, 309; Krappe A. H. La vision de S. Basile et la légende de l " empereur Julien//RBPH. 1928. Vol. 7. N 3. P. 1029-1034; Baynes N. H. The Death of Julian the Apostate in a Christian Legend//JRS. 1937. Vol. 27. P. 22-29; Binon S. Essai sur le cycle de saint Mercure: Martyr de Dèce et meurtrier de l " empereur Julien. P., 1937; ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 1001; Sauget J.-M. Mercurio, santo, martire di Cesarea di Cappadocia//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 362-368; idem. Mercurio, sanro, martire ad Eclano//Ibid. Col. 368; Σωφρνιος (Εστρατιδης).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Лит.: Neale J. M. A History of the Holy Eastern Church: The Patriarchate of Alexandria. L., 1847; Am é lineau E. Monuments pour servir à l " histoire de l " Égypte chrétienne aux IVe, Ve, VIe et VIIe siècles. P., 1895; Rohrbach P. Die alexandrinischen Patriarchen. B., 1891; Болотов. Лекции. Т. 3-4; Fowler M. Christian Egypt: Past, Present and Future. L., 1901; Faivre J. Alexandrie//DHGE. T. 2. Col. 289-369; Maspéro J. Histoire des patriarches d " Alexandrie, 518-616. P., 1923; Bell H. I. Jews and Christians in Egypt: The Jewish Troubles in Alexandria and the Athanasian Controversy. L., 1924; Diehl Ch. L " Égypte chrétienne et byzantine. P., 1933; Antonini L. Le chiese cristiane nell " Egitto dal IV al IX secolo secondo i documenti dei papiri greci//Aegyptus. 1940. Vol. 20. P. 129-208; Hardy E. R. The patriarchate of Alexandria//Church History. 1946. T. 15. P. 81-101; Telfer W. Meletios of Lycopolis and Episcopal Succession in Egypt//Harvard Theol. Review. 1955. T. 48. P. 227-237; Ortiz de Urbina I. Diritti del vescovo alessandrino prima del concilio di Calcedonia//OCA. 1968. T. 180. P. 71-85; Wipszyska E. Les ressources et les activités économiques des églises en Égypte du IVe au VIIIe siècle. Brux., 1972; eadem. Le monachisme égyptien et les villes//TM. 1994. T. 12. P. 1-44; eadem. Études sur le christianisme dans l " Égypte de l " antiquité tardive. R., 1996; Meinardus O. F. A. Christian Egypt: Ancient and modern. Cairo, 1977. T. 1-2; Лоллий (Юрьевский), архиеп. Александрия и Египет//БТ. 1978. Сб. 18. С. 136-179; 1980. Сб. 21. С. 181-220; 1983. Сб. 24. С. 46-96; 1984. Сб. 25. С. 57-153; M ü ller C. D. G. Alexandrien//TRE. Bd. 2. S. 248-261; Martin A. Les premiers siècles du christianisme à Alexandrie//REAug. 1984. T. 30. P. 211-225; Brakmann H. Σναξις καθολικ in Alexandreia//JAC. Bd. 30. 1987. P. 74-89; Hierarchia Ecclesiastica Orientalis. Ser. Episcoporum Ecclesiarum Christianarum Orientalium, II: Patriarchatus Alexandrinus, Antiochensis, Hierosolymitanus/A cura di G. Fedalto. Padova, 1988; Bagnall R. S. Egypt in the Late Antiquity. Princeton, 1993; Worp K. A. A Checklist of Bishops in Byzantine Egypt (A. D. 325-c. 750)//ZfPE. 1994. Bd. 100. S. 283-318; Haas Ch. Alexandria in Late Antiquity: Topography and Social Conflict. Baltimore; L., 1997.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Ист.: Les Actes des martyrs de l " Égypte/Éd. H. Hyvernat. P., 1886. Hildesheim; N. Y., 1977r; Contes et romans de l " Égypte chrétienne/Éd., trad. E. Amélineau. P., 1888. 2 vol.; Légendes coptes/Publ., trad., annot. N. Giron. P., 1907; Acta Martyrum/Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. Louvain, 1907-1950. 4 vol. (CSCO; 43-44, 86, 125. Copt.; 3-4, 6, 15); Coptic Texts on St. Theodore the General, St. Theodore the Eastern, Chamoul and Justus/Ed., transl., annot. E. O. Winstedt. L.; Oxf., 1910. Amst., 1979r; Coptic Martyrdoms, etc., in the Dialect of Upper Egypt/Ed., transl. E. A. W. Budge. L., 1914. N. Y., 1977r; Miscellaneous Coptic Texts in the Dialect of Upper Egypt/Ed., transl. E. A. W. Budge. L., 1915. N. Y., 1977r; Koptische Heiligen- und Martyrerlegenden/Hrsg., Übers. W. Till. R., 1935-1936. 2 Tl. (OCA; 102, 108); Four Martyrdoms from the Pierpont Morgan Coptic Codices/Ed., transl. E. A. E. Reymond, J. W. B. Barns. Oxf., 1973; Constantini episcopi urbis Siout Encomia in Athanasium duo/Ed. T. Orlandi. Louvain, 1974. 2 vol. (CSCO; 349-350. Copt.; 37-38); Vite dei monaci Phif e Longino/Introd. a cura di T. Orlandi; trad. A. Campagnano. Mil., 1975; A Panegyric on Macarius, Bishop of Tkôw, Attributed to Dioscorus of Alexandria/Ed., transl. D. W. Johnson. Louvain, 1980. 2 vol. (CSCO; 415-416. Copt.; 41-42); Vite di monaci copti/A cura di T. Orlandi; trad. A. Campagnano. R., 1984; Me   na of Nikiou. The Life of Isaac of Alexandria and the Martyrdom of St. Macrobius/Introd., transl., annot. D. N. Bell. Kalamazoo, 1988; Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. яз./Введ., пер., коммент.: А. И. Еланская. СПб., 1993, 20012; Zaborowski J. R. The Coptic Martyrdom of John of Phanijoit: Assimilation and Conversion to Islam in 13th Century Egypt. Leiden, 2005. Лит.: Am é lineau E. Les actes des martyrs de l " Église copte. P., 1890; Delehaye H. Les martyrs d " Egypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 5-154, 299-364; Idem. Brux., 1923; O " Leary De Lacy E. The Saints of Egypt. L.; N. Y., 1937. Amst., 1974r; Baumeister T. Martyr Invictus: Der Märtyrer als Sinnbild der Erlösung in der Legende und im Kult der frühen Koptischen Kirche. Münster, 1972; idem. Martyrology//CoptE. Vol. 5. P. 1549-1550; Horn A. Studien zu den Märtyrern der nördlichen Oberägypten. Wiesbaden, 1986, 1992. 2 Tl.; Orlandi T. Cycle//CoptE. Vol. 3. P. 666-668; idem. Hagiography, Coptic//Ibid. Vol. 4. P. 1191-1197; Naguib S.-A. The Martyr as Witness: Coptic and Copto-Arabic Hagiographies as Mediators of Religious Memory//Numen. Leiden, 1994. Vol. 41. N 3. P. 223-254.

http://pravenc.ru/text/182317.html

II. «Добродетели праведного отца нашего аввы Макария» ( Am é lineau. 1894. P. 118-202; новый, уточненный перевод отрывков, не сохранившихся на др. древних языках: Regnault L. Les Sentences des pères du désert: Troisième recueil et tables. Solesmes, 1976; англ. пер.: Vivian T. The Virtues of St. Macarius. Pt. 1//Hallel. Roscrea, 1999. Vol. 24. N 2. P. 116-135; Idem. Pt. 2//Ibid. 2000. Vol. 25. N 1. P. 1-20). «Добродетели...» объединяют апофтегмы М. В., «Послание к чадам», отдельные фрагменты Макариевского корпуса и апофтегмы, принадлежащие др. авторам ( Дунаев. 2015. С. 51). III. Апофтегмы ( Am é lineau. 1894. P. 203-234). Копт. версия зависит от греч. сокращенной редакции апофтегм и др. текстов ( Дунаев. 2015. С. 49-50). Греч. оригинал для некоторых фрагментов «Добродетелей...» и апофтегм обнаружен П. Жеэном в рукописи Athen. Bibl. Nat. gr. 2492 (Там же. С. 53). Рус. пер.: Палладий (Добронравов). 1898; Изречения египетских отцов. С. 106-111 300-325: 26 апофтегм М. В. из алфавитной версии по изданию Амелино, дополняющих 8 апофтегм копт. тематической версии Патерика. Основной перевод апофтегм 1-299 был выполнен А. И. Еланской по каирскому изданию тематической версии с восстановлением нек-рых недостающих фрагментов по др. рукописи). Житие М. В. род. в дер. Джиджбер (ныне Шабшир) на юго-западе Дельты ( Am é lineau. 1894. 50-51). В детстве и юности воровал овощи или фрукты вместе с товарищами, пас стада, добывал и продавал селитру. Затем стал вести уединенную жизнь поблизости от др. деревни. Согласно прп. Иоанну Кассиану, М. В. «не учился аристотелевскому хитрословию» ( Ioan. Cassian. Collat. 15. 3). В 30 лет удалился в Скитскую пустыню (ныне Вади-эн-Натрун). Эту местность он знал еще с юности. Отказавшись стать священником, ушел в деревню, где был оклеветан одной женщиной, утверждавшей, что он имел связь с ней. Сначала пребывал в центральной части пустыни, поблизости от озер, потом южнее, где ныне располагается монастырь Дейр-эль-Барамус. Здесь он приспособил для своих нужд грот с 2 помещениями, одно из к-рых служило ему молельней. Затем перебрался на восток Нитрии , где в наст. время расположен мон-рь Дейр-Абу-Макар. Во время арианских гонений в 374 г. был сослан имп. Валентом и еп. Александрии Лукием на неск. месяцев на остров Дельты вместе с прп. Макарием Александрийским и др. монахами. В 388 г. М. В. в последний раз посетил Нитрию. Когда Палладий прибыл в Келлии в 391 г., М. В. уже год как преставился в возрасте 90 лет.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

P. 112). Он спал только треть ночи, оставшееся время проводил, прогуливаясь по двору, молясь и предаваясь созерцанию; днем он также гулял, чтобы не заснуть, и изучал Свящ. Писание ( Am é lineau. P. 113). По свидетельству еп. Палладия, Е. П. проводил большую часть дня, «совершая по сто молитв» ( Pallad. Hist. Laus. 38. 10). Борясь с вожделениями плоти, Е. П. мог простоять всю ночь напролет голым в колодце зимой или по 40 дней не входить в жилище летом (Ibid. 11). Несмотря на столь суровые требования к самому себе, по отношению к другим Е. П. был снисходителен и мягок, оставляя каждому свободу выбора. Духовные дарования Е. П. и Длинных братьев вскоре привлекли внимание Александрийских епископов - Тимофея I , а затем Феофила , к-рые пытались привлечь их к активной церковной деятельности. В сер. 90-х гг. IV в. еп. Феофил решил рукоположить Е. П. во епископа Тмуисского, но тот уклонился от назначения, бежав в Палестину, возможно к прп. Мелании и Руфину. После возвращения в Келлии Е. П. направил еп. Феофилу письмо с объяснением своего поступка ( Evagr. Ep. 13; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23; Am é lineau. P. 118). Невзирая на постоянный поток посетителей и строгий режим, Е. П. находил время для лит. деятельности. Мн. его аскетические сочинения были хорошо известны в Нитрии и Скиту, а благодаря иерусалимским друзьям Е. П. и скрипторию мон-ря на Елеонской горе нек-рые из них быстро распространились и в др. местах христ. мира. Ряд сочинений Е. П. (Practicus, Sententiae ad monachos, Sententiae ad virginem - см.: Guillaumont A. 2004. P. 78) Руфин перевел на латынь, сделав их доступными для христ. Запада. Суровые аскетические подвиги подорвали здоровье Е. П.: он стал страдать от мочекаменной и желудочной болезни, так что в последние 2 года жизни ему пришлось ослабить строгий пост ( Pallad. Hist. Laus. 38. 13; Am é lineau. P. 112; Dysinger. 2005. P. 15). Умер Е. П., приобщившись св. Даров в церкви на праздник Богоявления ( Pallad. Hist. Laus. 38. 13), за неск. месяцев до того, как еп.

http://pravenc.ru/text/180865.html

  001     002    003    004